Экономика Германии. Особенности экономической системы Германии. Хозяйство германии

Территория Германии

Страна в центре Европы обшей площадью 357 тыс. кв. км. На севере омывается Балтийским и Северным морями.

Население Германии

82,6 млн человек (2007 г.). Естественный прирост 0,053% (2008 г.). Городское население — 74%. Более 90% населения — немцы, значительную долю составляют лужицкие сербы (национальное меньшинство — около 100 тыс. человек). Остальные — турки, греки, сербы. Значительная частьтурков обосновалась в Германии еще в 1960-е годы, в период так называемого немецкого экономического чуда. Большая турецкая диаспора живет в Берлине, в районе Кройцберг. Ожидаемая продолжительность жизни весьма высока — 79,26 года (мужчины — 76,26 года, женщины — 84,42 года) (на 2009 г.).

Государственное устройство Германии

Федеративная республика. Главой является федеральный президент, исполняющий в основном представительские функции и избираемый федеральным собранием сроком на пять лет. Исполнительная власть принадлежит федеральному канцлеру. В состав федерального правительства входят федеральные министры, выдвигаемые на должность канцлером и утверждаемые президентом.

Административно-территориальное деление Германии

Германия состоит из 16 федеральных земель: 5 новых и 11 старых. Каждая федеральная земля имеет свое законодательство. Столица — Берлин, другие крупные города — Гамбург, Мюнхен, Кельн.

Объем ВВП, темпы экономического роста и другие статистические показатели

Показатель

Темпы прироста. %

Численность населения, млн человек

Прирост населения

ВВП, млрд долл. США (по обменному курсу)

Рост реального ВВП (с учетом инфляции)

ВВП. млрд долл. США (по паритету покупательной способности)

Рост внутреннего спроса

ВВП на душу населения, долл. США (по рыночному обменному курсу)

Темпы инфляции

ВВП на душу населения, долл. США (по паритету покупательной способности)

Дефицит текущего баланса. % ВВП

Средний обменный курс, евро/долл. США

Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), % ВВП

* Подсчеты Economist Intelligence Unit. **Фактическое.

Экономика Германии является крупнейшей в Евросоюзе и одной из наиболее масштабных в мире. Германия — одна из стран — основателей Европейского экономического сообщества (ЕЭС, 1957 г.). С 1999 г. вступила в зону евро.

Налогово-бюджетная сфера Германии

В стране существует трехуровневая бюджетная система. В компетенции федерации находятся оборона, внешнеэкономические связи, содержание вузов и проч. В сферу ответственности федеральных земель входит содержание органов внутренних дел, здравоохранение, образование, региональные программы. Местные бюджеты хронически дефицитны и зависят от земельных бюджетов. Налогообложение также базируется на трехуровневой системе федерации. Подоходный налог прогрессивный (от 19 до 45%). НДС 1 января 2007 г. был повышен с 16 до 19%.

Доходы бюджета в 2008 г. составили 1,614 трлн долл., расходы — 1,579 трлн долл.

Государственный долг в 2008 г. — 62,6% ВВП.

Отраслевая структура экономики Германии

Структура ВВП в 2008 г.:

  • сельское хозяйство — 0,9%;
  • промышленность — 30,1 %;
  • услуги — 69%.

Для экономики Германии характерна гораздо большая доля промышленности в ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. И это не случайно. Специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в этой сфере создано и меньшее количество рабочих мест. В мировом хозяйстве Германия специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличной сетью автомобильных и железных дорог, одними из крупнейших в Европе и мире воздушными гаванями (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морскими портами (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства (Inter City Express).

В развитии сельского хозяйства Германии в период после Второй мировой войны был осуществлен переход к индустриальным методам производства, вследствие чего произошло повышение интенсивности и концентрации производства и капитала, формирование агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством. С начала 1980-х годов в сельском хозяйстве усиливается действие интенсивных факторов, что отражает переход экономики на ресурсосберегающие рельсы технического прогресса. В последние десятилетия в развитии сельского хозяйства Германии отмечается ускоренное вытеснение мелкого производителя.

Добывающая промышленность. В стране отсутствуют значительные минеральные ресурсы, кроме угля и калийных солей. Добыча угля ведется в каменноугольном Рурском и Саарском бассейне (42 млн г в год) и буроугольных Кельнском и Силезском бассейнах (165 млн т в год). Однако она нерентабельная, поддерживается за счет государственного бюджета. Добыча нефти ничтожна, газовая промышленность обеспечена отечественным сырьем на 30%. Добыча калийных солей ведется в Нижней Саксонии и Гессене.

На сегодняшний день именно обрабатывающая промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются:

  • автомобилестроение;
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • электротехническая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • черная металлургия.

Все более заметное влияние на развитие промышленности оказывают новые отрасли. Промышленность восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально ориентированные на Россию и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.

