Финансовая грамотность стала обязательным школьным предметом. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности: модуль "Собственный бизнес"

Но кто ее будет преподавать - непонятно

Уже с этого года, как сообщила первый замминистра образования и наука Наталья Третьяк, в российской школе появится новый обязательный предмет - финансовая грамотность. Этот проект стал плодом любви сразу трех отцов - Минобрнауки, Минфина и Банка России и одной матери, а, точнее, мачехи - вопиющей невежественности нашего народа в вопросах финансов.

Действительно, на сегодняшний день, обрисовал ситуацию замминистра финансов Сергей Сторчак, «типичная российская черта - это чрезмерная доверчивость и неспособность планировать семейный бюджет даже на среднесрочную перспективу». А отсюда и масса проблем, которые теперь будут учить решать с детства благодаря новому школьному курсу таким образом, чтобы «молодое поколение впоследствии позитивно влияло на родителей». В этой связи для школьников уже создали примерные образовательные программы по финансовой грамотности, включающие такие важнейшие вопросы, как формирование доходов семьи; семейные финансовые риски; заёмные средства и различные виды займов (например, чем ипотека отличается от автомобильного кредита); важность пенсионных накоплений и многое другое. В ближайшее время она будет включена в федеральный реестра примерных программ и тем самым получит официальный статус, а затем двинется непосредственно в школы. Правда, изучаться новый предмет будет не отдельно, а в рамках обществознания, предположительно заняв до трети общего времени, отпущенного на его изучение, а также и в других дисциплинах. Например, на математике в виде решения задач вроде: сколько работник получит на руки после уплаты налогов при такой-то зарплате.

Пока финансовую грамотность предполагается ввести в старших классах (в 10-11-х), а также в основной школе (7-9-е классы) как на основных уроках, так и внеурочно. Однако некоторые элементы предмета при желании школы можно проходить и раньше - хоть с малышами, если грамотно составить для них те же арифметические задачи. В будущем же, не сомневаются в Минфине с Минобром, финансовая грамотность должна охватить всю школу от мала до велика. А соответствующие разделы войдут составной частью в новые учебники, и прежде всего по обществознанию.

Дополнительной учебной нагрузки для детей с введением в целом нужного нового школьного предмета в Минобрнауке надеются избежать. Однако один вопрос, как минимум на начальном этапе остается открытым. Причем вопрос важнейший.

По последним данным международных исследований финансовой грамотности, лишь 4% 15-летних школьников нашей страны показали хорошие знания в этой области. Уровень же наших взрослых очевидно ещё ниже. Но именно они будут учить детей. Правда, и Минфин, и Минобрнауки, и Банк России уже развернули переподготовку учителей. Но образованцы успели подготовить лишь 85 тьютеров, которые будут учить остальных непосредственно на местах и только-только готовят еще сто, уточнила Третьяк «МК». Банк России, также участвующий в подготовке тьютеров, лишь готовит электронные уроки, дополнил первый зам главы банка Сергей Швецов. А Минфин лишь создаёт методические центры повышения квалификации учителей, на сегодня обучив и запустив в немногочисленные школы, где прошла апробация нового курса всего 200 спецов. В будущем, конечно, там предполагается обучить 500 преподавателей вузов, 2,5 тысячи учителей и 3,4 тысячи тьютеров. Но это дело «прекрасного далека». А кто начнет учить детей ближайшей осенью - остается загадкой.

Эссе

"Мой опыт проведения занятий

по финансовой грамотности

для дошкольников"

Булдыгина Ольга Михайловна

воспитатель, первой категории

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №11 "Солнышко" городского округа город Фролово

В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, реализуемого Министерством финансов РФ в Волгоградской области апробируется и реализуется образовательный курс по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста. Программа курса «Приключение кота Белобока, или экономика для малышей», разработана преподавателями Волгоградского социально-педагогического колледжа, в первую очередь ориентируется на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих) .

