Понятие, формы и сложность привлечения прямых иностранных инвестиций

АПИИ (Агентство по привлечению иностранных инвестиций)

Опыт зарубежных стран по привлечению иностранного капитала, свидетельствует, что открытие специальных Агентств по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ), их правильная организация и политика, способствуют не только привлечению зарубежного капитала в страну, но и является очень важным инструментом в формировании позитивного имиджа страны на международном уровне и налаживании делового климата.

Как правило, АПИИ учреждается государственными органами страны, обладает большим штатом профессиональных сотрудников и широкой сетью представителей в разных странах. Главная цель такого Агентства – привлечение иностранных инвестиций , непосредственное общение с инвесторами на местах, максимальное содействие в бизнесе.

Существует немало успешных примеров зарубежных стран, которым удалось привлечь значительный поток иностранного капитала с помощью таких Агентств, тем самым улучшив экономическую ситуацию в стране.

Опыт Сингапура

Самым успешным примеров по созданию деловой среды, максимально благоприятной для бизнеса, является Сингапур. Главная заслуга в этом принадлежит агентству, аналогичному АПИИ. Агентство экономического развития (АРЭ), созданное в 1961 году, отвечает за привлечение иностранного капитала в экономику Сингапура, а также оказывает необходимую поддержку инвесторам.

С 1995 года Сингапур занимает третье место в рейтингах по комфортности ведения бизнеса. В этом также есть заслуга Агентства, которое создает благоприятные условия для ведения бизнеса. С момента возникновения Агентства, ВВП Сингапура вырос в несколько десятков раз, и занял третье место в мире.

В штате Агентства около 500 сотрудников, из которых примерно 100 работают в зарубежных представительствах в 19 странах мира. Сотрудники компании, работающие в офисах по всему миру, устанавливают тесные контакты с инвесторами, потенциально заинтересованными в инвестициях в экономику Сингапура. Сотрудники штаб-квартиры Агентства выстраивают взаимоотношения иностранных инвесторов и сингапурских компаний. Ежегодно Агентством проводятся стратегические обзоры целевых секторов и инвесторов.

Правительством Сингапура и Агентством разработаны и успешно реализуются специальные программы по привлечению иностранных инвестиций :

  • Содействие инвестору на всех этапах инвестиционного процесса, в том числе помощь в получении виз и разрешений, специально созданные инструкции для иностранных компаний и т.д.;
  • Для иностранных инвесторов создана привлекательная налоговая политика, учитывающая их интересы;
  • Инвесторам предлагается широкий выбор финансовых инициатив: от обучения персонала за счет Агентства, до защиты интеллектуальной собственности и многие другие.

Опыт Франции

Вторым примером удачной деятельности по привлечению иностранных инвестиций в страну, является Франция. За последние годы эта страна изменила свое отношение к иностранному капиталу. Итогом этих перемен стала активная деятельность государственного Агентства по привлечению иностранных инвесторов во Францию – IFA (Invest in France Agency). Агентство не только привлекает иностранный капитал в страну, но и находится в тесном сотрудничестве с администрациями 22 регионов Франции, которые находятся в условиях жесткой борьбы за инвестиции не только между собой, но и с другими странами Европы.

В результате, Франция вышла на третье место в мире и заняла первое место в Европе, по привлечению в страну прямых зарубежных инвестиций. При этом сейчас Франция находится на втором месте в Европе по уровню развития. Этому способствовало два фактора:

  • Структурный. Франция находится внутри Европы, имеет прямой доступ к странам Евросоюза, а французские рабочие являются одними из самых квалифицированных и высокопроизводительных работников.
  • Экономические реформы. Правительство Франции приняло ряд антикризисных мер и повысило инвестиционную привлекательность страны. Кроме этого, был принят план мероприятий по поддержанию экологических видов промышленности. Мероприятия рассчитаны до 2020 года и должны привлечь инвестиций, в том числе иностранных, на общую сумму около 460 миллиардов евро.

Агентство имеет широкую сеть филиалов в 22 странах мира. Работает по проектной системе, быстро реагируя на предложения инвесторов. Практикуется индивидуальный подход к каждому иностранному инвестору, при этом в каждом конкретном случае разрабатываются индивидуальные программы инвестиций. Основной задачей Агентства является разработка проектов и инвестиционных предложений, учитывающих все потребности инвестора. Так как конкуренция в странах Европы очень жесткая, Агентство стремится предложить иностранным инвесторам оптимальные варианты и наилучшие условия для того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на благо страны.

