Субсидии ресурсоснабжающим организациям. Муниципалитет возместит выпадающие доходы

Хотелось бы уточнить дату отражения выпадающего дохода в БУ и НУ, относительно сферы ЖКХ (потому как в примерах вы приводите услугу по пассажирским перевозкам, где сложно определить период оказания услуги), а в ЖКХ - по принципу рациональности - расчетный период - месяц и доход отражается последним днем каждого месяца. Когда будут получены эти средства с бюджета неизвестно, так как еще нет и договора с ГЦЖС на предоставление субсидий, а собственникам МКД уже услуги оказываются с учетом льгот; 2) Тариф на тех. обслуживание в УК - коммерческий (по договору с собственниками МКД), бюджет возместит по регулируемому городскому тарифу, принятому законодательно (он намного меньше). В этом случае УК отражает в части выпадающего дохода свой коммерческий тариф или городской? 3) По НДС не очень поняла: 1. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). 2. А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В нашем случае, по сути операции, бюджет частично (только в пределах городского тарифа) оплачивает услуги, реализуемые потребителям льгот. Так облагать или не облагать НДС выпадающий доход и с какого тарифа (коммерческого или городского)?

1. В бухгалтерском и налоговом учете доход отразите на дату фактического получения денежных средств из бюджета (п. 12 ПБУ 9/99 , , подп. 2 п. 4 ст. 271 , п. 2 ст. 273 НК РФ).

2. Городской (ведь УК исчисляет выручку именно по государственно регулируемой цене и у потребителей услуг не возникает дебиторской задолженности сверх регулируемого тарифа).

3. Нет, не облагать. Облагайте НДС выручку только в пределах городского тарифа. А сумму полученной компенсации НДС не облагайте. Компенсация убытков, полученная из бюджета в связи с применением организацией государственных регулируемых цен, не облагается НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ ).

Обоснование

Из рекомендации Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов

В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

Налог на прибыль

У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода . Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств ( , подп. 2 п. 4 ст. 271 , п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 г. № 03-03-06/4/5600 , ФНС России от 3 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20368).

НДС

А нужно ли платить НДС с полученной субсидии? Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие цели выделены средства. Если субсидия получена в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, то НДС она не облагается (п. 2 ст. 154 НК РФ). А вот если средства получены в качестве оплаты реализуемых товаров, работ или услуг, то такие средства нужно облагать НДС (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 8 февраля 2013 г. № 03-07-11/3144 , от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 , от 9 июня 2011 г. № 03-03-06/1/337 .*

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.

В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб.

Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб. поступила во II квартале.

Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств:

Дебет 51 Кредит 76
– 100 000 руб. – отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1
– 100 000 руб. – отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

Нужно ли платить НДС с бюджетных субсидий на компенсацию недополученных доходов от оплаты услуг ЖКХ по льготным тарифам. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию.

Вопрос: Основной вид деятельности нашей организации это управление жилым и нежилым фондом. В учете всегда возникают разницы между предъявленными суммами ресурсоснабжающими организациями(затраты) и начисленными населению (доход) (затраты больше дохода). Городской бюджет намерен предоставить нам субсидию на возмещение выпадающих доходов. Получив эту субсидию нам необходимо будет заплатить НДС и налог на прибыль. Возможно ли выделение из бюджета средств которые для нас не будут налогооблагаемыми. Какая формулировка в постановление должна быть?

Ответ: Формулировка в данном случае значения не имеет. Указанные суммы включаются в базу налогу на прибыль на основании норм Налогового кодекса РФ (ст. 41, ст. 249, подп. 2 п. 4 ст. 271, п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 № 03-03-06/4/5600, ФНС России от 3 декабря 2012 № ЕД-4-3/20368).

НДС указанные суммы не облагаются (абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/279, от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 и от 12 мая 2010 г. № 03-07-11/172.

Обоснование

Нужно ли платить НДС с бюджетных субсидий на компенсацию недополученных доходов от оплаты услуг ЖКХ по льготным тарифам

Нет, не нужно.

