Характеристика командной экономической системы. Командная экономика: виды и признаки

Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

    Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

    Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

    Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

    Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

    Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

Сегодня превалирующей является рыночная экономика, но это не единственный способ ведения хозяйства в масштабах страны. История знала и некоторые другие модели, которые имели свои преимущества и недостатки. Чем отличаются рыночная и административно-командная экономика? Каковы их характерные черты?

Формы экономической организации

Как доказала история, хозяйственную деятельность можно вести по-разному. Даже сейчас ведутся споры по поводу того, какой стиль организации этого процесса более эффективен и жизнеспособен. Кое-где, кстати, до сих пор действуют те формы, которые в наиболее развитых странах уже давно считаются устаревшими. Что удивительно, ведь эти, казалось бы, отжившие модели иногда функционируют вполне эффективно.

Современная наука в основном различает четыре системы, это:

  • рыночная;
  • командная;
  • традиционная экономика;
  • смешанная модель.

Все они имеют свои характерные черты и особенности. И каждая из них заслуживает отдельного и чуть более подробного рассмотрения, чтобы можно было понять, чем они отличаются друг от друга.

Традиционная модель

Наиболее простой и примитивной считается патриархальная экономика. Также ее называют традиционной, и она является наиболее древним способом ведения хозяйственной деятельности.

Ее отличают следующие характерные черты:

  • совместное владение некоторыми средствами производства;
  • преобладание ручного труда;
  • натуральное хозяйство;
  • крепкие социальные связи;
  • совместное решение ключевых экономических проблем;
  • торговля в зачаточном состоянии.

Такой способ хозяйствования не слишком эффективен с точки зрения накопления запасов пищи и разделения труда. Этот тип характерен для первобытных обществ и в современном мире сохранился лишь в некоторых обособленных от остального мира сельскохозяйственных районах Африки, Южной Америки и Азии.

Рыночная

Наиболее совершенной, хотя и не лишенной своих недостатков, считается такая система, которая регулирует большей частью себя сама. Все процессы в экономике взаимосвязаны, а государство должно лишь выполнять роль наблюдателя. Именно для рыночной системы характерны всем известные законы, а еще развитые товарно-денежные отношения, причем не только в сфере купли-продажи реальных товаров.

Царит полная свобода: люди вольны выбирать себе любые профессии, но никто не обязан их трудоустраивать. Производители в ценообразовании и контроле качества обязаны ориентироваться только на мнение покупателей. Те же самые принципы господствуют и в других сферах. Очевидно, что в чистом виде рыночная экономика не слишком применима к жизни, поскольку она в этом случае вступает в противоречие с некоторыми функциями государства. Именно поэтому под этим термином обычно подразумевают систему, которая следует этим принципам лишь в большей части. В основном, во избежание серьезных перекосов в производстве и разрыва в доходах населения, применяются некоторые социальные механизмы, позволяющие несколько компенсировать действие рыночных законов. Но вмешательство должно быть серьезно ограничено, иначе речь пойдет о совершенно другой концепции.

Командно-административная экономика

Модель, в какой-то мере противоположная предыдущей и предполагающая планирование и контроль практически всех процессов, не выглядит так уж глупо, по крайней мере, нет ощущения, что все пущено на самотек. Это действительно может быть очень разумным, особенно в определенных условиях, так что те или иные черты, которыми известна административно-командная система экономики, так или иначе проглядываются во многих современных странах. И все же стоит остановиться на этой модели чуть подробнее, ведь на протяжении долгого времени страны бывшего СССР жили в соответствии именно с этой системой.

История концепции

Некоторые экономисты рассматривают эту систему как развитую форму натурального хозяйства. Такой подход не лишен логики, поскольку командно-административная экономика стала довольно логичным продолжением традиционной. Но существует и другой взгляд, согласно которому плановая модель - искусственно созданная концепция, которая возможна лишь в определенных условиях.

Если говорить о правильности первого подхода, командная система возникла очень давно - во времена первобытных общин или в эпоху рабовладельческих латифундий. Если же принять за истинный общепринятый подход, то обычно говорят о ее появлении одновременно со становлением Советского Союза. Не так уж и важно, что из этого правда, хотя стоит признать, что еще до появления СССР во многих сообществах наблюдались некие черты, которые сегодня приписывают именно этой форме организации экономических отношений.

