Что изучает экономическая география? Предмет и метод экономической географии и регионалистики

География это один из самых любимых предметов в школе, так как он интересен и делает много открытий для школьников. Один из разделов общей географии это экономическая география , которая занимается изучением экономического аспекта жизни общества. Термин экономическая география появился в 1751 году и был введен ученым М.В. Ломоносов. Экономическая география является полным оппонентом физической географии, и развивалась вместе с социальной географией, начиная с 17 века до 19 века.

Одно из определений экономической географии определяет ее как наука, которая изучает пространственное и территориальное развитие экономики. Существует такое понятие как новая экономическая география (НЭГ) , которая подразумевает анализ и создания моделей экономического развития. Инициаторами НЭГ это экономисты, которые заняты определением выгодных условий для развития экономики в определенных странах.

Кому и зачем нужна экономическая география?

Экономическая география изучается в первую очередь экономистами. Эта наука позволяет определить тонкости экономического развития во всех странах мира. Это особенно важно в развитие внешней торговли. Импорт и экспорт тесно связаны с экономической географией, также как и экономическое развитие любой страны. Одна страна не может экономически развиваться без другой, и между странами созданы тесные связи сотрудничества. Такое случается в связи с тем, что у каждой страны есть свои ресурсы и климатические условия, из-за чего экономика не может развиваться одинаково. Таким образом, возникает необходимость обмена.

Кроме этого, социально-экономическая география позволят узнать побольше о культуре других стран, о людях и их обычаях. Эти знания пригодятся не только специалистам, а еще и тем, кто любят побывать за границей. Для того, чтобы отдохнуть за границей и получить только приятные впечатления от отдыха, необходимо знать куда вы едете, и как себя там нужно вести. Общие знания о странах мира можно получить путем изучения экономической географии. Далеко не только природа играет роль в благополучии какого-то путешествия. Люди и экономическое развитие намного больше на это влияют. Можно найти еще много причин, соответственно которым стоит изучать экономическую географию, и вы их найдете, если сосредоточитесь на роль, которую она играет, и определите ее значение для общества.

Заметка: А если вам нужна помощь в сдаче ЕГЭ, не медлите искать поддержку - Сдадим ЕГЭ. Репетитор. ЕГЭ. sdadimege.ru (http://sdadimege.ru) и у вас все получится. Подготовка к ЕГЭ даст больше результатов, если вам поможет профессиональный репетитор.


Если материал был полезен, вы можете или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Экономическая география - это наука широкая, включающая географическое изучение природы, населения, хозяйства. В некоторых развитых странах в силу традиций прошлого параллельно существуют: география человека, экономическая география, политическая география, историческая география. Целостность анализа и прогноза социально-экономических территориальных систем при такой классификации утрачивается, т.к. прежде всего, разрывается изучение населения и хозяйства.

Суть единства экономической географии в широком её понимании, по мнению Ю.Г. Саушкина, состоит в том, что она включает в своё рассмотрение все производительные силы, многие социальные и политические процессы, в том числе и исторические явления в их экономико-географической интерпретации. Такое единство экономической географии связано с решающей ролью экономических условий в жизни общества, в его истории, в его взаимодействии с географической средой. Таким образом, термин " экономическая география" имеет глубокое принципиальное значение. Не может быть ни одной отрасли экономической географии, в которой бы определяющим не был экономический процесс, будь то география населения или политическая география. Конечно, степень влияния экономического процесса на отдельные стороны, изучаемые экономической географией, различна: в географии науки и культуры это влияние меньше, чем в географии промышленности, но всё равно оно тоже достаточно сильно.

Любая наука представляет собой особую систему знаний об определенных группах явлений материального мира. Значит, география имеет свои собственные, отличные от других наук, объект, предмет и содержание науки, а также методы исследования.

Объектом экономической географии (ЭГ) в широком понимании является взаимодействие географической среды и общества.

Конкретные объекты ЭГ - это народное хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, а также население и природные ресурсы. К специфическим объектам относятся экономические районы, ТПК, агломерации, транспортные системы и т.д.

Изучение размещения пространственной организации "всего сущего на Земле" объединяет все географические науки, изучающие как законы природы, так и законы функционирования хозяйства и общества. Предметом исследования ЭГ являются различные территориальные системы (городские агломерации, транспортные узлы, системы расселения).

"Содержание" науки - это совокупность объекта, предмета, методов и целей исследования, а также выявление закономерностей и взаимозависимостей между ними. Объект, предмет и содержание науки исторически меняется; расширяется или сужается предметная область исследования объекта, рассматриваются новые его стороны, углубляется изучение специфических объектов. Например, повышение роли человеческого фактора вызвало к жизни появление и развитие новых научных дисциплин ЭГ таких, как география сферы услуг, география культуры, география религий и т.д. Это объясняется тем, что взаимные влияния природы и производства нестабильны, а всё время меняются в ходе истории природы и истории общества. Современные колебания уровня Каспийского моря отражаются на рыболовстве, судоходстве, жизни приморских населенных пунктов.

Успехи науки и техники открывают новые перспективы более глубокого освоения географической среды, целенаправленного её изменения. Вырисовываются заманчивые возможности поворота морских течений, растапливания айсбергов, осушения болот путём подземных атомных взрывов и т.д. Однако любая проблема преобразования природы не может не учитывать три главных вопроса: сколько будут стоить работы по преобразованию природы, что реально они дадут народному хозяйству, в какие сроки окупятся расходы. Также необходимо учесть и вредные последствия "преобразования", которые могут сказаться прямо или косвенно сразу же или через годы и десятилетия. Поэтому географы должны работать над проблемами экономически эффективного освоения географической среды.