С 1 сентября 2015 года в МКДОУ "Детский сад №11 "Солнышко" осуществлялась апробация региональной программы по финансовой грамотности в соответствии с приказом «О проведении апробации региональной модульной дополнительной образовательной программы по финансовой грамотности и учебных материалов для разных возрастных групп обучающихся общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций Волгоградской области в рамках вариативного и/или факультативного курса в 2015 году». Реализация данной программы продолжается в нашем саду. Содержание курса методически обеспечено и способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО. Образовательный курс знакомство с миром экономики и финансов логически выстроен от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий; от простейших экономических категорий - «труд», «профессия», «потребность», «деньги» к более сложным финансово-экономическим явлениям «товарно-денежные отношения», «купля-продажа», «бюджет». Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» рассчитана на 64 часа, включает следующие темы: «Финансовая азбука», «Деньги», «Семейный бюджет», «Труд». Методы и приемы в программе реализуются через различные виды и формы организации детской деятельности: сюжетно - ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, непосредственно-образовательную деятельность, изобразительную деятельность, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды. Материал образовательного курса объединён общим сюжетом о приключениях кота Белобока и его лесных друзей. Истории о приключениях кота являются композиционным элементом, помогающим в более доступной для детей форме преподнести учебный материал. Методические рекомендации содержат конкретный развернутый план работы с детьми при изучении курса, а также тетрадь по финансовой грамотности для дошкольников. Авторами программы предоставлены электронные варианты мультфильмов, которые сопровождают программу и сборник презентаций. Важной особенностью программы является психологически-возрастной подход к организации обучения. Помимо учета возрастных особенностей и поддержания комфортной атмосферы, учитывается эмоциональное состояние детей на каждом этапе работы посредством различных психологических приемов (экспресс-диагностика с целью создания позитивного эмоционального настроя детей на восприятие мира финансов, физкультурные и психогимнастические упражнения). Знакомство с миром экономики и финансов происходит из собственного опыта к пониманию экономическому, от простейших экономических категорий "труд", "профессия", "потребность", "деньги", - к более сложным финансово -экономическим явлениям "товарно - денежные отношения", "купля - продажа", "бюджет" и к пониманию законов финансового мира. В программе содержится краткая характеристика методов обучения и способов достижения результатов, которые соответствуют целям программы и планируемым результатом. В результате освоения программы дошкольники приобретают опыт в определении своих потребностей. Освоение программы позволяет формировать финансовые умения: определять разницу между "хочу", и "надо", регулировать потребности в соответствии с возможностями; делать покупки; выбирать товар в соответствии с ценой и качеством; умение разумно расходовать деньги; планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета. Таким образом, дошкольники учатся правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов. Иллюстрированный материал представлен в полном объеме и связан с содержанием темы. Предложенные в методических рекомендациях тексты сказок доступны детям дошкольного возраста. Количество понятий, которые дети получают на занятиях представлено в достаточном объёме.

Занятия по финансовой грамотности показали положительную динамику освоения дошкольниками образовательной программы, это доказывает эффективность её освоения. Большинство детей группы имеют первичные представления о экономических понятиях и употребляют экономические слова в непосредственно - образовательной деятельности.

Бы ло организовано анкетирование родителей с целью изучения их мнения об изучении детьми курса по финансовой грамотности. В анкетировании приняло участие 15 родителей детей группы, что составило 100% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество в проведении региональной модульной образовательной программы для дошкольного образования. Поскольку родители являются полноправными участниками образовательного процесса, их мнение учитывается при организации деятельности ДОУ. При анализе анкетирования выявлено следующее: родители положительно относятся к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности (100%). Родители в оценке заинтересованности дошкольников к изучению финансовой грамотности. Большая часть родителей (66,7%) готовы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамотности.

По результатам проведения занятий можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий уровень развития финансовых представлений. Реализация курса по финансовой грамотности показала положительную динамику освоения дошкольниками образовательной программы, показатели дошкольников стали намного выше, что доказывает эффективность освоения образовательной программы. Эти результаты дают основание утверждать, что программа, направлена на развитие экономических знаний, позволяет развивать экономическое мышление дошкольников и формирует первичные экономические представления и компетенции. Многие дети имеют представление и могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, имеют достаточно представлений о мире экономики, употребляют экономические слова. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой , это поможет им в будущем правильно вести свой бюджет.

Считаю, что данная программа и ее учебные материалы по реализации финансовой грамотности будут использованы в нашем дошкольном учреждении и позволят нашему педагогическому коллективу сформировать первоначальные экономические представления, воспитывая успешных и ответственных детей.

2. Экономика построена так, чтобы люди жили на зарплату, завися от работодателя, часто работая без выходных.

Ведь 93% богатства принадлежит 7% людей!

Несправедливо, можно сказать, но это происходит из-за того, что люди не умеют правильно управлять собственными .

3. Ошибочно считается, что финансовая грамотность не нужна школьникам. Так как старшие во многих случаях не могут научить вас азам финансовой грамотности, значит следует брать дело в свои руки и изучать дополнительную дисциплину в свободное от уроков время. Однако самое важное – это практическое применение знаний. В учебных заведениях нас учат учиться, а не применять полученные знания. познакомит с такими понятиями как доходы и расходы, активы и пассивы и Вы увидите, что это относительно просто.

4. актуально для юношества. Представление о том, что подросткам слишком рано думать о финансовых вопросах – это предрассудок. Ошибочно считается, что только, когда семья будет, тогда можно задуматься о деньгах а сейчас нужно учиться, учиться и ещё раз учиться. 70-80% людей делают так и теперь посмотрите как они живут.

Стратегия

5. Доходы и . Приучайте себя увеличивать доходы и сокращать . Например, откажитесь от чипсов, сухариков и сладкой воды.

