В каких случаях можно не платить страховые взносы

Для чего нужны дачные или садовые объединения: СНТ, ДНТ, садовые или дачные кооперативы? Прежде всего для создания комфортных условий пользования своими личным земельными участками, дачами, садовыми домиками.

Для удовлетворения своих потребностей в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей садоводы и дачники на свои деньги создают имущество общего пользования.

К имуществу общего пользования относятся, дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные и тому подобные сооружения.

В СНТ 1 такое общее имущество создается (приобретается) за счет целевых взносов . Закон, устанавливая обязанность членов СНТ участвовать в создании общего имущества, регламентирует порядок установления целевых взносов и их уплаты. Это является гарантией прав садоводов от злоупотребления органами управления СНТ и отдельными лицами в органах управления товарищества.

Конечно же в настоящей статье речь пойдет не о том, как вообще не платить садовые взносы, а о том, как не платить незаконно установленные целевые взносы, а также противодействовать иным злоупотреблениям при их установлении и взимании.

Ниже, исходя из нашей практики, рассмотрим наиболее распространенные вопросы о целевых взносах.

1. Проверьте, для чего установлен целевой взнос?

Какие взносы должны платить в СНТ?

Закон о садоводческих объединениях 2 предусматривает три вида взносов: вступительный, членский и целевой.

Вид платежа Цель Периодичность
Вступительный взнос На организационные расходы на оформление документации при вступлении в СНТ (абз.6 ст.1 Закона о садоводческих объединениях). Разовый платеж
Членский взнос На содержание имущества общего пользования, оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения (абз.7 ст.1 Закона о садоводческих объединениях). Периодический платеж
Целевой взнос На приобретение (создание) объекта общего пользования (абз.8 ст.1 Закона о садоводческих объединениях). Разовый платеж за каждое создаваемое/приобретаемое общее имущество (может быть разбит на несколько частей).

1 Далее речь пойдет о садовых товариществах, поскольку дачные и огороднические товарищества в вопросах установления и взимания целевых взносов ничем от СНТ не отличаются. Вопросы о взносах в садовые, дачные и огороднические кооперативы будут рассмотрены в отдельных статьях.

2 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Как видно, целевой взнос устанавливается только для приобретения (создания) объектов общего пользования.

Если целевой взнос Вам установлен для иных целей (покрытие судебных расходов, премия председателю правления СНТ, налог на земли общего пользования, организация праздника по случаю сбора урожая и т.п.), установление такого взноса незаконно !

Так, представляя интересы ответчика-садовода по одному из дел, мы добились отказа в иске о взыскании с него в пользу СНТ целевого взноса на покрытие судебных расходов СНТ, понесенных товариществом в судебных спорах с другими садоводами.

2. Кто обязан платить целевой взнос?

Закон о садоводческих объединениях предусматривает, что вступление в СНТ является делом добровольным. Поэтому те садоводы, кто не пожелал стать членом СНТ, ведут садоводство на территории СНТ в индивидуальном порядке .

Исходя из определения целевого взноса (ст.1 Закона о садоводческих объединениях) целевые взносы платятся только членами СНТ .

На практике часто возникают вопросы о том, какие взносы должен платить индивидуальный садовод, должен ли индивидуальный садовод оплачивать целевой взнос?

Индивидуальный садовод не обязан платить ни целевые, ни какие-либо еще взносы, которые устанавливаются в СНТ.

Закон предусматривает лишь право таких садоводов принять участие в расходах на приобретение (создание) объектов общего пользования. В этом случае, размер оплаты за пользование таким имуществом не может для таких садоводов превышать размер оплаты , который устанавливается для членов СНТ (ст.8 Закона о садоводческих объединениях).

Единственное что Вы обязаны платить как индивидуальный садовод – это плата за пользование объектами общего пользования на основании заключенного с СНТ договора.

3. Порядок установления целевого взноса и его размера.

По закону размер взносов в СНТ устанавливается исключительно общим собранием членов СНТ (пп.10 п.1 ст.21 Закона о садоводческих объединениях).

Если целевой взнос установлен иным органом, например, Правлением, такой взнос является незаконным !

