Расплатились за союз: россия погасила последний долг ссср. Без долгов. зачем россия досрочно погашает кредиты, взятые ссср

Россия заканчивает выплачивать долги, доставшиеся ей после распада Советского Союза. Последний транш в размере 125,2 млн долларов будет осуществлён в пользу бывшей югославской республики Боснии и Герцеговины. На этом финансовая память об СССР, казалось бы, должна прекратить свое существование. Однако история советских долгов оставляет слишком много вопросов, чтобы считаться завершённой.

Откуда взялся этот долг? И почему выплаты завершились на Боснии, которая к моменту распада СССР еще не была полноценным государством? Это поучительная история о наивности, недальновидности и неблагодарности.

Снежный ком долга

Советский Союз старался не брать денег в долг; наоборот, исправно снабжал развивающиеся страны продовольствием, оборудованием, оружием и советниками как бы в кредит - понимая, конечно, что денег он не увидит до морковкина заговенья. Проблемы начались тогда, когда в результате конфликтов на Ближнем Востоке резко выросла стоимость нефти - и Союз ощутил всю сладость беспроблемных нефтяных денег. Именно с ними связано легендарное «брежневское благополучие».

К сожалению, экономические способности тогдашнего руководства страны оставляли желать лучшего: кажется, брежневская геронтократия поверила, что так будет всегда. И когда в начале 1980-х цены на энергоносители резко рухнули, СССР оказался не готов к резкому сокращению доходов: он уже привык жить на широкую ногу, финансировать красные революции по всему миру, подсел на относительно недорогой импорт из стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Именно с этим, а не с естественными кадровыми изменениями в руководстве страны, связан острый экономический кризис второй половины 1980-х годов. Советскому Союзу не удалось компенсировать выпавшие доходы, а свои обязательства он стремился выполнять почти до последней минуты. К 1983 году долг СССР составлял порядка 5 млрд долларов - куда более полновесных, чем сейчас, но это было менее 2% ВВП страны. А с 1984 года страна уже начала жить не по средствам. К 1985-му мы были должны 15 млрд, к концу 1986-го 30 млрд, в 1989-м пробили отметку 50 млрд. А потом, уже в агонии пытаясь как-то удержать страну, заняли еще 30 млрд - прекрасно понимая, что отдавать все равно будет кто-то другой.

Дурное наследство

При передаче дел на рубеже 1991-92 годов первое российское правительство получило казну практически пустой - по крайней мере так гласит версия первого российского правительства.

Обнулить долги «проклятого режима» в одностороннем порядке, как это сделал Ленин в 1917-18-м годах, Ельцин не мог - в конце концов, к власти его привела поддержка Запада, превыше всего ценящего материальные ресурсы. Поэтому пришлось странам экс-СССР сесть за стол переговоров и разделить долги - как дебет, так и кредит - между собой. России досталось 61,34% того и другого.

Дебет в тот момент почти вдвое превышал кредит, но после вступления нашей страны в Парижский клуб кредиторов он мало-помалу списывался и в итоге был списан практически весь. Что взять с нищих Кубы, Анголы и Вьетнама? И только нищей России прощать долги никто не собирался.

В 1993 году ситуация изменилась: устав делить советские активы, наследники большой страны приняли нулевой вариант, по которому Россия получила все. Все имущество СССР за рубежом. И все его долги.

Благодарные партнеры

Судьба советского долга - это, по сути своей, одно огромное уголовное дело: достаточно вспомнить, как приближенные к власти бизнесмены выкупали у ошарашенных переменами иностранцев «безнадежные» российские долги с дисконтом в 80-90%, а потом предъявляли их российской казне в полном объеме.

Примерно 70% долгов СССР приходилось на так называемые развитые страны. С ними все понятно - американцы и европейцы действительно активно кредитовали perestroika и glasnost, чтобы изменить курс геополитического врага, избавиться от страха перед ним. Горбачев не был лишен коммерческой жилки: любое из громко освещавшихся соглашений о сокращении вооружений негласно сопровождалось увесистыми «кредитами на неотложные нужды».

Гораздо интереснее то, что остальные деньги мы оказались должны своим бывшим партнерам по СЭВ. После сложных взаимозачетов (внутри СЭВ торговали на условные рубли) выяснилось, что СССР — вложившийся в послевоенное восстановление Восточной Европы, софинансировавший все крупные проекты, почти бесплатно предоставлявший энергоресурсы и никогда не отказывавший в научной и технической помощи — обязан за это всё заплатить! И речь не о «компенсации за оккупацию», а именно о финансовом балансе.

Не беремся сказать, какой откат получили граждане, подписывавшие результаты такого взаимозачета. Но единственным долгом в Восточной Европе, имевшим хоть какой-то смысл, была задолженность перед Чехословакией (5,4 млрд долларов) . Тут Союз действительно больше брал, чем отдавал - тем более что чешская промышленная продукция была куда качественнее советской.

А, скажем, Румынии Россия была должна за… строительство горно-обогатительного комбината в украинском Кривом Роге. Комбинат работает на экономику Украины и по сей день, долг за него Россией выплачен.

С последним фрагментом долга вообще вышло забавно. Бывшей Югославии Союз задолжал не так уж много, но ее наследники не смогли договориться между собой, так что Россия сама решала, кому из них сколько отдать. Львиную долю получила, конечно, Сербия , но и остальным понемногу перепадало. К лету дойдет очередь и до Боснии .

* * *

До начала 2000-х Россия с огромным трудом обслуживала долг, не раз реструктурировала его через Парижский клуб - и только на волне роста нефтяных цен смогла наконец сбросить с плеч основную его часть. Ведь беда долга еще и в том, что по нему постоянно набегают проценты, так что в итоге Россия выплатила куда больше, чем назанимал Советский Союз. Как по истинным долгам, так и по мнимым.