Основой экономики Германии является машиностроение. Оно довольно разнообразно. В последние годы на долю Германии на мировом рынке приходилось около 40% полиграфического оборудования, 33% двигателей различного назначения, 31% оборудования для переработки пластмасс, 30% станков, 28% металлургического оборудования, 28% машин для текстильной промышленности, 22% турбин. Больше всего (почти 1 млн человек) занято в традиционно «самой немецкой» индустрии — электротехнической. По уровню электротехники, по ее разнообразию и качеству Германия занимает ведущее положение в мире: на мировом рынке у страны примерно такая же доля, как у США — 20-25%". Германия вот уже несколько веков остается первым в мире производителем и экспортером печатных машин. По объему книгопечатания (как и по торговле книгами) Германия уступает только США. Немцы сохранили авторитет еще в одной традиционной отрасли — оптико-механической. Она возникла в маленьком городке Йена, где в 1846 г. Карлом Цейсом была основана небольшая мастерская по изготовлению оптических приборов. Благодаря сотрудничеству с местным университетом мастерская выросла и стала известнейшим в мире оптико-механическим предприятием.

Немецкая автомобильная промышленность — еще одна гордость немцев. Германия уже многие годы уверенно входит в тройку ведущих автомобильных держав планеты, уступая по объемам производства только США и Японии. И даже, несмотря на то, что в последнее время к ней вплотную приблизился Китай, роль ее в мировом автомобилестроении остается весьма значительной. Лидерами немецкого автомобилестроения являются Volkswagen, Daimler- Chrysler и BMW.

Крупнейшие ТНК, малые и средние предприятия Германии

ТНК Германии занимают достойное место в списке Fortune Global 500. К тому же в этом списке их 37, что меньше, чем французских (38), но больше, чем компаний Великобритании — 33, Италии — 10, Нидерландов — 14. Более подробную картину даст таблица, представленная ниже.

Хотя малые и средние предприятия играют заметную роль в европейской экономике, в Германии они несколько менее развиты. Их число в расчете на 1 тыс. человек населения составляет 37, в то время как в среднем по ЕС — 45. Доля малых и средних предприятий в ВВП страны составляет около 50% (в среднем по ЕС — 63-67%).

Для Германии особенно важны крупные предприятия. Они сосредоточены в автомобилестроении, страховом бизнесе, розничной торговле, телекоммуникациях.

Крупнейшие компании Германии, вошедшие в список Fortune Global 500 в 2007 г.

Особенности экономической политики и основные экономические проблемы Германии

Германская модель у большинства специалистов ассоциируется с «социальным рыночным хозяйством» — системой, возникшей после проведения ряда реформ под руководством Л. Эрхарда. Суть этого хозяйственного порядка определялась ее создателями как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью.

Германская модель уже пережила несколько серьезных модификаций. Первая относилась к концу 60-х — началу 70-х годов XX в., вторая совпала с началом неолиберального реформирования в Европе в 80-е годы. Сейчас мы также являемся свидетелями новой волны реформирования, которая может стать более масштабной и радикальной, чем две предыдущие.

Будучи в свое время «локомотивом Европы», немецкая экономика сейчас уступает многим странам не только по темпам роста, но и по уровню развития. В последние несколько лет по производству ВВП надушу населения ее обогнали Великобритания, Франция, Австрия. Вмсстс с тем в 1970 г. австрийский уровень достигал лишь 59% от западногерманского. Обогнали Германию также и Нидерланды, и Ирландия (в последнем случае разрыв в 70-80-х годах был еще больше, в пользу ФРГ).

В настоящее время для Германии характерны:

  • медленный экономический рост;
  • высокая безработица, выше, чем в среднем по еврозоне. Она носит не конъюнктурный, а в основном структурный характер. Такая безработица даже в условиях подъема снижается несущественно. В общем составе безработных в Германии очень высока доля длительно безработных (свыше года). Подоле таких безработных в общем их количестве Германия вместе с Италией, Грецией, Бельгией занимает самые неблагоприятные позиции в Европе. Феномен длительной безработицы особенно опасен, гак как обычно за это время теряются даже те немногие профессиональные навыки, которыми люди обладали ранее;
  • высокие издержки на труд, высокая стоимость рабочего места. Поэтому крупные компании Германии (а в последнее время также и средние) постоянно выводят рабочие места за границу. «Сименс» за несколько последних лет сократил 20 тыс. рабочих мест, перенося их в Китай и Корею. Крупнейший в Германии производитель очков фирма «Родсншток» сократила 500 мест в г. Реген, где рабочее место стоит 40 тыс. евро в год, и перенесла их в Чехию, где оно стоит 9 тыс. евро. Чистый отток капитала стал хроническим, а инвестиционная активность в стране низкая;
  • недостаточно гибкий рынок труда. Гак, при увольнении работника в Германии, по подсчетам Всемирного банка и МФК, в 2006 г. ему нужно было оплатить 66,7 недель рабочего времени. Во Франции соответствующий показатель лишь 31,9 недель, в Швеции — 24 недели, в Финляндии — также 24 недели, в Ирландии — 52,1 недели. Немцы работают гораздо меньше, чем в других европейских странах. Поданным ОЭСР, немец в год работает лишь 1446 часов, что гораздо ниже, чем в среднем и по ОЭСР, и по зоне евро.