На практике, во многих Уставах СНТ полномочия по установлению взносов передаются Правлению или Председателю СНТ. Однако согласно Закону о садоводческих объединениях данный вопрос относится к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ, поэтому такое положение Устава будет являться недействительным , так как противоречит закону (п.5 ст.16 Закона о садоводческих объединениях).

В делах, по которым мы осуществляем защиту прав садоводов и дачников, установление целевого взноса Правлением СНТ является самым распространенным основанием для отказа во взыскании задолженности по целевым взносам.

4. Должен ли новый член СНТ, приобретя участок у прежнего члена СНТ, погасить его долги по взносам?>

Распространены случаи, когда при вступлении в СНТ, от нового члена СНТ Председатель требует погасить задолженность по целевым или членским взносам.

Долг может перейти с должника на другое лицо по основаниям, предусмотренным законом, либо по соглашению между прежним членом СНТ и новым членом с обязательным согласием СНТ на такой перевод долга (п.1 ст.392.2, п.1 и 2 ст.391 ГК РФ).

Закон не содержит положений о том, что на нового члена СНТ при приобретении земельного участка переходят долги предыдущего члена СНТ. Поэтому если между старым и новым членом СНТ отсутствует соглашение о переводе долга, требования к новому члену СНТ о погашении долга незаконно !

5. Можно ли взыскать с садовода, утратившего членство в СНТ, задолженность по целевым взносам?

Исходя из нашей судебной практики по защите прав садоводов, полагаем, что на это вопрос необходимо дать отрицательный ответ.

По своей правовой природе целевой взнос – это цена, которую должен уплатить член СНТ для того, чтобы «купить» долю в совместной собственности на объект общего пользования. Например, уплатив целевой взнос на строительство объектов электросетевого хозяйства, член СНТ получает долю в общей собственности на эти объекты.

По закону общее имущество, приобретенное на целевые взносы, может находится в собственности только членов СНТ (п.2 ст.4 Закона о садоводческих объединениях). Если член СНТ, до выхода из СНТ , не уплачивал целевой взнос, то исходя из логики закона, он право собственности на общее имущество не приобрел и, выйдя из СНТ, уже не приобретет. А раз так, то взыскание с него стоимости это доли будет неосновательным обогащением оставшихся членов СНТ , что незаконно (ст.1102 и п.1 ст.1104 ГК РФ).

Кроме того, такое взыскание бессмысленно и с другой точки зрения. Например, суд взыскал с бывшего члена СНТ Иванова 50 000,00 руб. задолженности по целевым взносам на строительство дороги, значит суд признал, что у Иванова возникла доля в совместной собственности на дорогу. В связи с выходом из СНТ ему должна быть возвращена стоимость его доли на дорогу, которая обычно судом признается равной размеру целевого взноса. То есть СНТ, взыскав с бывшего члена СНТ задолженность по целевому взносу за дорогу, должно этот взнос ему же и вернуть в связи с выходом из СНТ.

Получается, что при выходе из СНТ, обязанность уплатить задолженность по целевым взносам у такого садовода прекращается. Задолженность по целевым взносам имеет смысл взыскивать только с действующего члена СНТ, но не с бывшего.

Мы рассмотрели основные проблемы, но далеко не все, с которым сталкиваются в судах садоводы и дачники при установлении, уплате и взыскании с них целевых взносов.

© Ковалев Николай Николаевич

Новый закон о садоводах, вступивший в силу с 01.01.2019 г., изменил правовое регулирование деятельности органов СНТ, в т.ч. Председателя товарищества, которые должны быть отражены в новом Уставе СНТ 2019.

С 01 января 2019 г. вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 01 января 2019 г. наконец вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новый закон о садоводах изменил правовое регулирование деятельности органов СНТ, в т.ч. Правления садовых товариществ, которые должны быть отражены в новом Уставе СНТ 2019. В связи с этим необходимо перестраиваться работать по новым правилам в т.ч. и Правлению, которое избрано до 01.01.2019 года.

С 01 января 2019 г. вступает в силу ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он приходит на смену ФЗ от 15.04.1998 366-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При оказании юридической помощи садоводам наши адвокаты по СНТ последнее время все чаще сталкиваются со следующим вопросом: «Надо ли новому собственнику земельного участка платить взносы за приобретенный им дачный участок, которые до продажи участка не оплатил прежний собственник»?

