Вам придется объяснять банку происхождение ваших денег. С июня банки будут проверять происхождение денег клиентов

Два диаметрально противоположных случаях хотел бы я рассмотреть, которые связаны с требованием банка подтвердить свои доходы. Первый случай — если у человека есть много денег, он хочет их вложить в банк , но банк требует подтвердить источники их получения, и второй — когда у человека денег нет , к тому же нет официального дохода, но надо взять кредит.

Разберемся сначала с первым случаем, когда банк требует подтверждение доходов при вложении денег на депозитный счет. Чаще всего никакого подтверждения не надо, банку даже все равно — работаете вы или нет, безработный — да и ладно. Но согласитесь, что безработный миллионер (который принес в банк миллион рублей и хочет открыть депозитный счет) может восприниматься достаточно странно. На форуме Banki.ru я прочитал,что одному клиенту СМП Банк шлет заказные письма с требованием предоставить подтверждение доходов по депозитному счету в размере менее 1 миллиона рублей.

Тут дело в чем. Есть так называемая Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая занимается отслеживанием оборота денег. Например, кто-то купил квартиру за 5 миллионов рублей — могут заинтересоваться, где взял денег, или свой депозитный счет пополнил на миллион — тут тоже могут возникнуть вопросы. Как показывает практика, вопросы возникают при разовых суммах в размере 600 тысяч рублей.

И в чем золотое решение? Мы знаем, что вклады застрахованы, так как практически все коммерческие банки являются участниками Системы страхования вкладов. Страхуются вклады до 700 тысяч рублей. Если вклад сложный, с капитализацией, на длинный срок, то чтобы вписаться в эту сумму можно вкладывать 600 тысяч рублей. Но что такое 600 тысяч? Это сумма, которая является предельной, начиная с которой могут возникнуть вопросы у Федеральной службы по финансовому мониторингу. Поэтому я считаю, что в один банк надо вкладывать до 500 тысяч рублей. Этим самым мы вписываемся в страхуемый остаток, который составляет 700 тысяч рублей, и не привлекаем внимания финансового мониторинга, который интересуется суммами от 600 тысяч (за один оборот, между прочим).

То есть, если надо пристроить миллион рублей, то разумно разбить его на два депозитных вклада в разных банках — и вся математика. А если вклад составляет менее 700 тысяч, но банк требует в обязательном порядке подтвердить источник получения доходов, самым разумным будет либо подтвердить доходы, либо поменять банк.

Теперь вопрос с другой частью моих читателей — теми, кто хочет взять кредит без подтверждения доходов. Для начала настоятельно рекомендую почитать мой материал и определить, (также можете почитать, ). И если вы твердо решили, то могу вас обрадовать — кредит без подтверждения доходов взять можно — и не надо вам никакое , — сейчас банки прекрасно понимают сложившуюся ситуацию на рынке труда, поэтому разработали целый комплекс кредитов без справки о доходах.

Такие кредитные программы я детально рассмотрю в одном из следующих постов, а сейчас скажу, что отсутствие официального дохода вовсе не является препятствием к получению кредита. Если вы сдаете квартиру и имеете договор аренды, или просто владеете жильем, или у вас есть поручитель, тогда кредит без подтверждения доходов вам выдадут, но при этом риски невозврата будут заложены в процентную ставку, которая будет на несколько пунктов выше ставки по обычным кредитным программам, по которым требуется справка об официальных доходах.

Думать-гадать тут нечего: если сумма, которую вы хотите получить в кредит, — 100-200 тысяч рублей или меньше, тогда обращайтесь в любой банк, имея в виду что придется переплачивать, ну, или вам в помощь — там другой подход к клиенту, другие требования и другие процентные ставки.


    Взять кредит безработному человеку достаточно просто. Можно привлечь поручителя, можно предоставить хороший залог, единственное ограничение — сумма кредита, но при наличии хорошего обеспечения, и...
    Надо ли платить налог на доходы по банковским вкладам физических лиц? Надо, но не всегда. Я решил написать об этом и внести ясность, потому...
    Кредитная карта без подтверждения дохода, как и обычный потребительский кредит, — это реальность. Минус такой карты – небольшой лимит кредитования, который, однако, впоследствии может...

Скорее всего, банки не будут в массовом порядке интересоваться доходами вкладчиков после окончания амнистии капиталов

Амнистия капиталов России была продлена на полгода: до 1 июля 2016-го. Последние поправки в соответствующий закон (140-ФЗ) уточняют и упрощают правила репатриации зарубежных активов: она будет обязательна только по отношению к денежным средствам. Банки.ру выяснял, действительно ли после окончания амнистии банки начнут в массовом порядке требовать сведения о происхождении доходов и имущества даже у частных вкладчиков и блокировать средства на депозитах, как о том писали некоторые СМИ.

Право, но не обязанность

С июня 2015 года банки получили право запрашивать у своих действующих и потенциальных клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств и иного имущества. Соответствующая норма предусмотрена законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и соответствует требованиям FATF.

В каких случаях реализовывать полученное право, банки должны решать, согласно закону, самостоятельно - в соответствии со своими правилами внутреннего антиотмывочного контроля. Если деятельность клиента вызывает у банков сомнения, кредитные организации могут запросить у него дополнительные сведения об источниках денег, а также отказать в проведении операций, открытии счета и инициировать закрытие счета.

