Приватизация: как это было и к чему привело. Способы приватизации предприятий

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации :

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации :

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Социально-экономические последствия приватизации в России

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества » под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер . Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

— это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, . Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои , должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и .

Сущность приватизации

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора . В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства , имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Задачи приватизации

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение и населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором . Приватизация должна способствовать усилению экономики страны в целом.

Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

России во время проведения приватизации резко уменьшился . Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции , которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников , что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой . Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному » коэффициенту , который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г . от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза . Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения не было капитала для приобретения по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля .

При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев . Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

(от лат. privatus - частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.

Первым нормативным актом в этой области стал закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" , принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Указ президента РФ Бориса Ельцина "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" .

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам , используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году - до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился .

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ" от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным "продлить" денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Сущность приватизации

Процедура приватизации – это действия, противоположные национализации. Иными словами, это переход имущества от государства в частные руки. Процесс приватизации тесно связан с разгосударствлением – переходом от государства к физическим и юридическим лицам в полном объеме или частично функции управления хозяйством (замена связей вертикальных среди министерств и ведомств и органами управления, и предприятиями на горизонтальные – связи среди предприятий.

В России приватизация предполагала переход имущества Российской Федерации в частные руки. Начало приватизации относится к 90-м годам прошлого столетия. Приватизация тесно связана с именами Гайдар и Чубайс, которые в те времена занимали ключевые посты в Правительстве.

Определение 1

Итак, процесс приватизации предусматривает переход имущества, управляемого государством или ОМСУ, в частную собственность.

Процесс приватизации постоянно охватывает широкий перечень объектов государственного имущества. Экономическое значение приватизации предприятий велико, поскольку это важнейший этап на пути перехода от административно-командной экономики к рыночной.

На современном этапе процесс приватизации – область компетенции Правительства РФ. Каждый год правительством формируется план приватизации государственного имущества, содержащий полную информацию об объектах, подлежащих приватизации и их характеристиках.

Способы проведения приватизации предприятий

Законодательно разрешены три метода проведения приватизации государственного или муниципального предприятия. К ним относятся: аукционная продажа, продажа доли капитала предприятия, выкуп имущества.

Успех проведения приватизации в большой степени зависит от открытости и гласности ее проведения, от полноты информации и доступности ее для населения. Законом о приватизации установлено, что, если планируется продажа доли капитала предприятия, то данная информация об этом должна быть опубликована в специальном Бюллетене имущественных фондов.

Характеристика методов приватизации предприятия

Одним из способов приватизации является продажа предприятия на конкурсной основе. Встречаются такие конкурсы редко. Конкурс объявляют тогда, когда выполняются условия:

  • Сохранение направления деятельности предприятия
  • Сохранение числа занятых людей
  • Помощь объектам социальной сферы
  • Вложение определенного объема инвестиций

Проведение аукциона – более распространенный метод приватизации предприятия. В ходе аукциона физические или юридические лица приобретают собственность в ходе открытого торга. Здесь особых требований к объекту приватизации не выставляется. Собственником становится лицо, предложившее максимальную цену за предприятие. Аукционная приватизация производится в отношении:

  • Предприятий или их подразделений, которые выделены в отдельные предприятия
  • Здание, техника, оборудование, патенты, лицензии ликвидируемых предприятий
  • Незавершенное строительство
  • Паи и акции обществ, созданных в ходе преобразования государственного или муниципального предприятия.

Решение о продаже предприятия принимается государственным Правительством, а продавцом на аукционе выступает имущественный фонд. Этот фонд и публикует всю необходимую информацию о проведении аукциона не позднее, чем за три недели до его проведения. Должны быть опубликованы все важные характеристики объекта продажи: местонахождение, площадь, характер производства, оценочная стоимость и т.д. В аукционе могут принять участие граждане и юридические лица, заблаговременно подавшие заявку на участие, документацию и внесли залог, который составляет до 10% от стартовой цены объекта.

Замечание 2

Аукцион может быть открытым или закрытым. Правила проведения закрытых аукционов регулируются Правилами Государственного Комитета РФ по управлению имуществом.

