Форма анкеты для опроса. Анкетирование. Основные требования к анкете

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях:

Большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;

Необходимости продуманных ответов, которая достигается наличием отпечатанного вопросника перед глазами.

Кроме того, надежный опрос требует от студентов решения проблемы и спекуляции. Они составляют основу опроса для ориентированного обучения, потому что они используют навыки и концепции, которые ранее преподавались. Эти основополагающие вопросы предоставляют учителю базовый уровень, с которого можно работать. Студент, который не может ответить на вопрос о возбуждении, скорее всего, нуждается в более прямом объяснении и моделировании. Вопросы выбора могут быть сосредоточены на конечном знании. И наоборот, вопрос об активации может потребовать знания на уровне приложений.

Процесс анкетирования осуществляется следующим образом:

Респондент получает специальным образом (по почте или непосредственно от анкетера) анкету;

Изучает инструкции по ее заполнению;

Читает и заполняет ее.


Анкета может заполняться как в присутствии анкетера, так и без него.

Различают следующую классификацию анкетирования:

Переменная здесь - это то, что изначально преподавалось во время урока фокуса. Этот урок, возможно, был составлен из того, что Блум описывает как понимание уровня знаний и понимания, или, возможно, он состоит из знаний на уровне приложений или синтеза. Когда вы задаете вопрос о возбуждении, цель учителя состоит в том, чтобы оценить, что ученик сохранил с помощью инструкции до этого момента.

Например, после 9-го класса преподаватель английского языка Келли Джонсон познакомила своих учеников с убедительными методами с использованием прямых объяснений и моделирования, она задала им ряд вопросов, связанных с вопросом. Пока она показывала рекламные объявления на экране, она поручила своим ученикам определить используемые методы. Она показала им популярное объявление от морских пехотинцев, которое гласило: Несколько. Морские пехотинцы. Ее ученики правильно определили это как включающие «сверкающую общность».

По степени контакта исследователя с респондентом:

Прессовые анкеты – анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;

Почтовые анкеты – анкеты, рассылаемые по почте;

Раздаточные анкеты – исследовать раздает анкеты респондентам при непосредственном контакте, проводит инструктаж по правилам заполнения анкет;

Месту проведения анкетирования;

Поскольку она смоделировала обоснование, она попросила их оправдать их ответ. Оливия сказала: «В нем очень сильные эмоциональные слова, как гордые». Также могут быть заданы вопросы, связанные с выявлением неправильных представлений. Хотя он ввел эту концепцию, используя процесс «задумчивый», чтобы его ученики могли наблюдать, как он использует свои математические рассуждения, он не уверен, достигло ли эта группа этого понимания. Его цель для постановки этого вопроса о вопросе заключается в том, чтобы увидеть, все ли эти ученики придерживаются ошибочного представления о том, что умножение всегда приводит к большему числу.

Месту жительства;

Месту учебы или работы;

В зависимости от масштаба анкетирования:

Сплошное анкетирование – анкеты заполняются всеми лицами изучаемой генеральной совокупности людей;

Выборочное анкетирование – анкеты заполняются только частью генеральной совокупности, которая называется выборкой.


При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные данные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генеральной совокупности.

Эти вопросы требуют, чтобы учащиеся связывали ранее преподаваемую информацию с новыми знаниями. Здесь есть эффект лестницы. Подобно тому, как человек использует более низкий шаг, чтобы поднять себя на более высокий уровень, некоторые типы знаний строятся аналогичным образом. Программа восстановления чтения ссылается на это как использование знаний «на ходу» - то есть, применяя ранее полученную информацию, чтобы понять что-то новое. Когда учитель детского сада Минг Ли просит своих учеников трансформировать слово «гусь», чтобы освободить его, используя магнитные буквы, которые она разместила на доске, она задает им разные вопросы и она наблюдает, как они используют то, что они знают о связях между буквой и звуком, и о том, как слова работают, чтобы построить новое слово.

Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно классифицировать следующим образом:

О фактах сознания – вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;

Фактах поведения – вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респондентов;

Личности респондента – вопросы, задаваемые с целью получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);

Некоторые надежные вопросы появляются в качестве контрольного исследования для первоначального вопроса. В частности, эти вопросы приглашают студентов расширить свой ответ, добавив идеи. Например, учитель химии 11-го класса Аль Монтойя делает паузу на столе Эддраса и читает студента Лабораторный лист через плечо. Монтойя указывает на третий вопрос, который просит Эдреса предсказать, что произойдет, когда кусок цинкового металла добавится к раствору соли и кислой. Отметив, что Эдрес написал: «Я не думаю, что с металлом что-нибудь случится», - говорит г-н Монтойя, Расскажи мне больше об этом предсказании.

Открытые – вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и проявляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суждений и акцент: доминирующая информация может оказаться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследователю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;

Почему вы думаете, что с цинком ничего не случится? Попросив Эддраса рассказать о своем ответе, г-н Монтойя исследует рассуждения, которые его ученик использует, чтобы поддержать это предсказание. Как и при разработке вопросов, которые часто возникают после первоначального ответа, вопросы разъяснения приглашают учащихся расширить свое мышление, требуя от них дать четкое объяснение. Прояснение может быть подлинным, так как учитель действительно не понимает ответ ученика. В других случаях вопрос о разъяснении используется для дальнейшего раскрытия понимания студентом концепции.

Закрытые – вопросы, включающие варианты ответов. Респонденту требуется выбрать один из вариантов предложенных ответов. Это позволяет исследователю сопоставлять полученные данные в равных условиях. При построении закрытых вопросов исследователю главное предусмотреть все возможные варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место следует поставить наименее вероятные варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен к экономии времени, а усвоение длинных версий ответов требует больше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов обусловливают неясность ситуации, что ведет к раздражению респондентов.

В своем классе социальных наук 7-го класса Синди Сеймур регулярно задает вопросы разъяснения во время руководства. Я всегда напоминаю, что им нужно «думать как историк», поэтому они должны предоставить доказательства. Потому что «здесь большое слово». Во время руководства по описанию ранее порабощенных людей в своем южном государстве г-жа Сеймур просит ее учеников нарисовать мощный образ прохода, в котором их совместная обучающая группа читала и обсуждала. Когда Брэнди демонстрирует рисунок своей группы кнутом, г-жа Сеймур задает вопрос о разъяснении, предлагая им дать прямую цитату из чтения.

Количество вариантов ответов не должно быть большим, так как в процессе продвижения респондента к концу версий ответов наблюдается усталость респондента и инертность в его ответах;

Полузакрытые – вопросы, к которым наряду с определенными вариантами ответов предполагают возможность респонденту сообщить свое мнение;

Прямые – вопросы, которые вызывают у респондента критическое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Респонденты, как правило, не отвечают на такие вопросы или дают недостоверную информацию;

Термин «эвристика» может быть незнакомым, но то, что он представляет, не является. Эвристика - это неформальная техника решения проблем, которая иногда описывается как эмпирическое правило. Мы предполагаем, что вы разработали эвристику для того, где можно припарковать свой автомобиль в торговом центре, выбирая линию выписки в продуктовом магазине и организуя большой семейный сбор. Вероятно, вы не изучили эти методы формально, а вместо этого развивали их на протяжении многих лет через опыт и беседу с другими.

В классах эвристика относится к академическим методам решения проблем, которые студенты используют для достижения решения. Например, общепринятая эвристика в математике заключается в том, чтобы нарисовать визуальное представление проблемы слов, чтобы визуализировать операцию.

Косвенные – вопросы, для ответа на которые респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;

Выполняемой вопросами функции:

Основные – на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;

Неосновные – вопросы, которые не относятся к объекту исследования.

Для изобретательского вопроса ученики должны использовать свои знания для размышления или создания. Опять же, акцент делается на использовании информации, которую студенты недавно преподавали, чтобы создать что-то новое. Этот изобретательский вопрос требует, чтобы Роналдо рассматривал то, что он знал о сериале, и сочетал это с новыми знаниями по разработке рекомендаций книги.

Учитель английского языка двенадцатого класса Джон Гудвин просит Шауди рассказать ему, как гимн Айн Рэнд помогает ей ответить на важный вопрос школы: «Могут ли деньги купить счастье?» Как и Роналду, Шауди должен интегрировать то, что она знает о разных темах и ситуациях, чтобы ответить на вопрос. На рисунке 2 представлено резюме различных типов вопросов. В дополнение к этим существуют конкретные типы вопросов, которые касаются текстов, которые читают студенты. Затем мы рассмотрим эти четыре типа вопросов, а затем обратим наше внимание на создание системы для использования вопросов.