Таким образом, главная задача экономико-географической науки - изучение производственных и социальных комплексов и существующих в них взаимосвязей с тем, чтобы на основе этого изучения разработать рекомендации по наиболее рациональному использованию природных ресурсов и созданию оптимальных условий для жизни и производственной деятельности человека. Именно этим определяется значимость ЭГ как одной из фундаментальных наук.

Итак, экономическая география - это наука, изучающая социально-территориальные системы, которые формируются в процессе развития общества. Это наука, которая: совместно с физической географией изучает взаимодействие природы и общества, географическую среду, в которой развивается производство; устанавливает конкретные пространственные взаимозависимости между географической средой и производством и их закономерности; исследует расселение людей, их трудовые навыки, производственный опыт, географию и типы поселений; выявляет реально существующие территориальные системы производительных сил и закономерности развития и размещения их комплексов; производит научно обоснованное экономическое районирование; производит районирование отраслей, выделяя районы, узлы, зоны; изучает территориальное разделение труда между странами и районами, устанавливая закономерности его развития; производит типологию территориальных единиц разного масштаба; характеризует разные территориальные единицы с экономико-географической точки зрения; делает практические выводы о рациональности территориальной организации производительных сил, о перспективах освоения и взаимодействия географической среды и производства.

1.Основные условия размещения производственных сил и территориальной организации хозяйства.
Производительными силами в экономических науках называется совокупность трудовых ресурсов и средств производства. Важнейшей составляющей производительных сил выступает труд.
Главными объектами изучения дисциплины РПС являются: - размещение и качество природных ресурсов; - размещение и состав населения и трудовых ресурсов; - территориальная структура хозяйства региона и перспективы ее развития.
Фактор – причина того или иного процесса. В соответствии с этим факторы размещения – это причины, в силу которых предприятие размещается или может быть размещено на той или иной территории. В современной экономической литературе чаще всего выделяются два разных признака, влияющих на процесс размещения производства:
- особенности размещаемых предприятий и отраслей;
- свойства самой территории, то есть внешние условия (природные, социальные, экономические), на которой создается производство.
Для того чтобы различать влияние этих двух признаков, ученые предлагают:
- факторами размещения считать особенности отрасли,
- условиями размещения - свойства территории, на которой размещается производство
К условиям размещения принято относить особенности данной территории, на которой размещается производство. К этим особенностям принято относить:
- природно-ресурсный потенциал территории;
- экономико-географическое положение территории;
- социально-экономические факторы (особенности демографической ситуации, национальные особенности и традиции, уровень образования населения, особенности и уровень развития инфраструктуры и т.д.);
- история развития территории;
- экологическая ситуация территории;
- рыночные факторы (инвестиционные и финансовые возможности территории, уровень развития рыночной инфраструктуры, платежеспособность населения и предприятий и т.д.);
- другие.

2.Экономическая география - наука о размещении и территориальной организации хозяйства.
Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым в 1751, возглавлявшим Географический департамент Российской империи.Объект - геоуниверсум: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера, психосфера; территориальные социально-экономические системыэкономические районы, территориально-производственные комплексы (ТПК), агломерации и другое; территориальная организация общества - сочетание функционирующих территориально-общественных структур: расселение населения, территориальные структуры производства и природопользования по триединой схеме: Природа - Население - Хозяйство.
Предмет - хозяйственное разнообразие страны, районов, изучение пространственных различий в хозяйстве, различий от места к месту и тому подобное.
Экономическая география подразделяется на географии:
-общая экономическая география
-отраслевая; это:
o география промышленности
o география транспорта
о география сферы обслуживания, другие отраслевые географии
-региональная экономическая география
-география мирового хозяйства.


3.Закономерности, принципы, факторы размещения производительных сил.
Как было отмечено выше, под ними понимаются особенности отрасли. Эти особенности принято разделять на две группы:
- технико-экономические особенности отрасли,
- организационно экономические особенности отрасли

Технико-экономические особенности:Определяются по удельному весу затрат на различные компоненты (сырье, топливо, энергию, заработную плату, транспорт и т.д.) в общей себестоимости производимой продукции.
К этим особенностям относят:
- материалоемкость (высокая потребность отрасли в сырье и вспомогательных материалах на производство продукции; экономический смысл – наибольший удельный вес затрат в общей себестоимости продукции приходится на приобретение и доставку сырья и материалов)
- трудоемкость (удельный вес затрат на заработную плату)
- фондоемкость (удельный вес затрат на основные производственные фонды)
- экологоемкость (удельный вес затрат на предотвращение загрязнений)
- транспортоемкость
- транспортабельность (определяется объемом продукции, ее способностью сохранять свои свойства и уровнем токсичности продукции)
- площадеемкость (определяется объемом земельного ресурса, необходимого для размещения предприятия)
- топливоемкость
- энергоемкость
- водоемкость
- наукоемкость
- женоемкость (доля затрат женского труда)
- мужеемкость (доля затрат мужского труда)
Организационно-экономические особенности. Формы организации производства:Концентрация – сосредоточение производства на более крупных предприятиях.Специализация – обособление предприятия на производстве готового отдельного продукта или части продукта. Кооперирование – взаимосвязь специализированных отраслей и производств как внутри предприятия так и между различными предприятиями.
Комбинирование – сосредоточение выпуска продукции разных отраслей промышленности на одном предприятии.
Принципы размещения производственных сил:

* принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;
* принцип комплексности, в т.ч. комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного оϲʙᴏения наиболее эффективных ресурсов;
* рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;
* кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

