Малое предпринимательство: критерии определения и формы функционирования

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы

хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и

развиваться.

Малое предприятие - предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной (производственной, торговой, научной и т.п.) и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли. В соответствии с новым законом к субъектам МП относятся внесенные в государственные реестры юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве ИП, крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1. Для юридических лиц: суммарная доля участия в их уставном капитале в РФ, к субъектам РФ, общественных и религиозных организациях, благотворительных и иных органах не превышает 25%.

Доля принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимися субъектами МП не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, в том числе до 15 человек микропредприятия.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ.

Производными целями деятельности малых предприятий есть производство товаров и услуг высокого качества и низкой себестоимости, завоевание определенной ниши на рынке, удовлетворение потребительского спроса населения и др. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

Численность персонала;

Размер уставного капитала;

Величина активов;

Объем оборота (прибыли, дохода).

Малые предприятия могут быть разных форм собственности, прежде всего частной (трудовой и капиталистической) и коллективные. В России наибольшая доля малых предприятий в 1998 г. была коллективной (свыше 15 тыс.) и частной (основанной на собственной и чужой работе - свыше 6,3 тыс.) собственностью. В США почти 60% ферм ведут хозяйственную деятельность без найма рабочей силы. В России малые предприятия с частной формой собственности присвоили 24% балансовой прибыли, а коллективной - 75%, причем последние проявили высшую жизнеспособность (вследствие объединения капиталов, коллективного ведения предпринимательской деятельности и др.). В промышленности в 1998 г. малые коллективные предприятия изготовили почти 80% продукции, частные - 17, государственные - 2,5%.

Приведенное высшее определение характеризует лишь важнейшие признаки малого предпринимательства, его внутреннюю сущность. Полнее или комплексно такая сущность раскрывается в выполняемых им функциях, объединении положительных и отрицательных сторон.

Положительными чертами малых предприятий есть:

1) гибкость и мобильность в управлении и организации производства;

2) полное использование рабочей силы и оборудования, меньший уровень запасов (тогда как на крупных предприятиях остаются незагруженными в среднем 75% производственных мощностей);

3) рациональная организационная структура предприятия;

4) быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местных условий, запросов потребителей, оперативное обновление ассортиментов продукции;

5) возможность быстрого внедрения значительной доли новых идей, проектов и создание новых образцов продукции;

6) невысокие эксплуатационные расходы;

7) относительно небольшой капитал для создания таких предприятий;

8) возможность уменьшения расходов производства за счет узкой специализации, экономии на управленческих расходах и др.;

9) высокие шансы на успех;

10) значительная роль в создании новых рабочих мест;

11) большое значение в формировании среднего класса населения;

12) создание конкурентной среды как важной движущей силы экономического прогресса;

13) формирование предпринимательства как фактора социально-экономического прогресса.

Основными недостатками деятельности малых предприятий есть:

1) низшая производительность работы (в большинстве случаев) сравнительно с крупными предприятиями;

2) неспособность внедрять важные капиталоемкие достижения науки и техники в производство;

3) высокая интенсивность работы за счет более длительного рабочего дня, использование семейной работы;

4) экономия на условиях работы и технике безопасности;

5) ограниченная возможность повышать квалификационный уровень нанимаемых работников;

6) значительные трудности с финансированием, получением кредитов, недостаточность оборотных средств, задолженность и т.п.;

7) отсутствие профсоюзов, а итак тех прав в управлении производством, которые завоевали нанимаемые работники на крупных предприятиях;

8) ограниченность во внедрении прогресивнейших форм и методов организации производства;

9) формирование совокупностью малых предприятий вообще стихийного характера развития немонополизированного сектора экономики, лишь частично подчиненного действия закона планомерного развития (той мерой, которой эти предприятия втянутые в контрактные отношения с крупными компаниями и государством).

Даже простое сопоставление положительных и отрицательных сторон деятельности малых предприятий, которые являются противоречивыми в пределах единой системной сущности, свидетельствует о доминировании положительных черт, а потому является основанием для экономической целесообразности расширения масштабов такой деятельности.