Российское Агентство по привлечению иностранных инвестиций

Россия также как и другие страны, заинтересована в привлечении иностранного капитала. На сегодняшний день, уже действует ряд финансовых учреждений, занимающихся их привлечением. Но, не хватает единого центра, координирующего работу таких учреждений, а также регулирующего взаимодействия регионов и иностранных инвесторов.

Единым центром по привлечению иностранного капитала, выполняющим все вышеперечисленные функции, должно стать российское АИИ (Агентство по иностранным инвестициям). Учредителем Агентства является правительство России, но правовая форма основана на принципах ГЧП (государственно-частного партнерства). При Агентстве создан Наблюдательный Совет. Финансирование осуществляется за счет всех участников.

Если российским Агентством будет учтен успешный опыт зарубежных агентств, экономическая и политическая ситуация в стране будет стабильной, а инвестиционная политика привлекательной, иностранные инвестиции потекут в российскую экономику нескончаемым потоком.

Анатолий Чаусский

Как привлечь зарубежные инвестиции

Переводчик Д.В. Костыгин

Руководитель проекта Е. Гулитова

Технический редактор Н. Лисицына

Компьютерная верстка А. Фоминов

© А. Чаусский, 2010

© Электронное издание. «ЛитРес», 2013


Чаусский А.

Как привлечь зарубежные инвестиции / Анатолий Чаусский. – М.: Альпина Паблишерз, 2010.

ISBN 978-5-9614-2012-8


Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Благодарности

Автор выражает искреннюю благодарность Виталию Мычке и Халу Смиту – своим учителям в таком нелегком бизнесе, как инвестиционный консалтинг. Написание этой книги было бы невозможно без тех знаний и опыта, которые я приобрел благодаря их наставничеству во время совместной работы. Общение с этими людьми не только обогатило меня в профессиональном плане, но и сделало мудрее в житейском смысле.

Предисловие

Книга «Как привлечь зарубежные инвестиции» посвящена проблемам взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса – соискателями, консультантами и инвесторами. В ней подробно рассматриваются основные заблуждения и неверные ожидания соискателей, приводящие к конфликтам и срывам переговорного процесса. Данная книга написана на основе практического опыта, который я приобрел, работая финансовым консультантом в американской консалтинговой компании.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. Для понимания ее смысла от читателей не требуется специальных экономических знаний. Книга может представлять интерес для всех, кто считает, что для развития их бизнеса нужны инвестиции. Книга будет полезна как начинающим предпринимателям, так и инициаторам крупных инвестиционных проектов. Первые, ознакомившись с книгой, осознают бесперспективность своих попыток привлечь зарубежные инвестиции и вовремя переориентируются на российских инвесторов. Вторые, избежав многих стандартных ошибок, смогут намного быстрее и проще привлечь инвестиции, сэкономив при этом время и силы.

Главная цель книги заключается в изменении мировоззрения читателей, являющихся потенциальными соискателями инвестиций. Книга помогает соискателям взглянуть на инвестиционный процесс с позиций инвестора и консультанта. В рамках книги решается задача искоренения ограничивающих заблуждений и формирования нового комплекса эффективных представлений об инвестиционном процессе.

Содержание книги построено таким образом, чтобы сместить фокус внимания потенциального соискателя с негативных аспектов на позитивные. В результате после прочтения книги у читателя должно измениться восприятие инвестиционного процесса. Это новое восприятие позволит читателю – соискателю инвестиций – продвигаться по инвестиционному процессу легко и комфортно, более эффективно взаимодействовать с инвесторами. Для достижения этих целей книга была скомпонована в виде шести глав.

Инвесторы, а соответственно, и инвестиционные программы, бывают разными. Как показывает практика, российские соискатели инвестиций не отдают себе отчет, что не каждый вид инвестирования соответствует его целям и задачам. Сравнительной характеристике инвесторов и типов финансирования посвящена первая глава книги. Эта глава должна помочь читателю определиться с типом инвестора, который подходит именно для его задач, и, соответственно, не тратить силы и время на поиски и переговоры с другими инвесторами.