Приватизация предприятия может происходить и путем продажи акций уставного капитала. Государственный имущественный фонд может реализовать акции среди работников предприятия по льготной цене. Продажа может производиться не ранее, чем через месяц после создания предприятия в форме акционерного общества. Непроданные акции остаются в распоряжении фонда государственного имущества. Средства, вырученные от продажи акций предприятия, подлежат перечислению на счета продавца, открытые в банке по месту нахождения, а затем распределяются в соответствии с законодательством.

Плюсы и минусы приватизации предприятий

Приватизация предприятий оказала большое влияние на экономику России. Это были как положительные моменты, так и негативные последствия. Самые выраженные минусы приватизации состоят в следующем:

Одинаковые методы приватизации применялись к предприятиям совершенно разных отраслей и направлений деятельности. Характер приватизации был минимизирован да уровня заказа планов приватизации.

Отрицание территориальных особенностей приватизации. Разнообразие ставок и способов проведения приватизации было обусловлено действиями ОМСУ, которые были не вполне компетентны в этом.

Положительное влияние приватизации состоит в следующем:

  • По большей части приватизация проходила свободно методом уступки имущества. Организационной формой таковой стала система чеков на предъявителя.
  • Переход предприятия и имущества в частные руки позволял использовать их по своему усмотрению.

Принуждение неэкономического характера привело к возникновению ряда проблем, которые были не решены на начальном этапе становления приватизации. Например, это заказное применение и финансирование ценных объектов, параметры продажи земельных угодий и иного недвижимого имущества.

В целом процесс приватизации предприятий должен поддерживаться на двух уровнях: общественный уровень и уровень трудового коллектива конкретного предприятия. Малое количество предложений по поводу приватизации приводит к тому, что в большой степени специалисты и общество восприняли приватизацию как негативное явление.


