Инфраструктура предприятия. Экономика для всех

Развитие инфраструктуры

Инфраструктура связывает воедино народнохозяйственный механизм, объединяет общество не только в экономическом, но и социальном смысле. Развитие инфраструктуры является, таким образом, важнейшей экономической и социальной целью. Здесь основные задачи заключаются в следующем:

· вывести сферу транспорта на передовой уровень и обеспечить доступность и высокое качество транспортных услуг для граждан;

· обеспечить реализацию Стратегии-2020 достаточными энергетическими потоками, а также резко повысить энергоэффективность всех отраслей экономики;

· сформировать высокотехнологичное единое информационное пространство, интегрированное в мировое, и выстроить отрасль информационно-коммуникационных технологий, составляющую достойную конкуренцию зарубежным конкурентам.

К основным направлениям инфраструктурного развития относят развитие:

· транспортной инфраструктуры,

· энергетической инфраструктуры,

· связи и информационно-коммуникационных технологий.

Современное состояние транспортной инфраструктуры является одним из препятствий к осуществлению цели «Россия-2020». К основным проблемам можно отнести недостаточную пропускную способность, ограниченность экспортного и транзитного потенциала.

Стратегия-2020 предусматривает снижение транспортоёмкости экономики на 30%. Строительство дорог увеличится в 3,2 раза (до 8 тыс. км в год).

Для укрепления транзитного потенциала России будут в приоритетном порядке устранены разрывы и «узкие места» на основных международных направлениях; сокращено время доставки, риски и издержки на всём протяжении пути.

Обеспечение социально-экономического развития страны в рамках инновационного сценария потребует опережающего роста инвестиций в развитие транспортного комплекса, которые повысятся с 2% ВВП в 2006 году до 4-4,5% ВВП в 2020 году.

Одной из самых масштабных задач является повышение энергоэффективности российской экономики. В настоящее время энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки, считает Дмитрий Медведев.

Россия должна стать одним из лидеров глобального информационного общества. «Надо обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надёжный и качественный, причём по собственным национальным стандартам следующего поколения», – считает президент Российской Федерации Д. А. Медведев.

Таблица 24. Основные результаты развития

Инерционный Энерго-сырьевой Инновационный
ВВП темп роста 2020 к 2007 на душу населения, по ППС, тыс. долл. доля в мировом ВВП,% 1,8 раза 3% 2,1 раза 3,5% 2,3 раза 4,3%
Инвестиции (2020 к 2007) Норма накопления, % ВВП Доля инвестиций в высокотехнологичный сектор в 2020 году 2,4 раза 25% 14% 3,6 раза 30-31% 15% 4 раза 31-32% 16%
Энергоемкость ВВП(2020 к 2007) 70% 67% 59%
Доля нефтегазового сектора в 2020 году Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в 2020 году 13,2% 13,3% 12,7% 16,9% 11,1% 17,2%
Реальные доходы населения (2020 к 2007) Бедность к 2020 году 2,1 раза 7,9% 2,4 раза 6,7% 2,6 раза 6,2%

Формирование современной инновационной экономики напрямую связано со стратегией России на развитие и совершенствование политической системы суверенной демократии. С одной стороны, только сильное независимое демократическое государство в состоянии обеспечить поступательное развитие и модернизацию экономики страны. С другой стороны, инновационная экономика является необходимым условием для демократического развития и сохранения суверенитета и целостности России.

«В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям» – отмечено в Послании президента России Федеральному собранию 2009 года.

П Л А Н

1 . Введение

2. Инфраструктура: понятие, виды и функции.

3. Основные элементы рыночной инфраструктуры.

а) предприятия торговли

б) биржевая торговля как разновидность биржевой торговли;

в) банковская система - обслуживающий механизм рынка;

г) небанковские учреждения;

д) транспорт.

4. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся в независимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют не в полную силу. Чтобы завершить этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.

Важным моментом является изучение зарубежного опыта. Так как зарождение основ рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.


При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Термин “инфраструктура” произошел от лат. - “infra” - ниже, под; structura” - строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина “инфраструктура” существуют различные трактовки понятия.

Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в “создании общих условий производства”, в “обеспечении деятельности основного производства”.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, “обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности”.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.

Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является:

Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

1 - Хомелянский Б.Н. Место инфраструктуры в народном хозяйстве и проблемы ее развития - Экономические науки 1977 N 12

2 - Носова С.С. Инфраструктура и ее роль в повышении эффективности общественного производства

3 - Семенов Т. Инфраструктура и сфера услуг.

В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.

Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. - Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

В рамках курсовой работы уместно упомянуть о социальной инфраструктуре (т.к. при становлении рыночной экономики нельзя забывать о человеческих факторах).

Социальная инфраструктура. - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Функции социальной инфраструктуры

1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование)

2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение)

3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт).

4. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Функции 2 и 3 можно рассматривать применительно к производству.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура - слово, которое у всех на слуху. Мы привыкли слышать его с экранов телевизора, по радио, находить понятие "инфраструктура" в газетах, и не случайно этот термин сегодня столь популярен. Понятие это относится практически ко всем видам жизнедеятельности и бизнеса. Чем бы мы ни занимались и где бы ни находились, так или иначе именно она обеспечивает нашу жизнь. Что такое инфраструктура, определение этого термина, а также какие бывают виды ее, вы узнаете, прочитав эту статью. В ней также представлены примеры, которые позволят вам лучше разобраться в данной теме. Вы узнаете, что такое объект инфраструктуры, каковы его особенности. Обо всем этом читайте ниже.

На земле еще остались такие места, где группа людей или конкретный человек лишены инфраструктуры. Другими словами, они находятся наедине с природой. Однако и в этом случае окружающий нас мир можно также обозначать интересующим нас понятием. Так что такое инфраструктура?

Определение ее весьма многозначно. При различном толковании она представляется по-разному. Конечно, такое расширенное определение слишком далеко нас заведет, потребует различных философских построений, поэтому постараемся ограничиться более узким понятием.

Понятие "инфраструктура"

Прежде всего определим сам термин, обозначим, что такое инфраструктура. Под ней на интуитивном уровне мы понимаем различные объекты, созданные человеком, техногенного происхождения, использующиеся для ведения бизнеса, а также обеспечивающие жизнь общества и/или человека.

Таким образом, можно сказать, что инфраструктура (от латинского infra - "под", "ниже" и structura - "расположение", "строение") - целый комплекс связанных между собой обслуживающих объектов или структур, обеспечивающих и/или составляющих основу функционирования определенной системы. Этот термин был позаимствован из военной лексики. Вот что такое инфраструктура, говоря кратко.

Виды инфраструктур

Существует множество видов инфраструктур. В этой статье мы перечислим лишь основные, к которым наиболее часто обращаются. Список этот можно продолжить, включив и другие виды.

Социальная инфраструктура

Что такое социальная инфраструктура? Ответим на этот вопрос. Она представляет собой совокупность предприятий и отраслей, обеспечивающих функционально нормальную жизнедеятельность общества. Другими словами, это жилье, строительство его, объекты культурного назначения, сфера ЖКХ, организации и предприятия систем здравоохранения, дошкольного воспитания, образования, организации и предприятия, связанные с досугом и отдыхом, общественное питание, розничная торговля, спортивно-оздоровительные учреждения, сфера услуг, пассажирский транспорт, система учреждений, которые оказывают услуги финансово-кредитного и правового характера (нотариальные конторы, юридические консультации, банки, сберегательные кассы) и др. Вот что такое социальная инфраструктура. Список объектов ее можно продолжить, так как мы перечислили только основные.

Транспортная инфраструктура

Переходим к следующему виду и ответим на вопрос о том, что такое транспортная инфраструктура. Это совокупность предприятий и отраслей транспорта. Производственно-технологические комплексы, сооружения, предназначенные для обслуживания фрахтователей, пассажиров, грузополучателей, грузоотправителей, фрахтовщиков и перевозчиков, а также для того, чтобы обеспечить работу различных транспортных средств - вот что такое объект транспортной инфраструктуры.

Этот список был составлен нами, опираясь на Федеральный закон, в котором все это прописано - N 259-ФЗ от 08.11.2007.

Что такое информационная инфраструктура?

Информационная инфраструктура - система организационных информационных подсистем, структур, обеспечивающих функционирование тех или иных объектов. Другими словами, данный вид представляет собой совокупность определенных базовых информационных служб, систем передачи и хранения данных, а также вычислительных, которые являются основой для обеспечения любых сервисов, передающих данные.

