Договора найма жилого помещения. Регламент предоставления жилого помещения по договору социального найма: основания и нормы

Тем, кто не имеет пока своего , приходится становиться нанимателями помещений, принадлежащих иным лицам. Обычно заключаются сделки найма муниципальных квартир. Хотя законом допускаются и предоставление помещений на иных основаниях. Подробнее о том, что представляет собой договор найма жилого помещения, как заключается, в чем его особенности, читайте далее.

Для чего нужен договор найма жилья? Фото № 1

Как в Гражданском (ГК РФ), так и в Жилищном кодексе РФ сдержится понятие найма. Этот вид сделок подразумевает предоставление собственником (иным лицом от его имени) другому лицу помещений с правом владения ими и использования с целью проживания. Как видно из определения, такая сделка заключается в отношении особого объекта, помещения, подходящего для проживания.

В зависимости от особенностей передаваемого помещения, статуса участников сделки выделяется несколько разновидностей этого договора:

Первый вид хорошо все знаком, поскольку таким договором оформляется предоставление муниципального (государственного) жилья. Те лица, которые до сих пор не успели или не захотели приватизировать жилье, до сих пор продолжают оставаться его нанимателями. Отличие второго вида заключается в передаче для проживания помещений с особым статусом.

К таким помещениям относятся служебное жилье, общежития, маневренный фонд, помещения в учреждениях соцзащиты. Договоры найма коммерческого характера значительно отличаются от двух других видов. Его понятие не содержится в ЖК РФ, а его условия не так регламентированы законодательством. Поэтому стороны вольны заключать такую на достигнутых ими условиях.

Кто может выступать сторонами договора?

Наименование участников таких сделок определено законодательством. Лицо, передающее помещение, именуется наймодателем. А тот, кто его принимает, зовется нанимателем. Теперь разберем подробнее, кто же может вступать с каждой из сторон. Наймодателями во всех случаях могут выступать только собственники имущества. Они заключают сделки самостоятельно или через своих уполномоченных официальных представителей.

Так, квартира, принадлежащая муниципальному образованию, передается в наем соответствующим отделом администрации, а сам договор подписывается его руководителем или иным имеющим такое право лицом. Собственно, по договорам социального и специализированного найма передаются помещения именно муниципального или государственного фонда, поэтому наймодателями выступают соответствующие органы и должностные лица.

Что касается найма коммерческого, то здесь наймодателем может быть любой законны владелец помещения. Нанимателями же помещений могут быть граждане, поскольку они предназначены только для проживания.

Существенные (обязательные) условия

Условия договора найма жилья. Фото № 2

Для любого договора определены его существенные (обязательные) условия. Они всегда должны включаться в договор иначе он не может признаваться заключенным. Для всех сделок таким условием является предмет. Именно он отличает один вид сделки от другого.

Для найма предметом является передача в пользование иным лицам помещений с целью . Учитывая цель предоставления помещений, они должны соответствовать определенным условиям. Объектом найма могут выступать дома, квартиры и даже комнаты, главное, чтобы они могли быть использованы для проживания.

Для этого они должны отвечать нескольким признакам:

  • изолированность (отдельные помещения с отдельным входом);
  • пригодность для постоянного безопасного и комфортного проживания.

Что касается остальных условий, то они носят характер дополнительных и призваны лучшим образом урегулировать отношения участников сделки. В договоре обычно содержатся положения о взаимных обязательствах и правах сторон, порядке его изменения, прекращения, разрешения споров, сроках и плате. Однако договоры найма обычно заключается без указания сроков, а также не всегда бывают возмездными.

Обязанности по договору для нанимателя

Данный договор относится к двусторонним. Это значит, что каждая из его сторон имеет определенные обязательства друг перед другом. Для нанимателя основными обязанностями являются следующие:

  1. Использовать полученное жилье только по назначению, т.е. для проживания.
  2. Относиться к нему бережно, не допускать его порчи, разрушения, нарушения санитарных и иных предусмотренных норм.
  3. Своевременно проводить необходимые текущие ремонтные работы для поддержания в нормальном состоянии.
  4. Вовремя и в полном размере оплачивать свое проживания в нанятом жилье.
  5. Не производить никакого вмешательства в несущие элементы помещения без получения согласия от наймодателя.

Обязанности по договору для наймодателя

Обязанности наймодателя и нанимателя. Фото № 3

Наймодатели по данным договорам также должны исполнять определенные обязательства. Прежде всего, они обязуются предоставлять нанимателям подходящие для целей сделки помещения. Они должны не просто отдать ключи от квартиры иному лицу, но и обеспечить ее надлежащее состояние.

Вторым обязательством для наймодателей является поддержание помещения, а также дома, в котором оно находится в нормальном не аварийном состоянии. Ведь наниматели отвечают лишь за текущие работы в помещении. Кроме того, наймодатели должны обеспечивать предоставление нанимателям всех необходимых для нормальной эксплуатации помещений услуг.