Профсоюзы Германии весьма хорошо развиты. Но это не всегда оказывает благоприятное влияние на экономику. Чем сильнее эти союзы интересов (т. е. профсоюзы и союзы работодателей), тем менее они заинтересованы в реформах, справедливо опасаясь снижения степени своего влияния. В результате на рынке труда поддерживается такой порядок, который в определенной степени отвечает интересам членов союзов, в очень большой степени — интересам их функционеров, но не содействует эффективной занятости.

Бюрократия и в целом неэффективная работа государственного аппарата также не способствуют экономическому развитию Германии. По различным оценкам, из-за избыточного бюрократического давления (только на федеральном уровне экономическую жизнь страны регулируют 2100 законов и около 100 тыс. подзаконных актов) ежегодно экономика страны теряет от 46 до 80 млрд евро 2 .

По условиям для предпринимательства Германии, по мнению Всемирного банка и МФК, находится на среднем уровне ЕС и занимает 19-е место в мире. Это, безусловно, лучше, чем положение Франции и тем более Италии, однако гораздо хуже, чем положение в этом рейтинге таких стран, как Финляндия, Швеция, Ирландия, Великобритания, Дания.

Вместе с тем в Германии можно отметить и ряд позитивных факторов, способствующих развитию предпринимательства: государственные программы содействия, возможности финансирования с помощью заемного капитала, развитую систему венчурных компаний, наличие хорошей инфраструктуры.

Одной из серьезнейших проблем экономики Германии является проблема восточных земель (территории бывшей ГДР). Несмотря на то что за последние 15 лет в развитие экономики Восточной Германии были вложены колоссальные суммы, они остаются депрессивными и абсолютно непривлекательными регионами страны. Уровень безработицы там в два раза выше, чем средние показатели по стране. Поэтому население Восточной Германии уменьшается весьма высокими темпами. За 15 лет оно сократилось на 11%, или 1,7 млн человек.

Еще одна важная социально-экономическая проблема Германии — старение населения. Так, если доля лиц 65 лет и старше в обшей численности населения Германии в 1995 г. составляла 15%, к 2004 г. она достигла 18%. Это связано с низкой рождаемостью и увеличением продолжительности жизни в Германии. В дальнейшем доля лиц пожилого возраста будет продолжать повышаться.

Наконец, в Германии в последние годы настолько медленно росла производительность труда, что ее уровень на фоне среднего уровня Евросоюза несколько снизился.

Так, если в 1995 г. почасовую выработку в Евросоюзе взять за 100%, то в Германии производительность труда составила 104%. В 2005 г. она снизилась до 103,1%.

Внешнеэкономические связи Германии

Объем экспорта в 2007 г. составил 1,53 трлн долл., объем импорта — 1,20 трлн долл.

Основные экспортные статьи: готовые изделия — 86%, продовольствие — 5%, полуфабрикаты — 4%, сырье — 0,7%.

Основные импортные статьи: готовые изделия — 71%, продовольствие — 9%, полуфабрикаты — 9%, сырье — 4%.

Страны — импортеры продукции из Германии: Франция — 9,7%, США — 7,5%, Великобритания — 7,3%, Италия — 6,7% (2007 г.).

Страны — экспортеры продукции в Германию: Нидерланды — 12%, Франция — 8,6%, Бельгия — 7,8%, Китай — 6,2% (2007 г.).

Германия — индустриально-развитая страна. Тем не менее, в структуре промышленности Германии происходят существенные сдвиги. Например, текстильная или сталелитейная промышленность стремительно теряет свои объемы. Причины разные: в одних случаях из-за смещения рынков сбыта дальше от Европы, в других из-за повышающейся конкуренции со стороны тех стран, где заработная плата на аналогичных предприятиях значительно ниже. Наконец, нередки случаи, как в фармацевтической отрасли, когда основное производство скупается иностранными компаниями.

Но несмотря на сдвиги, промышленность по-прежнему считается важным компонентом экономики Германии. В этой сфере занято почти 8 млн. граждан страны. Три десятилетия тому назад, количество людей занятых в отрасли было значительно больше. Однако за это время падение доли в ВВП страны с 51,7% достигло 23,8%. Вместе с тем заметно увеличилась доля сферы услуг.