Сведения об источниках происхождения денежных средств клиентов нужны банкам как раз для того, чтобы сформировать суждение о характере проводимых операций. Эта норма в октябре 2015 года была закреплена в положении ЦБ об идентификации (499-П) в рамках последних поправок в «противолегализационное» законодательство.

При этом банки не имеют права раскрывать содержание конкретных критериев, которые используются для выявления сомнительных операций. То есть регулятор и законодатели наделили кредитные организации некоторой свободой по части соблюдения антиомывочного законодательства.

Более того, Центробанк не будет настаивать на реализации банками своего права проверять источники происхождения денег клиентов, пока действует амнистия капиталов - до конца первого полугодия 2016 года. Разрабатывать жесткие критерии, по которым банки будут обязаны требовать клиентов юридических доказательств легальности их дохода, регулятор не собирается и после окончания амнистии.

Сейчас амнистия капиталов распространяется на различного рода активы и имущество россиян, а также на валютные операции, в том числе по зачислению денежных средств, совершенные до даты представления декларации по счетам, которые указаны в ней и открыты в иностранных банках.

Таким образом, граждане РФ получают возможность репатриировать свои иностранные активы свободно, не докладывая банкам об источниках происхождения денег.

Знай своего клиента

То, что будет происходить после окончания амнистии, волнует очень многих клиентов-физлиц, особенно вкладчиков, так как будущие изменения с подачи ряда СМИ были восприняты ими как прямая «заморозка» выдачи вкладов при отказе от предоставления документов об источниках доходов.

На деле опрошенные Банки.ру кредитные организации указывают, что просят предоставить подобные документы уже давно - с момента получения кредитными организациями такого права почти год назад. Но делают это далеко не в массовом порядке.

«Россия», банк «Санкт-Петербург», «Русский Стандарт», Совкомбанк, Ситибанк, СМП Банк, НБ «Траст», Связь-Банк, «Открытие», Промсвязьбанк, Банк Москвы, ВТБ и Газпромбанк не ответили на запрос портала Банки.ру относительно того, чего ждать «физикам» с 1 июля 2016 года после окончания амнистии.

В ВТБ 24 указали, что банк будет действовать в рамках требований законодательства РФ и с учетом четких разъяснений со стороны регулятора.

«Противолегализационное» законодательство не устанавливает обязанности для банков запрашивать информацию об источнике средств клиентов, но такое право предусмотрено. Сбербанк не требует от клиентов предоставления информации об источнике дохода, за исключением случаев, если характер операций клиента вызывает сомнения. В таких случаях банк может отказать в проведении операций, открытии счета, а также инициировать закрытие счета», - пояснили в пресс-службе Сбербанка. Напомним, что ранее в Интернете появилась информация, что Сбербанк требует от клиентов подтверждающие документы при снятии или переводе более 1,5 млн рублей.

Заместитель руководителя дирекции по финансовому мониторингу и валютному контролю Московского Кредитного Банка Наталья Степанова предполагает, что с 1 июля с позиции 115-ФЗ, по сути, изменений для клиентов не будет, но они могут появиться у банков. В данный момент банки самостоятельно определяют случаи, при которых могут запрашивать у клиентов сведения об источниках происхождения средств, при этом законодательно никаких критериев не установлено. Исключение составляют клиенты, являющиеся иностранными публичными должностными лицами, у которых банки обязаны запрашивать сведения об источниках происхождения денежных средств.

«В остальном каждая финансовая организация устанавливает эти критерии индивидуально, исходя из особенностей клиентской базы и уровня риска проводимых операций. Предполагаю, что в будущем регулятор может установить конкретные критерии, и не исключаю, что это будет определенная пороговая сумма либо вид операции (например, сделка с недвижимостью на 3 миллиона рублей). Что касается доли теневых финансов и перетока клиентов из одного банка в другой, то, на мой взгляд, после завершения амнистии капитала ничего не изменится», - рассуждает Степанова.

Начальник службы финансового мониторинга Бинбанка Дина Багатова напоминает, что в июне 2015 года «противоотмывочное» законодательство РФ пополнилось правом кредитных организаций принимать доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению источников происхождения денежных средств своих клиентов. Она обращает внимание, что поправка в федеральный закон № 115-ФЗ появилась как компромисс с Группой FATF, выступающей против свободной амнистии капиталов (эта тема долго обсуждалась в СМИ летом прошлого года).

«Тем временем добросовестные банки давно пытались определять источники происхождения денежных средств клиентов, ссылаясь в своих запросах на реализацию принципа «знай своего клиента». Теперь при взаимодействии с клиентами у банков есть более весомый аргумент для вопроса, который не очень принято задавать в нашей стране: «Откуда у вас деньги, господа?» Однако установление источника происхождения денежных средств является общепринятой мировой банковской практикой, - говорит Багатова. - Ни один клиент, к примеру, в Швейцарии не удивится, если при оформлении вклада банк запросит у него декларацию о доходах. В Европе, на Западе это нормально - клиент должен быть прозрачен для банка. Мы же сейчас только на пути к реализации общепринятых стандартов».