Приватизация государственных предприятий осуществляется путем продажи их по конкурсу или на аукционе, а арендных - путем выкупа арендованного имущества трудовым коллективом.
Продажа по конкурсу - это такой способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого объекта определяется на основе конкурсного отбора. Им становится победитель конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критерию, установленному продавцом государственного имущества.
Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от будущего собственника требуется выполнение определенных требований (условий конкурса) по дальнейшему использованию объекта
Условия и критерии конкурса определяются органами приватизации для каждого объекта с учетом его особенностей. Они, как правило, содержат следующие требования:
  • сохранение обязательств по производству конкретных видов продукции, товаров и услуг, профиля предприятия на определенный срок;
  • проведение природоохранных мероприятий;
  • обеспечение безопасных условий труда;
  • финансирование и порядок использования объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия, в течение определенного срока.
Выполнение условий конкурса обязательно для всех участников. При этом предложение более качественного выполнения требований, чем предусмотрено условиями конкурса, не дает преимуществ перед другими участниками. Победитель определяется по критерию конкурса.
В качестве критерия конкурса по продаже объектов государственной собственности используются:
. наивысшая цена, предложенная участником конкурса;
« объем и эффективность обоснованных в бизнес-плане инвестиций, которые участник конкурса намерен использовать на развитие приватизируемого объекта.
Первый критерий используется при продаже по конкурсу тех объектов, в развитии и повышении эффективности которых заинтересовано государство.
Второй критерий целесообразно применять в тех случаях, когда уровень развития и эффективность приватизируемого объекта удовлетворяют общественным потребностям, однако существует необходимость соблюдения определенных требований при его эксплуатации.
Использование наивысшей цены в качестве критерия конкурса по продаже объектов государственной собственности делает этот способ приватизации на первый взгляд похожим на продажу на аукционе.
Продажа на аукционе - это такой способ приватизации, при котором объекты государственной собственности продаются на открытых торгах.
В зависимости от механизма проведения торгов различают аукционы на повышение («английский») и на понижение цены («голландский»).
На аукционах на повышение цены продаются, как правило, действующие предприятия или другие объекты, представляющие интерес для потенциальных покупателей, в результате чего цена на торгах повышается. Покупателем становится участник аукциона, предложивший максимальную цену. Начальная цена при продаже объекта на аукционе принимается равной его оценочной стоимости, рассчитанной имущественным методом. Если объект выставляется на торги вторично, то стартовая цена снижается на 20 %, а если в третий раз, на 50 % оценочной стоимости.
На «голландских» аукционах продаются неиспользуемые или неэффективно используемые объекты. Процедура проведения торгов зависит от поведения участников аукциона. Если при объявлении стартовой цены один из участников аукциона изъявляет желание купить объект, он становится победителем. Если при объявлении стартовой цены купить объект хотят два и более участника, аукционная цена повышается. Победителем аукциона становится участник, предложивший максимальную цену. Если при объявлении стартовой цены нет желающих купить объект, цена снижается. Победителем становится участник аукциона, первым изъявивший желание купить объект по объявленной аукционной цене. Если в ходе торгов при снижении цены два и более участника изъявляют желание купить объект, цена повышается. Победителем аукциона становится тот, кто согласен купить по максимальной цене. При продаже объектов на «голландском» аукционе цена в ходе торгов может снижаться на 80 %.
Различают аукционы без условий и с условиями. Аукционы без условий проводятся в том случае, если от будущего собственника не требуется соблюдения каких-либо условий по дальнейшему использованию приватизируемого объекта. Это отличает продажу на аукционе от продажи по конкурсу по критерию наивысшей цены. Кроме того, эти способы приватизации отличаются процедурой выявления победителя. При продаже по конкурсу цена определяется каждым участником исходя из личных соображений (оценка объекта, перспектив его развития, финансовых возможностей и т.п.) без учета предложений других покупателей. На заседании конкурсной комиссии вскрываются конверты с предложениями участников конкурса и определяется победитель, предложения которого соответствуют условиям конкурса и содержат наивысшую цену. В этом смысле конкурс является закрытым. При продаже на аукционе цена формируется под влиянием поведения всех участников торгов.
Процедура проведения отличает продажу по конкурсу по критерию наивысшей цены от продажи на аукционе с условиями, который проводится в тех случаях, когда спрос на объект высокий и от будущего собственника требуется выполнение определенных условий по его использованию.
При продаже объектов государственной собственности на аукционе с условиями покупателю могут предъявляться следующие требования:
  • сохранение назначения или профиля объекта приватизации;
  • сохранение или создание новых рабочих мест;
  • выполнение инвестиционных программ;
  • сохранение исторического характера объекта приватизации, являющегося историко-культурной ценностью.
Предъявление других условий на аукционах не допускается.
