Государственный долг российской федерации, его структура. Структура государственного долга российской федерации

Современный внешний долг России, его динамика и перспективы

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

    Кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

    Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

    Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    Государственным гарантиям Российской Федерации;

    Иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2012 г. основную долю в структуре государственного внешнего долга России занимает задолженность, оформленная в государственные ценные бумаги, которая составляет 73,38 % от общей суммы долга.

Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет 2,5 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам МФО составляет 10,05 % от общей суммы долга. Задолженность по кредитам ЦБ РФ и по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм составляет менее 5 % от общей суммы долга.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря2013 года составил 55,8 млрддолларов , что является одним из самых низких показателей вЕвропе . По относительным показателям, российский внешнийгосдолг составляет 5-10 % от объёмаВВП страны. По данным рейтингового агентстваMoody"s внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр и т. д.)

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года , когда он достиг 146,4 % отВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 19 декабря 2013 года

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР , принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед членами Парижского клуба

Задолженность перед кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность бывшим странам СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

Динамика государственного внешнего долга России

Дата

Сумма, млрд долл. США

В 2004-2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитамПарижского клуба , после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 %ВВП ).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции - 66 %, США - 100 %, Великобритании - 43 %, Норвегии - 36 %, Австралии - 12 %, Казахстана - 10 %, Гонконга - 2 %.

По проектам Министерства финансов РФ, подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную часть - на пополнение Резервного фонда: в 2012 г.- 3,3%, в 2013 г.- 1,0%, в 2014 г.- 0%. Пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ) в предстоящий период не планируется.

По их прогнозам, дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012- 2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012- 2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований.

При условии неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Принимая во внимание, что объемы государственного долга уже установлены на достаточно высоком уровне, дополнительные заимствования приведут к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с ухудшением их условий и резким ростом долговой нагрузки на федеральный бюджет.

Пока низкий уровень государственного долга позволяет проводить политику увеличения заимствований, не опасаясь критических показателей в долговой устойчивости. В условиях сохранения макроэкономической ситуации, в предстоящий период показатели долговой устойчивости РФ останутся на относительно безопасных уровнях. И при планируемых объемах заимствований нагрузка на бюджет будет оставаться в пределах нормы.

Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства, как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. При этом, однако, кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от Fitch, Ваа1 со стабильным прогнозом от Moodys и ВВВ со стабильным прогнозом от Standard&Poors), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.

В результате резкого падения внешнего долга и быстрого роста экономики РФ по сравнению с другими странами, Россия постепенно превращается в страну-кредитора. Так, в 2011 Кипр получил от России кредит в размере 2,5 млрд евро на 4,5 года под 4,5 % годовых, в то время как европейские страны отказывались предоставить кредит под менее чем 15 % годовых. В 2008 году Россия предоставила кредит Исландии в размере 4 млрд евро (по другим данным в кредите было отказано). В августе 2007 года Россия превратилась в держателя долговых обязательств правительства США и т. д. За пять лет доля России на этом рынке возросла с 0 % до 3 %. Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2012 года США были должны РФ 2,98 % всего своего госдолга, или 157,8 млрд долларов.

Следствием государственных заимствований выступает государственный долг. Согласно Бюджетному кодексу к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных долговых обязательств, с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определённому сроку.

Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счёт средств соответствующего бюджета.

В зависимости от уровня управления государственный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации и государственный долг субъекта Российской Федерации.

Обеспечением государственного долга России выступает всё имущество, составляющее государственную казну.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств РФ, к которым относятся следующие виды обязательств:

· кредиты, привлечённые от имени Российской Федерации как заёмщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

· государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;

· бюджетные кредиты, привлечённые в Федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· государственные гарантии Российской Федерации

· иные долговые обязательства.

По срокам долговые обязательства могут быть:

· краткосрочными – до одного года;

· среднесрочными – от одного до пяти лет;

· долгосрочными от пяти до тридцати лет включительно.

С позиции управленческого учёта обязательства подразделяются на прямые и условные.

К прямым обязательствам относятся:

· кредитные соглашения и договоры;

· государственные займы;

· договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов

· просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений.

К условным обязательствам:

· государственные гарантии по обязательствам пред третьими лицами.

При принятии бюджета на очередной финансовый год и плановый период определяются:

· верхний предел государственного внутреннего долга;

· верхний предел внешнего долга перед Российской Федерацией;

· предел предоставления гарантий третьим лицам.

Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации, к которым в соответствии с бюджетным законодательством относятся:

· государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации;

· бюджетные кредиты, привлечённые в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· кредиты, полученные субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

· государственные гарантии субъекта Российской Федерации.