4.Природно-ресурсный потенциал
Это совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот с учётом экономической целесообразности и возможностей научно-технического прогресса. В общем виде природно-ресурсный потенциал состоит из 8 осн. частных потенциалов: географического положения; минерального сырья; рельефа; климатических условий; водных ресурсов; земли, включая почвенные ресурсы; растительности, включая лесные ресурсы; животного мира, включая рыбные ресурсы.
Оценка природных ресурсов состоит в сопоставлении свойств, присущих ресурсам с критериями ценности, которые выдвигает человеческое общество. При этом выделяют:
1.экономическую оценку, т.е. определение общей полезности природных ресурсов. Экономическая оценка выражается в стоимостной форме через ряд показателей, таких как: фактические затраты, складывающиеся из вовлечения их в хозяйственный оборот, полученный доход и ряд других.
2. внеэкономическую оценку, т.е. определение экологической, социальной, эстетической, культурной или других ценностей ресурса, не выражающихся в экономических показателях.
Обеспеченность, использование и состояние природно-ресурсного потенциала в России:
Россия владеет 13 % суши и осуществляет юрисдикцию по отношению к 1/4 части шельфа планеты.
К настоящему времени выявлены, разведаны и предварительно оценены крупные запасы полезных ископаемых, потенциальная денежная ценность которых в текущих ценах составляет около 30 млрд. долл. Из них 32,2 % приходится на долю газа, 23,3 % - на уголь и горючие сланцы, 15,7 % - на нефть, 14,7 % - на нерудное сырье, 6,8 % - на черные металлы, 6,3 % - на цветные и редкие металлы и 1,0 % - на золото, платину, серебро и алмазы.
Значительно выше (140,2 трлн. долл.) оценивают прогнозный потенциал. В его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5 %), далее следует газ (6,9 %) и нефть (6,5 %). На долю всех остальных видов полезных ископаемых приходится в совокупности 7,1 %

5.Население и трудовые ресурсы. Численность и воспроизводство населения. Миграционные процессы.
Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.
Трудовые ресурсы - та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.
Объективная необходимость изучения воспроизводства трудовых ресурсов вызвана целым рядом причин. Трудовые ресурсы представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает не только повышение уровня производства и его экономической эффективности, но и качественное развитие всей социальной системы.
Воспроизводство трудовых ресурсов - это процесс постоянного и беспрерывного возобновления количественных и качественных характеристик экономически активного населения.
Эффективное регулирование процессов воспроизводства трудовых ресурсов обеспечит достижение стабильного экономического роста.
Население Земли́ - непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом. В настоящее время составляет 7,2 миллиарда человек.
В 2009 году впервые за всю историю человечества численность городского населения сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 миллиарда человек.
В 2050 г., по среднему варианту прогноза ООН, свыше половины населения мира будет проживать в Азии, четверть - в Африке, 8,2 % - в Латинской Америке, 7,4 % в Европе, 4,7 % в Северной Америке.
Самое крупное в мире государство по численности населения - Китай, после 2025 года, возможно, его догонит Индия.
Миграция населения (лат. migratio - переселение) - перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.
Различаются внешние миграции (межконтинентальные, межгосударственные) и внутренние (внутри страны - между регионами, городами, сельской местностью и т. д.).
Согласно докладу Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, опубликованном 11 сентября 2013 года, численность мигрантов в мире составила 232 млн человек или 3,2 % населения Земли. Самыми крупными в мире миграционными коридорами стали Мексика -  США с 13 млн мигрировавших (за январь - август 2013 гг.), Россия - Украина с 3,5 млн, Украина - Россия с 2,9 млн, а также Казахстан - Россия с 2,5 млн.

6.Научный потенциал и научно-технический прогресс.
Научный потенциал - - реальные возможности, которыми обладает общество для осуществления научных исследований и использования их результатов в социальной практике.Научный потенциал страны состоит из ученых, разработчиков и собственной научно-технической базы. Его составляющими являются также степень развития технологической кооперации, состояние приборно-экспериментального парка, доступ к информации, система управления, а также вся инфраструктура поддержки и развития науки, информационного сектора, без которых современная наука и экономика в целом не могут функционировать.
4 главных центра научного прогресса – США (35 % мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24 %), Япония и Китай (примерно по 12 %). К сожалению, РФ в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2 % мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1 % по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на
НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая –
в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза (эээх, нам бы Шелдона Купера:)))
Научно-технический прогресс - это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, обусловленное нуждами материального производства, ростом и усложнением общественных потребностей. разделяется на поступательный НТП и на Научно-техническую революцию, которая характеризуется резким скачком в развитии.

7.Территориальная организация народного хозяйства
Это научно обоснованное размещение, взаимодополнение хозяйств в построенной системе районов страны. Как правило складывается исторически с учером неравномерности размещения природных и трудовых ресурсов, а так же финансовых и интеллектуальных ресурсов. Например, на территории РФ исторически сложились следующие закономерности: индустриальный урал, аграрный юг, финансово-управленческий центр в центральной области европейской части страны.
Размещение отраслевых комплексов, социальной инфраструктуры, а также хозяйства экономических районов характеризует систему территориальной организации народного хозяйства.
В научных исследованиях территориальной организации народного хозяйства используется широкий спектр методов, среди которых ведущим является системный анализ. С его помощью можно сравнивать различные варианты решений проблем с усовершенствованием размещения производства и выбирать для практического использования лучшие в интересах регионов и государства в целом.
Системный анализ делает возможным рациональное использование различной информации, даёт возможность чётко определить каждую проблему, выявить цель и выбрать наиболее эффективные методы её решения. Научная разработка экономико-математических методов придает целенаправленный и вариантный характер экономическим расчётам.Территориальная организация хозяйства имеет определённые качественные показатели: степень хозяйственной освоенности территорий, численность населения, объём валового регионального продукта, основной капитал на единицу площади; концентрация, специализация производства; развитость и интенсивность внешних и внутренних связей между отдельными элементами и их сочетаниями; условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей.
Территориальная организация хозяйства способствует формированию определённых территориально-экономических пропорций, обеспечивающих устойчивое функционирование национальной экономики.