Впрочем, не стоит заблуждаться: бремя советских долгов уже давно не входит в число самых тяжких для российской экономики. За последние годы мы успели набрать собственных кредитов больше чем на полсотни миллиардов долларов. К 1 января 2017-го совокупный государственный долг России составлял 51,2 млрд долл., и «советская» его часть составляла лишь четверть процента (!) от этой суммы.

Летом текущего года Россия погашает последний внешний долг, возникший во времена СССР. Сумма в 125,2 миллиона долларов будет перечислена Боснии и Герцеговине. Помимо республик бывшей Югославии, Москва расплатилась с Китаем, Чехией, Финляндией, Францией, Парижским клубом. выясняет, зачем тратить на это деньги налогоплательщиков во время кризиса.

Имидж - все

Особенность выплат советских долгов Югославии заключается в том, что ни заемщика, ни кредитора более не существует на карте мира. Но долговые отношения остались. Платит Россия, ставшая единственным из всех 15 советских республик плательщиком долгов СССР странам-правопреемникам союзного балканского государства.

Россия после распада Советского Союза не только признала его долги, но и согласилась выплачивать долги царского правительства перед Великобританией, Францией и Бельгией. Советское правительство в свое время отказалось от долгов свергнутого режима, назвав их «кабальными», примерно так же, как это сделала одна восточноевропейская страна после произошедшей там смены режима. С царскими долгами Россия благополучно расплатилась: в 1997 году - с Великобританией, в 2000 году - с Францией и в 2008 году - с Бельгией. Мало того, Россия взяла на себя все обязательства по советскому долгу, не деля их с другими бывшими республиками.

Почему Россия пошла на это? В 1991 году, после распада Союза, бывшие республики подписали меморандум, где была закреплена солидарная ответственность по советским долгам. Однако при расчете долей оказалось, что на Россию приходится львиная доля - 61,34 процента общей суммы в 96,6 миллиарда долларов. Это объясняется масштабами страны и численностью населения. Например, на каждую из республик Средней Азии приходилось менее процента. Примерно в такой же пропорции предполагалось делить не только обязательства, но и все советские активы (здания посольств, земля, на которых посольства располагались, иные объекты недвижимости).

Надо сказать, что бывшие республики СССР не горели желанием брать на себя выплату советского долга - у них и без того финансовых проблем хватало. В 1993 году было достигнуто новое соглашение, согласно которому Россия взяла на себя все обязательства, а также все требования Советского Союза. Остальные республики отказывались от активов, зато снимали с себя головную боль по урегулированию отношений с кредиторами. Это тогда назвали «нулевым вариантом».

Советский долг состоял из межгосударственных заимствований, коммерческих обязательств перед Лондонским клубом кредиторов, держателями облигаций и облигаций внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ).

Проблема погашения советских долгов заключалась еще и в том, что не всегда их можно было однозначно исчислить в денежном выражении. Зачастую СССР заимствовал «натурой». Так произошло с югославским долгом (поэтому выплаты балканским странам перечислены в последнюю очередь). Советский Союз поставлял Югославии оборонную продукцию и энергоресурсы, а вывозил оттуда потребительские товары. В результате за счет разницы в стоимости импорта и экспорта образовалась задолженность. Тем не менее даже такие трудноизмеряемые долги решили погасить. Был ли в этом смысл?

Советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» считает, что выгода в таком погашении, безусловно есть, но отложенная на очень долгий срок: «На нынешней ситуации погашение советского долга не скажется никак. Но это улучшает имидж России. В неопределенном будущем, когда улучшатся отношения с Западом, это позволит привлекать кредиты под более низкие ставки».

Эксперт напомнил, что отношение к добросовестным плательщикам принципиально отличается от отношения к тем, кто допускает дефолты или просит о реструктуризациях (а тем более - о списаниях). Наценка за риск тем, кто платит, гораздо меньше. Это одна из причин, по которой США так дешево размещают свой госдолг: в плане погашения американцы практически безупречны.

Кроме того, отмечает Хестанов, советский долг был сильно девальвирован. «В 1980-е годы, когда заимствования привлекались, это были довольно солидные суммы. Но в 2000-х годах (особенно с учетом нефтегазовых доходов, которые пролились на нашу страну) этот долг потерял в стоимости. И когда Россия взялась их гасить, это были уже смешные деньги. А к имиджу России это добавило определенные очки», - отметил он.

Эксперт убежден, что скрупулезное погашение всех долгов - рациональное решение. «Будущие выгоды непонятно когда наступят, но они многократно превышают затраты. В ближайшее время мы за рубежом занимать не собираемся, да нам никто и не спешит давать. Но это задел на далекое будущее: когда вновь встанет тема привлечения зарубежных инвестиций, это можно будет сделать гораздо выгоднее», - уверен Хестанов.

Великодушные жесты

В 1998 году Россия получила тяжелый урок, связанный с долговым рынком. После дефолта по гособлигациям и последовавшего за ним кризиса всем стало ясно, насколько серьезные проблемы могут создать неоплаченные долги. С тех пор старается держать государственный долг на чрезвычайно низком уровне.

Признав все долги и взяв на себя обязательства по их оплате, Россия приобрела репутацию добросовестного заемщика. Теперь, когда возникают проблемы, например, с выплатой долга России Украиной, международные финансовые организации и судебные инстанции относятся к нам гораздо благосклоннее. Никто не может упрекнуть российскую сторону в небрежности выполнения обязательств, а значит, и у нее есть все основания требовать возмещения долга.

