Транзитный трубопровод - имущество собственников МКД? Транзитные сети в многоквартирном доме

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме (МКД) принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. В соответствии с подп. “д” п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются механи­ческое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в МКД за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого поме­щения (квартиры).

Пункт 6 Правил № 491 включает в состав общего имущества внутридомовую систему отопления, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, п. 6 Правил № 491 содержит открытый перечень элементов внутридомовой системы отопления, включаемого в состав общего имущества. Внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД. Внутренней границы сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, не установлено, поскольку в соответствии с Правилами в состав общего имущества включается вся внутридомовая система отопления, в том числе сеть теплоснабжения, которая проходит через подвал МКД и по которой теплоноситель транспортируется на другие многоквартирные дома (так называемые транзитные трубопроводы).

Если транзитные трубопроводы не обслуживают более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) в МКД, то такой трубопровод не является элементом общего имущества. В этом случае такой трубопровод, скорее всего, является муниципальной собственностью (ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) и подвальные помещения, в которых проходят транзитные трубопроводы, обременены публичными сервитутами. В этом случае муниципальное образование, как правило, передает такие трубопроводы в аренду соответствующей организации коммунального комплекса и затраты на содержание этого имущества включаются наряду с дру­гими затратами в тариф произведенного организацией коммунального комплекса товара (тепловой энергии) и (или) услуг (например, по транспортировке теплоносителя – передаче тепловой энергии).

Какой-либо зависимости включения транзитного трубопровода в состав общего имущества МКД от “заявления” или “оформления” собственниками помещений своих прав в жилищном за­конодательстве Российской Федерации не установлено. Имущественные права на общее имущество МКД возникают в силу прямых указаний федерального закона – ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ. Будучи собственниками общего имущества собственники жилых и нежилых помещений обязаны нести бремя содержания общего имущества. Если собственники жилых или нежилых по­мещений в МКД не включили транзитный трубопровод в перечень общего имущества в договоре управления МКД, то это не упраздняет их ответственность за содержание и ремонт этого элемента общего имущества. Но в этом случае представляется, что управляющая организация не отвечает перед собственниками помещений за состояние транзитного трубопровода, поскольку они не заказали работ и услуг по его содержанию и ремонту (см. письмо Минрегиона России от 14.10.2008 № 26084-СК/14).

Однако данная ситуация приводит к нарушению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), согласно которым за предоставление коммунальной услуги отопления и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, должно отвечать одно лицо – исполнитель. Управляющая организация должна объяснить собственникам помещений до утверждения на общем собрании собственников помещений необходимость включения в условия договора управления МКД обязательств по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю пре­доставляются коммунальные услуги. В противном случае управляющая организация несет риск признания договора управления МКД ничтожной сделкой (ст. 168 ГК РФ) со всеми вытекающими последствиями (см. письмо Минрегиона России от 05.08.2008 № 19197-АД/14).

В свою очередь теплоснабжающая организация может быть исполнителем коммунальной услуги отопления только при реализации способа непосредственного управления собственниками помещений МКД (см. п. 17 ст. 2 Федерального закона от ЗОЛ 2.2004 № 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса”, определение “исполнитель” в п. 3 Правил № 307, ответ на вопрос № 26 в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007). При этом исполнитель также обязан отвечать и за предоставление коммунальных услуг, и за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего судьи Паньковой Н.М., (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Абдуллаевой С.А.

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску ТСЖ «В Раменках» (ОГРН 1087746498190, ИНН 7729599963, место нахождения: 119607, ГОРОД МОСКВА, ПРОСПЕКТ МИЧУРИНСКИЙ, 25, 2, дата регистрации 10.04.2008)

к ПАО «МОЭК» (ОГРН 1047796974092, ИНН 7720518494, место нахождения: 119048, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЕФРЕМОВА, ДОМ 10, дата регистрации 16.12.2004),

Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы (ОГРН 1037700110238, ИНН 7703276615, место нахождения: 123104, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БРОННАЯ Б., ДОМ 14, дата регистрации: 31.01.2003)