Процедура заключения, регистрации, расторжения

Если говорить о коммерческом найме, то здесь действуют общие правила для заключения сделок. Стороны сами определяют условия, на которых им подписывать договор. Основанием для заключения такого договора является только их желание.

Социальному (и специализированный) предшествует принятие соответствующего решения о предоставлении жилья. Заключаются сделки в письменном виде. Регистрация таких сделок по закону не требуется. По желанию нанимателей она может расторгаться в любой момент.

Наймодатели же имеют на это право (но через суд) в случаях:

  • длительном (за полгода) невнесении платы за пользование переданным жильем;
  • ненадлежащем использовании, разрушении и порчи переданного помещения нанимателем и (или) другими проживающими в квартире лицами.

Кроме того, каждый из них может через суд просить расторжения этого договора при непригодности помещения для целей сделки. Договор также может прекратиться в случае смерти одиноко проживающего нанимателя. Изменения условий сделки не относятся к основаниям для расторжения.

Нюансы сделок по найму жилья

Этот вид договоров отличается от других по нескольким признакам. В первую очередь это касается его предмета. Объектом сделки выступает только отдельное подходящее для постоянного в нем проживания помещение.

Человек вправе встать в очередь на муниципальное жилье, если он малоимущий и нуждается в том, чтобы его жилищные условия улучшились .

  1. Документы, подтверждающие статус нуждающегося в предоставлении жилья, не были представлены.
  2. Гражданин специально ухудшил условия своего проживания для получения этого статуса. В очередь на получение жилплощади такие граждане вправе встать только по истечении 5 лет после содеянного.

Об основаниях для , вы можете узнать на нашем сайте.

Условия для снятия с учета

Обозначает случаи, когда человека могут снять с учета:

О том, можно ли или муниципальную квартиру, вы можете узнать из наших статей.

Нормы положенной жилплощади

Норма предоставления площади (см. статью 54, часть 2, ЖК РФ) - площадь помещения на 1 человека (минимум). Ее определяют муниципальные органы учитывая уровень обеспеченности населения жилплощадями. К примеру, в Москве это 18 квадратных метров . В Ростове - от 15 до 18 (если семья); 25 - 33 (если наниматель живет один).

В порядке исключения из правил, общая площадь 1-комнатной квартиры (комнаты), предоставляемая в соцнайм одному гражданину, может быть вдвое больше нормы, если нет другой, точно соответствующей нормативному метражу.

В (часть 4) дается определение учетной нормы . Это норматив, который используется для принятия на учет нуждающихся в жилье. Учетная норма жилой площади на 1 сонанимателя: 6 - 10 квадратных метров . Ее размер устанавливают органы местного самоуправления, больше нормы предоставления он быть не должен.

Об основаниях для такого помещения читайте на нашем сайте.

Необходимые документы


Какие документы необходимо собрать и предоставить на очередность?

Заявление можно подать на сайте Госуслуг, отнести лично в МФЦ или поручить это сделать своему законному представителю.

Пути получения результата такие же.

Кроме заявления, нужно представить документы, которые подтверждают ваше право быть на учете как нуждающийся в жилье. В дополнение к имеющимся документам, или если их нет, МФЦ сделает межведомственные запросы для получения необходимых сведений, подтверждающих ваш статус.

Решение по данному вопросу делает орган, который осуществляет постановку на учет. Срок рассмотрения заявления — месяц с момента представления его в данную инстанцию непосредственно вами или представителем МФЦ.

В МФЦ в течение трех дней с момента принятия решения вы получите его в письменной форме. Также возможно получение документа по почте или в органе, осуществляющем принятие на учет.

Порядок принятия на учет нуждающихся в жилье граждан определяется законом конкретного субъекта РФ.

Узнайте, чем отличается договор соцнайма от , а также о понятии , из наших статей.

Внеочередное и льготное

Вне очереди его могут получить граждане:

  • страдающие хроническим заболеванием, протекающим в тяжелой форме;
  • инвалиды (I группа), участвовавшие в боевых действиях;
  • судьи;
  • инвалиды и пожилые люди при условии их отказа от услуг стационарной организации, обеспечивающей социальное обслуживание, если жилье, которое они занимали до переезда в социальное учреждение им вернуть не могут;
  • родители или законные представители детей, инфицированных ВИЧ, при условии совместного проживания с несовершеннолетним, больным ВИЧ;
  • реабилитированные;
  • родители-воспитатели, организовавшие семейный детдом, должны получить коттедж или многокомнатную квартиру по договору социального найма;
  • дети-инвалиды, воспитывавшиеся в условиях стационарной организации соц. обслуживания, в 18-летнем возрасте, если они могут производить самообслуживание и жить самостоятельно.


ЖК РФ отменил льготное предоставление жилых помещений на условиях соц. найма. Оно возможно только в двух случаях:

  • для категорий граждан, обозначенных во 2-й части 57-й статьи ЖК РФ, посвященной внеочередному предоставлению квартир и домов;
  • когда предоставляется специальное жилье нуждающимся в нем (малоимущие к этой категории не относятся).