Будучи аккуратным плательщиком по долгам Советского Союза, Россия при этом не слишком требовательный кредитор по отношению к тем, кто заимствовал у СССР. Обычно это объясняют низким качеством заемщиков. Заимствовало советское правительство у серьезных и респектабельных государств, а давало в долг, напротив, бедным странам Африки и Латинской Америки. Как правило, это были авансы в обмен на лояльность к Советскому Союзу, «социалистическую ориентацию» и в значительной степени рассматривались самим кредитором как форма помощи. Требовать выплат такого рода задолженностей нет смысла, поскольку денег у них все равно нет.

В 1999 году в качестве члена Парижского клуба Россия списала больше половины долга беднейшим странам, таким как Танзания, Бенин, Мали, Гвинея-Бисау, Мадагаскар, Гвинея, Чад, Йемен, Мозамбик, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне.

В отношениях с бедными должниками иногда используют «бартер». Например, в декабре 2016 года Куба Чехии покрыть долг времен холодной войны в 276 миллионов долларов ромом. Шутники посчитали, что если Чехия ввезет такое количество алкоголя, то в расчете на численность населения ей хватит на 200 лет.

Россия простила некоторые долги своим политическим и экономическим партнерам в обмен на заключение крупных контрактов - так, например, было с Македонией и Северной Кореей.

В связи с урегулированием долгов в 2007 году пострадал замминистра финансов . Он был арестован и обвинен в мошенничестве при урегулировании долга Алжира. Пробыв под стражей 11 месяцев, чиновник был освобожден сначала под подписку о невыезде, а затем полностью оправдан и восстановлен в должности. И хотя обвинения оказались беспочвенными, это дело заставляет российские финансовые власти действовать при урегулировании долгов крайне осмотрительно.

В послевоенные годы Советский Союз был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. До 1983 года внешний долг СССР не превышал $ 5 млрд. (1-1,5 % ВНП страны).

Праздничная демонстрация у гостиницы Москва 1964 год, фото из журнала LIFE

Ситуация резко изменилась после смерти в ноябре 1982 г. руководителя советского государства Л.И. Брежнева. В 1984 г. произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. Внешний долг составил уже 5% ВНП. В 1986 г. сумма внешних займов превысила $ 30 млрд., а в 1989 г. внешний долг достиг $ 50 млрд. (8% ВНП). Еще $ 30 млрд. задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 гг., - когда Запад предоставил СССР ряд много миллиардных кредитов. 28 октября 1991 г., после августовских событий, когда ГКЧП попытался остановить распад СССР, десять республик, объявивших себя правопреемницами СССР, подписали меморандум о взаимопонимании, подтверждающий солидарную ответственность по внешнему долгу Советского Союза.


Очереди в магазины: СССР 80-е годы

4 декабря 1991 г. между республиками был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга и активов СССР, по которому РСФСР досталось 61,34% внешнего долга Союза, т.е. примерно $ 57 млрд. (10% ВНП). Однако, 2 апреля 1993 г. Правительство России заявило о взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так называемый нулевой вариант). Так России достался весь внешний долг в размере $ 96,6 млрд.

В 1997 г. Россия вступила в Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов, созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств*. Вступая в клуб, Россия имела в активе около $ 150 млрд., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80% от общего объема российских активов , с. 253.

Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». Не учтены были только долги Индии, Ирака, Ливии и Кубы - стран неугодных Западу. В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее $ 8 млрд. , что составляет чуть больше 5% от общей суммы дебиторской задолженности СССР.



Ассортимент продуктов в советских магазинах - СССР 80-е годы

При этом, никто не стал списывать внешних долгов бывшего СССР. Единственное на что пошли страны Запада, так это на реструктуризацию внешнего долга СССР - прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения внешнего долга России. Если после распада Союза, должники бывшего СССР должны были России примерно столько же, сколько Россия была должна своим кредитором (включая долг бывшего СССР), то после вступления России в Парижский клуб, примерная пропорция 1 к 1, превратилась в пропорцию 1 к 0,053, к сожалению, не в пользу России.

Возникает вполне законный вопрос: почему не было проведено никаких взаимозачетов? Списав львиную долю долга дебиторам СССР, и потеряв сильную внешнеполитическую карту, Россия уже не один год пытается урегулировать обязательства по внешнему долгу СССР, выпуская все новые обязательства, и обменивая их на старые обязательства СССР. Россия - осколок мировой державы по имени СССР, одно имя которой наводила панический ужас на страны Запада, оказалась должна кругом и всем. Даже бывшим социалистическим странам, на 1 января 2002 г. долг России составил $ 11,5 млрд.

В июне 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены условия эмиссии и обращения внешних облигационных займов России, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные внешние облигационные займы предназначаются для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов . Лондонский клуб - это неинституциализированное объединение коммерческих банков-кредиторов, созданное для переговоров с официальными заемщиками (в случае России, клуб объединяет свыше 600 банков, деятельность которых координируется Банковским консультационным комитетом во главе с «Дойче банком»).


Пустые прилавки в советских магазинах в конце 80-х годов 20 века

В июне 2002 г. Правительство России приняло постановление, касающееся урегулирования части внешнего долга бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), путем обмена этих обязательств на обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами. При этом обязательства МБЭС и МИБ перед иностранными кредиторами одновременно обменивались на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации .

В конце 2003 г. Правительство России приняло очередное постановление «Об окончательном урегулировании обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР перед Международным инвестиционным банком», которое закрепляло, что оставшиеся обязательства бывшего СССР будут урегулированы путем обмена на облигации внешних облигационных займов России .

В феврале 2004 г. вышел приказ Минфина РФ «О дополнительной эмиссии внешних облигационных займов РФ», который предусматривает дополнительный выпуск облигаций, в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов РФ, с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах. Данные облигации предназначены для урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эмиссия данных облигаций была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000г. 478. Этот приказ Минфина РФ предусматривает выпуск ценных бумаг на сумму не превышающую $ 700 млн. .