об определении теплосетевой организации и обязании принятия в эксплуатацию

при участии:

от истца – Хохлова Э.В. председатель правления;

Ильюшенко М.Ю. доверенность от 31.01.2016;

от ответчиков –

от ПАО «МОЭК» - Скрипник А.А. доверенность от 01.02.2016;

от Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы – Попова М.В. доверенность от 15.01.2016;

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «В Раменках» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, уточненным в порядке ст. , к ПАО «МОЭК» и Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы

Об обязании Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы определить теплосетевую организацию - ПАО «МОЭК» для исполнения требований законодательства по содержанию следующего имущества:

магистрального транзитного трубопровода д150 (Т1 подача тепловой энергии), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.

магистрального транзитного трубопровода д150(Т2 обратка тепловой энергии), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.

магистрального транзитного трубопровода д150 (ТЗ подача горячей воды), протяженностью 150 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.

патрубков д80 длиной 0,5м на подачу ГВС от транзита до шаровых кранов (задвижек) - 5 шт.

Патрубков д25 длиной 0,5м на ГВС обратку от шаровых кранов (задвижек) до транзита - 5 шт.

Трубы д50 длиной 6м подача отопления на элеваторный узел от транзита до задвижек- 5 шт.

трубы д50 длиной 6м обратка отопления с элеваторного узла до транзита от задвижек- 5 шт.

магистрального транзитного трубопровода дЮО (Т4 обратка горячей воды), протяженностью 143 метра от стены многоквартирного дома (вход) до стены многоквартирного дома (выход), расположенного в подвале многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2.

систему расширительного бака, включающую:

расширительный бак (0,8*2*1,2), расположенный на чердаке многоквартирного дома

автоматику расширительного бака, расположенную в щитовой №1 многоквартирного дома,

трубопровод д25 длиной 50 м к расширительному баку,

переливную трубу д110 длиной 3 м от расширительного бака до системы канализации дома.

Обязать ПАО «МОЭК» внести в договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ от 01.09.2010 г. условия об эксплуатации транзитных сетей и системы расширительного бака, расположенных в подвале и чердаке многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2. в следующем виде.

Дополнить договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ разделом 8.1. следующего содержания:

«8.1. Эксплуатация транзитных трубопроводов и системы расширительного бака.

8.1.1.Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу многоквартирного дома, и система расширительного бака, расположенная на чердаке по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2 (далее Транзитные сети,) является частью системы теплоснабжения квартала, по которому ПАО «МОЭК» осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды Потребителям, в том числе и Абоненту.

8.1.2. Транзитные трубопроводы, указанные в п.8.1.2 настоящего договора обслуживаются ПАО МОЭК в соответствии с Правилами эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей.

8.1.3 Выставляемый на основании показаний приборов учета, установленных у Абонента, объем полученной Абонентом тепловой энергии подлежит уменьшению на объем потерь тепловой энергии, возникающий в результате эксплуатации транзитного трубопровода».

Изложить Приложение № 4 в следующей редакции (см. уточнение к иску).

Исковое требование мотивировано следующими обстоятельствами.

Товарищество собственников жилья «В Раменках» создано с целью реализации собственниками помещений многоквартирным домом своих прав по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2 и оказания (обеспечения предоставления) собственникам помещений коммунальных услуг.

Транзитные трубопроводы, проходящие по подвалу многоквартирного дома, относятся к коммунальным сетям района и находятся на обслуживании ресурсоснабжающей организации, которая и несет расходы на содержание этих трубопроводов, эти расходы на содержание заложены в тарифах для ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, транзитный трубопровод, проходящий по подвалу жилого дома не может быть отнесен к общедомовому имуществу и соответственно ни о каких расходах собственников МКД на содержание транзитных трубопроводов не может быть и речи.

Данная позиция нашла отражение в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08, который в частности указал, что тепловые сети, служащие для обеспечения тепловой энергией двух самостоятельных объектов недвижимости, не относятся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом ключевым в решении Президиума ВАС РФ стало толкование данных пунктов Правил № 491, как не относящих к общему имуществу инженерные сети, которые одновременно обеспечивают как внутридомовую систему отопления многоквартирного дома, так и систему самостоятельного объекта недвижимости (например, отдельно стоящего здания).