Зачастую при разводе недобросовестный супруг пытается вывести бизнес из-под раздела совместного имущества, например, продав доли в совместной компании сторонним лицам по заниженным ценам.

В связи с многочисленными вопросами садоводов наши адвокаты по СНТ разъясняют вопрос о том, возможно ли для организации территории СНТ (иных садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан), а также для раздела земельного участка такого объединения использовать такой документ как «Проект организации и застройки» или он окончательно отменен? Слово нашим дачным юристам.

В связи с многочисленными вопросами садоводов наши юристы по вопросам садовых товариществ хотели бы разъяснить в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения?

Платить взносы в Пенсионный фонд - это обязанность.

Процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого образования, навыков, имущества, денежных средств, и т.д., равно как и о том, способен ли он нести определенные обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, прекращения связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, гражданин, начиная деятельность в качестве предпринимателя без образования юридического лица, не только получает в дополнение к общему для всех граждан статусу новые возможности, позволяющие заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли, но и также принимает на себя связанные с нею риски и возможные ограничения. Он должен нести, в том числе и обязанности по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и многое другое. Предпринимательский доход граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу рискового характера этой деятельности не является постоянным и гарантированным, что значительно затрудняет контроль со стороны государственных органов. Именно с особенностями индивидуальной предпринимательской деятельности , которая существенно отличается от экономической деятельности организаций, связано, в частности, установление для индивидуальных предпринимателей возможности применения специальных налоговых режимов (например, переход на уплату единого налога на вмененный доход при осуществлении отдельных видов деятельности). Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. Кроме того, для граждан, включая индивидуальных предпринимателей, которые после установления им трудовой пенсии по старости или инвалидности продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, предусмотрена возможность ежегодного перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер получаемой пенсии. Поэтому индивидуальным предпринимателям необходимо четко понимать, что обязанность платить страховые взносы в ПФР остается до тех пор, пока официально не осуществится государственная регистрация прекращения их деятельности в ка­честве индивидуального предпринимателя.

Напомним, что ИП, не имеющий наемных работников, освобождается от уплаты страховых взносов за отдельные периоды, когда он не вел предпринимательскую деятельность. Эти периоды перечислены в пунктах 1, 3, 6–8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Сюда относятся, в частности:

  • период прохождения военной службы по призыву;
  • период ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период ухода за инвалидом I группы, или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могут трудиться из-за невозможности трудоустройства (не более пяти лет в общей сложности);
  • период проживания за границей супругов работников, направленных, например, в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ (не более пяти лет в общей сложности).

Предпринимателю потребуется документально подтвердить период, за который он намерен уменьшить фиксированный платеж, а также факт неосуществления предпринимательской деятельности за это время.

Перечень документов, которыми нужно подтверждать «простой» в работе, законодательно не установлен. Однако в письме от 26 апреля 2017 г. № БС-4-11/7990 ФНС указала, что для подтверждения нестраховых периодов можно представить документы, перечисленные в разделе IV Правил подсчета и подтверждения страхового (утв. постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015). Согласно этим правилам период ухода за ребенком можно подтвердить, в частности:

  • свидетельством о рождении ребенка;
  • паспортом ИП;
  • свидетельством о браке;
  • справкой жилищных органов о совместном проживании с ним и др.

Подтвердить период прохождения воинской службы можно военным билетом, справкой военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений.

Помимо этого, период неосуществления может подтвердить налоговыми декларациями (по НДФЛ, по УСН и др.), которые ИП представлял в ИФНС по месту жительства. Из декларации должно быть видно, что дохода от ведения бизнеса у предпринимателя не было. Копию декларации следует заверить в налоговой инспекции.

Представить документы можно лично, через представителя или по почте (с обязательной описью вложения).

Однако если в течение года ИП, имеющий право на освобождение от уплаты взносов, все-таки занимался бизнесом, он должен уплатить фиксированные взносы в сумме, пропорциональной количеству календарных дней, в течение которых велась предпринимательская деятельность.

Можно ли в России не платить страховые взносы

Сегодня страховые взносы должны быть ключевым объектом налоговой оптимизации. Экономия на НДС и налоге на прибыль себя исчерпала. Оффшорная минимизация обернулась Кипром, 134-ФЗ и контролем над трансфертным ценообразованием.