Бюджетные субсидии предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Организациям, которые оказывают услуги по государственным регулируемым ценам, бюджетные субсидии могут быть выделены:

на покрытие убытков, сложившихся из-за применения государственных регулируемых цен;

на компенсацию расходов по приобретению товаров (работ, услуг), которые используются для оказания услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам;

на оплату услуг, которые организация реализует по государственным регулируемым ценам.

В первом случае за счет бюджета покрывается лишь убыток, фактически сложившийся в связи с применением государственных регулируемых цен по конкретному виду деятельности за определенный период времени.

Во втором случае за счет бюджета компенсируются только затраты, которые организация понесла при реализации услуг по государственным регулируемым ценам.

В третьем случае бюджетные средства покрывают всю сумму оплаты, которую организация не получает от льготных категорий потребителей.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом бюджетных субсидий налоговая база определяется исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы бюджетных субсидий, которые организация получает в связи с применением регулируемых цен (тарифов), при определении налоговой базы не учитываются (абз. 3 п. 2 ст. 154 НК РФ).

Таким образом, в любом из перечисленных случаев включать полученные бюджетные субсидии в налоговую базу по НДС не нужно.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/279 , от 22 марта 2011 г. № 03-07-11/65 и от 12 мая 2010 г. № 03-07-11/172 .

Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетную субсидию на возмещение выпадающих (недополученных) доходов

В бухучете и при налогообложении сумму полученной субсидии включите в доходы.

Налог на прибыль

У организации, которая получила субсидию на возмещение потерь в доходах, возникает экономическая выгода . Поэтому указанные средства включите в состав доходов от реализации на дату зачисления средств ( , подп. 2 п. 4 ст. 271 , п. 2 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 10 февраля 2015 № 03-03-06/4/5600 , ФНС России от 3 декабря 2012 № ЕД-4-3/20368).

Субсидии на возмещение недополученных (выпадающих) доходов из-за государственных регулируемых цен или льготных тарифов в базу по НДС не включайте. Такие субсидии не связаны с оплатой товаров. А в остальных случаях возмещение государством выпадающих доходов организации признают платой за реализацию. В этих случаях с субсидии заплатите НДС. Это следует из пункта 2 статьи 154, подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения в письмах Минфина России от 18 мая 2016 № 03-07-11/28466 , ФНС России от 29 апреля 2016 № СД-4-3/7921 , от 3 марта 2016 № СД-4-3/3531 .

Пример, как отразить в бухгалтерском и налоговом учете поступления субсидии на возмещение недополученных доходов

ООО «Альфа» оказывает услуги по перевозке пассажиров. В I квартале «Альфа» оказывала услуги по перевозке в том числе льготной категории граждан. Недополученный доход составил 100 000 руб.

В апреле «Альфа» направляла в органы власти требование возместить недополученную за I квартал плату за проезд в сумме 100 000 руб.

Субсидия из бюджета в размере 100 000 руб. поступила во II квартале.

Бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки на момент поступления денежных средств:

Дебет 51 Кредит 76
- 100 000 руб. - отражено поступление средств государственной помощи на финансирование выпадающих (недополученных) доходов;

Дебет 76 Кредит 90-1
- 100 000 руб. - отражена недополученная часть выручки от реализации товаров (работ, услуг) в сумме задолженности бюджета по предоставлению субсидии.

В налоговом учете данные средства бухгалтер включил в состав доходов. Сделал он это на дату зачисления средств.

Отвечает Александр Водовозов,

заместитель начальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС России

«Порядок зависит от вида имущества, где оно расположено и кто балансодержатель. С 2019 года отменили централизованную сдачу отчетности по налогу на имущество, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость. Но из этого правила есть исключения. Все варианты, куда платить налог на имущество и подавать декларацию за 2018 год, смотрите в рекомендации.»

Установление тарифа в сфере энергетики - детально урегулированный законодательством процесс. В установленном порядке осуществляется сбор информации, расчеты, а затем производится утверждение тарифа. Процесс является ежегодным.

