Заявление на потерю товарного вида автомобиля. Каким образом возможно добиться возмещения. Формула выглядит так

Для того чтобы понять что такое утеря товарной стоимости, мы не станем использовать сложных определений и объясним своими словами. Автомобиль это не только средство передвижение, но и товар, и если вы связывались с куплей/продажей подержанных автомобилей, то знаете что «битая» машина всегда дешевле, даже если она хорошо отремонтирована.

В результате ДТП автомобиль получает повреждения, которые не позволяют него восстановить полностью до изначального состояния и для покупателя он уже будет битым. Собственно утеря товарной стоимости и отражает разницу между стоимостью автомобиля в ДТП не бывавшем и автомобиля отремонтированного.

Законные основания и практика

В первые годы после принятия закона об ОСАГО взыскать УТС было невозможно, поскольку страховщики трактовали УТС в соответствии с пунктом 63 статьи 2 закона об ОСАГО как упущенную выгоду. Впоследствии в 2007 году ВС РФ в постановлении №ГКПИ0-658 аннулировал ряд положений в т.ч. упомянутый п. 63. После этого стало возможно получение УТС через суд, но процесс был весьма хлопотным и далеко не всегда успешным.

29 января 2015 года вступило в законную силу Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2, который отнес утерю товарной стоимости к реальному ущербу, а также обязал страховые компании производить соответствующие выплаты пострадавшей стороне.

Несмотря на это, страховые компании по-прежнему всячески стараются избегать выплаты утраты товарной стоимости. Чаще всего, чтобы избежать выплаты достаточно просто не напоминать о возможности ее получения. Но даже если пострадавший подает заявление на возмещение УТС, страховые компании до сих пор предпочитают любыми путями не выплачивать компенсацию. Тем не менее, закон полностью на стороне пострадавшего и дела по возмещению УТС почти всегда выигрышные.

Условия получения

Возраст автомобиля:

  • автомобили производства СНГ не старше 3-ти лет;
  • автомобили зарубежного производства не старше 5-ми лет;
  • отечественные автомобили не старше 3-х лет;
  • грузовой транспорт, прицепы, автобусы не старше 3-х лет производства СНГ и не старше 4-х лет для зарубежных;
  • мототехника не старше 5-ти лет.

Износ:

  • общий износ не более 40%;
  • пробег не более чем в 2 раза выше общенормативного.

Иные условия:

  • возмещению УТС подлежат только страховые случаи ОСАГО и КАСКО (если в договоре КАСКО не прописано иное);
  • вы не должны сами являться виновником повреждений своего автомобиля;
  • автомобиль не должен прежде бывать в ДТП и подвергаться кузовному ремонту;
  • на поврежденных деталях должна отсутствовать существенная коррозия;
  • при компенсации УТС не учитываются заменяемые мелкие элементы (фары, зеркала, молдинги и т.д.);
  • возмещение УТС не производится сверх установленных лимитов страховых выплат.

Что влияет на размер УТС:

  • устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  • замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  • ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски);
  • полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

Рентабельно ли это

Сумма выплаты УТС зависит от стоимости автомобиля и поэтому чем автомобиль дороже, тем компенсация выше. При определенных условия у некоторых дорогих марок автомобиля сумма выплаты УТС может даже превышать саму стоимость ремонта.

Получение дополнительных выплат всегда желательно, тем не менее в некоторых случаях не очень рентабельно из-за дополнительных затрат времени и денег. Так если страховая откажет вам в компенсации, вы будете вынуждены нанимать оценщика, судебного юриста и тратить свое время. Скорее всего, суд обяжет компенсировать вам издержки, но это будет только после суда. Поэтому, рентабельно начинать судиться за получение УТС, если речь идет о значительной для вас сумме. Спрогнозировать примерный размер УТС вы сможете сами на неофициальных онлайн калькуляторах, либо при консультации со специалистом.

Инструкция по получению УТС

Условно процесс получения возмещения утраты товарной стоимости можно разделить на 4 этапа. В некоторых случаях вопрос может успешно решиться уже на первым, а в других придется пройти все 4.

