Штокмановское месторождение. Штокмановское газоконденсатное месторождение. Природно-климатические условия в районе добычи

Штокмановское газоконденсатное месторождение считается крупнейшим в мире. Располагается оно в в акватории, принадлежащей России.

Общие сведения о территории

Штокмановское месторождение находится на шельфе в центральной зоне Восточно-Баренцевоморского прогиба. Он проходит в субмеридиональном направлении в районе западных берегов о. Новая Земля. Прогиб отличается сложным строением. Это обусловлено присутствием глубоких впадин: Южно- и Северно-Баренцевоморской и Нансена. Их разделяют региональные поднятия-седловины. Южная и Северная часть отделяются мегаседловиной. К ней относятся 3 самых крупных месторождения шельфа - Ледовое, Штокмановское и Лудловское. Последнее по объему ресурсов считается крупным. Первые два считаются уникальными.

Изменение климата также может повлиять на конкурентоспособность рыболовных систем в глобальном масштабе. Условия, которые сокращают обилие рыбы в других районах Северной Атлантики, могут обеспечить еще большие стимулы для рыбаков в этих районах для эксплуатации канадских вод. Воздействие на промысловую промывку моллюсков может быть самые замечательные последствия.

Потепление Атлантического океана и тропические штормы

Несколько анализов частоты интенсивных ураганов и более длительных штормов указывают на значительную тенденцию к увеличению числа бурь категории 4 и 5 за последние 30-35 лет. Для некоторых прогнозистов ураганов эта тенденция обусловлена ​​только циклическими изменениями, но анализ относительной важности климатических тенденций и циклических изменений свидетельствует о том, что тенденции глобального потепления составляют две трети прироста от количества ураганов в категориях от 3 до 5. Вот почему ожидается, что в будущем в среднем будут более интенсивные ураганы, так как океан продолжает прогреваться.

Обнаружение

Исследование Штокмановского месторождения началось в 1981-м году. В то время проводились комплексные геофизические изучения Баренцево-Карского бассейна. Работы проводились сотрудниками "Североморнефтегеофизики" на научно-исследовательском судне "Пр-р Штокман". Отсюда и название участка. Бурение Штокмановского месторождения газа началось в 1983-м году. Первые скважины были сделаны с судна "Валентин Шашин" и "Виктор Муравленко". Глубина первой поисковой скважины была 3153 м. В результате бурения были обнаружены две залежи.

Необходимо принять более высокие меры по обеспечению готовности к ураганам для Карибского бассейна, прибрежных районов Соединенных Штатов и приморских городов в Канаде и увеличить потребности в помощи для обеспечения готовности в случае чрезвычайной ситуации и после стихийного бедствия.

Тенденции, наблюдаемые в северной части Тихого океана, частично связаны с тихоокеанским декадальным колебанием, что само по себе связано с эффектом Эль-Ниньо-Южного колебания. Эти два явления циркуляции приводят к чередующимся периодам жары сопровождающееся углублением Алеутской депрессии и холодным периодом в восточной части Тихого океана. Эти большие колебания и долгосрочные тенденции потепления, по-видимому, одновременно действуют, взаимно усиливая во время теплых фаз.

Характеристики бассейна

Штокмановское газовое месторождение находится в 550 км от Мурманска (к северо-востоку). Ближайшей сушей является западное побережье Новой Земли (в 300 км). Глубина моря в этом районе от 320 до 340 м. Запасы Штокмановского месторождения - около 3.94 трлн. м 3 . Конденсат присутствует в объеме 56.1 млн. т. На донной поверхности выявляются комплексы современных мягких и слабых грунтов. Их мощность до 8 м. Кроме этого, здесь распространены нижележащие мягкие грунты, мощность которых 4-24 м. По оценкам специалистов, прогибание поверхности в ходе эксплуатации бассейна через 15-25 лет приведет к образованию в центральной зоне площади мульды оседаний, глубина которых не меньше 10 м.

