Экономические функции государства - Конспект лекций по дисциплине «Национальная экономика. Основные экономические функции государства

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими факторами. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.

Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Цель моей контрольной работы: проанализировать основные экономические функции государства В связи с целью работы мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.

2. Рассмотреть основные экономические функции государства.

3. Выявить, как изменялись экономические функции государства в России.

Функциональный подход к деятельности государства, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

1.Экономические функции государства

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

Стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;

Распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;

Аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;

2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных — стабилизационная.

Стабилизационная функция

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство;

2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы.

Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует достаточная конкурентная среда рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается редко. Чтобы подавить инфляцию государство вводит временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние пределы их роста и др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствленной рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

Аллокационная функция

Аллокационная функция государства связана с необходимостью корректировать распределение экономических ресурсов в тех случаях, когда рыночная система производит недостаточное или излишнее количество определенных товаров и услуг, а также не в состоянии выделить ресурсы на производство товаров, выпуск которых экономически оправдан. Для совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции. Обычно применяются два типа корректировочных мер: законодательные меры и особые налоги. Государство также может субсидировать производителей для увеличения производства нужного товара.

Распределительная функция

Вдобавок к тому, что экономисты озабочены аллокационной эффективностью рынков, они (экономисты) также затрагивают распределение доходов и благосостояния между такими потребительскими единицами, как индивиды и домашние хозяйства. Распределение богатства зависит от распределения права наследования богатства и накопления богатства на протяжении всей жизни индивида, а распределение дохода зависит начального распределения квалификаций, последующего обучения и рыночной оценки этих квалификаций.

Результат распределения доходов, богатства и благосостояния может не соответствовать тому, что общество ожидает и считает справедливым. Рынок представляет собой бесчувственную машину. Возникающее на его основе распределение доходов и благосостояния может привести к появлению большего неравенства, чем это желательно обществу. Более крупные доходы получают те лица, которые владеют значительным капиталом и земельными площадями, либо те, чей труд высоко оплачивается, благодаря природным способностям (таланту) и высокой квалификации. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, имеют скромное образование и квалификацию. Эти люди, в большинстве своём, не унаследовали никаких материальных благ. Их доходы очень малы. Причём такие члены общества, как престарелые, люди с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми зарабатывают очень мало или вообще не имеют доходов в рамках рыночной системы. Короче говоря, одним из наиболее ярких рыночных недостатков является значительное неравенство в распределении денежного дохода и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами.

Регулирующая функция

Регулирующая функция государства была затронута мной тогда, когда рассматривалась аллокационная функция государства. Было замечено, что государство может регулировать решения производителей и потребителей, вследствие этого уменьшая монопольные элементы, например, через ярмарки, торговлю и комиссию по монополиям. Но имеются и другие образцы, которые, как считается, соответствуют государственной функции по регулированию поведения производителей и, в связи с этим, защиты потребителей. Но почему потребители не могут защищать свои интересы самостоятельно; почему государство берёт на себя эту роль? Скорее всего, потому, что для индивидуального потребителя получение информации относительно безопасности изделия является более проблематичным. Таким образом, государство устанавливает систему регулирования и контроля, которая имеет более простой доступ к такой информации (непосредственный или косвенный). Другой ответ на вопрос предполагает то, что индивид не способен к защите своих интересов непосредственно, так как он не обладает достаточным количеством ресурсов.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и связывать между собой частные и общественные ин-тересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кре-дитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулиро-вания регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предостав-ление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капи-тала. На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля суб-венций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изме-няет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

Государственное регулирование ограничивает как дискредитацию, так и излишнюю свободу потребителя законодательным путём. Общественное регулирование ведёт к внедрению свода правил административным агентством, которое функционирует в соответствии с законодательством. Это контрастирует с системой саморегулирования (например, Совет Фондовой биржи), в которой существуют внегласные законы, которые добровольно исполняются и контролируются.

Почему необходимо регулирование? Шумпетер доказал, что капиталистическая система произвела бы такой социальный порядок, который был бы наиболее враждебным для потребителя и требовал бы регулирования. "Регулирование существует для защиты общественных интересов от дисфункций некоторых нерегулируемых рыночных результатов, например, иррациональности и эгоизма свободных капиталистических рынков. Некоторые утверждали, что регулирование представляет собой замену «невидимой руки» «кулаком».

Контролирование и ограничения разработаны, чтобы увеличить благосостояние некоторых групп внутри общества, защищая их интересы. Государство, следовательно, вмешивается и регулирует аллокационную функцию рынка посредством антимонопольного законодательства (контролируя размещение таких торговых единиц как Фондовая биржа) и законодательства по защите прав потребителя (защита потребителя от обмана, защита здоровья потребителя), создания условий труда, а также управления коммерческим радио- и телевещанием.