Очередь за водкой, СССР, 80-е годы

На 1 октября 2004 г. внешний долг бывшего СССР составлял $ 52,4 млрд. Выплаты России по внешнему долгу бывшего СССР сильнейшим образом тормозят развитие российской экономики. России необходимо добиться списания хотя бы 75% внешнего долга СССР. Подобные прецеденты списания уже имели место в новейшей истории.

Так, в 1992 г. западными кредиторами было списано 50% внешнего долга Польше и Египту. В итоге внешний долг Польши сократился с $ 30 до $ 15 млрд., а Египта - с $ 25 до $ 12,5 млрд. К сожалению, приходиться констатировать, что в отношении с Россией, Запад применяет двойные стандарты. Внешний долг Польши был сокращен на 50% за то, что Польша была первой страной социалистического лагеря, где начались рыночные преобразования, а Египту подобное одолжение было сделано за его мир с Израилем. Поэтому, пока Россия не проявит свою политическую волю, очевидно, что страны Запада не пойдут на списание долгов бывшего СССР.

* Страны-участники Парижского клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 млрд Но мало кто знает, что наша страна, взвалив на себя обязательства СССР, сама стала должником большинства стран бывшего соцлагеря.

Щекотливая тема

Специалисты говорят, что исследовать тему долгов СССР зачастую сложнее, чем заниматься вопросами задолженности Российской империи. Это связано с тем, что в общем доступе нет книги учета и регистрации внешних обязательств СССР, не опубликованы платежные балансы, существуют и другие причины. Но кое-какие факты все же известны.

Львиная часть долгов Советского Союза - это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме того, были долги за неуплату поставок и услуг по контрактам советских внешнеэкономических организаций с зарубежными поставщиками и, конечно, задолженности перед государствами-членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) - бывшими соцстранами.

4 декабря 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34% от общей суммы задолженности - примерно $57 млрд Однако 2 апреля 1993 года правительство России заявило, что берет на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 млрд (взамен республики отказывались от своей доли в зарубежных активах СССР).

Германия

В период своего становления Советское государство нуждалось в больших денежных вливаниях. Основным источником финансирования страны тогда стала Германия. С 1925-го по 1931 годы общая сумма немецких вложений под поставки советских промышленных товаров составила 700 млн марок. Еще один кредит на тех же условиях был получен в 1939 году. Первый кредит удалось погасить только на 25%, возвращение второго кредита по известным причинам было невозможно. Понятно, что к вопросу о довоенном долге СССР перед Германией больше не возвращались.

В годы Второй мировой войны в СССР резко возрос объем импорта. В страну ввозили сырье, продовольствие, медикаменты, гражданскую и военную технику. Часть импорта поступала от Великобритании и США в качестве поставок по ленд-лизу. К сожалению, точно подсчитать задолженность СССР на конец войны по причине возникших споров и отсутствия открытой информации не представляется возможным.

Еще в октябре 1941 года при заключении соглашения о кредите с Великобританией в ее банки в качестве депозита переместили более 100 тонн золота. Подобное соглашение было заключено и с США. Сразу после окончания войны американцы предоставили еще два небольших кредита. Известно, что в 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты определили задолженность в сумму $722 млн и на момент распада СССР она не была ликвидирована. Полностью долг был возвращен Россией в 2006 году.

Долги растут

В послевоенное время восстановление страны шло преимущественно за счет внутренних ресурсов. Активное возвращение на рынок внешних заимствований началось с 1960-х годов. Как правило, это были кредиты частных западных банков под реализацию совместных проектов.

Резкий рост долговых обязательств Советского Союза был отмечен с середины 1970-х и продлился вплоть до распада страны: 1975 год - $15,4 млрд; 1980 год - $25,2 млрд; 1985 год - $38,3 млрд; 1990 год - $62,5 млрд; 1991 год - $67,9 млрд

С конца 1940-х годов и до конца 1980-х основными внешнеторговыми партнерами СССР становятся европейские социалистические государства. СССР приобретал у своих соседей трамваи и локомотивы, одежду и обувь, продукты питания и лекарства.

Важно отметить, что все расчеты между странами велись в переводных «сэвовских» рублях, которые обслуживали в качестве счетных единиц натуральный обмен по ценам, не совпадавшим с рыночными. Отсюда и миллиардные суммы, которые СССР задолжал партерам из Восточной Европы. Разумеется, прощать такие долги правопреемнице СССР никто не собирался.

Югославия

Ситуация с долгом бывшей Федеративной Республики Югославия самая запутанная. Дело в том, что в свое время республики, входившие в Югославскую Федерацию, не договорились о правопреемстве. Общий долг СССР, по разным оценкам, колебался от $500 млн до $1,3 млрд Он возник из-за разницы в объёме взаимных поставок: СССР поставлял Югославии продукцию оборонной промышленности на одну сумму, а получал потребительские товары - на другую.

Россия вычленила доли Словении ($206 млн), Хорватии ($187 млн), Сербии ($288,8 млн), Черногории ($18 млн) и уже оплатила их преимущественно поставками промышленной продукции отечественного производства, но частично и деньгами. Долг Македонии оценивается примерно в $60 млн, Боснии - в $125 млн Румыния

Советский долг Румынии в размере чуть более $200 млн возник вследствие участия румынских специалистов в строительстве горно-обогатительного комбината в Кривом Роге. Теперь это уже территория Независимой Украины, а выплачивать долг - России.