Государственный долг классифицируется по следующим признакам:

1. По сроку образования и погашения:

· капитальный долг – включает в себя всю сумму долговых обязательств на определённую дату;

· текущий долг – состоит из платежей по обязательствам, которые заёмщик обязан погасить в отчётном периоде.

2. По валюте займа (ст.6Бюджетного кодекса РФ):

· внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов заимствований);

· внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Одним из важных направлений бюджетной политики государства является управление государственным долгом.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга или это мероприятия государства направленные на погашение долга.

Управление государственным долгом можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле управление государственным долгом предполагает:

· формирование политики в отношении государственного долга;

· определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

· определение приоритетных направлений использования привлечённых ресурсов.

В узком смысле управление государственным долгом предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных ценных бумаг.

Система организации управления государственным долгом состоит из следующих элементов:

· концепции управления государственным долгом и долговой политики;

· субъектов управления государственным долгом;

· правового и нормативного обеспечения;

· методов и принципов управления;

· учёта и регистрации долговых обязательств;

· управления рисками;

· программы государственных внутренних и внешних заимствований и других элементов.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсов и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Основным условием успешного регулирования долга является обеспечение экономического роста, увеличение на этой основе общей величины доходов в стране, в том числе доходов бюджета. При значительных масштабах задолженности приходится решать противоречивую задачу ограничения потребляемой части ВВП для выплаты внешних долгов и их обслуживание.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

· максимально возможное сокращение затрат на его обслуживание и погашение с учётом конъюнктуры мирового рынка;

· обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств по погашению и обслуживанию внутренних и внешних долгов;

· минимизация долга для заёмщика;

· эффективное использование заимствований и другие.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В управлении государственным долгом в пределах своей компетенции, определённой нормативно-правовыми актами принимает участие Банк России и Внешэкономбанк. Контроль за состоянием государственного внутреннего долга осуществляется Парламентом страны.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность обеспечит единство планирования и учёта всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.

Долговая политика должна соответствовать определённым принципам таким как:

· сохранение объёма долговых обязательств на экономически безопасном уровне, с учётом всех возможных рисков;

· своевременность и полнота исполнения долговых обязательств;

· прозрачность управления долгом;

· минимизация стоимости долговых обязательств и другие задачи.

При управлении государственным долгом, исходя из поставленной цели, могут использоваться различные методы.

Методы управления государственным долгом

Наименование метода Содержание метода Интерес применения метода
конверсия Изменение первоначальных условий, касающихся доходности займа Уменьшая процент по облигациям, государство ставит цель снизить расходы по обслуживанию долга
консолидация Изменение условий займов, связанное с их сроками Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки
унификация Объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа Уменьшается количество одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства
рефинансирование Погашение части госдолга за счёт вновь привлечённых средств Как правило, применяется для выплаты процентов и в условиях финансового кризиса
новация Соглашение между заёмщиком государством и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора Сокращаются расходы государства
отсрочка Не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается, как правило, выплата доходов Дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства
Аннулирование государственного долга Отказ государства от долговых обязательств Объявляется в случае финансовой несостоятельности государства или является следствием прихода к власти политических сил, которые не признают финансовые обязательства предыдущих властей.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена реструктуризация долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций обычно осуществляется в отношении только внутренних займов.

Реструктуризация внешнего долга может осуществляться на базе одной или нескольких мер:

· перенос платежей – перенос сроков платежей, процентов по долгу или всех платежей по обслуживанию долга на более поздний срок по сравнению с изначально согласованным;

· сокращение суммы основного долга – снижение суммы невыплаченной задолженности путём либо прямого списания части долга, либо продажи сос скидкой на вторичном рынке, либо конверсии в какие-либо национальные активы страны должника;

· прощение долга – применяется весьма ограниченно на двусторонней и многосторонней основе преимущественно по отношению к тем странам и тем долгам, которые не могут быть выплачены в среднесрочной перспективе ни при каких, даже самых благоприятных условиях;

· рекапитализация долга – обмен долгов на облигации должников или предоставление новых кредитов с целевым назначением оплаты прошлых долгов;

· долг в обмен на акции – кредиторы соглашаются отказаться от своих договорных прав в отношении должника, не исполняющего своих обязательств, в обмен на определённую долю акций.

Учёт и регистрация государственных долговых обязательств Российской Федерации осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации. Государственную долговую книгу Российской Федерации ведёт Министерство финансов Российской Федерации. В книгу вносятся сведения об объёме долговых обязательств, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Для измерения государственного долга и международного сравнения долговой зависимости отдельных стран в мировой практике применяется ряд показателей и индикаторов государственного долга:

1. Внешний долг/валовой внутренний продукт;

2. Внешний долг/экспорт товаров и услуг;

3. Стоимость обслуживания внешнего долга/экспорт товаров и услуг

4. Платежи процентов/ВВП

5. Краткосрочный внешний долг/внешний долг

Наиболее распространённым является «показатель отношения внешнего долга к ВВП». Он определяет возможность обслуживания внешнего долга, погашения платежей за счёт произведённого продукта данного года. Если наблюдается рост ВВП, то не страшен и рост внешнего долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста внешнего долга. Предельное значение данного показателя не выше 80% (некоторые считают критической отметкой 50%).