8.Факторы размещения производительных сил
Смотри вопрос 3, там как раз об этом.

9.Международная экономическая интергация и место в ней России
Международная экономи́ческая интегра́ция - процесс объединения экономики стран, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий.
Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):
* Преференциальная зона,
* Зона свободной торговли,
* Таможенный союз,
* Общий рынок,
* Экономический союз,
* Экономический и валютный союз.
Основными признаками интеграции являются:
* взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
* структурные изменения в экономике стран-участниц;
* необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.
Место России в МЭИ в последние годы резко возрасло в связи с образованием Таможенного Союза России, Казахстана и Белоруссии, к которым не так давно присоеднилась Армения. Подобная интергация имеет тенденцию как к углублению (более тестные взаимоотношения), так и к расширению (помимо Армении есть еще заинтересованные страны). Сотрудничество с каждым годом растет в экономическом плане, набирает определенную политическую мощь. Стоит отметить, что интерационные процессы России всне Таможенного Союза значительно замедлились в связи с санкционной политикой США и ЕС в отношении России.

Определения

Термин экономическая география введён М. В. Ломоносовым, возглавлявшим географический департамент России в 1751 г. До середины 60-х гг. XX в. преобладал чисто производственный подход, в 70-80-е гг. XX в. в предметную область экономической географии входят урбанизация, формирование сети городов, социальные проблемы. В течение длительного времени внимание экономико-географов концентрировалось прежде всего на закономерностях, условиях и особенностях территориального размещения материального производства.

А. Вебер под экономической географией понимал теоретическое рассмотрение размещения экономического процесса в данном пространстве.

Объект изучения Объект - геоуниверсум (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера, психосфера). (на что направлены исследования) - территориальные социально-экономические системы (экономические районы, территориально-производственные комплексы (ТПК), агломерации и др.); территориальная организация общества - сочетание функционирующих территориально-общественных структур: расселение населения, территориальные структуры производства и природопользования (природа - население - хозяйство).

Предмет изучения - хозяйственное разнообразие страны, районов, изучение пространственных различий в хозяйстве, различий от места к месту и т. д. Н. Н. Баранский и Н. Н. Колосовский: "изучение экономических районов и закономерностей размещения общественного производства Ю. Г. Саушкин - «изучает ТСЭС» Алаев - «изучает территориальную организацию жизни общества».

Другие точки зрения. Предмет ЭСГ - территориальная организация общества. Другая точка зрения: уникальный объект ЭСГ - ТСЭС, как вид геосистем. СЭПГ сочетает в себе одновременно элементы географии, экономики, политологии и социологии. 70-е гг - прорыв человеческого ф-ра, бурное развитие соцгеографии и к концу 80-х гг. - резкое изменение соотношения ЭГ и СГ. 90-е гг - ведущая ПГ. На западе - парадигма гуманистической географии. СЭГ опирается на общие методологические подходы - пространственность (территориальность), комплексность, конкретность и глобальность + общий экологический подход и язык карты. Но СЭГ является, кроме того, и наукой общественной, то есть входит одновременно и в другую систему наук, изучающих общество, человека, общественное производство. Как наука общественная, она использует экономические и социологические подходы и методы. Как и экономические науки, СЭГ исследует производственные отношения, но в их пространственном аспекте; она оперирует категориями эффективности, производительности, интенсивности, оптимальности и т. п., связывая их с пространством, выявляя региональные различия и причины этих различий, механизмы пространственных экономических процессов. Как и другие социологические науки, СЭГ в основу исследования ставит общество, человека, различные общности людей, в том числе специфические для нее территориальные общности. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД. ЭГ: г.промышленности, г.с/х, г. транспорта, г.инвестиционного комплекса, г.инфраструктуры. СГ: геодемография, этнография, занятость населения, урбанизация и т. п. ГН: в широком и узком смысле слова ПГ: электоральная г., геополитика, рег.политика, лимология

История развития

Начальный этап формирования экономической и социальной географии: 17 в. - 1-ая половина 19 в.

Появление ЭГ связано с началом промышленного развития (прежде всего стран Европы). 1566 г. - начало «возрождения» географии после Средневековья:

Ж.Боден - воспроизведение идей античных и арабских авторов по вопросу о влиянии географической среды на историю человеческого общ-ва. Писал о том, что это влияние может быть изменено (оно не непреодолимо).

Л. Гвичардини - «Описание Нидерландов» (1567): хар-ка не только природы, населения и хоз-ва страны в целом, но и 17 ее провинций, а также городов.

1650 г. - труд Бернхарда Варениуса «География генеральная». География двояка: 1) Общая (генеральная) - изучение «земноводного» пути (общих закономерностей всего); 2) Частная - описание стран (хорография) + их часть - топография (описание отдельных местностей): св-ва, которые к «солнечному и звездному движению надлежат», описание природных условий и ресурсов и описание людей.

Россия - заметное развитие географии стало происходить в 1-ой половине 18 в.: И. К. Кирилов, В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов.