Аукцион начинается с оглашения правил проведения аукционных торгов и шага аукциона. Шаг аукциона определяется аукционистом в пределах от 5 до 15 % от предыдущей названной цены. Торги продолжаются до тех пор, пока остается только один участник, желающий приобрести объект по новой объявленной цене.
Продажа по конкурсу, на аукционе обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами приватизации. Она способствует формированию реального единоличного хозяина, особенно в том случае, когда объекты приобретаются физическими лицами. Эти способы обеспечивают равные права прямого участия в приватизации всем гражданам, как работающим, так и не работающим на данном предприятии. При продаже по конкурсу, на аукционе проходит одномоментная смена собственника, в результате чего ускоряются процессы перехода к рынку.
Вместе с тем продажа по конкурсу, на аукционе требует наличия у покупателя большого количества денежных средств, что ограничивает участие в приватизации малообеспеченных слоев населения. Эти способы приватизации наименее предпочтительны для трудовых коллективов, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность юридического лица, созданного членами трудового коллектива, вследствие роста цены.
Продажа по конкурсу и на аукционе ограничивает возможности участия в приватизации широкого круга граждан и не позволяет практически реализовать чековую приватизацию.
Выкуп трудовым коллективом - такой способ приватизации, при котором трудовой коллектив, внеся в бюджет сумму, равную стоимости арендованного имущества, становится его собственником.
Выкуп арендованного имущества представляет собой типичный акт купли-продажи, при котором государство-собственник продает сданное ранее в аренду, но принадлежащее ему имущество. При этом трудовой коллектив выступает в роли покупателя.
В зависимости от способа платежа различают единовременный выкуп и выкуп в рассрочку. При единовременном выкупе денежные средства и приватизационные чеки вносятся в бюджет одноразово в полной сумме, после чего трудовой коллектив становится собственником приватизируемого предприятия.
При недостаточности средств для разовой выплаты стоимости арендованного имущества может использоваться выкуп в рассрочку.
Выкуп в рассрочку - такой способ платежа, при котором денежные средства и приватизационные чеки вносятся в бюджет по частям. Свидетельство о праве собственности выдается трудовому коллективу после внесения первого взноса. Выкуп в рассрочку используется в тех случаях, когда у покупателя недостаточно средств для единовременного выкупа.
Выкуп арендованного имущества в рассрочку осуществляется на следующих условиях:
  • первый взнос должен быть не меньше 30 % стоимости имущества;
  • продолжительность рассрочки не может превышать один год;
  • стоимость имущества, подлежащего оплате в течение периода рассрочки (за исключением первого взноса), индексируется с учетом инфляции в порядке, установленном действующим законодательством, и в сроки, оговоренные договором купли-продажи; покупатель сохраняет за собой право досрочной оплаты;
  • до полной оплаты продажной цены покупатель не имеет права распоряжаться основными фондами и объектами незавершенного строительства.
Недостатком оплаты в рассрочку в отличие от единовременного выкупа является рост вследствие инфляции неоплаченной стоимости имущества в течение периода приватизации, что практически означает увеличение его продажной цены. Эта ситуация идентична той, которая складывается при использовании для разового выкупа заемных средств. В этой связи возникает необходимость экономического обоснования каждого способа платежа и выбора из них наиболее предпочтительного для трудового коллектива.
Преимуществом данного способа приватизации является то, что он позволяет реально соединить в одном лице наемного работника и собственника, что способствует согласованию их интересов и повышению на этой основе эффективности хозяйствования.
Кроме того, выкуп арендованного имущества организацией арендаторов позволяет сохранить после приватизации сложившийся трудовой коллектив и накопленный им производственный опыт, что способствует повышению эффективности производства в послеприватизационный период.
В отличие от преобразования предприятия в акционерное общество этот способ приватизации обеспечивает трудовому коллективу наибольшие выгоды в распределении дохода. В этом случае отпадает необходимость делиться прибылью с другими собственниками (акционерами).
Существенным преимуществом для членов трудового коллектива является и то, что после выкупа арендованного имущества предприятие функционирует как общество с ограниченной ответственностью, участники которого имеют в его имуществе пай, а не акцию, как акционеры, то есть владеют реальным, а не фиктивным капиталом.
Вместе с тем выкуп арендованного имущества трудовым коллективом как способ приватизации имеет и негативные последствия. Прежде всего существует опасность неполучения от приватизации ожидаемого результата. Это связано с тем, что имущество, не будучи государственным, передается в собственность тех же трудовых коллективов, которые владели им и использовали до приватизации на правах аренды. Этот способ приватизации не позволяет вовлечь в хозяйственную деятельность других собственников (нечле- нов трудовых коллективов), в том числе иностранных инвесторов, способных существенно повысить технологический и организационный уровень производства, реформировать механизм функционирования предприятия.
Функционирование выкупленного трудовым коллективом предприятия как общества с ограниченной ответственностью в отличие от акционерного общества не позволяет привлекать дополнительные инвестиции, необходимые для обновления и расширения производства. В результате сдерживается движение капиталов, что является важнейшим элементом саморегулирования в рыночной экономике.

Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации – это:

1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.

2. Создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

3. Привлечение иностранных инвестиций.

4. Социальная защита народа и развитие инфраструктуры за счет приватизации.

5. Содействие процессу стабилизации финансового положения.

6. Создание условий и организационных структур для приватизации 93, 94 г.

7. Создание широкого слоя собственников.

Были созданы органы для проведения приватизации:

1. ГосКомИмущество.

2. Федеральный фонд имущества.

Этапы приватизации государственных и муниципальных предприятий:

1. Определение адресности собственности и подведомственности.

2. Оформление заявки на приватизацию. (ГосКомИмущество).

3. Создание комиссии по приватизации.

4. Определение способа приватизации.

5. Инвентаризация, оценка имущества.

6. Информирование продавцов о приватизации предприятия.

7. Юридическое оформление результатов приватизации.

8. Заключение договора купли-продажи после приватизации.

2. Способы приватизации предприятий

В Законе о приватизации указаны 4 способа приватизации предприятий – это:

1. Продажа предприятия по конкурсу.

2. Продажа предприятия на аукционе.

3. Продажа долей (акций) в капитале предприятия.

4. Выкуп имущества предприятия.

Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий комитет по управлению гос. имуществом по результатам работы комиссии по приватизации, созданной на предприятии в соответствии с гос. и местными программами приватизации, нормативными актами. При выборе рекомендуемого способа учитываются: мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, предложения покупателей, отраслевые особенности объекта приватизации, оценка его уставного капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителя фонда имущества.

До продажи предприятия или его имущества соответствующий комитет по управлению имуществом осуществляет в предусмотренных законом случаях реорганизацию или ликвидацию предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо ликвидированного предприятия Российскому фонду федерального имущества или другим соответствующим фондам имущества. Последние выступают в качестве продавца предприятия или его имущества. В частности, обязательному преобразованию предприятий в акционерные общества подлежат гос. и муниципальные предприятия, имущество которых будет приватизировано в форме продажи акций (долей капитала) акционерного общества. Положение о продаже акций в процессе приватизации утверждено распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г.

Успешное проведение приватизации гос. собственности во многом зависит от своевременного, полного, достоверного информирования широких слоев населения об объектах, подлежащих приватизации, сроках и способах приватизации. В ст. 18 Закона о приватизации установлено, что информация о предлагаемых к продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества. Информация о приватизации предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млрд. руб., публикуется в бюллетене федерального фонда имущества.

Публикация должна состояться не позднее чем за один месяц до даты конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее 2 недель.

а) величина площади земельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;

б) состояние денежных средств;

в) наличие принадлежащих предприятию долей в капитале др. предприятий;

г) нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.);

д) обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

е) балансы предприятия за последний год;

ж) укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;

з) среднесписочная численность работников.

Кроме этих сведений могут быть предусмотрены и иные данные, определяемые Госкомимуществом. Последнее утверждает и форму предоставления необходимых документов.

По предоставлению Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов публикуются сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующем товарном рынке. Эти данные нужны покупателям потому, что Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года предусматривает для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (если его доля превышает 35 %), определенные ограничения, и покупатели таких предприятий должны сознавать возможность применения к ним предусмотренных законом мер.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. на всех предприятиях и в организациях независимо от форм собственности должна производиться переоценка основных фондов (средств) по состоянию на 1 июля 1992 г. Утвержден специальный порядок проведения переоценки основных фондов с применением коэффициента перерасчета балансовой стоимости в восстановительную стоимость. В постановлении указано, что приватизация предприятия и организаций в соответствии с Государственной программой приватизации на 1992 г. осуществлялась без учета переоценки.

Приобретение предприятий по конкурсу

Продажа предприятий по конкурсу встречается сравнительно редко, хотя регулирование в Законе способов приобретения предприятий начинается со статьи о конкурсе.

По конкурсу продаются предприятия, а также имущество (активы) ликвидируемых предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом. Такими условиями могут быть:

¦ сохранения профиля предприятия или назначения объекта;

¦ числа рабочих мест;

¦ финансирование объектов социальной сферы;

¦ необходимые размеры инвестиции.

Например, в конкурсах, проведенных при приватизации предприятий в Нижнем Новгороде, в качестве условий встречалось сохранение исторического облика зданий, профиля и др.