Важную роль играет также показатель «величина внешнего лога на душу населения», который более точно отражает степень внешнеэкономической зависимости страны, чем абсолютное значение внешней задолженности.

Таким образом, все представленные показатели имеют большое значение для анализа экономической ситуации, складывающейся в той или иной стране.

Еще по теме Государственный долг содержание и структура. Управление государственным долгом.:

  1. Государственный долг России и его структура. Управление государственным долгом на современном этапе.
  2. №12. Государственный кредит и государственный долг: их виды. Управление государственным долгом.
  3. 62. Государственный долг. Методы управления государственным долгом.
  4. Создание организационной структуры управления государственным долгом и полномочия органов государственной власти
  5. § 3. Рост государственного долга в разных странах в связи с последней войной,-Государственный долг Соед. Штатов, Англии, Франции, Италии. - Государственный долг и обесценение валют. - Междусоюзнические долги.
  6. 3.2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
  7. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом Российской Федерации
  8. 2.8. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом
  9. Управление государственным кредитом и государственным долгом.
  10. §2.0бщее состояние государственного долга в РФ. Применение конверсионных схем с целью повышения эффективности управления государственным долгом.
  11. 25. Государственный кредит. Управление государственным долгом.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет

имени М.Т. Калашникова»

Факультет: «Менеджмент и маркетинг»

Кафедра: «Финансы и кредит»

Курсовая работа

по дисциплине: «Государственный и муниципальный долг»

на тему: «Государственный долг Российской Федерации, его структура»

Введение

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов страны, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта.

Правительства часто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

Необходимо выделить вопросы, которые не могут быть решены исключительно за счет надежного управления государственным долгом. Управление не заменяет взвешенную макроэкономическую и налогово-бюджетную политику, и его одного недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость следующих моментов: надежная основа макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основа денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемые уровни государственного долга; устойчивая внешняя позиция; финансовая система, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая финансовая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.

Таким образом, наличие этих основ является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

Целью этого курсовой работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты мероприятий Министерства Финансов, а также иные материалы по этой теме.

Государственный долг, как звено финансовой системы РФ

Финансовая (или финансово-кредитная) система -- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений. Эти звенья характеризуются особенностями формирования и использования фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Роль государства в социально-экономическом развитии общества определяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Поэтому основой централизованных (или общегосударственных) финансов являются бюджеты соответствующих уровней (в Российской Федерации выделяются федеральный, региональные и местные бюджеты). Кроме того, к общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование.

Федеральный, региональные и местные бюджеты представляют собой форму образования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых для обеспечения функций государства и местных органов самоуправления.

Бюджет играет ведущую роль в создании экономических условий для обеспечения национальной безопасности, содержания органов государственного управления, проведения фундаментальных исследований, обеспечения охраны окружающей среды, поддержания и развития социальной и культурной сферы, а также предприятий различных форм собственности.

Государственный долг образуется в результате кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами -- граждане, предприятия и организации, в том числе и зарубежные. Государственный долг используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета, а также для стабилизации денежного обращения в стране.

Различают государственный внутренний долг -- долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте, а также государственный внешний долг -- заимствования Правительства из различных зарубежных источников, выраженные в иностранной валюте.

Основные формы долговых обязательств РФ следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

Исторические аспекты развития государственного долга РФ

государственный долг финансовый регулирование

Очевидно, что нельзя рассматривать ситуацию с долгами России без предварительного изучения истории вопроса.

Дефицит федерального бюджета России в последние годы в основном покрывался за счет внешних заимствований, особое внимание следует уделить именно внешним источникам финансирования дефицита бюджета России.

Историческая оправданность стремления к внешней независимости в полной мере проявилась в Великой Отечественной войне, выигранной при минимальной поддержке со стороны западных союзников. Хотя заимствования по американскому ленд-лизу (системе материальной поддержки союзников США по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны), полученные в виде аренды военной техники и поставок продовольствия, внесли огромный вклад в повышение мобильности советской армии. Поставки по ленд-лизу в период с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. получили 42 страны, их объем, приходящийся на СССР, составил 9,8 млрд. долл.

В литературе встречаются различные оценки ленд-лиза для экономики СССР и его победы в отечественной войне. Так, советские источники подчеркивали тот факт, что поставки по ленд-лизу составляли лишь незначительную часть объема отечественного производства (долгое время во многих публикациях фигурировала цифра около 4%).