Кроме того, государство регулирует денежные запасы, цены на коммунальные услуги и национализированные отрасли промышленности и, через политику цен и доходов, многие из аллокационных решений в экономике.

Действительно ли регулирование эффективно? Это спорный вопрос, который зависит от многих факторов. Во-первых, регулируемые фирмы могут получить более низкую прибыль. Во-вторых, регулирующие инструменты часто должны быть разнообразными, чтобы иметь дело со сложными промышленными структурами. Использование этих инструментов требует больших расходов и не приносит желаемых результатов из-за несоответствия инструментов проблемам. В-третьих, надзор становится обычным и предсказуемым. Поэтому, в итоге, ресурсы распределяются, уклоняясь от регулирования.

Внешнеэкономическая функция

Внешнеэкономическая функция государства направлена на регулирование внешних связей страны и оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, а также на укрепление стабильности национальной валюты.

В качестве одной из целей внешнеэкономических связей выступает поддержание равновесия платежного баланса страны. Платежный баланспредставляет собой соотношение фактических платежей и поступлений данной страны и всех других стран за определенный период времени(обычно за год) или на определенную дату.

Состояние платежного баланса оказывает воздействие на курс национальной валюты. Активный платежный баланс, в котором доходы выше расходов, повышает спрос на национальную валюту и укрепляет ее стабильность на мировом валютном рынке. Поддерживая равновесие платежного баланса, государство тем самым создает лучшие условия для экспорта продукции на мировой рынок.

2. Эволюция экономических функций государства в России

В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах.

На протяжении прошлого столетия различные государства продемонстрировали как преимущества, так и ограниченность государственного вмешательства в экономику. Накопленный опыт с тех пор свидетельствует о том, что: во-первых, устойчивое развитие, как в экономической, так и в социальной сферах невозможно без эффективного вмешательства государства; во-вторых, государство находится в центре экономического и социального развития, но не в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор, помощник; в-третьих, эффективное государство существенно отлично для стран, находящихся на различных стадиях развития. Различия в размерах, этническом составе, культуре, уровне благосостояния, политической системе делают каждое государство неповторимым. И все-таки есть много общего в требованиях к государству в современных условиях.

С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, актуали-зацией тех или иных сфер общественной жизни происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к кос-венным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, начиная с установления минимальных ставок оплаты труда, в том числе часовых, обязательных для любого предпринимателя независимо от формы собственности и национальной принадлежности; определение прожиточного минимума, продолжительности рабочего времени и вре-мени отдыха, гарантированных отпусков; решение сложных социальных проблем, таких, как комплекс взаимоотношений труда и капитала, со-циальное партнерство, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.

Со становлением рыночной экономики возникли и качественно новые функции госу-дарства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных тех-нологий, проведение четко сформулированной промышленной поли-тики, решение экологических вопросов. Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функ-ционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулиро-ванной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок -клас-сический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. В переходной экономике роль государства была не велика. На данный момент все изменилось.

Заключение

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий, связанных с производством и распределением экономических благ, используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.

Литература

    Агапова Т. А. «Макроэкономика» 2004 г

    http://www.bestreferat.ru/referat-300097.html

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике можно выразить через выполнение государством ряда экономических функций.

Основные экономические функции государства:

    Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

    Антимонопольное регулирование

    Проведение политики макроэкономической стабилизации

    Воздействие на размещение ресурсов

    Деятельность в сфере распределения доходов

    Антикризисное регулирование (в переходной экономике).

1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, которые регулируют экономическую деятельность, а так же за организацию контроля за исполнением законов и нормативных подзаконных актов. Фактически создание законодательной основы функционирования экономики – это установление «правил игры» или юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические субъекты, то есть и производители, и потребители, и само государство. В числе этих правил можно отметить закон и нормативные акты, защищающие права частной собственности, определяющие формы предпринимательской деятельности, определяющие условия функционирования предприятий, их взаимоотношение между собой и с государством (для России – это ГКРФ, НКРФ, Административный кодекс и т.д.).

Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции, безопасность труда, взаимоотношения между администрацией предприятия и профсоюзами. В соответствии с составом этой правовой базы функционирования экономики создается и государственная инфраструктура, которая в соответствии с теми задачами, которые приходится решать, может иметь одни или другие формы.

2. Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование относится к важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу.

Главная задача антимонопольного регулирования – защита конкуренции. История антимонопольного регулирования достаточно длительная. Первый антимонопольный закон был разработан в Канаде (1889 г.). 1890 г. (США) – закон Шермана – наиболее известный. Основная направленность закона – антитрестовая, направлен на пресечение незаконных слияний и поглощений.