Если сущность такого предпринимательства анализировать комплексно, со стороны выполняемых им функций (новаторской, организационной, хозяйственной, социальной), то роль малых предприятий неоднозначная. Так, роль их в реализации новаторской функции (т.е. содействии процесса продуцирования новых идей - технических, научных, организаторских, управленческих и т.п.) чрезвычайно важная (особенно новых научных и технических идей, создании проектов, осуществлении исследовательско-конструкторских разработок).

Тем не менее в процессе реализации организационной функции предпринимательства (внедрении новых форм и методов организации производства, новых форм заработной платы, рациональном объединении форм единичного разделения труда и др.) их роль незначительная.

Большое значение малых предприятий в процессе реализации хозяйственной функции предпринимательства (т.е. эффективном использовании большинства трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных ресурсов) и социальной функции (изготовлении товаров и услуг, необходимых обществу, в трудоустройстве значительной доли трудоспособного населения и т.п.). Но существеннее роль (даже сравнительно с крупными фирмами) играют малые предприятия в реализации личностной функции предпринимательства (т.е. самореализации собственной цели предпринимателя, получении им удовлетворение от своей деятельности).

Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности предприятий, необходимая всесторонняя поддержка государством их деятельности.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъектуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий.

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый бизнес как деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.

Тема «Малое предпринимательство»

1. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

2. История развития малого предпринимательства в России

3. Роль малого предпринимательства в экономике и причины, тормозящие его развитие

4. Государственная поддержка малого предпринимательства

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), констатирующим сущность понятия.

В литературе под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Наиболее часто применяемые критерии , по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса) : средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, ежегодный оборот и величина активов. В Европейском сообществе к малым предприятиям относятся предприятия, где количество занятых работников не превышает 50 человек, годовой оборот составляет менее 40 млн. евро, а сумма баланса - не более 27 млн.€.

П реимущества малого предпринимательства : более быстрая адаптация к местным условиям, гибкость и оперативность в принятии решений, относительно невысокие расходы на управление, более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить изменения в процесс производства в соответствии с требованиями рынков, относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала, широкое использование местных материальных и трудовых ресурсов и др.

Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных рынках, дают средства к существованию большому числу наемных работников, способствуют занятости работников, содействуют подготовке профессиональных кадров и т. п.

Малые предприятия производят продукцию небольшими партиями, что невыгодно крупным компаниям. Они эффективны не только как производители товаров, но и как производители отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным компаниям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно широко поставить на службу народному хозяйству России.

Препятствия на пути к успеху в крупных компаниях :

- советы директоров крупных компаний далеки от нужд рынка. Они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всем рынками, а поэтому смотрят на любые перемены, как на риск. По мнению высшего руководства, гораздо надежнее приобрести компанию, уже действующую на рынке или располагающую желаемым товарным ассортиментом;

- существует и конфликт временных масштабов. Иногда компанией все внимание уделяется отчету, в силу чего ей очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через 7-10 лет;

- крупные компании нередко тратят больше денег, чем это фактически необходимо. Предложение о разработке нового товара, как и любое другое, воспринимается системой в общем порядке. Оно получает номер собственного счета в финансовом отделе, и считается, что на него должна распространяться соответствующая доля издержек - и косвенных, и прямых. Бывает, что средств выделяется слишком мало и в этом случае нет возможности привлечь на новый проект достаточно способных людей. Процесс ожидания скорой отдачи начисто лишает их стимулов к действиям;

- управляющие крупных компаний одобряют и утверждают планы, а не товары. В этих компаниях не вознаграждают за риск;

- системы контроля крупных компаний носят дискриминационный характер по отношению к нововведениям. Крупные компании добиваются успеха благодаря тому, чем они располагают, включая и имеющуюся у них технику. Часто это ставит их в положение защитников уже сделанных капиталовложений. Они преувеличивают степень риска новых начинаний, не обладают тем чутьем, который есть у малых предприятий, стоящих ближе к рынку;

- инновации и перемены даются крупным компаниям труднее. Им сложнее менять свой уклад, технологию, оборудование. Они могут столкнуться с организованным противодействием со стороны профсоюзов, опасающихся сокращения персонала и даже со стороны правительства.