Этап 1

Вам надо проанализировать ситуацию самостоятельно или при помощи специалистов и понять, положена ли в вашем случае компенсация, это довольно просто, смотрите условия выше. Если вы считаете что компенсация вам положена, то вы должны подать в страховую компанию заявление на возмещение (образец вам должны дать в страховой). Кроме того, вы должны потребовать выдать вам следующие документы:

  • акт осмотра ТС экспертом страховщик а после ДТП;
  • страховой акт – вне зависимости от того выплатили ли вам уже основное возмещение, или еще нет.
  • справки формы №748 о ДТП – учтите, что заявление на основное возмещение должно быть вами написано в срок не позже 5-и дней с момента ДТП, а справка №748 выдается страховщиком обычно не ранее 11-го дня.

Этап 2

Если страховая компания самостоятельно не озаботилась оценкой размера УТС и не выплатила компенсацию, то вы должны приступать к самостоятельной оценке. Для этого, вы должны найти независимого оценщика или оценочную компанию, для оценки УТС. Вы договариваетесь с оценщиком о времени и месте осмотра автомобиля, а также в установленном законом порядке уведомляете страховую компанию. Скорее всего, представитель страховой компании не придет на осмотр, но уведомить необходимо, это поможет в будущем суде.

Этап 3

Когда у вас на руках есть акт экспертизы УТС, вы должны обратиться в страховую компанию с повторным заявлением на возмещение и приложить к нему копию акта. По результату вы должны получить либо компенсацию, либо отказ. На рассмотрение заявления у страховщика есть 20 дней, если по истечении этого времени вам отказали или ответа не последовало – приступаем к 4-му этапу.

Этап 4

Составляем исковое заявление в суд, к заявлению прикладываем акт оценки и иные документы. Для того чтобы правильно подать иск лучше всего обратиться к специалисту, поскольку в разных случаях к заявлению будут прикладываться разные документы. Кроме того, в случае успешного для вас исхода, суд обяжет страховщика компенсировать затраты на услуги представителя.

  • Если суммы выплат недостаточно для покрытия всего нанесенного вреда по основному или дополнительному возмещению ОСАГО (ДОСАГО), то пострадавший в праве требовать возмещения оставшейся части ущерба с виновника в досудебном и судебном порядке. Но в целом, например в ППВС РФ от 26.12.17 УТС признается дополнительным ущербом, а значит, может компенсироваться сверх лимита выплат ОСАГО и ДОСАГО.
  • Не верьте на слово страховщикам , страховщики могут устно заверить вас что компенсация УТС вам не положена. Не верьте словам, лучше всего проконсультируйтесь с независимым специалистом.
  • В ранее отказных случаях , раньше не считались подлежащими возмещению УТС повреждения не связанные с ДТП (хулиганские действия, стихийные бедствия, падение деревьев и т.д.), по новым правилам при наличие страхового случая и повреждений вы можете получить УТС и без ДТП.
  • Если ДТП было оформлено по европротоколу , то для возмещения по утрате товарной стоимости суду нужно будет предъявить фото или видеодоказательства нанесенного ущерба с места происшествия.

Утрата товарной стоимости (УТС) – удешевление транспортного средства после аварии и последующего восстановления. Понятие основано на том, что после аварии машина обладает худшими характеристиками, чем до повреждений. Как следствие, уменьшается её рыночная стоимость. Сумма, на которую обесценилась машина – и есть УТС.

Следует понимать, что соответствующий ущерб наступает не во всех случаях. Его наличие в конкретной ситуации зависит от:

  • Официального «возраста» и эксплуатационного износа автомобиля.
  • Степени и вида повреждений и, как следствие, объёма восстановительного ремонта.

По состоянию на конец 2015 года расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

Согласно документу, ущерб такого рода может возникать у легковых автомобилей не старше пяти лет, износ которых не превышает 35%. Каждое повреждение, влекущее падение стоимости транспорта после восстановления, имеет свой коэффициент. Значения коэффициентов зависят от ремонтируемой детали и категории ремонта.

При крупных авариях размер УТС может превышать 10% цены машины. Споры о том, должен ли включаться этот ущерб в сумму страхового возмещения, продолжаются до сих пор. Страховщики в основном склонны считать, что товарная стоимость является атрибутом товара. А значит, она в лучшем случае относится к упущенной выгоде и автострахованием не покрывается. Однако судебные органы в целом придерживаются иной позиции.

Расчёт УТС чаще всего производится экспертами на основании методики Министерства Юстиции.

