Продажа валютной выручки ИП(Индивидуальными предпринимателями). Порядок зачисления и использования валютной выручки. Обязательная продажа валютной выручки

Государство постоянно работает над внедрением методов, позволяющих восполнить золотовалютный запас и нормализовать обстановку, сложившуюся на инвалютном рынке. Обязательная продажа валютной выручки – один из таких способов, который не оригинален и был задействован в РФ.

До 2007 года предприятиям необходимо было непременно реализовать инвалюту, вырученную в процессе работы с зарубежными партнерами, на рынке внутри страны. Происходило это на спецторгах и валютной бирже. Причина подобных мер – необходимость укрепить и поддержать отечественную денежную единицу за счет увеличения ее количества на внутреннем рынке.

Предприниматели-резиденты вправе пользоваться такими путями реализации инвалютной выручки:

  1. на биржах межбанковских, валютных. Помогали им уполномоченные банки;
  2. через инвалютный рынок внебиржевой межбанковский;
  3. банку предпринимателя;
  4. Центробанку РФ;

Операции по продаже дохода в у. е. осуществлялись с помощью уполномоченного банка, работающего с бизнесом. Реализовать его следовало не позже семи дней (рабочих) с той даты, когда он появился на счету резидента.

Центробанк контролирует соблюдение резидентами сроков и точных нормативов.

Нормы продаж колебались от 50% до 75%. После стабилизации экономики и выхода из кризиса процент снизился сначала до 25%, а затем и до ноля.

Ст. 21 ФЗ № 173, согласно которой устанавливалась обязательная продажа валюты на внутреннем рынке страны, с 2007 года уже не действует.

Продажа валютной выручки в 2017 году

В текущем году остается в силе утвержденная Центробанком норма обязательной реализации иностранной денежной массы, полученной от партнеров по бизнесу. Она предполагает снижение ранее установленного норматива до нулевого значения.

Центробанк обосновал свое решение:

  1. позитивной динамикой и ростом экономики;
  2. отсутствием бюджетного дефицита;
  3. превышением внутри страны предложения у. е. по сравнению со спросом.

По мнению регулятора, возвращение системы обязательной продажи инвалютной выручки в прежнем объеме:

  1. ощутимо уменьшит перспективы инвестирования иностранного капитала в экономику РФ;
  2. повлияет на курс национальной валюты и приведет к его снижению, поскольку резидентов наверняка испугает возможность введения мер, направленных на углубление контроля над вложениями капитала.

Кроме того, необходимость обязательной реализации части заработанной резидентами валюты:

  1. ускорит инфляционные процессы;
  2. приведет к снижению доступности денежной массы для предпринимателей;
  3. станет катализатором дестабилизации инвестиционной политики государства.

В итоге наметившаяся устойчивость экономического состояния нарушится, поскольку прочность рынка обеспечивается предсказуемыми и адекватными мерами в отношении к монетарной политике страны.

Эксперты предполагают, что критическая точка нижней стоимости отечественной валюты пройдена. Вероятность того, что цены на нефть снова пойдут вниз, ничтожная. А значит, котировки национальной валюты останутся на допустимом уровне.

Введение нормы обязательной реализации валютной выручки не обеспечит снижение процента инфляции и не уменьшит цены, поскольку отечественная экономика и без того заметно стабилизировалась, и наметился рост курса рубля.

Возвращение в законодательном порядке обязательства продавать инвалюту угрожает сильным ударом по производителям. Такой ресурс нужен бизнесу, особенно крупному, для сохранения достигнутых оборотов и их увеличения.

Кроме того, в банках страны увеличится количество валютных контролеров, что чревато значительным разрастанием бюрократии, тормозящей рост экономики.

Репатриация в валютном законодательстве

Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).

Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).

Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:

  1. Получение предусмотренных международным договором денег от контрагента-нерезидента за услуги, работы или товары, которые такой контрагент получил. Денежные средства должны быть перечислены на банковский счет резидента в банке РФ.
  2. Возвращение в Россию денег, которые ранее были перечислены резидентом своему контрагенту, являющемуся нерезидентом, за определенные соответствующим договором услуги, товары, работы, если контрагент не исполнил свои обязательства, то есть не ввез в РФ товар, не оказал на территории РФ услуги, не произвел работы, которые должен был сделать в соответствии с условиями заключенного договора.
  3. Получение на свои счета валюты, причитающейся в соответствии с договорами займа.

При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).

Обязательная продажа валютной выручки: сколько составляет ее размер для резидентов

До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.

В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).

Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению

Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:

  1. Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
  2. Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
  3. Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
  4. Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
  5. В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.

ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.

Когда возврат валютной выручки не обязателен

В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки :

  1. Если валюта была перечислена на банковские счета за рубежом с целью погашения займов и кредитов, полученных у нерезидентов.
  2. Когда нерезидент-заказчик оплачивает траты резидента по возведению объектов на территории иностранного государства.
  3. Когда валюта получена резидентом РФ от проведения всевозможных культурных мероприятий за рубежом и предназначена для покрытия трат на их поведение.
  4. При зачете встречных требований, которые проводятся за рубежом между резидентами, осуществляющими рыбный промысел, и нерезидентами, оказывающими им соответствующие агентские услуги. Это же основание применяется при взаиморасчетах между транспортными компаниями-резидентами и их контрагентами-нерезидентами, оказывающими тем услуги.
  5. Когда взаимозачет совершается между страховыми организациями по договорам страхования.
  6. Если зачисление валюты произошло на счета транспортных компаний в зарубежные банки, а цель такого зачисления — оплата услуг, сборов, иных расходов.
  7. При взаимозачетах, проводимых между участниками договора по экспорту природного газа.

Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:

  • При предоставлении нерезиденту займа на добычу полезных ископаемых при условии, что возврат займа зависит от объема добычи ископаемых или размера выручки от их продажи.
  1. При взаимозачетах по договорам займа.
  2. При невозврате средств денежного займа, предоставленного нерезиденту на осуществление инновационной деятельности.

Штраф за нарушение требований валютного законодательства

Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Размер штрафа

Ст. КоАП

Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д.

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием

П. 4 ст. 15.25

От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета

На должностное лицо от 20 000 до 30 000

Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки)

На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб.

П. 4.1 ст. 15.25

Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом

1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока

П. 5 ст. 15.25

От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы

На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб.

В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.

Вина в невозврате денег в РФ

Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.

К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).

Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:

  1. Заранее предусмотреть в заключаемом договоре санкции к контрагенту за задержку в перечислении денежных средств (неустойку, штраф и т. п.). Это будет в будущем свидетельствовать о стремлении принять разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к исполнению обязанностей (см. постановление президиума ВАС РФ от 28.04.2009 № 15714/08).
  2. Незамедлительно после нарушения обязательств контрагентом выслать ему соответствующую претензию. Вкупе с другими мероприятиями резидента она будет свидетельствовать о его невиновности (см. постановление ВС РФ от 19.05.2015 № 309-АД15-4149).
  3. При игнорировании требований, указанных в претензии, подать иск в судебные инстанции.

Методические рекомендации по исключению ответственности за невозвращение валютной выручки

Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).

Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.

Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:

  1. Отсутствие состава адм. правонарушения исключает производство по делу. Так, если задержка в перечислении возникла из-за действий кредитных учреждений, в том числе Внешэкономбанка, то административная ответственность не наступает.
  2. Резидент считается выполнившим требования закона, если обеспечил перечисление денег на свой счет от страховой компании по договору страхования рисков невыполнения обязательств его контрагентом-нерезидентом. В данном случае анализу подлежит соответствующий договор страхования.
  3. Также резидент считается исполнившим свои обязательства, если им было передано право требования денег с нерезидента финансовому агенту.

Таким образом, ответ на вопрос «что это - репатриация валютной выручки ?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.