Наряду с увеличением частоты интенсивных зимних бурь в некоторых частях Северного полушария произошли значительные изменения в высоте волны. Прогнозы показывают, что ожидается, что эти увеличения продолжится. Рост уровня моря и усиление сильных штормов приводят к эпизодам наводнений и эрозии наряду с проблемами качества воды на Западном побережье и особенно в нижней части материка.

Непрерывное потепление вод в восточной части Тихого океана обеспечивает сокращение распределения популяций нерки и их вытеснение все больше и больше в Берингово море. показывает текущие тепловые пределы нерки в декабре и июле. Хотя ожидаются лишь небольшие изменения в общем количестве, с регионами изменения, один вид будет захвачен рыбаками из других стран. анадромная рыба, потепление воды в нерестилищах может также приводить к изменениям в популяциях и ареале некоторых рыбных запасов.

Проекты освоения

Для исследования и разработки Штокмановского месторождения в 2002-м году было сформировано специальное предприятие. Оно имеет лицензию на освоение до 2018-го г. Эта компания была образована "Газпромом" и "Роснефтью". Последняя в 2004-м продала свою долю партнеру. В настоящее время работу на территории осуществляет ООО "Газпромнефть-шельф". предполагалась на основании соглашения о разделении продукции. На первоначальном этапе была запланирована добыча в 22 млрд. м 3 /год. Часть ресурсов предполагалось направлять на производство Этот продукт предназначался по проекту для экспорта в США. В с. Териберка, расположенном на Кольском п-ве, предполагалось соорудить завод и терминал. Управляющая компания предполагала привлечь на Штокмановское месторождение иностранных инвесторов. Планировалось передать заинтересованным компаниям 49 % акций бассейна. К сентябрю 2005-го был составлен список, в который вошло 5 зарубежных предприятий - потенциальных участников консорциума по освоению территории. Однако в начале октября 2006-го "Газпром" объявил, что никто из них не предоставил соответствующих активов. В этой связи недропользователем осталась отечественная компания. Однако в связи с изменением плана привлечения зарубежных инвесторов оказалось, что Штокмановское месторождение заморожено надолго. Усугубляли ситуацию суровый арктический климат, значительная удаленность от береговой линии. Кроме этого, большая глубина скважин требует соответствующих технологий добычи и перевозки. Отечественная компания такими возможностями не располагала. По прогнозам, необходимые инвестиции должны составлять 15-20 млрд. долл. В случае выхода бассейна на полную мощность объем добычи составит 67 млрд. м 3 /год.

Аквакультура в прибрежных водах может выиграть от более теплых условий, которые увеличили бы темпы роста и позволили бы проводить эту деятельность в более широком регионе. Повышение температуры воды и связанных с ней физических изменений тем не менее, способствуют увеличению частоты и интенсивности вспышек заболеваний и цветков водорослей. Бактериальное загрязнение устриц и других моллюсков также может стать более распространенным с потеплением воды. Увеличение частоты интенсивных зимних штормов и тенденция к увеличению высоты волн еще больше усугубят возможности аквакультуры.

Новый этап

В середине июля 2007-го года после того как состоялся телефонный разговор между Саркози и В. Путиным, было объявлено, что новым партнером отечественного монополиста "Газпрома" станет французская корпорация Total. Предполагалось, что она получит 25 % акций. Оставшиеся 24 % могут достаться другому зарубежному партнеру. Эксперты считают, что такое решение было обусловлено резким улучшением взаимоотношений России и Франции. 24 % оставшихся акций переданы компании из Норвегии StatoilHydro.

Изменение климатических условий затронет рыбаков несколькими способами. Им, возможно, придется отойти от своего родного порта, чтобы взять свою квоту для данного вида, тем самым подвергая себя большему риску из-за интенсивных и более частых зимних штормов и В дополнение к этим соображениям безопасности эволюция популяций рыб может потребовать их адаптации, убедившись, что они должны ловить рыбу для новых видов в других местах.

Аналогичные последствия будут иметь туризм на Западном побережье. Как правило, с небольшими прогулочными катерами необходимо быть более безопасным, волны более высокие и бурные бури более часты. Увеличение уровня моря и сильных штормов также будет иметь неблагоприятное воздействие на причалы и другие прибрежные инфраструктуры, используемые рыбаками и лодочниками, и содержание которых может потребовать применения дорогостоящих мер адаптации.