Багатова отмечает, что в настоящее время российские банки пользуются правом установления источников происхождения денежных средств, когда имеют сомнения в их легальности, отсутствии «теневого» следа. Такие сомнения могут возникнуть у банка в результате анализа операций клиентов, при выявлении признаков сомнительности в расчетах. Есть и еще один повод установить источник происхождения денежных средств клиента - если клиент является иностранным публичным должностным лицом. В таком случае закон не просто дает право банку установить источники дохода, а наделяет банк такой обязанностью. Однако такая причина проверки встречается в российских банках редко.

В Райффайзенбанке сказали, что кредитная организация уделяет повышенное внимание вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и противодействию финансированию терроризма. «Установление источника происхождения денежных средств клиентов в настоящий момент является правом, а не обязанностью кредитных организаций. Характер и объем мер, принимаемых банком для реализации данного права, определяется в зависимости от степени риска совершения клиентами операций в целях отмывания полученных преступным путем доходов или финансирования терроризма, - рассказывает руководитель отдела комплаенс-контроля Райффайзенбанка Филипп Хышиктуев. - Данное право было предоставлено кредитным организациям в результате изменения законодательства в области ПОД/ФТ в июне 2015 года. Истечение 30 июня 2016 года срока для предоставления специальной декларации в налоговые органы в рамках «амнистии капиталов» не отразится на использовании банком права на установление источника происхождения денежных средств клиентов».

Руководитель службы внутреннего контроля банка «Ак Барс» Айдар Багавиев обращает особое внимание на тот факт, что обязанность устанавливать источники происхождения денежных средств в первую очередь регламентирована федеральным законом № 115-ФЗ, причем вне зависимости от суммы и характера совершаемых операций, за рядом исключений, указанных в ФЗ. Тем не менее нормативными актами РФ и инструкциями ЦБ РФ не установлены определенные критерии, которыми кредитные организации могут руководствоваться при проверке источника происхождения денежных средств. Каждая кредитная организация разрабатывает свои критерии с учетом клиентской базы, оказываемых услуг.

«На наш взгляд, не имеет смысла закреплять конкретный перечень критериев, так как все возможные варианты предусмотреть невозможно. Банки в этой области должны руководствоваться не «правилами», а «принципами» - в первую очередь принципом «знай своего клиента» и принципом «приоритета экономического содержания над юридической формой», - уточняет Багавиев. - Банки в каждом отдельном случае должны принимать во внимание большое количество факторов - от документов, предоставляемых клиентом, до его внешнего вида и манеры говорить».

Багавиев уверен, что для клиентов-физлиц с 1 июля 2016 года принципиально ничего не изменится.

«Кредитные организации, как и ранее, обязаны исполнять все требования федерального закона № 115-ФЗ по всестороннему изучению клиента, в том числе и по определению источников происхождения денежных средств, деловой репутации, финансового положения, - объясняет он. - Способы определения каждая кредитная организация разрабатывает сама. Например, анкетирование с предложением клиенту выбрать источник происхождения денежных средств (личные сбережения, заработная плата, выплата дивидендов, купля-продажа недвижимости, ценных бумаг, денежные средства, полученные в рамках договора займа или дарения). Стоит отметить, что кредитная организация при возникновении сомнений вправе запросить подтверждающие документы».

В банке «Югра» заметили, что, исходя из положения 499-П «Об идентификации…», в анкете банка при приеме клиента на обслуживание кредитная организация просит указать источник происхождения денежных средств. При этом у действующих клиентов банк запрашивает сведения об источниках происхождения денежных средств в случае подозрений в возможном проведении сомнительных операций. У потенциальных клиентов - на стадии изучения, этот вопрос содержится в анкете банка. Если нет точных указаний ЦБ РФ, банк самостоятельно во внутренних политиках определяет сумму и критерии, по которым им будут запрашиваться дополнительные сведения от клиента.

В «Югре» надеются, что к 1 июля 2016 года банки, возможно, получат от регулятора какие-то дополнительные разъяснения, «привязанные» к окончанию амнистии, после чего и будут понятны те изменения, которые могут ожидать вкладчиков. Право клиента отказаться от предоставления документов и направить жалобу регулятору не отменяется.

Однако Центробанк уже , что информация о получении банками права не возвращать клиентам средства с 1 июля до проверки источника происхождения средств не соответствует действительности.

«Банки получили право на определение источников происхождения денежных средств и иного имущества клиентов еще в июне 2015 года. Соответствующая норма предусмотрена федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и соответствует требованиям FATF. Банки самостоятельно, в соответствии со своими правилами внутреннего «противолегализационного» контроля, определяют случаи реализации этого права и при необходимости могут запросить у клиента дополнительные сведения, - рассказали в пресс-службе регулятора. - Банки не имеют права не возвращать деньги своим клиентам, согласно действующему законодательству».

Мнение извне

Банки.ру опросил сторонних экспертов и юристов относительно того, что изменится для вкладчиков после окончания амнистии капиталов.

«Не думаю, что Центробанк даст четкие директивы банкам, как выявлять эти «сомнительные операции»

Антон Краско, эксперт-аналитик компании MFX Broker:

Сейчас имеет место общемировая тенденция, суть которой в том, что принцип «банковской тайны» начинает рассматриваться как анахронизм, и от него постепенно отказываются. Даже Швейцария уже встала на этот путь. Когда на улицах европейских столиц происходят теракты и гибнут сотни людей, стоит задача пресекать финансовые потоки террористов, а для этого власти должны строго контролировать движение денежных средств. Теперь эта тенденция докатилась и до России.