Однако трудно переоценить помощь автомобильной техникой, внесшую огромный вклад в повышение мобильности советской армии. За период военных действий было поставлено 427 тыс. машин (в основном, «Студебекер», а также«Додж» и «Форд»), что составило 195% от общего выпуска советских машин.

Поставки продовольствия по ленд-лизу по калорийности из расчета норм военного времени могли бы обеспечить содержание 10-миллионной армии в течение более чем трех лет.

Огромное значение для авиационной промышленности имели американские поставки алюминия, которые составили 258 тыс. тонн, что примерно было равно его производству в СССР.

Для самих США производство ленд-лизовских товаров дало дополнительный мощный толчок развитию американской экономики, созданию новых рабочих мест.

Ленд-лиз принес огромные политические дивиденды, которые способствовали упрочению положения Соединенных Штатов в мире.

Сейчас реализация соглашения от 18.10.1972 г. об урегулировании претензий США к СССР по ленд-лизу в размере 722 млн. долл. до 2001 г. фактически приостановлена.

Кроме ленд-лизовских поставок Англия и Канада осуществляли поставки в СССР по кредитам, хотя размер последних был значительно меньше поставок по ленд-лизу. Важное значение имело соглашение о канадском кредите в размере10 млн. долл. от 8 сентября 1941 г. на закупку пшеницы и муки.

Англия предоставила кредит на основе соглашения от 16 августа 1941 г. в размере 10 млн. фунтов стерлингов на 5 лет из расчета 3% годовых. В 1942 г. сумма кредита возросла до 25 млн. фунтов стерлингов, а в последствии была еще увеличена. В настоящее время основная часть этих кредитов погашена.

Принцип обеспечения внешней независимости претворялся в жизнь вплоть до конца 80-х годов, поэтому внешнеэкономические связи Советского Союза в этот период отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако строгая государственная внешнеторговая и валютная монополия, отказ от участия в международных экономических организациях, а также контроль за общением с внешним миром привели к самоизоляции страны, что проявилось в отставании, как в экономическом отношении, так и в финансовом. Первое выражалось в перекосах развития различных отраслей, например, опережающем развитии военно-промышленного комплекса в ущерб сельскому хозяйству и гражданским отраслям промышленности, приведшем к утрате самообеспеченности продовольствием и другими товарами народного потребления, увеличению их импорта, изысканию для этого дополнительных валютных средств и, как следствие, росту займов за рубежом.

С распадом СССР к негативным последствиям такой политики прибавились такие факторы, как потеря части территориально-хозяйственного пространства и всех связанных с ним прежних преимуществ и развал устоявшихся внутренних экономических связей.

Все это, вылившись в глубокое падение национального производства с исчезновением целых промышленных отраслей, финансовый кризис и дефолт по внешнеэкономическим обязательствам, открыло страну для возрастающего влияния зарубежных сил, оставшихся по своей сути геополитическими.

В 80-е гг. правительство Горбачева М.С. заняло значительные средства на мировых финансовых рынках: около 20 млрд. долл. - кредиты зарубежных правительств, 20 млрд. долл. - кредиты коммерческих банков, еще 5 - 10 млрд. долл. составили поставки зарубежных предприятий, предоставивших свою продукцию в среднесрочный кредит.

Основной особенностью этих западных кредитов было то, что они привлекались и погашались исключительно в денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов. В результате за период 1985-1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза - с 22,5 до 65,3 млрд. долларов.

Такие займы имели бы смысл, если бы с их помощью увеличился уровень капиталовложений в Советском Союзе. Но в условиях нерыночной экономики эти средства ушли на увеличение текущего потребления и на капиталовложения, не принесшие практической пользы. Поэтому, с приближением сроков погашения долгов, у правительства не оказалось средств для их выплаты.

Некоторое время правительство оплачивало долги за счет своих золотых и валютных резервов. Но к 1991 г. СССР оказался неплатежеспособным.

Следует отметить, что практика погашения задолженности за счет золотовалютных резервов применялась в России уже давно, и сами эти резервы, начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в Европе. По заявлению Геращенко В., датируемому 01.12.2000 г., золотовалютные резервы РФ к концу 2000 года не превысят 28-29 миллиардов долларов.

В момент распада СССР в конце 1991 г. внешний долг Союза составлял около 90 (по другим оценкам - 70) млрд. долларов. К тому времени кредитоспособность СССР была отчасти подорвана вследствие накопившихся за 1989 и 1990 гг. крупных задолженностей перед иностранными фирмами- поставщиками. Большую часть долга СССР - около 37 млрд. долл. - составляла задолженность перед государствами-кредиторами, входящими в Парижский клуб, около 16 млрд. - задолженность по кредитам коммерческих банков.