Сложности в работе

Для реализации созданных проектов в 2008-м была сформирована компания "Газпромнефть-шельф", 100% акций которой принадлежат "Газпрому". Вновь образованное предприятие было назначено оператором 1 и 2 фаз освоения территории. В конце августа 2012-го года "Газпром" и его зарубежные партнеры договорились о временной приостановке реализации планов. Обусловлено такое решение было слишком высокими расходами и появляющимися новыми проектами по получению сланцевого сырья. С того момента начался поиск вариантов повышения эффективности плана. В октябре 2012-го Президент РФ сказал, что предполагается заключить соглашение по проекту. Песков заявил, что строительство начнется до конца 2017-го года. С декабря 2012-го проект снова запущен в реализацию. На январь 2013-го планировалось проведение конкурса для определения проектировщика будущего завода.

Изменение предпочтительных морских маршрутов в Тихом океане может наблюдаться с изменениями в движении и ветрах и во избежание бурных штормов, но самое значительное влияние на прибрежные порты и морского транспорта. В Британской Колумбии будут разработаны планы по укреплению и подъему волноломов и причалов для обеспечения более высокого уровня воды и более высоких волн, если порты Канады будут оставаться конкурентоспособными на международной арене.

В настоящее время в канадской Арктике существует небольшая международная судоходство, порты и посадочные площадки рудиментарны, за исключением Порт Черчилль в заливе Гудзон, который имеет четыре глубоководных швартовных пункта для зерновых судов, грузовых судов и нефтеналивных танкеров. Речь идет о продолжении развития порта Черчилль в рамках возможного североамериканского торгового коридора. Эта концепция считается жизнеспособной, учитывая более продолжительный сезон морского льда в Гудзонова залива и пролива Дэвиса Было отмечено, что строительство портовых сооружений в Икалуите может способствовать усилиям по экономическому росту в регионе.

Экономический аспект

Штокмановское месторождение считается весьма капиталоемким. Это значительно затрудняет, кроме прочего, его освоение. В этой связи в качестве основных задач проекта, вместе с достижением высоких показателей по добыче, выступают:



Решение этих задач возможно в том случае, если, по мнению экспертов, Штокмановское месторождение будет осваиваться постепенно. В этой связи в принятом проекте по разработке территории предусмотрено поэтапное увеличение эквивалентных мощностей по 3-м составляющим бассейна. Таким образом, выделяется три стадии. Каждая из них представляет собой запуск новой связки: одна платформа - одна нитка подводного газопровода - три технологические линии на заводе СПГ (либо сухопутный газопровод). По достижении третьей стадии начнется выход на заложенные в проекте показатели. Прибыль, полученная от продажи продукции на каждой из стадий, может реинвестироваться на последующее развитие.

Однако лед будет по-прежнему представлять значительную навигационную опасность. Горнодобывающая промышленность надеется ввести портовые и дорожные объекты вблизи залива Батерст или самого залива для обслуживания и поставок разведочных и эксплуатационных работ алмазов и драгоценных металлов в районе Китикмео и северных северо-западных территориях. Вероятно также, что канадская часть Северного Ледовитого океана будет гораздо больше использоваться иностранными интересами. Оценка воздействия на климат в Арктике заключает в сущности, что.

Специфика морского промысла

Эта область по своему объему капвложений находится сегодня на доминирующей позиции. На долю морского промысла приходится порядка 48% от всех инвестиций в освоение бассейна. Массогабаритные и прочие характеристики данной системы оказывают огромное влияние на уровень проектной добычи газа и конденсата на Штокмановском месторождении.

Кроме того, та же оценка показывает, что в течение летних месяцев в течение летних месяцев в Северном Ледовитом океане можно добраться на лодке. Большинство климатических моделей предполагают, что эти изменения произойдут во второй половине этого века, возможно, ранее, согласно последним данным. Однако прибрежные моря в северной части Российской Федерации, вероятно, будут открыты в первую очередь, и инфраструктура, поддерживающая морские перевозки по этому маршруту, скорее всего, будет доступна раньше, чем в канадских водах.