Татищев - фактически первый в России географ. «История Российская» - включает представления Варениуса о географии. Глава в «Истории..» - О географии вообще и о русской. 3 раздела географии: 1) По масштабу исследования - универсальная (генеральная, описание суши и воды всей планеты и ее частей), специальная (описание разных стран) и топография (описание части стран вплоть до отдельных городов с их пригородами); 2) По «качествам» - математическая (измерение Земли), физическая (внимание на главные природные недостатки и достоинства) и политическая (изучение занятий населения, его трудовых навыков, обычаев и доходов во времени; 3) По переменам времени - древняя, средняя, современная. По сути составил первую географическую энциклопедию - «Лексикон Российской империи». Выдвинул программу анкетного обследования страны. Анкета содержала 198 вопросов. Включала вопросы по территориальному разделению труда, специализации местностей. Была разослана только по Сибири. По результатам - первое ЭГ исследование: «Общее географическое описание всея Сибири» (попытки районирования, в том числе экономического). Применение картографического метода. Что подчеркивал (особенности): важность историзма; расширение масштабов исследования, объединял рассмотрение природы и человеческой деятельности; упоминал о ТРТ и специализации разных местностей на пр-ве тех или иных продуктов (из-за природно-климатических условий).

Ломоносов. Доказал, что географии надо изучать лик Земли в процессе его исторического развития (сравнивать прошлое и настоящее). Ввел термин «экономическая география» (дисциплина, изучающая хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны). Возглавлял географический департамент академии наук (главная задача которого - составление и выпуск карт). Ставил задачу издания комплексного географического атласа России; ЭГ для Ломоносова неразрывно связана с экон.картографией. Вопросник из 30 вопросов по ЭГ (на выявление специфики местностей, в связи с работой над атласом России в 1759 г.). Собирался заняться экономической ландкартой. Атлас российских продуктов - предполагалось сделать 1200 карт. Для этого - составление лексикона российских продуктов (местность производства, объем производства, сколько потребляется на месте, как вывозится, цена). Кроме того, Ломоносовым были организованы полевые исследования - Сибирь, Камчатка. Труды: «О слоях земных» (природно-исторический), «О размножении и сохранении росс.народа» (демографический и социологический труд), «Экономический лексикон» (перечисление всех видов росс.товаров по алфавиту).; главные проблемы ЭГ - хоз.освоение природных ресурсов огромной страны, ТРТ внутри страны, размещение новых центров пр-ва.

Шарль Луи Монтескье (1685-1755). Подробно рассмотрел влияния природных условий на общественное развитие. Работы: «О духе законов», «Об отношении з-нов гражданского рабства к природе климата», «О з-нах в их отношении к св-вам климата». Вслед за Боденом ШЛМ придает большое значение роли человека, изменеющего природу. Видел причину развития рабства в расслабляющем действии жаркого климата. Другие направления работ: «камеральная статистика» (Германия, сер.18 в.) - давала множество отдельных, ничем не связанных сведений о разных гос-вах и их адм.единицах; коммерческая география - сведения о предметах торговли, ценах на товары и т. п.

И. Кант (1724-1804). Внимание роли природы в развитии общ-ва. Противопоставил пр-во - времени, природу - человеку и положил начало противопоставлению ФГ и ЭГ. Именно с него началась хорологическая концепция географической науки, разрывающая пространственное и историческое рассмотрение природы.

Конец 18 в. - в России начинают формироваться экон.районы. 1776 г. - Чеботарев выпускает в свет 1-ый учебник по географии нашей страны «Географическое методическое описание Росс.империи». он же предпринимает первую попытку районирования европейской части России.

I половина XIX в.

А. Гумбольдт (1769-1859). Для него характерно целостное восприятие природы. Обратил внимание на различие естественных и культурных ландшафтов, на сильное изменение природы человеческой деятельностью, на многосторонние связи между природой и человеком. В итоге начал создавать учение о ландшафте на основе сравнительного метода, выделил ландшафтные природные зоны. Ввел понятия: биосфера, единство органической и неогранической природы (органичсекйи мир и климат формируют ландшафт), техносферы, ноосферы. Труд: «Космос».

К. Риттер. Свое внимание сосредоточил на з-нах отношений между природой и человеческой деятельностью. Труды: 19 томов «Землеведения», «История о сравнительном землеведении». Последователь Канта. Считал, что предмет географии - конкретные территории с их природой, населением, хоз-вом - итог: введение идеи земных пространств. Также введение пространственных отношений, причем он пытался их количественно оценить + понятия: земной организм, среда, географическая классификация. Пространство у Риттера видоизменятется (сокращения пространства). Выделил культурную сферу на планете, от него идет понимание, что земля - воспитательный дом для человека.

К. И. Арсеньев - развитие районного направления. Выделил в России 10 «пространств» по своеобразию их природных условий и хозяйственной деятельности населения. «Статистические очерки России» (1848) - выделение районов («пространств»), а внутри них еще подрайонов («поясов») с физико-географическими и эконом-географическими хар-ками каждого из районов - зачатки районирования. Кроме того, работа по улучшению статистики, изучение городов.

Маркс и Энгельс. Хотя борьба человека с природой необходима, история природы и история общ-ва обуславливают друг друга (единый обмен в-в). Движущая сила общ-ва - соединение общвественного хаор-ра пр-ва с теми производительными силами, которыми располагает общ-во в данной стране.

Ведущие западные школы экономическй и социальной географии во второй половине 19 в. - первой половине 20 в. Период особенно бурного развития капитализма, подготовка к первой мировой войне, хвативший первые два десятилетия ХХ века, характеризовался с одной стороны «смутой» и некоторым упадком в науке и искусстве, но это было время всеобщего «брожения», в результате появлялись новые направления в науке, искусстве. География в целом и экономическая география в частности несколько отошла от выработанного в ХIХ веке русла. В это время бурный всплеск в географии получила парадигма географического детерминизма, объяснявшая бурный процесс социального и экономического развития ходом природных процессов. Но основное признание получила уже школа не прямого детерминизма, а географического поссибилизма, то есть опосредованного воздействия природных факторов на человека.