Таким образом, рассматриваемым Постановлением Президиума ВАС РФ определена позиция ВАС РФ по вопросу об отнесении транзитных сетей, проложенных внутри многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений таких домов. А именно, согласно этой позиции часть тепловых сетей, посредством которых осуществляется теплоснабжение как данного многоквартирного дома, так и иных объектов (другого многоквартирного дома или иных зданий) не может быть отнесена к составу общего имущества собственников помещений в жилом доме.

При этом, ответчик ПАО «МОЭК» не считает данные сети своей собственностью, а указывает на их принадлежность к общему имуществу собственников помещений, что невозможно в силу вышеуказанных положений ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения > Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников > Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" target="_blank">36 , 39 Жилищного кодекса РФ, п.2, 5-8

Правил № 491, а также правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08.

Более того, соответствующая позиция по транзитным сетям нашла свое отражение в соответствующих разъяснениях Минстроя России (копия письма прилагается).

Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, при которой отсутствует реальный собственник транзитных сетей.

При этом, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, как орган уполномоченный Правительством Москвы (Постановление № 34-1111 от 09.02.2016) в силу чб ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязана определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей (то есть в данном случае - ОАО «МОЭК»), не принимает предусмотренных мер по обеспечению надлежащей эксплуатации данного участка транзитных сетей, путем определения соответствующей ответственной теплоснабжающей организации, которой в свою очередь в силу вышеуказанной нормы должно являться ОАО «МОЭК».

Представитель истца в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил заявленное требование удовлетворить.

Представитель ПАО «МОЭК» с иском не согласился, указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, в части требования о внесении изменений в действующий между сторонами договор, заявил об оставлении иска без рассмотрения, в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

Представитель ответчика - Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы с иском не согласился, указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, дал устные пояснения по доводам письменного отзыва.

Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав пояснения представителей истца и ответчиков, суд установил, следующее.

На основании пункта 2 части 1 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с пунктом 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В пункте 60 постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указано, что спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452.

Следовательно, спор о внесении изменений в договор может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по досудебному урегулированию спора с ответчиком.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что истцом установленный законом порядок не соблюден, при этом переписка между сторонами, на которую ссылается истец как на доказательство соблюдения такого порядка, таким доказательством не является.

При таких обстоятельствах суд, в связи с непредставлением доказательств, подтверждающих соблюдение установленного досудебного порядка урегулирования спора, требование истца к ПАО «МОЭК» об обязании внести в договор теплоснабжения № 08.706252-ТЭ от 01.09.2010 г. условия об эксплуатации транзитных сетей и системы расширительного бака, расположенных в подвале и чердаке многоквартирного дома по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д.25, корп.2, подлежит оставлению без рассмотрения.

Рассмотрев исковое требование об обязании Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы определить теплосетевую организацию - ПАО «МОЭК» для исполнения требований законодательства по содержанию поименованного в иске имущества, суд не находит оснований для его удовлетворения, при этом исходит из следующего.

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (ст. ).

Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы в соответствии с положением о Департаменте топливно-энергетического хозяйства города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы № 94-ПП от 29 марта 2011 г. определяет теплосетевую организацию для осуществления содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей до признания права собственности города Москвы на такие сети.

Истец, заявляя требование в отношении Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы, определяет правовой статус спорного имущества как бесхозяйное имущество. Однако, не представляет доказательств того, что данное имущество было признано таковым в порядке, установленном законом, и Департамент - орган исполнительной власти, на который возложена функция по определению эксплуатирующей организации бесхозяйных тепловых сетей уклонился от их исполнения.

Бесхозяйным спорное имущество в порядке, установленном главой 33 ГПК РФ признано не было.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных требований и выводов суда об оставлении части иска без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. , , - , Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Исковое требование к ПАО «МОЭК» оставить без рассмотрения.