В соответствии с общим правилом правопреемства: «долг государства- предшественника переходит к правопреемникам в справедливой доле, определяемой на основе учета имущества, прав и интересов, которые переходят к соответствующему государству-правопреемнику в связи с данным государственным долгом» 28 октября 1991 г. десять республик - правопреемниц СССР подписали меморандум о договоренности, подтвердив свою солидарную ответственность за погашение долга бывшего Советского Союза.

Понятие солидарной ответственности означало, что каждая республика в отдельности и все вместе несут ответственность по долгам Советского Союза. 4 декабря 1991 г. был подписан договор о распределении долга, по которому долги и активы бывшего СССР были поделены между республиками.

Затем на основе меморандума о договоренности 4 января 1992 г. между странами-кредиторами и государствами - правопреемниками СССР было подписано соглашение об отсрочке платежей по основной сумме долгов, срок которых наступал в 1992 г. Но это соглашение не было выполнено. Из всех бывших советских республик только Россия осуществила частичные платежи (и то в основном только по погашению кредитов, полученных от США), но и ее платежеспособность вскоре была серьезно подорвана вследствие бегства капитала, сокращения объемов экспорта нефти и газа и нерационального распоряжения валютными средствами.

Здесь также можно упомянуть, что решение проблем внутреннего долга бывшего СССР было определено специальным соглашением 1992 г. Участники приняли на себя обязательства по погашению государственного долга СССР перед населением в суммах пропорционально остатку задолженности, числящейся на балансах учреждений Сбербанка СССР на территории каждого из них.

Остальная задолженность Госбанку СССР, Госстраху СССР и т.д. должна быть возвращена из соответствующей доли каждого участника в произведенном национальном доходе и использованном объеме капитальных вложений из союзного бюджета.

К концу 1993 г. общая сумма просроченных и срочных платежей составила 17 млрд. долл. Кроме того, платежи по долгам бывшего СССР коммерческим банкам, срок которых наступил в 1992 и 1993 гг., составили 13 млрд. долл.. В результате 2 апреля 1993 г. было подписано соглашение о реструктуризации обязательств перед официальными кредиторами со сроками погашения в 1992 и 1993 гг. Общий объем этих обязательств составлял около 15 млрд. долл., срок погашения реструктурированных обязательств - 10 лет, включая пятилетний льготный период. Со своей стороны Россия приняла на себя всю полноту ответственности по погашению долгов бывшего СССР и за выполнение любых обязательств, которые могут возникнуть в этой связи, и стала правопреемницей СССР по зарубежным активам Союза.

Государственный долг в финансовой системе государства

Государственный долг - это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредитором (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными явлениями в экономике. Они определяются спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемых эмиссией национальных денежных единиц, ростом ВПК, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д.

Различают внутренний долг и внешний. Внутренний - это долг государства населению, субъектам хозяйствования своей страны. Внешний - задолженность физическим, юридическим лицам, правительствам других стран.

Внутренний долг порождается бюджетными дефицитами, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки. И поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативной инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться неподъемными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно принять определенные меры по управлению долгом. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.

Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25%.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить кратко- и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом, в частности, осуществляется путем подготовки, принятия и исполнения решений, определяющих долговую политику.

Основными позициями, по которым подводятся итоги, являются следующие:

* операции Министерства финансов России на внутреннем рынке;

* операции Министерства финансов России на внешнем рынке;

* объем и структура государственного долга;

* предоставление и исполнение гарантий;

* мониторинг и заимствования субъектов Российской Федерации.

Основные параметры государственного долга (предельный объем внутреннего и внешнего долга, предельный объем предоставления гарантий) определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год. Данным законом утверждаются программы внутренних и внешних заимствований, источники финансирования дефицита федерального бюджета (объем привлечения и погашения долговых обязательств), объем обслуживания внешнего и внутреннего государственного долга.

Отдельными текстовыми статьями закона определяются следующие конкретные решения по управлению государственным долгом:

* полномочия Правительства Российской Федерации по использованию средств федерального бюджета для сокращения объема государственного долга;

* полномочия Правительства Российской Федерации по объему выпуска ценных бумаг;

* полномочия Правительства Российской Федерации по выкупу у Центрального банка России принадлежащих ему ценных бумаг;

* урегулирование коммерческого долга бывшего СССР;

* предоставление кредитов заемщикам из федерального бюджета;

* условия прекращения обязательств по государственным ценным бумагам;

* условия проведения реструктуризации задолженности конечных заемщиков по кредитам, привлеченным под гарантии Правительства Российской Федерации;

* условия предоставления государственных гарантий;

* условия погашения товарных обязательств и т.п.

Детальное распределение расходов федерального бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, утверждается бюджетной росписью, которую ведет Министерство финансов России.

