Эмиссия денег: что это такое? Денежная эмиссия и ее формы. Денежная эмиссия в РФ

Если раньше об этом говорил только Стариков, то теперь об этом пишет сам депутат-единорос на Ленте Ру!!!
http://lenta.ru/articles/2012/11/09/fedorov/

Мы - колония США

Депутат-единорос Федоров рассказал о борьбе с "экономической оккупацией"

Осенью депутат от "Единой России" Евгений Федоров выступил с инициативами, направленными, по его словам, на возвращение России "экономического суверенитета". Эксперты и политики восприняли предложения депутата неоднозначно. Например, Федоров предлагает запретить правительству покупать валюту, хотя такого положения вещей нет ни в одной крупной стране мира. В интервью "Ленте.ру" депутат рассказал о "дани", которую платит Россия США, о способе повысить уровень жизни россиян в 24 раза, а также о том, как его вызывали "на ковер" в американское посольство.



В настоящее время законопроекты, предложенные Федоровым, находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Первый законопроект, внесенный депутатом, предполагает изменение принципов эмиссии (выпуска) рубля. Федоров предлагает забрать полномочия по установлению ставки рефинансирования у Банка России и передать их правительству. По его мнению, таким образом можно будет установить ставку на "приемлемом" уровне - в один процент. Конечная ставка по кредитам для промышленности, по его подсчетам, должна упасть до пяти процентов в год. "Мы должны заставить российский ЦБ работать так же, как европейский и американский", - говорит депутат.

Сейчас ставка держится на уровне 8,5 процента. Депутат отмечает, что кредиты по низким ставкам должны выдаваться резидентам России. Решения о кредитах нужно принимать на основании оценок российских рейтинговых агентств, а не иностранных (Moody"s, Fitch), мнение которых учитывается сейчас. Кроме того, Федоров внес в законопроект о бюджете поправки, предусматривающие запрет на покупку иностранной валюты за счет бюджетных средств. По его мнению, государственные резервы не должны храниться в долларах и евро. Вместо этого их нужно размещать на счетах российских банков, чтобы поддержать отечественную экономику, в том числе за счет развития льготного кредитования.

Механизмы эксплуатации

"Лента.ру": Прокомментируйте, пожалуйста, две цифры, о которых вы говорите. Первая: Россия платит США "дань" в миллиард долларов в день. Вторая: со следующего года РФ будет тратить на покупку иностранной валюты триллион рублей в год. Откуда взялись такие данные?

Евгений Федоров: То, что мы платим дань, установлено с 1991 года. Это политическое установление в отношении всех государств бывшего СССР, например, то же самое на Украине. Кроме Белоруссии - там Лукашенко изменил ситуацию, и теперь у них Госбанк, в отличие от всех наших ЦБ. Механизм ущерба делится на несколько частей. Первое - это собственно механизм дани. Работает он следующим образом: вся эмиссия в РФ осуществляется только одноканальным образом - через выкуп доллара и евро, реже фунтов и иен, на валютной бирже Центральным банком.

Происходит следующий процесс: российский экспортер продал свой товар (нефть, газ, металлургическую продукцию или что угодно) и получил за это доллары. Часть денег компания поменяла в России на рубли у импортера, который ввозит в страну какие-то товары, а вторую часть долларов выкупил ЦБ, выпустив рубли. Эти рубли компания направила на заработки рабочим и на поддержание бизнеса в России. Вот что произошло: экспортер продал реальные товары, а вырученные доллары оказались в российских золотовалютных резервах (ЗВР).

Там они стерилизуются. Даже руководство Центрального банка, даже Улюкаев говорил, что большая часть ЗВРов таковыми не являются и носят вредный характер. В ЗВР резервов процентов двадцать, а остальная часть - это механизм стерилизации купленной валюты. Это элемент международного механизма стерилизации доллара, установленный США во многих странах, не только в России. Это позволяет американцам печатать те самые доллары, их выкупает Россия и уничтожает в своих ЗВРах.

А как это они там уничтожаются?

Они хранятся в российских ЗВРах, вложены в американские ценные бумаги, формально под 0,7 процента годовых (имеется в виду доходность облигаций США - прим. "Ленты.ру"), что в восемь раз меньше инфляции. Вспомните, сколько стоила квартира в Москве десять лет назад, а сколько - сейчас.

Официальная инфляция в США уже 15 лет не превышает даже трех процентов, а часто и меньше.

Мы же живем в реальном мире. А официальные цифры - это сказка для дурачка. Но важна даже не инфляция. Важно то, что после попадания в ЗВРы доллар оказывается связан и развязать его нельзя. По российскому законодательству извлечь его из ЗВРов мы не можем. За счет разницы этих 0,7 процента и инфляции он тает и может это делать хоть 30 лет. Но реально он "стаивает" лет за десять, стерилизуется. То же самое касается Украины и остальных стран.

Как только ФРС (Федеральная резервная система США) увидела, что доллар оказался в ЗВР в России, Украине или где угодно, она тут же выпускает новый доллар - это же бумажка. При этом выпускает не просто так, а для кредитования американского правительства. Потом эти деньги напрямую ложатся на российскую инфляцию и поступают в американский бюджет. На эти деньги, например, опирается Обама, когда запускает триллионную программу медицинских страховок. Вот он ее полностью профинансировал на российские деньги.

Если вы подсчитаете, сколько долларов за последние 20 лет выкупил Центробанк, и учтете коэффициент инфляции, то у вас получится 200-300 миллиардов долларов в год. Чуть меньше миллиарда долларов в день. Но это только прямая дань, а есть еще и другие. Так, отсутствие механизма кредитования мешает нам наращивать промышленность, строить объекты. Если вы предприниматель в России, то деньги можно получить только на Западе, в России на национальном уровне вы этих денег не получите.

Но эти деньги вам дадут не только если вы такой хороший и написали бизнес-план, но и если вы с ними договоритесь. Ну, например, вы перешли в иностранную юрисдикцию и берете оборудование дороже рынка, технологии берете специфические и так далее. В России вы не можете построить предприятие в кредит, только если это ручное управление - и то только под десять процентов годовых. А в Европе - четыре-пять, это значит, что мы изначально в неконкурентной позиции. Это барьер, а не сложность в инвестициях.

