Государство в рыночной экономике. Государственное регулирование

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

на тему: "Необходимость государственного регулирования"


Экономическое состояние нашей страны всегда находится двух разных фазах. Это или подъем или спад. В связи с этим государство применяет политику различных видов. Если страна находится в рецессии, то власти проводят стимулирующую политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких темпов инфляции в стране. В связи с этим я бы хотел выдвинуть свою точку зрения по поводу необходимости государственного регулирования, опираясь на общеизвестные факты и научную литературу.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики подразделяются на:

·Бюджетно-налоговую (фискальную) политику - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена данная политика на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

·Денежно-кредитную (монетарную) политику - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование также являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.

Помимо механизмов существуют методы. Государственное воздействие на экономику осуществляется двумя видами методов: косвенными и прямыми.

К косвенным методам относят: фискальную политику, кредитно-денежную политику, таможенную политику, амортизационную политику.

К прямым методам относят: распределение бюджетных инвестиций, регулирование материальных потоков и производственной деятельности, государственное предпринимательство.

Хотелось бы также упомянуть о том, что переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в сформировавшемся рыночном хозяйстве. Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. Можно выделить много фактов о переходной экономике в России, но они, к сожалению, в полной мере не доказывают необходимость государственного регулирования и тем самым не обосновывают мою точку зрения.

Так как рыночная система несовершенна, некоторые факты доказывают, что государственное регулирование необходимо на данном этапе общественной жизни и уровня экономики страны в целом.

Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

Внешние эффекты- загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.

Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.

Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессий) и депрессий.

Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для "социальной компенсации" малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.государственный экономика рыночный фискальный

Для данных ситуаций выше мной были изложены государственные механизмы и методы регулирования экономики.

Делая вывод, хотелось бы отметить, а точнее напомнить, что в руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. На данном этапе общественной жизни и экономической системы России, население не способно адекватно реагировать на все экономические ситуации в стране, если они будут происходить без вмешательства государства. В свою очередь вмешательство государства вызывает у граждан волну эмоций, которые связаны, с какими либо не удовлетворенными потребностями, зависящими от государства. Поэтому вопрос о необходимости государственного регулирования экономики до сих пор остается открытым.


Необходимость государственного регулирования экономиш объясняется следующими основными причинами:

Концентрация производства и рост монополизма приводит к диспропорциям и частым кризисам в экономике. Поэтому необходима антимонопольная политика государства.

Рыночный механизм порождает богатство и бедность. Целью ГРЭ является создание условий для сближения людей по уровню благосостояния.

Есть сферы и отрасли, которые представляют государственный интерес. В частности, национальная оборона, защита окружающей среды, всеобщее начальное образование, содержание государственных служащих, фундаментальная наука, исторические ценности. Некоторые из них не представляют выгоду для предпринимателей.

Рыночные законы действуют стихийно, экономике свойственны колебания и кризисы. Поэтому государство должно проводить политику по стабилизации экономики и обеспечению экономического роста.

Государство определяет стратегию, перспективы развития национальной экономики, что не присуще чисто рыночному механизму.

В рыночной экономике государство преследует регулирующие цели, а не цели получения

максимальной прибыли как это свойственно предпринимательству. Это есть главный принцип ГРЭ.

Общая стратегия ГРЭ базируется на следующих других принципах:

ГРЭ не должно подчинять себе естественное действие законов рынка. Тем самым государственное регулирование обязано придерживаться принципов рынка: экономическая свобода, частная собственность, свободное ценообразование, свободное распределение ресурсов, конкуренция.

Государственное регулирование должно не конкурировать с бизнесом, а помогать ему. Государство является непосредственным участником рыночного процесса, восполняя недостатки, негативные последствия рыночных отношений. Допускается государственное предпринимательство. Государственное вмешательство тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно облечено.

Государственное регулирование должно в конечном итоге способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

Государство не ставит и не способно ставить цель - обеспечить полное социальное равенство и социальную справедливость в обществе. При этом нужно учитывать, что рыночный механизм предполагает некоторые противоречия, которые служат общественному прогрессу.

Государственное вмешательство должно иметь свои пределы (границы). Чрезмерное вмешательство в экономику или недорегулирование экономики может нарушить естественный рыночный механизм и обострить социальные проблемы.

Направления государственного регулирования экономики:

Стабилизация экономического развития - борьба с безработицей, спадом производства и достижение экономического роста;

Интенсификация экономики с помощью НТП;

Укрепление позиции на международном рынке;

Создание сильного предпринимательского сектора, защита конкуренции;

Укрепление национальной валюты, денежного обращения;

Преодоление региональных и отраслевых диспропорций развития;

Поддержка малоимущих и незащищенных слоев населения;

Развитие социально- значимых отраслей.