Тема инвестиций чрезвычайно многогранна и широка. Невозможно, да и не нужно, в рамках одной книги рассматривать все возможные варианты инвестиций. Поэтому данная книга в первую очередь посвящена привлечению инвестиций от финансовых инвесторов. Все советы, которые даются в книге, по умолчанию относятся к проблемам взаимоотношений с финансовыми инвесторами. Вторая глава книги посвящена исключительно финансовым инвесторам. Более подробно рассматриваются принципы их работы и требования к инвестиционным проектам, объясняются их мотивы.

Третья глава посвящена консультантам. В ней поднимаются, наверное, самые болезненные проблемы, возникающие в инвестиционном процессе. Подробно рассматриваются вопросы оплаты услуг консультантов.

В четвертой главе рассматривается деятельность посредников, которая практически всегда губительно сказывается на инвестиционном процессе. Даются критерии, позволяющие распознать посредника, пытающегося представиться перед соискателем профессиональным консультантом, а также советы, как вести себя, как противодействовать его манипуляциям и строить с ним отношения, если все-таки в коммуникационной цепочке оказался посредник.

Пятая глава посвящена рассмотрению основных противоречий инвестиционного процесса. Сюда относятся заблуждения соискателей, мифы и неверные представления – все, что препятствует эффективной коммуникации между соискателем, консультантом и финансовым инвестором, тормозит инвестиционный процесс, делает его продвижение затруднительным. В каждом разделе этой главы проводится анализ происхождения данного заблуждения, даются рекомендации по преодолению противоречий.

Шестая глава представляет собой синтез всех предыдущих глав. Она содержит позитивные установки и представления. Если в предыдущих главах читателю показывается неэффективность многих его стандартных убеждений относительно инвестиционного процесса, то в этой главе уже даются конкретные практические рекомендации. Эта глава является логическим завершением предыдущих глав книги.

Глава 1. Общая характеристика инвесторов

Финансовые и стратегические инвесторы

Финансовый инвестор – это компания, деятельность которой связана с предоставлением кредитов и инвестиций. Доход компаний подобного типа формируется за счет участия в инвестиционных проектах их клиентов. Фактически финансовые инвесторы занимаются тем, что продают деньги. Стратегическим инвестором называют крупные компании, занимающиеся каким-либо видом бизнеса, которые в целях своего расширения покупают другие, более мелкие компании в той же или смежной сфере бизнеса. Стратегические инвесторы не выдают кредитов, но они могут создавать совместные предприятия, образовывать стратегические альянсы.

К финансовым инвесторам можно отнести коммерческие и инвестиционные банки, страховые и пенсионные фонды, хедж-фонды, компании, осуществляющие финансирование торговых операций. Финансовые инвесторы не занимаются производством продукции, их деятельность выражается в оказании финансовых услуг. Они ищут перспективные инвестиционные проекты и вкладывают в них деньги, чтобы потом вернуть их с прибылью.

Стратегическим инвестором потенциально может стать любая крупная компания, относящаяся к любой отрасли. Такие компании покупают долю в уставном капитале других юридических лиц или создают с ними совместные предприятия с целью усиления позиций на рынке, расширения территории своей деятельности, увеличения рынков сбыта. Например, компания по производству напитков может приобрести бизнес по переработке овощей и фруктов с целью обеспечения себя бесперебойными поставками концентратов. Крупный производитель аудиотехники может купить инновационную компанию, разработавшую новую технологию производства микрочипов, для того чтобы получить исключительные права на разработку. Известная торговая сеть национального масштаба приобретает сеть магазинов в определенном городе, чтобы расширить сферу своего влияния в регионе. Стратегический инвестор, финансируя бизнес, фактически покупает его, становясь основным его владельцем.

Финансовые инвесторы в первую очередь ориентируются на потенциал роста компании и уровень риска. Их в большей степени интересует, сколько они смогут заработать и каковы гарантии, что бизнес, в который они вложили деньги, не обанкротится. Стратегических инвесторов привлекает исключительно актив, принадлежащий покупаемой компании. Их заботит вопрос о том, насколько этот актив окажется полезным для развития основного бизнеса, укрепит позиции компании на рынке, повысит эффективность бизнес-процессов, снизит себестоимость выпускаемой продукции.