Я могу предположить, как это, скорее всего, будет выглядеть на практике. Обязанность пресекать сомнительные операции полностью повесят на банки – для этого в каждом банке должно быть ответственное за мониторинг лицо. Часть операций будет подлежать обязательному контролю (их список есть в законе № 115), остальные операции могут попадать под контроль, если покажутся «сомнительными» уже упомянутому «ответственному лицу». Не думаю, что Центробанк даст четкие директивы банкам, как выявлять эти «сомнительные операции». Возможно, будут какие-то рекомендации, на что обращать внимание, но основной принцип будет такой: «Вы контролируйте, а мы потом с вас спросим - и, если что, лицензию отберем!» Так что в этой ситуации банкиры получат «широкое поле для творчества». В одних банках разработают очень тщательные внутренние инструкции, в других - положатся на профессиональную интуицию своего «контролера», в третьих - ограничатся обязательным минимумом.

На практике, я думаю, проблемы с депозитами у людей будут возникать не в момент открытия вклада, а в момент его снятия. То есть доказать честное происхождение средств нужно будет, когда человек придет забирать свои деньги. Конечно, клиент может отказаться предоставлять документы. Никто вас преследовать за отказ не будет, достаточно сказать: «Не хочу и не буду!» Деньги не конфискуют, они останутся вашей собственностью. Но они будут заблокированы в банке, пока вы не докажете их происхождение. И будут лежать там хоть 10, хоть 20 лет. Безусловно, никто не может лишить гражданина права оспорить действия банкиров в суде и попробовать через суд добиться выдачи своих «кровных». Но, мне кажется, шансов выиграть такой процесс мало.

Как быть простым вкладчикам в этой ситуации? Во-первых, банальный совет: тщательно платить налоги со всех доходов, не получать зарплату в конвертах и собирать все подтверждающие документы (справки о доходах, налоговые декларации, справки о переводах от родственников). Во-вторых, чтобы избежать бумажной волокиты, можно дробить свои средства на несколько вкладов (размером не более 500 тысяч рублей каждый) и размещать в разных банках. Небольшие суммы редко привлекают внимание мониторинга - их реально накопить даже со скромной зарплатой.

«Банк может не выдать вклад клиенту в том случае, если не сумеет удостоверить его личность»

Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Деловой фарватер»:

Перечень сведений, необходимых для идентификации клиента - физического лица, приведен в приложении № 1 к положению № 499-П. Помимо очевидных данных (Ф. И. О., адрес, телефон, ИНН и т. п.) также необходимо представлять сведения о деловой репутации и финансовом положении, о происхождении капитала и бенефициарах. Но эти последние данные запрашивают только у клиентов с повышенной степенью риска (например, при осуществлении валютных операций). В случае нарушения прав клиенты могут обращаться с жалобами в территориальные отделения ЦБ РФ, которые курируют все кредитные организации в регионе.

Отказ от идентификации не всегда влечет отказ в проведении банковской операции. Так, сведения, не требующие проверок бухгалтерской документации, разрешено принимать со слов клиентов, то есть даже устного объяснения может быть достаточно (пункт 3.2 положения № 499-П). Однако каждое кредитное учреждение обязано разработать внутренний регламент идентификации (в том числе и на случай устного заверения).

Банк может не выдать вклад клиенту в том случае, если не сумеет удостоверить его личность и права на распоряжение средствами по вкладу. Например, если просрочены паспорт или доверенность. Также по основаниям, связанным с идентификацией, банки по своей инициативе могут отказать из-за проверки на предмет отмывания средств, но продолжительность блокировки счета в этом случае не может быть дольше пяти рабочих дней. Все остальные случаи отказов связаны либо с проверками Росфинмониторинга (с блокировкой счета до 30 дней), либо с арестом средств на счете по решению суда, постановлениями следственных органов или судебных приставов.

После окончания амнистии банки смогут затребовать документы о происхождении капитала - из каких сделок образовались деньги, поступающие на счет клиента, например. Кроме того, в отношении организаций и предпринимателей банки могут получать бухгалтерскую отчетность и пояснения к ней для установления фактического финансового положения клиента. Но эти правила действуют с лета 2015 года, поэтому права и обязанности банков по идентификации клиентов не зависят от проведения амнистии капиталов. К тому же банки не могут проводить полное расследование с допросом свидетелей и выемкой документов - у них нет на это ни полномочий, ни прав.

«Под контроль проверки источника средств должны подпадать крупные операции на сумму свыше 600 тысяч рублей, а также все «необычные» сделки»

Наталья Кордюкова, заместитель директора департамента международного налогового планирования юридической фирмы «Клифф»:

Право запрашивать информацию об источнике денежных средств появилось у банков еще в прошлом году. По нашим данным, некоторые банки уже сейчас запрашивают подтверждающие документы у своих клиентов, это прежде всего относится к Сбербанку. Причем сейчас Сбербанк массово запрашивает информацию об источнике происхождения в основном при снятии клиентом денежных средств или при их переводе на счет в другом банке, хотя по логике 115-ФЗ основным моментом для запроса такой информации должен являться момент открытия счета.