Выполнение требований федерального закона о федеральном бюджете в части государственного долга реализовывается путем выполнения отдельных управленческих решений. Так, объемы размещения государственных ценных бумаг, условия предоставления гарантий, операции на внешнем и внутреннем рынках, реструктуризация задолженности и прочие операции регламентируются такими нормативными документами, как указ Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы, инструкции Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Внешэкономбанка.

Структура формирования государственного долга

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 октября 2013 года

млн. долларов США

эквивалент млн. евро**

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,
не являвшаяся предметом реструктуризации

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

Задолженность перед международными финансовыми организациями

Задолженность по внешним облигационным займам

Задолженность по ОВГВЗ

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

* в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешним долгом являются обязательства, возникающие в иностранной валюте

** объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой

*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР

Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга -- накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

Вместе с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Оценка внешнего государственного долга РФ на 2013 год Государственный внешний долг, млрд. долл.

Страны Парижского клуба

Страны не вошедшие в ПК

Коммерческая задолженность

Международные финансовые организации

Евро-облигационные займы

Кредиты ВЭБ

Гарантии РФ в иностранной валюте

Бывшие страны СЭВ

сентябрь

сентябрь

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011-2013 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010 года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

Согласно законопроекту в 2011 - 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке. Всего за 2011-2013 годы предусматривается общее привлечение средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации при этом увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2010 -2013 годах.

отчет 2009 г.

Государственный долг Российской Федерации,

млрд. рублей

в том числе:

Государственный внутренний

долг, млрд. руб.

Государственный внешний

долг, млрд. руб.

Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличился за 2011 - 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга происходит в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличился в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году.

Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составляет 79,0 %

Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2012 - 2014 годы

В связи с необходимостью обеспечения частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление государственных заимствований и ростом абсолютных размеров государственного долга Российской Федерации бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга будут возрастать.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были рассчитаны исходя из планируемой доходности в 2012-2014 годах по краткосрочным инструментам до 4,5 - 5,5% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам до 6,0 - 7,5% и 7,5 - 8,5% соответственно.

Объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации в 2012 году составил 77,9 млрд. рублей (2,8 млрд. долл. США), в 2013 году - 87,6 млрд. рублей (3,1 млрд. долл. США), в 2014 году - 97,1 млрд. рублей (3,5 млрд. долл. США).

Более 90% указанных расходов составляют процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, что в абсолютном выражении составляет 75,3 млрд. рублей (2,7 млрд. долларов США) в 2012 г., 84,6 млрд. рублей (3,0 млрд. долларов США) - в 2013 г. и 93,5 млрд. рублей (3,3 млрд. долларов США) - в 2014 году.

Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным - 58 - сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Фактический объем государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение ее безусловной платежеспособности.

Особенности регулирования государственного долга РФ

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых взаймы средств. Однако государственный кредит отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства; ко второму - расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса России, «государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантией (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.»

Под государственным или муниципальным займом (заимствованием) понимается «передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа».

Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Так, различают государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, и муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Они обеспечиваются всем имуществом, находящимся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время вопросы четкие критерии такого деления отсутствуют.

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Заключение

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных операций в сфере государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Государственный долг может быть представлен также как общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.

Превышение расходов государственного бюджета над его доходами составляет бюджетный дефицит. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет положительное сальдо бюджета, или профицит. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплата процентов по нему и выплаты основной суммы долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета, и поэтому оно существенно влияет на размер текущего дефицита. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом.

Таким образом, бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде, а государственный долг - в долгосрочном периоде.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому развивается тенденция самовоспроизводства внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов.

Различают внутренний и внешний государственный долг. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ.

Государственный внутренний долг России разбит на две категории: долговые обязательства правительства и целевые долговые обязательства.

Внутренний долг классифицируется по инструментальному и институциональному признаку. Внутренние долговые обязательства можно классифицировать на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и нерыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности.

Все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.

Под управлением государственным долгом в теории финансов понимается «совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг».

В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ «управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации».

Основная цель политики, проводимой в настоящий момент правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состоит в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

В отношении внутреннего долга стратегия федерального правительства состоит в реструктуризации задолженности в сторону повышения доли среднесрочных обязательств, снижения доходности государственных ценных бумаг при сохранении их привлекательности.

Вообще существует несколько вариантов решения проблемы внешнего долга России. Однако главная задача, особенно учитывая более отдаленную перспективу, заключается в мобилизации собственных усилий по подъему российской экономики. Речь идет о реализации политики, направленной на увеличение государственных доходов и сокращение его расходов в целом, расширение и диверсификацию экспортного потенциала, рационализацию импорта, повышение эффективности использования внешних кредитов и т.п.