Роль государства в экономике выражается в его экономических функциях:

Создание законодательной базы экономики. Экономические отношения не реализуются без правовых отношений. Или реализация экономических решений зависит от эффективности законодательной базы этих решений. К примеру, частная собственность на землю не будет внедрена без четкой системы правовых отношений между государством и земельными собственниками, между работодателями и наемными работниками в аграрной сфере.

Поддержание конкуренции. Современная рыночная экономика характеризуется концентрацией капитала и образованием монополий, что обеспечивает возможность им получать сверхприбыль и диктовать условия на контролируемых ими рынках. Тем самым, ущемляются интересы и права новых потенциальных конкурентов и потребителей на данных рынках. Поэтому важная регулирующая роль в целях поддержания справедливой конкуренции отводится государству.

Обеспечение общественными товарами. Примерами общественных товаров или благ являются асфальтированные дороги, уличные фонари, работа служб безопасности и т. п. Их характеризует общедоступность и бесплатность в использовании. Общественные товары необязательно производятся за счет государств. Предположим, строительство дорог может быть выполнено частными фирмами по государственному заказу.

Такие товары, которые по характеру являются также общественными, как автобус, стадион, зоопарк на самом деле представляются частными. Их владельцы рассчитывают получать доходы и прибыли.

Распределение и перераспределение доходов. Современное государство представляет собой мощный механизм по распределению и перераспределению национального дохода. В развитых странах государством перераспределяется до 50 и более процентов созданного ВВП. Тем самым, государство стремится создать социально-экономические балансы в обществе, благоприятные условия жизнедеятельности для большинства населения. Главным инструментом такой политики являются государственные расходы через госбюджет.

Регулирование внешних или побочных эффектов. Речь идет, прежде всего, о регулировании последствий производства. Предотвращение промышленных выбросов и охрана окружающей среды - одна из приоритетных задач государственного регулирования. Для борьбы с вредными выбросами разработаны альтернативные варианты: установление стандартов по выбросам, платежей и штрафов, временного режима для осуществления выбросов. Тем самым, государство призывает загрязняющие предприятия к ответственности и необходимым дополнительным издержкам самих предприятий.

Внешние эффекты бывают не только отрицательными, но и положительными.

Стабилизирование экономики. Государство с помощью инструментов (налогообложение, государственные расходы, антимонопольная политика и т. п.) регулирования экономики способно снизить уровень цен, стимулировать деловую активность в стране, решать неотложные социальные проблемы.

Осуществляя свои экономические функции, государство призвано руководствоваться социальными целями. Базой реализации этих целей являются экономическая эффективность, экономическая справедливость, экономическая безопасность и экономическая стабильность. Прежде чем добиваться социальных результатов по благосостоянию населения нужно добиваться общей экономической эффективности. Экономическая справедливость отвечает требованиям справедливой конкуренции, борьбы с диктатом монополий, достижения равновесия по уровню благосостояния разных слоев населения. Экономическая безопасность связана с заботой об отечественном производителе, реализации национальных интересов в системе международных экономических отношений. Экономическая стабильность формирует у людей веру в будущее и перспективу своего общества.

Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

Денежная система - это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

Важнейшими элементами денежной системы являются следующие:

Национальная денежная единица - мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (например, тенге, рубль);

Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (золотое содержание бумажной денежной единицы);

Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение (например, Народный банк, налоговая инспекция, служба инкассации);

Формы денег - овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте;

Валютный паритет - соотношение с другими валютами;

Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно.

Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы. Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые "квазиденьги" (от лат.gasi - как будто, почти), то есть денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочных денежных обязательствах.

Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную массу в виде наличных денег или вкладов до востребования.

Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:

1) агрегат М-1 ("деньги для сделок") - это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги;

2) агрегаты М-2 и М-3 включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных вкладах, а также депозитные сертификаты. Эти деньги не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а также их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами";

3) наиболее полные агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Спрос на деньги вытекает из двух функций денег - как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трасакционный спрос), во втором - о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигаций и акций). Трансакционный спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и измеряется прямо пропорционально номинальному ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки.необходимость этого регулирования ...

  • Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики . "Фиаско рынка" и "фиаско государства"

    Контрольная работа >> Экономика

    По предмету: Государственное регулирование экономики на тему: Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики . "Фиаско рынка" ... перекосы в распределении ресурсов. 2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер...

  • Объективная необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ)

    Реферат >> Экономика

    ... необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) План 1. Экономика и политика. Хозяйственный механизм и его типы 3 2. Объективная необходимость ... сферах. Таким образом, государственное регулирование экономики - это целенаправленное воздействие...

  • Государственное регулирование экономики на примере России

    Реферат >> Экономическая теория

    Явления, как государственное регулирование экономики . Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие... Более точно, среди причин необходимости государственного регулирования экономики называют следующие1: невозможность успешного экономического...