К прямой дани добавьте бюджетную дань, которая начнет складываться со следующего года, это около 240 миллиардов долларов в год. Это параметры, заложенные в бюджет, который мы сейчас принимаем, я вот сейчас пришел с Комитета по бюджету.

Вы говорите о "бюджетном правиле"?

Совершенно верно. Согласно этому правилу, государство будет изымать около триллиона рублей в год вместо обычных расходных статей. Это разница между бюджетом с "бюджетным правилом" и бюджетом без него. Деньги будут направляться на выкуп долларов и евро. Получается, сколько мы платим налогов стране - столько же мы платим и дани. Но это только по этим двум пунктам, а их несколько. Например, речь идет о размещении всего крупного бизнеса в иностранной юрисдикции. Любое наращивание богатых людей в России автоматически приводит к вывозу капитала.

Китай, США, валюта

В течение последних нескольких лет было известно только об одном требовании США к Китаю, связанном с валютой. Соединенные Штаты и Евросоюз требовали от КНР повысить курс юаня (курс национальной валюты Китая не является свободным), так как, по их мнению, Пекин намеренно занижает его, чтобы поддерживать свой экспорт. В конце 2011 года в США был разработан закон, разрешающий вводить запретительные пошлины в отношении товаров из тех стран, которые занижают курс своей валюты. В ответ Китай пригрозил США "торговой войной".

Механизм этой дани подсчитал не я - его подсчитали американцы. Вот этот механизм, связанный с формированием и увеличением богатства олигархов, составляет 500 миллиардов долларов в год. Есть еще производительность труда, которая у нас в три раза меньше, чем в Европе. Вот для этого правила коэффициент потерь составляет три, а запрет механизма национального кредитования имеет коэффициент четыре. Если перемножить все в сумме, включая дань, то получим коэффициент потерь 24 - то есть мы живем в 24 раза хуже, чем если бы у нас был экономический суверенитет.

Ну а Китай, например, со своими мощными международными резервами - тоже "стерилизует" доллар? А страны ОПЕК, Саудовская Аравия, у которых большие золотовалютные резервы и резервные фонды?

В Китае немного другая ситуация, там все-таки Госбанк, и у Саудовской Аравии - Госбанк. Но обратим внимание, что КНР устанавливает курс юаня по требованию американских властей. То есть это политическая позиция, которую Китай устанавливает в отношении своей валюты. К ним приезжает госсекретарь США и просто требует это сделать. Когда к вам приезжает представитель другого государства и требует, то это уже не экономическое, а политическое соображение, потому что вы вынуждены учитывать, сколько у него авианосцев, какой политический вес и так далее.

Китай в этой же системе, но в других принципах. Это их решение, связанное с политической позицией по отношению к США: они не хотят ссориться для сохранения стабильности. Но Россия относится к тем государствам, в которых решение принимается вместо них. Когда создавали нашу политическую систему, нас не спрашивали. А Китай, напоминаю, отбил "бархатную революцию" и остался суверенным. После этого КНР, как разумный субъект международного права, начала откупаться от самой сильной страны - США. Мы же даже не можем принимать такие решения, за нас эти решения принимает другая страна.

У нас есть запреты на развитие, а у Китая - нет. Например, как я выше говорил, у нас запрещена национальная кредитная система. Я даже, может, и не против, чтобы мы платили дань США для спокойствия - главное, чтобы сняли запрет на развитие.

Инфляции не будет

Давайте вернемся к механизму эмиссии рубля. У нас в стране все-таки кредитная эмиссия, то есть количество рубля увеличивается за счет того, что Банк России дает под процент кредиты коммерческим банкам, а последние, в свою очередь, кредитуют компании и население. По-вашему, этот механизм, который используют почти все Центробанки мира, в России не работает?

Он просто запрещен на законодательном уровне. Потому что в законе о ЦБ Европы и ФРС первый пункт - "поддержка национальных экономик". У Банка России этого пункта нет вообще, у него главный пункт - поддержка курса рубля. Понимаете? Центральный банк Евросоюза обязан кредитовать национальную экономику, а нашему банку запрещено это делать.

Независимость ЦБ

Законом о Центральном банке России, кроме прочего, установлено, что Банк России подконтролен Государственной Думе. Госдума же назначает и снимает его председателя, кандидатура которого должна быть одобрена президентом России. Основные направления денежно-кредитной политики регулятор разрабатывает совместно с правительством России. Тем же документом установлено, что ЦБ является "кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования".

Но ведь такого закона, который запрещал бы кредитную эмиссию российского Центрального банка, не существует.

Нет. Просто других целей, кроме поддержания курса рубля, у Банка России нет. Он поэтому держит ставку в 8,5 процента, чтобы не пустить деньги в национальную кредитную систему. Хотя Путин требовал от ЦБ снижения ставок. Но Центральный банк откровенно не выполнил его указания, то есть Центробанк осуществляет саботаж указаний президента страны. Но это саботаж по закону. Кроме того, нашему ЦБ прямо запрещено кредитование российского правительства, а европейскому и американскому - разрешено. Совокупность этих правил приводит к тому, что Банк России не работает на российскую экономику. Поэтому Европа и США запускают механизм кредитной эмиссии, а мы только поддерживаем их кредитную эмиссию.

Так российский ЦБ же выдает банкам кредиты, и в последнее время их объемы растут.

Он выдает эти деньги банкам под кассовый разрыв. Под восемь процентов годовых. Кроме того, не забывайте, что российский ЦБ требует залоги в четыре раза больше, чем европейский. В результате банки выдают кредиты под 15 процентов годовых. Какой нормальный инвестор возьмет деньги под такие проценты? Поэтому Банк России не кредитует экономику для инвестиций - только на текущие нужды.

Вы предлагаете ввести ставку в один процент. Получается, это в семь раз ниже ожидаемой инфляции. В таком случае брать что угодно в кредит будет выгоднее, чем копить деньги. Это же нонсенс. Ставка рефинансирования используется для того, чтобы регулировать инфляцию, а не разгонять ее.

Так если вы на инфляцию кладете 200-300 миллиардов, то, естественно, она у вас не будет меньше пяти процентов. Сейчас, даже если мы будем иметь нулевой бюджет, мы все равно будем тратить на дань 300 миллиардов. Это и есть фактор инфляции, который и формирует ее наполовину. Он является самым важным. Если вы уйдете от стерилизации доллара и евро, то вы избавитесь и от фактора инфляции. Почему в Европе процент инфляции низкий? Потому что они не платят дань.