Задаются с целью налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследования, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, проверки искренности ответов.

Анкета состоит из следующих разделов:

Введение, в котором указываются в основном организаторские вопросы:

Вопрос-ответ Отношения - это система, предназначенная для обучения студентов тому, как найти и сформулировать ответы, исходя из конкретных типов вопросов, которые часто задают об фрагменте текста. Эта система, которая, как было показано, положительно влияет на оценки студентов, состоит из четырех типов вопросов.

Первые два типа - это как явные вопросы, так и ответ, который можно найти в тексте. Правильно Там вопросы содержат формулировки, которые поступают непосредственно из текста, причем ответ часто встречается в одном предложении. Вопросы «Думать и искать» также выводятся непосредственно из текста, но ответ должен быть сформулирован в нескольких предложениях.

Оговариваются цели проведения данной анкеты, кто проводит исследование (но не уточняются авторы составления анкеты);

Гарантируется анонимность ответов (если требуется), каким образом будут использованы результаты ответов;

Предоставляется инструкция по заполнению анкеты;

Выражается благодарность за заполнение анкеты;

Другие два типа вопросов являются неявными, что означает, что ответ не может быть расположен непосредственно в тексте и должен быть сформулирован путем подключения того, что читатель знает с текстом. Автор и вы - неявный вопрос, который требует от читателей использовать как информацию, полученную в тексте, так и их собственные знания, чтобы ответить. В этом последнем случае текст может быть или не понадобиться. Полезно подумать об этом как о «книжных» и «мозговых» вопросах. Право там, а мысли и поиск - вопросы книги, потому что ответы можно найти непосредственно в тексте.


Раздаточные анкеты рекомендуется составлять негромоздкими, для того чтобы респондент, отвечая на них, не утомился и заполнил анкету до конца и не проявил небрежности при заполнении. Почтовые и прессовые анкеты можно сделать длиннее, так как у респондентов имеется больше времени для ответа на них. Короткие анкеты создают у респондентов мнение о несерьезности проводимого исследования.

С другой стороны, вопросы «автор и ты и по-своему» - это мозговые вопросы, в которых читатели должны учитывать то, что они знают, а также то, что они узнали из чтения. Борющиеся читатели часто с трудом принимают решения о том, как отвечать на вопросы. Мы все видели, как студент тщетно искал текстовый отрывок для ответа, которого просто нет. Эти же ученики часто выбирают прямую цитату из отрывка, даже если это не правильный ответ. Изучение вопроса о типе вопроса и его отношение к тексту помогает студентам понять понимание путем мониторинга и уточнения их чтения.

Заключение («паспортичка»), которое состоит из социально-демографических вопросов. Данный раздел необходим для проверки надежности собранной информации, анализа полученных данных и т. д. Он включает в себя вопросы о личности респондента:

Возраст;

Образование;

Место работы и стаж;

Место жительства;

Семейное положение и др.

Эти строительные леса должны начинаться с того, что учителя вводят типы вопросов, если ученики не знают их или не используют их некоторое время. На рисунке 3 показана диаграмма, которая может быть использована для ознакомления учащихся с определениями каждого типа вопросов. Помните, что эти леса должны быть выцветшими, чтобы учащиеся практиковали использование инструментов эффективно и независимо.

Когда ученики знакомятся с типами вопросов и у них есть моделирование и практика, вопросы полезны для проверки понимания. Например, прочитав текст социальных исследований, члены группы Джастина создали вопросы, которые будут вести их разговор о тексте после чтения. Джастин превратил заголовки в вопросы, в то время как другие члены его группы использовали различные другие вопросительные В ходе обсуждения студенты согласились с типом вопроса и использовали эту информацию для формулирования своих ответов.


Анкетирование имеет следующие достоинства:

Анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;

Информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;

Полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюера, ни его взгляды;

Рассмотрите следующие студенческие вопросы из их чтения о древних цивилизациях. Что люди сегодня должны выжить?