Сотрудниками компании финансового инвестора являются экономисты, бухгалтеры, аудиторы, аналитики, юристы, консультанты, управляющие. Финансовым инвесторам нет нужды иметь в своем постоянном штате специалистов того профиля, которые имеются у соискателя инвестиций. Финансовый инвестор принимает участие в проекте исключительно деньгами, всю работу выполняют сотрудники финансируемой компании. Инвестор осуществляет только строгий финансовый контроль, не участвуя в оперативном управлении компанией. Стратегический инвестор участвует в проекте не только деньгами, но и другими ресурсами материального и нематериального характера – специалистами, оборудованием, технологиями управления, деловыми связями и т. д. Он принимает активное участие в управлении бизнесом, принимает решения и полностью контролирует деятельность компании, может в последующем по своему усмотрению сменить менеджмент соискателя инвестиций.

Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.

Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.

Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).

За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).

Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:

  • получение статуса международной компании;
  • получение дополнительных средств на развитие;
  • возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
  • получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.

Оценка экономических показателей проекта

В большинстве случаев инвесторам не требуются дорогостоящие отчеты и бизнес-планы компании. Для потенциального инвестора важно понять, какую прибыль он получит, когда вложения окупятся и принесут максимально ощутимый эффект. Прежде всего нужно показать потенциальному инвестору, какие капиталовложения необходимы для реализации того или иного проекта. Обычно достаточно рассчитать планируемые доходы и расходы в пятилетней перспективе. Пример таких вложений в строительной компании представлен в таблице.

Расчет показателей вложений в проект и выручки, тыс. руб.

№ п/п

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Инвестиционная деятельность

Капиталовложения

Прирост собственного капитала

Сальдо инвестиционной деятельности

Операционная деятельность

Выручка от реализации

Фонд оплаты труда со страховыми взносами

Стоимость материальных ресурсов (сырье, материалы, энергия)

Накладные расходы

Амортизация

Налоги в себестоимости

Проценты по кредитам

Прибыль до налогообложения (п. 2.1 – п. 2.2 – п. 2.3 – п. 2.4 – п. 2.5 – п. 2.6 – п. 2.7)

Налог на прибыль (20 %)

Чистый доход

Оценка сильных и слабых сторон проекта

Как показывает практика, очень часто для развития компании важно получить доступ к заемным средствам, иметь достаточный спрос и предложение на товары и услуги. В данном случае нужно представить инвестору SWОТ-анализ, предполагающий оценку различных положительных и отрицательных моментов деятельности.

Рассмотрим пример оценки сильных и слабых сторон строительной компании (рис. 1).

Преимущества компании

Недостатки компании

Опыт работы в строительной отрасли с 1998 г.;

Опыт возведения 12 жилых домов;

Высокая компетентность;

Опыт грунтовых работ и проведения работ в тяжелых климатических условиях;

Партнерство с европейскими компаниями (Bauer, SoilMec);

Наличие гарантийных условий после сдачи домов в эксплуатацию в течение двух лет;

Наличие программы социальной ответственности;

Наличие высококвалифицированных рабочих

Отсутствие возможности получить банковское финансирование по низким процентам;

Непостоянство денежных средств и наличие дебиторской и кредиторской задолженности, нереальной к взысканию;

Высокие издержки строительного производства;

Слабая маркетинговая политика

Возможности рынка

Угрозы рынка

Необеспеченность потенциальных потребителей дешевым жильем;

Наличие постоянного спроса на жилье;

Приток частного и внешнего (иностранного) капитала в строительную отрасль

Угроза нарушения сроков строительства и штрафных санкций;

Дефицит специалистов в области строительства;

Изменение контроля в области строительства;

Угроза поглощения более крупной компанией

Рис. 1. SWОТ-анализ строительной компании

Исходя из слабых и сильных сторон, строительная компания может выбрать одно из четырех направлений развития:

1. Стратегия быстрого роста . Пути реализации данной стратегии:

  • внешнее кредитование иностранными инвесторами;
  • продажа части компании или выход на IPO с целью получения новых финансовых возможностей для реализации новых проектов в строительной отрасли.

2. Стратегия укрупнения посредством слияния и поглощения . Подобная стратегия характеризуется слиянием с другими строительными компаниями, продажей части акций иностранному инвестору с целью получения дополнительного финансирования для реализации новых строительных проектов.