Между тем удельный вес страховых взносов в налоговом бремени предприятия, по нашим наблюдениям, занимает от 30 до 95 % от всех налогов в зависимости от применяемой системы налогообложения.

Чтобы понимать возможности оптимизации страховых платежей, необходимо знать, что будет, если не платить страховые взносы и оценить возможности оптимизации. Нам нужно обсудить, почему в России можно вообще не платить страховые взносы, понимать их сущность и видеть основные направления оптимизации.

Почему в России можно не платить страховые взносы? Ответом много, но сущностной – один. За неуплату страховых взносов отсутствует уголовная ответственность. С 1999 по 2003 годы такая ответственность была включена в ст. 199 УК РФ. С 2004 года – исключена. Причиной исключения явилась замена страховых взносов единым социальным налогом. Однако единого социального налога три года как нет, но уголовная ответственность не возвращена. В свою очередь неуплата налогов зачастую влечет квалификацию не только по ст. 199 УК РФ, но и еще примерно по девяти составам: ст.ст. 198, 199.1, 199.2, 159, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 187 УК РФ. Наш опыт налогового консультирования говорит о том, что после возбуждения уголовного дела (даже до приговора) бизнес прекращает существование. Поэтому, да, неуплата страховых взносов безопасна.

В чем состоит природа страховых взносов? Именно она влияет на неразбериху, позволяющую существовать казусам вроде отсутствия уголовной ответственности за их неуплату.

У страховых платежей многогранная сущность. Они не являются собственно страховыми взносами, но в то же время они не являются налогами. Природа страховых платежей должна раскрываться с разных сторон. С макроэкономической точки зрения, это форма резервирования заработной платы на случаи наступления социальных рисков (болезни, несчастного случая, старости), часть зарплаты. С микроэкономической точки зрения (конкретного предприятия), это часть издержек производства (себестоимости продукции и услуг) . Указанный подход в итоге повлиял на отмену единого социального налога. Однако приведенные точки зрения не полностью раскрывают сущность страховых платежей. Если посмотреть с позиций их значимости для государства, фискальной точки зрения – это налог.

Налоговую природу страховых взносов легко доказать на примере страховых платежей в Пенсионный фонд РФ.

Во-первых, в структуре пенсионного тарифа имеется платеж, обладающий признаками безвозмездного платежа, используемого в целях финансового обеспечения деятельности государства. Тариф состоит из двух частей. Одна часть тарифа направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, другая - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Та часть, которая направляется на финансирование страховой части, разделена на солидарную и индивидуальную. Так вот, солидарная часть тарифа, составляющая, на минуточку, 10%, обезличена, она нивелирует эквивалентность платежа. На размер пенсии эта часть не влияет и расходуется государством по своему усмотрению.

Структура пенсионного тарифа представлена в таблице:

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Солидарная часть тарифа

Индивидуальная часть тарифа

Солидарная часть тарифа

Индивидуальная часть тарифа

Во-вторых, расчет пенсии производится по принципу «на дожитие». Трудовая пенсия в России исчисляется по двум значениям: на основе расчетного пенсионного капитала (РПК) и с учетом ожидаемого периода ее выплаты после назначения пенсии, т.е. периода дожития на пенсии (так его часто называют). Это обстоятельство также разрушает эквивалентность и возмездность страхового платежа.

Между тем до конца года запланировано принятие законопроектов, которые изменят принцип «на дожитие». Возможно, что пенсия будет формироваться не в рублях, как сейчас, а в относительных величинах - баллах. Ежегодно набираемая сумма баллов зависит от уровня официальной зарплаты (то есть от величины уплаченных с нее пенсионных взносов), стажа и времени выхода на пенсию по сравнению с официально установленным возрастом . Фактически это переход на «стажевой» принцип расчета пенсии. Принятие указанных изменений в большей степени повернет страховые платежи к страховой сущности. Однако в целом налоговую природу не отменит.

В-третьих, страховые платежи - это основной источник дохода государства. Этот источник, как и налоги, обеспечивает финансовую деятельность государства, с помощью страховых взносов оно выполняет функцию гаранта социальной защищенности населения. Страховые взносы в удельном весе доходов государства в 2012 году составляли 17%. Для сравнения, налог на прибыль организаций – 10%, налог на добавленную стоимость 15% .