По вашей логике, у нас должно быть столько же денег в международных резервах, сколько рублей в обращении. Но это не так.

Нет, это так и есть. Наша денежная масса - восемь триллионов рублей наличными плюс 24 триллиона рублей на счетах. ЗВР - около 530 миллиардов долларов, они колеблются. Получается, что наша денежная масса обеспечена валютой на 65 процентов. Но не стоит забывать, что эти деньги накопились за двадцать лет, когда курс доллара был другой.

Тогда уже за последние 14 лет, в основном при Путине, поскольку в 1990-е при Ельцине международные резервы в России были минимальны.

А вы помните, как в 1998 году людям не выплачивали зарплату? Это потому что мы ждали кредитов от Штатов и Международного валютного фонда, для того чтобы их положить в ЗВРы и на эту сумму выпустить рубли. Мы же зарплату не в долларах платим, а в рублях. Но мы не платили людям зарплату полгода в ожидании международных кредитов, чтобы их стерилизовать в ЗВРах и выпустить рубли.

Насколько я понимаю, тогда зарплату не платили, потому что в бюджете банально денег не хватало - и поэтому были нужны кредиты.

Активное наращивание золотовалютных резервов России началось в 2001 году, что совпало с ростом цен на нефть. В конце 2004 года ЗВР впервые за все время после краха СССР превысили отметку в сто миллиардов долларов. В 1990-е они ни разу не поднимались выше показателя в 25 миллиардов. При этом рост ЗВР был одним из основных условий, предъявляемых российскому правительству для получения международных стабилизационных кредитов. Так, в 1995 году наращивание резервов до 11,5 миллиарда долларов являлось одним из условий предоставления России очередного стабилизационного кредита в размере 6,3 миллиарда долларов.

Зачем? Напечатайте.

Да они не могли просто напечатать рубли, потому что действовавшее правительство изо всех сил боролось с инфляцией, "зажимая" денежное обращение, сокращая количество рублей. В результате такой политики обеспеченность российской экономики рублями была всего 12 процентов, исторический минимум.

Нет, они не могли напечатать рубли, потому что Центробанк их просто посылал, по закону и по Конституции. Он говорил: "Когда мне придут ваши миллиарды в долларах, я тут же вам выдам рубли".

Вы говорите, что мы не можем тратить валюту из международных резервов, они там "стерилизуются". Но ведь ЦБ при необходимости активно продает доллары и евро на бирже, проводит валютные интервенции, чтобы поддержать курс рубля. Так, в 2008-2009 годах наши золотовалютные резервы значительно сократились.

Нет. Это правда, что ЦБ проводит интервенции для поддержки курса рубля. Но тогда наши ЗВР сократились не из-за этого. Они сократились в связи с тем, что Центральный банк принял решение прокредитовать ВТБ для национальной экономики. Первый транш составил 40 миллиардов долларов, а когда ВТБ эти деньги вернул, они восстановились. (В ЦБ объясняли сокращение валютных резервов в конце 2008 года именно валютными интервенциями - прим. "Ленты.ру")

Но ведь ВТБ получал деньги в рублях - значит, ЦБ продавал доллары?

Ну и что? Он отправил деньги в долларах, превратил в рубли, а потом ЦБ поддерживал доллар на ставке в 31-32 рубля, какая разница, если у вас железная ставка.

Но, когда ЦБ проводит валютные интервенции, он же все-таки избавляется от долларов?

Я понимаю, но поскольку российская экономика, как и любая, всегда наращивает денежную массу, то баланс в сторону наращивания золотовалютных резервов также сохраняется.

Давайте теперь поговорим о Резервном фонде, которому вы хотите запретить покупать валюту. Ваша позиция в некоторых моментах похожа на позицию Минэкономразвития...

Более того - похожа на позицию Путина.

Минэкономразвития предлагает не отменять "бюджетное правило", но несколько снизить поступление денег в Резервный фонд, в частности, сократить его "антикризисный" порог, чтобы направить средства в бюджет и оттуда - в национальную экономику. Однако есть совершенно другое мнение - Минфина. Последний настаивает, что резервы необходимо наращивать на случай кризиса. Например, если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель, то в бюджете начнется нехватка средств, курс рубля резко упадет - и "запасенные" доллары и евро пригодятся.

Во-первых, падение цен на нефть не рассчитывается в таких масштабах. Произошла мировая инфляция, и по 60 долларов за баррель ни одна страна уже не может продавать, даже Саудовская Аравия. Никто не будет торговать себе в убыток. Сейчас минимальная стоимость нефти по самым эффективным странам - где-то 60 долларов. Но эффективные страны закрывают только половину мировой потребности. С учетом всех стран, которые добывают нефть, ниже 90 долларов упасть в принципе не может. И, кстати, об этом говорится в прогнозе Минэкономразвития, внесенном в правительство, на основании которого составляется бюджет. Минфин уходит от этих цифр и говорит: "Нам плевать на ваш прогноз, на реальную расстановку экономических сил, расчеты". Он вводит волюнтаристическое бюджетное правило, а отчего, почему - никто не знает.

(В августе СМИ сообщали, что "кризисный" прогноз Минэкономразвития предусматривает падение барреля нефти до 60 или 80 долларов, похожий прогноз представляла и Высшая школа экономики - прим. "Ленты.ру".)

Еще один момент: мировой кризис, которым нас пугают, - это кризис доллара и евро. Вот выйдет Греция из еврозоны - и евро вообще улетит. В такой ситуации вкладывать в евро - риск еще больший, чем нефтяной. А вот, например, в золото - можно. Но мы предлагаем вкладывать в национальную экономику. Тогда в случае кризиса у России появится опора на собственную экономику.

Резервы нужны для поддержания бюджета на случай кризиса. А если вы дали кредит бизнесу, то как тогда вы собираетесь извлечь эти деньги в случае необходимости?

А зачем вам эти средства нужны, сами подумайте?

Да хотя бы зарплату выплатить бюджетникам. Правительство много на что тратило резервы во время кризиса 2008-2009 годов, резервы сократились на сотни миллиардов долларов.

А если евро рухнет, то как вы собираетесь эти деньги извлекать? А что, это нереально, что евро рухнет? Может, я что-то дикое говорю? Европейские экономисты, немецкие говорят о крахе Греции. А крах Греции - это разрушение евро, это же очевидная вещь.