Принципы, согласно которым сейчас предоставляется социальное жилье , заключает в себе Жилищный Кодекс РФ. По сравнению с ЖК РСФСР, он не дает оснований для предоставления квартир в порядке первоочередности многодетным семьям, инвалидам труда, при появлении в семье близнецов, спасателям и другим гражданам, список категорий которых ранее был в 36 статье Жилищного Кодекса РСФСР.

Среди граждан по-прежнему пользуется популярностью жилье, которое предоставляется в наем. После получения социального жилья многие граждане в дальнейшем могут претендовать на его приватизацию, что делает такую сделку весьма заманчивой. Рассмотрим, что представляет собой социальный найм жилья, а также какие документы нужны для оформления данной сделки.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Что такое социальный найм жилья?

Социальный найм – это сделка, в результате которой граждане получают в пользование квартиры, дома и другие жилые помещения на особых льготных условиях .

Порядок предоставления и пользования таким жильем регулируется жилищным законодательством, а именно гл.7 и 8 ЖК РФ.

Лица, для которых доступно социальное жилье, определены местным и федеральным законодательством.

Если решение о выделении жилья исходит от федеральных органов власти, то выделяться жилое помещение будет из резервов государственного фонда, а если решение принял муниципалитет, то он и будет выделять недвижимость .

Предоставление происходит в порядке очередности – граждане, которые подходят под установленные критерии, подают документы, становятся на специальный учет и ждут своей очереди.

Важным моментом при подписании договора социального найма является, что полученное жилье можно приватизировать на общих основаниях.

Приватизация квартиры по договору социального найма позволит жильцу получить больше прав на имущество – для его продажи, обмена, дарения, сдачи в наем и т.п.

Граничные сроки приватизации все время продлеваются, поэтому съемщики социального жилья еще имеют возможность оформить на него полноценное право собственности.

Кому предоставляются жилые помещения?

Право на получение такого жилья есть у малоимущих граждан, которые официально определены как нуждающиеся в помещении для проживания . Для этого должны быть следующие основания:

  • Граждане и члены их семьи не являются съемщиками помещений по договорам социального найма;
  • Граждане относятся к нанимателям социального жилья (или являются членами их семьи), однако имеющееся у них жилье меньше установленной нормы;
  • Проживают в жилых помещениях, которые не соответствуют установленным требованиям.
  1. Дети, которые являются сиротами или остались без родительского попечения ;
  2. Лица, страдающие тяжкими формами хронических заболеваний (их перечень установлен законодательно);
  3. Лица, проживающие в помещениях, признанных непригодными для дальнейшего использования и не подлежащими ремонту .

Получить квартиру из государственного фонда также имеют право следующие категории граждан, которые определены специальными федеральными законами:

  • Инвалиды I и II групп ;
  • Лица, ставшие инвалидами в связи с ликвидацией последствий Чернобыльской аварии ;
  • Ветераны Великой Отечественной Войны ;
  • Жертвы катастроф и стихийных бедствий, которые утратили свое жилье ;
  • Военнослужащие, получившие увечья вследствие профессиональной деятельности .

Куда обратиться для заключения договора?

Чтобы стать на учет для получения социального жилья, гражданам из перечисленных категорий необходимо подать в соответствующий государственный орган заявление и документы, подтверждающие их материальное положение.

Все услуги, связанные с оформлением договора социального найма жилого помещения предоставляются бесплатно и срок предоставления не должен превышать 1 месяц.

Для заключения договора необходимо обратиться в администрацию муниципального образования . Нужно представить документы:

  1. О составе семьи (копии паспортов, свидетельств о рождении, свидетельства о браке и т.п.);
  2. Решение муниципалитета о выделении жилья ;
  3. Заключение о сносе здания или переведение его в нежилой фонд, о признании его аварийным и т.п.;
  4. Выписку из домовой книги по месту регистрации всех членов семьи ;
  5. Выписку о состоянии финансового лицевого счета ;
  6. Справки с Росреестра об отсутствии у всех членов семьи в собственности жилых помещений .

После сдачи документов, вам будет выдана расписка в их получении и назначен день для подписания договора.

Договор социального найма

Предметом договора обязательно должно быть обособленное имущество – комнаты общего пользования или неизолированные помещения предоставляться в социальный найм не могут.

К жилым помещениям относятся (ст. 16 ЖК):

  • Жилой дом, часть жилого дома;
  • Квартира, часть квартиры;
  • Комната.

В соответствии с договором найма, собственник жилья предоставляет его другому лицу во временное пользование и за определенную плату. Сторонами договора в этом случае являются:

  1. Наймодатель — владелец имущества. В случае с социальным жильем им является соответствующий государственный или муниципальный жилищный фонд .
  2. Наниматель — гражданин, который будет использовать имущество и вносить за него плату .