Энергоснабжающие организации - коммерческие компании, цель которых получение прибыли от своей деятельности. Кроме того, энергохозяйство требует постоянного его поддержания в состоянии, позволяющем функционировать круглосуточно, а иногда - и в аварийном режиме. Следовательно, это затратный процесс.

С другой стороны, есть потребители энергоресурсов, и немалая их доля - граждане, интересы которых обязано соблюдать государство, в связи с чем все расчеты тарифов должны быть соотнесены, в том числе, с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.

В указанной ситуации у энергоснабжающих компаний возникают так называемые выпадающие доходы: не полученные энергосберегающими компаниями, но соотносимые с рыночными реалиями доходы, которые могут быть финансовыми потерями для таких компаний.

Фабула дела

Теплоснабжающая компания, в отношении которой было возбуждено дело о банкротстве, подала в суд иск о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей. Суд вынес решение об отказе в иске, судом второй инстанции указанное решение было оставлено в силе.

В рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции истцу было отказано в проведении экспертизы с целью определения экономически обоснованного тарифа, суд квалифицировал требования истца как требование о компенсации убытков, полагая, что убытки вытекают из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф и который не был признан недействительным. Следовательно, убытки взысканию не подлежат.

Суды первой и второй инстанций при вынесении судебных актов руководствовались и тем, что в силу действующего законодательства межтарифной является разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, тогда как компании установлен один тариф (льготный тариф теплоснабжающей организации не был определен). Определенный тариф был квалифицирован как экономически обоснованный. При отсутствии льготного тарифа выпадающие доходы у компании отсутствуют.

Истец обратился в арбитражный суд третьей, кассационной инстанции. Доводами жалобы были: отказ суда в проведении экспертизы по делу и неверная квалификация требований истца.

Факты, на которые ссылалась теплоснабжающая организация относительно квалификации требований в качестве убытков: тариф определен нормативным правовым актом в установленном порядке; нормативно-правовым актом определен размер выпадающих доходов истца и сроки их выплат - следовательно, подтверждена экономическая необоснованность тарифа; компания находится в стадии банкротства, лишена статуса единой теплоснабжающей организации, в связи с чем иначе как в судебном порядке получить выпадающий доход не может. Компания настаивала и на том, что в ее деятельности были выпадающие доходы и при отсутствии утвержденного льготного тарифа.

Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2018 г. по делу № А03-21157/2016.

Позиция суда

1. Суд при вынесении постановления исследовал правовую природу убытков из нормативно-правового акта, которым был утвержден тариф (что являлось основной позицией по делу двух нижестоящих инстанций), а также вопрос о взыскании убытков в случае, если указанный нормативно-правовой акт не признан недействительным. Суд пришел к выводу, что квалификация в качестве убытков межтарифной разницы неприемлема ;

2. Судом констатированы: факт законности нормативно-правового акта, утвердившего один тариф; факт подтверждения отсутствия экономической обоснованности тарифа и необоснованность вывода судов нижестоящих инстанций о невозможности взыскания межтарифной разницы в условиях одного утвержденного тарифа;

3. Передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд кассационной инстанции счел необходимым указать на следующее:

4. Определение экономически обоснованного тарифа экспертным путем допускается, в том числе об этом ранее указывал Верховный суд;

a. При рассмотрении дела необходимо провести анализ действий государственного органа при установлении тарифа тем путем, которым он был установлен в рассматриваемой ситуации;

b. Вновь оценить правомерность действий лиц, участвующих в деле, в вопросе отнесения выпадающих расходов на 2018 год;

c. Суд отметил необходимость проведения правового анализа прекращения деятельности компании как единой теплоснабжающей организации в качестве обычного предпринимательского риска;

d. Суд констатировал, что обязанность по защите размера тарифа и подтверждение его экономической обоснованности лежит на ресурсоснабжающей организации, а законно определенные меры последующего тарифного регулирования предполагают компенсацию выпадающих доходов не органом, утвердившим тариф, а за счет потребителей ресурса.