Машиностроение — опора немецкой экономики. Причем, данная отрасль имеет множество направлений. Среди наиболее развитых и сложных считаются автомобилестроение, станкостроение, производство ЭВМ, а также электромеханика. Как правило, данная отрасль экономики сосредоточена в конкретных регионах Германии. Например, металлоемкое и тяжелое машиностроение расположено в Руре. Если говорить об автомобилестроении, то основные производственные базы находятся в Баден-Вюртемберге, в Гессене, а также в земле Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония, Саар и Бавария.

Согласно статистическим данным, именно на машиностроительную отрасль приходится наибольшее количество предприятий. Причем, 83% всей этой массы составляют представители среднего и малого бизнеса, чьи коллективы едва достигают 200 человек. Почти 68% всей производимой продукции данной отрасли поставляется на экспорт за рубеж. На сегодняшний день доля ФРГ на мировом рынке составляет пятую часть. В области автомобилестроения Германия также двигается успешно вперед. Впереди ФРГ только Китай, США, а также Япония. Только за один 2003 год, страной было произведено 5,5 млн. автомобилей. В среднем около 60-70%% продукции реализуется за рубеж.

С XIX века Германия удерживает лидерство в области химической промышленности . Традиционно, предприятия данной отрасли располагаются вдоль Рейна. Наиболее крупными центрами являются Леверкузен с известной компанией «Bayer», Людвигсхафен, где расположен концерн «BASF», а также города Крефельд, Марль, Кёльн и Гельзенкирхен. Немало предприятий химической промышленности и в агломерации Рейн-Майн. Именно здесь находится штаб-квартира концерна «Hoechst AG».

Легкая промышленность Германии не менее развита, но не настолько, чтобы полностью обеспечить себя всем необходимым. Например, Германия зависит от поставок извне некоторых товаров легкой промышленности. Исторически, регионами, где наиболее всего развит легкопром, являются Ланде, Крефельд, Мюнстерланде, расположенные в Рурском районе. Немало предприятий сосредоточено в Баварии — Аугсбург, и, конечно же, в столице страны — в Берлине.

Пищевая промышленность в Германии традиционно представлена в первую очередь виноделием. В этом отношении наиболее продвинутыми считаются долины реки Рейн (Мозельские вина). Стремительное развитие виноделия в Германии началось в начале текущего века. Потребительский спрос на отечественный товар в ФРГ растет и инвесторы вкладывают немалые денежные средства. Нагляднее всего будет, если предоставить статистические данные. Например, еще в 1980-х годах под виноградники выделялось чуть более 10% от всего с/х земельного фонда. В 2005-м году это доля достигла уже 35% всех наделов.

Пожалуй, самым известным на сегодня немецким брендом в области виноделия является сорт «Рислинг». Именно его Германия поставляет на экспорт. Под производство данной марки вин, используется 20% всех виноградных насаждений или 20 тыс. гектар из 100 тыс. имеющихся. «Рислинг» наиболее всего востребован в Великобритании, затем в США. К примеру, в 2005-м году американцы потратили $100 млн. на покупку немецкого вина. На третьем месте находится рынок Японии. Однако в последнее время позиции ФРГ здесь пошатнулись, в связи с чем, бизнесмены Германии предпринимают попытки для восстановления своего положения в «стране Восходящего Солнца». Одним из шагов стало выращивание в ФРГ японского сорта винограда косю.

Электротехническая промышленность — также является одной из важнейших в экономике Германии. Ее развитие началось на рубеже XIX – XX веков. На сегодняшний день, среди самых известных производителей данной отрасли являются компании Siemens AG, Bosch GmbH и другие. Традиционно, штаб-квартиры организаций электротехнической промышленности сосредоточены в таких городах с высоким интеллектуальным и наукоемким центром, как Штутгарт, Эрланген, Мюнхен и Нюрнберг из Баварии. Также, немало офисов и во Франкфут-на-Майне.

Структура электротехнической промышленности Германии неоднородна. В ней встречаются, как предприятия с выпуском тяжелой и сложной продукции (генераторы, трансформаторы, кабели), так и инновационных приборов бытового назначения (электробытовая кухонная техника, электроника, СВЧ печи и.т.д.). Большой импульс для развития электротехнической промышленности в Германии дали развитие атомной промышленности, а также большие заказы со стороны военно-промышленного комплекса.

Лидерство в немецкой электротехнической промышленности принадлежит транснациональной компании «Сименс». Ее предприятия и офисы расположены практически по всей Германии. Наиболее крупные из них представлены в городах Берлин, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Эрланген, Штутгарт, а также в непосредственной штаб-квартире — в Мюнхене.

Широкое распространение получила электронное индустрия. В последние годы немцы делают огромные шаги в освоении данного направления. Это стало возможным благодаря сильным научным кадрам, а также огромному количеству трудовых ресурсов страны.