Каждое предприятие может открыть в банке валютный счет. Если валютный счет открывается в том же банке, что и рублевый, клиент представляет в банк заявление и все пре­дусмотренные законодательством документы.

Для открытия в уполномоченном банке валютного счета организация должна представить следующие документы: 1. нотариально заверенную копию устава; 2. нотариально заверенную копию учредительного догово­ра или заявку на создание организации; 3. нотариально заверенные карточки с образцами подпи­сей руководителя и главного бухгалтера в двух экземпля­рах; 4. заявление на открытие валютного счета (в заявлении должно быть отражено обязательство клиента соблюдать банковские правила ведения валютного счета). Банки имеют типовые образцы заявлений и предоставляют их клиентам; 5. копию свидетельства о регистрации; 6. бухгалтерский баланс на последнюю отчётную дату; 7. справку из налоговой инспекции о постановке на учет; 8. протокол собрания учредителей.

Кроме этого, совместные организации должны предста­вить в банк свидетельство о внесении их в Государственный реестр организаций с иностранными инвестициями. Данное свидетельство выдается после регистрации в Государствен­ном комитете Российской Федерации по иностранным инве­стициям.

Нерезиденты должны представить в банк выписку из тор­гового или банковского реестра, определяющую юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения нацио­нального иностранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и лега­лизованы в посольстве Российской Федерации либо в посоль­стве иностранного государства.

Проверенные уполномоченным банком представленные документы, соответствующие по форме и содержанию требованиям законодательства, являются основанием для откры­тия клиенту валютного счета.

В настоящее время предприятия, учреждения и организации-резиденты имеют право без ограничений по количе­ству и видам иностранных валют открывать в уполномочен­ных банках на территории России валютные счета. Валют­ный счет может быть открыт предприятию: 1. только в одной валюте платежа (например, в долларах США); 2. в нескольких валютах платежа.

Наряду с одним или несколькими валютными счетами предприятие может открыть и один валютный счет в нескольких иностранных валютах (мультивалютный счет).

Для учета валютных операций организациям открывают­ся счета: 1. 405 "Счета предприятий, находящихся в федеральной соб­ственности"; 2. 406 "Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности; 3. 407 "Счета негосударственных предприятий"; 4. 408 "Прочие счета".

Юридическому лицу на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллель­но открываются: 1. транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже, и проведения других операций; 2. текущий валютный счет для учета средств, остаю­щихся в распоряжении юридического лица после обязатель­ной продажи экспортной выручки, и совершения иных опе­раций по счету в соответствии с валютным законодатель­ством;

Валютная выручка, поступающая от нерезидентов, за­числяется первоначально на транзитный валютный счет, и после обязательной продажи предприятием валютной вы­ручки остальная часть зачисляется на текущий валютный счет.

Валюта, полученная резидентами в качестве экспортной выручки, подлежит обязательной частичной продаже на внутреннем валютном рынке. В настоящее время экспортер обязан продать 25% экспортной вы­ручки на внутреннем валютном рынке.

Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.

Экспортная валютная выручка, поступающая на транзитные валютные счета посреднических организаций в пользу предприятий, не являющихся резидентами Российской Федерации, перечисляется с транзитных счетов по поручению посреднических организаций на валютные счета организа­ций-нерезидентов без обязательной продажи части валютной выручки за вычетом комиссионного вознаграждения, начисленного посредническими организациями в свою пользу.

Обязательная продажа валюты производится по поручению предпри­ятий, в пользу которых поступила валютная выручка, с их транзитных ва­лютных счетов. После обязательной продажи валютных средств с тран­зитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисля­ется по поручению предприятий на их текущие валютные счета и может быть использована на любые цели в соответствии с законодательством.

Предприятия могут оплачивать со своих транзитных валютных счетов расходы в иностранной валюте: 1. в пользу нерезидентов в оплату транспортировки, страхования и экс­педирования грузов; 2. в пользу предприятий-резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки и экспедирова­ния грузов по территории иностранных государств и в международ­ном транзитном сообщении; 3. по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур.