3. Стратегия диверсификации предполагает:

  • выпуск на рынок новых продуктов (например, предложение вариантов малоэтажного, дачного строительства);
  • кооперацию с другими отраслями (производство бетона и железобетонных конструкций).

4. Создание холдинга . Для привлечения иностранных инвестиций компания может разработать концепцию создания холдинговой структуры с иностранным участием.

Иностранные инвесторы часто опасаются заключать договоры с российскими компаниями непосредственно в России и предпочитают выбрать иную юрисдикцию, которая позволит максимально обезопасить финансовые вложения. Это может быть как европейская юрисдикция (Великобритания, Германия), так и азиатское направление с использованием в холдинговой структуре Сингапура, Китая.

Оценка юридической стратегии привлечения инвестиций

Необходимо представить инвестору правовые аспекты привлечения инвестиций.

1. Продажа акций компании . При использовании данной стратегии важно понять, какую долю компании-учредители готовы продать для привлечения инвестиций.

Согласно ст. 93 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании. Важно, чтобы все участники общества были готовы на отчуждение доли иностранному инвестору, ведь они пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

Порядок осуществления преимущественного права и срок, в течение которого участники общества могут воспользоваться указанным правом, определяются законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Уставом общества также может быть предусмотрено преимущественное право покупки обществом доли или части доли участника общества, если другие участники общества не использовали свое преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества.

Публичные и непубличные общества вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять свободную продажу акций с учетом требований правовых актов Российской Федерации (Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»).

2. Привлечение займов и кредитов . Привлечение займов и кредитов позволяет при сохранении доли владения компанией получить дополнительные инвестиции и открыть новые проекты и направления деятельности. Плюсом такой схемы является возможность сохранения контроля над компанией, минусом - необходимость выплаты процентов.

Обратите внимание

Предоставляя целевое финансирование, иностранные инвесторы часто прописывают в договоре специальные условия в отношении достижения объемов производства или продаж. В связи с этим необходимо внимательно изучать все пункты договора.

В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Предметом договора займа может быть иностранная валюта (п. 2 ст. 807 ГК РФ). Займы в иностранной валюте также имеют свои особенности. Поскольку контрагентом организации является нерезидент России, валютные операции, связанные с исполнением договора займа, осуществляются без ограничений (подп. «б» п. 7 ст. 1, ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода (расхода) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ).

В силу положений подп. 7 п. 4 ст. 271, подп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ датой признания доходов и расходов в виде курсовых разниц по имуществу и требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, является последнее число текущего месяца.

Из приведенных норм можно сделать вывод : пересчет обязательств по займу, выраженных в иностранной валюте, и признание доходов и расходов в виде курсовых разниц следует производить ежемесячно.

3. Создание новой компании . Часто инвесторы предлагают создать совместное предприятие для целей реализации нового инвестиционного проекта. Порядок создания такого предприятия определяется сторонами. Российская компания может внести НИОКР, свой бренд и имущество, иностранный инвестор - денежные средства. Создание такой компании можно показать схематично (рис. 2).

Рис. 2. Создание совместного предприятия

Создание совместного предприятия с участием иностранного капитала позволяет повысить привлекательность компании, расширить географию работы компании.

Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и ГК РФ. Особенность данной схемы: создается новое юридическое лицо, не обремененное рисками предыдущей деятельности учредителей, директоров, принятием неправильных решений. Репутация компании создается заново.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

4. Выход на IPO . Выход на IPO позволяет действительно привлечь в компанию денежные средства. Например, в российской экономике в первой половине 2000-х гг. отсутствовали длинные инвестиционные деньги при хорошем экономическом росте. В эти годы наши компании массово отправились за инвестиционными деньгами на международные рынки капитала. В результате повального выхода российских компаний на IPO сформировался отчетливый тренд по приглашению в состав совета директоров иностранного директора. Это обеспечивало условную уверенность иностранных инвесторов в приемлемом качестве корпоративного управления, а следовательно, более высокую оценку стоимости акций.

Публичным признается обращение ценных бумаг на организованных торгах, а также обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, включая использование рекламы.

Публичное обращение эмиссионных ценных бумаг возможно только при наличии следующих условий, которые должны быть соблюдены одновременно :

  • регистрация проспекта ценных бумаг, допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
  • раскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями, установленными в законе, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, - в соответствии с требованиями организатора торговли.

