Субсидии на возмещение затрат по кредитам и займам. Налогообложение и бухучет полученных субсидий

) при получении гражданами дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации

Московской области (приложение).

2. Направить настоящее решение главе городского округа Котельники Московской области для подписания и опубликования.

Председатель Совета депутатов

городского округа

Глава городского округа

26.12.2013

Приложение

УТВЕРЖДЕН

Решением Совета депутатов

Городского округа Котельники

Московской области

От 01.01.2001 г. № 000/82

ПОРЯДОК

предоставления субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) при получении гражданами дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации на территории городского округа Котельники Московской области

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет механизм и условия предоставления субсидии на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) при получении гражданами дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации на территории городского округа Котельники Московской области (далее – субсидия).

1.2. Субсидия предоставляется из бюджета городского округа Котельники Московской области в целях возмещения затрат, связанных с содержанием детей в связи с предоставления им дошкольного образования частной дошкольной образовательной организацией из числа детей, направленных управлением образования и социальной политики администрации городского округа Котельники Московской области (далее – Управление образования и социальной политики) для предоставления такого образования в данную частную дошкольную образовательную организацию.

1.3. Право на получение субсидии имеет частная дошкольная образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, расположенная на территории городского округа Котельники Московской области, (далее – Получатель).

1.4. Субсидия предоставляется в целях возмещения затрат частной дошкольной образовательной организации в связи с предоставлением ею дошкольного образования, включая расходы на оплату труда,

2. Условия и порядок предоставления субсидии

2.1. Субсидия предоставляется при условии:

Наличия у частной дошкольной образовательной организации лицензии на осуществление образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, полученной не ранее 1 сентября 2013 года.

Заключения договора о взаимодействии между администрацией городского округа Котельники Московской области и частной дошкольной образовательной организацией при предоставлении гражданам дошкольного образования (далее – договор) (приложение № 1 к Порядку).

2.2. Для заключения договора и получения субсидии частная дошкольная образовательная организация направляет в управление образования и социальной политики следующий пакет документов:

Письменное заявление о предоставлении субсидии;

Нотариально заверенную копию Устава учреждения;

Нотариально заверенную копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

Нотариально заверенную копию свидетельства о постановке учреждения на учет в налоговом органе;

Нотариально заверенную копию лицензии на осуществление образовательной деятельности с приложениями

Документы, подтверждающие статус и полномочия руководителя негосударственной дошкольной образовательной организации;

Сведения о фактической численности воспитанников негосударственной дошкольной образовательной организации, направленных управлением для предоставления дошкольного образования и зачисленных на основании приказа негосударственной дошкольной образовательной организации.

Приказ о назначении лиц, имеющих право подписи на финансовых документах.

В течение 5 рабочих дней после обращения, в случае представления указанных документов, между администрацией городского округа Котельники Московской области и частной дошкольной образовательной организацией заключается договор о взаимодействии между администрацией городского округа Котельники Московской области и негосударственной дошкольной образовательной организацией при предоставлении гражданам дошкольного образования.

Управление образования и социальной политики в течение 5 рабочих дней представляет в финансовый орган администрации городского округа Котельники Московской области договор и пакет документов для заключения соглашения о предоставлении субсидии.

Управление финансов администрации городского округа Котельники Московской области в течение 5 рабочих дней заключает с частной дошкольной образовательной организацией соглашение о предоставлении субсидии на текущий финансовый год.

2.3. Размер предоставляемой Получателю субсидии определяется в соответствии с нормативом затрат на оказание муниципальной услуги для муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа Котельники Московской области, и численностью воспитанников, направленных управлением образования и социальной политики (приложение № 2 а Порядку).

2.4. Перечисление субсидии осуществляется с лицевого счета администрации городского округа Котельники Московской области на расчетный счет Получателя, открытый в кредитной организации, в сроки, установленные соглашением.

3. Контроль и ответственность

3.1. Получатель представляет в управление образования и социальной политики и управление финансов администрации городского округа Котельники Московской области финансовую отчетность об использовании средств субсидии в сроки, установленные соглашением.

3.2. Получатель несет ответственность за достоверность представленных им документов и целевое использование субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае представления недостоверных документов для получения субсидии, выявления нецелевого использования средств субсидии администрация городского округа Котельники Московской области приостанавливает предоставление субсидий. Управление образования и социальной политики в течение 5 рабочих дней составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения и срок их устранения. Указанный акт в течение 2 рабочих дней направляется получателю.