Распределение рыб и морских млекопитающих в Арктике регулируется температурой воды и ледяным покровом, а также изменениями в пресноводных запасах основных рек России и Канады. В Северной Америке крупные запасы рыбы, такие как атлантическая сельдь и треска, перемещаются путем прогрева и перемещения на северо-восток, где они будут более доступными рыбаков из Скандинавии и России. Эта потеря льда делает прибрежные моря арктического шельфа более похожими на умеренные моря, но последствия этого явления для трофических сетевых структур трудно предсказать.

Оборудование

Основным технологическим элементом организации морского промысла на этой территории выбрана полупогружная ледостойкая платформа. Она рассчитана на одновременное бурение и использование скважин с обустройством на площадке устьев. Возможными вариантами могут стать такие платформы, как SPAR и TLP. На каждой площадке предполагается установить весь комплекс используемого бурового оборудования, технологических агрегатов для промысловой подготовки добытого газа. Последняя необходима для обеспечения однофазной транспортировки сырья по магистральному трубопроводу. Проектный уровень по добыче достигается посредством установки в разных частях Штокмановского месторождения трех платформ. К каждой из них подводится по 3 системы скважин. Проектом предполагается равномерное их распределение по всей площади месторождения. Каждая платформа связывается с береговыми сооружениями посредством одного магистрального трубопровода. Для обеспечения надежности и предотвращения отказов в работе всей системы все площадки соединяются дополнительными газопроводами.

Во время отела кольчатые тюлени, которые являются одним из любимых источников пищи в «Полярном медведе», требуют обширного освещения морского льда. Сокращение подходящей среды обитания может иметь последствия для любого арктическая тюлень улавливает рыбу или тюленей для пищевых целей, требует более продолжительных поездок в арктические моря, которые становятся все более распространенными в Арктике. более опасным из-за тенденции интенсифицировать зимние бури. Для некоторых общин в Арктике эта ситуация связана с серьезными изменениями в их образе жизни.

Заключение

Исследование Штокмановского месторождения требует, несомненно, больших средств. Однако его освоение позволит получить значительные объемы сырья ежегодно. Месторождение располагается в достаточно неблагоприятной зоне. Задача проекта состоит на сегодняшний день в оптимизации расходов. Постепенное освоение месторождения позволит решить многие задачи, получить необходимые средства для реинвестирования. Большое значение тем не менее имеют и средства зарубежных партнеров.

Загрязнение пищевой цепи также вызывает обеспокоенность. Плавление вечной мерзлоты высвобождает все больше ртути в потоки и океаны, накапливаясь вдоль пищевой цепи. Эти количества ртути и других загрязнителей из более низких широт могут неблагоприятные последствия для народов Арктики и, в частности, для женщин из числа коренных народов. Было установлено, что на острове Баффин, Нунавике и Гренландии очень высокие концентрации ртути в крови и грудное молоко. Эти популяции потребляют много мяса и рыбы.

Промышленное развитие на Севере, вероятно, добавит к загрязнению арктических морских продуктов. Добыча природного газа и нефти в Хаммерфесте, Норвегия, прогрессирует по мере того, как лед исчезает. Запасы нефти определены в 320 км от Северного полюса, а Штокмановское месторождение в российской части океана считается крупнейшим морским запасом газа в мире. моря, которое сопровождает его, делает эксплуатацию этих ресурсов все более возможной.

Запасы полезных ископаемых, расположенные на дне морей, составляют 50% газовых богатств России и четвертую часть нефтяных. Освоена лишь малая их часть. Например, знаменитая каспийская нефтегазовая кладовая едва вмещает 1% от всего объема. В сравнении с ней газовое месторождение емкостью 39 трлн. кубометров выглядит супергигантом. Это – половина всех подводных газовых российских богатств. Именно столько газа содержат недра мелководной пологой платформы Баренцева моря , называемой шельфом. При эксплуатации месторождения специалисты рассчитывают получать от него вместе с природным газом 56 млн. тонн газового конденсата.