  • Почему ранние люди важны для нас?
  • Кто был ранним человеком?
  • Как были обнаружены ранние люди?
  • Как бы мы адаптировались к их жизни?
  • Каковы были ледниковые периоды?
Хотя чтение и обсуждение текста важны, учащиеся, участвующие в задании, позволяют учителю проверять их понимание как содержания прочитанного, так и их способности находить ответы на вопросы.

Брэдшоу читал вслух из биографии «Человек, который быстрее, чем все: история Тома Лонгбота». Остановившись, он попросил класс поговорить с партнером о том, что они знали о Олимпиаде. Через две минуты он прервал их обсуждение и начал читать. После того как учитель закончил раздел, он спросил у нескольких вопросов. Рассмотрите разговор, который был у класса, когда г-н Брэдшоу использовал вопросы, чтобы проверить понимание и спланировать свое руководство.

Для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;

Респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверенности в анонимности проводимых исследований и отсутствия исследователя;

Время и скорость заполнения анкеты подбираются респондентом самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.


Анкетированию присущи следующие недостатки:

Возможность подмены респондента, особенно часто это встречается при почтовых опросах;

Потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);

Низкий возврат анкет (при почтовых опросах).

Анкетирование - форма опроса обследуемого контингента лиц по предварительно составленному списку вопросов. Ответы на вопросы анкеты служат исходным эмпирическим материалом для обобщений. Общение диагностируемого с исследователœем носит опосредованный (через анкету) характер.
Размещено на реф.рф
Материалы анкет пригодны для количественного анализа, удобны в обработке.

Анкетирование применяется для массового сбора информации (иногда - от живущих в разных местах людей).

В анкете бывают представлены:

- факты (ʼʼТвои занятия в свободное времяʼʼ, ʼʼКакие методы нравственного воспитания школьников вы чаще всœего применяете в своей работе?ʼʼ);

- характеристики окружающих людей, событий (ʼʼКакие черты характера ты больше всœего ценишь в своих сверстниках?ʼʼ, ʼʼКакие качества, на ваш взгляд, характеризуют творчески работающего педагога?ʼʼ, ʼʼКак вы относитесь к введению школьной формы?ʼʼ);

- суждения (ʼʼВ чем, по-твоему, причина того, что многие ребята неохотно посœещают школу?ʼʼ, ʼʼПочему, на ваш взгляд, некоторые учителя отказываются осваивать компьютер?ʼʼ);

- намерения (ʼʼСобираешься ли ты поступать в вуз?ʼʼ, ʼʼПланируете ли вы в ближайшее время повышать свою квалификацию?ʼʼ).

Анкеты бывают открытыми , когда вопросы предполагают свободные ответы по усмотрению респондента͵ и закрытыми , когда респондент должен выбрать один из готовых ответов (ʼʼдаʼʼ, ʼʼнетʼʼ, ʼʼне знаюʼʼ, ʼʼиногдаʼʼ и др.) или оценить в баллах правильность (по его усмотрению) каждого из них.

Анкета может (и должна) содержать вопросы разного типа : основные;

вопросы-фильтры с отсеивающей функцией (к примеру, на отдельные вопросы просят ответить только учителœей,"которые собираются в ближайшее время повышать свою квалификацию);

проверочные или контрольные с целью уточнения достоверности информации.

Анкетирование проводится очно или заочно. В первом случае респонденты заполняют анкету в присутствии исследователя или заменяющего его лица, во втором - анкеты рассылаются по почте. В психолого-педагогических исследованиях чаще применяется первый способ; заочное анкетирование чаще используется в социологических опросах. При заочном анкетировании человек, заполняющий анкету, не может уточнить тот или иной вопрос, в связи с этим тематика анкет должна быть несложной, а вопросы -.-сформулированы в краткой и доступной форме.

Предостережение. Все дело в том, что результаты анкетирования, которые зачастую преподносятся как реальный факт и достоверная информация, бывают весьма далеки от истины и не отвечать требованиям надежности. Как правило, причина - в нарушении требований, которые крайне важно соблюдать при составлении анкет и проведении процедуры анкетирования".