В удовлетворении иска к Департаменту топливно-энергетического хозяйства города Москвы отказать полностью.

Возвратить ТСЖ «В Раменках» из федерального бюджета 6 000 (шесть тысяч) руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Н.М. Панькова

Суд:

АС города Москвы

Истцы:

ТСЖ В РАМЕНКАХ

Ответчики:

ДЕПАРТАМЕНТ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА Г. МОСКВЫ
ПАО "МОЭК"
Управа Района Раменки

Судебная практика по:

По ТСЖ

Судебная практика по применению норм ст. 135, 136, 137, 138 ЖК РФ


Транзитный трубопровод - имущество собственников МКД?

Вопрос не такой простой, как может показаться с первого взгляда. Является или нет транзитный трубопровод, проходящий по техническому подвалу вашего дома, общедомовым имуществом, или таковым не является?

Вот здесь и начинается настоящая путаница, иногда доходящая до абсурда. У меня лично был случай, когда на прием пришли жители одного из многоквартирных домов у которых в техническом подвале был проведен тразитный трубопровод, с множеством требований. Одним из самых абсурдных было требование брать плату за транзит теплоносителя по подвалу их дома с жителей следующих домов, куда теплоноситель далее транспортируется. Надеюсь вы понимаете всю нелепость данной ситуации? Причем доводы в свою пользу строились исключительно на положениях жилищного законодательства.

Основным доводом, который по их мнению, я должен был учесть - это ссылка на пункты 6 и 8 491 постановления Правительства РФ (приведу их дословно):

"6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях".

"8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома...".

Раз так, то все, что у нас в подвале, все наше и мы (жители МКД), будем назначать плату за транзит теплоносителя к другим домам (за счет этого уменьшим свои личные коммунальные расходы). Так вот, по мнению уважаемых жителей, транзитные трубопроводы системы отопления, расположенные в их подвале, были имуществом многоквартирного дома. И поэтому они должны были брать средства за транзит теплоносителя к другим домам в целях возмещения собственных эксплуатационных расходов на содержание и ремонт этих трубопроводов.

Ну и как вам такое?

Пришлось объяснять многоуважаемым жителям многоквартирного дома, что в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые системы, начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения и только в данном доме.

На основании понятия «внутридомовая система отопления (горячего водоснабжения)», транзитный трубопровод , проходящий по подвалу жилого дома и предназначенный для снабжения коммунальным ресурсом нескольких домов, не может быть отнесен к общему имуществу их многоквартирного дома, так как основным критерием отнесения того или иного объекта к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, является их предназначение для обслуживания более одного помещения в соответствующем многоквартирном доме (можно ознакомиться с документами на сайте жкхпортал.рф, перейдя по ссылкам ч.1 ст.290 ГК РФ , ст.36 ЖК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).

Таким образом, транзитные трубопроводы, расположенные в подвале жилого дома, являются городским имуществом, относятся к коммунальным сетям района и обслуживаются ресурсоснабжающей организацией. Соответственно, ресурсоснабжающая организация и несет расходы на содержание этих трубопроводов. По факту эти расходы определены и рассчитаны в тарифах для ресурсоснабжающей организации. Теперь вам понятно, что транзитный трубопровод не может быть отнесен к общедомовому имуществу и ни о каких финансовых операциях по инициативе собственников МКД не может быть и речи. Что-то не понятно? Пишите, разберу отдельно вашу ситуацию. Дальше мы с вами рассмотрим примерный алгоритм действий по выносу транзитного трубопровода из технического подвала вашего дома.

Как мне удалось решить эту проблему? Читаем дальше...