3.3. При устранении нарушений в сроки, указанные в акте, Администрация в срок не позднее 5 рабочих дней возобновляет предоставление субсидии.

3.4. Средства субсидии, полученные по недостоверным документам, использованные Получателем не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет городского округа Котельники Московской области в течение 10 рабочих дней со дня получения акта и требования возврата субсидии в бюджет городского округа Котельники Московской области.

В случае если средства субсидии, полученные Получателем по недостоверным документам или использованные им не по целевому назначению, не были им возвращены в добровольном порядке в установленный срок, то средства субсидии подлежат взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.5. Предоставление субсидии прекращается в случаях:

Нарушения условий соглашения;

Реорганизации, ликвидации Получателя;

Окончания срока действия лицензии;

По иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

3.6. Неиспользованные средства субсидии подлежат возврату в бюджет городского округа Котельники Московской области в течение финансового года.

3.7. Частная дошкольная образовательная организация ежемесячно не позднее 3 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в управление образования и социальной политики отчет об использовании субсидии в соответствии с численностью воспитанников (приложение № 3 к Порядку).

3.8. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляет управление образования и социальной политики.

Приложение

На территории городского округа Котельники

Московской области

Договор

о взаимодействии между администрацией городского округа Котельники Московской области и частной дошкольной образовательной организацией при предоставлении гражданам дошкольного образования

г. Котельники

Московская область «____»_____________20______г.

Администрация городского округа Котельники Московской области, действующего на основании Устава городского округа Котельники Московской области, зарегистрированного Главным Управлением юстиции Российской Федерации по Центральному Федеральному округу (свидетельство о регистрации от 01.01.2001 № RU), именуемая в дальнейшем «Администрация», с одной стороны, и частная дошкольная образовательная организация ______________________ в лице _________________, действующего на основании _________________, именуемая в дальнейшем «Организация», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем.

1. Предмет договора

Предметом настоящего договора является осуществление взаимодействия при предоставлении гражданам дошкольного образования в частной дошкольной образовательном организации и определение порядка и условий предоставления Администрацией Учреждению субсидии на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации на территории городского округа Котельники Московской области в 201___году.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Права и обязанности Администрации:

2.1.1. Администрация обязуется осуществлять взаимодействие по комплектованию мест Организации в соответствии с очередностью в дошкольные образовательные учреждения городского округа Котельники Московской области

2.1.2. Администрация обязуется предоставлять Организации в 201_____году из бюджета городского округа Котельники Московской области субсидию на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации на территории городского округа Котельники Московской области, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

2.1.3. Администрация вправе вносить предложения об уточнении и дополнении настоящего договора с учетом отраслевых особенностей.

2.1.4. Администрация вправе осуществлять проверку выполнения Организацией своих обязательств по настоящему договору.

2.2. Права и обязанности Организации:

2.2.1. Организация обязуется осуществлять взаимодействие при предоставлении гражданам дошкольного образования в частном дошкольном образовательном учреждении по созданию и комплектованию мест в соответствии с очередностью в дошкольные образовательные учреждения городского округа Котельники Московской области;

2.2.2. Организация обязуется обеспечивать целевое использование средств субсидии;

2.2.3. Организация обязуется ежемесячно представлять отчет об использовании субсидии на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации на территории городского округа Котельники Московской области из бюджета городского округа Котельники Московской области;

2.2.4. Организация обязуется возвращать субсидию или ее часть в случае, если она не использована или использована не полностью;

2.2.5. Организация обязуется предоставлять по запросу Администрации и в установленные сроки информацию, документы и материалы, необходимые для проведения проверок исполнения условий настоящего договора или иных контрольных мероприятий:

2.2.6. Организация вправе предоставить заявку на финансирование с учетом изменения фактической численности детей помесячно в пределах установленного годового объема субсидии.

3. Ответственность сторон

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств , определенных договором, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

4. Срок действия Договора

Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует по «____»_________201___года.

5. Заключительные положения

5.1. Изменения настоящего договора оформляются в письменной форме в виде дополнений к настоящему договору, являющихся его неотъемлемой частью, и действуют с момента подписания их Сторонами.

5.2. Споры между Сторонами решаются путем переговоров или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. Расторжение настоящего Соглашения допускается по соглашению Сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

5.4. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, в том числе два экземпляра – Администрации, один – Организации.