  • Необходимость государственного регулирования экономиш объясняется следующими основными причинами:

    Концентрация производства и рост монополизма приводит к диспропорциям и частым кризисам в экономике. Поэтому необходима антимонопольная политика государства.

    Рыночный механизм порождает богатство и бедность. Целью ГРЭ является создание условий для сближения людей по уровню благосостояния.

    Есть сферы и отрасли, которые представляют государственный интерес. В частности, национальная оборона, защита окружающей среды, всеобщее начальное образование, содержание государственных служащих, фундаментальная наука, исторические ценности. Некоторые из них не представляют выгоду для предпринимателей.

    Рыночные законы действуют стихийно, экономике свойственны колебания и кризисы. Поэтому государство должно проводить политику по стабилизации экономики и обеспечению экономического роста.

    Государство определяет стратегию, перспективы развития национальной экономики, что не присуще чисто рыночному механизму.

    В рыночной экономике государство преследует регулирующие цели, а не цели получения

    максимальной прибыли как это свойственно предпринимательству. Это есть главный принцип ГРЭ.

    Общая стратегия ГРЭ базируется на следующих других принципах:

    ГРЭ не должно подчинять себе естественное действие законов рынка. Тем самым государственное регулирование обязано придерживаться принципов рынка: экономическая свобода, частная собственность, свободное ценообразование, свободное распределение ресурсов, конкуренция.

    Государственное регулирование должно не конкурировать с бизнесом, а помогать ему. Государство является непосредственным участником рыночного процесса, восполняя недостатки, негативные последствия рыночных отношений. Допускается государственное предпринимательство. Государственное вмешательство тем эффективнее, чем в более рыночную форму оно облечено.

    Государственное регулирование должно в конечном итоге способствовать экономическому росту и социальной стабильности.

    Государство не ставит и не способно ставить цель - обеспечить полное социальное равенство и социальную справедливость в обществе. При этом нужно учитывать, что рыночный механизм предполагает некоторые противоречия, которые служат общественному прогрессу.

    Государственное вмешательство должно иметь свои пределы (границы). Чрезмерное вмешательство в экономику или недорегулирование экономики может нарушить естественный рыночный механизм и обострить социальные проблемы.

    Направления государственного регулирования экономики:

    Стабилизация экономического развития - борьба с безработицей, спадом производства и достижение экономического роста;

    Интенсификация экономики с помощью НТП;

    Укрепление позиции на международном рынке;

    Создание сильного предпринимательского сектора, защита конкуренции;

    Укрепление национальной валюты, денежного обращения;

    Преодоление региональных и отраслевых диспропорций развития;

    Поддержка малоимущих и незащищенных слоев населения;

    Развитие социально- значимых отраслей.

    Роль государства в экономике выражается в его экономических функциях:

    Создание законодательной базы экономики. Экономические отношения не реализуются без правовых отношений. Или реализация экономических решений зависит от эффективности законодательной базы этих решений. К примеру, частная собственность на землю не будет внедрена без четкой системы правовых отношений между государством и земельными собственниками, между работодателями и наемными работниками в аграрной сфере.

    Поддержание конкуренции. Современная рыночная экономика характеризуется концентрацией капитала и образованием монополий, что обеспечивает возможность им получать сверхприбыль и диктовать условия на контролируемых ими рынках. Тем самым, ущемляются интересы и права новых потенциальных конкурентов и потребителей на данных рынках. Поэтому важная регулирующая роль в целях поддержания справедливой конкуренции отводится государству.

    Обеспечение общественными товарами. Примерами общественных товаров или благ являются асфальтированные дороги, уличные фонари, работа служб безопасности и т. п. Их характеризует общедоступность и бесплатность в использовании. Общественные товары необязательно производятся засчет государств. Предположим, строительство дорог может быть выполнено частными фирмами по государственному заказу.

    Такие товары, которые по характеру являются также общественными, как автобус, стадион, зоопарк на самом деле представляются частными. Их владельцы рассчитывают получать доходы и прибыли.

    Распределение и перераспределение доходов. Современное государство представляет собой мощный механизм по распределению и перераспределению национального дохода. В развитых странах государством перераспределяется до 50 и более процентов созданного ВВП. Тем самым, государство стремится создать социально-экономические балансы в обществе, благоприятные условия жизнедеятельности для большинства населения. Главным инструментом такой политики являются государственные расходы через госбюджет.

    Регулирование внешних или побочных эффектов. Речь идет, прежде всего, о регулировании последствий производства. Предотвращение промышленных выбросов и охрана окружающей среды - одна из приоритетных задач государственного регулирования. Для борьбы с вредными выбросами разработаны альтернативные варианты: установление стандартов по выбросам, платежей и штрафов, временного режима для осуществления выбросов. Тем самым, государство призывает загрязняющие предприятия к ответственности и необходимым дополнительным издержкам самих предприятий.