Получится двойная польза: во-первых, Вы сохраняете своё здоровье, а во-вторых, Вы сохраняете деньги, которые можно сберечь и приумножить, приближая себя к финансовой свободе. И здесь объём доходов и расходов не так важен, а важно то, что у вас остаётся.

6. Активы и пассивы. Активы приносят Вам деньги на блюдечке независимо от вашей деятельности, а пассивы наоборот съедают честно нажитое, не взирая на нас и наше положение. Чтобы стать богатым, нужно увеличивать активы и сокращать пассивы.

7. Финансовая грамотность важна для детей. Состоятельные люди советуют начинать сберегать и как можно раньше. Помните, что чем раньше Вы начнёте свой путь к финансовой свободе, тем меньшего напряжения от вас потребуется для достижение этой цели. Время – Ваш лучший актив. Позвольте силе сложного процента поработать на Вас. Ведь, чем больше дохода Вы получите с инвестирования, тем меньше Вам придётся докладывать из своего кармана.

Перспектива

8. Для достижения состоятельности особых сверх способностей не требуется. Необходимо лишь быть смелым и упорным, и иметь желание и цель. По разным исследованиям, богатыми часто становятся люди без высшего образования или даже не окончившие школу (это не значит, что нужно бросить школу или институт).

Просто это показывает, что специальные знания без правильного применения почти ничего не стоят.

9. Сама по себе довольно проста, хоть и считается прерогативой специалистов и учёных. Неужели так сложно освоить, что деньги, которые Вы сохранили нужно разделить на 3 части: первая – на сбережение (в надёжный банк), вторая – на инвестирование (акции, облигации и т.д.), а третья – на благотворительность (помощь другим людям возвращается многократно).

Как видим все просто и все только в Ваших руках.

Помните, что 80% достигли состояния сами, и только 20% унаследовали его.

О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.

Зачем нужны уроки финансовой грамотности?


В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений .

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации - разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:


Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения - излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

На «круглом столе» в рамках Московского финансового форума представители Проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения» и эксперты обсудили наиболее эффективные практики внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных государственных учреждениях.

Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi в январе-феврале 2018 года, говорят о том, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере, и в этом вопросе 38% респондентов возлагают ответственность на государственные образовательные учреждения. И вот уже в новом учебном году школьники будут изучать финансовую грамотность в новом качестве - как элемент обязательных предметов: обществознания, литературы, права, математики. В рамках Проекта были разработаны образовательные программы и учебные материалы для школы, и уже в этом учебном году регионы получат порядка 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов.

Екатерина Лавренова, эксперт по образовательным программам Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности рассказала порталу "ИНМФО", как финансовая грамотность будет встроена в учебные программы современных школьников.

Кто будет преподавать в школах финансовую грамотность на постоянной основе – откуда придут кадры, кто и где будет их готовить?

В рамках Проекта Минфина России на базе ведущих российских вузов - НИУ «Высшая школа экономики», экономического факультета МГУ и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации - созданы методические центры для обучения учителей школ, преподавателей вузов, консультантов-методистов с региональной сетью по всей стране.

Благодаря Проекту к настоящему времени подготовлено около 19 000 преподавателей по финансовой грамотности - это действующие учителя, преподаватели вузов и СПО, студенты педагогических специальностей. До конца 2019 года обучение в области финансовой грамотности пройдут более 38 000 педагогов.



Как новые практики повышения финансовой грамотности будут встраиваться в уже работающие давно и стабильно программы по этим предметам и предусмотрены какие-то курсы по переподготовке педагогов по этим предметам с акцентом на элементы финансовой грамотности?

К внедрению в систему школьного образования тематики финансовой грамотности есть несколько подходов. Первый - вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта.



Екатерина Лавренова проводит открытый урок по финансовой грамотности с представителями Всемирного банка в московской школе в январе 2018 года

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, муниципалитет вправе решить это сами. Для этого есть учебно-методический потенциал: создано 17 комплектов по финансовой грамотности для разных возрастов. Кроме того, в России проводится большая работа по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. По предмету «обществознание» такая работа уже проведена, поэтому УМК (учебно-методические комплексы) будут актуальны для всех школьников 8–9 классов и учителей обществознания. Помимо обществознания, специальные тематические модули подготовлены для таких школьных предметов, как: экономика, право, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), английский язык, география и математика. Готовятся к выходу модули для истории и информатики.

В ходе Проекта разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс. В 2018–2019 гг. в регионах будет распространен уникальный тираж - более 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов по финансовой грамотности.

Эти материалы доступны для свободного скачивания на официальном сайте Минфина России. Каждый учебно-методический комплекс включает в себя дополнительные образовательные программы, материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей и информационно-публицистические материалы для родителей. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей действуют на базе федеральных и региональных методических центров.

Елена Мальцева



Похожие статьи