Общий порядок проведения конкурса регулируется «Временным положением о приватизации гос. и муниципальных предприятий в РФ по конкурсу», являющимся приложением № 5 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. «Об ускорении приватизации гос. и муниципальных предприятий». Следует различать коммерческий конкурс, в том числе с ограниченным числом участников, и некоммерческий инвестиционный конкурс (инвестиционные торги).

Приобретение предприятий на аукционе

Продажей на аукционе является приобретение гражданами или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, который предложил в ходе торгов максимальную цену. В настоящее время подавляющее большинство (70–80 %) предприятий торговли, сферы услуг, бытового обслуживания приватизируется путем продажи их на аукционе.

Продаже на аукционе подлежат:

а) предприятия, подразделения предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;

б) оборудование, здания, сооружения, лицензии, др. активы ликвидированных предприятий и их подразделений;

в) объекты незавершенного строительства;

г) доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании гос. и муниципальных предприятий. Открытый аукцион проводится, как правило, при продаже активов ликвидированного предприятия, небольших предприятий (с численностью менее 200 человек), акций акционерных обществ.

Решение о приватизации конкретных предприятий принимает соответствующий комитет по управлению государственным имуществом, а продавцом на аукционе выступает соответствующий фонд имущества. Последний составляет и публикует информационное сообщение об объекте, предлагаемом для продажи на аукционе не позднее, чем за три недели до объявления даты продажи. В сообщении указываются все основные сведения о реализуемом товаре, в том числе наименование, местонахождение, площадь земельного участка, объем и основная номенклатура выпускаемой продукции, услуг, работ, численность и состав работающих, перечень и оценочная стоимость основных фондов, состояние финансов, запасов материальных ценностей и др. Возможные покупатели могут предварительно за плату (не более 500 руб.) осмотреть и ознакомиться с приватизированным объектом.

В качестве участников аукциона допускаются граждане и юридические лица, своевременно подавшие заявку, представившие необходимые документы и внесшие сумму залога в размере 10 % от начальной цены объекта приватизации. Им выдается билет участника аукциона установленного образца. Другим лицам, желающим только присутствовать на аукционе, продаются входные билеты. Аукционы могут быть открытыми и закрытыми (закрытый тендер). Проведение закрытого тендера имеет свои особенности, которые регулируются правилами Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом.

Приобретение акций открытых акционерных обществ

Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является Госкомимущество, его территориальные агентства или соответствующие комитеты. Учредитель в соответствии со ст. 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту нахождения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины. На этой стадии приватизации выпуск акций является предметом заботы учредителя.

После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества. До момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом.

Последнее становится правопреемником преобразованного предприятия. Общество выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

Выпуск и регистрация акций производится в соответствии со специальным Положением о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации. Для выпуска акций необходимо представить в органы Министерства финансов копию Устава, заявку на регистрацию выпуска акций с указанием определенных данных или план приватизации (проспект эмиссии), утвержденный Комитетом по управлению имуществом в соответствии с типовым планом приватизации.

Выпуск и регистрация выпусков акций специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, осуществляется на основании специального Положения утвержденного распоряжением Госкомимущества России 4 ноября 1992 г.

После регистрации выпуска акций на основе указанных документов в средствах массовой информации публикуется сообщение о выпуске акций. Часть акций (хозяйственного имущества) распределяется на льготных условиях между членами трудового коллектива и лицами, имеющими право на получение льгот. Остальные акции поступают в открытую продажу.

Фонд имущества продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии с избранным трудовым коллективом вариантом. Продажа осуществляется в течение месяца после учреждения акционерного общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия – ФАРП или обменена на акции инвестиционных фондов. Реализация акций осуществляется в соответствии с Положением о продаже акций в процессе приватизации, утвержденный распоряжением Госкомимущества России в ноябре 1992 г.

Нереализованные акции остаются в распоряжении Российского фонда Федерального имущества или фондов имущества национально-государственных, национально– и административно-территориальных образований.

Акции, безвозмездно полученные и приобретенные возмездно, могут продаваться акционерами без ограничений.