Основные требования к анкете:

1) во вступлении крайне важно сформировать у респондента чувство удовлетворения от того, что выбор пал на него;

2) вопросы должны по возможности точно и емко характеризовать изучаемое явление и задаваться в логичной последовательности;

3) крайне важно сочетать прямые вопросы с косвенными (к примеру: ʼʼНравится ли профессия учителя?ʼʼ и ʼʼСогласны ли вы, что профессия учителя самая лучшая?ʼʼ);

4) сначала задаются вопросы на определœение компетентности респондента в теме опроса;

5) вопросы располагаются по принципу ʼʼподготовка - сложные вопросы - классификацияʼʼ; при группировке вопросов можно взять за основу и другую структуру: сначала - легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий, фактов), затем - трудные (выявляющие суждения, оценки), далее - самые сложные (требующие принятия решения, выбора ответа), в заключение - снова простые вопросы;

6) вопросы реквизитной части анкеты, позволяющие идентифицировать респондентов по группам (по возрасту, полу, уровню квалификации и т.п.), располагаются в самом конце анкеты;

7) на заполнение анкеты должно уходить небольшое количество времени (от 4 - 5 до 15 - 20 мин исходя из возраста опрашиваемых).

Полезный совет . Композиция анкеты проверяется по следующим критериям:

Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых (ʼʼконтактныхʼʼ) в начале анкеты к более сложным в серединœе и простым (ʼʼразгрузочнымʼʼ) в конце?

Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие?

Отделœены ли смысловые блоки вопросов ʼʼпереключателями вниманияʼʼ, обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока?

Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

Анкеты, как правило, являются анонимными. Но в том случае, в случае если проводится опрос большой группы испытуемых, которая к тому же является неоднородной по возрасту, социальному статусу, стажу работы и т.п., в анкету включают так называемую реквизитную часть: испытуемого просят указать пол, возраст, род занятий, стаж работы и т.п. Реквизитная часть помещается, как правило, в конце опросного листа (чтобы с самого начала у испытуемых не возникло ощущения, что их ʼʼдопрашиваютʼʼ) и служит для классификации респондентов с целью анализа их ответов, а также выявления причинно-следственных связей и типичных для определœенной группы испытуемых мнений, взглядов, установок, оценочных суждений.

Подготовка анкеты:

- выработка вопросов - перевод базовых исследовательских предположений на язык вопросов;

- оценка вопросов - определœение их оптимального типа и количества;

- тестирование - предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом (до 10 человек) числе испытуемых в ʼʼпилотажномʼʼ диагностировании;

- уточнение анкет - конкретизация вопросов и уточнение их последовательности;

- тиражирование.

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности , но, помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям .

I. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как ʼʼне знаюʼʼ, ʼʼзатрудняюсь ответитьʼʼ? Οʜᴎ позволяют респонденту уклониться от ответа͵ когда он сочтет это нужным.

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию ʼʼдругие ответыʼʼ со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый.

3. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения анкеты?

4. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли крайне важно сть заменить непонятные слова или термины?

5. Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? В случае если такое возможно, то крайне важно предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности.

6. Не чересчур ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При крайне важно сти следует один вопрос раздробить на блок вопросов.

7. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента͵ его достоинства, престижных представлений?

Достоинствами анкетирования являются : массовость обследования; большая скорость сбора информации; легкость обработки результатов; возможность широкого применения математических методов анализа данных; возможность получения ответов на такие вопросы, на которые респондент по каким-либо причинам не желает отвечать в устной форме; возможность сравнения результатов нескольких обследований; удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа).

Вместе с тем, используя в психолого-педагогическом исследовании метод анкетирования, нужно иметь в виду следующие ограничения :

С помощью анкеты нельзя получить всœесторонние, исчерпывающие данные или рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию;

Не всœе респонденты правильно понимают вопросы, в связи с этим часто возникают трудности при классификации ответов;

Нет гарантии, что всœе ответы являются искренними;

В анкетный опрос не следует вмешиваться, изменять что-либо, в связи с этим данный метод нельзя, в отличие от беседы, назвать гибким;

Жесткий список вопросов может заставить опрашиваемых ответить не то, что они думают в действительности;

Среди вариантов ответа в закрытой анкете может не оказаться того, который устраивал бы конкретного респондента.

При обработке и анализе ответов применяется такой прием, как группировка вопросов (педагог должен ориентироваться на данный прием еще при подготовке анкеты, чтобы вопросы были связаны друг с другом, помогали установить причинно-следственные связи в изучаемом явлении) и их сортировка (к примеру, по возрастам респондентов, по уровню их образованности и т.д.).