Сегодня азиатские биржи с удовольствием принимают российские компании для выхода на IPO. Азиатские зарубежные компании готовы инвестировать даже в маленький бизнес. Достаточно получить независимое заключение и разместить биржи с помощью посредников на зарубежных площадках, таких как Сингапур или Китай.

ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Якушова Елена Сергеевна 2
1 Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства
2 Московский государственный университет геодезии и картографии, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и предпринимательства


Аннотация
В ходе исследования был проведен анализ эффективности привлечения иностранных инвестиций в экономику России. С помощью статистических методов сформулированы проблемы, препятствующие росту объемов и улучшения качестве иностранных инвестиций в российскую экономику. В частности, выделены следующие проблемы: ухудшение качества иностранных инвестиций, рост диспропорций в региональной экономике, явные и скрытые административные барьеры, коррупция. На основе корреляционного анализа ранжированы факторы, мотивирующие приток иностранных инвесторов в Россию. Как показал анализ, прослеживается большая корреляция между притоком иностранных инвестиций и рынком недвижимости, ростом инвестиций в инновации и основные фонды. Сформулированы принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики: принцип стратегического единства, принцип децентрализации, гибкости, информационной открытости, стабильности.

FACTORS AND PRINCIPLES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN THE RUSSIAN ECONOMY

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Yakushova Elena Sergeevna 2
1 Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in, Тechnical Sciences, Assistant Professor of Economics and entrepreneurship
2 Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in, Economic Sciences, Assistant Professor of Economics and entrepreneurship


Abstract
The study analyzed the effectiveness of attracting foreign investments into the Russian economy. With the help of statistical methods formulated problems hindering the growth of the volume and improve the quality of foreign investment in the Russian economy. In particular, it identifies the following problems: the deterioration of the quality of foreign investment, the growth of regional imbalances in the economy, overt and hidden administrative barriers and corruption. On the basis of the correlation analysis are ranked the factors motivating the influx of foreign investors in Russia. Analysis showed strong correlation between the inflow of foreign investment and the real estate market, the growth of investment in innovation and fixed assets. Laid down the principles which should guide the development of the state investment policy: the principle of strategic unity, the principle of decentralization, flexibility, transparency and stability.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Якушова Е.С. Факторы и принципы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]..03.2019).

В последнее время все отчетливее прослеживается стремление российских властей убедить иностранных инвесторов и рейтинговые агентства в относительной привлекательности России. Об этом в частности наглядно свидетельствует объявление на Всемирном экономическом форуме в Давосе о запуске имиджевой кампании «Инвестируй в Россию». В условиях глобализации и перехода к «открытой» модели экономики России для сохранения и усиления своих позиций на мировой арене необходимо осуществить комплекс стратегических преобразований, для реализации которых требуются внешние ресурсы. Правительством России был сделан ряд значительных шагов в направлении стимулирования иностранных инвестиций (ИИ): изменена нормативно-правовая база, установлены налоговые льготы, созданы особые экономические зоны и др. . В последнее время были приняты новые меры по деофшорризации экономики России. Но, несмотря на все усилия, качество иностранных инвестиционных ресурсов продолжает ухудшаться, доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снижается. И самое главное, возрастает отток капитала из страны.

Цель работы заключалась в анализе факторов, влияющих на приток ИИ в российскую экономику и формулировке общих принципов, на которые следует опираться при разработке государственной инвестиционной политики.

Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов, корреляционного анализа, методами анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные данные Росстата, Банка России , UNCTAD и др.

Российская экономика постепенно выходит из кризиса, о чем свидетельствуют положительные темпы экономического роста, которые превышают среднемировой уровень. Во многом это стало возможно благодаря иностранным инвестициям, особенно в автомобильную, пищевую промышлен­ности, торговлю. Но, несмотря на успехи в отдельных отраслях, имеется ряд существенных проблем, без решения которых невозможно устойчивое развитие экономики и социальной сферы.

Проблема 1. Ухудшение качества привлекаемых ИИ. В последнее время наблюдается устойчивое снижение доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ), (67,72% от общего объема в 1995 г. до 9, 66% в 2011) и стабильное увеличение доли прочих инвестиций, которые в основном состоят из краткосрочных займов (30,98% – в 1995 г., 89,92% – в 2011) . Иностранные инвесторы не хотят или опасаются надолго оставлять свой капитал в России и используют российский рынок как площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций.