Комментарии

1. Защита размера тарифа должна осуществлять на основе реальных экономических фактов и расчетов, закона и соблюдения порядка утверждения тарифа ;

О Порядке компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек

В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Помарское сельское поселение », утвержденным решением Собрания депутатов от 01.01.01 г. № 16-6, постановлением Помарской сельской администрации от 01.01.01 г. № 38 «О порядке расчетов платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году» (в ред. от 01.01.2001. №90), в целях компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, Помарская сельская администрация

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

2. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава администрации:

Утверждено

постановлением Помарской

сельской администрации

компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек

1. Настоящим Порядком компенсации выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (далее - Порядок) регламентируется предоставление субсидий из бюджета муниципального образования «Помарское сельское поселение» на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, по муниципальному образованию «Помарское сельское поселение» (далее – компенсация выпадающих доходов).

2. Источниками компенсации выпадающих доходов являются средства, предусмотренные в бюджете муниципального образования «Помарское сельское поселение».

3. Главным распорядителем (получателем) бюджетных средств бюджета муниципального образования «Помарское сельское поселение» по компенсации выпадающих доходов определить Помарскую сельскую администрацию.

4. Компенсация выпадающих доходов производится по коммунальным услугам, предоставляемым нанимателям жилых помещений по договору социального найма, договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, собственникам помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов по муниципальному образованию «Помарское сельское поселение» (далее – наниматели и собственники), в рамках осуществления полномочия «Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом» в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Получателем средств, предусмотренных на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению жилищно-коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающими возмещение издержек являются управляющие организации, товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами (далее – управляющая организация).

6. Для компенсации выпадающих доходов:

6.1. Управляющая организация предоставляет в администрацию муниципального образования «Помарское сельское поселение» следующие документы:

6.1.1. решение собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом.

6.1.2. по предоставлению населению услуг теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек:

­ справку-расчет на компенсацию выпадающих доходов (приложение №1 к настоящему Порядку) в срок до 15 числа месяца, следующим за отчетным месяцем;

­ договор (оригинал или копию) на отпуск тепловой энергии в виде горячей воды, заключенный с управляющей организацией;

­ счета-фактуры, счета и акты на оказанные услуги (оригинал или копии), предъявляемые управляющей организацией за фактически потребленную тепловую энергию в виде горячей воды;

6.1.3. по предоставлению населению услуг водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек:

­ договор (оригинал или копию) на отпуск холодной воды, заключенный между управляющей организацией;

­ счета-фактуры, счета и акты на оказанные услуги (оригинал или копии), предъявляемые управляющей организацией за фактически потребленную холодную воду и прием сточных вод населением;

6.2. Управляющая организация представляет в Помарскую сельскую администрацию следующие документы:

­ справку-расчет на компенсацию выпадающих доходов (приложение №2 к настоящему Порядку) в срок до 15 числа месяца, следующим за отчетным периодом;

­ договор на предоставление услуги водоснабжения и водоотведения, заключенных между управляющей организацией нанимателями и собственниками;

­ счета-фактуры, счета и акты на оказанные услуги (оригинал или копии), предъявляемые управляющей организацией за фактически потребленную холодную воду и прием сточных вод нанимателями и собственниками.

7. Помарская сельская администрация в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку представленных документов и составляет сводную справку-расчет на компенсацию выпадающих доходов по муниципальному образованию «Помарское сельское поселение» (приложение №3 к настоящему Порядку).

8. Для финансирования на цели, указанные в п. 1 настоящего Порядка, Помарская сельская администрация формирует заявку на финансирование в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Помарское сельское поселение», по кодам бюджетной классификации расходов Российской Федерации и направляет её в Финансовый отдел Волжского муниципального района .