__________________________

В подвалах многих МКД проложены транзитные трубопроводы отопления, ГВС, ХВС, обеспечивающие передачу тепловой энергии к другим объектам. Если из этих труб отбирается ресурс для целей оказания коммунальных услуг владельцам помещений в данном МКД, то такую схему принято называть «нагруженный транзит»

Противоречия в законодательстве

В соответствии с ГК РФ (ст.539 - 548), ЖК РФ (ч. 1 ст.36) и постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 (п.1 и п.2), участки транзитных сетей, проходящих по подвалам жилых домов, и предназначенные для предоставления коммунальных услуг нескольким домам, не отвечают критериям общедомового имущества, т.е. не используется с целью оказания коммунальных услуг владельцам помещений данного дома не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого МКД. В тоже время в соответствии с нормами Закона «О теплоснабжении» (п.6 ст.17) на собственников помещений МКД, являющихся одновременно долевыми собственниками нагруженного транзита возложены обязательства не «препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям…, а также наложен запрет на требование от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям». Причем в законе «О теплоснабжении» подразумевается, что собственники помещений в МКД являющиеся одновременно долевыми собственниками нагруженного транзита являются собственниками таких тепловых сетей. Данное противоречие в законодательстве приводит к тому, что жилищным объединениям гораздо сложнее выстраивать отношения с теплоснабжающими организациями, чем с подразделениями Водоканалов. Теплоснабжающие организации не спешат выстроить партнерские отношения, а всячески понуждают товарищество собственников жилья полностью нести ответственность за содержание транзитного трубопровода. Свою позицию теплоснабжающие организации, например, генеральный директор ОАО «Курганская генерирующая компания» Сергеев И.В. и директор по корпоративному и организационно-правовому управлению А.С. Прибылев, трактуют следующим образом: « Трубопровод тепловых сетей, проходящий по подвальному помещению МКД, от которого при этом осуществляется теплоснабжение данного дома, является частью общедомового имущества, поскольку такой трубопровод отвечает всем критериям имущества данного вида: находится в границах стен МКД, предназначен для обслуживания более чем одной квартиры. Опосредованное подключение к данной сети иных объектов, на ее статус как общедомовой влияние не оказывает». Аналогичное отношение тепловиков и к ремонту и технической эксплуатации расширительных баков.

Пример конфликтной ситуации

В 2010 году МОЭК предоставил ТСЖ «В Раменках» недостоверную схему расположения тепловых сетей. В акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон схема присоединения дома к ЦТП была представлена как для конечного потребителя. Товарищество собственников жилья не разобравшись с реальным положением дел, подписало акт. Позже выяснилось, что трубопровод - транзитный. В результате жилищному объединению пришлось нести дополнительные расходы на содержание и обслуживание транзитного трубопровода при подготовке к работе в отопительный период и при эксплуатации. В январе 2014 г. товарищество собственников жилья «В Раменках» обратилось в ОАО «МОЭК» с предложением урегулировать использование транзитных трубопроводов и расширительного бака, которые МОЭК использует для исполнения договорных обязательств перед соседними домами. ТСЖ предложило внести дополнения в договор теплоснабжения или же урегулировать вопрос дополнительным соглашением. В своем ответе МОЭК пытается убедить ТСЖ, что транзитный трубопровод является общим имуществом собственников помещений, находящихся в ведении ТСЖ «В Раменках». В сложившейся ситуации МОЭК, скорее всего, очередной раз будет тянуть с оформлением документов, подтверждающих готовность объекта к отопительному сезону. Что на этот раз придумает РСО для давления на ТСЖ? В прошлом году в №11 2013 в своей статье «Комфортный город начинается с комфортного дома» председатель ТСЖ «В Раменках» Эмилия Хохлова неправомерные действия МОЭК описывала так: «На стадии опрессовки нам отказали в составлении акта. Мы просили письменно отразить замечания, по которым система ЦО не может считаться выдержавшей испытание. На словах были придуманы замечания, не относящиеся к системе отопления здания. Кроме того была придумана задолженность по оплате… В назидание за нашу строптивость для проверки качества воды в системе прислали химика, который «нахимичил» в соответствии с полученным рекомендациями. Мы не согласились с результатами. ТСЖ было вынуждено отвезти пробы воды из этих же стояков в независимую экспертизу, результаты которой были совершенно другие и соответствовали требованиям. Но, тем не менее, теплоснабжающая организация настояла на сливе системы и новом ее заполнении. Проведя независимую экспертизу при повторном заполнении, мы получили документы, свидетельствующие о том, что в систему отопления дома на этот раз заполнили неочищенной водой, слитой после опрессовки соседних… Подписали нам акт готовности системы отопления только в начале сентября… Подписали после наших обращений в мэрию, директору РСО, в прокуратуру о неправомерных действиях в отношении ТСЖ при подготовке и сдаче МКД к отопительному сезону. В своих обращениях-жалобах мы подробно, со ссылками на нормативные документы, ЖК РФ, ГК РФ, а также на ст. 3 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отразили все наши претензии к непосредственным исполнителям»