Средства, поступившие от продажи акций открытых акционерных обществ, образованных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, перечисляются покупателями на специальные счета продавцов объектов приватизации, открываемые в учреждениях банка по месту их нахождения, и распределяются затем в установленном законом порядке.

Выкуп государственного и муниципального имущества арендным предприятием

Возникновение арендных предприятий было одной из важных мер радикальной экономической реформы, начатой в конце 80-х годов, и одним из первоначальных этапов разгосударствления и коммерциализации государственных и муниципальных предприятий, предоставления им широкой хозяйственной самостоятельности. Особенностью арендных предприятий является наличие у них двух форм собственности – государственного и муниципального имущества, взятого в аренду, и собственных средств. Выкуп арендным предприятием гос. и муниципального имущества, взятого в аренду, был наиболее распространенным способом приватизации. По сравнению с продажной ценой, образующейся при других способах приватизации, средняя цена при выкупе арендного предприятия примерно в 10 раз ниже, чем при продаже предприятия по конкурсу или на аукционе.

Правовое регулирование арендных отношений в РФ определялось Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик и Указом Президента РФ «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду» от 14 октября 1992 г., а также другими нормативными актами.

Выкуп государственного и муниципального имущества арендным предприятием обусловлен:

а) сроком заключения договора аренды;

б) общим положением о выкупе в договоре;

в) конкретными положениями о сроках, величине, порядке и условиях внесения выкупа.

Согласно ст. 15 Закона о приватизации выкуп гос. и муниципального имущества, сданного в аренду, производится в случаях, если договор аренды с правом выкупа был заключен до вступления в силу Закона. Поскольку официальная публикация Закона в «Российской газете» состоялась 17 июля 1991 г., то, следовательно, Закон имеет в виду договоры, заключенные до 17 июля 1991 г.

Выкуп имущества осуществляется арендаторами, которые создали самостоятельное предприятие – юридическое лицо. На приватизацию имущества, путем выкупа, должно быть согласие трудового коллектива предприятия-арендатора, утвержденное решением не менее половины его членов. В Указе Президента РФ от 14 октября 1992 г. специально определено, что граждане – члены трудового коллектива подразделений предприятий, работающих на основе аренды, учреждают товарищество или акционерное общество без согласия всего трудового коллектива этого предприятия в порядке выделения своей доли из собственности предприятия.

Товарищество или акционерное общество является правопреемником арендатора в отношении имущества, выделенного в пределах его доли по разделительному балансу. Оно выкупает долю арендованного имущества пропорционально его доле в общем объеме производства (реализации) товаров, работ, услуг со скидкой 30 % от стоимости имущества, предусмотренной договором аренды.

При выкупе имущества арендного предприятия нужно учитывать, что выкупу подлежит лишь арендованное имущество, так как продукция и иные доходы, полученные арендатором после заключения договора аренды или безвозмездно переданные ему арендодателем при заключении договора, являются собственным имуществом арендного предприятия, следовательно, выкупу не подлежат.

Споры об условиях дополнительных соглашений при выкупе государственного и муниципального имущества по договору аренды подведомственны арбитражному суду. Договоры аренды признаются недействительными исключительно в суде и в арбитражном суде.

3. Права и льготы трудовых коллективов при приватизации предприятий

Законодательство о приватизации предусматривает значительные права и льготы для трудовых коллективов как на случай приватизации ими своего предприятия, так и на тот случай, если покупателем приватизируемого предприятия окажется другое лицо. Эти права и льготы различаются в зависимости от способа приватизации.

Рассмотрим три варианта:

ПО ПЕРВМУ ВАРИАНТУ все члены, участвующие в приватизации ими своего предприятия, единовременно и безвозмездно получают именные привилегированные (неголосующие) акции, составляющие 25 % уставного капитала, но в общей сумме не более 20минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.

Кроме того, членам трудового коллектива продаются по закрытой подписке обыкновенные акции со скидкой 30 % от их номинальной стоимости и до 10 % уставного капитала предприятия, но в общей сумме не более 6 минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника. Эти акции продаются с рассрочкой до 3 лет. Величина первоначального взноса не может быть менее 15 % номинальной стоимости акций.