Э.Реклю (1830-1905). «Всеобщая география» (19 томов) - самое полное географическое описание всех частей света и стран земного шара (причем описывается не только природа, но и хоз-во и жизнь людей). «Земля» - описание жизни на земле; задача географа - познать физиологию земного шара. «Человек и Земля» (6 томов) - понять как труд воздействует на географическую среду.

Районная парадигма. В рамках этой парадигмы развивались такие национальные географические школы, как - хорологическая - французская школа географии человека (еще с к. ХIХ века, Видаль де Ла Бланш, Реклю, Брюн) - антропогеография (Ф.Ратцель, Риттер) - исследование колонизации территории человеком, влияния на это природы.

С начала ХХ века в Германии широкое признание в среде географов получили антропогеографическая концепция Фридриха Ратцеля (1844-1904 гг.). Напомним, что Ратцель, как представитель социал-дарвинизма, утверждал, что существует много общего между группами людей и животных в их жизни, размещении по поверхности Земли, взаимодействии с окружающим средой, рассматривал государство (как и любую территорию) как организм, которому присуща такая же, как живым существам, борьба за существование, ввел понятие «жизненное пространство». Задачи антропогеографии: география описания области распространения человека, расселения людей под воздействием природы, влияния природы на человека (дух и тело). Был основоположником геополитики в работе «Политическая география» - то есть биологизированной интерпретации политических взаимоотношений государств, их границ, их притязаний, конфликтов, захватов и пределов земель. Исследует освоение территории: рассматривал как природа влияла на колонизацию. Антропогеография относится к географическому поссибилизму: это такая парадигма, когда чел. может выбирать. Влияние природы на чел.: 1. физическое и психологическое 2. Распространение (колонизация) 3. Смешение или исчезновение народов 4. Политический строй.

После первой мировой войны выходит книга англичанина Халфорда Макиндера с теорией сердцевинных регионов мира-хартланда- (Восточная Европа), обладатели которых могут якобы управлять теми или иными континентами и миром в целом. Наибольшее развитие геополитика в те годы достигла в Германии - в работах одного из последователей Ратцеля - географа Карла Хаусхофера, приверженца Гитлера, в 1927 он выступил с концепцией пересмотра границ Германии.

Антропогеография частично дала о себе знать и в предреволюционной России в работах А. А. Крубера, Л. Д. Синицкого, В. П. СТШ, но в России более социально выраженная направленность исследований, человечество рассматривается как социальный организм, описание взаимодействий природы и человека. В отличие от Ратцеля, Крубер и Синицкий признавали объективно существующую географическую оболочку, в которой выделяли антропосферу. Работы Ратцеля: «Антропогеография», «Политическая география», «Земля и жизнь», «Народоведение». Ученики: 1. Элен Сэмиэл (1863-1932): перенесла идеи Ратцеля в США 2. Кэнитингтон -англичанин. Минусы: переносили з-ны природы на географию человека, что неправильно (Пр.: Синицкий писал о зональном распространении народов на Земле); не пытались увидеть реальные движущие силы общ-ва (все объясняли организмом человека), отказывались от изучения современного общ-ва; не пытались увидеть противоречий между природой и общ-вом (писали о гармонии); географическая среда заставляет выбирать тот или иной вид занятий; отсутствие экономического подхода, все обусловлено естественными факторами. Сейчас антропогеография выродилась.

Хорологичекая школа в 1-ой половине ХХ в. получила развитие в работах Альфреда Гетнера (1859-1941), последователя Канта и Риттера. (Классификация наук по Канту: Систематические (физика, математика, биология и т. д.), Хронологические (история), Хорологические (география). Риттер дал такое определение, общее для всех географических наук: « Географические науки имеют предметом пространства на земной поверхности…» Таким образом, изучается местность с большим количеством объектов, исторический фактор не нужен, моментальная картина местности.

Основные положения Гетнера: - география - наука о предметном заполнении пространства (как у Канта) - география - идеографическая наука, то есть не интересуют законы размещения, а описание хоросов - районов. Б. значение - природным и культурным ландшафтам. Последователем этой научной школы был и американский географ Р. Хартшорн, который считал географию наукой о множестве пространственных земных индивидуумов (ландшафтов, местностей и т. д.), неповторимо особенных, являющихся результатом мышления географа, который каждый раз выделяет их для тех или иных целей, придает им те или иные связи. Хартшорн, как и другие последователи Канта, отрицал возможность открытия законов развития географических объектов, считал непознаваемой их сущность, отрицал возможность выделения объективно существующих районов. Отсюда уже в сер. ХХ века в американской географии была сформирована концепция субъективности районирования.

Французская школа географии человека. С конца ХIХ в. научная школа Э.Реклю во Франции сменилась школой «географии человека», возглавляемой Видалем де ла Бланшем (1945-1918). Это лучшая страноведческо-описательная школа. Принцип гармонии между природой и человеком, пейзажный подход, описание пейзажей. Основная задача - охватить физиономию страны. Фр. география - это география индивида. География - это искусство. В работах этой школы обращалось внимание главным образом на характерные детали приспособления жизни людей к своеобразным условиям географической Среды., реализации местных природных возможностей хозяйства в ходе исторического развития отдельных местностей. Красочность, с которой описывались детали взаимодействия природы и жизни людей различных небольших местностей - преимущественно сельских с длительной историей их освоения, была велика и по сути даже можно было эти работы отнести не к науке, а к искусству. Регионализм составлял одной из характернейших черт французской школы вообще и «географии человека» в частности, так как это были региональные описания. Региональной географии посвящен ряд работ Мартона, Деманжона, Сиона. Применение руральных методов исследования (связанных с землей - с/х, рыбалка, охота). Первичными объектами регионального изучения представляются малые географические объекты (районы) - пэи - природные историко - культурные общности, являются однородными участками. Работы В. Де ля Бланша: «Географические районы Франции», «Районы Франции», «Принципы географии человека». Его ученики: Жан Брю («География. человека», «География человека во Франции», «География истории»), Бали («Северная Америка»), Люсьен Голуа, де Мартон, Монмар, М. Саре («Основы географии человека»). Образное, рельефное изображение материального быта и местной культуры с природными условиями данной местности, НО: пропадает главное - противоречия и контрасты экономической жизни.