Проблема 2. Отток инвестиций из России. Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что средние темпы роста ИИ в период 2009-2011 гг. в

российскую экономику были выше общемирового уровня (148,26% против 111,62%), но в тоже время средние темпы роста вывоза капитала из российской экономики также выше среднемировых (149,6% против 127,63%). Причем основным каналом вывода денежных средств за рубеж являются оффшорные компании.

Проблема 3. Рост диспропорций в региональной экономике. Современные механизмы привлечения ИИ являются одним из факторов усиления диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ. Наиболее привлекательным для инвесторов регионом является Москва . В московском регионе при поддержке Правительства созданы условия для притока ИИ в торговлю, строительство, транспорт, связь. Но одновременно с развитием именно этих сфер усугубляются проблемы Москвы (транспортные коллапсы, нелегальный рынок рабочей силы, теневая экономика).

В разных регионах России существенно различается уровень доходов населения: по итогам 2011 г. уровень среднедушевых доходов в Москве (47 318,9 руб.) более чем в 5 раз превышал минимальный уровень

Таблица 1 – Динамика ПИИ в мировую экономику, в млрд. долл. США

Средний темп роста, в %

Общемировой уровень ПИИ (приток)
Общемировой уровень ПИИ (отток)
Развитые страны (приток)
Развитые страны (отток)
Развивающиеся страны (приток)
Развивающиеся страны (отток)
Россия (приток)
Россия (отток)

Источники: Росстат, UNCTAD

среднедушевых доходов, который был зафиксирован в Республике Калмыкия (8 829,4 руб.). В целом по России среднедушевые расходы более чем в 2 раза меньше московского уровня (20 754,9 руб.). При этом доля Москвы в общем объеме занятого населения составляет 8,64%.

Проблема 4. Административные барьеры (явные и скрытые). Несмотря на усилия властей разного уровня по совершенствованию администра­тивных процедур и законодательства, регулирующего предпринимательскую и инвестиционную деятельность, большинство инвесторов в качестве основных факторов, негативно влияющих на инвестиционную привлекатель­ность России, по прежнему называют неэффективность законодательства (53%), высокий уровень бюрократии (47%), непрозрач­ность системы регулирования предпринимательской деятельности (37%) .

По результатам исследования «Индекс восприятия коррупции», которое ежегодно проводит Центр Трансперенси Интернешнл, Россия в 2012 г. заняла 133 место из 176 стран . Учитывая количество коррупционных скандалов, которые сотрясают российское общество в последние годы, сомневаться в результатах ранжирования не приходится.

По мнению аналитиков UNCTAD, при разработке государственной инвестиционной политики в большинстве стран существуют общие проблемы . Это и несогласованность инвестиционной политики с другими целями, отсутствие интеграция инвестиционной политики, в том числе в части привлечения ПИИ с общей стратегией развития страны. Многие страны сталкиваются с проблемой оптимизации положительного и отрицательного воздействия инвестиций на экономические и социальные процессы. В ряде случаев используемые механизмы недостаточно стимулируют ответственное поведение инвесторов, особенно в области занятости и экологии.

В ходе исследования был выполнен парный корреляционный анализ между темпами роста ИИ в российскую экономику и рядом экономических факторов. В анализе были использованы данные Росстата. В табл. 2 представлены результаты анализа, которые позволили ранжировать факторы, участвующие в анализе.

Таблица 2 – Значения парной корреляции между притоком иностранных инвестиций в экономику России и рядом экономических показателей

Показатель

Значение коэффициента парной корреляции

1. Динамика цен на недвижимость
2. Объем строящейся недвижимости
3. Общие затраты на инновации
4. Объем ВВП
5. Темпы экономического роста
6. Уровень рентабельности российских организаций
7. Уровень обновления основных фондов
8. Уровень инфляции
9. Курс доллара
10. Ставка рефинансирования Банка России
11. Численность населения России

Результаты анализа наглядно свидетельствуют о чисто спекулятивных мотивах иностранных инвесторов. Как видно наибольшая корреляция наблюдается между объемом иностранных инвестиций и рынком недвижимости, уровнем инвестиций в инновации и в основные фонды. Результаты данного анализа позволяют увидеть главные мотиваторы для иностранных инвесторов и на их основе разрабатывать соответствующие меры.