Трест – совокупность предприятий, которые не имеют юридической самостоятельности, то есть они подчинены юридически одному лицу, который является ядром треста (классическое понимание)

Европейские монопольные законы в большей степени антикартельные, направлены на пресечение сговоров предпринимателей.

Картель – соглашение о разделе рынков сбыта и соглашение и принципах ценообразования на рынках.

Самый известный ОПЕК.

Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство на основе антимонопольного законодательства использует меры государственного регулирования, при необходимости, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению фирм монополистов, препятствуя слиянию фирм. В некоторых странах, используя судебное решение, государство может изымать незаконно полученную прибыль. Для России эта функция государства имеет особое значение. Связано это с совсем недавним монополизмом в сфере производства. Российский закон, который лежит в основе антимонопольного регулирования, это компиляция американских и европейских антимонопольных законов. Эти законы, и американские, и европейские никогда не работали в условиях государственного монополизма. Под этот закон была создана определенная инфраструктура. В настоящее время эта инфраструктура представлена федеральной антимонопольной службой, однако нормативная база находится в зачаточном состоянии, поэтому кардинально повлиять на монополизацию рынка эта служба не в состоянии.

3. Макроэкономическая стабилизация.

Макроэкономическая стабилизация – деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается в результате самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку высокая безработица и инфляция наиболее болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, то деятельность по макроэкономической стабилизации можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика. Согласно общим рекомендациям для проведения политики стабилизации надо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы и соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги для того, чтобы сокращались расходы частного сектора в периоды высокой инфляции.

4. Воздействие на размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой, объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. В частности – это воздействие на размещение ресурсов.

Общепринятым достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы, но уже в известных случаях – внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции, когда рыночный механизм действует не эффективно – возникает проблема нерационального распределения и использования ресурсов.

Перераспределение ресурсов может касаться любого сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь). В каждом конкретном случае используются разные способы государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, субвенции, административное регулирование и т.д.

Например: через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. Государство может брать на себя полностью или частично производство общественных благ (в области образования, искусства, национальной обороны). В случае побочных или внешних эффектов, как правило связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения окружающей среды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, чаще тех, которые непосредственно не связаны с этим производством. Эти дополнительные потери никак не учитываются в ценах на данную продукцию, то есть в цене неучтенными оказываются социальные издержки. И, следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, что никак рынком не регулируется.

Правительственные запреты или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (ПДК – в России) заставляют производителей нести дополнительные расходы на внедрение оборудования, технологий, которые предотвращают выбросы вредных веществ. Дополнительные издержки ведут к сокращению объема производства до рационального уровня в социальном смысле. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. Приводит к разработке альтернативных технологий, возникновению новых отраслей производства.

Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения окружающей среды.

Внешние эффекты могут иметь и полезные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей (применение почвозащитных технологий, предотвращение эрозии почвы). В подобных случаях возникает необходимость в государственной поддержке производителей. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий у целевого государственного финансирования.

5. Перераспределение доходов.

Является не менее важной, чем названные.

Известно, что распределение дохода, который обеспечивает конкурентный механизм, всегда приводит к расслоению и бедности. В связи с этим общество, в лице определенных государственных учреждений, берет на себя заботу о неимущих гражданах.

Основой воздействия государства на перераспределение доходов является налоговая система, а так же принятие и реализация программ социальной защиты (выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице).

Государство финансирует программы, обеспечивающие возможность получения образования в независимости от дохода, осуществляются субсидии по поддержке на низком уровне цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.п.

6.Антикризисное регулирование.

Антикризисное регулирование, его необходимость в переходной экономике связано с глубокими системными преобразованиями, когда новый этап роста вытекает (зарождается) внутри системного кризиса. К системному кризису приводит несогласованность спроса и предложения. В результате этого масса предприятий, на продукцию которых величина спроса недостаточна, попадают в полосу кризиса и становятся центрами нестабильности.

Задача государства заключается в максимально возможном воздействии на уменьшение волн нестабильности. Основой этого являются специальные законы – законы специального действия. Закон, определяющий антикризисное регулирование, является приоритетным по сравнению с тем, который действует на территории страны (в России – закон о несостоятельности (банкротстве)).