Для договора социального найма предусмотрено четкое указание предмета сделки . То есть, в документе должно быть отмечено:

  • Какое именно жилье предоставляется в найм – дом, квартира или их доля;
  • Размер жилья, его месторасположение (адрес, этаж);
  • Описание помещения, а также имущества, которое в нем находится и т.п.

Договор социального найма является бессрочным, т.е. заключается без установления срока его действия (статья 60 Жилищного кодекса РФ).

Однако в некоторых случаях он может быть прекращен раньше. Основания для этого напрямую зависят от того, кто выступает инициатором прекращения договора.

Права и обязанности сторон по договору

Как и при заключении любой другой сделки, договор социального найма предусматривает возникновение у его сторон определенных прав и обязанностей .

Для нанимателя

Регулируются в соответствии со ст.67 ЖК РФ.

Обязанности :

  • Использование жилья по назначению и лишь в тех пределах, которые допускаются законодательством;
  • Обеспечение сохранности сдаваемого помещения, а также имущества, которое в нем находится;
  • Поддержание жилья в надлежащем состоянии;
  • Проведение текущего ремонта в жилом помещении;
  • Внесение платы за пользование помещением – своевременно и в полном объеме.

Необходимо информировать наймодателя об изменениях, которые могут происходят у съемщика жилья, это может стать причиной для перемены условий и оснований, по которым жилье предоставляется ему в социальный найм .

Права :

  1. Сдавать полученное помещение в аренду третьим гражданам (поднаем);
  2. Вселять в жилье других лиц;
  3. Требовать от наймодателя исполнения своих обязанностей (в частности, сюда относится предоставление коммунальных услуг, а также проведение капитального ремонта помещения);
  4. Разрешать временное проживание в помещении других людей;
  5. Обменивать занимаемое жилье на другое.

При ненадлежащем исполнении условий договора со стороны наймодателя съемщик может требовать уменьшения размера оплаты за помещение или возмещения расходов и убытков.

Для наймодателя

Регулируются ст.65 ЖК РФ.

Обязанности :

  • Передача съемщику помещения, которое свободно от прав на него со стороны других лиц;
  • Обеспечение коммунальных услуг надлежащего качества;
  • Осуществление капремонта;
  • Принятие участия в мероприятиях по обеспечению надлежащего состояния жилого помещения и дома, в котором оно находится.

Права :

  1. Получать от нанимателя оплату за жилье, предоставленное в наем;
  2. Требовать от съемщика внесения оплаты за пользование коммунальными услугами.

Наймодатель может требовать от жильца возмещения ущерба причиненного имуществу, а в некоторых случаях и расторжения договора .

Кроме этого, жилищным законодательством и самим договором социального найма для обеих сторон сделки могут быть предусмотрены и другие права и обязанности, возникающие как у нанимателя, так и у наймодателя.

Алгоритм действий, которые необходимо пройти, чтобы получить квартиру по договору социального найма

  1. Постановка гражданина на специальный жилищный учет в качестве малоимущего или нуждающегося в жилом помещении.
  2. Получение положительного решения от государственного органа о предоставлении соответствующего жилья. Оно выдается в письменном виде и является основанием для дальнейшего заключения договора.
  3. Сбор и подача необходимых документов .
  4. Подписание договора .
  5. Вселение в жилое помещение (основанием для этого является подписанный договор).

Жилье, которое предоставляется гражданам по договору социального найма, должно находиться в пределах того населенного пункта, где он проживает.

Плата по договору

В совокупности плата за социальное жилье состоит из таких элементов:

  • Арендная плата по договору. В большинстве случаев граждане, с которыми заключен договор социального найма, являются малоимущими, а поэтому от необходимости такой оплаты освобождаются.
  • , которыми пользуется жилец. В соответствии с договором эта обязанность полностью ложится на жильца. Размер оплаты устанавливается либо на основании данных с измерительных приборов, либо при помощи нормативов и показателей, установленных для каждого вида предоставляемой услуги.
  • Платежи на оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения . Сюда относится оплата услуг управляющих компаний и покрытие расходов, необходимых для проведения ремонтных работ. Конкретный размер устанавливается органами местного самоуправления и зависит от многих факторов: площади жилья, уровня благоустройства дома, его месторасположения и т.д.

Получение социального жилья является хорошей альтернативой для граждан, которые проживают в неблагоприятных условиях или не имеют возможности приобрести собственную квартиру или дом.

В соответствии с договором социального найма жилье предоставляется на бессрочной основе и в размерах не меньше установленных нормативов. Как правило, единственной финансовой обязанностью жильца в этом случае является оплата коммунальных услуг и текущего ремонта в помещении.

Если вам отказывают в заключении договора социального найма. Предлагаем посмотреть видеоролик.

Договор найма жилого помещения - один из вариантов арендных отношений. При найме жилплощади, находящейся во владении, одна из сторон в лице наймодателя должна предоставить второй помещение по договору найма за оговоренную сумму во временное пользование для проживания в нем.