Характерные черты

  • Признаки командной экономики прежде всего включают в себя преобладание государственной или иной формы коллективной собственности на большую часть стратегически важных ресурсов и средств производства. Это своеобразный индикатор данной модели, поскольку его присутствие в других системах просто противоречит их основам.
  • Административные меры регулирования. Это очень грубый инструмент управления экономикой, поскольку он не лишен субъективности, а также мало учитывает взаимосвязь всех процессов в отношениях хозяйствующих единиц. В результате даже при условии хороших показателей жизнь в масштабах отдельных семей может быть крайне тяжелой.
  • Жесткое планирование. Многим людям старшего возраста не понаслышке знакомо понятие "пятилетка". План работы всех основных отраслей хозяйства, расписанный на года вперед и мало учитывающий возможные глобальные изменения - возможно ли такое?
  • Отсутствие конкуренции. Из-за планирования производства, подготовки кадров и большинства других процессов исчезает естественная рыночная борьба. Молодые специалисты работают по распределению, заводы выпускают ровно столько продукции, сколько им было указано, а конъюнктура никого не волнует. В конечном счете это ведет к снижению качества как предлагаемых благ, так и услуг.
  • Основное отличие рыночной экономики от командной очевидно и однозначно - в последней на средства производства существует монополия государства.

Особенности

Командная экономика, как показывает история, сочетает в себе одновременно социальную ориентированность и полное подчинение интересам государства. На первый взгляд это кажется парадоксом. Но если подумать, станет ясно, что социальное напряжение вследствие низкого уровня жизни должно компенсироваться некими "уравнивающими" механизмами. Если брать для примера СССР, то это видно очень хорошо. Расслоение общества было минимальным, поскольку у подавляющей части населения был доступ к одним и тем же благам и услугам. Лишь единицы жили иначе, чем другие. Как правило, эти люди имели непосредственное отношение к власти и минимально контактировали с остальными на бытовом уровне.

Другая сторона этой экономики - ее милитаризация. Как правило, эта концепция существует в паре с определенной моделью общественного, а не только рыночного строя. Так, например, может быть объявлено о наличии некоего внешнего врага.

Эффективность

Административно-командная система экономики удобна в смысле управления ее ресурсами и мощностями. Она позволяет с легкостью переориентироваться с одной сферы производства на другую со сравнительно небольшими потерями. И все же большинство специалистов считают ее крайне неэффективной. Но есть и преимущества.

Например, если руководство системой осуществляется достаточно умело, модель может быть крайне устойчивой и выдерживать самые сложные условия. Кроме того, командная экономика позволяет осуществлять быструю мобилизацию и перераспределение ресурсов, что важно, например, в случае военной угрозы. Низкая инфляция, высокий уровень занятости и заработной платы, низкая дифференциация доходов - все это возможно лишь в рамках умело управляемой централизованной системы. И все же есть свои недостатки.

Критика

Наиболее очевидным последствием централизованного управления экономикой являются перекосы в производстве. Это означает постоянный дефицит и переизбыток продукции в тех или иных сферах. Избежать этого невозможно, поскольку система слишком бюрократизирована, чтобы быть гибкой.

Вслед за этим возникает второе последствие - общее снижение потребительских качеств товаров. Монополизация государства на средства производства порождает и его господство на рынке. Отсутствие конкуренции и желание снизить издержки негативно отражается на качестве продуктов. В результате предложение вступает в конфликт со спросом, возникают предпосылки для теневых рынков.

Потеря конкурентоспособности товаров влечет снижение темпов развития экономики и постепенное отставание в научно-техническом прогрессе. Это ведет к спаду производства и ухудшению качества жизни населения.

Как правило, командная экономика сопровождается соответствующей социальной идеологией. А желание верхушки сохранить власть заставляет ее увеличить расходы на ВПК. Так происходит милитаризация экономики.

Отсутствие очевидного стимула к эффективной работе, свободы творчества и общий застой приводят к недооцененности человеческого фактора и исчезновению желания продуктивно трудиться. В результате это заканчивается жизнью на иждивении у государства.

Примеры

История знает немало попыток сделать экономику управляемой. Впрочем, и некоторые современные страны считают, что эта система наиболее полно отвечает их нуждам. Болгарию, СССР, Румынию, Китай - эти государства традиционно относят к так называемому "социалистическому" блоку, противопоставляемому капиталистическому миру. И если кое-где сейчас сохранились лишь отдельные признаки командной экономики, то Куба, Северная Корея и Ирак принимают эту модель практически полностью. Успех довольно сомнителен, поскольку все из приведенных стран все еще относятся к развивающимся, а уровень жизни у населения, как и макропоказатели, оставляют желать лучшего.