Выделяют пять основных функций государства, которые обычно служат базой для анализа его экономической роли:
1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;
2) защита конкуренции;
3) стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
4) корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта;
5) перераспределение дохода и богатства.
С учетом особенностей переходного периода в России и других «постсоциалистических» странах функции государственного регулирования экономики переходного периода можно разделить на две группы.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (в сфере охраны окружающей среды, организации фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка и т.д.);
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
демонополизация и поощрение конкуренции;
приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и т.д.).
Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма. Правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма - законодательная защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке, в первую очередь - прав собственности.
Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Законодательные и нормативные акты определяют формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой, с государством и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг. Все они обусловливают увеличение объемов товарооборота, обеспечивают более эффективное использование ресурсов.
Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п.
Разработаны законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики, включая безопасность труда; вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и многое другое. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилий, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране, улучшает функционирование рынка.
Антимонопольная политика, поддержка конкуренции. К важнейшим законодательным актам, регулирующим экономическую сферу, следует отнести антитрестовские законы.
Антитрестовское законодательство - законодательные акты, принимаемые в капиталистических странах для регулировки процесса централизации капитала путем образования монополистических объединений, препятствующих свободной конкуренции.
Монополия в широком смысле слова - ситуация, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже не в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого продукта. Одна, две или три фирмы господствуют в определенной отрасли, поддерживая высокие цены и увеличивая свои прибыли. Существуют доводы за и против такой предпринимательской монополии, поэтому и государственная политика не является слишком однозначной. Хотя основной упор в ней делается на поддержку конкуренции, предпринимаются и определенные акты, способствующие ослаблению конкуренции. Это относится к сельскому хозяйству, рынку труда, выдаче лицензий на занятие профессиональной деятельностью, патентов, установлению внешнеторговых барьеров.
Антимонопольная политика - политика, направленная против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. Для формирования конкурентных рынков необходимо соответствующее правовое регулирование, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных производителей. Например, в Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году и получил название «основного закона социально-рыночного хозяйства». К этому закону были приняты дополнительные нормативные акты, в том числе «Закон о недобросовестной конкуренции». За его нарушение полагается наказание в виде обязанности по возмещению нанесенного ущерба в результате:
1) воздействия на клиента путем обмана и вводящей в заблуждение информации;
2) подделки чужих товарных знаков;
3) доставки незаконно произведенных товаров;
4) сравнительной рекламы с элементами критики в адрес конкурента;
5) утверждения и распространения сомнительных сведений о конкуренте;
6) бойкота (изоляции) хозяйственного субъекта деловым отношениям по инициативе третьих лиц;
7) сбивания цен при резрешенных законом единых картельных ценах, и др.
При наличии и соблюдении подобных законов в обществе вырабатываются этические правила деловых отношений, несоблюдение которых влечет за собой потерю репутации и соответственно прибыли.
Антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка; запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение на установление монопольных цен; сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Главные проблемы в использовании этого законодательства состоят в сложности определения, следует ли оценивать отрасль в соответствии с ее структурой (монопольна она или нет), по ее поведению (использует ли она незаконные меры в отношении конкурентов) или по определению сферы деятельности и размера рынка господствующей фирмы. Сейчас при рассмотрении вопросов о применении этого законодательства преобладает "принцип разумности" - только неразумное ограничение торговли (искусственный дефицит) подпадает под действие антитрестовских законов. Если крупные, высококонцентрированные фирмы не занимаются антиконкурентной деятельностью, эффективны и хорошо управляемы, то нет необходимости их наказывать.
Краеугольным камнем антитрестовской политики являются закон Шермана и закон Клейтона.
Закон Шермана 1890 г. - федеральный антитрестовский акт, который провозгласил уголовными преступлениями монополию, ограничение торговли, попытки установить монополию и ограничивать торговлю, создание союза фирм и вступление в сговор с этой же целью; закон предоставил федеральному правительству или потерпевшей стороне право возбуждать судебное дело против тех, кто совершает такие преступления.
Закон Клейтона 1914 г. - федеральный антитрестовский акт, усиливающий положения закона Шермана путем объявления незаконными некоторых применяющихся фирмами методов действия (переплетающиеся директораты, определенные виды слияний). Он провозгласил, что ценовая дискриминация, принудительные соглашения, межкорпорационное участие в капиталах посредством владения акциями друг друга и взаимопереплетающиеся директораты являются незаконными, когда вследствие этих действий ослабляется конкуренция.
Антимонопольные методы воздействия со стороны государства можно разделить на три основные группы.
К административно-правовым методам относятся запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства; роспуск существующих монополистических объединений; расчленение монополий на ряд самостоятельных производств.
Административно-экономическое воздействие направлено на преследование торговцев, осуществляющих ценовую дискриминацию и фальсификацию товаров с помощью рекламы; запрещение экономического воздействия на контрагентов путем сговора с целью оказания совместного влияния на изменение рыночной ситуации.
Экономическое воздействие государства выражается в:
-использовании различных методов ведения налоговой политики, вынуждающих монополистов назначать цены на выпускаемую продукцию, близкие к условиям свободной конкуренции;
- поощрении выпуска товаров-заменителей, что снижает спрос на товары монопольного производства;
- расширении рынка за счет установления международных экономических связей и увеличения импорта;
- распространении научных и технологических знаний.
В случае нарушения антимонопольных законов к фирмам могут применяться различные меры: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, и самое суровое наказание - разукрупнение компании, ее раздел на несколько фирм. Американский опыт показал действенность таких мер. После раздела монополистического гиганта AT&T (American Telephone and Telegraph company или Эй Ти энд Ти) в 1980 году, образованные из него компании сразу применили ранее тормозившиеся новшества и вдвое снизили цены.
Для расследования нарушений антитрестовского законодательства и предотвращения "нечестных методов конкуренции" в 1914 г. в соответствии со специальным законом была создана Федеральная торговая комиссия. Она уполномочена издавать запретительные предписания и выступает как контролирующий орган в отношении представления ложной и вводящей в заблуждение информации о продуктах. Запретительное предписание - мера административного государственного регулирования, т.е. распоряжение суда или правительственного ведомства (комиссии или министерства), обязывающее корпорацию или отдельное лицо прекратить специфическую форму хозяйственной деятельности.
Антитрестовское законодательство основано на предположении, что общество будет получать пользу, препятствуя развитию монополии или прекращая деятельность монополии там, где она уже образовалась. Но имеют место ситуации, когда монополистическая организация отрасли экономически обоснованна. Это относится к так называемым естественным монополиям.
Естественная монополия имеется в тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков; отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
Обеспечение приемлемого поведения естественных монополий возможно двумя путями: государственная собственность и государственное регулирование. Государственная собственность (или подобные ей формы) имеет место в США в таких отраслях, как почтовая служба, пассажирские перевозки (компания "Амтрак"), Управление долины реки Теннеси, на местном уровне - общественный транспорт, системы водоснабжения и канализации, сбор мусора.
Государственное регулирование - более распространенный в США вариант. Специально созданные государственные федеральные регулирующие комиссии занимаются такими сферами, как обеспечение торговли между штатами (железные дороги, грузовые и автобусные перевозки, водные пути, морской флот), энергетика (электроэнергетика, газ, трубопроводный транспорт, гидроэнергетические сооружения), связь (телефон, телевидение, радио, телеграф и т.д.). Регулируемый сектор составляет примерно 10 % ВВП. Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым ценам посредством регулирования на благо общества таких отраслей, где конкуренция неуместна. Потребители получают выгоду от снижения издержек за счет масштабов производства. Цель государственного регулирования состоит в установлении таких разумных цен, которые будут возмещать издержки и приносить "обоснованный", "справедливый" доход предприятию. Но здесь есть проблема в обеспечении беспристрастности регулирующих комиссий, которые часто действуют не в интересах общества, а поддерживают неоправданные издержки и прибыли отраслей, которые обязаны регулировать.
Теория легального картеля, обосновывавшая применение государственного регулирования к конкурентным отраслям, не являющимся естественными монополиями, вызвала появление в 1970-1980-х годах законодательства о дерегулировании. Так, дерегулирование авиакомпаний способствовало снижению тарифов и повышению эффективности отрасли, что принесло обществу значительную чистую выгоду.
Исполнительные органы власти ведут не только "карательную", но и профилактическую работу по предотвращению мононополистических ограничений. Например, министерством юстиции издаются справочные материалы, содержащие параметры сделок по слиянию и поглощению компаний, которые подпадают под действие антитрестовского законодательства. Так, интересен критерий, на основе которого делается заключение о факте установления на рынке монополистического превосходства одного или нескольких предприятий: 33% - для одного предприятия, 50% - для трех, 66,6% - для пяти. Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций как таковых, так как размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Оно направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.
Макроэкономическая стабилизация.Макроэкономическая стабилизация - деятельность правительства, направленная на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Это, в некоторых отношениях, самая важная функция правительства.
Экономический рост выражается в росте ВВП в абсолютных масштабах и в расчете на душу населения. Полная занятость - это, во-первых, использование экономикой всех имеющихся ресурсов для производства товаров и услуг; во-вторых, такой уровень занятости, когда существует лишь фрикционная и структурная, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный чистый национальный продукт равен потенциальному чистому национальному продукту). Стабильный уровень цен подразумевает отсутствие инфляции (или очень низкие, регулируемые темпы ее прироста).
Экономический спад, безработица и инфляция особенно болезненно сказываются в периоды экономических кризисов, поэтому государственную политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Но использование их различно в зависимости от направления регулирования (неокейнсианского или неоконсервативного), которого придерживаются власти в той или иной стране. Сторонники неокейнсианства ориентируются на стимулирование совокупного спроса и регулирование хозяйства в целом (макроэкономики) путем поощрения государственного вмешательства преимущественно средствами бюджетной политики (регулирование налогов и государственных расходов). Неоконсерваторы ориентируются на стимулирование совокупного предложения и деятельности отдельных фирм (микроэкономики) путем ограничения государственного вмешательства и использования преимущественно кредитно-денежных рычагов (регулирование объема денежной массы).
Несмотря на такие различия, существует общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации, увеличение государственных расходов для снижения высокой безработицы, в области кредитно-денежной политики - предоставление дополнительных кредитов, снижение процентных ставок по ссудам банков. В период экономического подъема государство проводит линию сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