Распределение источников доходов Российской Федерации представлено в диаграмме.

Итак, налоговая сущность страховых взносов заключается в том, что часть его обезличена, расчет пенсионных выплат безэквивалентен, это основной источник дохода государства. Однако следует согласиться и со сторонниками страховой сущности этих платежей.

По нашему мнению, страховые взносы обладают как минимум двойственной природой. Это одновременно и налог, и страховой платеж. Однако такую позицию государство не признает. Оно предпочитает метаться от одной позиции к другой. В девяностых годах говорили о страховании, в нулевых – о налоге, в десятых – вернулись к страхованию. Попробуем угадать, что нас ждет в двадцатых годах?

Естественно, этим проблемы не ограничены. Однако их наличие дает пищу налоговой оптимизации. Какие обстоятельства обуславливают направления оптимизации страховых платежей?

Во-первых, это отказ государства признавать налоговую природу страховых взносов.

Во-вторых, отсутствие уголовной ответственности за неуплату, а также единого администрирования. Каждый фонд самостоятельно администрирует соответствующий платеж, что автоматически разбивает страховой взнос на части. То есть выявление нарушений в какой-либо одной его части не влечет ответственности в другой.

В-третьих, связь взносов с трудовыми отношениями и социальным обеспечением населения.

Кстати, это одна из главных причин (этических), по которым мы не перестали платить страховые взносы вообще и не рекомендуем клиентам делать это.

Сегодня оптимизация страховых платежей - один из самых безопасных видов налоговой оптимизации.

Остается назвать основные направления оптимизации.

Во-первых, это применение пониженных тарифов и освобождение от повышенных. Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 333-ФЗ сохранены действовавшие в 2013 году пониженные ставки страховых взносов, а фиксированный платеж индивидуальных предпринимателей и вовсе понижен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 237-ФЗ. Повышенные тарифы для опасных и тяжелых производств установлены, однако механизм их реализации не разработан.

Во-вторых, это совершенствование оплаты труда (учет, производство, кадры). Совершенная методология организации и оплаты труда, кропотливый учет позволяют применять многочисленные освобождения от уплаты страховых взносов.

В-третьих, это снижение издержек на рабочую силу, например в форме замены человеческого труда на работу механизмов, автоматизация процессов, перевод деятельности предприятия с хозяйственного способа на подрядный. Реализация данного направления оказывает системное влияние на размер страховых взносов и, по нашему мнению, является стратегической.

Теперь, отвечая на вопрос «можно ли не платить страховые взносы?» мы подтверждаем: да, сегодня в России страховые взносы можно почти не платить. Страховые взносы должны быть ключевым объектом налоговой оптимизации.

См. Роик В.Д. Социальный налог: судьба социального страхования в России? // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2000 № 11. С. 40

См. законопроекты № 364062-6 "О страховых пенсиях", № 364069-6 "О накопительных пенсиях", № 364074-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"

См. Пахомов Е.В. Разработка модели прогнозирования страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. экон. наук. Москва. С. 10.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальные предприниматели являются страхователями по отношению к самим себе и уплачивают фиксированные страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Уплата взносов у ИП обязательна даже при отсутствии предпринимательской деятельности и доходов от нее. Есть только пять ситуаций, при которых можно не платить взносы, их мы и рассмотрим в этой статье.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности

Самый распространенный случай освобождения от уплаты взносов. Он же и самый проблемный, потому что Пенсионный фонд использует любую зацепку, чтобы отказать в праве не платить взносы. Кроме того, список документов для подтверждения периодов ухода законодательно не закреплен и поэтому у чиновников есть возможность проявить фантазию. Обратите внимание, что в рассматриваемый период не включается отпуск по беременности и родам. Вероятно, законодатели считают, что наши женщины способны вести бизнес, находясь даже в родильной палате.

Для того, чтобы не уплачивать взносы за этот период, необходимо предоставить в свое отделение Пенсионного фонда документы, подтверждающие отсутствие предпринимательской деятельности и документы о наличии ребенка.