Вышеуказанные расходы в иностранной валюте оплачиваются до осуществления обязательной продажи части валютной выручки. Если же предприятия произвели вышеуказанные расходы со своих текущих ва­лютных счетов, то на сумму фактически произведенных платежей сред­ства в иностранной валюте с транзитных валютных счетов переводятся на валютные счета предприятий.

На очередном заседании Госдумы было выдвинуто предложении о введении обязательной продажи валютной выручки.

Обязательная продажа валютной выручки

Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.

Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.

О каком законе идет речь

Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.

Чем обосновано предложение депутатов

В декабре 2014 года депутатами от фракции «Справедливая Россия» был внесен на рассмотрение законопроект. Согласно ему рассматривается процедура введения обязательной продажи валютного дохода в размере 50 процентов.

Такая статья законопроекта действовала на территории РФ с 2004 и была отменена. Предлагаемые меры направлены на укрепление и поддержку национальной валюты, за счет ее увеличения на внутреннем рынке. Рассматривается возможность производить продажу выручки в семидневный срок с того момента, когда она поступила на банковский счет резидента. Контроль за сроками и точные нормативы предполагали отдать под контроль Центробанка.

Чем обосновано отклонение проекта в 2018-2019 году

Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.

По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.

Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.

На данный момент

На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.

Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.

Мнение экспертов

Некоторое время назад руководство страны убедило предпринимателей не затягивать продажу своей валютной выручки, что стабилизировало курс рубля. При этом такие меры не предусмотрены законодательно.

Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.

Эксперты считают, что такое решение уменьшит инвестиционную привлекательность российской экономики. Кроме того, возникает еще одна сторона вопроса – бюрократическая. Если такой законопроект будет принят, он вызовет увеличение валютных контролеров во всех банках РФ, соответственно, разрастание бюрократического аппарата. Нужно будет контролировать каждую сделку, а есть ли на это средства?

Процедура получения валютной выручки

Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.

Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:

  • текущий валютный счет;
  • транзитный валютный счет;
  • специальный транзитный валютный счет.

Дальнейшая процедура осуществляется так:

  1. Вы уведомляете налоговую службу, о том, что открыли валютный счет. Если не сделать этого вовремя, налоговая имеет право оштрафовать вашу организацию. Кроме того, не забывайте, что о каждом счете вы должны сообщить отдельно. Это требование оговаривается отдельно.
  2. О счетах филиалов сообщается дополнительно; если вы не сделаете этого, налоговая имеет право оштрафовать вас
  3. Подписанный контракт и нотариально заверенную копию нужно представить в банк, где вы открыли счета.
  4. Банк оформляет паспорт сделки, документ валютного контроля, содержащий все сведения о движении валютных средств.

Возможные причины отказа

На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:

  1. Несоответствие данных, которые содержатся в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки.
  2. Непредусмотренные требованиями закона РФ валютные операции, содержащиеся в контракте.
  3. Оформление ПС с нарушением установленных норм и правил.
  4. Отсутствие в контракте условий, которые предусматривают поступление средств на счет экспортера в банке.
  5. Предоставление контракта и иных документов без сопроводительного документа на русском языке.
  6. Отсутствие копий специального разрешения.

Досье резидента

После оформления паспорта сделки на его основании составляется досье резидента, которое представляет собой основной документ, служащий для учета операций, связанных с поступлением денежных средств в иностранной валюте на счет резидента.

Осуществляя таможенное декларирование товаров, обязан предоставить в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и оригинал паспорта клиента.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров.

В банковском досье резидента должны быть документы:

  • оригинал паспорта сделки;
  • копия контракта;
  • учетные карточки;
  • копия грузовой таможенной декларации;
  • иные документы.

Итог

Как мы видим, правительство Российской Федерации считает введение законопроекта об обязательной продаже валютной выручки нецелесообразным, ведущим в тупик. Это хороший знак для экономики – благосостояние и стабильность достигается адекватными методами.

ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, получают в оплату своих товаров (работ, услуг), проданных за границу, иностранную валюту.

В целях полного и своевременного поступления экспортной выручки государство осуществляет контроль над внешнеэкономической деятельностью организаций.

Обязательная продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем рынке Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон №173-ФЗ) осуществляется резидентами - юридическими лицами и резидентами - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

Требование об обязательной продаже части валютной выручки сохраняется до 1 января 2007 года, предельный норматив обязательной продажи, установленный законом, составляет 30 процентов, однако ЦБ РФ предоставлено право установления иного норматива в этих пределах.

Инструкцией ЦБ РФ от 30 марта 2004 года №111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция №111-И) установлено, что обязательной продаже в размере 25 процентов суммы валютной выручки подлежит следующая иностранная валюта:

  • Австралийский доллар;
  • Датская крона;
  • Евро;
  • Исландская крона;
  • Иена;
  • Канадский доллар;
  • Норвежская крона;
  • Сингапурский доллар;
  • Турецкая лира;
  • Фунт стерлингов;
  • Шведская крона;
  • Швейцарский франк.
Согласно пункту 3 статьи 21 Закона №173-ФЗ объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов. Выручка включает в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов, за исключением:
  • сумм в иностранной валюте, получаемых Правительством Российской Федерации, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, ЦБ РФ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;
  • сумм в иностранной валюте, получаемых уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
  • валютной выручки резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) на срок свыше двух лет;
  • сумм в иностранной валюте, поступающих по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).
Сумма валютной выручки резидентов, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением сделок, расчеты по которым осуществляются в иностранной валюте:
  • оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;
  • уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;
  • выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля;
  • иные расходы и платежи по операциям, перечень которых определяется ЦБ РФ.
Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется по курсу иностранных валют в валюте Российской Федерации, складывающемуся на внутреннем валютном рынке Российской Федерации на день продажи.

В соответствии с главой 2 Инструкции №111-И для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, уполномоченные банки открывают резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет. Одновременно открывается транзитный валютный счет, на который зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента. Исключение составляют следующие суммы, зачисляемые на текущий валютный счет, минуя транзитный:

  • денежных средств, поступающих с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
  • денежных средств, поступающих от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между ними договорам;
  • денежных средств, поступающих с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.
С транзитного валютного счета денежные средства списываются для осуществления продажи иностранной валюты, включая и обязательную продажу части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации установлен главой 3 Инструкции №111-И.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, уполномоченный банк направляет ему уведомление. В уведомлении должна содержаться информация о том, на какой счет поступила валютная выручка, указана сумма и дата ее зачисления, последняя дата представления банку распоряжения об осуществлении обязательной продажи выручки и справки, идентифицирующей указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, а также иная информация.

Подписанное ответственным лицом банка, уведомление с приложением выписки по транзитному валютному счету направляется резиденту.

Не позднее дня, указанного банком в уведомлении, резидент должен дать банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, перечислении полученной в валюте Российской Федерации суммы на свой банковский счет, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после обязательной продажи, на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте.

Распоряжение юридического лица - резидента подписывается двумя лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, или одним лицом (при отсутствии в штате второго лица, которому может быть предоставлено право подписи), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением печати юридического лица - резидента. Распоряжение индивидуального предпринимателя - резидента подписывается физическим лицом - индивидуальным предпринимателем с приложением печати (при ее наличии).

Справка, идентифицирующая указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, заполняется в порядке и по форме, установленными Инструкцией №117-И.

Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения и справки, уполномоченный банк депонирует указанную в распоряжении сумму иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет. В течение двух рабочих дней, следующих за днем зачисления на этот лицевой счет иностранной валюты, банк обязан ее продать.

Одновременно с депонированием иностранной валюты банк списывает с транзитного валютного счета оставшуюся часть иностранной валюты и перечисляет ее на текущий или транзитный валютный счет резидента, указанный в распоряжении.

Договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку.