Болгария

История с долгом Болгарии одна из самых странных. Болгария была в числе близких союзников СССР, почти все промышленные предприятия нашего соседа, а также крупные объекты инфраструктуры построены при содействии СССР, как, к примеру, заводы в портах Бургас и Варна, а также АЭС «Козлодуй». Тем не менее бывшие друзья насчитали нам задолженность в размере $100 млн Польша

СССР помогал Польше меньше чем Болгарии, но помощь все-таки была. Так, с 1980-го по 1986 годы в период экономического кризиса Советский Союз оказал полякам безвозмездную помощь на сумму приблизительно в $8 млрд Более того, советское правительство решило закупать в Польше уголь, когда свой был в избытке. Собственные долги поляки возвращать не собираются, но советский в размере $500 млн ждут. Неужели такова цена польской одежды и косметики?

Задолженность СССР перед Венгрией - $1,8 млрд Специалисты предполагают, что такая сумма могла накопиться вследствие поставок товаров тяжелой промышленности. На советских заводах работали венгерские станки, поля обрабатывали венгерские комбайны, а по дорогам ездили и до сих пор ездят венгерские «Икарусы».

С другой стороны, до того как Венгрия вошла в соцлагерь, она представляла собой отсталую аграрную страну. Автомобильные, металлургические, химические и нефтеперерабатывающие заводы были возведены с помощью Советского Союза. Усилиями советских специалистов была введена в строй АЭС в городе Пакш. Все это - многомиллиардные активы. В этом аспекте любопытно не то, сколько СССР задолжал Венгрии, а то, кто кому вообще должен.

Чехословакия

Финансовые отношения с Чехословакией у СССР начались еще до Второй мировой войны. Так, в 1935 году советским руководством у чехов был взят кредит на сумму 250 млн крон. В связи с ликвидацией Чехословакии в 1938 году кредит был выплачен лишь частично.

Послевоенный долг СССР перед Чехословакией составлял $5,4 млрд Пожалуй, это один из немногих случаев, когда СССР действительно серьезно задолжал. Вложения Советского Союза в Чехословакию были минимальными. СССР в основном закупал там промышленную продукцию - станки, трамваи, троллейбусы, локомотивы. Чехословацкие локомотивы, произведенные в 1980-х годах на заводах «Шкода», до сих пор эксплуатируются в России. После распада Советского Союза и ЧССР Россия выплатила Чехии около $3,6 млрд, Словакии - $ 1,8 млрд

То, что называлось советским долгом перед ГДР, образовалось в ходе взаимных поставок двух стран. Из СССР в Восточную Германию шло главным образом сырье, а обратно - конечная продукция. В начале 2000-х годов власти объединенной Германии озвучивали перед Россией сумму долгов в $6,4 млрд

Правительство РФ утверждало, что объем задолженности не выверен, так как курс «переводного рубля» по отношению к мировым валютам был неизвестен, но если пересчитать поставки сырья по мировым ценам, то задолженность ГДР даже превзойдет предполагаемый долг Советского Союза на $4,2 млрд Чем закончилась эта полемика, не ясно. На данный момент известно только то, что все долги СССР по отношению к ГДР погашены.

Финляндия

К моменту распада Советский Союз остался должен Финляндии 600 млн евро. В 2006 году Россия частично в денежной форме, частично поставками товаров и услуг приступила к погашению задолженности. Последний транш в размере 5,7 млн евро Россия перевела осенью 2013 года.

В будущее с чистой совестью

Как было сказано в начале, значительную часть долгов СССР (около $38 млрд) нужно было вернуть Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов. Задача этих структур заключается в регулировании финансовых взаимоотношений между входящими в эти организации странами. Позиция, согласно которойМосква даже при отсрочке должна была выплатить всё, была четко сформулирована еще в 1993 году.

Несмотря на то что золотовалютные резервы страны на тот момент составляли всего $5 млрд, от своих обязательств Россия не отказывалась и уже к 2006 году погасила все задолженности перед Парижским клубом. Окончательный срок погашения долгов Лондонскому клубу - 2030 год.

Нельзя не обратить внимание на стремление российского руководства погашать долги досрочно. В этом случае, как отмечает главный экономист Евразийского банка Ярослав Лисоволик , Россия получает существенную экономию на процентах, это также улучшает имидж российской экономики и может благоприятно сказаться на инвестиционном климате.

Специалист также отметил, «что по сравнению с развитыми странами Россия имеет крайне низкий уровень задолженности. Если в США и странах ЕС он достигает или даже превышает 90-100% ВВП, то в России долг не выше 25% ВВП».

По данным Банка России, на 1 января 2017 года внешний долг РФ оценивался в $519 млрд Подавляющая часть - это собственно российские задолженности, примерно миллиард - остаток советских долгов.

Исследовать данную тему на некоторых временных отрезках представляется более сложным делом, чем исследование внешней задолженности Российской империи. Это связано с тем, что нет в открытом доступе Книги учета и регистрации внешних обязательств СССР, не опубликованы платёжные (расчётные) балансы СССР, и рядом других причин, которые порой стимулируют появление различных гипотез, которые принято относить к конспирологическим.

«Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы»

Ко времени взятия большевиками власти внешняя задолженность России составила до 10 млрд. р.з., что было равно примерно 5 млрд. долларов САСШ. Накопился и огромный внешний долг, что находило выражение в обесценивании выпущенных Временным правительством «керенок» (то, что сохранившиеся «царские» деньги на чёрном рынке ценились дороже, - это признак степени доверия к Временному правительству). Из огромного золотого запаса Империи больше трети было израсходовано или положено на депозит в иностранные банки. В стране осталось примерно 1100 т золота (на сумму 733 млн. долл.). Одно обслуживание внешнего долга требовало 500 млн. р.з. в год.