Недостатки субъектов малого предпринимательства : более высокий уровень риска; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывают опросы в среде малых бизнесменов США, главными причинами неудач деятельности малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Первый этап развития малого предпринимательства наблюдался еще в условиях бывшего СССР (1987-1989гг.). Началом формирования малого предпринимательства следует признать кооперативное движение (кооперативы были прообразом современных малых предприятий). Число занятых в кооперативном секторе в 1989 г. составляло более 5 млн. человек. На данном этапе экономического развития субъектам малого предпринимательства были предоставлены большие льготы, в т.ч. за счет средств госбюджета, обеспечена экономическая стабильность, оказывалась политическая поддержки. Происходит накопление первоначального капитала.

В тоже время через малые предприятия осуществляется перекачка ресурсов государственного сектора в теневую экономику и в полукриминальные предприятия, т.е. закладываются основы нелегальной экономики.

Второй этап развитии малого предпринимательства (1990-1991гг.) характеризуется спешным, лихорадочным учреждением различных (зачастую дутых) фирм и компаний: разнообразные частные и полугосударственные торговые структуры, банки, биржи, совместные предприятия и т.д. В ходе этого этапа происходит значительное увеличение оборота капитала в малых структурах. Граждане впервые за многие годы получили возможность самовыражения через предпринимательскую деятельность

Начало третьего этапа (1992-1993гг.) связано с проведением экономических реформ, политикой шоковой терапии и массовой приватизацией и переделом собственности. На этом этапе проводится политика либерализации цен, резко возрастает налоговая нагрузка на предприятия, наблюдается скачок импорта продукции (не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя), в стране имеет место галопирующая инфляция, обесценившая сбережения населения и резко повысившая процентные ставки банковского кредита. Все это в совокупности существенно подорвало финансовую базу малого предпринимательства и привело к кризису в инвестиционной сфере. В тоже время именно эти годы характеризовались наиболее высокими темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них (за 1992 год было создано в 1,4 раза больше малых предприятий чем в 1991г., общее их число составило порядка 190 тысяч). Наиболее высокие темпы образования малых предприятий приходились на сферу науки и научного обслуживания (3,4 раза); сельского хозяйства как результат фермерского движения (3,1 раза); материально-технического снабжения и коммерческой деятельности - расцвет ларечного, палаточного и челночного бизнеса (2,9 раза); народного образования - частные школы, лицеи, колледжи (2,8 раза).

Характерной чертой третьего этапа является резкое снижение темпов роста числа малых предприятий в производственной сфере (в отличие от непроизводственной сферы), что объясняется следующими причинами:

Как правило, именно непроизводственная сфера характеризуется оборотом трудноконтролируемых наличных средств («черный нал»), что открывает большие возможности для ухода от налогов;

В условиях гиперинфляции чрезвычайно важным оказывается не сбережение обесценивающихся доходов, а вложение их в товар с последующим быстрым оборотом по более высокой цене (как результат развитие челночества, продавцы на рынке с высшим образованием);

Быстрый рост научных, консалтинговых, информационных и других подобных фирм обусловлен как резким снижением государственного финансирования науки, так и состоянием невостребованности многих исследователей;

Высокие темпы роста частных учебных заведений явились реакцией на недостатки государственного образования и на снижение престижа педагогического труда и окладов педагогов и учителей.