115-ФЗ не содержит критериев выбора тех операций, по которым банкам необходимо проверять «легальность» денег. Не стоит, вероятно, ожидать, что когда-либо такие критерии будут четко закреплены в нормативных документах. Во всем мире методы выявления клиентов, требующих особого контроля, как и способы проверки легальности операций, относятся к исключительным полномочиям самих банков. Раскрывать свою систему внутреннего контроля банкам, как правило, строжайше запрещено.

С учетом уже имеющейся сегодня в России нормативно-правовой базы, можно сказать, что под контроль проверки источника средств должны подпадать крупные операции на сумму свыше 600 тысяч рублей, а также все «необычные» сделки. То есть сделки с офшорами, с наличностью, имеющие отношение к азартным играм, недвижимости, драгоценным камням. Примерный список операций, которые считаются современной российской банковской системой подозрительными, довольно обширен. В наиболее полном виде он содержится в приказе Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103. Вероятно, определяя необходимость проверки источника средств, банки будут исходить в том числе из этого перечня.

Банк, совершая определенные действия в отношении счетов и вкладов своих клиентов, должен находиться в пределах своих полномочий. Он может либо изначально отказать в заключении договора счета или вклада, отказать в проведении исходящей операции (с мотивировкой отсутствия подтверждающих документов) или расторгнуть договор (как правило, не ранее чем после двух и более решений об отказе в выполнении операции). Приостановить операции по счету банк может только на пять дней, длительная блокировка денежных средств является крайней мерой и совершается в основном только по постановлению Росфинмониторинга или суда.

Наиболее сложной ситуацией представляется именно отказ банка в проведении исходящей операции. Закон «О противодействии легализации…» в данном случае входит в противоречие с Гражданским кодексом РФ, указывая, что банк не несет на себе никаких рисков в случае такого отказа. Разрешить эту коллизию между ФЗ-115 и ГК РФ может, вероятно, только Конституционный суд РФ, а до момента такого разрешения, объективно, для простого обывателя более безопасно исходить из норм ФЗ-115.

Если банк отказался выдавать средства вклада, ссылаясь на недостаточную документированность исходящей операции, то по новым правилам клиенту придется предоставить ему документы, подтверждающие источник своих средств. Для физических лиц такими документами могут выступать: договор купли-продажи, договор займа, декларация по НДФЛ, дарственная и другие. Нюанс в том, что из-за отсутствия перечня подтверждающих документов банк, по моему мнению, должен принять любые документы и пояснения по вопросу происхождения средств. Если после однократного получения любых документов, которые хоть как-то способны подтвердить источник средств, банк тем не менее продолжает требовать дополнительных подтверждений (более полных, более подробных, заверенных сторонними лицами), то фактически он пытается заменить собой правоохранительные органы, что недопустимо. В этом случае клиент банка может идти в суд и истребовать у банка не только свои деньги, но и компенсации, предусмотренные гражданским правом».

«Подозрения могут возникнуть у банка в любой момент - все будет зависеть от внутренних правил конкретного банка»

Александр Рудяков, старший юрист практики корпоративного и договорного права юридической фирмы «ЮСТ»:

С 1 июля будет ужесточен контроль при совершении банковских операций в отношении клиентов - физических лиц. Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 7 федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, банки вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Фактически данная норма предоставляет право банкам запрашивать любые документы в отношении любых операций. Почему? Потому что с точки зрения концепции указанного закона соответствующий запрос будет обоснованным, если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. А такие подозрения могут возникнуть у банка в любой момент - все будет зависеть от внутренних правил конкретного банка. Данный вывод также подтверждается и позицией Банка России, которая отражена в письме Банка России от 4 августа 2015 года № 12-1-5/1818. Безусловно, клиент может отказаться от предоставления запрашиваемых документов, но в этом случае банк будет вправе отказать клиенту в совершении операции на основании пункта 1 статьи 7 обозначенного выше закона. При этом согласно пункту 12 статьи 7 данного закона в случае такого отказа банк не будет нести ответственность за нарушение договора с клиентом. Следует отметить, что такой отказ может распространяться не только, например, на операции по переводу денежных средств, но и на операции по внесению (маловероятно) или возврату вклада. Несмотря на то что пунктом 2 статьи 837 Гражданского кодекса установлена обязанность банка вернуть вклад по первому требованию клиента - физического лица, нормы федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ будут иметь приоритет.

«Единственным выходом для клиента будет обращение в суд»

Кирилл Бодров, юрист, арбитражный управляющий:

По заявлению заместителя главы департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Ильи Ясинского, с 1 июля 2016 года банки будут обязаны требовать подтверждения законности «источника происхождения» денежных средств и имущества. Однако регламента и минимального порога денежной суммы, обязательной к подтверждению, списка документов и прочих нюансов на сегодняшний день не утверждено. Соответственно, если сотрудники кредитной организации не сочтут предоставленные документы достаточным основанием подтверждения законности происхождения денежных средств, банки будут вправе замораживать денежные средства клиентов на неопределенный срок. Отказаться от проверки документов клиент будет не вправе. Данный факт означает следующее: при обращении в банк с целью снятия наличных со своего счета клиент рискует не получить свои деньги, если их происхождение покажется сотруднику банка сомнительным. Единственным выходом для клиента будет обращение в суд, что, как мы знаем, является достаточно длительным и дорогостоящим процессом.