Необязательно.

Даже если евро не рухнет, он может подешеветь в пять раз. Легко. Вообще, вкладывать во время кризиса деньги в бумаги кризисных государств - глупо. А если мы будем на эти деньги кредитовать национальную экономику, то можно предусмотреть (конечно, это определенная работа), чтобы средства были возвращены в случае кризиса. К тому же, кредитуя национальную экономику, мы получим хотя бы те же пять процентов дохода. А на инвестициях в иностранные бумаги мы деньги теряем.

Разве? Считается, что падение цен на нефть привело к снижению предложения доллара на Московской бирже и падению спроса на рубли - и российская валюта начала дешеветь. Поддержка курса рубля на докризисном уровне стоила бы Центральному банку слишком дорого, ему пришлось бы распродать большую часть международных резервов.

Нет, еще раз напоминаю: когда у вас 100-процентное обеспечение в кубышке, вам несложно все это выкупить и распродать. Не может произойти такой ситуации, чтобы все рубли поменяли на доллары. А на методики, связанные со страхованием, хватает 10 процентов ЗВРов. Страхование и 100-процентное обеспечение - это все-таки разные вещи. Поэтому Улюкаев говорил, что такие большие ЗВРы нам вредны.

Многие говорят, что у нас излишние ЗВРы...

Просто это не ЗВРы, а механизм прикрытия дани, хотя называются почему-то резервами.

Министерство финансов - агенты США

Вот я про это и хочу сказать. "Направить средства из Резервного фонда на поддержку экономики", "в евро и доллар инвестировать опасно", "нам не нужно столько международных резервов" - споры экономистов, которые сейчас идут и в правительстве в том числе. Некоторые, например, напротив, считают облигации США надежными. Но когда вы говорите, что все эти инструменты - способ взимать дань, это пахнет "теорией заговора".

Ну так надо же говорить правду. Дань - это выплата денег одним государством другому по политическим соображениям. Систему, по которой мы платим дань США, формировали сами США на территории России. "Теория заговора" подразумевает какую-то "необычность". Вот если бы одна страна проиграла другой стране, полностью была бы ей захвачена с точки зрения управления и не платила бы дань - вот это было бы необычно. Для этого они с нами и воевали 40 лет, и мы проиграли.

Как движутся инициативы? Незаметно, чтобы они "получили ход".

Почему? Правительство вынесло альтернативное предложение о создании "мегарегулятора". Которое, кстати, предусматривает и изменение закона о ЦБ - подчинение его государству. О том, что нужно уходить от доллара, Путин говорил на саммите АТЭС во Владивостоке. Просто идет нормальная политическая борьба. Если мы собираемся лишить американцев 300 миллиардов долларов в год, то они, конечно, будут сопротивляться. С одной стороны есть Путин, часть правительства, а с другой - выгодоприобретатель в лице США, который использует все рычаги влияния, чтобы такие решения не прошли.

Так что же, министр финансов Антон Силуанов, ведомство которого является сторонником наращивания Резервного фонда, действует в интересах США?

Действуют в интересах Соединенных Штатов институты, а не люди. А институты сами созданы США. Если мы говорим об институте правительства РФ, то он создан в 1990-е годы американскими советниками. По Первому каналу недавно было интервью, по-моему, бывшего министра имущества РФ, который при Ельцине всего полтора месяца проработал. Он пришел в свое министерство, а там все забито американскими советниками, он их всех выгнал, а потом сразу же Ельцин выгнал его.

Если все так, как вы говорите, то почему тогда президент России не борется с таким положением вещей?

Он и пытается бороться. Но и США начинают действовать с помощью инструментов и институтов, заложенных 20 лет назад. Вот, например, три-четыре недели назад я написал проект закона, усложняющего усыновление российских детей за рубежом. По статистике, мы отправили в штаты 100 тысяч детей, а реально - около полумиллиона. Законопроект я не внес, а направил на согласование в Минобразования. Через неделю меня вызвало американское посольство с просьбой отчитаться, почему я такую инициативу проявил. Понятно, что ситуация контролируется, и на неофициальном уровне.

Если Россия не будет платить дань, то и другие не захотят, поэтому США будут биться до конца. Почему Болотная появилась? Потому что Путин начал пытаться решить эти проблемы.

Так Болотная появилась в 2011 году, что произошло-то? Никаких шагов до этого предпринято не было.

Путин пошел на выборы со своей программой восстановления суверенитета России. США были против этого, о чем, в частности, говорил вице-президент США Джо Байден (о том, что Байден в марте 2011 года якобы поддержал коммунистов, "Коммерсанту" рассказывали сами коммунисты - прим. "Ленты.ру").

Я читал предвыборные статьи Путина, но он же вообще ничего не говорил о контроле за ставкой рефинансирования со стороны правительства или о "дани" США.

Иностранные агенты СМИ

Вы неоднократно говорили, что в России нет целенаправленной политики в области средств массовой информации.

Она запрещена по Конституции. У нас есть запрет на идеологию и запрет на цензуру. Средствам массовой информации запрещено слушаться указаний своего государства, но нет аналогичного запрета в отношении государства чужого. В иностранные бюджеты закладываются статьи под названием "деньги на информационную войну". Хиллари, прописывая эти деньги в бюджете, официально попросила средства на информационную войну в России.

Мы в своем законе даже не ограничиваем это. Но мы говорим, что, если СМИ получают деньги у иностранных государств, они должны сообщить об этом зрителям или слушателям. Есть много изданий, тысячи, которые точно также финансируются, как "Радио Свобода", но мы не знаем, что они работают на иностранные государства.

Конкретно кого-то можете назвать?

Это очень много. Существует правительственная комиссия, которая освобождает иностранную грантовую помощь от налогообложения в России. По нашей оценке, через нее проходят несколько тысяч СМИ. В основном региональных. Можете поискать материалы этой комиссии. Но поскольку у нас в России на эту тему запрещено даже копать, то мы полноценный список не знаем.

Все-таки вернемся к информационной политике государства. Правительство тратит на СМИ 80 миллиардов рублей в год. Большая тройка телеканалов - НТВ, Первый канал, "Россия" - и множество более мелких контролируются государством.