УТС по КАСКО

Судебная практика в отношении УТС при страховании автотранспорта довольно противоречива. Компании долгое время отказывались возмещать данный ущерб в добровольном порядке, а суд чаще всего вставал на сторону клиента. Но встречались вердикты и в пользу страховщиков.

Бо́льшая определённость в этой сфере появилась после Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 20.

В решении Верховного Суда указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению вместе со стоимостью ремонта и заменяемых деталей.

Однако перспективы возмещения УТС по КАСКО зависят в том числе от того, какие это понятие регламентируется конкретными Правилами страхования. Ниже приведены возможные варианты упоминания УТС в правилах КАСКО:

Таблица 1. Понятие УТС в правилах КАСКО.

таблица скроллится вправо
Ситуация
Перспективы
В Правилах КАСКО
не упоминается УТС
Политика страховщика слабо
предсказуема. Но поскольку
судебные органы считают УТС
реальным ущербом, при отказе в
добровольном возмещении УТС эти
расходы могут быть взысканы в
судебном порядке. Также возможна
оплата данного ущерба по
досудебной претензии.
В Правилах УТС относится
к исключениям
из страхового покрытия
Компания демонстрирует своё
нежелание оплачивать УТС. Однако на
практике такие возмещения могут
осуществляться на основании
соответствующего заявления во
избежание судебных издержек.
Впрочем, возможны и разбирательства в
суде. Главным аргументом страховщика
здесь будет «свобода договора» и
согласие страхователя с его условиями
при заключении.
Ограничение максимальной
суммы выплаты по УТС
минимальными значениями
(например, 0,1% от общей
стоимости ремонта)
В этом случае компания осознанно
идёт на хитрость. Формально она
не отказывается возмещать УТС,
но сумма возмещения оказывается
сугубо номинальной. В такой ситуации
требовать возмещения полной суммы
данного ущерба с большой
вероятностью придётся в судебном
порядке. Результат сложно
прогнозируем, поскольку речь здесь
идёт об оспаривании конкретного
лимита по договору.
Неиспользованная
возможность включения
УТС в покрытие по
договору
Если компания предлагает покрытие
УТС наряду с иными условиями полиса,
но клиент застраховался без
применения этой опции, выбрав более
дешёвый вариант, возместить
соответствующий ущерб непросто. В
данном примере речь идёт об
осознанном выборе страхователя, как и
в отношении любых других позиций
договора. Тем не менее, шансы на
компенсацию УТС через суд остаются.

Понятно, что если договор заключён на условиях возмещения УТС и данная опция чётко прописана, проблем у автолюбителей возникнуть не должно. Так или иначе, для получения соответствующей компенсации стоит понимать определённые нюансы:

  • Для расчёта УТС нужна информация о ремонтных воздействиях – необходимых или произведённых. Эти сведения обычно содержатся в заказ-наряде на ремонт и/или акте осмотра. Необходимо позаботится, чтобы какой-то из этих документов или его копия остался на руках. На основании него можно сделать собственную экспертизу по УТС, если страховщик отказал в возмещении этой части ущерба.
  • Не следует пренебрегать досудебными способами решения вопроса. Во многих случаях компании оплачивают УТС по претензии или соответствующему дополнительному заявлению с приложением оценки данного ущерба. Пытаясь избежать подобных выплат, страховщики в то же время опасаются судебных издержек.

Если же страховая организация не выполняет обоснованные требования о возмещении УТС, остаётся лишь обращаться в суд.

УТС по ОСАГО

В отношении «автогражданки» возмещение УТС регулируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N 2. Как и в случае с КАСКО, устанавливается обязательность возмещения этой части ущерба. При этом страхователь имеет на него право и в том случае, если урегулирование убытка происходит путём ремонта повреждённого авто.

В целом ситуация по ОСАГО во многом схожа с описанными выше позициями КАСКО.

Страховщики могут увиливать от выплаты УТС, но на основании претензий или через суд чаще всего компенсируют данный ущерб.

При этом компания обязана предоставлять акт осмотра и/или отчёт эксперта по требованию выгодоприобретателя. Это упрощает получение необходимых данных для расчёта УТС.

В то же время, ни в «Законе об ОСАГО», ни в Правилах какого-либо указания в отношении этого вида ущерба не содержится. Поэтому жалобы в надзорные органы вряд ли в данном случае окажутся действенными. Намереваясь получить компенсацию УТС следует быть готовым к судебным разбирательствам.