В этой ситуации РСФСР фактически объявляет дефолт (впрочем, тогда этого термина ещё не было). Декретом Президиума ВЦИК от 21 января (3 февраля) были аннулированы все иностранные займы. Долговые обязательства по ним, находившиеся во владении или на хранении у граждан РСФСР, у сберегательных и ссудных касс и у банков, подлежали обмену на обязательства книжного долга РСФСР.

Последнее говорит о следующем:

1. У российских физических и юридических лиц во владении находилось много обязательств внешних займов, о чем я писал в 1 части статьи.

2. В это время видение властью финансовой системы Страны Советов находилось далеко от взглядов времён военного коммунизма.

Таким образом, внешний госдолг был обнулён. Тем не менее, вопрос о его оплате будет подниматься неоднократно. Не исключено, что всё-таки СССР в разное время некоторым нужным банкам оплатил имевшиеся у них долговые обязательства Империи.

Окончательно вопрос царских долгов будет решён только уже Российской Федерацией в 1994 г., когда правительство Черномырдина заплатит Франции 400 млн. долл. как погашение всех французских займов. То, что и сейчас примерно 350 тыс. французов заявляют какие-то претензии по этим долгам, не имеет значения, т.к. эти претензии могут быть теперь адресованы только к правительству Франции.

Кредитная блокада и деньги на индустриализацию

Во время гражданской войны ни о каких внешних займах не могло быть и речи. После её окончания Советская Россия (которая позже стала СССР) из-за аннулирования царских займов подверглась кредитной блокаде.

Между тем разорённая страна остро нуждалась в иностранных товарах. В 1918-22 гг. отрицательное сальдо внешнеторгового баланса России составило 2 217 млн. руб.. Это означает, что для его погашения нужно было по официальному курсу (1.5 т = 1 млн. долл. = 2 млн. руб. после реформы) более 1 108 т. Из 1 100 т золотого запаса, перешедших к Советской власти, 98 т было отправлено в Германию в качестве репараций, 505 т отбито Колчаком, возвращено только 323 т. Итого 890 т. На 1923 год золотой запас составил примерно 400 т. Т.е. использовано из него было 490 т. Баланс не сходится на 618 т, что равно 824 млн. руб. Вероятно, он был закрыт за счёт ценностей, полученных в результате реквизиций, и ценностей из Госхрана. Возможно, что были реализованы долговые обязательства других государств и золотые акции, имевшиеся в Госбанке и Казначействе на сумму примерно 300 млн. р.з. (продать их было очень трудно, но с огромным дисконтом можно).

Часто пишется о том, что в эти годы на счета ряда лидеров РКП (б) и Коминтерна, открытых в американских и европейских банках, были положены сотни миллионов долларов. Однако в известной статье в «Нью-Йорк таймс» 1921 года, на которую ссылаются, цифры на порядок или даже на два меньше. Аккумулировать, допустим, на счёт Троцкого 800 миллионов (а и такая сумма называется) было просто невозможно по причине отсутствия таких денег.

После Рапалльского договора с Германией кредитная блокада была частично прорвана. Мы начинаем получать краткосрочные кредиты под импорт и под экспорт (в сущности, последние представляют авансовые платежи). Постепенно срок этих кредитов удлиняется, как и расширяется страновой круг кредиторов. У СССР образуется внешний госдолг. На конец 1926 г. он составляет 210 млн. руб. (150 под импорт и 60 под экспорт).

Сальдо внешнеторгового оборота (т.е. источник поступления валюты) за 1923-1927 гг. составляет минус 188 млн. руб. Гасится оно также за счёт продажи золота, помогает и то, что А.А. Игнатьев передаёт СССР 225 млн. франков, положенные на его имя Империей.

Отрицательное сальдо резко растёт в 1928 г. (начинается индустриализация) до 655.7 млн. руб. На конец этого года наши долги достигают 320 млн. долл. (640 млн.руб.), а золотой запас уменьшается до 150 т. Основными кредиторами являются германские (кредит 1926 г. от «Дойче банка» на 300 млн. марок) и американские компании. В это же время СССР впервые пробует разместить в США свои облигации, но спроса они не находят, т.к. США признает СССР только в 1934 году. Забегая вперед, отмечу, что и после этого удалось сделать облигационный займ только на 5 млн. долларов.

Индустриализация, столь необходимая стране, стоила очень дорого. В подавляющем большинстве нужные деньги находились за счёт внутренних ресурсов, но велика была и роль внешних займов в разных видах и от разных стран (например, кредит 1935 г. от Чехословакии в 250 млн. крон). В основном, это были связанные кредиты (например, германский 1931 г. в 300 млн. марок). Предоставлялись они в подавляющем большинстве частными банками и компаниями под госгарантии.

В начале 1932 г. общая сумма госдолга СССР составляла примерно 1 400 млн. руб. (как можно понять из интервью корреспонденту «Нью-Йорк таймс» в начале 1934 года). Правда, иностранные источники говорят о 1 400 млн. долларов, что в рублях вдвое больше. В этом же интервью наш лидер отмечает, что за два года удалось уменьшить внешний долг на 1 млрд. руб., т.е. до 400 млн. руб.

Здесь есть некая нестыковка. Получается, что за 1932 и 1933 гг. был выплачен 1 млрд. руб. долга. Но сальдо внешнеторгового баланса за эти годы составляет всего лишь плюс 77 млн. руб.. Золота тогда продавалось мало (вообще за все 1930-е гг. было продано за рубеж не более 300 т, шло интенсивное накопление этого металла в госзапасах), изъятия его у населения дали всего 30 т, «Торгсин» был более эффективен и к 1935 г. он собрал до 200 т. Скорее всего, Сталин говорил о планах, а не о реалиях. Вот в 1933-1937 гг. сальдо внешнеторгового баланса было резко положительным - 2 402.8 млн. руб. Пожалуй, именно тогда погашались долги и был сделан задел на последующие годы (в 1938 - начале 1941 гг. сальдо было отрицательным).