«Штандортные теории». Теории о размещении пр-ва, НО: абстрагирование от конкретного пр-ва, поэтому на практике мало используются, так как не раскрывают реальные движущие силы развития и размещения ПС.

1. Теория Тюнена («Изолированное гос-во»). Исследует влияние 3 ф-ров: транспортных расходов, производственных расходов и природных условий и ресурсов. Выводит закономерности размещения вокруг одного центраразличных сис-м с/х с точки зрения наибольшей выгоды использования земель: 1…7 Принцип: чем дальше от центра, тем примитивнее хоз-во. Выводы: важен ф-р расстояния, принцип оптимального сочетания зон в пр-ве. «+» - оправдывает отсталость окраин, «-» - в реальности не успевает следить за постоянно меняющимся развитием пр-ва.

2. Вебер. Главное - принцип минимизации издержек пр-ва. Основные условия: рассмотрение изолированной хозяйственной области; рассмотрение заданных точек: добычи сырья, рынков труда, центров потребления пром.пордукции; принятие решения о размещении предприятия на основе минимизации транспортных издержек, расходов на оплату труда и максимизации агломерационного эффекта (следовательно, экономии энергии, транспортировке и пр.видах инфр-ры). Задача - выбор оптимальной точки для размещения пр-ва; следует искать на прямой, соединяющей пункт добычи сырья и рынок сбыта.

3. Кристаллер - теория закономерного размещения населенных пунктов, иерархии населенных пунктов (в том числе городов), модель переустройства оккупированной Советской территории, но жизнь сложнее. Гипотеза о зоне обслуживания центрального места (города), минимизация транспортных расходов и максимизация кол-ва и кач-ва потребляемых услуг.

Основные школы экономической географии

  • Теория штандорта
  • Отраслево-статистическая школа
  • Теории регионального роста

Ведущие научные центры и издательства

В России - Кафедра экономической и социальной географии России географического факультета МГУ

Примечания

Ссылки

  • Исаенко Е.В., Колесов А.И., Черных Г.А Экономическая география и регионалистика России . - Белгород: «Кооперативное образование», 2007. - С. 314.
  • Экономическая география - статья из Большой советской энциклопедии

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Введение в экономическую географию и науку о регионах

Экономическая география и регионалистика - это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте.

Изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями (производительные силы включают два фактора: рабочую силу и средства производства — предметы и орудия труда).

Основываясь на законах развития общества и законах развития природы, экономическая география занята анализом и прогнозом территориальных взаимодействий в системе «природа — население — хозяйство». Предельный объект ее исследований — антропогенная (техногенная) сфера географической оболочки Земли (географической среды) с теми или иными структурами, обусловленными взаимодействием общества и природы (ноосфера В.И. Вернадского). Более конкретным объектом служат пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства, складывающиеся под влиянием географического (территориального) разделения труда на различных иерархических уровнях — от локального и регионального до глобального.

Термин «регионалистика» обычно понимается как синтез подходов различных наук к региональным исследованиям (для обозначения комплекса знаний о регионах используются также термины — регионоведение, регионология, региональная наука).

В отечественной науке чаще использовался иной термин — региональная экономика. Региональная экономика - географическое (региональное) направление в экономике, научная дисциплина, изучающая пространственные аспекты развития национальной экономики и ее отраслей, с целью совершенствования управления факторами размещения производительных сил и территориального развития. Регионалистика - синтетическое научное направление, полностью включающее региональную экономику, изучающее регионы как целостные системы, отдавая приоритет междисциплинарным исследованиям.

Основным понятием в регионалистике является «регион». В экономической литературе приводятся различные определения региона. Однако многие авторы выделяют следующие три отличительных признака региона: территория, специализация и наличие экономических связей.

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов (происходит от латинского слова и означает страна, край, область, т.е. некоторая местность).

С позиций системного подхода можно считать регион особой социальной экономической системой, важным элементом которой является население. Население одновременно производит и потребляет материальные и нематериальные блага. Цель функционирования данной социально-экономической системы — удовлетворение потребностей населения, создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека (согласно ст. 7 Конституции РФ).

В современной Российской Федерации существует несколько видов регионов — субъекты Федерации, федеральные округа, экономические районы, административные районы субъектов Федерации и другие территории.

Согласно Общероссийскому классификатору экономических регионов (ОКЭР) под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков.

В данном систематизированном перечне региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России экономические регионы выделяются последующим классификационным признакам:

  • относительной общности объективных условий хозяйствования в пределах данной территории;
  • общности целей и задач совместной разработки и осуществления региональных программ экономического и социального развития добровольными объединениями субъектов Российской Федерации:
  • условиям изучения и контроля природно-климатических, экологических и геологических параметров местности, в том числе на территориях государственных природных заповедников и национальных парков;
  • условиям осуществления технического надзора за строительством и использованием основных фондов, в том числе на объектах, требующих обеспечения сейсмической и радиационной безопасности;
  • условиям обеспечения государственного таможенного контроля за внешнеторговыми операциями;
  • характеру и степени дискомфортности условий жизнедеятельности населения, в том числе в районах проживания малочисленных народов России.