6. Платежные реквизиты сторон

Приложение

К Порядку предоставления субсидии

На возмещение затрат, включая расходы

На оплату труда, приобретение учебников

И учебных пособий, средств обучения, игр,

Игрушек (за исключением расходов на содержание

Зданий и оплату коммунальных услуг) при получении

Гражданами дошкольного образования

В частной дошкольной образовательной организации

На территории городского округа Котельники

Московской области

Расчет размера субсидии в частной дошкольной образовательной организации городского округа Котельники Московской области

на финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования

1. Размер субсидии частной дошкольной образовательной организации городского округа Котельники Московской области на финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования определяется по формуле:

Si =(R +Уч)* Hin , где

Si – размер субсидии бюджету городского округа Котельники Московской области, предоставляемой на обеспечение получения детьми дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации городского округа Котельники Московской области в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных дошкольных образовательных учреждений городского округа Котельники Московской области.

R – норматив формирования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования частной дошкольной образовательной организации городского округа Котельники Московской области, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в части расходов на оплату труда педагогических работников частной дошкольной образовательной организации.

Уч – расходы на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы, равные расходам на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, исчисленные в соответствии в размером расходов, установленным Законом Московской области № 000/1008-ОЗ «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области» для муниципальных общеобразовательных учреждений.

Hin – численность воспитанников в частной дошкольной образовательной организации городского округа Котельники Московской области, обучающихся по основной общеобразовательной программе дошкольного образования, указанной в лицензии на осуществление образовательной деятельности.

2. Норматив расходов стандартной стоимости педагогической услуги в частной дошкольной образовательной организации городского округа Котельники Московской области на одного воспитанника дошкольной группы в год рассчитывается по формуле:

J * g __ * b восп

d восп

R = ___________________ *12* 1,302* k , где

R – норматив расходов стандартной стоимости педагогической услуги, в части расходов на оплату труда воспитателей в муниципальном общеобразовательном учреждении на одного воспитанника дошкольных групп в год;

J – число часов пребывания детей в дошкольной группе в дневное время;

g - число дней работы дошкольной группы в неделю (5-дневная рабочая неделя для дошкольной группы);

d восп – число часов на ставку воспитателя в неделю;

b восп – размер заработной платы воспитателя, соответствующий окладу воспитателя, согласно действующей системе оплаты труда;

m – нормативная наполняемость дошкольной группы;

12 – количество месяцев году;

1,302 – коэффициент начислений на выплаты по оплате труда в соответствии с законодательством Российской Федарации;

k – коэффициент увеличения фонда оплаты труда на величину доплат и надбавок согласно действующей системе оплаты труда.

Приложение

К Порядку предоставления субсидии

На возмещение затрат, включая расходы

На оплату труда, приобретение учебников

И учебных пособий, средств обучения, игр,

Игрушек (за исключением расходов на содержание

Зданий и оплату коммунальных услуг) при получении

Гражданами дошкольного образования

В частной дошкольной образовательной организации

На территории городского округа Котельники

Московской области

Отчет о численности воспитанников

В частной дошкольной образовательной организации

Количество принятых путевок

в отчетном

Списочный

состав детей

за отчетный месяц

Фактическая

посещаемость

в детоднях

в отчетном месяце

Пропущено

Пропущено всего

по заболеваемости

Пропущено дней

по другим причинам

всего случаев

всего дней

Группа 1

Группа 2

Субсидия из бюджета на покрытие затрат, связанных с участием хозяйства в выставке, включается в состав внереализационных доходов. К такому выводу пришли чиновники (письмо от 28 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5786).

Бухгалтерский учет субсидии на возмещение расходов

При организации бухгалтерского учета бюджетных средств чиновники рекомендуют руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н (письма Минфина России от 20 января 2006 г. № 07-05-06/08, от 21 октября 2005 г. № 07-05-06/276). Если бюджетные средства признаются в бухучете по мере их фактического получения, то делаются такие проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
- начислена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
- получена субсидия;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- включена субсидия в доходы.

Учет субсидии на возмещение расходов предыдущих отчетных периодов можно вести с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы») без использования счета 86 «Целевое финансирование». Однако такой порядок учета осложняет аналитику. Поэтому целесообразно сумму предоставленных средств отражать на счете 86.