Металлургия , как и в других странах делится на две категории: черная и цветная. Черная металлургия уже утратила свои позиции и значение в экономике Германии. Причина тому, требования международных стандартов, а также высокий уровень конкуренции на мировом рынке. Большинство предприятий черной металлургии сегодня работает на импортных поставках сырья. По этой причине, они традиционно сосредоточены к морским портам или в близи рек. Например, крупными центрами Германии являются Саарбрюкен, Бремен, Бранденбург, Оснабрюк, а также Франкфурт-на-Майне. Вся продукция, производимая заводами черной металлургии, как правило, остается для реализации на внутреннем рынке.

Цветная металлургия также работает и развивается в стране на базе привозного сырья. Частично используется и собственный лом. Как и в случае с черной металлургией, данная отрасль сосредоточена в приморских и в приречных районах. Наиболее крупные центры — это Галле, Рурский бассейн, Гамбург, Люнен, Любек и Хеттштедте.

Весьма сильны позиции Германии и в судостроении . Неудивительно, ведь ФРГ занимает первое место в Европе по объему выпускаемых кораблей и подводного флота. На сегодняшний день в данной отрасли сосредоточено более 1 млн. человек. Для осуществления полного цикла всех работ, поставками комплектующих и деталей занимаются около 400 предприятий. При этом, лишь только третья часть всех производимых деталей остается в Германии, все остальное поставляется на импорт. Только в 2009-м году ФРГ поставила заказчикам 84 морских судна, чья общая стоимость оценивалась в 4,4 млрд. евро.

В данный момент, в связи с экономическим положение в мире, а также напряженной ситуацией по политическим мотивам, объемы экспортных поставок морских судов резко сократилось. Тем не менее, в Германии уверены, что это лишь временный эффект.

Германия - одна из ведущих промышленных стран мира. В 2004 г. ее

ВВП составил 2178 млрд. евро. Тем самым по совокупному показателю экономической мощи она занимает третье место в мире.

Для экономики Германии, где с начала 90-х годов центральное место занимала проблема подъема восточных земель, а также большой объем выплат в бюджет ЕС, теперь на первое место выходит проблема безработицы. Относительно неплохо с уровнем занятости обстоят дела в экономически благополучных федеральных землях, таких как Бавария и Баден-Вюртемберг. Северные же и особенно восточные земли имеют безработицу на уровне 16-18%, что заставляет правительство субсидировать значительные средства на пособия и социальную защиту населения, кроме того, отторгает значительные массы людей от участия в производственном цикле. В ближайшие несколько лет существует реальная возможность снизить уровень безработицы за счет увеличения объемов производства в промышленности.

Промышленность.

Промышленность остается опорой германской экономики, в экономической жизни она играет роль "поворотного круга". Ее доля в ВВП - по сравнению с другими странами Европейского Союза и США - сравнительно высока. Более трети произведенной продукции идет на экспорт. На почти 98 проц. всех предприятий работают менее 500 человек, т.е. это мелкие и средние предприятия. На их долю приходится почти 40 проц. рабочих мест в промышленности и 33 проц. оборота в этой отрасли. За последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970 г. (западные земли) и 2001 г. снизилась с 51,7 проц. до 23,8 проц. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Доля услуг, предоставленных в 2001 г. государственным и частным секторами, составила 20,2 проц. ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом - 18,7 проц. Доля финансовых, арендных и предпринимательских услуг составила 31 проц. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной и коммуникационной техники или авиационная и космическая промышленность не смогли компенсировать свертывание "традиционных" промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности. 2,6 млн. человек из всех занятых в промышленности работают на предприятиях, насчитывающих свыше 1.000 работников. Во всем мире известны, а часто также имеют свои филиалы, производственные или научно-исследовательские мощности такие фирмы, как автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler-Chrysler, химические концерны Aventis, Bayer, BASF, электротехнический концерн Siemens, энергетические концерны E.ON и RWE или группа Bosch.

Энергетика.

Каменноугольная промышленность, в прошлом составлявшая основу энергетики и обеспечивавшая сырьевой базой химию органического синтеза, находится со второй половины 50-х годов в состоянии глубокого структурного кризиса из-за неконкурентоспособности, поскольку на мировом рынке уголь в 3–4 раза дешевле германского. Общая добыча каменного угля уменьшилась до 30 млн. т в год (в середине 50-х годов – 152 млн. т). Из крупного нетто-экспортера каменного угля Германия превратилась в его нетто-импортера. Большие количества угля ввозятся из Колумбии, Польши, ЮАР. Относительно более стабильно развивалась буроугольная промышленность, причем до начала 90-х годов Западная Германия занимала по добыче бурого угля первое место в Западной Европе, а ГДР – в мире.

Металлургия Германии.