«Невозможно однозначно сказать, является нововведение выгодным для банков или нет»

Ольга Бодрова, генеральный директор юридической компании «За и против»:

Несмотря на то что федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает сумму «операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю» в размере 600 тысяч рублей, Центробанк заявляет, что критерии подтверждения будут устанавливаться банком самостоятельно. Невозможно однозначно сказать, является нововведение выгодным для банков или нет. Однако Сбербанк, являющийся крупнейшим банком страны, уже реализовал данную практику. Сумма, превышающая 1,5 миллиона рублей, обязательна к подтверждению законности для клиентов Сбербанка. Вероятнее всего, банки не станут рисковать репутацией и лицензией и будут неукоснительно соблюдать данный закон, несмотря на отток клиентов, не имеющих возможности подтвердить легальность своих счетов, и неизбежные многочисленные судебные процессы. Вдобавок к этому у банков появится дополнительная возможность удерживать денежные средства клиентов на своих активах.

От вкладчиков стали требовать подтвердить их доходы даже на скромные накопления

Полгода назад на форумах стали появляться жалобы вкладчиков на странное поведение банков. Один требовал у клиента документы о происхождении денег, когда тот запросил выдать ему часть суммы с его же собственного давнего вклада. Речь шла о 40 тыс. руб. Другой вкладчик жаловался, что перевод на оплату услуг ЖКХ в 4761,66 руб. почему-то вызвал у его банка приступ желания получить сведения о выгодоприобретателе. В третьем банке не понравилось, что человек перевел к ним (безналичным путем) средства со своего же счета из другого банка. Речь опять-таки шла о небольшой сумме. Самым удивительным было требование еще одного банка объяснить происхождение средств, которые клиент давно держал в этом банке и просто перекладывал с одного своего счета на другой.

При этом многие банки-дознаватели не желали общаться с клиентами напрямую, и их не устраивают справки из бухгалтерий по форме 2-НДФЛ. Зато блокировали карты клиентов. Проблемы, как правило, решались - но на это уходило до двух месяцев. «Собеседник» насчитал минимум 17 банков, на которые поступали такие жалобы. Среди них есть и известные.

Что может банк

Это проявления «антиотмывочного» закона («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. №115-ФЗ), - объясняет странную активность банков юрист Центра защиты вкладчиков и инвесторов (ЗВИ) Николай Бахтин. - Изменения к нему были приняты летом прошлого года, начали действовать с 1 сентября. Речь шла о дополнении анкет клиентов. Причем работа должна была быть проведена за 3 месяца. Видимо, банки перестарались. А последняя редакция этого закона была принята в конце декабря 2016‑го.

В итоге банк может запросить любые документы, объясняющие, откуда у вас деньги. Банк может отказать вам в совершении любой операции, сочтя ее подозрительной (четких критериев тут нет). Банк может расторгнуть с вами договор, заблокировать вашу карту и т.д. Вы же обязаны представить все требуемые бумаги. При этом перечня достаточных документов нет. Это все решает сам банк. Были случаи, когда выписку о том, что средства (небольшие) несколько лет хранились в другом банке, выбранный вкладчиком новый банк не считал достаточной.

Самое печальное, что, даже если банк окажется кругом не прав, вы не сможете потребовать у него компенсации: ст. 7, п.12 закона делает его неуязвимым от таких претензий.

Что может вкладчик

Проще всего, конечно, представить документы о происхождении своих средств, - продолжает Бахтин. - Но нередко банк, не объясняя причин, отказывается принимать к сведению принесенные вкладчиками документы. В таком случае можно пожаловаться в ЦБ или прокуратуру . Однако к тому моменту, когда вы получите ответ на свою жалобу, проблема скорее всего уже будет решена (все пострадавшие вкладчики указывают: дней через 30–45 ситуация разрешается в их пользу, т.е. банк просто пользуется их средствами, не начисляя проценты).

В любом случае не забывайте и про безобидные хитрости. Они сэкономят ваше время. К примеру, достаточно иметь какой-нибудь один документ о продаже (квартиры, машины и т.д.), чтобы легко объяснить вклады на такую же сумму в любом количестве банков. Кроме того, одни и те же документы (скажем, справку 2-НДФЛ) можно использовать для объяснения происхождения различных сумм в разных банках. Доказать, что это «не те» деньги, невозможно.

Все серьезные банки не только предпочитают знать своих клиентов, но и пребывать в уверенности о том, что все полученные на счет деньги являются именно заработанными, а не полученными преступным путем. Это касается как личных, так и корпоративных счетов. Для обеспечения этой уверенности банковские служащие требуют доказательство легитимности происхождения средств, причем это не просто каприз, а реальный способ обезопасить работу банковского учреждения в целом. Если банк будет заподозрен в причастности к мошенническим схемам, у него запросто могут отобрать лицензию. Естественно, так рисковать не будет ни одно уважающее себя банковское учреждение.

Совет владельцам : не возмущайтесь по поводу того, что от вас требуют документальное подтверждение происхождения денег на счету, то бесполезно, так как таких банков просто не существует. Просто в различных банках это может быть реализовано по-разному. Например, на Карибских островах требуется подтверждение для сумм, которые превышают 5000 евро, на Панаме планка выше - 10 000 евро. На Кипре и в Танзании такие документы могут потребовать выборочно у отдельных клиентов, когда это посчитает нужным администрация банка.