Кто вам сказал? Что мы понимаем под контролем? Если мы понимаем редакционную политику, которая бы проводила определенный курс, то для этого нужно иметь идеологию - она у нас запрещена. Нужно иметь не только идеологию, но и аппарат политтехнологов, которого у нас нет. То, что кто-то позвонил и попросил не показывать кого-то или, наоборот, кого-то много показывать, не относится к редакционной политике. Иногда частый показ кого-то еще хуже с точки зрения пропаганды.

Что касается затрат на СМИ, то правительство поддерживает и СМИ, занимающие враждебную позицию по отношению к государству. Например, "Эхо Москвы". Но государство по закону и Конституции не имеет права вмешиваться в эти вопросы. Мы и не предлагаем туда вмешиваться, а говорим только о том, что зритель должен сам принимать решение на этот счет.



Последний вопрос: мы колония США?

Мы дань платим? Платим. Запрет на развитие и манипулирование испытываем? Испытываем. Мы имеем суверенитет национальных элит? Нет. Значит, мы автоматически находимся в состоянии эксплуатируемой зависимости, в простонародье называемой колонией. Борьба за суверенитет - это не то направление, где надо ждать больших побед и сразу. Красная армия освобождала СССР от войск Германии четыре года не потому, что сразу не хотели - просто сил не было.

беседовал Кирилл Сугробов

Станет ли российский Центробанк реальным эмиссионным центром?

Для многих может показаться странным само название статьи – вроде как рубли у всех есть на руках, а то, что России является единственным и полномочным эмиссионным центром по выпуску национальной валюты, записано даже в Конституции страны. Так какие могут быть сомнения? Сомнения же начинаются тогда, когда начинаешь изучать конкретный механизм выпуска национальной валюты. Конечно, саму возможность печатать рубли и их наличие в обороте никто в здравом уме отрицать не будет. Другое дело, считать ли осуществляемый выпуск рублей в оборот денежной ? Тут могут возникнуть нюансы.

Важным является то, при каких условиях это происходит. Российский осуществляет выпуск рублей при одновременном накоплении в резервах иностранной «резервной валюты». Грубо говоря, выпуск рублей идёт только при скупке долларов и евро на валютной бирже. Это равнозначно тому, что происходит замена одной валюты на другую при сохранении общей суммы денег в обороте. Так можно ли при таких механизмах выпуска в оборот рублей говорить о денежной эмиссии? Очевидно, что нет – денег в системе остаётся столько же. Просто конкретная валюта стала другой. Произошёл обмен одной валюты на другую.

Данная ситуация уже обсуждалась ранее в статье . Даже упомянуто конкретное название этой системы – «валютный режим» (англ. Currency board ). Объяснена суть системы, которая состоит в том, что все обязательства центрального банка (денежная база) полностью покрыты резервами в определённой иностранной валюте – чаще всего в долларах. По словам известного финансиста Бориса Львина, «фактически центральный банк отказывается от своих так называемых дискреционных прав, то есть прав по регулированию размера денег в экономике. Его денежная становится полностью пассивной, она перестаёт быть политикой в подлинном смысле слова. Центральный банк просто обменивает национальную валюту на иностранную валюту-«якорь» и наоборот...»

Дискреционные полномочия (от франц. Discretionnaire – зависящий от личного усмотрения) – юридический термин, означающий полномочия, предоставляемые какому-либо лицу, действовать по собственному усмотрению. Так вот, российский , в этом смысле, лишён права действовать по своему усмотрению. В плане именно денежной эмиссии. Он может только поддерживать курс рубля, обменивая его на валютной бирже на иностранную валюту. То есть, выпускать рубли в оборот, в обмен на резервную валюту, в целях удержания постоянным курса рубля. Важным следствием такого механизма является соответствие рублёвой денежной массы накопленным валютным резервам.

То, что валютные резервы Центробанка определяют денежную массу в обороте – факт не совсем очевидный и проверяется не простым сравнением денежной базы и декларируемыми ЦБР валютными резервами. В определениях финансистами денежной базы есть некоторая свобода, и она мешает увидеть полное соответствие. Финансисты ЦБ не включают в определение денежной базы средства правительства на счетах ЦБ, а это триллионы рублей. Рублей, которые всё же были эмитированы. Валютный режим, однако, определяет соответствие всей рублёвой эмиссии с накопленными валютными резервами. Изучение баланса ЦБ в полной мере это подтверждает, конкретные цифры приводились в статье «Россия в тисках колониальной финансовой системы» .

Но в ней же утверждается, что, начиная с 2012 года, ЦБ начал понемногу нарушать данное «правило». В активах ЦБ появились долги коммерческих банков, а денежная эмиссия превысила в количественном отношении накопленные валютные резервы. Стоит ли в связи с этим говорить о том, что ЦБ вышел из колониальной системы «currency board» ?

«Банки в июле на 317 млрд. руб. (+14,5%) увеличили объем заимствований у ЦБ, доведя задолженность перед ним до 2,577 трлн. руб., говорится в статистике регулятора. Долг перед ЦБ достиг годового максимума именно 31 июля и составляет теперь 5,7% всех активов системы, отмечает аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. Как и месяцем ранее (в июне был зафиксирован прирост на 32,7%), ресурсная база банков расширялась в значительной мере за счёт заимствований у , признаётся сам регулятор. Кредитный портфель банков вырос на 372 млрд. (+1,4%) и превысил 25,7 трлн. руб. Таким образом, банки продолжили привлекать средства ЦБ для наращивания кредитования…»

Если взглянуть на баланс ЦБ в тот момент, то обнаружим, что иностранных бумаг в ЗВР было на 14,964490 трлн. рублей, но сумма наличных (6,809902 трлн.) и средств на счетах (9,635604 трлн.) составляли 16,445506 трлн., то есть на 1,481016 трлн. рублей больше. Что означает ни что иное, как дополнительную , выходящую за рамки обычной скупки нефтедолларов. Качественно такое нарушение правил не слишком изменило систему – удельный вес дополнительной рублёвой эмиссии не превысил и 8% от денежной массы, но эта эмиссия спасла множество экономических субъектов от банкротства, включая и стратегически важные компании.