Что нужно учитывать?

Как видим, в отношении утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО только суд оказывается на стороне страхователей. Какие последствия это имеет на практике? Можно отметить некоторые из них:

  • Получение возмещения УТС в некоторых случаях может занимать много времени (до нескольких месяцев при судебных тяжбах).
  • Страховщики КАСКО могут внести страхователя, обратившегося по УТС, в «чёрный список» (в том числе с рассылкой по другим компаниям). Такая мера предполагает заградительно высокие тарифы при дальнейшем страховании.
  • Тарифы по КАСКО неизбежно реагируют ростом на судебную практику взыскания УТС.

При этом чаще всего сумма такого ущерба невелика. Даже при расчёте независимым экспертом она может оказаться в диапазоне 0,1% – 1,0% от стоимости автомобиля.

Результатом столкновения автомобилей становятся многочисленные повреждения имущества, здоровью и жизни причиняется ущерб разной степени тяжести. По договору ОСАГО такой вред подлежит возмещению страховой компанией, если у виновника происшествия есть действующий полис. В таких случаях компенсируется и утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Как получить возмещение УТС по ОСАГО? Какие документы для этого необходимы и какое заявление подавать? Что делать, если страховщик откажется выплачивать требуемую сумму? Поможет ли суд?

Когда положена выплата УТС?

Утеря товарной стоимости автомобиля является следствием получения повреждений ТС в результате ДТП, снижения его эксплуатационных характеристик, ухудшения внешнего вида и т.п. То есть право на выплату имеет любой автовладелец, застрахованный по ОСАГО и признанный пострадавшим в ДТП. Утеря представляет собой разницу в рыночной стоимости авто, которое никогда не участвовало в авариях и стоимости машины, побывавшей в ДТП. Сравниваться должны цены на автомобили одинаковых марок, моделей и годов выпуска.

УТС по ОСАГО может быть рассчитана как до проведения ремонтных работ, так и после. Дата расчета роли в окончательном результате не играет. Для пострадавшего в ДТП автомобиля, который в ходе восстановления был окрашен (полностью, частично), УТС может быть рассчитана только, если это авто имело до аварии заводское покрытие и с момента его выпуска не прошло более 3 лет (для отечественного автопрома) или более 5 лет (для иномарок). Элементы таких транспортных средств на момент аварии не должны быть подвержены коррозии.

Как рассчитать УТС?

Расчетом размера УТС автомобиля по ОСАГО занимаются либо эксперты страховой компании при проведении осмотра транспортного средства, либо эксперты независимой экспертной организации, либо специалисты судебной экспертизы. Самостоятельно автовладелец, не имеющий должной квалификации, такой расчет без ошибок осуществить не сможет. Всего в российской практике существует 3 методики, которые эксперты используют для определения размера утраты товарной стоимости.

Методика ЦБ

В 2014 году вступило в силу Положение ЦБ №432-П, утверждающее Единую методику для расчета стоимости ремонта по ОСАГО. Все страховщики и независимые эксперты с указанного года стали обязаны производить расчеты размеров ущерба только в соответствии с предложенной методикой. Но она не учитывала порядок определения величины УТС по ОСАГО, поэтому в 2015 году был опубликован Проект Указания , которое вносило бы изменения в существующую методику, а именно дополнило бы ее главой 8 «О порядке определения величины УТС».

В п.8.2 указано, что УТС рассчитывается только для ТС, у которых обнаружена необходимость после ДТП устранить перекос кузова, осуществить ремонт его отдельных элементов, окрасить кузов, бампер или их части. В п.8.3 перечислены случаи, при которых расчет не проводится. К ним относится износ более 40%, возраст легковых автомобилей более 5 лет. П.8.4 и 8.5 также содержат ряд исключений, при которых нельзя рассчитывать УТС, в том числе незначительное повреждение детали, наличие перекрашивания кузова до момента ДТП и т.д.

Сами формулы расчета величины приведены в п.8.6 и 8.10. В основу расчета была заложена стоимость транспортного средства в момент получения повреждений и ряд коэффициентов. Представленная в Проекте методика отличается от повсеместно используемой методики Минюста только размером коэффициентов, применяемых для расчета. По состоянию на 2018 год методика ЦБ по расчету УТС в силу не вступила и в Положении №432-П по-прежнему 7 глав. И страховщики и независимые эксперты пользуются методикой Минюста.