Черная металлургия – в прошлом одна из важнейших отраслей специализации промышленности. Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Практически весь выплавляемый чугун используется в самой Германии. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным и электроплавильным способами.

Основные центры черной металлургии – это Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург. Заводы полного цикла есть также в Саарской области, Бремене, Зальцгиттере и Оснабрюке. Центров предельной металлургии и прокатных заводов намного больше.

Цветная металлургия работает, главным образом, на импортном первичном сырье, а также собственном и импортном ломе цветных металлов; в связи с этим размещение ее предприятий определяется главным образом удобствами и дешевизной подвоза сырья и обеспеченностью соответствующими энергоресурсами. Поэтому сейчас появились новые промышленные центры на побережье морей. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Машиностроение Германии.

Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг. Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ.

Химическая промышленность.

К числу основных отраслей специализации Германии относится также химическая промышленность. Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.

Главный район химической промышленности – Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Район сохраняет ведущую роль в производстве как продуктов основной химии – органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза

Авиационная и космическая промышленность.

Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

Германская электроника.

Германия заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт.

Лёгкая промышленность .

Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – химических, и, прежде всего синтетических волокон. Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.

Пищевая промышленность

Базируется на продукции сельского хозяйства и её переработке, поэтому она представлена такими отраслями как пивоварение, виноделие и др. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт.

Сельское хозяйство.

ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.

Германия – страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994–1997 гг. доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%.

В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры

Из кормовых зерновых наиболее велико значение ячменя; некоторые сорта ярового ячменя выращиваются специально для использования при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). Крупнейший в мире ареал хмелеводства Халлертау расположен в Баварии.

Теплый климат речных долин, межгорных котловин и низменностей юго-западной Германии благоприятствует возделыванию таких культур, как табак и овощи. Фруктовые насаждения особенно характерны для горных склонов Южной Германии.

Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Виноградники расположены в основном в долинах Рейна, Мозеля и других рек южной Германии, а также в долине Эльбы под Дрезденом.

Своими садами славятся долины Верхнего Рейна, Майна, Неккара и Нижней Эльбы.

Скотоводство – основная отрасль животноводства в Германии, оно дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около ј). Второе место по значению занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине систематически превышает 100%, но по свинине составляет менее 4/5.

Скотоводство молочно-мясного направления наиболее характерно для хорошо увлажняемых приморских, альпийских и предальпийских районов, богатых лугами и пастбищами, а также для периферии городских агломераций. Из-за довольно холодной зимы распространено стойловое содержание скота. Свиноводство развито повсеместно, но особенно в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районам возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль. Забой скота осуществляется на 95% на промышленных бойнях. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

По объему сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС.

Транспорт.

Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок.

Рост автомобильного транспорта в пассажирообороте объясняется ростом числа легковых автомобилей индивидуального пользования, которое превысило в Германии в 2003 г. 44,9 млн. а в грузоперевозках – экономичностью и удобствами доставки грузов.

Государственные органы в Германии с 30-х годов традиционно уделяют большое внимание развитию сети автодорог высшего класса – автострад, не имеющих пересечений на одном уровне, общая протяженность которых приблизилась к 12 тыс. км. Из общей протяженности железных дорог электрифицировано около 2/5. В условиях сосуществования ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было направление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наиболее приоритетным стало широтное направление.

Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.

Рейн является главной водной транспортной артерией Германии, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). На Рейне находится ряд крупных портов, в том числе Дуйсбург – крупнейший в мире речной портовый комплекс с грузооборотом 40– 55 млн. т в год, Кёльн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм. Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению.

Общая протяженность внутренних водных путей на территории Германии – около 6,8 тыс. км. Густота их больше в Восточной Германии, но пропускная способность больше в Западной.

Морской флот Германии по общему тоннажу находится в мире в третьей десятке, но по тоннажу контейнеровозных судов уступает только США, Панаме и Тайваню. Крупнейший морской порт Германии – Гамбург, с годовым грузооборотом в 65–80 млн. т в год и более. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен. Прочие крупнейшие морские порты – Бремен с аванпортом Бременхафен, Эмден и Росток.

Авиационный транспорт во внешних сообщениях играет большую роль, чем во внутренних. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают поблизости аэропортами. Из 16 имеющихся в Германии международных аэропортов важнейшие находятся во Франкфурте-на-Майне, в Дюссельдорфе, Мюнхене и Гамбурге.

Крупнейший во всей континентальной Европе и основной в Германии аэропорт, находится во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». И Берлин, и Франкфурт – многофункциональные города с преобладанием непроизводственных функций, и развитие их аэропортов связано, прежде всего, с ростом «третичной сферы», возрастанием роли в общей иерархии городов Германии и всей Европы.

В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла 44 тыс. км. Это играет особую роль, как для внутреннего туризма, так и для внешнего.

Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и хорошим техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок ездящие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Практически все дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов (до 280 км/ч).