Что делать?

В ситуации, описанной председателем ТСЖ «В Раменках», находятся сотни самостоятельных жилищных объединений. Председатели через « третьи уста» получают угрозы: «Не примем дом к зиме, если не подпишите акт разграничения балансовой принадлежности». Но чтобы не предпринимали теплоснабжающие организации, какие бы козни не изобретали - подписав акт разграничения балансовой принадлежности транзитных тепловых сетей по стене своего дома и таким образом, взяв полную ответственность за эксплуатацию нагруженного транзита, председатель ТСЖ совершит ошибку. За содержание чужого имущества любой собственник жилья, основываясь на приведенных выше положениях ЖК РФ, ГК РФ и Постановлении Правительства № 491-ПП может предъявить судебный иск непосредственно к самому председателю ТСЖ. Для любого собственника жилья, как, впрочем, и для не аффилированного судьи ЖК РФ и ГК РФ более приоритетные законодательные акты, чем закон «О теплоснабжении». Судебная практика подтверждает, что в условиях нагруженного транзита спорный транзитный трубопровод не входит в состав общего имущества МКД.

Судебная практика

Рассмотрим постановление девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-20166/2012-ГК от 1 августа 2012 по делу № А40-94154/11-111-786 . ООО «Классик ЛН» арендовал нежилое подвальное помещение у ДИГМ. Помещение было на балансе ГУП г. Москвы ДЕЗ района Покровское-Стрешнево. Арендуемое помещение было затоплено. В соответствии с актом затопление подвала произошло вследствие аварии на транзитном трубопроводе ГВС лопнул шаровой кран, установленный не по стандарту. Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ООО «Классик ЛН» к ГУП ДЕЗ района Покровское-Стрешнево, ОАО «МОЭК» о взыскании ущерба. Решением суда иск частично удовлетворен, с ОАО «МОЭК» взыскано 518.000 руб. убытков. Ответчик пытался оспорить решение суда в апелляционной инстанции. Однако в постановлении апелляционного суда сказано: Возражения заявителя апелляционной жалобы относительно отсутствия доказательств того, что спорный участок трубопровода принадлежит ОАО «МОЭК», включая ссылки на сведения ЕГРП, подлежат отклонению, поскольку опровергаются представленной в дело технической документацией с учетом Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных ПП РФ № 491 от 13.08.2006. Участки транзитных тепловых сетей, проходящих по подвалам жилых домов, и предназначенные для снабжения тепловой энергией нескольких домов, не могут быть отнесены к общему имуществу отдельно взятого МКД. Доводы ОАО «МОЭК» о том, что из условий договора на снабжение тепловой энергией границей разделом эксплуатационной ответственности сторон между ОАО «МОЭК» и ГУП Москвы ДЕЗ района Покровское-Стрешнево являются наружные стены домов, подлежат отклонению, поскольку представленный договор акта раздела балансовой принадлежности, подписанного сторонами договора, не содержит.

Сауле БЕРКИМБАЕВА

Когда верстался номер председатель ТСЖ «В Раменках» сообщила, что МОЭК все же настроен рассматривать договор на содержание транзитных сетей. «Я досопротивлялась» - пишет Эмилия Хохлова. Тем не менее, редакция журнала обратится к заместителю министра строительства и ЖКХ России. А.Чибису за комментариями по транзитным трубопроводам, с надеждой на разъясняющее письмо от профильного министерства во все РСО.