Методика Минюста

Порядок расчета размера ущерба и восстановительного ремонта был принят Минюстом в 2013 году. Изначально Методика Минюста предназначался только для судебных экспертов, которые в интересах суда рассчитывали величину вреда, причиненного транспортным средствам в дорожно-транспортных происшествиях. Но по сути этой методикой пользовались и пользуются и страховые компании и независимые экспертизы. Рассчитывается УТС по формуле, приведенной в п.7.2.1:

С - цена автомобиля на момент совершения ДТП;

Кутс i - коэффициент, который используется для конкретного элемента или детали ТС.

Коэффициенты перечислены в Приложении 5 к Методике. Так, при замене пола салона авто используется коэффициент 3, при замене заднего крыла - 0,5 и т.д. Также в документе приведена отдельная формула для определения размера коэффициента при окрашивании отдельных деталей автомобиля (п.7.2.6.1). Величина УТС по ОСАГО в 2018 году полностью зависит от характера, вида и объема полученных транспортным средством повреждений.

Методика Хальбгевакса

По данной методике можно рассчитать только утрату товарной стоимости иномарки. Она предлагает перед началом основного расчета выяснить его целесообразность. Для этого необходимо рыночную стоимость авто на момент ДТП разделить на стоимость абсолютно нового автомобиля и разделить на 100%. Если полученный результат будет меньше 40%, то расчет не будет иметь смысла. Если будет больше, то для расчета использовать формулу и специальную таблицу. Их можно найти .

Как получить УТС по ОСАГО?

Поскольку потеря товарного вида автомобиля по ОСАГО была включена Постановлением ВС №58 от 2017 года в размер реального ущерба, страховые компании обязаны учитывать эту величину при выплате возмещения в виде денежных средств или при оплате ремонта на СТО. Если УТС не была включена в общую сумму страховки, то страхователь, пострадавший или владелец автомобиля имеет право подать претензию к страховой компании. В случае, если она останется без ответа, нужно будет обратиться в суд с заявлением.

Куда обращаться?

Возмещение УТС осуществляется только лицу, которое признано невиновным участником аварии. Обращаться за выплатой утраченной стоимости владелец авто должен в ту же страховую компанию, в которую подавал заявление на выплату страховой компенсации. Если страховка без учета УТС была получена по прямому возмещению убытков от страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО, то и заявление на получение УТС нужно подавать туда. В случае, если страховка без учета УТС была получена от страховщика виновника ДТП, то и УТС необходимо требовать там же.

Необходимые документы и заявление

Законодательством не предусмотрена форма заявления для требования выплаты УТС от страховой компании. По сути такой документ является досудебной претензией, предъявляемой страховщику. Если страховая компания не включила потерю стоимости авто в сумму возмещения ущерба, то в тексте претензии обязательно нужно сослаться на разъяснения Верховного суда (п.37 Постановления Пленума №58) о причислении УТС к реальному ущербу. По устоявшимся правилам заявление на УТС по ОСАГО должно содержать:

  • Персональные данные;
  • Обстоятельства наступления страхового случая;
  • Суть требований;
  • Обоснование требований;
  • Расчет неустойки и требования ее выплаты;
  • Список приложений.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО 2018 года может быть выплачена при предоставлении тех же документов, которые утверждены Положением ЦБ №431-П в п.3.10. Всегда заявитель должен предъявлять паспорт, извещение о ДТП, полис ОСАГО. Если авария оформлялась не по европротоколу, то потребуются документы из ГИБДД (постановление, протокол). У заявителя должны быть основания для предъявления требований. В данном случае ими может стать заключение независимой экспертизы или личные расчеты величины по одной из действующих методик.

В каких случаях УТС не выплачивают?

Как методические рекомендации Минюста (п.7.1.4), так и Положения Центробанка предусматривают ряд исключительных случаев, когда утеря товарной стоимости машины не может быть возмещена. УТС не рассчитывается, если на момент ДТП:

По сути такие исключения являются незаконными, так как ВС РФ относит утерю товарной стоимости к реальному ущербу. А такой ущерб страховая компания обязана возместить невиновной стороне в соответствии с нормами закона «Об ОСАГО» несмотря на размер износа автомобиля или его год выпуска. Но и страховщики, и даже некоторые судебные инстанции либо пренебрегают такими положениями законодательства, либо неверно их толкуют.