9. Для санкционирования расходов Помарская сельская администрация представляет в Финансовый отдел Волжского муниципального района:

­ договор возмещения расходов на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения (отопление, ГВС) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, заключенный между управляющей организацией и Помарской сельской администрацией;

­ договор возмещения расходов на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги водоснабжения и водоотведения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, заключенный между управляющей организацией и Помарской сельской администрацией;

­ сводную справку-расчет (приложение №3 к настоящему Порядку);

­ документы, указанные в пунктах 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.2. настоящего Порядка.

10. В случае несоответствия представленных документов положениям по ведению бухгалтерского учета , настоящему Порядку, Финансовый отдел Волжского муниципального района возвращает их в Помарскую сельскую администрацию для приведения их в соответствие с вышеуказанными документами.

11. Финансовый отдел Волжского муниципального района производит финансирование расходов, связанных с компенсацией выпадающих доходов, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Помарское сельское поселение» на цели, указанные в п. 1 настоящего Порядка.

12. Предоставляемые средства из бюджета муниципального образования «Помарское сельское поселение» управляющей организации на компенсацию выпадающих доходов носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

У ресурсоснабжающей организации (г. Санкт-Петербург) заключен договор теплоснабжения с жилищным кооперативом в целях обеспечения тепловой энергией многоквартирных домов. По договору теплоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и жилищным кооперативом цена на тепловую энергию принята на уровне установленных Комитетом по тарифам г. Санкт-Петербурга тарифов, используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории г. Санкт-Петербурга. Тариф, установленный ресурсоснабжающей организации Комитетом по тарифам для отпуска тепла для группы "Население" выше, чем тариф, установленный для расчета размера платы гражданам, по которому жилищный кооператив выставляет стоимость услуг по теплоснабжению гражданам.
Постановление Правительства г. Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "Порядок предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших за период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года" позволяет ресурсоснабжающей организации заявить и получать субсидии из бюджета на возмещение выпадающих доходов.
Каким образом отражаются в бухгалтерском и налоговом учете данные субсидии: это часть выручки и, соответственно, средства из бюджета поступают в погашение дебиторской задолженности или это внереализационный доход? Если это часть выручки, то, значит, есть база по НДС? Какие бухгалтерские проводки нужно сделать для отражения этих операций?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Данный вид субсидий учитывается в составе внереализационных доходов Организации в целях исчисления налога на прибыль.
Субсидии, предоставляемые коммерческим организациям в связи с возмещением убытков от реализации гражданам коммунальных услуг, не учитываются в целях исчисления НДС.
В целях бухгалтерского учета указанные субсидии следует считать прочими доходами Организации.

Обоснование позиции:
Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения складываются между органами государственной власти и частными субъектами гражданского оборота.
Возложение на ресурсоснабжающую организацию обязанности по поставке теплоресурса по тарифам, не обеспечивающим финансовых потребностей Организации по возмещению затрат на производство, не соответствует положениям , Закона N 190-ФЗ, от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Ресурсоснабжающая организация, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязана отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов. В то же время публично-правовое образование вправе установить для населения плату за коммунальные услуги ниже стоимости коммунального ресурса, поставляемого предприятием. Установив такую плату, публично-правовое образование за счет средств собственного бюджета обязано возместить Организации выпадающие доходы.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, регламентирован Правительства Санкт-Петербурга от 26.01.2016 N 45 "О Порядке предоставления в 2016 году субсидий ресурсоснабжающим организациям на возмещение выпадающих доходов" (далее - Порядок).
Поскольку Организация заключила договор теплоснабжения с ЖК с применением установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифов для граждан, она имеет право на получение субсидии из бюджета.