В периоды высокой безработицы необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора. Когда же общество более всего беспокоит инфляция, следует сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы и частный сектор. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.
Основная сложность в проведении политики макроэкономической стабилизации заключается в нахождении "золотой середины", решении своеобразной дилеммы политики экономической стабилизации, когда использование кредитно-денежных и бюджетных рычагов для снижения уровня безработицы повышает уровень инфляции, а использование этих же рычагов для снижения уровня инфляции повышает уровень безработицы.
В последние годы направленность государственной политики изменилась от антициклической к антиинфляционной. В ней используются краткосрочные и долгосрочные методы. Для поддержания равновесия между денежным спросом и предложением есть два сценария: увеличение предложения без соответствующего повышения текущего спроса или снижение спроса без соответствующего увеличения предложения.
Увеличение предложения достигается путем повышения товарности народного хозяйства, а также формированием рынков новых товаров и услуг, приватизацией государственной собственности, ростом потребительского импорта. Снижение текущего спроса достигается стимулированием склонности к сбережению через некоторое повышение процента по вкладам, государственным облигациям, продажей недвижимости.
В длительной перспективе антиинфляционная политика опирается на лимитирование денежной массы, сокращение бюджетного дефицита преимущественно за счет снижения государственных расходов (а не увеличения налогов), уменьшения финансирования тех видов деятельности, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).
Размещение ресурсов.Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Это направление реализуется через воздействие на размещение ресурсов.
Эффективное распределение ресурсов в конкурентной рыночной системе может быть обеспечено лишь при том допущении, что все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение соответственно в кривых рыночного спроса и предложения; что не существует побочных эффектов (экстерналий), или переливов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги и выпадающих на долю индивида или группы, не являющихся участниками рыночной сделки.
Переливы ресурсов возникают, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара, "перемещаются" к третьим лицам, не являющимся непосредственными покупателями или производителями. Переливы ресурсов вызывают отклонения равновесного объема производства некоторых товаров от его оптимального объема. Издержки перелива (отрицательные экстерналии) - издержки производства продукта, которые несут не производители и потребители, а третья сторона (общество в целом) без всякого возмещения. Они приводят к чрезмерному поступлению ресурсов в определенные отрасли, которое может быть устранено путем законодательных мер и введением особых налогов.
Выгоды перелива (положительные экстерналии) - выгоды, получаемые не производителями и не потребителями продукта, а безвозмездно третьей стороной (обществом в целом). Они сопровождаются дефицитом ресурсов для некоторых отраслей, чрезмерными издержками производителей, что может быть устранено с помощью субсидий либо потребителям, либо производителям.
Когда выгоды перелива чрезвычайно велики, правительство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить в собственность государства и непосредственно ими управлять. Это относится особенно к таким товарам, которые рыночная система вообще не намерена производить - общественным благам и услугам, которыми люди могут пользоваться, не неся никаких издержек на их производство.
Общественные блага и услуги - товары и услуги, которые потребляются коллективно. Свойства общественных благ -неизбирательность и неисключаемость в потреблении. Неизбирательность в потреблении - общественные блага не могут быть представлены одному лицу так, чтобы не удовлетворить потребности других в данном благе (национальная оборона, единая энергетическая система, охрана общественного порядка и т.п.). Неисключаемость в потреблении общественных благ - они неделимы и влекут за собой выгоды, от пользования которыми не могут быть отстранены потребители, не оплачивающие эти блага. Есть такие блага (они называются квазиобщественными), к которым применим принцип исключения (автомагистрали, библиотеки и музеи, полицейская и пожарная охрана, профилактическое медицинское обслуживание и пр.), но эти услуги влекут за собой значительные выгоды перелива, а в итоге рыночная система не станет их производить в достаточном количестве.
Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечивать их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий с помощью налогов. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Взимаемые с предприятий и населения налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Эти высвободившиеся ресурсы государство, расходуя налоговые поступления, может само направить на производство общественных благ и услуг. Например, налоги на доходы корпораций и на личные доходы высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (станки, автофургоны, складские помещения и пр.) и потребительских товаров (продовольствие, одежда, телевизоры и т.д.). Правительство может пустить эти ресурсы на производство управляемых ракет, военных самолетов, на строительство новых школ и автомагистралей. Правительство сознательно перераспределяет ресурсы, чтобы значительно изменить структуру национального продукта страны.
Перераспределение доходов. Рыночная система представляет собой обезличенный беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Бедность среди общего изобилия продолжает оставаться острой экономической и политической проблемой.
Причины неравенства доходов кроются в различиях, в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке, предпочтениях в выборе места работы, наличии собственности, степени господства на рынке.
Задачу уменьшения неравенства доходов, заботу о неимущих гражданах берет на себя государство. Для этого существует система поддержания уровня доходов - программы социального страхования и государственной помощи.
В качестве способов перераспределения доходов используются государственные налоги (в частности, прогрессивный налог на личные доходы) и трансфертные платежи. Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик непосредственно не получает товары или услуги.
Правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, т.е. путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы -наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на эконо­мику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вме­шательство государства в экономическую жизнь . Эти различия обус­ловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