Изменение политики ЦБ вряд ли можно было отнести на счёт какого-то стратегического решения, скорее это была реакция на форс-мажорные обстоятельства. Но с того момента тенденция по увеличению кредитования российских банков со стороны ЦБ всё же росла. К концу 2012 года объёмы кредитов составили уже 3,4 трлн . рублей. В 2013 году ЦБ снизил этот уровень до 2,7 трлн . к концу мая, а затем опять стал наращивать. В декабре 2013 года они составили 4,2 трлн . рублей, а на июль 2014 года достигли почти 6 трлн . Правда не все эти кредиты вели к увеличению денежной массы, то есть, эмиссию ЦБ наращивал гораздо меньшими темпами.

Если сравнить объёмы ЗВР и денежную эмиссию на этот же момент, то получим соотношение 15,878 трлн . рублей (ЗВР = золото + иностранных эмитентов) и 18,625 трлн . рублей эмиссии (наличные + средства на счетах ЦБ). Разница составит 2,747 трлн . рублей – это та сумма, что выводит ЦБ из рамок валютного режима. Удельный вес данной разницы – 15% от общей эмиссии. Это пока немного. Этого недостаточно, чтобы ликвидировать отрицательные последствия для российской экономики оттока капитала из-за обострения кризиса на . И, тем не менее, можно уже говорить, что ЦБ начал проводить денежную эмиссию . Очень понемногу, нерешительно и чрезвычайно медленно, но начал. В свете обострения отношений с Западом из-за войны на , из-за наращивания санкций со стороны Запада, такие действия ЦБ становятся чрезвычайно важны и требуют поддержки.

Сегодня Россия столкнулась с ситуацией, когда экономика уже не может кредитоваться на Западе. Из-за ухудшения отношений с ним, кредитные линии начали закрываться. Процесс этот становится всё более заметным :

«По данным ЦБ, в целом положительное сальдо по внешним заимствованиям за год сократилось более чем в восемь раз – с $48,1 млрд. в I квартале 2013 года до $6 млрд. в I квартале 2014-го. Объем займов сократился с $78 млрд. до $41,9 млрд., сумма погашений за тот же период выросла с $29,9 млрд. до $35,9 млрд. Китай вышел на первое место в рейтинге стран, где наиболее активно российские компании привлекают средства…»

Российские компании начали искать новые источники для пополнения оборотных средств, и выбор пал на Китай (его уровень монетизации составляет около 200% в отличие от российского уровня в 40% ). Да, со своими валютными резервами, тут может помочь.

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся. Все Конференции транслируются на Интернет-Радио «Возрождение» …

Банк России возобновил денежную эмиссию на покрытие дефицита бюджета, следует из данных Минфина , опубликованных во вторник.

В августе Минфин продал центробанку 2,92 млрд долларов, 2,46 млрд евро и 0,31 млрд фунтов стерлингов из Резервного фонда, сообщило ведомство в отчете о состоянии суверенных фондов.

За проданную валюту Минфин выручил 390 млрд рублей, которые были зачислены "на единый счет федерального бюджета".

Эти средства представляют из себя чистую денежную эмиссию со стороны ЦБ, объяснял ранее экс-глава Минфина Алексей Кудрин: накопленная в Резервном фонде валюта никуда не тратится, она остается в собственности государства, меняя лишь формального владельца с Минфина на ЦБ, который для ее конвертации печатает рубли по курсу и направляет в бюджет.

"Резервный фонд хранится в валюте на счетах Центрального банка и продается Центральному банку. Центральный банк для покупки (этой валюты) печатает деньги, идет эмиссионное финансирование", - говорил Кудрин в интервью "Интерфаксу" .

В 2015 году объем такой эмиссии составил 2,1 трлн рублей.

В 2016-м году станок запускали трижды - в апреле, мае и августе, каждый раз печатая по 390 млрд рублей. Таким образом, общая сумма эмиссии рублей в бюджет достигла 1,17 трлн рублей.

Во второй половине года объем эмиссии в рамках операций с Резервным фондом - с 0,8 до 1,6 трлн рублей, предупредил ЦБ в "Финансовом обозрении" за второй квартал. Иными словами, "печатать" деньги придется без перерывов, каждый месяц.

Причина - существенный недобор доходов бюджета: из-за низких цен на нефть и отложенной приватизации "Роснефти" и "Башнефти" дыра в казне к концу года может превысить 3 трлн рублей вместо 2,36 трлн, заложенных в проект, в начале августа замминистра финансов Максим Орешкин.

Обратной стороной эмиссионной политики ЦБ является масштабный приток рублей в банковскую систему и инфляционный риск."Именно поэтому Центральный банк вынужден ограничивать приток денег в экономику по другим каналам. Это же является и обоснованием сдерживания понижения ставки", - говорит Кудрин.

За полтора года ЦБ изъял из банковской системы более 3 трлн рублей, сокращая кредитные операции, а также начал проводить депозитные аукционы.

В ближайшее время для "парковки" напечатанных рублей регулятору придется начать выпуск собственых облигаций, считает аналитик "ВТБ Капитала" Максим Коровин.

Происходящую пока эмиссию, впрочем, можно назвать обеспеченной: обеспечением выступает валюта из Резервного фонда, отмечают эксперты Высшей школы экономики.

Когда валютные запасы иссякнут, у властей возникнет большой соблазн запустить станок в необеспеченном режиме, говорится в "Макроэкономическом прогнозе 2016-2020" от ВШЭ.

Для элит печатающий рубли станок может стать "новым источником ренты на замену нефтегазовой выручке", для населения же такая политика может обернуться обнищанием и потерей сбережений в инфляционной спирали, предупреждают экономисты.

Финансовая система любой страны включает в себя денежную систему, главным элементом которой является эмиссия денег. Без этого элемента невозможно существование экономики государства, а также осуществление его внутренних и внешних платежных операций, ведь деньги являются главным и универсальным средством платежа.

В зависимости от вида выпускаемых денег, эмитента, а также некоторых других признаков эмиссия может подразделяться на различные виды. Далее будет подробно рассмотрено, как происходит этот процесс и к чему он приводит.

Эмиссия денег и ее виды

Совокупность всех денежных средств, которые находятся в обороте страны, называется денежной массой. Эта величина непостоянная и под воздействием множества факторов может изменяться — как в большую, так и в меньшую сторону. К увеличению денежной массы приводит эмиссия — выпуск дополнительных денег в обращение.