Германская экономика процветает, привлекает большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

В экономической системе ФРГ можно выделить несколько специфических черт. Во-первых, она организована по принципу так называемой «социальной рыночной экономики», характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Это предполагает рост и дифференциацию предложения на рынке наряду с перераспределением дохода и прибыли в соответствии с личностными достижениями (а значит, высокую мотивацию рабочего класса). Данная модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении.

Основные характеристики данной экономической системы таковы: -- обеспечение полной занятости населения; -- социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство); -- частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; -- создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); -- сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста; -- политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк); -- свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

Таким образом, модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства.

Промышленность Германии

Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2003г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

  • · автомобилестроение;
  • · электротехническая промышленность;
  • · общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • · транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • · химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • · точная механика и оптика;
  • · черная металлургия;
  • · авиационная и космическая промышленность;
  • · производство информационной и коммуникационной техники.

В германской промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой германской экономики и - по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, - имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн. человек.
Крупнейшие германские концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них - общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, электро-технический концерн Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch.

Химическая промышленность

Важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ФРГ одну из ведущих позиций в мире.Еще в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

Лёгкая промышленность

Германии также довольно высокоразвита. Однако в связи с сокращением рынка сбыта в последнее время, сокращаются темпы роста в данной сфере. На сегодняшний день ФРГ по большей части импортирует продукцию легкой промышленности, в частности текстильной.

Пищевая промышленность

базируется на продукции сельского хозяйства. Основными отраслями здесь являются виноделие и пивоварение. В Германии производится около 4000 сортов пива, одна треть общего объема пивоваренной продукции приходится на экспорт.

Хотя Германия известна как «пивная страна», с 2001 года её жители покупают вина больше, чем пива. В 2009 году, по данным «Немецкого института вина», объём потребляемого вина в абсолютных цифрах составил около 16 млн гектолитров, а в структуре потребляемых вин основную часть (около 40 %) занимают напитки производства самой Германии, около 13 % занимают вина Франции, немногим меньше -- вина Испании. На виноградниках страны ежегодно производится не менее 8 млн гектолитров винных напитков, причём производители стараются повысить их качество. В 2009 году 57 % вин реализовано через сети сравнительно дешёвых супермаркетов, но средняя стоимость проданного составила 2,8 евро за литр, что, например, вдвое дороже, чем в Великобритании, Нидерландах или Швеции. Германские Рейнские и Мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой.

Электротехническая промышленность.

Германия еще с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как «Сименс», АЭГ, «Телефункен» и «Осрам». Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

Металлургия. Черная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, ее конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров.

Энергетика Германии

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион -- уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5% своих потребностей в источниках энергии. Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Браденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд. тонн. Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии.

Значительную часть природных ресурсов Германия импортирует, причем роль Российской Федерации как основного поставщика энергоресурсов очень велика. За счет собственных ресурсов потребность Германии в газе может покрываться лишь на четверть.

На фоне нехватки сырья и необходимости учитывать экологические требования, ФРГ предпринимает активные действия по экономии и рациональному использовании энергии. Сюда же следует добавить использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), благодаря которым, согласно планам, в долгосрочной перспективе должна покрываться пятая часть потребностей в электроэнергии.

Сельское хозяйство Германии

Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2--3 % от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий.

Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи - 3/4 сбора, овса - около 2/5, ячменя - более 1/4. Значительные объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения - около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Сельское хозяйство в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

Транспорт Германии.

Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок. В суммарном грузообороте основную роль играет автомобильный транспорт (около 2/3), за которым следуют железнодорожный (около 1/6), внутренний водный (около 1/7), трубопроводный (около 3,5%). В пассажирообороте еще больше доля автомобильного транспорта (более 9/10) и меньше доля железнодорожного (около 6%).

Внешнеэкономические связи Германии

Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в немецкой экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшие экспортные товары: были автомобили, станки, изделия химической и электротехнической промышленности.

Туризм Германии.

Туризм в Германии обеспечивает 8 процентов внутреннего валового продукта страны. Непосредственно в туристической сфере почти 3 миллиона рабочих мест. Наряду с торговлей это - самый крупный сектор в сфере услуг. Здесь действуют в основном предприятия малого и среднего бизнеса, что открывает широкие возможности для начинающих предпринимателей.

Ежегодно Германию посещают около 18 млн. туристов, каждый из которых проводит в гостинице не менее двух ночей. Наиболее активно отдыхают в Германии голландцы, американцы и англичане. Самыми популярные среди зарубежных туристов немецкие города - Берлин, Мюнхен, Гамбург и Баден-Баден. Отрасль туризма занимает второе место после автомобилестроения. Следует отметить, что Германия становится все более популярным туристским направлением.