Стоит отметить, что именно малое предпринимательство в условиях острого кризиса позволило выжить значительной части населения через самозанятость, предоставило возможность получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Четвертый постприватизационный этап (1994-1997 гг.) характеризуется уменьшением темпов роста образования новых малых предприятий. Основными причинами этого явилось следующие:

Резкое снижение границ доходности ряда традиционных для малого предпринимательства сфер деятельности: исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности; многие научно-консультационные малые фирмы либо диверсифицировались, либо прекратили свое существование; доход на одного занятого в сфере малого предпринимательства приблизился к уровню средней заработной платы по стране;

Не проявил свою силу такой фактор увеличения числа малых предприятий как рост безработицы за счет банкротства предприятий (до 1996 г. колебался на уровне 2-3% активного трудоспособного населения);

Перерегистрация малых предприятий с учетом новых организационных форм, закрепленных в новом ГК РФ (особенно в форме товариществ). В результате были ликвидированы либо недействующие, либо неэффективные малые предприятия.

Появилась тенденция концентрации и централизации капитала на основе конкурентных начал в сфере малого предпринимательства. Получил развитие процесс поглощения предприятий (в первую очередь наиболее рентабельных малых предприятий). В период 1994-1997гг. опережающими темпами увеличилось число малых предприятий в промышленности, строительстве и на транспорте (на 10% и 11% соответственно); в торговле и сфере общественного питания (на 14%).

Несмотря на стагфляционные процессы (спад производства, кризис неплатежей с продолжающейся инфляцией и т. д.), сдерживающие образование сектора малого предпринимательства, четвертый этап можно охарактеризовать как этап появления элементов цивилизованных отношений в малом предпринимательстве.

Пятый этап (с 1997 г. до настоящего времени) развития малого предпринимательства можно охарактеризовать как период более высокого уровня хозяйственной зрелости малых предприятий, их способности к самоорганизации и созданию новых форм. В это время происходит медленный рост их численности. Финансовый кризис 1998 г. существенно трансформировал условия функционирования малых предприятий и переориентировал их на выпуск импортозаменяющей продукции. Таким образом, возник ощутимый импульс для развития малых предприятий реального сектора.

В этот период малые предприятия нашли свою нишу и успешно конкурировали с крупными предприятиями, решая задачи эффективного производственного и финансового менеджмента, минимизации трансакционных издержек, рационального использования ресурсов, четкой координации их партнерских отношений и деловых связей.

Достигнутый уровень концентрации малых промышленных предприятий на фоне неблагоприятной экономической среды и слабой государственной поддержки создал предпосылки для их активного взаимодействия и, в частности, для кооперации их деятельности.

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Именно по уровню развития малого предпринимательства многие специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Развитие малого предпринимательства способствует успешному решению следующих проблем:

1. формирование конкурентных рыночных отношений;

2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;

3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

4. содействие структурной перестройке экономики;

5. привлечение личных средств населения для развития производства;

6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

7. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов;

8. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения;

9. формирование социального слоя собственников;

10. активизация научно-технического прогресса;

11. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

12. содействие улучшению деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки;

13. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Анализ сложившейся в стране предпринимательской среды позволяет выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства :

1) высокие налоги, инфляция, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей, бюрократия, коррупция, отсутствие развитой инфраструктуры (в т.ч. сбытовой и информационной), кадровые проблемы;

2) невысокий уровень экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики и хозяйственной культуры;

3) негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с куплей-продажей;

4) неотработанность организационно-правовых основ регулирования предпринимательства на региональном уровне;

5) слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

6) резкое повышение цен на все факторы производства, низкий уровень покупательной способности населения.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от его поддержки как на уровне государства, так и на региональном уровне..

В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки и развития малых предприятий на федеральном и региональном уровне.

К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, относятся: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные министерства (финансов, торговли и экономического развития, по налогам и сборам, труда и социального развития, юстиции, сельского хозяйства и продовольствия, образования и др.), службы, государственные комитеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российская торгово-промышленная палата, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Планомерную работу по подготовке кадров для малого предпринимательства осуществляют высшие учебные заведения страны: Российская академия предпринимательства, Государственный университет управления, и другие ВУЗы России.

Малое предпринимательство успешно развивается в тех регионах страны, где создана и функционирует действенная инфраструктура малого предпринимательства на региональном уровне, т.е. в тех субъектах РФ, где приняты законодательные акты по поддержке и развитию малого предпринимательства, сформированы органы поддержки малых предприятий, направляются собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для их поддержки, разрабатываются и реализуются региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства.