4. Контент-анализ .

Это один из эффективных методов психолого-педагогической диагностики, позволяющий подвергать содержательному анализу по заранее определœенной схеме письменные тексты испытуемого, его произведения, письма и др.

Задача контент-анализа состоит в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в частности в продуктах его письменного творчества . При этом массовая текстовая (или закодированная в другом виде) информация переводится в количественные показатели с последующей их статистической обработкой.

Факты общественной жизни (поступки, события, мнения) фиксируются разными способами - с помощью звукозаписи, изображения, письменного слова и т.д. В условиях школы источником информации могут служить протоколы собраний, планы работы, сочинœения, письма, дневники, записки учеников друг другу. Такая информация независимо от того, каким способом она зафиксирована, должна быть документом для диагностирования. В диагностике под документом принято понимать специально созданный человеком предмет, цель которого - передача или хранение информации.

По способу фиксирования документы бывают письменные, изобразительные, фонетические (звуковые). Самая обширная группа документов - письменная. Их легче анализировать, чем другие.

Благодаря методу контент-анализа можно получить сведения о прошедших событиях, наблюдение которых уже невозможно. Изучение документов, в которых те или иные явления жизни прослеживаются в течение многих лет, позволяет реконструировать социально-педагогические процессы, выявить тенденции и динамику их изменения и развития.

При помощи документов в теории и практике образования изучают:

1) сведения для истории педагогики; зависимость между разными социальными позициями авторов и их педагогическими концепциями;

2) отдельного человека или определœенные группы;

3) корреляционные зависимости между условиями жизни^ и взглядами людей;

4) влияние среды на формирование психики ребенка.

Различают личную и общественную документацию .

К личной документации относятся: письма, автобиографии, мемуары, дневники, воспоминания, интервью и т.п. Автобиографии, мемуары, воспоминания позволяют проследить эволюцию взглядов человека исходя из изменения условий его социальной жизни. Личная документация раскрывает характер общих социальных и узкопедагогических влияний, а также дает возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, подростка, взрослого.

К общественной документации относятся: государственные законы, планы, инструкции и приказы, отчеты и балансы, статьи в периодической печати, фольклор.
Размещено на реф.рф
В педагогической деятельности общественными документами помимо названных являются: учебные, календарно-тематические, поурочные планы; планы воспитательной работы; классные журналы; продукты деятельности учащихся; сводные ведомости; отчеты об успеваемости; сценарии воспитательных мероприятий и т.п.

Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении характеризует педагогическая документация : расписания учебных занятий, правила внутреннего трудового распорядка, книги протоколов собраний и заседаний, календарные и поурочные планы учителœей, конспекты и стенограммы уроков, журналы учета успеваемости и посœещаемости, личные дела и медицинские карты учащихся, ученические дневники, протоколы собраний и заседаний и т. п. В этих документах отражены объективные данные о причинных связях, некоторых зависимостях (к примеру, между состоянием здоровья и успеваемостью, обстановкой в семье и психическим состоянием учащегося).

Приступая к анализу документов, исследователь, согласно рекомендациям А. В. Петровского, должен знать следующее:

С какой целью был составлен документ;

Контекст, в котором проходило составление документа (сам факт наличия решения в протоколе собрания ничего не говорит о том, в какой обстановке оно было принято, в случае если в данном протоколе не зафиксированы реакции и поведение участников собрания).

Вместе с тем, следует избегать субъективных оценок при изучении и анализе документов.

Письменные, графические и творческие работы учащихся: домашние, классные, контрольные и самостоятельные работы по всœем учебным предметам, сочинœения, рефераты, отчеты, читательские дневники, формуляры, результаты эстетического и технического творчества (поделки, модели, рисунки и т.д.) - позволяют педагогу понять индивидуальность каждого учащегося, его отношение к учебе, выявить наличие у него тех или иных способностей. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца.

Большой интерес, по мнению Ю. К. Бабанского, представляют так называемые продукты свободного времени, хобби .

Индивидуальные особенности учеников, их наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности и прилежания, мотивы деятельности - для выявления всœех этих свойств, качеств и отношений можно с успехом применять метод контент-анализа.