Документом, подтверждающим отсутствие деятельности, обычно является налоговая декларация. Как пишет Минтруд в письме от 22.01.2014 N 17-4/ООГ-14, «Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности указанной категории плательщиков, являются налоговые декларации, представляемые последними в налоговые органы по месту жительства, не содержащие в соответствующих строках числовых показателей полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности». Казалось бы, проще некуда. Однако Пенсионный фонд и тут находит повод отказать предпринимателям. Например, если декларация за год не нулевая, то работники фонда могут это использовать как причину для отказа, даже если из декларации видно, что доходы получены только в периодах до рождения ребенка. Кроме деклараций можно использовать выписки с расчетных счетов, журналы кассира-операциониста, книги учета доходов и расходов по УСН и ОСНО и т.д. Если это не помогает, значит придется идти в суд и предъявлять уже суду эти доказательства, как пришлось сделать предпринимательнице, чье дело рассматривал Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

По документам на ребенка отделения ПФ тоже иногда фантазируют. Стандартными документами являются свидетельство о рождении ребенка и справка от второго родителя, что он не находится в отпуске по уходу. Однако некоторым работникам ПФ этого мало, и они требуют справки о совместном проживании с ребенком. Обычно они это требуют, если в отпуск уходит отец, матерям они верят и без таких справок.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет

Для получения освобождения от уплаты взносов за этот период надо подтвердить инвалидность (или возраст) лица, за которым осуществляется уход, сам факт ухода за этими лицами и предоставить документы об отсутствии доходов от предпринимательской деятельности. Для подтверждения инвалидности представляется выписка из акта освидетельствования лица, признанного инвалидом. Для подтверждения возраста представляется обычно копия паспорта лица, достигшего 80 лет. Факт ухода за инвалидом или пожилым человеком в случае раздельного проживания с предпринимателем подтверждается свидетельством самого лица, за которым осуществлялся уход, а если это невозможно, то свидетельствами членов семьи или актом обследования органов Пенсионного фонда. Требование об обязательном совместном проживании для получения освобождения является незаконным.

Если вы собираетесь получать освобождение от уплаты взносов по данному основанию, следует иметь ввиду, что органами Пенсионного фонда могут рассматриваться не только те документы, что предоставите вы, но и любые имеющиеся у них сведения. Так, если пособие по уходу за ребенком-инвалидом оформлено не на вас, а на другого родителя, вы можете получить отказ, потому что уже заявлено о том, что уход за ребенком осуществляете не вы. Такая же ситуация может быть в случае получения компенсации по уходу за инвалидом 1 группы (по Указу Президента РФ от 26.12.2006 N 1455) – если компенсация оформлялась на другого человека, то значит он и осуществлял уход.

Служба по призыву в армии

Не уплачивать взносы можно с даты призыва по дату демобилизации. С этим периодом обычно проблем не возникает, поскольку справку из военкомата о службе по призыву Пенсионному фонду оспорить невозможно. Обратите внимание, что освобождение от уплаты взносов касается именно тех, кто служит по призыву и на контрактников не распространяется.

Для получения освобождения от уплаты взносов надо предоставить в органы Пенсионного фонда справку из военкомата (или иной документ, подтверждающий службу по призыву) и документы о том, что деятельность не велась.

Подтверждением этого периода будут справки органов, направивших супруга на работу в указанные организации.

Форма справки установлена приложением 5 к Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» . А также надо предоставить документы об отсутствии деятельности и доходов.

Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности

Для получения освобождения за этот период необходимо предоставить справку с места службы супруга и справку государственного учреждения службы занятости о постановке на учет безработного (в случае, если служба проходила на территории России). Формы справок приведены в приложениях 2 и 4 к Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». Так же надо представить документы об отсутствии предпринимательской деятельности и доходов от нее.

Обстоятельства экстраординарного характера, которые могут освободить от уплаты взносов

Несмотря на то, что законом предусмотрено только 5 случаев освобождения от уплаты взносов, в судебном порядке есть возможность отстоять и другие периоды. Речь идет о ситуациях, когда предприниматель не может своевременно заявить о прекращении предпринимательской деятельности.

Конституционный суд в Определении от 12.05.2005 N 211-О указал: «Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.»

И Президиум ВАС в Информационном письме от 11.04.2006 N 107 сообщил, что «Суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.»

К таким ситуациям экстраординарного характера суды относят нахождение в местах лишения свободы и тяжелую продолжительную болезнь . Признать другие случаи экстраординарными вряд ли получится.

Пункт 6 статьи 14 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»



Похожие статьи