Отказ в выплате УТС

На законных основаниях страховая компания может отказаться в компенсации утраты товарной стоимости, если заявление подает виновник происшествия или иное лицо, не имеющее право на такое требование; если уже выплаченная страховка равна лимиту, установленному законом (400 тыс. руб.); если транспортное средство было отремонтировано собственными силами и не предоставлялось для осмотра страховой компанией и т.д. Таким образом, возмещение УТС может быть не осуществлено страховщиком по тем же законным причинам, что и вся выплата страховки.

В случае, если страховая компания не отвечает на претензию автовладельца в течение 10 дней или вовсе ее игнорирует, у последнего есть только один вариант взыскать принадлежащие ему по праву денежные средства. Для этого нужно обратиться в суд с исковым заявлением. К иску нужно приложить все документы, которые бы доказывали обоснованность требований пострадавшего водителя, а также письменный отказ страховой компании.

Судебная практика

Историю судебных решений по вопросам утраты товарной стоимости автомобиля можно считать неоднозначной, поскольку одни судьи толкуют нормы материального права верно, другие по каким-либо причинам не могут объективно оценить ситуацию, описанную в исковом заявлении. Но в последнем случае на сторону истца или ответчика может встать апелляционный суд. Так, один из пермских апелляционных судов встал на сторону ответчика, которым выступала компания «Альфастрахование».

Пример решения суда

Согласно Постановлению № 17АП-14654/2018-АК суд первой инстанции наряду с другими требованиями обязал взыскать со страховщика в пользу истца сумму 8 626 рублей в качестве утраты товарной стоимости автомобиля, который попал в аварию 22.10.2014 года. Но арбитражный суд при вынесении решения не учел факт пропуска срока исковой давности. Апелляционный же выяснил, что заявление на возмещение УТС было подано страховщику только 17.10.2017, а исковое заявление 8.05.2018, то есть спустя более 3 лет после происшествия. Это обстоятельство привело к невозможности достоверно определить размер убытков, в том числе и в виде утраты товарной стоимости. Поэтому апелляция была удовлетворена, а решение первого суда отменено.

По данным РСА за 9 мес. 2018 года недобросовестными автоюристами, перекупающими у пострадавших право требования, от страховых компаний было получено более 23 млрд руб. денежных средств взысканных через суд. Малая часть этой суммы относилась к действительно страховым расходам, остальной же объем составляли финансовые санкции и т.п. Но не всем автоюристам удавалось получить удовлетворение по исковому заявлению.

Пример решения суда

Так, Иркутский суд рассматривал дело № А19-14595/2018. Иск к страховой компании «Ангара» был подан ИП, получившим такое право по договору цессии, заключенному после выплаты страховщиком компенсации без учета УТС. Из материалов дела было известно, что дорожно-транспортное происшествие произошло 12.01.2016, а исковое заявление было подано автоюристом 20.04.2018. Договор цессии был заключен 29.03.2017 в день получения акта независимой экспертизы о размере утраты товарной стоимости, который составил 12 903 рубля. Суд выяснил, что истцом не были соблюдены правила досудебного урегулирования спора, то есть страховщик не был уведомлен о проведении экспертизы, ему не была направлена претензия на выплату утраченной стоимости автомобиля и т.д. Суд пришел к выводу, что само по себе проведение независимой экспертизы не порождает возникновения обязательств страховой компании по выплате такой компенсации. В иске на компенсацию по УТС транспортного средства за отсутствием оснований было отказано.

Ст. 65 АПК РФ указывает, что каждое лицо, участвующее в судебном разбирательстве обязано иметь доказательства и обоснования своих требований. Иначе в силу ст.71 того же кодекса суд признает иск необоснованным и откажет в удовлетворении. В деле № А19-14595/2018, рассмотренном в примере выше, несоблюдение положений федерального законодательства и порядка разрешения споров повлекло отказ суда взыскивать утрату стоимости автомобиля. После этого пропали права истца на получение компенсации юридических (представитель) и судебных (госпошлина) расходов, а также исчезли основания для получения неустойки за несвоевременное выполнение страховой компанией своих обязательств.