Налог на прибыль

Согласно НК РФ к доходам в целях исчисления налога на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы. Перечень доходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, приведен в НК РФ.
Минфин России ( Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, от 22.04.2010 N ), ФНС России ( ФНС России от 30.09.2011 N ЕД-4-3/16115@), Президиум ВАС РФ ( Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98, постановления Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 16814/1, от 02.03.2010 N 15187/09) считают, что бюджетные средства, полученные организацией в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам или с учетом льгот, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования ( НК РФ), ни в качестве целевых поступлений из бюджета ( НК РФ).
Следовательно, субсидии, поступающие из бюджета в целях возмещения затрат, возникающих в связи с установлением льготных тарифов на тепловую энергию, учитываются при исчислении налога на прибыль.
Из разъяснений Минфина России ( Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/445, от 12.05.2011 N , от 19.04.2011 N , от 14.08.2009 N ) и ФНС России ( УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 16-15/014076@) следует, что субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат, должны учитываться в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов на основании НК РФ как безвозмездно полученные денежные средства.
В момент оказания услуги Организация не может определить размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном итоге будет произведен бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда. Поэтому момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным НК РФ для признания расходов в виде сумм возмещения убытков: это дата признания долга должником или вступления в законную силу решения суда ( Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 10159/13).

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Однако согласно НК РФ суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации ( НК РФ).
Специалисты финансового ведомства неоднократно разъясняли, что предоставляемые из бюджета субсидии облагаются НДС только в том случае, если эти денежные средства являются по существу платой за реализуемые организацией товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению НДС.
По мнению Минфина России, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых им товаров (работ, услуг), в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг) ( Минфина России от 15.04.2013 N 03-03-06/4/12497, от 18.04.2013 N , от 12.08.2013 N , от 04.03.2013 N , от 03.02.2012 N ).
В рассматриваемой ситуации субсидия предоставляется в соответствии с упоминаемым выше Порядком. Согласно п. 2.1 Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения выпадающих доходов, возникших за период с декабря 2015 года по ноябрь 2016 года в связи с применением установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифов, используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год (далее - тариф для расчета размера платы гражданам, установленный на соответствующий год) при предоставлении услуг отопления и горячего водоснабжения (далее - услуги теплоснабжения) в многоквартирных домах, жилых домах, творческих мастерских, расположенных в многоквартирных домах. Следовательно, субсидия, получаемая Организацией в целях возмещения выпадающих доходов, не подлежит обложению НДС, как связанная с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен.
Следует отметить, что суды разделяют указанную позицию, т.к. получение субсидий, предоставляемых из бюджета, для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг) ( Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.02.2016 N Ф02-479/16 по делу N А33-10637/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2014 N по делу N А27-20805/2012, от 24.07.2014 N по делу N А27-20804/2012, от 20.07.2014 N Ф04-5310/14 по делу N А27-20960/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2013 N Ф01-7153/13 по делу N А38-6048/2011).
При этом суд в ФАС Западно-Сибирского округа от 12.11.2013 N Ф04-5087/13 по делу N А27-19852/2012 отметил, что наличие НДС в составе расчета субсидии не меняет ее правовой природы. Основные свойства субсидии остались неизменными, а именно денежные средства переданы обществу из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по государственным регулируемым ценам. Суд также уточнил, что само по себе увеличение расчета требуемого финансирования при формировании расходной части бюджета на 18% не является основанием для квалификации указанных денежных средств как суммы НДС.
Высший Арбитражный Суд в определениях также неоднократно высказывал точку зрения о том, что суммы субсидий, предоставляемых бюджетами разного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, при определении налоговой базы по НДС не учитываются (ПБУ 13/2000 не возникает.
Учет указанных субсидий, по нашему мнению, следует вести в соответствии с "Доходы организации" (далее - ). Полагаем, что субсидия на возмещение выпадающих доходов, понесенных в связи с предоставлением тепловой энергии по льготным тарифам, предоставляется на возмещении уже понесенных издержек, т.е. на покрытие убытков от реализации. Поэтому в рассматриваемой ситуации субсидии можно отнести к прочим доходам ( ПБУ 9/99).
Предоставление данных субсидий можно отразить в бухгалтерском учете следующими проводками:
Дебет 76, Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражена сумма субсидии, при возникновении права на получение субсидии;
Дебет 51, Кредит 76
- отражено поступление субсидии.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков Вы можете на основании НК РФ и , НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РКА Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Похожие статьи