Документация оформляется в двух экземплярах. Первый выдается на руки арендатору, а второй —арендодателю. Иногда договор найма жилого помещения заполняется в третий раз: данный экземпляр остается у привлеченного к сделке третьего лица или у заверяющего нотариуса. Таким образом, каждый из участников имеет копию документа.

Существует несколько типов договоров о найме жилого помещения - на срок до 12 месяцев и сроком более 12 месяцев. При оформлении первого варианта обычно указывают 11 месяцев. В такой ситуации договор найма жилого помещения между физическими лицами не подлежит госрегистрации. В ином случае его следует зарегистрировать.

Именно по этой причине большинство владельцев квартир и другой недвижимости используют краткосрочную форму договора найма жилого помещения. По прошествии 11 месяцев договор либо продлевается, либо оформляется заново, а налоговая ничего об этом мероприятии не узнает.

Регистрация должна производиться налоговой инспекцией или региональным самоуправлением. Чтобы зарегистрировать заключение договора найма жилого помещения, нужно прийти в районную администрацию, к которой территориально относится арендуемая жилплощадь.

Необходимо следующее:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальный номер налогоплательщика;
  • типовой договор найма жилого помещения со всеми нужными дополнениями;
  • оригинал правоустанавливающего документа;
  • дубликаты перечисленной документации.

Налоги за аренду помещения

Существует два варианта уплаты налогов за жилые помещения, предоставляемые договорами социального найма. Индивидуальным предпринимателям или как физическим лицам обязательно выплачивать сумму равняющуюся 13% со всех денежных средств получаемых от предоставляемой в аренду недвижимости. Реквизиты можно уточнить в налоговой инспекции или на сайте.

Помимо всего прочего, каждый год надо подавать декларацию о получаемых доходах, а так же уплачивать налог в указанных размерах от полной стоимости за 12 месяцев от сдаваемой жилплощади.

К примеру, получая 10 000 рублей ежемесячно, следует уплатить 15 600. В случае, если наниматель по договору найма жилого помещения - юридическое лицо, то по действующим законам он должен сам высчитывать 13% от оплаты за аренду.

Будучи индивидуальным предпринимателем процесс оплаты происходит следующим образом:

  • УСН со ставкой 6% от всей стоимости + сумма страховых взносов за каждый год.
  • Применение патента системы налогообложения индивидуального предпринимателя, использующего упрощенную систему оплаты налогов.

При этом цена патента считается зависимо от определенных законодательством размеров предполагаемой прибыли от предоставления объекта в пользование нанимающего его человека. Суммы могут разниться в разных регионах. Например, при заключении договора найма жилого помещения в 2017 году, общее число составило бы 1 миллион. Следовательно, цена равна 6% от этого миллиона, что составит 60 000 рублей.

Каждый владелец недвижимости, сдающий ее в наем, желает минимизировать или абсолютно уйти от уплаты налогов. А налоговая служба, напротив, борется с неплательщиками. Все же существует несколько методов, помогающих сократить расходы на уплату налогов. Некоторые из них:

  • Срок договора найма жилого помещения до одного года не освобождает от расходов, хоть регистрировать сделку не является необходимым. Но теоретически инспектор может предъявить доказательства того, что денежные средства собственник все-таки получает, тогда придется заплатить не только налоги, но еще и штраф. Можно уплатить сумму налогообложения, допустим, за 2 или 3 месяца, а сдавать жилплощадь 11, как и сказано в договоре найма жилого помещения, бесплатно сделку осуществить не получится, но это значительно сэкономит денежные средства.
  • Как вариант, можно обозначить в бланке договора найма жилого помещения заниженную стоимость, но это крайне рискованно: формальная плата за аренду позволяет сократить расходы, но при недобросовестности нанимателя доказать свою правду в суде уже не получится.

Практика показывает, что налоговая инспекция способна обнаружить проживание на жилплощади третьих лиц. Однако это не доказывает того, что владелец зарабатывает с данного мероприятия. Допустим, на территории квартиры живут родные или знакомые люди. Следовательно, никакого предоставления гражданам жилых помещений договору найма нет, по причине того, что жилье дано в пользование по личной просьбе хозяина. Что делать со своей недвижимостью - личный выбор владельца квадратных метров.

Стоит акцентировать внимание на том, что неприятные ситуации с инспекцией в действительности происходят очень редко. Часто соседи или съехавшие жильцы, недовольные поведением собственника, способны дать информацию такого рода. Нужно помнить, что избегание оплаты налогов квалифицируется как нарушение и предусматривает административное наказание.

Особенности договорных отношений

Предоставление жилых помещений по договору найма возможно только в отношениях владельца и нанимателя. Однако если наймодатель дает разрешение, то арендатор вправе передать жилье в использование третьему лицу. Данную процедуру называют поднаймом. Ответственным при договоре найма по-прежнему является арендатор, так как поднаниматель не получает самостоятельного права пользоваться жилплощадью.