В целом, экономическая роль государства может быть представлена следу­ющими важнейшими экономическими функциями :

v разработка хозяйственного законодательства, обеспечение пра­вовой основы и социального климата, способствующих эффек­тивному функционированию рыночной экономики;

v поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;

v перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуж­дающихся в ней различных общественных групп;

v регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

v стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;

v предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание иоблегчение функционирования рыночной экономики, а с другой - на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

Представленный перечень экономических функций государства сви­детельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руко­водству государственным сектором экономики, т. е. к предпринима­тельской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударств­ление и приватизация, как правило, означающие количественное со­кращение государственного сектора экономики, может сопровождать­ся как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций. Хотя впол­не очевидно, что такая его функция, как предпринимательская дея­тельность, безусловно, ослабевает в процессе разгосударствления.

Применительно к выполнению государством функции предпринимателя следует отметить, что в развитых странах дан­ная функция не является определяющей , когда речь идет о государ­ственном регулировании экономики. Разгосударствление, особенно если оно принимает форму приватизации, ведет к ослаблению этой функ­ции, поскольку происходит сокращение государственно­го сектора экономики, в котором государство выполняет функцию пред­принимателя. Опыт функционирования всех стран со смешанной экономикой рыночного типа свидетельствует о недостаточной эффек­тивности этого сектора экономики. Существование этого сектора экономики обусловлено не мотивами прибыли и текущей экономической эффективности, а мотивами некоммерческого характера.

Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся моти­вами коммерческой выгоды. В экономике любой страны, как известно, имеются такие отрас­ли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам, или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной . Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регули­рованию внешних эффектов . Во всех развитых стра­нах государство берет на себя развитие таких сфер, как *национальная оборона, *охрана общественного порядка, *государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей. Государство берет на себя также *строительство и эксплуатацию много­численных сетей коммуникаций, *единой энергетической системы. Все в большей степени за счет средств государства начинают функциони­ровать *системы образования и *здравоохранения , хотя результаты дея­тельности этих отраслей в полной мере нельзя отнести к обществен­ным товарам, поскольку они сочетают в себе признаки как обществен­ных, так и индивидуальных товаров и услуг.

Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе. Наряду с собственным произ­водством государство может стимулировать их производство и на пред­приятиях частного сектора, закупая их у последних .

Стабилизационная функция государства. Она предполагает обеспече­ние сохранности рыночного механизма и условий его нормальной ра­боты. Во всех странах с давними рыночными традициями это достига­ется путем осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает опыт всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитета против этих болезней.

Существует достаточно много конкретных способов как демонополизации экономики, так и борьбы с инфляцией и безработицей. Их эффективность подтверждена опытом развития экономики многих стран. Для борьбы с инфляцией и безработицей государство прибегает, в первую очередь, · к регулированию совокупных расходов .

Решение перечисленных выше задач возможно лишь при условии, что государство определит в качестве своей важнейшей функции деятельность по демонополизации экономики .

Эффективность демонополизации предполагает, что она базируется на формировании рынка с достаточно разветвленной соответствующей инфраструктурой. С другой стороны, она в немалой степени зависит от нахождения оптимального сочетания политики, правовых норм (анти­монопольного законодательства) и организационных механизмов, обес­печивающих реализацию того и другого.

Распределительная функция. Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимаетраспределительная функция . Она ● направлена ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать и возникает в результате действия механизмов саморегулирования, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить себе достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений, государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся.