Должностным лицам администрации приватизируемого предприятия, к которым закон относит только руководителя предприятия, его заместителей, главного инженера и главного бухгалтера, на условиях заключенных с ними контрактов предоставлено право приобрести обыкновенные акции предприятия по номинальной стоимости в общей сумме на всех указанных лиц в пределах до 5 % от величины уставного капитала, но не более 2 тысяч установленных законодателем минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника.

В Указе Президента РФ от 16.11.92 г. предусмотрено, что при преобразовании в акционерные общества крупнейших предприятий (со среднесписочной численностью работников свыше 20 тыс. человек или балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. свыше 1 млрд. рублей) Госкомимущество России вправе расширить круг должностных лиц администрации предприятия, имеющих право на опцион при выборе коллективов первого варианта.

Данный вариант довольно распространен на практике, так как не требует крупных денежных вложений от работников. Он рассматривается как преимущественный вариант в Государственной программе. При отсутствии полномочного решения общего собрания или подписных листов по выбору 2-го или 3-го варианта, льготы работникам предоставляются по 1-му варианту. Однако на практике преимущества этого варианта часто вызывают сомнения у членов трудового коллектива, т. к. 25 % безвозмездно получаемых неголосующих (привилегированных) акций не дают возможности активно участвовать в управлении АО.

В то же время нужно учитывать, что владельцы привилегированных акций имеют преимущественное перед другими акционерами право на получение дивидендов. Если прибыль предприятия не большая, то в первую очередь дивиденды получают владельцы привилегированных акций, если предприятие обанкротится и его имущество будет продаваться, приоритетное право на получение своей доли в капитале АО имеют эти акционеры.

ПО ВТОРОМУ ВАРИАНТУ всем членам трудового коллектива предоставляется право приобрести обыкновенные (голосующие) акции в размере до 51 % величины уставного капитала.

В этом случае безвозмездная передача акций и продажа акций на льготных условиях не предусмотрены.

Продажная цена акций определяется по номиналу с применением коэффициента, который устанавливается Госкомимуществом России. Согласно Положению о закрытой подписке на акции при приватизации государственных и муниципальных предприятий от 27 июля 1992 г. коэффициент при закрытой подписке в соответствии с вариантом № 2 до 31 декабря 1992 г. составляет 1,7 к номинальной стоимости одной акции.

В закрытой подписке на акции, наряду с работниками предприятия и приравненные к ним лицами, могут участвовать по решению Комитета по управлению имуществом и предложению администрации предприятия и с согласия трудового коллектива персонально работники других предприятий, входящие в единый технологический комплекс с приватизируемым предприятием. И в этом случае общее количество акций не может превышать 51 % от величины уставного капитала акционерного общества.

Данный вариант является привлекательным для хорошо работающих предприятий, потому что при нем за трудовым коллективом сохраняется контрольный пакет акций. Этот вариант при преобразовании в открытое акционерное общество избрал, например, трудовой коллектив Московской кондитерской фабрики «Большевичка» – одного из крупнейших предприятий России, работающий устойчиво, прибыльно.

ПРИ ТРЕТЬЕМ ВАРИАНТЕ группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства. Если общее собрание трудового коллектива дает на это согласие, то с группой заключается соответствующий договор на срок не более одного года. По истечении этого срока и выполнении группой условий договора членам группы предоставляется право (опцион) приобрести 20 % уставного капитала предприятия в виде обыкновенных акций поих номинальной стоимости с коэффициентом 0,7. В случае невыполнения группой условий договора право (опцион) утрачивается и акции предприятия поступают в продажу в порядке открытой подписки.

Этот вариант применяется только к предприятиям с численностью работников более 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов от 1 до 50 млн. рублей, то есть к предприятиям, относящимся к категории средних. Однако этот вариант могут избрать и работники крупных предприятий с численностью работающих более 1000 человек, но при стоимости основных фондов не более 50 млн. рублей. Как правило, этот вариант применяется к неблагополучным в финансовом отношении предприятиям.



Похожие статьи