Налоговый учет субсидии на возмещение расходов

Государственная помощь (как безвозмездно полученные денежные средства) признается внереализационным доходом сельхозорганизации (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ). При этом датой получения такого дохода (при методе начисления) является дата поступления денежных средств на счет (подп. 2 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

А затраты на участие в выставке учитываются организацией в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Получается, что дополнительного налогообложения получаемых субсидий не возникает (письма Минфина России от 14 августа 2009 г. № 03-03-05/156 , от 26 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/723, от 30 мая 2007 г. № 07-05-06/141).

Начисление и вычет НДС при получении субсидий

Теперь поговорим о порядке начисления налога на добавленную стоимость и вычетов по нему при получении бюджетных средств.

Начисление НДС. Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом в налоговую базу включаются суммы, полученные в виде помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).

Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. Об этом же - в письмах Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313, от 18 марта 2011 г. № 03-07-11/61. Такую же позицию занимают и арбитры (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. № 27-5539/2011).

Вычет НДС. Если речь идет о компенсации расходов, то «входной» налог на добавленную стоимость, оплаченный за счет средств федерального бюджета, нужно восстановить. При этом данные суммы не включаются в стоимость приобретенных за счет субсидий товаров (работ, услуг). Они учитываются в составе прочих расходов - статья 264 Налогового кодекса РФ. Налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором получены субсидии.

В книге продаж регистрируется тот счет-фактура, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на сумму восстановленного налога на добавленную стоимость (п. 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Вносить изменения в книгу покупок при этом не нужно.

Если субсидия выделена из областного бюджета, восстанавливать налог на добавленную стоимость не следует (письмо Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/462). Аналогичная ситуация складывается, если федеральная субсидия получена без учета налога на добавленную стоимость (письма Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 6 декабря 2011 г. № 03-07-11/337).

Бывает, что сельхозпредприятие получает частичную компенсацию затрат из федерального бюджета. В данном случае налог восстанавливается в части полученных субсидий. Об этом чиновники напомнили в письме Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-11/15.

Однако следует отметить, что некоторые арбитры указывают: обязанность частично восстанавливать налог на добавленную стоимость для данного случая статьей 170 Налогового кодекса РФ не предусмотрена (постановление ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010).

И. Милакова ,
департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 апреля 2016 г. N 02-01-11/21926 Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение о разъяснении применения положений пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) и сообщает. В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (далее — получатели субсидий), а также цели, условия и порядок предоставления субсидий. Учитывая изложенное, указанные субсидии предоставляются на определенные цели и переуступка прав по ним получателем субсидии в пользу третьих лиц невозможна. Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса при предоставлении субсидий получателям субсидий обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления. Аналогичная норма содержится в подпункте "а" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее — Постановление). Кроме того, подпунктом "а" пункта 24 Постановления предусматривается, что в соглашение (договор) о предоставлении субсидии включаются также порядок и сроки представления отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, установленные главным распорядителем средств федерального бюджета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Аналогичные нормы также могут быть установлены на уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в нормативных правовых актах (муниципальных правовых актах), определяющих правила предоставления субсидий. По вопросу включения денежных средств, получаемых коммерческой организацией в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль необходимо отметить следующее. Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Де
нежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются. Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств, выделенных из федерального бюджета, суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса. В случае если субсидии получены налогоплательщиком в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса, закрепляющей принципы определения доходов, доходом для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить в соответствии с данной главой Налогового кодекса. Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Положениями статьи 249 Налогового кодекса установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового кодекса (статья 250 Налогового кодекса). Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Налогового кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в статье 251 Налогового кодекса не поименованы, следовательно, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса.

О предоставлении коммерческим организациям субсидий на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг и об НДС, налоге на прибыль в отношении этих субсидий

Субсидия - помощь, оказываемая государством в форме передачи организациям и предпринимателям денежных средств в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное - на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

С полученных субсидий НДС платить не надо

С.В. Крутских, г. Калининград

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДСподп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ . При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.

Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

Первая субсидия представляет собой компенсацию недополученных МКП доходов, которые возникают из-за оказания услуг по льготным тарифа мп. 1.2 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 06.02.2012 № 153 ; п. 2.1 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.04.2012 № 554 . И в НК прямо сказано, что не учитываются при определении налоговой базы субсидии, которые организация получает из бюджета (в том числе и городского) в связи с тем, что она оказывает отдельным потребителям услуги по льготным цена мп. 2 ст. 154 НК РФ .

Две другие субсидии - на возмещение затрат и на погашение убытков, возникших из-за применения льготных цен, также не включаются в базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ .

Такой позиции придерживаются и Минфи нПисьма Минфина от 06.03.2012 № 03-07-11/64 , от 07.05.2008 № 03-07-11/175 , и суд ыПостановления Президиума ВАС от 08.02.2005 № 11708/04 ; ФАС ДВО от 03.03.2011 № Ф03-15/2011 ; ФАС УО от 18.09.2012 № Ф09-8226/2012 ; ФАС СКО от 17.02.2012 № А22-933/2011 , от 15.02.2012 № А22-926/2011 ; ФАС ЦО от 30.05.2012 № 36-3283/2011 ; ФАС ВВО от 11.02.2010 № А29-4039/2009 ; ФАС ПО от 28.06.2010 № А55-30676/2009 .

А представитель ФНС предлагает другое обоснование для невключения всех указанных вами субсидий в объект обложения НДС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Поскольку предприятие оказывает услуги по перевозке пассажиров и использует льготу по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, все средства, поступающие из городского бюджета в виде компенсаций и частичного возмещения затрат, НДС не облагаются. Ведь предприятие получает их в рамках своей деятельности - перевозки пассажиров по установленным тарифа м” .

По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

О.Г. Володкина, г. Ростов-на-Дону

Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.
Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

: Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий «на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров »подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств.

Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредит уприложение № 4 к Постановлению администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 (утратило силу) ; Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 9 . А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

С субсидии на компенсацию недополученных доходов нужно платить налог на прибыль

Ю.А. Барышникова, г. Тула

Наша транспортная организация получает из бюджета Тульской области субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с перевозкой по регулярным маршрутам (с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах) льготных категорий пассажиров (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.).
Надо ли полученную субсидию отражать на счете 86 «Целевое финансирование»? Какая сумма дохода учитывается в целях налогообложения прибыли?

: Из действующего в вашей области Порядка предоставления субсидий следует, что ваша организация получает субсидию из областного бюджета в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для этого вы ежемесячно представляете в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области отчеты о количестве реализованных единых месячных проездных билетов льготным категориям жителей Тульской области и детям-сирота мпп. 5- 8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям... - приложение № 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 05.05.2012 № 173 . На основании этих данных вы и определяете сумму недополученных доходов.

Тексты нормативно-правовых актов, принятых региональными и местными властями, можно найти: раздел «Сводное региональное законодательство» системы КонсультантПлюс

В бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии и ее расходованием, не нужно отражать по счету 86 «Целевое финансирование». Более того, это даже неправильно, поскольку в ПБУ 13/2000 прямо написано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с госрегулированием цен и тарифо вп. 3 ПБУ 13/2000 .

Полученная из бюджета субсидия - это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства. А выручка - это стоимость перевозки всех пассажиров (и обычных, и льготников) за каждый меся цпп. 5, 6 ПБУ 9/99 ; Письмо Минфина от 06.09.2007 № 03-07-11/389 . И отражается выручка в бухучете по методу начислени япп. 6 , 12 ПБУ 9/99 .

Для наглядности приведем пример. Допустим, что общая выручка от перевозки всех пассажиров по регулярным маршрутам - 250 000 руб., в том числе от льготников - 100 000 руб. Из бюджета получена субсидия 100 000 руб. В бухучете надо сделать такие записи.

В налоговом учете в составе выручки надо отразить стоимость услуг по перевозке всех пассажиров (и обычных, и льготников) по регулярным маршрутам (в нашем примере - 250 000 руб.)пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ .

Возмещение прошлогодних затрат надо включить в доходы

Г.М. Ахазова, г. Новочебоксарск

Организация, занимающаяся инновационной деятельностью, получила субсидию как субъект малого предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Эта субсидия получена из регионального бюджета на возмещение части затрат (в том числе и на приобретение амортизируемого имущества), произведенных за 2 предыдущих года.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?

: Для субсидий, полученных на развитие бизнес астатьи 17 , 22 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ , гл. 25 НК предусмотрен льготный порядок налогообложения. Он заключается в том, что полученная субсидия в течение 2 календарных лет со дня получения включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии и в сумме этих расходо вп. 4.3 ст. 271 НК РФ . Двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества. Потраченную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу - ежемесячно в сумме начисленной амортизаци ип. 4.3 ст. 271 , пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . В то же время рассмотренный льготный порядок налогообложения работает, только если субсидия получена на предстоящие расходы. То есть сначала получили субсидию, а потом стали ее тратить.