Смешанная модель

Многие современные страны пошли дальше и решили не останавливаться на том, что предлагает им история, а постарались взять от каждой системы самое лучшее. В результате получилось нечто, что работает в большинстве государств. Рыночная и командная экономика соединены, так что модель не остается полностью свободной, правительство влияет на нее с помощью тех или иных инструментов, более тонких, чем те, что предлагает административная концепция. Монетарная политика, субсидии, прогрессивная шкала налогообложения, социальные льготы, биржи труда и многие другие меры - все это призвано скомпенсировать несовершенство систем и подходов. Здесь есть и свои модели, например, японская или шведская, но о них уже должен быть совершенно отдельный разговор.

Которая была свойственная ряду стран, появилась благодаря осуществившимся в них социалистическим революциям. Идеологическим знаменем этой системы были постулаты марксизма. Такая модель экономики была разработана Лениным и Сталиным - вождями Компартии СССР. Корни же идеи уходят к учению о социальной утопии. Внедрение системы характерно для и Азии в первой половине и середине ХХ века.

Командная экономика - это система ведения народного хозяйства, основанная на управлении им путем административных распоряжений. Согласно именно такое устройство должно было способствовать ускорению процесса повышения общего благосостояния. При этом обязательным условием было устранение конкуренции, что позволяло бы вести всю хозяйственную деятельность страны согласно единому общеобязательному (директивному) плану. Разработка особенностей планирования развития проводилась на научной основе руководством страны.

В 50-80-е годы (время расцвета коммунистического лагеря) около трети населении Земли жило в странах, в которых господствовала административно-командная экономическая система. Введение этого уклада началось с практического подавления личных свобод граждан и на протяжении его существовании сопровождалось серьезными человеческими жертвами.

Командная экономическая система СССР характеризовалась такими признаками:

  • государственный плановый комитет устанавливал, что должны производить предприятия;
  • отраслевое министерство определяло, как должно осуществляться производство и диктовало технологии, поскольку оно выделяло средства;
  • госкомитет по снабжению решал, куда будет поставляться и кому продаваться производимая продукция, а также определял, где приобретать ресурсы для новых циклов производства;
  • госкомитет по ценообразованию рассчитывал отпускные цены, которые не менялись десятками лет;
  • зарплата рабочим назначалась Государственным комитетом по труду и зарплате;
  • распоряжение доходами было в руках Министерства финансов;
  • Госкомитет по строительству определял, в каком направлении и объеме будет развиваться производство;
  • госбанки устанавливали объемы средств, которые предприятия могли у них же взять;
  • Министерство внешней торговли диктовало, какие товары могут идти на экспорт, а какие должны быть реализованы исключительно на внутреннем рынке.

Командная экономическая система - это, прежде всего, уничтожение всех форм собственности, кроме государственной. Это дает власти право командовать использованием всех На фоне этого происходило распределение благ для личного пользования в так называемом порядке очереди (либо по талонам).

В целом, идея планирования экономики является вполне разумной, но в пределах одного предприятия или, к примеру, фермы. Если же речь идет о планировании в масштабах страны, то это приводит к искажению объективных законов экономики. Целесообразным оно может быть только в периоды (войн, революций, стихийных бедствий и т.д.).

В конечном итоге социализм (командная экономическая система) обернулся разочарованием, а странам пришлось заняться возрождением и рыночной системы.

90-е годы стали итоговыми для СССР и стран Восточной Европы в плане оценивания того, чего удалось добиться с помощью введения командной экономики. При анализе оказалось, что эти итоги были весьма грустными. Большинство производимой продукции характеризовалось низким качеством и устаревшими конструкциями, поэтому не пользовалось спросом на рынке; продолжительность жизни граждан и уровень их благосостояния был ниже, чем в странах, выбравших путь рыночной экономики. Уровень производственного сектора в целом также был значительно ниже, чем в Европе, а природа оказалась значительно сильнее загрязнена.