Обмен между уполномоченным банком и резидентом предусмотренными документами может быть осуществлен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между уполномоченным банком и резидентом.

В случае использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи между уполномоченным банком, с одной стороны, и резидентом, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования.

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОДАЖЕ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

Приказ Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (далее план счетов бухгалтерского учета), для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, предусмотрен счет 52 "Валютные счета".

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитных организаций и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

К счету 52 открываются субсчета:

52-1 "Валютные счета внутри страны";
52-2 "Валютные счета за рубежом".

Для отражения движения в иностранной валюте в разрезе видов валютных счетов необходимо открыть субсчета второго порядка:

52-1-1 "Текущий валютный счет";
52-1-2 "Транзитный валютный счет";
52-1-3 "Специальный транзитный валютный счет".

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета поступление экспортной валютной выручки на транзитный валютный счет организации отражается по дебету счета 52 "Валютные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Такое требование вытекает из пункта 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации".

Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте приведен в Приложении к Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 года №2н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000" (далее ПБУ 3/2000). В соответствии с этим перечнем датой совершения банковской операции считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета организации в кредитной организации.

Списываемые банком по поручению организации с транзитного валютного счета денежные средства в иностранной валюте отражаются по дебету счета 57 "Переводы в пути" в корреспонденции с кредитом соответствующего субсчета счета 52 "Валютные счета".

Списание стоимости проданной иностранной валюты отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 57 "Переводы в пути".

Если в период между датами совершения операций будет происходить изменение курса иностранной валюты, организация должна произвести пересчет стоимости денежных средств в иностранной валюте. Возникающие положительные и отрицательные курсовые разницы, согласно пункту 13 ПБУ 3/2000, включаются в состав внереализационных доходов или внереализационных расходов и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" и субсчет 91-2 "Прочие расходы" соответственно.

Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты, зачисляются на расчетный счет организации, указанный в поручении на продажу экспортной выручки. Данные суммы в соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", признаются операционными доходами. Отражаются операционные доходы на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" в корреспонденции с дебетом счета 51 "Расчетные счета".

Комиссионное вознаграждение банку за продажу иностранной валюты является услугой, оказываемой кредитными организациями. Такие расходы согласно пункту 11 Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", являются операционными расходами. Отражаются операционные расходы по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и подтверждаются выпиской банка. Удержание суммы комиссионного вознаграждения банком отражается записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".

В целях исчисления налога на прибыль сумма уплаченного банку комиссионного вознаграждения, являющаяся расходом на услуги банков, на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) учитывается в составе внереализационных расходов.

Пример.

Организация реализовала на экспорт готовую продукцию. Контрактная стоимость продукции составляет 14 000 долл. США.

Экспортная выручка в полном объеме поступила на транзитный счет организации 5 августа. Организация представила уполномоченному банку распоряжение об обязательной продаже экспортной выручки и о перечислении оставшейся суммы валютной выручки на текущий валютный счет 6 августа. Денежные средства от продажи валютной выручки зачислены в день ее продажи 9 августа на расчетный счет организации. Комиссионное вознаграждение банку за продажу экспортной выручки составило 2000 рублей.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета предположим, что курс доллара оставался постоянным и составлял 29,20 рублей.

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции
Дебет Кредит
52-12 62 408 800 Получена экспортная выручка (14 000 х 29,20)
57 52-12 102 200 Списана иностранная валюта для обязательной продажи (14 000 х 25%) х 29,20
51 91-1 102 200 Зачислены на расчетный счет денежные средства от обязательной продажи экспортной выручки (3 500 х 29,20)
91-2 57 102 200 Списана стоимость проданной иностранной валюты(3 500 х 29,20)
76 51 2 000 Списано комиссионное вознаграждение банка за продажу иностранной валюты
91-2 76 2 000 Отражены расходы по комиссионному вознаграждению
52-11 52-12 306 600 Отражено перечисление оставшейся части валютной выручки на текущий валютный счет (14 000 - 3 500) х 29,20

Окончание примера.



Похожие статьи