    Внешние эффекты бывают не только отрицательными, но и положительными.

    Стабилизирование экономики. Государство с помощью инструментов (налогообложение, государственные расходы, антимонопольная политика и т. п.) регулирования экономики способно снизить уровень цен, стимулировать деловую активность в стране, решать неотложные социальные проблемы.

    Осуществляя свои экономические функции, государство призвано руководствоваться социальными целями. Базой реализации этих целей являются экономическая эффективность, экономическая справедливость, экономическая безопасность и экономическая стабильность. Прежде чем добиваться социальных результатов по благосостоянию населения нужно добиваться общей экономической эффективности. Экономическая справедливость отвечает требованиям справедливой конкуренции, борьбы с диктатом монополий, достижения равновесия по уровню благосостояния разных слоев населения. Экономическая безопасность связана с заботой об отечественном производителе, реализации национальных интересов в системе международных экономических отношений. Экономическая стабильность формирует у людей веру в будущее и перспективу своего общества.

    Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка.

    Денежная система - это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.

    Важнейшими элементами денежной системы являются следующие:

    Национальная денежная единица - мера денег, принятая в стране за единицу, в которой выражаются цены товаров и услуг (например, тенге, рубль);

    Масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (золотое содержание бумажной денежной единицы);

    Система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение (например, Народный банк, налоговая инспекция, служба инкассации);

    Формы денег - овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте;

    Валютный паритет - соотношение с другими валютами;

    Институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.

    В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно.

    Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы. Денежная масса - совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

    В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые "квазиденьги" (от лат.gasi - как будто, почти), то есть денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочных денежных обязательствах.

    Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве.

    Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждений небанковского сектора иметь у себя определенную денежную массу в виде наличных денег или вкладов до востребования.

    Тема 1. Объект, научно-методологические основы, цели и задачи государственного регулирования экономики

    1. Объективная необходимость вмешательства государства в экономику

    2. Объекты и инструменты госрегулирования экономики

    3. Задачи, цели и функции госрегулирования экономики

    Содержанием государственного регулирования экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства является система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемая правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

    По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть разрешены в рамках частной собственности, т.е. на принципах саморегулирования экономики. С развитием производительных сил появилась необходимость значительных инвестиций, усиливалась специализация производства, концентрация капитала, росла интеграция производства и капитала, усиливалась взаимозависимость разных стран друг от друга. Вместе с тем на определённом этапе общественного развития обострялись противоречия между трудом и капиталом, появилась массовая безработица, экономические кризисы переросли отраслевые рамки и становились общенациональными, а затем и мировыми, нарушения в денежном обращении, усилившаяся конкуренция, приведшая к господству монополий потребовали влияния внешней силы, а именно силы государства, которая должна была привести к сглаживанию противоречий рынка, и действий (проведения экономической политики), способствующих дальнейшему эффективному рыночному развитию.

    Необходимость государственного регулирования экономики

    Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XYII – XUIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

    С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своём «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников.

    Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить её регулирование государством. А.Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

    Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимым выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

    Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М.Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать её дальнейшей стабилизации. Идеи Кейнса проводило большинство стран мира после второй мировой войны. Считается, что политика с использованием кредитно-денежного и финансового регулирования совокупного спроса способствует смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

    Таким образом, объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала, развития производительных сил и производственных отношений. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем на каждом этапе общественного развития.

    Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.



    Основные объекты ГРЭ:

    экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платёжный баланс; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.

    Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъёма в экономике могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу и отсюда необоснованные рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ не допустить «перегрева экономики», т.е. роста спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

    В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

    Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. В разное время инвесторам создаются дополнительные стимулы, которые воздействуют на экономический цикл и структуру.

    Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

    Особое внимание связано с регулирование денежного обращения. Основное направление – это борьба с инфляцией, воздействие на состояние платёжного баланса, повышение и понижение курса национальной валюты, (установление валютного «коридора»), участие в международной экономической интеграции.

    Одним из главных объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

    Объекты ГРЭ различаются в зависимости от решаемых задач. Объекты ГРЭ имеют иерархический характер: от уровня фирмы, региона, отрасли до национальных и интернациональных.

    Инструменты (средства) ГРЭ. Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

    Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

    Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо защищенных слоев населения.

    Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Основные экономические средства - это:

    Регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком)

    Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке

    Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет – это доходы и расходы центрального правительства и местных властей. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.

    Ускоренная амортизация.

    Особую роль среди инструментов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов. Суть его заключается в отрыве от физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги.

    Таким образом, для решения задач, стоящих перед государством в процессе реализации экономических функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:

    Фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

    Денежная политика;

    Политика регулирования доходов;

    Социальная политика;

    Государственное регулирование ценообразования;

    Внешнеэкономическое регулирование.



    Похожие статьи