Заключение

Таким образом, по правилам страхования утрата стоимости автомобиля должна включаться в общий ущерб и выплачиваться на таких же основаниях, как и обычная страховка по ОСАГО, в том числе в виде оплаты ремонтных работ. Если страховщик выплатил компенсацию без учета утраченной стоимости, то пострадавший водитель должен обратиться к нему с досудебной претензией. Если она не будет удовлетворена, только судебная инстанция сможет разрешить возникший спор.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО - это предоставляемая страховой компанией компенсация по снижению реальной рыночной стоимости автомобиля по страховому полису ОСАГО. Большинство российских страховщиков не возвращают утрату товарной стоимости и отказывают клиентам, которые, на основании ФЗ №40 «Об ОСАГО» , требуют возмещения денежных средств в виде упущенной выгоды.

УТС: терминология

К ущербу в результате ДТП относится УТС, которая заключается в уменьшении стоимости автомобиля, вызванного ухудшением внешнего вида транспорта и долговечности отдельных деталей. Согласно Постановлению Верховного суда от 2015 года, все страховые компании обязуются выплачивать утраченную стоимость автомобиля.

Базой для установления УТС по ОСАГО является рыночная стоимость автомобиля. Исходя из этого, чем дороже стоимость транспортного средства, тем выгоднее борьба за компенсацию. В утраченную стоимость входит ущерб внешнего вида, а именно ухудшение лакокрасочного покрытия. Дополнительно учитывается понижение эксплуатационных характеристик, снижение прочности технических узлов автомобиля в связи с ремонтом.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2019 году возмещается в том случае, если соблюдены следующие условия :

  1. Год выпуска транспорта иностранного производства не превышает пяти лет, отечественного и стран СНГ не больше трех лет;
  2. Водитель не является виновником ДТП;
  3. Компенсационная выплата не должна превышать четырехсот тысяч рублей;
  4. Детали, рассматриваемые в рамках УТС по произошедшему ДТП, не должны иметь повреждений в результате предыдущих аварий. УТС автомобиля по ОСАГО предусмотрена только для новых деталей.

Выплата по компенсации обосновывается на основании решении суда.

Расчет УТС

На сегодняшний день существуют несколько методик для расчета УТС по транспортному средству. Каждая из методик учитывается следующие факторы , которые влияют на конечную сумму:

  1. Дата выпуска автомобиля;
  2. Дата аварии;
  3. Стоимость транспорта на момент аварии;
  4. Стоимость ремонта автомобиля;
  5. Стоимость замененных деталей.

Восстановительный ремонт стоит оценивать с момента фиксации повреждений, пробега и регистрационных данных автомобиля. В том случае, если ремонт уже производился, то доказательством выступят фотографии и видео представителем страховщика. Согласно акту о повреждении формируется список деталей, которые подлежат замене и рассчитывается их рыночная стоимость. Дополнительно к сумме прикладывается стоимость работ по восстановлению автомобиля.

Как получить УТС

Для получения выплаты по УТС, необходимо соблюдать ряд действий :

  1. Инициировать платную экспертизу. Впоследствии затраты возместит страховая;
  2. Передать в страховую компанию лист экспертизы и заявление по возмещению УТС;
  3. После получения ответа следует составить заявление в суд;
  4. Ожидать ответа;
  5. Получить денежные средства.

Все расчеты по УТС необходимо производить в тот день, когда произошло ДТП.

Чаще всего ее величина составляет от 10 до 20 процентов от реального размера причиненного ущерба при потере товарного вида автомобиля по ОСАГО. Также нецелесообразно рассчитывать утрату товарной стоимости при завышенной стоимости запчастей для проведения восстановительных работ по отношению к цене выполнения самих работ.

  1. Полную стоимость аналогичного автомобиля на момент ДТП;
  2. Полная стоимость автомобиля на момент аварии;
  3. Полная стоимость автомобиля после произведенного ремонта.

О том, как запросить со страховой возмещение по УТС — расскажет автоюрист:

Чтобы получить ответ специалиста, задавайте вопросы в комментариях

Вопрос, который волнует очень многих российских владельцев автомобилей. Ведь не секрет, что проблемы со страховыми компаниями возникают не менее часто, чем дорожно-транспортные происшествия на улицах.