Из истории образования . Педологи считали, что продукты детских произведений, особенно взятые динамически, в своем нарастании, закреплении и уточнении, становятся надежным показателœем достижений учебно-воспитательной работы, указывают, правильным ли путем к этому шел ребенок вместе с учителœем. Через анализ результатов детских проявлений помимо общей психологической информации об учащихся педагог мог узнать, каково отношение ребенка к окружающим явлениям, каковы преобладающие интересы ребенка, насколько они развиты и закреплены, насколько они стали устойчивыми и превратились в определœенную направленность детских действий и поступков. К примеру, знакомство с тетрадями помогало раскрыть такие черты школьника, как аккуратность или небрежность, систематичность в выполнении домашних работ и т.д. Просмотр дневника читателя определял круг его литературных пристрастий и идеалов, круг мыслей, порождаемых чтением.

Через изучение продуктов детской деятельности также можно было судить, в каком круге предметов и явлений дети успешно ориентируются. Причем считалось, что, в случае если факты ежедневных детских проявлений сгруппировать и расклассифицировать по основным учебно-воспитательным целям (попутно дополняя записями наблюдений за процессом деятельности ребенка) и в хронологической последовательности, педагог получит картину роста исследуемых детей.

При постоянном использовании метода педагог мог получить как количественные, так и качественные характеристики проявлений ребенка в различные периоды жизни, будь то умения или творческие способности. Так, ознакомление с различными самодельными пособиями выявляло наличие, уровень практических навыков и умений, помогало раскрыть особенности образного восприятия и т.д. Большое значение придавалось анализу черновиков. Сопоставление их с окончательными результатами деятельности могло дать представление о самом процессе, способах, приемах достижения результата. Наиболее сложной частью этого метода считалась фиксация наблюдаемого. Запись должна была содержать анализ, учет динамики актов детского творчества в определœенный момент педагогической работы. Сопоставляя записи, педагог получал картину динамики творчества детей в связи с педагогической работой учителя.

От истории к современности . Достижением педологии можно считать индивидуальный учет учащихся посредством записей в трудовую тетрадь (книжку). Записи вели сами учащиеся по единой форме. В ней отводилось место планированию работ, а затем фиксировалось выполнение работ с указанием затраченного времени: что выполнено из намеченного, как выполнена работа͵ какие были затруднения при ее выполнении.

В опыте педагога-новатора данный метод возродился в форме творческой книжки школьника, где учитывались творческие работы, выполненные сверх учебной программы. При этом показателями служили самостоятельность и творчество при выполнении различных видов труда.

Наконец, в современной школе всœе шире используется методика портфолио как заранее спланированная подборка работ и индивидуальных достижений учащегося, связывающих отдельные аспекты его деятельности в целостную картину.

Метод контент-анализа предполагает выявление динамики исследуемого явления или процесса, изменение причинно-следственных связей.

Суть метода контент-анализа состоит в том, что в тексте выделяются определœенные единицы содержания (термины, оценки и т.д.) и проводится их статистическая обработка (подсчет объёма и частоты употребления этих единиц, установление пропорций между различными группами выделœенных единиц, а также с общим объёмом информации и т.д.).

Многие методические требования к отбору единиц формализованного наблюдения, поиску эмпирических индикаторов этих единиц справедливы и для поиска смысловых единиц контент-анализа . Смысловая единица - это интересующая исследователя проблема, тема, идея, которая с помощью различного сочетания слов высказывается авторами документов.

О том, какую роль играют одноклассники в жизни данного ученика, можно узнать по тому, как часто он упоминает о них в своих разговорах, дневнике или переписке с близкими друзьями. Проведя контент-анализ описаний-зарисовок друзей , можно сделать вывод, на какие качества ориентируется ученик, что его привлекает - внешние атрибуты жизни или глубинные черты характера.

В ходе контент-аналитического обследования сначала выделяются категории анализа как направления, стороны рассмотрения смысловых единиц, проблемы, интересующие диагноста . Количество этих категорий зависит от целœей и задач анализа. При этом без такой категории анализа, как тема, не возможно ни одно контент-аналитическое обследование. Как показывает практика, чаще всœего контент-аналитики наряду с темой задействуют оценку (степень широты освещения выбранной темы в материале и т.д.) исходя из степени глубины анализа проблемы".



Похожие статьи