После определения основных проблем в сфере привлечения ИИ в российскую экономику, были сформулированы основные принципы, которыми следует руководствоваться при разработке государственной инвестиционной политики.

1. Принцип стратегического единства. Суть этого принципа заключается в разработке общей стратегии развития страны на долгосрочную перспективу, которая будет определять направление развития регионов. В настоящее время такая работа уже ведется и имеет конкретный результат в виде документа «Стратегия-2020».

2. Принцип децентрализации управления. Централизованная система принятия решений способствует росту негативной конкуренции между инвесторами за лояльность тех или иных чиновников. Поэтому на федеральном уровне следует больше внимания уделять стимулированию региональной активности инвесторов. Кроме того необходимо пересмотреть структуру финансовых ресурсы регионов, т.к. существующая налоговая система практически лишает регионы финансовых ресурсов.

3. Принцип гибкости. Инвестиционная политика должна регулярно пересматриваться и адаптироваться к меняющимся условиям. В бюрократизированной системе управления государством это очень сложно реализовать. Необходимо в систему госуправления внедрять современные организационные структуры управления более гибкие к изменению динамики развития.

4. Принцип информационной открытости. Инвестиционная политика должна предусматривать создание и развитие информационных порталов, содержащих сведения об инвестиционных проектах и мероприятиях, административных процедурах и законодательных особенностях и прочее. Стоит отметить, что отдельные субъекты РФ, включая Москву и Санкт-Петербург, уже активно используют такие информационные ресурсы.

5. Принцип стабильности. Как известно, одним из важных факторов инвестиционной привлекательности является государственные гарантии и стабильное их обеспечение. Для завоевания доверия инвесторов необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и укрепление государственных и общественных институтов.

6. Принцип инновационности развития. Инвестиционная политика должна исходить из приоритетности развития обрабатывающих отраслей и стимулирования ПИИ, направленных на преодоление технологического отставания российской промышленности. И хотя этот принцип активно пропагандируется руководством страны, инвестиционные потоки пока своего направления не изменили.

7. Принцип легальности инвестиций. Необходимо создать эффектив­ные барьеры для вывоза капитала, в том числе через оффшоры. Использование оффшоров и других механизмов теневой экономики приводят к снижению эффективности реальной экономики. Именно поэтому средний уровень рентабельности активов российских организаций остается очень низким – в 2011 г. он составил 6,5% (при ставке рефинансирования Банка России выше 8%). Без подобных барьеров невозможно обеспечить рост экономики, снизить диспропорции и социальную напряженность.

8. Принцип социальной ориентированности. Инвестор, как любой предприниматель, прежде всего, стремится получить максимальную прибыль на вложенный капитал, поэтому социальные гарантии, как правило, стоят для него не на первом месте. Поэтому государственная инвестиционная политика должна в том числе решать следующие задачи: 1) способствовать созданию рабочих мест и росту благосостояния населения, 2) создавать стимулы для выпуска социально значимой продукции, 3) обеспечивать контроль за соблюдением трудовых прав работников предприятия.

9. Принцип сбалансированности. Сложность разработки любой политической программы заключается в необходимости учета интересов разных групп лиц, мотивы поведения которых не всегда ясны. Если говорить об инвестиционной политике, то это столкновение интересов государства и инвесторов, инвесторов и собствен­ников предприятий, борьба отечественных и зарубежных инвесторов и т.д. Понятно, что всем сразу угодить невозможно, но это и не главное. Главное, чтобы в инвестиционной политике были четко определены приоритеты национального развития и те, кто отвечают за реализацию этой политики, добросовестно выполняли свои обязанности.


Библиографический список
  1. Рязанцева М.В. Стимулирование прямых региональных инвестиций [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – январь, 2013. – с. 128-132
  2. Рязанцева М.В. Стимулирование инвестиций в особые экономические зоны. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 5. – с. 67-69
  3. Инвестиции в России. 2011: Стат.сб./ Росстат. – М., 2011. – 303 с.
  4. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru
  5. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru
  6. World investment report 2012. Towards a New Generation of Investment Policies [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Full-en.pdf
  7. Официальный сайт компании «Эрст энд Янг» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ey.com
  8. Официальный сайт Центра Трансперенси Интернешнл – Россия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.transparency.org.ru
Количество просмотров публикации: Please wait

Похожие статьи