В ситуации, если арендатор передает жилье юридическому лицу, то используется договор субаренды.

Договора найма жилого помещения в РФ можно разделить на три типа:

  • договор социального найма жилого помещения;
  • договор специализированного найма;
  • договор коммерческого найма жилого помещения.

Документ консенсуален, обязывает обеих сторон и часто имеет возмездную основу. Последний пункт необязателен, например, для договора найма муниципального жилого помещения.

Обязанности участвующих сторон

Арендатор обязан уплачивать определенную договором сумму за использование квадратных метров, соблюдая сроки. Если произошла какая-то поломка или повреждение помещения, то он должен ликвидировать ее за свой счет. Запрещается видоизменять интерьер жилья и делать перепланировку без ведома собственника.

Когда срок документа истекает, то бывший жилец обязуется освободить объект, оставив все имущество в том виде, в каком оно было на момент сделки. Если владелец не доволен выполнением обязанностей со стороны нанимателя, то возможно преждевременное расторжение договора найма жилого помещения.


Отношения по обеспечению граждан жильем по договору социального найма занимают особое место в сфере жилищных отношений.
Статья 19 ЖК определяет категории жилищного фонда, где применяется договор социального найма жилого помещения: жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда
социального использования.
Жилищный кодекс устанавливает ряд условий, соблюдение которых необходимо для обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма:
признание малоимущими, а также определение федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по такому договору;
нуждаемость в жилом помещении;
постоянное (как правило) проживание в данном населенном пункте.
Признание граждан малоимущими (в целях Жилищного кодекса, т.е. для обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма) возложено на органы местного самоуправления. Порядок

признания граждан таковыми устанавливается законом соответст- 101 вующего субъекта РФ.
Что касается иных категорий граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, то согласно ст. 49 ЖК они определяются федеральными законами, указами Президента РФ и законами субъектов РФ. Данными актами может быть установлен и порядок обеспечения этих категорий граждан жилыми помещениями по договору социального найма.
Категориям граждан (иным, помимо малоимущих) жилые помещения могут предоставляться органами местного самоуправления (из муниципального жилищного фонда). Условиями обеспечения жильем этих граждан являются: наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями на предоставление жилых помещений; предоставление жилья в определенном порядке, установленном ЖК, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только законом. Такое требование содержится в ст. 132 Конституции РФ. Реализация данных полномочий подконтрольна государству.
Отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления, исполняются ими в течение всего периода действия закона (см. Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
В связи с рассматриваемым вопросом следует обратить внимание на ст. 49 ЖК в части обеспечения малоимущих граждан лишь жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Данное положение является достаточно сомнительным.
Статья 40 Конституции РФ устанавливает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Обязательными условиями обеспечения указанных граждан жилыми помещениями должны быть нуждаемость в жилье и соблюдение установленной законом нормы предоставляемого жилья.
Как видим, указанная норма не содержит изъятий для государственного жилищного фонда, малоимущие граждане (согласно ст. 40 Конституции РФ) подлежат обеспечению жильем всех публичных форм собственности (государственной, муниципальной). Таким образом, нет оснований для «исключения» из числа жилых помещений,

102 подлежащих предоставлению малоимущим, жилья государственного жилищного фонда, и такое «исключение» не основано на Конституции РФ. Видимо, данный вопрос требует анализа и дополнительного рассмотрения.
Условием обеспечения жильем по договору социального найма является признание гражданина нуждающимся в жилом помещении. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлены ст. 51 ЖК. Это:
отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя;
обеспеченность жильем менее учетной нормы; неудовлетворительное состояние жилища; состояние здоровья проживающих.
Все четыре основания нуждаемости перечислены в ч. 1 ст. 51 ЖК. По смыслу п. 1 ч. 1 названной статьи нуждающимися в жилье признаются: поднаниматели; лица, проживающие в служебном жилом помещении и общежитии; наниматели жилых помещений в домах и квартирах (комнатах), принадлежащих гражданам на праве собственности; наниматели по договору коммерческого найма и т.п. . Причем в этом случае ограничений такого характера, как обеспеченность жильем менее учетной нормы, нет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК нуждающимися признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ст. 50 ЖК), являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилья, а также члены семей нанимателей и собственников.
Иные основания нуждаемости граждан в жилых помещениях (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК) не связаны с размером занимаемой площади и не требуют применения учетной нормы. Так, п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК основанием признания граждан нуждающимися считает непригодность жилья для проживания.
Самостоятельное основание нуждаемости в жилых помещениях - проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно (п. 4 ч. 1). Данное положение применяется и к нанимателям, и к собственникам жилых