В зависимости от вида выпускаемых денежных средств эмиссия бывает:
  1. Наличная — выпуск дополнительных бумажных денег и монет в обращение. благодаря чему происходит увеличение общей денежной массы. Поступающие деньги либо чеканятся (если они представляют собой монеты), либо печатаются (если они имеют бумажную форму).
  2. Безналичная — приоритетный вид эмиссии, который в среднем составляет около 80% от общего выпуска денег. Связано это с тем, что в большинстве развитых стран именно безналичные деньги являются преобладающим платежным средством. Эмиссия безналичных денег происходит путем выдачи кредитов или при помощи отображения денег на банковских счетах.

Еще одна классификация делит эмиссию на два вида:

1. Первичная — денежные средства выпускаются в оборот Центральным банком государства. При этом форма денег может быть как наличной, так и безналичной. К первичной эмиссии относятся такие операции ЦБ, как:

  • печатание банкнот (чеканка монет);
  • выдача кредитов коммерческим банкам;
  • приобретение иностранной валюты;
  • кредитование государства.

2. Вторичная — эмиссия осуществляется коммерческими банками, которые кредитуют всех остальных участников рынка. В пределах имеющихся у банка средств он может выдавать кредиты другим субъектам, используя для этого средства, полученные, например, от Центрального банка.

В зависимости от эмитента (то есть субъекта, который осуществляет выпуск денег), эмиссия делится на два типа:

  1. Бюджетная эмиссия денег — осуществляется государством, у которого чаще всего имеется монопольное право на выпуск наличных денежных средств.
  2. Кредитная эмиссия денег — осуществляется банками и состоит только из безналичной или вторичной эмиссии.

Основным фактором, который определяет необходимость эмиссии денежных средств (как в наличной, так и в безналичной форме), а также влияет на ее размеры, является потребность в оборотных средствах у организаций и предприятий. Целью эмиссии является удовлетворение именно этой потребности и своевременное обеспечение хозяйственных субъектов необходимыми денежными средствами. К другим эмиссионным факторам можно отнести:

  • рост производства, увеличение товарной массы и субъектов рыночной сферы;
  • снижение скорости денежного обращения;
  • рост цен, не зависящий от качества продаваемого продукта (товаров или услуг).

Точный порядок выпуска денежных средств в обращение зависит от конкретной страны и в разных государствах может заметно отличаться. Образцом можно считать системы наиболее развитых стран с рыночной экономикой: США, стран ЕС, Японии и т. д.

Помимо эмиссии денег, существует также , о которой мы рассказывали в предыдущей статье.

Кто осуществляет эмиссию денег в РФ

Главный документ государства — Конституция РФ — содержит в себе несколько положений относительно эмиссии в стране:

  • монопольное право на выпуск денег принадлежит Центральному банку РФ;
  • главное и единственно допустимое платежное средство на территории государства — российский рубль;
  • выпуск в обращение денег другой валюты или другим эмитентом запрещен;
  • на ЦБ РФ возложены обязанности не только по выпуску денежных знаков, но также и по их изъятию;
  • в форме эмиссии Центральный банк не ограничен — это могут быть как наличные, так и безналичные деньги.

В соответствии с законодательством, решение о выпуске денег в оборот, а также об их изъятии принимает Совет директоров Центрального банка. При выпуске рубля (единственного законного платежного средства) не устанавливается его соотношение с золотом или какими-то другими драгметаллами.

Для производства собственных наличных денег (в виде чеканки монет) в России существуют специальные монетные дворы:

  1. Московский монетный двор.
  2. Санкт-петербургский монетный двор.

Помимо чеканки государственных монет, они занимаются изготовлением орденов, медалей и других изделий из драгоценных металлов. Также в небольших количествах на этих дворах происходит чеканка монет для иностранных государств.

Печать денег (бумажных) в России происходит в специальных типографиях, которые могут обеспечить повышенный уровень защиты. Процесс изготовления денег (как печати банкнот, так и чеканки монет) является жестко регламентированным и находится под контролем Центробанка.

Что касается безналичных денег, то они выпускаются в виде кредитов, предоставляемых ЦБ РФ множеству коммерческих банков. В форме вторичной эмиссии эти банки также могут предоставлять кредиты другим субъектам хозяйственных отношений, увеличивая тем самым величину безналичного оборота страны.

Эмиссионная система Украины во многом схожа с российской. Первичным эмитентом денежных средств является Национальный банк Украины, который обладает монопольными правами на выпуск государственной денежной единицы — гривны. Кроме этого, НБУ также имеет исключительное право на изъятие денег из оборота.

Первичная эмиссия денежных средств осуществляется Нацбанком в безналичной форме — печать денег осуществляется только для покрытия этих ранее выпущенных безналичных средств. Для печати банкнот используется Банкнотно-монетный двор НБУ. Безналичная эмиссия может также осуществляться коммерческими банками (в виде кредитования других субъектов).

Можно выделить несколько факторов, которые на данном этапе развития экономики Украины негативно влияют на ее эмиссионную систему:


Все эти факторы приводят к необходимости осуществлять дополнительную эмиссию денежных средств, увеличивая, таким образом, общую денежную массу страны. Это приводит к обесцениванию национальной денежной единицы и появлению негативных тенденций в развитии экономики Украины.

В качестве итога можно отметить, что:

  1. Основной способ увеличения денежной массы в обороте государства — эмиссия денежных средств.
  2. Деньги в обращение могут выпускаться как в наличной, так и в безналичной форме.
  3. Приоритетной формой денежных расчетов во всех развитых странах является безналичная.
  4. Монопольное право на эмиссию наличных денег в России (банкнот, монет) принадлежит Центральному банку.
  5. Эмиссия денег на Украине не имеет существенных различий с аналогичным процессом в России — разница состоит только в установленной государством законной денежной единице.

Одним из наиболее эффективных способов стимулирования экономики любого государства является повышение дохода путем эмиссии. Такая процедура способствует улучшению экономики государства и позволяет заменить изношенные банкноты на новые. Итак, эмиссия денег - что это такое? Под этим понятием подразумевают процесс выпуска в свободное обращение дополнительных новых денег. Печать купюр и чеканка монет осуществляется государством и регулируется на законодательном уровне.

Цели и принципы эмиссии

В России новые деньги выпускаются почти регулярно с целью замены изношенных и поврежденных денег. В среднем срок их эксплуатации составляет около 5 лет. Такая замена не влечет за собой увеличения общего количества наличности в обороте и называется целевой эмиссией. Вообще об эмиссии принято говорить в тех ситуациях, когда печать новых купюр ведет к увеличению общей денежной массы. Главная задача этой процедуры заключается в развитии оборотного капитала с целью увеличения производства.