Одним из видов поддержки малого предпринимательства выступает у прощенная система налогообложения, учета и отчетности для малых предприятий . Применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов на прибыль (либо НДФЛ для ИП), НДС, на имущество предприятий (на имущество физических лиц для ИП) и ЕСН уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности малых предприятий за налоговый период. Иные налоги уплачиваются организациями и ИП, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

13) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату ЕСХН;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей;

17) бюджетные учреждения;

18) иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

Объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются:

Доходы (налоговая ставка 6%),

Доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15%).

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком

Вводя в действие упрощенную систему налогообложения, Правительство РФ пошло навстречу малому предпринимательству, уменьшая налоговое бремя и упрощая порядок уплаты налогов.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Малое предпринимательство: критерии определения и формы функционирования

Похожие рефераты:

Прогноз развития сферы малого предпринимательства в Российской Федерации на 1995-2000 гг. и 2005 г. (основные показатели).

Малый бизнес. Место малого бизнеса в экономике промышленого развития страны. Государственная поддержка малого бизнеса в Украине. В Украине отсутствует действующий механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Союз малых предприятий Украины.

Эти изменения направлены на упрощение учета у субъектов малого предпринимательства и начинают действовать с представления годовой отчетности за 2010 год.

Малое предпринимательство оказывает положительное воздействие на преодоление кризисных явлений, продвижение реформ, их результативность, решение социальных проблем.

Понятие малого бизнеса и его влияние на экономику. Сравнительная характеристика малого предпринимательства по регионам.

Использование количественных показателей отнесения предприятий к разряду «малых» в различных странах. Школа «функционалистов». Развитие малых форм предпринимательской деятельности.

Малый бизнес: основные понятия; социально-экономическая роль и перспективы развития, виды деятельности, инновационная составляющая. Законодательное регулирование малого предпринимательства. Глобальный экономический кризис и развитие малого бизнеса в РФ.

Государтсвенное содействие малому бизнесу. Анализ нормативных актов, принятых в Краснодарском крае.

Понятие малого предпринимательства, его сущность и особенности, история становления и развития. Популярность и преимущества предпринимательства на современном рынке, значение в экономике государства. Методы государственной поддержки предпринимательства.

Предпринимательство как деятельность экономических субъектов, направленная на получение прибыли. Условия функционирования предпринимательства. Фирма, ее организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность.

Понятие и значение малого бизнеса. Виды малых предприятий. Государственная поддержка малого предпринимательства. Изыскание внутренних источников финансирования.

Создание и понятие Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, его функции и деятельность. Порядок выделения средств из фондов и предоставление гарантий субъектам предпринимательской деятельности. Результаты деятельности Федерального фонда.

В нормативные документы по бухгалтерскому учету были внесены изменения, упростившие работу малым предприятиям. Причем поправки вступили в силу с годовой отчетности за 2010 год. Новации нужно учесть и при формировании учетной политики на 2011 год.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства Свердловской области. Доля малого предпринимательства в производстве продукции (работ и услуг), число работников малых предприятий занятых на предприятиях и в организациях сферы экономики.

Становление местного самоуправления. Модели социально-экономического реформирования. Органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Поддержка предпринимательства со стороны органов местной власти. Финансовая помощь субъектам малого бизнеса.

Малое предпринимательство: критерии определения, характерные особенности, преимущества и недостатки, проблемы становления и развития его в России. Анализ экономической деятельности и оценка финансового состояния малого бизнеса на примере ООО "Геотоп 2".

Малое предпринимательство как источник роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми услугами и повышения уровня жизни населения. Анализ распределения и организационной структуры предприятий малого бизнеса В Южном Федеральном округе.

Малый бизнес - составная часть рыночной экономики. Сущность, цели, роль и место малого бизнеса в российской экономике. Основные разделы федеральная программы господдержки малых предприятий. Специальные и налоговые льготы для предприятий малого бизнеса.



Похожие статьи