С переходом к смешанной экономике рыночного типа содержание этой функции государства становится принципиально иным. Вместо первичного распределения доходов, которое осуществляется на основе рыночных законов и без непосредственного вмешательства государства, оно выполняет распределительную функцию лишь путем перераспре­деления уже полученных доходов. Тем самым в распределительной сфе­ре достигается приоритет рынка , а государство, сосредоточив усилия на перераспределении доходов, ограничивает воздействие на сферу их первичного распределения, главным образом, разработкой соответству­ющего законодательства и контролем за его соблюдением.

В силу вышеперечисленных недостатков рыночного координационного механизма, можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций.

  1. Поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.
  2. Перераспределение доходов и богатства. Осуществляется посредством трансфертных платежей, государственного регулирования цен и заработной платы (установления минимальных ставок заработной платы, гарантирования цен на отдельные виды продукции, например, сельскохозяйственную).
  3. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Эта функция государства связана с возникновением издержек или выгод перелива, а также с предоставлением общественных товаров.

Для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанной с издержками перелива, обычно применяются 2 типа мер: законодательные (запрещающие или ограничивающие) и особые налоги, с помощью которых на фирму-нарушителя возлагаются издержки перелива.

Проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод перелива, решают двумя путями: 1) за счет увеличения спроса посредством обеспечения потребителей покупательной способностью, которую можно использовать только на приобретение товаров и услуг, связанных с возникновением выгод перелива; 2) за счет увеличения предложения этих товаров посредством предоставления субсидий на их производство.

  1. Стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

В большинстве рыночных экономик рост происходит неравномерно, т.е. имеют место циклы деловой активности, когда в какой-то момент времени наблюдается быстрый рост, сопровождаемый угрозой инфляции, а затем наступает стагнация с неприемлемым уровнем безработицы. Для решения этих проблем требуется вмешательство государства посредством реализации соответствующей фискальной и денежно-кредитной политики.

  1. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Эта функция государства осуществляется посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

Похожая информация.


Государство играет активную роль в формировании рыночных макроэкономических процессов. Оно политические, социальные и экономические принципы гражданского сообщества.

Государства в рыночной экономике, как правило, заключаются в регулировании слабых мест рыночного механизма - в тех случаях, когда не происходит самостоятельного исправления ситуации, или когда налицо неэффективность воздействия рынка. В таких случаях государство создает равные условия для конкуренции предпринимателей, ограничивая власть монополий. Оно проявляет заботу о производстве необходимого количества услуг и товаров в тех случаях, когда рыночный механизм не может удовлетворить должным образом потребности населения.

Экономические функции государства проявляются в социально справедливом чего не обеспечивает рынок. Государство обязано заботиться о стариках, малоимущих, инвалидах. Оно должно обращать внимание на сферу научных фундаментальных разработок. Данная необходимость возникает из-за нежелания предпринимателей заниматься подобным вопросом в связи с высокими рисками, чрезвычайной дороговизной и отсутствием быстрого дохода.

Экономические функции государства заключаются и в Органы государства принимают меры по предупреждению и сокращению безработицы, так как рынок права на труд не гарантирует.

и функции государства

К основным функциям государства в области экономики можно отнести:

1. Создание законодательства, позволяющего принимать экономические решения. Государственные органы разрабатывают и принимают законы, которые регулируют деятельность организаций и предприятий различных форм собственности, а также предпринимателей, определяют обязанности и права граждан.

2. Обеспечение экономической стабильности. С помощью кредитной, денежной, бюджетной и принимает меры по недопущению спада производства, снижению безработицы, сглаживанию инфляции, поддержанию национальной валюты и стабильного уровня цен.

При неспособности рыночного механизма поддерживать структурное и макроэкономическое равновесие в данные процессы вмешивается государство.

Экономические функции государства заключаются в вырабатывании стратегии развития, формировании предпринимательского и и социальных условий работы экономики.

Государство занимается организацией производства услуг и товаров, которым частный сектор не уделяет должного внимания. Оно создает условия для успешного развития связи, транспорта, сельского хозяйства, занимается определением расходов на науку и оборону, реализует и формирует программы развития здравоохранения и образования.

Государственные органы обеспечивают социальную защиту и предоставляют социальные гарантии, которые заключаются в определении минимальной заработной платы, выплате пенсий по инвалидности, старости, пособий по безработице и различных видов помощи малоимущим категориям населения.

С помощью государства осуществляется поддержка во внешнем мире национального бизнеса, координируется его деятельность, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной экономики в условиях мирового хозяйства. Государство принимает меры противодействия факторам и угрозам нестабильности, обеспечивает экономическую безопасность, на должном уровне поддерживает оборонную способность.

Кроме общих принципов, экономические функции государства проявляются в регулировании конкретных сфер и отраслей экономики, а также ее развитии в отдельных регионах страны.



Похожие статьи