Выпуск ценных бумаг способствует расширению собственного производства и модернизации компаний, или же решению других проблем, которые требовали дополнительных средств. Нужно при этом учитывать, что в результате выпуска новых акций, приходящих на рынок, а не распределяющихся между руководством компании, сокращается количества изначальных владельцев акций.

В России процедуру печати новых денег проводят согласно следующим принципам:

  • Монопольность. Заниматься чеканкой и печатью новых купюр, их изъятием из оборота и перераспределением денежных потоков имеет право только государство в лице НБ.
  • Обязательность. Единственное официальное платежное средство, используемое на всей территории государства - это рубль.
  • Обмениваемость - каждый субъект, имеющий при себе документы, удостоверяющие его личность, имеет право обменять любую сумму в рублях на валюту другой страны.
  • Отсутствие привязки - рубль не привязан к золоту или каким-либо другим драгоценным металлам.

Кроме Национального банка заниматься печатью новых купюр имеет право также и казначейство. Разница между полномочиями этих двух организаций заключается в том, что ЦБ выпускает кредитные материальные средства - банковские билеты, а казначейство - казначейские билеты.

Виды эмиссий

Эмиссия подразделяется на 2 основных вида:

  1. Наличная - характеризуется поступлением бумажных денег разного номинала с целью стимулирования экономики государства. Новые деньги начинают печатать, когда увеличиваются зарплаты, растут расценки на товары личного потребления, растет товарооборот и т. д. Для оптимизации наличной эмиссии необходимо не только правильно определить прогнозируемое количество, но и грамотно распределить её по всей территории государства. Эмиссии рассматриваемого вида осуществляется децентрализовано. Поскольку потребность банковских учреждений в наличности зависит от того, какое её количество требуется юридическим и физическим лицам, она постоянно изменяется. Наличность переходит из безнала, находящегося на депозитах и являющегося общей составляющей денежного потока, организованного банками в ходе деятельности банковского мультипликатора.
  2. Безналичная - объем денег увеличивается, когда банковские учреждения проводят активные операции. Собственный объем безналичной эмиссии превышает наличную эмиссию. Безнал выпускается банками, обеспечивающими наличностью клиентов, имеющих средства на своих счетах. В свою очередь, происходит списание безнала на сумму выдачи с личных клиентских счетов.
    Безналичная эмиссия является первичной, поскольку её выполняют в первую очередь. И только после неё выпущенные деньги поступают в коммерческие банковские структуры как ассигнования из бюджета или заемные поступления от Национального банка. Эти средства используются для выдачи займов населению и предпринимателям.

Кроме перечисленных видов эмиссии различают и такие её виды, как кредитная и бюджетная. Первая осуществляется при поступлении в оборот денег, появившихся в результате кредитных операций. Бюджетная денежная эмиссия в РФ осуществляется, когда в оборот выпускаются особые казначейские билеты, а также государственные ценные бумаги. Данная процедура проводится с целью восполнения дефицита в госбюджете.

Некоторые монеты РФ

Особенности и порядок проведения эмиссии в РФ

Как отмечалось выше, по закону монопольное право на выпуск новой наличности имеет ЦБ. Решение о выпуске, как и изъятии определенного количества денег из оборота принимается Советом Директоров. Разработкой новых банкнот, их дизайном, долговечностью и методами защиты от фальшивок занимается ЦБ.

Монеты чеканятся в Московских и Питерских монетных дворах. Для печати бумажных наличных средств используются специально предназначенные для этого типографии, оснащенные всем необходимым оборудованием, которое способно обеспечить высокий уровень защиты.

Механизм действия

Сам процесс печати и чеканки денег жестко контролирует НБ. Именно в его компетенцию входят такие вопросы, как определение требуемого объема эмиссии и равномерное распределение наличности между субъектами государства.

Для установления величины возможной эмиссии ЦБ изучает информацию о наличности, проходящей через банковские кассы и выявляет регионы, требующие добавочного вливания средств. Поскольку процесс доставки наличности из центральных областей в удаленные вызывает определенные сложности, регионы оснащают РКЦ для хранения резерва денежных знаков. С момента ввода их в обращение такие деньги из безнала превращаются в наличность.

Также РКЦ оборудованы оборотными кассами, предназначенными для сдачи кредитными учреждениями, осуществляющими банковские операции, всей наличности.

Когда наличные поступления, имеющиеся на банковских счетах, превышают по количеству лимит кассы, их изымают из оборота и переводят в запасной фонд. В случае возникновения необходимости производят обратный вывод таких денег из запасного фонда. При этом данную операцию обязательно согласовывают с НБ.

Последствия чрезмерной эмиссии

Для банков самый простой и быстрый источник ресурсов - это дополнительный крупномасштабный выпуск новых денежных средств. Однако в результате недостаточно точно рассчитанной, чрезмерной эмиссии повышения ВВП не происходит, как и не стимулируется деловая активность.

Напротив - такой выпуск денег в обращение становится причиной обратного результата, когда начинают сокращаться реальные доходы из-за резко возросшей инфляции.

В процессе поиска дополнительных денежных ресурсов для кредитных учреждений следует учитывать, что одного только обеспечения прироста активов банковских учреждений недостаточно. Необходимо создавать такие условия, которые позволят направлять эти активы только в конкретные сектора, несмотря на наличие больших рисков кредитования и привлекательные сделки спекулятивного характера.

Для решения данной проблемы целесообразно на законодательном уровне ограничивать вывод за границу денег посредством закупки валюты. Необходимо также ограничивать возможности банков, которые используют ресурсы с целью проведения финансовых спекулятивных сделок на фондовых рынках.

Таким образом можно сделать вывод, что главные факторы, которые позволят оптимизировать денежную эмиссию , следующие:

  1. Организация такой денежно-кредитной политической системы, которая позволяет обеспечивать стабильную деятельность финансового сектора при непостоянном валютном курсе рубля.
  2. Обеспечение таких условий, которые позволят стабильно функционировать банковской системе.
  3. Обеспечение условий, позволяющих создать оптимальную структуру денежной массы.

Перечисленные факторы позволяют выполнять основной критерий оптимальной эмиссии, при котором потребности экономики будут соответствовать денежной массе.



Похожие статьи