Повышенный интерес к вашему счету могут вызвать не только крупные суммы как таковые, а неожиданно поступившие значительные суммы после ряда мелких расчетов, непривычные названия , которые пересылают вам деньги, превышение ожидаемого годового оборота в несколько раз, работа с подозрительными партнерами (с плохой репутацией) - из игровой индустрии, например.

Причины, когда банк просит доказательство легитимности полученных средств, можно классифицировать следующим образом:

- банк хочет подтвердить достоверность вашего рассказа о назначении счета, примерному годовому обороту по нему и просто то, что ваша работа не повредит репутации других клиентов этого финансового учреждения;
- администрация хочет перестраховаться на случай непредвиденных ситуаций - например, проверки со стороны центрального банка;
- согласно законодательству банк просит расширенную информацию о некоторых типах проходящих платежей;
- в банк поступила жалоба от других клиентов, которые указывают на вашу незаконную деятельность;
- ваш счет попал в случайную выборку по проверке источников получения денежных средств;
- на ваш счет поступила крупная сумма денег (если раньше суммы были более скромными);
- вы получили деньги в непривычной для этого счета валюте (если раньше работали только с одной или несколькими определенными валютами);
- на ваш счет поступили деньги от подозрительного партнера (в названии его компании фигурируют слова investments, trust, gamin, casino или намекающие на эротическое содержание).
- на ваш счет поступили дивиденды от новой компании, с которой вы не работали ранее.

Учитывайте, что каждый раз банк будет требовать от вас разные документы, подтверждающие легитимность полученных на счет денег. Также разграничивайте работу личного и корпоративного счетов.

Для подтверждения законности полученных средств подходят следующие документы:

- документы на получение наследства, если средства пришли на счет, открытый в оффшорном банке;
- документы, подтверждающие факт продажи недвижимости и зачисление вырученных средств на счет;
- документ, подтверждающий факт покупки у вас акций компании;
- договор, согласно которому вы получили деньги за выполнение определенных услуг (за исключением консалтинговых);
- договор на получение авторских отчислений или роялти;
- договор аренды (для получения арендной платы);
- договор, согласно которому вам возвращают долг, данный ранее.

Если деньги переводятся с другого вашего счета, открытого на ваше имя, никаких дополнительных подтверждений не требуется.

Все описанное выше в основном касается личных счетов, с корпоративными дела обстоят иначе. Для последних будет достаточно заключенного ранее договора с клиентом или поставщиком, а также инвойса. Под запретом находятся деньги, предназначенные для перевода третьим лицам - для этого необходимо иметь соответствующую лицензию. Ее отсутствие грозит как минимум блокировкой, как максимум - заведением на вашу компанию уголовного дела.

Со второго полугодия 2016 года Центробанк начнет требовать от банков сведения об «источниках происхождения денег». Приурочено это к завершению сроков действия амнистии капиталов. «Газета.Ru» разбиралась, коснутся ли ужесточения простых граждан.
В некоторых СМИ, социальных сетях и на банковских форумах развернулась бурная дискуссия о сложностях со снятием наличных и переводом денежных средств в связи с тем, что в этом году, после окончания амнистии капитала, объявленной президентом Владимиром Путиным, эти операции подпадут под дополнительный контроль финансовых властей.

Старт дискуссии дал российский ЦБ. Сейчас банки не обязаны получать от своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств и иного имущества. Однако вскоре банкиров обяжут запрашивать у клиентов такие документы, не исключил на этой неделе замглавы департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский.

«До того периода, пока процедура амнистии капитала не завершена, вряд ли финансовый мониторинг, финансовая разведка либо Банк России будут настаивать на реализации права банков при определенных обстоятельствах получать от своих клиентов информацию об источниках происхождения денежных средств и иного имущества», - цитирует ТАСС Ясинского. Он напомнил, что такое право появилось у банков в конце прошлого года.

По его словам, у финансовой разведки и ЦБ до момента истечения сроков действия амнистии капиталов нет планов разработки доведения до кредитных организаций каких-то специальных методических рекомендаций по тому, как реализовывать право по получению информации об источниках происхождения денежных средств.

Вместе с этим он отметил, что рано или поздно настанет такой момент, когда это право реализовывать будет необходимо. «Мы планируем подойти к этой работе во втором полугодии 2016 года», - отметил Ясинский.

Впрочем, на рядовых россиянах отмена моратория никак не скажется.

Как отделить помощь бабушке от спонсирования терроризма

Контроль банков за операциями с денежными средствами определяется федеральным законом №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Этот ФЗ является главной инструкцией для всех кредитных организаций для противодействия отмыванию преступных доходов. 115-ФЗ является обязательным к исполнению для всех банков, а нарушение его положений влечет за собой самые строгие санкции со стороны Центробанка, вплоть до моментального отзыва лицензии. Закон обязывает кредитные организации докладывать в Росфинмониторинг обо всех операциях, которые подходят под определенные критерии ст. 6 федерального закона.
Вторым документом, которым руководствуется банк в вопросе, «стучать» ли на вас в Росфинмониторинг, является его внутренняя инструкция, которая пишется на основе положения Банка России №375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». На практике большинство банков просто переписывают все включенные в 375-П критерии в свою внутреннюю инструкцию. Также положение Центробанка регулирует работу внутренней IT-системы контроля банка, которая должна оповещать отдел внутреннего контроля о сомнительных операциях, проходящих через банк. Уведомления обо всех зарегистрированных сомнительных операциях отправляются в Росфинмониторинг, который на основании полученной информации имеет право заблокировать финансовую операцию или запросить у клиента документы, подтверждающие источник происхождения этих денег.