Что касается внешнего долга, то Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако, ситуация требует постоянного контроля. Требуется существенная корректировка всей политики управления государственным долгом, предусматривающая ужесточение процедур публичного финансового менеджмента. Самой существенной конструктивной мерой в области государственного долга должно стать использование заимствований для государственных капитальных вложений непосредственно в производство и в социальный комплекс.

Литература

1. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2003.

2. Афанасьев М., Кривогов И. Модернизация государственных финансов России // Вопросы экономики. - 2006.

3. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. - 2003.

4. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Экономист, 2005.

5. Калов З.А., Гедгафова И.Ю. Государственный бюджет в системе финансовых отношений // Экономические науки. - 2006.

6. Комягин Д.Л. Бюджет в составе казны: за и против // Финансы. - 2006.

7. Лебедев А. Управление внешним долгом в России // Проблемы теории и практики управления. - 2004.

8. Лукьянова М.Н. Система сбалансированных показателей и стратегическое планирование для государственного бюджета // Финансы и кредит. - 2006.

9. Лысихин С. Российский внешний долг (обзор иностранной прессы) // Рынок ценных бумаг. - 2006.

10. Ржаницина Л. Социальная составляющая проекта бюджета 2007: мнение эксперта // Человек и труд. - 2006.

11. Родионов Д. Особенности и этапы управления внешним долгом РФ // Международная экономика. - 2006.

12. Солтаханов А.У. Исследование основных источников финансирования государства // Экономические науки. - 2006.

13. Финансы / Под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. - М.: Проспект, 2007.

14. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина. - М.: Инфра-М, 2003.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность государственного долга и причины его возникновения. Формы и виды государственного долга. Текущие состояние внешнего государственного долга Российской Федерации. Влияние государственного долга Российской Федерации на национальную экономику.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2012

    Сущность и причины государственного долга, его классификация и виды. Пути погашения и последствия его накопления. Характерные черты государственного долга в США и странах ЕС. Анализ структуры и динамики государственного долга Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Сущность и понятие государственного долга, его классификация, причины появления, особенности и задачи управления им. Формы кредитных отношений государства. Анализ структуры и динамики внутреннего и внешнего государственного долга Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Сущность государственного долга и его роль в экономическом развитии страны. Социально-экономическая необходимость существования внешнего и внутреннего государственного долга. Изучение причин образования государственного долга в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    Понятие и основание возникновения государственного долга. Виды и его структура в Российской Федерации, система управления и факторы влияния на экономику. Источники финансирования дефицита бюджета. Специфика и основные черты корпоративного внешнего долга.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2013

    Теоретические особенности государственного долга как долга центрального правительства. Примеры денежно суверенных правительств (США, Великобритания, Канада, Япония, Австралия, Россия). Влияние государственного долга Российской Федерации на экономику.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2015

    Сущность, основные виды и факторы формирования государственного долга. Причины возникновения государственного долга Российской Федерации. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2012

    курсовая работа , добавлен 23.07.2013

    Понятие государственного долга. Основные схемы реструктуризации суверенного долга. Статистика изменения государственного долга в период с 1998-2012 года. Проблемы и противоречия государственного долга. Меры по укреплению доверия к российской экономике.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2012

    Аспекты формирования и размеры внутреннего государственного долга. Рост внешнего государственного долга за 2003-2014 г. Страны и международные финансовые организации-кредиторы России. Создание специальной структуры, занимающейся вопросами госдолга.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

    Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

    Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

    кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    государственных ценных бумаг;

    договоров о предоставлении государственных гарантий;

    переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

    консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

    конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

    конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

    новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

На 1.01. 1998

На 1.01. 1999

На 1.01. 2000

На 1.01. 2001

На 1.01. 2002

На 1.01. 2003

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства - следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система государственного кредита создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств - сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов - это целый механизм (другое название - реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом - одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов - это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация - это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация - это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация - это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

    кредитов, полученных Правительством РФ;

    государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

    других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

    Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

    Конверсия - изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

    Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.

    Унификация - объединение нескольких займов в один.

    Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.

    Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.

    Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Государственный долг - это обязательства страны перед кредиторами. Ими могут выступать юридические лица и граждане, зарубежные державы, международные организации.

Структура государственного долга

Обязательства страны могут возникать из правоотношений с организациями и лицами, осуществляющими деятельность в пределах ее территории. Такой государственный долг считается внутренним. Он представлен в виде рублевых обязательств перед резидентами. Внешний государственный долг - займы в иностранной валюте у нерезидентов.

Формы обязательств

Российский государственный долг представлен в виде:

  1. Кредитных договоров с финансовыми (в том числе международными) организациями, зарубежными державами. Они заключаются от имени РФ.
  2. Ценных бумаг. Они также выпускаются от имени РФ.
  3. Переоформления кредитных обязательств, принятых третьими лицами.
  4. Договоров о предоставлении госгарантий.