Проверочный тест по теме:

«Типы экономических систем»

1. В любой стране с любым типом экономической системы главная проблема экономики состоит в том, что:

1) общество обладает безграничными ресурсами

2) потребности людей должны быть реализованы любой ценой

3) люди должны делать выбор при использовании ограниченных ресурсов

4) может возникнуть дефицит товаров

2. Потребитель выиграет в условиях рыночной экономики при:

1) централизованном планировании производства

2) устранении монополизации экономики

3) установлении ввозных пошлин

4) повышение налогов на производителя

3. Установите соответствие между типами экономических систем и конкретными примерами:

ПРИМЕРЫ

Ответ:

4. Что свойственно командной экономике?

1) свободное ценообразование

2) совершенная (чистая) конкуренция

3) преобладание частной собственности над другими видами

4) централизованное распределение факторов производства

5. Верны ли следующие суждения о рыночном механизме регулирования экономики?

А. Рыночный механизм регулирования экономики существует в большинстве стран современного мира

Б. Рыночное регулирование ведет к дифференциации товаропроизводителей

6. Рыночная экономика предполагает участие производителя в:

1) формировании рыночной цены товара

2) регулирование деятельности монополий

3) определение ставки рефинансирования налогов

4) достижении сбалансированного бюджета

7. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет лицензирование деятельности коммерческих банков

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет централизованное ценообразование.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Что из перечисленного относится к негативным тенденциям в экономике, порождаемым действием рыночного механизма?

1) монополизм

2) многообразие форм собственности

3) разделение труда

4) мобильность трудовых ресурсов

9. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками:

ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Ответ:

10. В условиях командно-административной экономики банковская структура:

1) работает как распределительная система

2) работает так же, как и рыночная система

3) не существует

4) находится в тесной связи с мировой банковской системой

11. Отличительной чертой традиционной экономической системы является:

1) постоянное расширение объёмов производства

2) монополизация и бюрократизация экономики

3) преобладание ручного труда

4) государственное руководство хозяйственной деятельностью

12. Отличительной чертой рыночной экономической системы является(ются):

1) преобладание инфляции открытого типа

2) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра

3) наличие государственной собственности почти на все экономические ресурсы

4) незначительный темпы экономического роста

13. Верны ли следующие суждения о функциях государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рыночной экономики заботится о создании условий для экономического роста

Б. Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних факторов

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

14. Государство в рыночной экономике

1) устанавливает равновесие на рынке товаров и услуг

2) стимулирует сбалансированный экономический рост

3) планирует, что и в каком количестве производить

4) определяет количество работающих на предприятиях

15. Государство в рыночной экономике

1) берет на себя организацию производства большинства товаров и услуг

2) осуществляет распределение экономических ресурсов

3) устанавливает цены на производимые на предприятиях товары

4) законодательно закрепляет многообразие форм собственности

16. Отличительной чертой командно- административно-командной экономической системы является:

1) сочетание государственного предпринимательства с частным

2) централизованное, директивное экономическое планирование

3) решение ключевых экономических проблем в соответствии с обычаями

4) быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции

17. Найдите в приведённом списке последствия рыночного регулирования экономики. Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) имущественное расслоение товаропроизводителей

2) товарный дефицит

3) заинтересованность в технических новинках

4) полная занятость трудоспособных

5) преодоление цикличности развития экономики

Ответ______________________________

18. Верны ли следующие суждения о современной рыночной экономике?

А) Современной рыночной экономике присуща тенденция ослабления государственного регулирования проблем занятости населения

Б. На современном рынке господствуют, благодаря своей гибкости, мелкие фирмы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Командной экономикой называют систему ведения хозяйства, которая была популярна в Советском Союзе, государствах Восточной Европы и целом ряде азиатских и африканских стран.

Общая информация

Если характеризовать командную экономику, то можно сказать, что она имеет целый ряд особенностей. Но всё же среди этого разнообразия есть и своя изюминка. Так, самым главным признаком командной экономики является общественная (на практике государственная) собственность на средства производства и ресурсы, которая реализуется через распоряжения (приказы). Кроме того, есть ещё бюрократизация и монополизация хозяйственной жизни, которые принимают специфические формы. А в качестве основы механизма взаимоотношений используется централизованное экономическое планирование.

Подобное можно в современной жизни перенести на онлайн-игры. Так что же признаком является? "Аватария" или любое другое подобное развлечение дают неплохое понимание используемых механизмов - вроде и есть свобода действий, но она сильно ограничена. Есть одна комната, но нет возможности построить себе пару домов. Но сейчас давайте поговорим об этой теме более серьезно.