помещений, а также членам их семей. Условием его применения яв- 103 ляется отсутствие иного помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются главным образом в интересах иных проживающих в квартире лиц.
Перечень соответствующих заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 ; кроме того, в данной сфере действует региональное законодательство.
Согласно ст. 51 ЖК нуждающимися в жилых помещениях должны признаваться лица, постоянно (как правило) проживающие в данном населенном пункте (иное возможно в случаях и в порядке, установленных законодательством - ст. 52 ЖК). Определенный интерес в этом плане представляет положение ч. 4 ст. 1 ЖК, согласно которой граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. При написании этой статьи, безусловно, использована ст. 27 Конституции РФ. Между тем эта статья предусматривает свободу выбора места пребывания и жительства. Положения ЖК об условиях получения жилого помещения по договору социального найма и процедура получения такого жилья делают сомнительной норму ст. 1 ЖК о свободе выбора жилого помещения (в частности, применительно к социальному найму).
Значимым фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является регистрация по месту жительства.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Подтверждением данной позиции служит определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г № 123-O. По мнению Суда, условие
о наличии регистрации по месту жительства направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлением о постановке на учет по улучшению жилищных условий, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилищного фонда, иных граждан. В силу этого введение такого условия не может рассматриваться как не согласующееся с положениями ст. 17, 19, 27 и 40 Конституции РФ.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК). Оче-

104 редность предоставления жилого помещения означает определенную последовательность выделения жилья лицам из числа принятых на учет; она совпадает с хронологической последовательностью учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Исключение из этого правила законодатель делает для граждан, которым жилые помещения предоставляются вне очереди. В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляется:
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, если эти помещения не подлежат ни ремонту, ни реконструкции;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, который утвержден Правительством РФ от 16 июня 2006 г. № 378.

ИЗ СУДЕБНОЙ практики

В судебной практике нередко возникают вопросы, связанные с внеочередным предоставлением жилья. Ответы на них дает Верховный Суд РФ в своих обзорах. Так, в частности, в отношении граждан, ранее имевших право на льготное обеспечение жильем, Верховным Судом было разъяснено следующее (приводится практически полностью).
Согласно п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 и п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение 3 месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ ст. 14 указанного Закона РФ изложена в новой редакции.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: «...обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации».

Данная норма не содержит указания на предоставление жилья граж- 105 данам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы во внеочередном порядке. Отсутствовало такое указание и в ЖК РСФСР, который действовал до 1 марта 2005 г
Правительством РФ 29 декабря 2004 г было принято постановление № 866 «О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий; граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц», п. 2 которого утверждены Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц.
Как следует из содержания вышеназванных постановления и Правил, обеспечение жильем граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., осуществляется путем предоставления им субсидий.
Таким образом, у граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., право на внеочередное предоставление жилого помещения отсутствует. (Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал г.)
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части возможных ограничений для реализации их права на льготное обеспечение жильем Верховным Судом РФ дано следующее разъяснение.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

106 Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддерж
ка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилья по договору социального найма не является. (Обзор судебной практики ВС РФ за II квартал 2006 г.)
Одним из оснований получения жилья во внеочередном порядке является проживание в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания (п. 1 ч. 2).
Подобное положение содержалось в ст. 37 ЖК РСФСР. Однако по сравнению с указанной статьей круг случаев обеспечения жильем по основанию «непригодности» расширен.
Так, если по ЖК РСФСР вне очереди обеспечивались жильем граждане, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания (т.е., как правило, аварийным), то ЖК предусматривает такой порядок обеспечения жилыми помещениями при признании жилья непригодным для проживания не только в результате стихийного бедствия.
Уточнение, содержащееся в п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК (жилые помещения ремонту и реконструкции не подлежат), свидетельствует о том, что речь следует вести о непригодности в связи с определенным техническим состоянием жилья. Иначе говоря, речь идет об аварийности дома, поскольку ветхое жилье при определенных показателях может быть приведено в состояние, пригодное для проживания в результате капитального ремонта.
Таким образом, фактически возвращаемся к прежней позиции - признание жилого помещения непригодным в связи с аварийностью. Между тем если непригодность жилья в соответствии с редакцией ст. 37 ЖК РСФСР учитывалась в результате стихийного бедствия, то Жилищный кодекс (ст. 57) имеет в виду все случаи признания жило-

го помещения непригодным, т.е. и вследствие возможного неграмот- 107 ного содержания жилищного фонда.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Имеют ли право на внеочередное обеспечение жильем лица, не состоявшие на учете нуждающихся на момент утраты жилья? Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ «по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении» (Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г.).
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК), следует отметить, что сохранение этой позиции (предоставление во внеочередном порядке жилья данной категории граждан предусматривалось ст. 37 ЖК РСФСР), несомненно, способствует обеспечению прав и законных интересов этой социально уязвимой категории граждан .
Что касается внеочередного обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, то данная категория граждан также была предусмотрена в качестве льготной в ранее действовавшем законодательстве (ст. 36 ЖК РСФСР).
Вряд ли у кого-либо возникнут сомнения в правильности позиции ЖК РФ в отношении указанных лиц. Однако хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что граждане данной категории (кроме права на льготное обеспечение жильем) имели право на дополнительную площадь.
По смыслу ст. 58 ЖК (ч. 2) повышение нормы предоставления жилья указанной категории граждан некоторым образом сохраняет за ними это право. Однако ограничение размера такой площади (превышение нормы предоставления не более чем в 2 раза) не позволяет в полной мере создать этим лицам условия, необходимые по характеру заболевания. Вспомним, что постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 214 был утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты (утратил силу постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817).