«В соответствии с ФЗ-115 банки обязаны при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов принимать меры по определению финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества (подпункт 1.1 п. 1 ст. 7). То есть банки обязаны проверить балансы, налоговые декларации и иную информацию о клиенте из доступных источников. Выполняя пункт закона, где речь идет о «праве принимать меры», банки включают в анкеты клиентов пункт об «источниках». Ответит на этот пункт клиент или не ответит и что ответит - это уже другой вопрос, но свое право применения мер банк исполнил», - поясняет консультант департамента аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам ФБК «Грант Торнтон» Галина Нуднова.

С учетом проверок, проведенных Банком России, и количеством отзывов лицензий банки, у которых большой оборот наличных денежных средств, пытаются как-то себя обезопасить разработкой процедур по установлению источников происхождения этих средств.

Но так как никаких предложений (законодательных, рекомендательных) по обоснованию источников со стороны Банка России нет, то банки самостоятельно разрабатывают процедуры определения источников.

Пока же банк обязан уведомлять о следующих операциях физических лиц.

Операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб. То есть, если вы переводите 615 тыс. руб. своему знакомому на его банковский счет со своей карточки, банк обязан уведомить контролирующие органы. Так же будет и с покупкой квартиры или машины через безналичный расчет. В этом случае основанием для перевода средств будет договор купли-продажи, но, если у банка возникнет вопрос о том, откуда у вас такие деньги, что ж, приготовьтесь объяснить источники вашего дохода. В этом случае обычно требуются справки о доходе от вашего работодателя, дарственные от родственников или иные документы, например тот же договор купли-продажи, если, перед тем как купить новую машину, вы продали старую.

Впрочем, не стоит рассчитывать, что, если вы переведете 1 млн руб. четырьмя платежами по 250 тыс., к вам не возникнет вопросов. Основываясь на внутренней инструкции банка, которая, как мы помним, написана на основе «антиотмывочного» положения 375-П, служба внутреннего контроля кредитной организации имеет право подать на вас сведения в Росфинмониторинг или заблокировать операцию, если она покажется сомнительной. К примеру, перевод 20 тыс. руб. каждый день в течение месяца другу также может вызвать вопросы у банка, и, скорее всего, вам также придется объяснять, зачем вашему знакомому ежедневные переводы денег.

Операции по банковским счетам (вкладам), открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением на нем денежных средств в наличной форме, а также перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца, также попадают в поле зрения службы контроля, особенно когда вы приносите в банк несколько миллионов рублей в сумке. Если вы готовитесь разместить крупный депозит, лучше заранее подготовить документы, объясняющие происхождение средств, - их могут спросить уже при открытии вклада. Список документов, объясняющих происхождение средств, одинаков: справки о доходе от вашего работодателя, дарственные от родственников или иные документы, например тот же договор продажи недвижимости или машины.

Помимо этих двух самых распространенных операций среди населения банки обязаны уведомлять также о приобретении ценных бумаг за наличный расчет, получении физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, обмене банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; помещении драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард, получении или предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Если вызвали поговорить

Как вы уже поняли, ваш банк обязан докладывать обо всех сомнительных с его точки зрения операциях по вашему счету. При этом кредитная организация имеет полное право блокировать любую транзакцию до того момента, пока вы не объясните сотрудникам банка, откуда у вас такие деньги и зачем вы их переводите. Если вас вызвали в банк, приготовьте все документы, объясняющие происхождение средств. Если документов нет, готовьтесь объяснить, как вы эти деньги получили (к примеру, родители подарили на свадьбу и т.д.). Впрочем знайте, что сотрудники службы безопасности могут не поверить вашему рассказу, особенно если он плохо аргументирован. При этом не стоит винить кредитную организацию в несправедливом отношении к вам как к клиенту.

Банк обязан любыми способами бороться с подозрительными финансовыми операциями, объем которых, по данным Росфинмониторинга, в 2015 году составил 11,7 трлн руб.

Впрочем, в ближайшее время нас, возможно, ждет смягчение законодательства. По данным газеты «Коммерсантъ», Центробанк подготовил проект поправок к двум законам («антиотмывочному» 115-ФЗ и закону о государственной регистрации юридических лиц и ИП), рассмотрев соответствующие предложения банкиров. Поправки в целом упрощают работу банкиров с Росфинмониторингом, проект разослан участникам рынка.

Согласно поправкам банки должны быть освобождены от подробного уведомления службы о сделках с недвижимостью, драгоценными металлами и страховыми выплатами. Уведомления предлагается ограничить данными об операциях по списанию и зачислению средств. Также рассматривается выведение из-под контроля сделок банка на межбанковском рынке.



Похожие статьи