Внутренние займы могут быть в виде:


Государственный долг России может быть:

  • Долгосрочным - на 5-30 лет.
  • Среднесрочным - на 1-5 л.
  • Краткосрочным - до года.

Погашение обязательств осуществляются в срок, установленный условиями займа. Однако этот период не должен быть больше 30 лет. Государственный долг России обеспечивается федеральной собственностью.

Управление обязательствами

РФ не отвечает по долгам субъектов и муниципальных образований страны, если они не были обеспечены гарантиями от федерального правительства. Максимальные объемы займов устанавливаются в соответствии с Законом о бюджете на предстоящий год. По ст. 106 БК, внешний государственный долг не может превышать предел объема платежей в год по его обслуживанию и погашению. В Законе о бюджете на предстоящий период утверждается программа по заимствованиям. В ней представлен перечень внешних кредитов с указанием источников, цели, срока погашения и общего их объема. В этой программе оговариваются все госгарантии и займы, размер которых больше суммы, эквивалентной 10 млн долл. Порядок, условия выдачи (выпуска) и размещения обязательств устанавливаются правительством.

Решение об эмиссии

Этот акт принимается правительством в соответствии с максимальными объемами бюджетного дефицита и госдолга, которые установлены в Программе по внутренним заимствованиям и Законе о бюджете. В решении об эмиссии бумаг отражаются данные об эмитенте, объемах и условиях процедуры.

Гарантии

Такой государственный долг - это способ обеспечения, предполагающий письменное обязательство. В рамках него гарант отвечает за исполнение лицом, получившим заем, условий его договора с третьими лицами. В Законе о бюджете на следующий период устанавливается предельная величина суммы гарантий. Если она выражена в рублях, то включается во внутренний государственный долг. Сумма может быть и в инвалюте. В этом случае она относится к внешнему долгу.

Важный момент

Согласно ст. 118 БК, бюджетные учреждения не наделены правом брать займы у кредитных институтов. Однако они могут получать ссуды. В качестве источников таких займов выступают внебюджетные (государственные) фонды и бюджеты. Казначейство ответственно за ведение реестра ссуд унитарных предприятий.

Документирование

В административном аппарате предусмотрен институт, который контролирует государственный долг, - это Минфин. В соответствующие книги вносится информация об объеме обязательств. Документируется региональный, муниципальный и государственный долг РФ по эмитированным бумагам. Необходимые сведения вносятся в Книгу займов в срок, который не больше трех дней с даты появления обязательства.

Основные инструменты

Существует несколько способов изменить условия, по которым выплачивается государственный долг. Это:


Предпосылки возникновения

Государственный долг - это последствие объективной необходимости привлечь дополнительные источники финансирования расходов в стране и бюджетного дефицита. Для этого в первую очередь мобилизуются собственные средства. Если эти источники исчерпаны, появляется необходимость заимствования у международных организаций и других стран. Внешний долг может предоставляться в виде безвозмездного финансирования либо в качестве возвратного кредитования. Привлечение средств осуществляется в двух направлениях: частном и государственном в зависимости от источников.

Система обслуживания

Она предполагает определенную схему, по которой погашается государственный долг. Это осуществляется в несколько этапов:

  • Выплата процентов.
  • Погашение основной суммы.
  • Рефинансирование при необходимости.

К примеру, условный государственный долг РФ - 100 тыс. ед. При ставке в 20% и сроком выплаты на 4 года при однолетнем льготном периоде (когда погашаются только проценты) к указанной сумме следует прибавить 80 тыс. Даже при такой простой схеме непосредственное управление госдолгом представляет определенную сложность. В этой связи в систему обслуживания включаются:


Обслуживание внутренних государственных займов РФ осуществляется Центробанком и его подразделениями, если другое не установлено Постановлением Правительства. Оно выполняется посредством операций, направленных на размещение обязательств, их погашение и выплату доходов по ним в форме процентов либо в ином виде. Контроль над состоянием госдолга осуществляется исполнительными и законодательными органами власти.

Заключение

В 1985 году внешний долг Советского Союза был 22.5 млрд долл. К 1991-му он увеличился до 65 млрд. На 1 января 2003-го внешний госдолг РФ (вместе с займами СССР) составил 124.5 млрд долл. По расчетам, для полного его погашения в течение тридцати лет требовалось выплатить не меньше 300 млрд долл. Для обеспечения собственных внешнеэкономических и внешнеполитических интересов в России предусмотрено предоставление займов зарубежным государствам. Программа такого кредитования утверждается в Законе о федеральном бюджете на будущий финансовый период. В ней присутствует перечень займов, указываются цели их предоставления, суммы и получатели средств. Все договоры, которые касаются реструктуризации кредитов либо списания задолженности зарубежных стран перед РФ должны ратифицироваться в Госдуме.



Похожие статьи