По этим признакам выделены федеральные округа, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ), экономические районы, экономические зоны (макрозоны), особо охраняемые природные территории, регионы компактного проживания малочисленных народов России и др.

Совокупность регионов России составляет основу территориальной структуры экономики, которой посвящены следующие разделы пособия.

При размещении производительных сил исследуются четыре главных вопроса: КТО, ЧТО, КОГДА И КАК размещает производительные силы в обществе.

КТО — это субъекты хозяйствования. Под ними подразумеваются юридические и физические лица. Юридические лица - это органы государственного управления, различные организации, объединения, фирмы, предприятия, наделенные особыми полномочиями и правами, согласно уставу их деятельности. Физические лица - это граждане, занимающиеся особого рода деятельностью, но не зарегистрированные государством в качестве юридических лиц, т.е. не имеющие зарегистрированного устава, печати и расчетного счета в банке.

ЧТО — это производительные силы общества. Они включают по меньшей мере два фактора, две субстанции: рабочую силу и средства производства.

- это люди, занятые в одной из двух сфер общественного производства: материальной и нематериальной (духовной).

— это орудия труда и предметы труда. Орудия труда можно интерпретировать узко и широко. В первом случае чаще всего подразумевают машины, механизмы, инструменты, а также здания и сооружения, необходимые для ведения производственного процесса. При широкой интерпретации сюда включаются энергетические ресурсы, привлекаемые для приведения в действие машин и механизмов (электроэнергия, вода, пар, специальные виды топлива из нефтепродуктов), а также информация, в том числе формируемая в научном процессе.

- это то, на что обращен производственный процесс. В ходе производственного процесса предметы труда превращаются в механизмы, но это узкая интерпретация данной категории. В широком смысле предметом труда является все то. что целенаправленно изменяет человек.

Вообще, «разместить» - это обычно построить новый производственный или социальный объект или заставить функционировать ранее бездействовавшие производственные мощности. Между производственными и социальными объектами существует конкретная связь. Средства производства могут функционировать только в тесном соединении с рабочей силой. Рабочая сила — это человек. Он должен воспроизводить свои рабочие возможности. Для такого воспроизводства нужна особая инфраструктура — социальная (жилье, больницы, школы, детские учреждения, объекты общепита и торговли). В связи с этим, размещая производительные силы, безусловно, необходимо размещать объекты социальной инфраструктуры.

КОГДА — оба фактора производства соединяются в производственном процессе специальным образом, т.е. согласно технологии. Поэтому требуется определенный порядок ввода в действие производственных элементов. Для создания нормальных условий воспроизводства рабочей силы в определенной последовательности вводятся в число действующих социальные объекты.

КАК — производительные силы страны в течение советского периода вводились в действие по определенной схеме под государственным руководством. В условиях отечественной рыночной экономики разрабатывается механизм индикативного планирования и государственного регулирования размещения производительных сил.

Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» имеет сложную дифференцированную структуру.

По однородным уровням пространства в экономической географии и регионалистике можно выделить:

  • локалистику (локальный уровень);
  • регионоведение (региональный уровень);
  • страноведение (национальный уровень, география зарубежных стран);
  • глобалистика (глобальный уровень, география мирового хозяйства).

По однородным объектам изучения (отраслевая структура) обособляются:

  • география природных ресурсов и природопользования;
  • география населения;
  • география хозяйства:
  • география управления и инфраструктуры;
  • коммерческая география;
  • гуманитарная география:
  • социально-политическая география.

В экономической географии и регионалистике выделяют отдельные направления, связанные с решением прикладных проблем:

  • территориальное планирование;
  • размещение предприятий;
  • региональное развитие;
  • геополитика и геоэкономика;
  • диффузия инноваций и др.

По временным критериям географию можно разделить на три ветви: историческая география, современная география, прогностическая география.

Очевидно, что предлагаемые варианты внутренней структуры экономической географии и регионалистики раскрывают только основные ее направления. Многие из них будут рассматриваться в разделах пособия.

Формирование профессионального мировоззрения будущих экономистов высшей квалификации должно начинаться с изучения экономической географии и регионалистики — единственной научной дисциплины в системе экономических знаний, которая занимается конкретной территорией. Актуальность изучения дисциплины для высшего экономического образования заключается в том, что вся экономическая деятельность, включая финансово-банковскую и расчетно-аналитическую, происходит на конкретной территории, особенности которой, ресурсный потенциал, структуру хозяйства и уровень развития экономист обязан знать досконально. В процессе получения высшего экономического образования обязательно должна быть сформирована географическая компетентность экономиста.

Обоснование рациональной территориальной организации производительных сил возможно только при совместном участии многих наук. Территориальность и комплексность — важные отличительные признаки, органически связывающие экономическую и социальную географию с целым рядом экономических, естественных и технических наук.

Экономическая география и регионалистика занимают особое место в системе экономических знаний. Она непосредственно взаимосвязана с экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками, экономикой природопользования, экономикой и социологией труда, экономическим прогнозированием, историей государственного управления, разработкой управленческого решения, региональным индикативным планированием и т.д.

Экономическая география связана с физической географией и другими естественными науками, в том числе гидрологией, геологией, биологией, климатологией. Среди технических наук можно выделить математику и демографию.

В настоящее время повышается роль субъектов Федерации и федеральных округов в формировании, развитии и размещении производительных сил, возникают особые (свободные) экономические зоны, формируются новые горизонтальные связи, меняется политическая и административная карта страны. Учитывая вышесказанное, будущим специалистам необходимы теоретические знания и практические навыки, позволяющие исследовать и анализировать экономические процессы на конкретной территории.



Похожие статьи