Как всё устроено?

Давайте рассмотрим схему взаимодействия. Основным признаком командной экономики является наличие центра, который отдаёт распоряжения хозяйственным субъектам об их темпах деятельности. Такой подход минимизирует самостоятельность субъектов. Кроме того, для исключения свободных рыночных взаимосвязей между отдельными хозяйствами полностью контролируется процесс производства и распределения продукции. И для этого используются административно-распорядительные (командные) методы в качестве управленческой составляющей. Это создаёт базис для иных свойств подобного подхода. Основной признак командной экономики является одновременно источником и значительных преимуществ, и недостатков. Но обо всём по порядку.

Главные черты реализации

Итак, признаком командной экономики является (ответ на этот вопрос мы рассматриваем) общественная собственность, управляемая командами. Это обеспечивает управление непосредственно всеми предприятиями из одного центра. Такой подход является ценным во времена больших испытаний, когда перед страной стоит значительный вызов, поскольку на учете находятся все имеющиеся ресурсы, которые тратятся на достижение цели.

Поскольку государство полностью контролирует производственные процессы и распределение результата, то оно может перебрасывать часть капитала, рабочей силы или же научных кадров на выполнение конкретных задач. Как следствие, из-за административно-командных методов управления можно наблюдать отсутствие инфляции (или же её незначительный, близкий к нулевому уровню рост), слабое социальное расслоение, минимальную безработицу и отсутствие капиталистических кризисов и конкуренции при изготовлении продукции. Это можно отнести к преимуществам. Но есть и негативные стороны - так, очень сложно оперативно реагировать на нужды общества, из-за чего может возникнуть и услуг, пользующихся спросом. К тому же часто принимаются неверные решения относительно вложений инвестиций. Кроме того, часто всё строится таким образом, что у производителей нет стимулов, чтобы более эффективно использовать ресурсы, расширять ассортимент продукции и внедрять инновации.

Специфика реализации

Давайте уделим внимание весьма важному моменту - управляющим кадрам. Чисто номинально решения о том, что будет производиться, как распределяться и кем потребляться, принимает государство. По сути, эта задача возложена на бюрократию. Неизбежные в таком случае ошибки создают большое количество неувязок. Во многом это зависит от непрофессионализма класса управленцев и значительной ограниченности возможностей оных. Кроме того, значительные проблемы доставляют и сложности коммуникации. Теоретически при привлечении высокопрофессиональных специалистов и многочисленной техники для контроля и оптимизации процесса выполнения задач можно минимизировать негативные стороны, но, увы, это пока что никто не смог реализовать на практике.

Особенность административных методов

Использование такого подхода предусматривает, что стоимость товаров и услуг назначается государством и не зависит от существующего на них спроса и имеющегося предложения. Объем прибыли и заработная плата устанавливаются заранее.

Следует отметить, что в таком случае очень мало зависит от инициативы и творчества работников. Из-за этого нет стимула эффективно трудиться и осуществлять новаторскую деятельность. Как результат, возникают негативные моменты вроде безынициативных работников, которые не интересуются результатом своих действий, замедляется научно-технический прогресс, возникает дефицит экономики и диктат со стороны производителей.

Поскольку все права на средства производства принадлежат государству, собственность граждан ограничена их личным имуществом и незначительным подсобным хозяйством.

Одновременно с этим следует отметить и позитивные аспекты использования административных методов. Первоначально внимание следует уделить тому, что создаётся более устойчивая к внешним влияниям экономика. При этом люди относительно уверены в завтрашнем дне, а равномерное распределение жизненных благ в обществе способствует его монолитности благодаря достижению меньшего неравенства. Кроме того, не возникает проблем с трудоустройством.

Заключение

Как же получается такое удивительное совмещение? В целом множество особенностей командно-административного подхода можно было бы упразднить при большей эффективности. Так, часто из-за задержек научно-технического процесса (это возникает потому, что центр не успевает обрабатывать всю информацию) два человека выполняют задачу, с которой успешно смог бы справиться и один. Поэтому хотя главным признаком командной экономики является такое необычное положение дел, ему ещё далеко до совершенства. И можно уверенно сказать, что плановая система хозяйствование ещё предложит не одно хорошее решение.



Похожие статьи