В вашем же случае вы сначала израсходовали свои деньги, а потом вам бюджет частично возместил расходы. Как указано в Порядке, на основании которого вам предоставлена субсидия, деньги из бюджета предоставляются единовременно на основании документов, подтверждающих расходы, за 2 предыдущих год ап. 6 , подп. 13 п. 9 Порядка, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320 . Так что вам придется включить во внереализационные доходы субсидию в полной сумме на дату получени яст. 250 , п. 4 ст. 271 НК РФ . По сути, налог с этой операции у вас получается нулевой. Ведь в предыдущих годах вы уже учли эти расходы в целях налогообложения.

А вот входной НДС, относящийся к затратам, частично возмещенным вашей организации из республиканского бюджета, восстанавливать не нужно. Ведь в гл. 21 НК четко сказано, что восстанавливать НДС надо при получении субсидии только из федерального бюджет аподп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ . И Минфин уже выпустил несколько Писем на этот сче тПисьма Минфина от 30.10.2012 № 03-07-11/462 , от 23.03.2012 № 03-07-11/78 .

Субсидия учитывается при расчете минимального налога

С.Г. Сафронов, г. Ульяновск

В сентябре зарегистрировался предпринимателем, применяю 15%-ю упрощенку. В октябре получил от центра занятости субсидию на себя (58 800 руб.) и на создание трех рабочих мест (176 400 руб.) - всего 235 200 руб. Сейчас я только все трачу (оплатил аренду за 3 месяца, купил оборудование и др.). Доходов пока нет.
Я правильно понимаю, что, если у меня по итогам года будет убыток, я не буду платить налог в бюджет? Я ведь потратил субсидию только на то, что согласовано с центром занятости.

: Нет, вы понимаете неправильно. Дело в том, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» платят минимальный налог, есл ип. 6 ст. 346.18 НК РФ :

Сумма минимального налога рассчитывается так: доходы за год х 1%.

При этом доходами у упрощенца являются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсиди яст. 250 , п. 1 ст. 346.15 НК РФ ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ . И тот факт, что вы ее тратите строго по согласованию с центром занятости, значения не имеет.

Так что если вы всю субсидию до конца года израсходуете, а доходов у вас не будет, вам придется заплатить в бюджет 2352 руб. (235 200 руб. х x 1%). Причем эту сумму вы сможете включить в расходы по итогам следующего, 2013 г.пп. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ

При получении субсидии вмененщику надо подать декларацию по ОСНО

И.Н. Плотников, г. Щербинка, Московская обл.

Я предприниматель, оказываю населению фотоуслуги, поэтому плачу ЕНВД. В сентябре получил субсидию от центра занятости на открытие своего дела. Сейчас уже всю потратил.
За III квартал представил в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и заплатил налог. Но там меня предупредили, что когда буду сдавать декларацию по ЕНВД за IV квартал, то нужно сдать еще и декларацию по НДФЛ. Потому что им пришла информация из центра занятости, что я получал субсидию. А это уже доход не по «вмененной» деятельности.
Я ничего не понимаю, вот это помощь малому бизнесу? Мне что, еще и НДФЛ придется платить?

: Не переживайте, НДФЛ вам платить не придется. Проблема в том, что ФНС и Минфин считают: в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Если же плательщик ЕНВД получает субсидию на развитие бизнеса, то, по мнению контролирующих органов, ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьма Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 ; ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@ .

Тексты упоминаемых в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс

Но при этом по нормам гл. 23 НК РФ доход в виде субсидии облагается в особом порядке: по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах на дату произведения расход ап. 3 ст. 223 НК РФ . А при приобретении амортизируемого имущества израсходованную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу - ежемесячно в сумме начисленной амортизаци ип. 3 ст. 223 , пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ . Так что если вы всю субсидию в 2012 г. истратили, то НДФЛ вам платить не нужн оПисьмо Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3 .

Таким образом, по итогам 2012 г. вам, кроме декларации по ЕНВД за IV квартал, придется подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате налоговая база будет равна нулю и НДФЛ не нужно будет платить.

Но учтите один момент. Чтобы доказать целевое использование субсидии, вам необходимо вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. При этом записывать расходы, оплаченные за счет субсидии, вы можете в любой удобной форме. Если хотите, то можете это делать в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, разработанной Минфином для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложени яутв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 .



Похожие статьи