Возможна и ещё одна неувязка. Все данные, которые я привёл, - из статистического сборника «Внешняя торговля СССР 1913-1937 гг.», изд. в 1938 году. В данные по импорту/экспорту включены только товары, но не услуги, а услуг мы тогда импортировали много. В частности, непонятно сколько стоили услуги компании Альберта Кана, которая осуществляла проектирование чуть ли не большинства самых значимых предприятий периода индустриализации, сколько стоила оплата труда 20 тыс. иностранных специалистов (бОльшую часть её они получали в валюте) и т.д..

Я не сторонник конспирологических гипотез, но считаю, что в вопросах финансирования индустриализации не всё ясно. Но зато предельно ясно, что внешние займы шли на производительные цели.

Накануне Великой Отечественной войны

В 1935 г. было получено 200 млн. марок кредита от Германии на 5 лет под поставки товаров, которые должны были начаться в 1940 году. На таких же условиях был получен германский кредит 1938 г. ; его возвращение начиналось в 1944 году. Первый кредит был погашен на 25%, погашение второго не состоялось по известным причинам. Не был полностью выплачен и чехословацкий кредит в связи с ликвидацией в 1938 г. Чехословакии. Тем не менее, формально на начало 1941 г. СССР имел внешний долг примерно в 200 млн. руб.

Великая Отечественная война и проблема задолженности по ленд-лизу. Репарации

За годы, последовавшие за окончанием 2-й пятилетки шло постоянное уменьшение объёма внешней торговли СССР. Если в 1930 г. на нашу страну приходилось 2% от всей мировой торговли, то в 1937 - 1.3%. По БСЭ, в 1940 г. объём нашего экпорта-импорта составил всего 0.5 млрд. руб.. В статье того времени прямо говорится: «Советский Союз не нуждается во внешних рынках как в средстве разрешения проблемы сбыта продукции» («Таможенное дело в России», Д.А. Александров, С.С. Дмитриев).

Но в годы войны вынужденно растёт объём импорта. В страну ввозится сырьё, продовольствие, военная и гражданская техника, медикаменты и т.д. Сальдо внешнеторгового баланса становится резко отрицательным. Наибольшим оно будет в 1943 г.: (млн. руб.) экспорт - 373, импорт - 8 460, отрицательное сальдо - 8 097. Часть импорта идёт в качестве поставок по ленд-лизу, но часть подлежит краткосрочной оплате. Ещё в октябре 1941 г. заключается рамочное соглашение о кредите с Великобританией, и в её банки в качестве депозита перемещается более 100 т золота. Позже такое же соглашение подписывается с США. Золото поставляется и туда. Возможно, что на оплату кредитов военного времени ушло до 1000 т золота.

Споры эти возникли из-за разной позиции сторон по тому, какую поставленную технику нужно возвращать, в каком количестве и по какой цене учитывать. Принципиально СССР свою задолженность признавал, но размер её оспаривал. Только в 1972 г. США и СССР пришли к соглашению, и наша задолженность была определена в 722 млн. долл. Полностью она была погашена уже Российской Федерацией в 2006 году.

В послевоенное время СССР получил лишь два небольших кредита от США (1945 г.) и Швеции (1947 г.). Все послевоенное восстановление шло за счёт внутренних ресурсов и, в значительно меньшей степени, репараций.

Рост долговых обязательств СССР

Активное возвращение СССР на рынок внешних заимствований начинается с 1960-х годов. Как правило, кредиты предоставляются частными банками под реализацию тех или иных проектов на территории нашей страны с помощью западных компаний.

Так, в 1966 г. было подписано 7 кредитных соглашений на сумму в 449 млн. руб., что равно примерно 760 млн. долл. по официальному курсу. В основном они пошли на строительство ВАЗ. В 1970-х годах под сделку «газ - трубы» было получено до 11 млрд. долл. Погашаться эти кредиты стали с 1984 года. Наблюдается довольно резкий рост долговых обязательств, который идёт вплоть до распада СССР: 1975 г. - 15.4; 1980 г. - 25.2; 1985 г. - 38.3; 1990 г. - 62.5; 1991 г. - 67.9 млрд. долл. (Попова Г.В. Государственный долг и кредит. РГЭУ «РИНХ», Ростов-н/Д). С 1960-х годов СССР кредитуется и у стран-членов СЭВ.

С увеличением экспорта углеводородов начинает проявляться опасная зависимость внешнеторгового баланса СССР от цен на мировом рынке. В середине 1970-х гг. цена на баррель нефти колебалась в районе 30 долл. (по покупательной способности это выше недавних 100), но затем она пошла вниз. Уже к 1986 г. валютная нагрузка на обслуживание и погашение внешних обязательств стала ощущаться. Её усугубил последовавший после начала «перестройки» самостоятельный выход на внешний рынок заимствований субъектов СССР и РСФСР и либерализация внешней торговли.

Начиная с 1988 г. хозяйственные организации СССР стали неаккуратно обслуживать свои внешние долги. В этом году СССР был вынужден разместить на внешнем рынке свои еврооблигации на 1.9 млрд. долл.. Уже с 1985 г. СССР свой платёжный баланс сводил с дефицитом: 1985 г. - 2.4%, 1986 г. - 6.2%, 1987 г. - 8.4%, 1988 г. - 11% от ВВП (документы Хьюстонского совещания 1991 г.), но в 1990 он уменьшился до 9%, по плану 1991 г. - до 8.3%.