Стойкие органические загрязнители, в том числе гексахлорциклогексан, дихлордифенилтрихлорэтан, токсафен и полихлорбифенилы промышленного и сельскохозяйственного происхождения, а также некоторые тяжелые металлы были обнаружены во всей циркумполярной среде при удивительно высоких концентрациях.

Изменения в датах начала и длительности сезона, вероятно, сыграют решающую роль в изменениях пространственного распределения и концентрациях загрязняющих веществ, поступающих в Арктику дальним транспортом. В Оценке изменения климата в Арктике отмечается, что изменение климата и загрязнение в Арктике взаимосвязаны и что. Хотя двусторонний характер загрязняющих материалов является особенно важной проблемой для Канады, растет обеспокоенность в связи с увеличением атмосферного транспорта. На Канадском Севере наблюдается тенденция к наличию загрязняющих веществ, связанных с выбросами из быстрорастущих экономик Китая, Японии и Юго-Восточной Азии.

Запасы были разведаны в 1981 – 1988 годах. Их ожидаемая величина первоначально оценивалась в 2,4 трлн. кубических метров газа. Пробное бурение было произведено с платформы, расположенной в центральной точке шельфа на расстоянии 300 км от ближайшего берега о. Новая Земля.

Основные характеристики

На месторождении предусмотрено установить 10 буровых самоходных платформ, оснащенных подводным добывающим оборудованием. Процесс освоения разбит на этапы, по каждому из которых плановый объем ежегодной добычи составляет: 24; 47; 71 млрд. кубометров голубого топлива. В составе технологического комплекса планируется создать:

Некоторые из них образуются при улетучивании поверхностных вод озера, таких как озера Великих озер и Азии, где дальний атмосферный транспорт ранее осаждал эти вещества. Этот процесс происходит в жаркий сезон, когда токсичные загрязняющие вещества движутся все дальше и дальше на север, в районы, где вода остается слишком холодной в течение года, чтобы продолжить. волатильность будет более распространена в результате изменения климата, и вклад этих источников Северного полушария в присутствие загрязняющих веществ в Арктике будет постепенно возрастать. не в настоящее время, если будущие изменения режимов атмосферной циркуляции смягчат или усугубят процесс транспортировки и осаждения загрязняющих веществ в Арктике.

  • предприятие по сжижению газа с годовой производительностью 7,5 млн. тонн,
  • портовое хозяйство.

Перемещение газа планируется осуществлять с помощью транспортного оборудования нескольких типов:

  • магистрального трубопровода длиною 1365 км,
  • двух технологических газопроводов,
  • судов-газовозов.

Сроки строительства и ввода в эксплуатацию

Первоначальное решение о пуске месторождения было принято в 1992 году. Его разработку поручили российскому предприятию «Росшельф».

С 1995 по 2006 годы АО «Газпром» вел переговоры с зарубежными корпорациями о коллективной эксплуатации месторождения.

В 2006 – 2008 годах акцент переговоров сместился. Компания приступила к поиску партнеров, готовых участвовать в строительстве и освоении промысла в качестве подрядчиков. По результатам подписанного соглашения возникло общество «Штокман Девелопмент АГ». Кроме российского предприятия инвесторами выступили «Statoil» (Норвегия) и «Total» (Франция). К 2012 году общество деятельность не начало, срок договоренностей истек, проект приостановился.

В соответствии с правительственными данными промышленный пуск месторождения должен состояться в октябре – декабре 2016 года. Сопутствующие производственные комплексы планируют начать деятельность с декабря 2017 года.

Принцип работы

Добыча углеводородов производится с борта самоходной платформы корабельного типа. Для подъема газа со скважины в подводной части океана собираются технологические комплексы, включающие:

  • четыре донные плиты с буровыми отверстиями;
  • райзеры – вертикальные глубинные гибкие трубопроводы;
  • среднеглубинные арки, фиксирующие постоянное положение райзеров;
  • магистральные газопроводы;
  • коммутационное оборудование.