108 Необходимость предоставления дополнительной площади в виде отдельной комнаты обусловлена тем, что при некоторых тяжелых заболеваниях недопустимо проживание с лицами, страдающими этими заболеваниями, в одной комнате.
Представляется уместным уделить некоторое внимание институту дополнительной площади, который (фактически) упразднен. Жилищный кодекс не содержит положений по данному вопросу.
Право на дополнительную площадь предусматривалось еще в первой трети прошлого века. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. «О праве пользования дополнительной жилой площадью» содержало большое число категорий граждан, имеющих право пользования дополнительной площадью. Отдельные положения этого постановления в последнее время (достаточно длительное) вообще не применялись (т.е. фактически утратили силу). Так, в частности, в числе указанных категорий граждан были обозначены работники партийных, кооперативных и других общественных организаций и смешанных акционерных обществ.
Что касается лиц, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, то Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользоваться дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью, был утвержден циркуляром НКВД РСФСР от 15 января 1928 г. № 27 и Наркомздрава РСФСР от 19 января 1928 г. № 15 .
Положение ст. 39 ЖК РСФСР об установлении порядка и условий предоставления дополнительной площади не было реализовано - нормативного акта по данному вопросу не было принято. Ряд актов (в частности, о социальной защите инвалидов) содержал положения о праве определяемых этими актами категорий граждан на получение дополнительной площади. Однако в основной массе право на дополнительную площадь реализовывалось как право пользования такой площадью (в частности, фактически занимаемая дополнительная площадь не могла быть изъята при всякого рода переселениях). Органы, решающие вопросы предоставления жилья, могли, но не были обязаны учитывать наличие у гражданина права на дополнительную площадь.
Нельзя не согласиться, что вопрос в отношении дополнительной площади требовал упорядочения. Однако это упорядочение должно соотноситься с необходимостью «соблюдения конституционных требований» (вспомним тяжелобольных).

Уместно упомянуть и определение Конституционного Суда РФ от 109 4 декабря 2003 г. № 415-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности части первой статьи 128 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и подпункта 16 пункта 1 приложения 20 к данному Федеральному закону». Конституционный Суд РФ отметил следующее: «Внося в действующее правовое регулирование изменения, оказывающие неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, законодатель должен обеспечивать соблюдение конституционных требований, в частности, вытекающих из принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает оптимальное сочетание разумной стабильности законодательства, предсказуемости его развития и недопустимости произвольных конституционно необоснованных изменений, затрагивающих права граждан».
Как это предусматривается ст. 58 ЖК, при предоставлении жилых помещений по договору социального найма следует учитывать законные интересы граждан. Так, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Данная норма Жилищного кодекса не связывает возможность получения жилья (комнаты) с возрастом членов семьи нанимателя, как это предусматривалось ст. 41 ЖК РСФСР. Согласно этой статье при предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов.
Часть 2 ст. 58 ЖК разрешает превышать норму предоставления жилья на одного человека, но не более чем в два раза.
Трудности в реализации данной нормы, как уже отмечалось, возникнут, в частности, при обеспечении жильем больных тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, которые по характеру заболевания должны проживать в отдельной комнате.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (см. п. 5 ч. 1 ст. 14; см. также Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора.
Жилищный кодекс не содержит понятия «ордер», на основании которого заключался договор социального найма по ранее действовавшему законодательству (ст. 47, 51 ЖК РСФСР). Единый ордер местной администрации на занятие жилых помещений всех публичных форм собственности (государственной, муниципальной), пре-

110 следовавший цель контроля за деятельностью субъекта права собственности, вошел в противоречие с принципами, установленными ст. 1 ГК. Отказ органа местного самоуправления в выдаче ордера на занятие жилого помещения федеральной собственности или собственности субъекта РФ нарушал волеизъявление собственника заключить с гражданином договор социального найма жилого помещения по усмотрению сторон. Кроме того, по существу, ордер являлся промежуточным звеном между решением о предоставлении жилья и заключением договора социального найма.
В решении о предоставлении жилого помещения устанавливается срок для заключения договора социального найма (ч. 4 ст. 57 ЖК). По договору социального найма наймодатель обязан передать нанимателю жилое помещение во владение и пользование для проживания.
ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Верховным Судом РФ обозначены основания признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным (кстати сказать, использованы положения ст. 48 ЖК РСФСР). Таковыми являются: представление гражданином не соответствующих действительности сведений, послуживших основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащих налогообложению); нарушение прав других граждан на жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения); совершение неправомерных действий должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения; иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14).



Похожие статьи