С 1989 г. ряд частных банков начинают кредитовать СССР только под гарантии собственных правительств. Фактически это означает, что СССР кредитуется последними. Доля таких кредитов в портфеле внешних обязательств вырастает. На 1990-1991 гг. падали даты погашения ряда краткосрочных кредитов и начало погашения нескольких кредитов краткосрочных. В плане бюджета на 1991 г. на эти цели и на обслуживание остального долга было выделено 16 млрд. долл. (Попова Г.В. Указ. соч.). Это было тяжело, но не смертельно.

Согласно справке последнего председателя Совмина СССР В. Павлова, на момент его ареста в августе 1991 г. по документам наши долги составляли 31.1 млрд. долл., но только в центральном хранилище Гохрана находилось 180 т золота и на 30 млрд. долл. алмазов и бриллиантов. Но, похоже, в это время планы на будущее у ряда лидеров страны были не связаны с сохранением СССР.

В октябре о своей неплатёжеспособности объявил ВЭБ. Как-то незаметно за 4 месяца успели взять кредитов еще на 36 (!) млрд. долл. (здесь, правда, нужно учесть, что данная цифра была определена «задним числом»).

Наследство долгов СССР. Внешний долг Российской Федерации

После Беловежского соглашения под давлением внешних кредиторов было предложено как внешние активы, так и пассивы поделить между новыми государствами - бывшими советскими республиками пропорционально ВВП. Первоначально с этим согласились 7 из них, но впоследствии после долгих и трудных переговоров все активы и пассивы к 1994 г. достались Российской Федерации. С фиксированием объёма советских внешних долгов не всё ясно.

29 мая 2001 г. по инициативе В. Никитина и С. Глазьева в Госдуму был внесён проект закона «О государственном внешнем долге и внешних активах бывшего СССР». В пояснительной записке к нему авторы просили разъяснения по ряду вопросов, в частности:

Почему в разных документах Минфина содержатся разные цифры обслуживания долга СССР?

Почему Книга учёта и регистрации внешних обязательств СССР хранится у германской консультационной фирмы Warburg Dilon Read, а не в Минфине РФ?

Отмечено было и то, что до сих пор Правительство Российской Федерации не объяснило парламенту причины увеличения долга СССР на 19.6 млрд. долл. к 1994 г. с даты прекращения юридической ответственности Правительства СССР.

В 1994 г. весь внешний долг России составил 119.9 млрд. долл., и сумма просроченных выплат и выплат процентов по долгу превысила 15 млрд. долл. (здесь нужно отметить, что кредиторы в 1992-93 гг. согласились на отсрочку ряда выплат).

Новая Россия активно кредитуется и перекредитуется на внешних рынках. В число кредиторов входят международные финансовые организации: МВФ, Всемирный банк и ЕБРР. Падение ВВП продолжается до 1997 г., когда намечается его небольшой рост. По данным ЦБ России на 01.01.1998 г. внешний госдолг равен 149.9 млрд. долл.

Вновь взятые займы направляются на обслуживание внешнего долга, на поддержание курса рубля, на погашение бюджетного дефицита, - цели, которые с очень большой натяжкой можно отнести к производительным. Этим займы РФ отличаются от займов Империи и, тем более, догорбачёвского СССР. Ситуация осложняется большим внутренним долгом и «пирамидой» ГКО, которая принципиально мало отличалась от «МММ». В августе 1998 г. власть объявляет технический дефолт по своим долговым обязательствам.

Дефолт в конечном итоге приводит к оздоровлению экономики в целом (хотя и тяжёлой ценой) и финансов в частности. Но самый главный, на мой взгляд, его итог - нарастание во власти понимания того, что нельзя жить одним днём. Начинают делать то, что должны были сделать раньше.

В области внешнего долга это касается прежде всего реструктуризации долга СССР (некоторые соглашения по этой проблеме были достигнуты и ранее, но создаётся впечатление, что правительство подписывало их с боязнью не обидеть кредиторов рублём). Переговоры с Лондонским клубом (он неформально объединяет частные банки-кредиторы) заканчиваются подписанием в 2000 г. соглашения о том, что списываются 36.5% основного долга и 33% облигаций ВЭБ, а оставшаяся сумма конвертируется в еврооблигации. Парижский клуб (неформальное объединение официальных кредиторов, т.е. государств) согласился с тем, что на период до 2020 г. должно быть выплачено 45% всего долга, а 55% выплачиваются до 2115 г. Забегая вперёд, скажем, что во время второго президентства В. Путина все долги Парижскому клубу были погашены досрочно.

Пик внешнего долга РФ падает на 1 января 1999 г. и равен 158.4 млрд. долл. Начиная с этой даты долг снижается до минимума на 1января 2009 г. - 32.1 млрд. долл. (ЦБ России), после чего происходит его некоторый рост. Отмечу, что если использовать данные Минфина, то будут получаться несколько отличные цифры, хотя тенденции они покажут те же самые, что и данные ЦБ. Это связано с тем, что у этих структур разные методики подсчёта долгов.

На 1 января 2016 г., по Минфину, внешний госдолг был равен 50 002.3 млн. долларов. ВВП России за 2015 г. составил 80 412.5 млрд. рублей. Соотношение первого с последним вполне благоприятное. Но если использовать данные Центробанка, то будет иная. По его статистике, внешний госдолг на 1 января 2015 (более поздних данных у меня нет) равнялся 304 892 млн. долл., и с 1 января 2012 г. вырос более чем на 83 млрд. Дело в том, что с последней даты ЦБ изменил методику его расчёта. Теперь им за внешний госдолг принимается внешний долг государственного сектора в расширенном определении, куда включается внешняя задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного урегулирования напрямую или опосредствованно владеют 50 или более процентов участия в капитале или контролируют их иным способом.

На этом мы заканчиваем повесть о внешнем долге Российского государства в разных формах его существования. Выводы предоставляем сделать проницательному читателю.



Похожие статьи