В качестве основной технологической идеи рассматривается подъем сырья с придонной территории на перерабатывающее судно, последующую транспортировку его на берег. На сегодня предполагаются две взаимоисключающие друг друга технологические цепочки, каждая из которых предусматривает:

  1. Сепарацию конденсата и природного газа на борту плавающей платформы;
  2. Разделение углеводородов на береговом заводе.

Независимо от варианта первичной обработки сырья, окончательной готовой продукцией должен стать сжиженный газ.

С этой целью в течение 2015 – 2016 годов в окрестностях пос. Териберка должно вступить в строй предприятие, производящее сжиженный газ, наливной терминал и транспортная трубопроводная система. Операционную деятельность планируется поручить экспортно-ориентированной корпорации. Цель ее деятельности – поставки газа потребителям Азии и Европы. Транспортировка осуществляется морским транспортом и через систему газопроводов

Особенности

К особенностям проекта в первую очередь относят сложность природных условий. Газодобывающему, перерабатывающему и транспортному оборудованию придется функционировать в условиях Арктики. Его работоспособность будет подвергаться нагрузкам:

  • среде морского воздуха с интервалом температур −50 − +33 °C;
  • движению айсбергов массой в миллионы тонн;
  • воздействию штормов с волнением до 27 м.

Во-вторых, проект разработки одной из мощнейших газовых скважин требует внедрения дорогостоящих масштабных инновационных технологий. Инвестиции должны иметь долгосрочный характер. Предприятию предстоит выдерживать конкуренцию с мобильными компаниями, оборачивающими в коротком периоде небольшие капиталы, помещенные в добычу сланцевого газа.

Третьей особенностью является внедрение уникальных и разнообразных технологий, предполагающих возведение донных магистралей, морских райзеров, береговых перерабатывающих комплексов и эксплуатации специализированных судов.

Несмотря на то, что перспективы освоения проекта вызывают дискуссии на разных уровнях, подготовительные работы не останавливаются. В 2014 году в районе Териберки была проложена автотрасса, являющаяся частью инфраструктурного комплекса. В ближайших планах – строительство складских комплексов, объектов связи, железнодорожной ветки. По расчетам экспертов, экономическая эффективность от освоения мощностей и продажи газа с ШГКМ в течение 45 лет эксплуатации должна составить 600%. АО «Газпром» на протяжении всего подготовительного периода проводит непрерывное стимулирование проектных разработок. Одним из мероприятий, направленных на повышение привлекательности проекта, должна стать международная конференция, посвященная освоению шельфа в Баренцевом море.

Влияние добычи газа на экологию региона

Технологическая неоднозначность проекта вызывает озабоченность экологов. В процессе его реализации предполагаются достаточно многоплановые воздействия на природную систему. Среди них – глубинное бурение скважин, подледное строительство газопроводов, промышленное освоение прибрежной зоны, прокладка путей сообщения, ЛЭП. Подразумевается эксплуатация трубопроводов высокого давления, перемещение значительных объемов углеводородов. Каждая операция технологического процесса сопряжена с риском аварийности. При строительстве необходимо учитывать проседание придонных поверхностей, возможное образование накоплений гидратов, возникновение других техногенных осложнений.

И все же, существующая практика эксплуатации подобных комплексов показывает: закрытые процессы добычи углеводородов и их передачи на значительные расстояния существенного влияния на экосистему не оказывают. Если, конечно, соблюдаются все технологические и санитарные нормы безопасности.

Вывод

Проект разработки земных недр в условиях Арктики с помощью океанических производственно-транспортных комплексов настолько уникален, насколько трудоемок. Даже при шестикратной экономической привлекательности, он не нашел полной безоговорочной поддержки среди инвесторов. Успешная освоение Штокмановского месторождения будет еще одним актом торжества разума над природой. Но когда-то и оно иссякнет. Необходимость в освоении новых ресурсов поставит перед человеком еще более сложную задачу. Интрига заключается в решении дилеммы: в борьбе разума и природы, в конце концов, кто победит раньше?



Похожие статьи