Автолюбители все чаще стали испытывать сложности при получении компенсационных выплат от страховых компаний. Большая часть этих проблем приходится на утрату товарной стоимости автомобиля. Изменения, произошедшие в утс по осаго 2017, позволяют успешно решать эти вопросы через суд.

Какими знаниями необходимо вооружиться, чтобы добиться благополучного исхода в борьбе со страховщиками? И как получить выплаты в кратчайшие сроки? Для начала нужно иметь представление о том, что такое «утрата товарной стоимости».

Ремонт автотранспортного средства после аварии приводит к потере его стоимости. Это и есть, так называемое УТС. Восстановленный после дорожного происшествия автомобиль всегда имеет меньшую цену, чем никогда не бывавший в аварии.

Это обусловлено восстановительными работами, которые приводят к ухудшению общего эксплуатационного состояния машины. К ним относится смена некоторых частей или узлов автомобиля, повреждения лакокрасочного покрытия и восстановление отдельных деталей.

В результате аварии повреждаются не только детали, но и ухудшается внешний вид машины, что приводит к снижению стоимости по ОСАГО на 20% ниже рыночной. Несмотря на богатую судебную практику при рассмотрении таких дел в пользу автовладельца, страховщики расценивают эти случаи как свою упущенную выгоду и отказываются покрывать реальный убыток владельцев транспортных средств. Из-за этого крайне сложно спорить со страховыми фирмами, но шансы все же высоки.

Как вести себя в страховой компании

Каждый гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с утратой товарной стоимости. Такие основания предоставляет Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005 года, которое гласит, что УТС является реальным ущербом и подлежит взысканию со страховщика ОСАГО. Ведь стоимость машины действительно уменьшается вследствие ДТП.

Однако, не стоит идти с заявлением о компенсационных выплатах в страховую компанию, когда:

  1. Иностранный автомобиль старше 5 лет.
  2. Машина отечественного производства старше 4 лет.
  3. Транспортное средство изношено более чем на 35%.
  4. Вы являетесь виновником аварии.
  5. Вам уже выплатили полную компенсацию по ОСАГО.

Если вышеперечисленные условия вас не касаются, то можно писать заявление на выплату возмещения УТС по ОСАГО в страховую компанию.

Это делается обязательно в двух экземплярах. Первый, заверенный сотрудником фирмы, оставляем у себя. Потом дожидаемся письменного отказа страховщика и обращаемся к независимому эксперту-оценщику. Он осматривает саму машину, либо все сметы и калькуляции, касающиеся ее ремонта, чтобы правильно высчитать сумму УТС. Нужно понимать, что услуги оценщика платные (порядка 1-2 тысяч рублей), но впоследствии данную сумму можно будет также забрать через суд, если будут приложены соответствующие документы об оплате.

Далее составляется претензия, и подается заявление в суд вместе со всеми справками и отчетами. Российская судебная практика по таким делам в 2017 году свидетельствует, что у автовладельца высокие шансы выиграть дело. Причем суд обязывает страховщиков уплатить не только положенный по ОСАГО УТС, но и все судебные издержки.

Как рассчитывается УТС ОСАГО в 2017 году?

Размер УТС напрямую зависит от возраста автомобиля и его стоимости. На рынке российского страхования применяются два способа расчета УТС. Основной считается методика Минюста РФ, которую используют судебные эксперты по расчетам потери товарной стоимости.

Утрата товарной стоимости в 2017 году должна возмещаться, если:

  • произведена замена деталей;
  • наблюдаются повреждения защитных покрытий;
  • заменили узлы автомобиля;
  • был осуществлен ;
  • совершена замена частей кузова;
  • была сделана полная разборка салона, что привело к ухудшению качества заводской сборки.

Важное уточнение - замененные детали не должны иметь никаких дефектов, которые были получены ранее. УТС по ОСАГО 2017 года на такие случаи не рассчитывается.

Также утрата товарной стоимости не высчитывается и не оплачивается, если повреждения минимальны или не имеют отношение к страховому случаю. В судебной практике России встречались дела, когда суды взымают выплаты и со страховой компании, и с виновника дорожно-транспортного происшествия.

В заключение хочется дать напутствие всем автомобилистам. Необходимо быть упорным в своих законных требованиях, когда речь идет о десятках или даже сотнях тысяч рублей. Нужно знать свои права и уметь правильно ими пользоваться.



Похожие статьи