Основные факторы, которые привлекают туристов в страну:

  • 1. Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей;
  • 2. Упрощенный визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров);
  • 3. Высокий уровень сервиса.

Таким образом, рассмотрев важнейшие отрасли промышленности можно сделать следующие выводы:

Тесное переплетение немецкой экономики с мировым хозяйством влечет за собой определенную зависимость. Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Для позитивного непрерывного развития немецкого народного хозяйства важными предпосылками являются стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система.

Заменяет местную руду.

Близость к углю, к Рурскому бассейну раньше была чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Теперь снабжение топливом изменилось, вся территория страны пересечена нефтепроводами.

От всех этих изменений больше всего выиграли Юго-запад и Юг – районы с наиболее современной промышленной структурой в ФРГ. В сумме они дают уже более половины промышленной продукции страны. В этих районах размещается основная часть .

Более половины всего потребляемого топлива составляет нефть. На 90% это импортная нефть из , и других стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама к и от портов на Юго-запад и Юг страны. Старый центр нефтепереработки – , в 70/х годах возникли центры нефтепереработки во внутренних районах – Рейнско-Рурском, Юго-западе, Баварии. Собственная добыча нефти невелика. добывает нефть в , но ее часть континентального шельфа невелика – 30 тыс. км.кв.

Свои источники газа также не велики. Германия получает газ из , России (с 1973 года) и из шельфа Северного моря.

Резко сокращается в ФРГ добыча . Угольный концерн «Рурколе АГ» работает с убытком. Довольно стабильной остается лишь добыча бурого угля. имеет надежных потребителей – электростанции, а главное это самый дешевый вид топлива Германии. Основная часть его добывается в четырех карьерах Нижнерейнского (Кельнского) бассейна.

Каменный и бурый уголь – основа Рейнско-Рурского района, откуда электроэнергия передается во все части страны. Только в Баварии работают гидроэлектростанции на – притоках .

В целом же перспективы электроэнергетики связывают с АЭС. В ФРГ действуют свыше 30 энергоблоков, около 10 находятся в стадии строительства. На старых землях 35% энергии вырабатывается на АЭС, на новых – чуть более 10%.

Достаточно сложны проблемы металлургии. Размещение металлургических заводов в Руре и Сааре при импорте руды маловыгодно. Рур получает импортную руду (из , Либерии, ) двумя путями: и по каналу Дортмунд – Эмме. Крупный приморский металлургический завод существует в , там рудовозы подходят прямо к домнам.

На одном из первых мест в мире находится германское судостроение. Оно выпускает практически все типы судов. Главные судоверфи расположены в Гамбурге и Киле.

Довольно быстро развивается в Германии (одна из лучших в мире). Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-запад и Юг. Здесь находятся штаб – квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ-Телефункен», «Бош». Крупными центрами электротехники и электроники являются , Фракфурт-на-Майне. Радиотехнический концерн «Грундиг» базируется в основном в Баварии.

Развита военная промышленность. В Баварии (район Мюнхена) размещены НИИ, полигоны и заводы авиаракетного концерна «Мессершмит-Бельков-Блом» и фирмы «Дорнье», танковые заводы «Краус-Маффей», производитель двигателей «Моторен-турбинен-унион». Другой район военно-промышленного комплекса – Север, где размещаются судостроение и авиаракетная промышленность.
Мировую известность имеет . Экспортное значение имеют пластмассы, синтетические смолы, фармацевтические изделия, калийные удобрения. В основном химические заводы расположены в районе Рура. Теперь германские концерны (например БАСФ) строят химические заводы в Нидерландах и .

Легкая промышленность ФРГ развита не очень хорошо. Она вынуждена ввозить ткани и обувь в больших количествах.

В широко развиты пивоварение и виноделие. В ФРГ производится около 4 тысяч сортов пива. ФРГ держит и мировой рекорд потребления пива – более 150 литров в год на душу населения. Широко известны в мире рейнские и мозельские вина.

Если говорить о промышленности новых земель, то по добыче бурого угля они занимают 1 место в мире. Уголь добывается открытым способом в округах Котбус, и Галле. На буром угле базируется и электроэнергетика новых земель.

Характерная особенность машиностроения – преобладание трудоемких и неметаллоемких производств (оптика, точная механика, текстильное и полиграфическое оборудование, приборостроение и станкостроение). Один из лучших в мире оптико-механических заводов «Карл-Цейс» находится в Йене. Основные находятся на юге и в Берлинском промышленном узле.

Химическая промышленность базируется в основном на местном буром угле, а также на нефти и газе из России.

Помимо огромного выпуска калийных и азотных удобрений, карбида кальция, хлора, развит тонкий органический синтез. Широко известны кинофотопленки «Орво», медикаменты, красители. В области производства товаров широкого потребления выделяется Мейсенская фарфоровая мануфактура.



Похожие статьи