Материалы по теме:

Вообщем, как правило трубы - ничьи =)) В вашем случае так уж точно с учетом давности лет.

С учетом возражений ПАО «МОЭК», а также представленных в дело
доказательств, суды установили, что указанный ответчик не является
собственником тепловых сетей отопления и горячего водоснабжения,
расположенных в подвале жилого дома № 5 по улице Кедрова. Указанное лицо
является собственником тепловой сети по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 8, корп. 2, стр. 1 (участка наружной тепловой сети до стены дома № 5), а также тепловой сети между домами № 3 и № 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В судебных актах также отражено, что от спорного теплового узла осуществляется теплоснабжение потребителей г. Москва, проживающих по адресам: г. Москва, ул. Кедрова, дома №№ 5 и 3. Таким образом, демонтаж теплового узла сделает невозможной подачу тепловой энергии потребителям услуг, что нарушит права и охраняемые законом интересы жителей, проживающих по вышеуказанным адресам. На основании изложенного, обоснован вывод судов о том, что ПАО «МОЭК» несет
ответственность именно за тепловую сеть по адресу г. Москва, ул. Профсоюзная,
д. 8, корп. 2, стр. 1.

Рассматривая настоящее дело по существу, с учетом представленных доказательств и объяснений сторон, участвующих в деле, суды пришли к выводу,
что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что
имущество, подлежащее, по мнению истца, демонтажу, является собственностью ПАО «МОЭК», что трубопроводы теплоснабжения и горячего водоснабжения размещены в подвальном помещении ответчиками и что последние своими действиями (бездействиями) нарушают права истца, а также доказательства того, что трубопроводы теплоснабжения и горячего водоснабжения препятствуют истцу должным образом использовать свое имущество.

Но в то же время, в случае причинения убытков общему имуществу МКД протечкой данный труб можно взыскать убытки и обязать произвести ремонт. Главная задача доказать кто собственник сего добра.

http://kad.arbitr.ru/Card/edd7...
ТСН «ТСЖ Парковый 41В» (далее – истец) обратился с иском об
обязании ООО «ПСК» (далее - ответчик) исполнять требования
законодательства Российской Федерации в части эксплуатации и содержания
транзитных участков сетей отопления (транзит – циркуляция), ГВС, ХВС,
проходящих по подвалу жилого дома по адресу: г. Пермь, ул. Пр-т
Парковый, 41 «В», в том числе за свой счет производить ремонт, замену
аварийных участков трубопроводов в срок, не превышающий одного месяца
со дня вступления решения в законную силу.

В дальнейшем истец уточнил требования иска, просил обязать ООО
«ПСК» исполнять требования законодательства Российской Федерации в
части эксплуатации и содержания транзитных участков сетей отопления
(транзит – циркуляция), ГВС, ХВС, проходящих по подвалу жилого дома по
адресу: г. Пермь, ул. Пр-т Парковый, 41 «В», в том числе за свой счет
произвести замену аварийных участков трубопроводов отопления (длинной
77 м от внутренней стены дома №41 «В» по проспекту Парковый (транзит
заходит от дома № 41 «А» по проспекту Парковый) до соединительной трубы
в доме 41 «Г» по проспекту Парковый), горячего водоснабжения от
внутренней стены дома №41 «В» по проспекту Парковый (транзит заходит от
дома № 41 «А» по проспекту Парковый) до стены арочного проема длиной
52 м. диаметром 219 мм, от внутренней стены арочного проема до
соединения трубы в доме 41 «Г» по проспекту Парковый – длина 26 м. 219
мм) и холодного водоснабжения (длиной 73 м, от внутренней стены дома №
41 «В» по Проспекту Парковый (Транзит заходит от дома № 41 «А» по
проспекту Парковый) до соединения трубы в доме 41 «Г» по проспекту
Парковый – длина 73 м, диаметр 100 мм) в срок, не превышающий одного
месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Полный текст решения не буду копировать, большое, по ссылкам доступно. По сервитутам отказы везде, поэтому только убытки и обязать содержать в надлежащем состоянии.



Похожие статьи