Существует ряд требований, предъявляемый к информационной инфраструктуре сегодня. Главные из них: высокая катастрофоустойчивость и доступность, сохранность и безопасность данных, возможность эффективного управления, адаптации решений и масштабируемость.

Является сегодня актуальной следующая модель, по которой организуются информационные инфраструктуры - это консолидация соответствующих вычислительных систем, а также ресурсов хранения информации. Активно применяются средства организации облачных платформ и виртуализации.

Данный вид включает в себя совокупность различных информационных центров, банков знаний и данных, подсистем, систем связи, аппаратно-программных технологий и средств обеспечения обработки, хранения, сбора и передачи информации, центров управления. Вот что такое информационная инфраструктура.

Другие виды инфраструктур

Инженерная - различные системы, служащие для инженерно-технического обеспечения сооружений и зданий.

Инфраструктурой экономики называется совокупность видов и отраслей деятельности, обслуживающих хозяйство и производство в целом. По аналогии можно ответить и на вопрос о том, что такое инфраструктура рынка.

Военная инфраструктура представляет собой системы отдельных сооружений и стационарных объектов, являющихся основой для ведения военных действий, развертывания вооруженных сил и обеспечения оперативной и боевой армейской подготовки.

Многообразие определений

Из данного многообразия определений, множества ответов на вопрос о том, что такое инфраструктура (виды которой, кстати, перечислены нами не все) можно сделать вывод, что у понятия этого множество толкований, поэтому при использовании его необходимо уточнять, ограничиваясь удобными для нас рамками.

Чтобы упростить задачу, мы будем понимать под данным термином объекты обеспечения и/или средства производства жизнедеятельности (жизненно важных потребностей) человека, обеспечивающие тот или иной процесс/дело/бизнес.

Очень важно не отождествлять и не смешивать инфраструктуру с бизнесом, структурами и процессами, поскольку сама она ничего не производит и не делает. Это всего лишь материальная основа. Без того, что обеспечивает инфраструктура, она рассыпается на различные отдельные объекты техногенного происхождения.

Свойства инфраструктуры

Она рукотворна, то есть представляет собой результат труда.

Она обеспечивает наши материальные потребности; созданные руками человека объекты или структуры, обеспечивающие духовность, культуру и т. п. мы в этой статье не рассматриваем.

Инфраструктура требует определенных мер для того, чтобы поддерживать свое работоспособное состояние.

Она может быть посчитана и измерена, то есть поддается количественной оценке.

Инфраструктура имеет описывающие ее эффективность и мощность характеристики как со стороны обеспечения полезных функций, так и с точки зрения рисков, возникающих при эксплуатации, и надежности.

Она имеет доступные и известные для конкретного вида способы замены и ремонта, поддержания работоспособности, оцениваемые в натуральном и денежном выражении. Вот что такое инфраструктура в более узком понимании.

Примеры инфраструктуры с данными свойствами

Для нефтяной компании она представляет собой трубопроводную систему. Инфраструктура состоит из различного назначения нефтепромысловых трубопроводов, а также внешнего транспорта газа и нефти и внутриплощадочных трубопроводов на установках перекачки и подготовки воды, газа и нефти. Количественные характеристики ее:

  • диаметр (мм), длина (км), толщина стенки (мм), а также назначение трубопроводов (смесь/вода/газ/нефть и т. п.);
  • пропускная способность (выражающаяся в м 3 /тонн в сутки);
  • сроки службы каждого из трубопроводов (количество лет);
  • число инцидентов и аварий на них (шт.), экологический ущерб (руб.), производственные потери (руб.), штрафные санкции (руб.);
  • техническое диагностирование и обслуживание (руб./км), защита от коррозии (руб./км), ремонт дефектов (руб./км/шт.), а также замена (руб./км).

К инфраструктуре нефтяной компании относятся:

Объекты подготовки газа и нефти;

Линии электропередач;

Добывающие скважины, включая погружное оборудование;

Для страны/города:

Сооружения и здания, в том числе социальные объекты, жилой фонд и т. п.;

Транспортные коммуникации, включая линии электропередач, железнодорожную и дорожную сети;

Трубопроводная инфраструктура - канализация, сети холодного и горячего водоснабжения;

очистные сооружения, свалки;

Государство и бизнес направляет на инфраструктуру большие средства, а на ее строительство, поддержание в нормальном состоянии и эксплуатацию работает значительная часть населения. Так как в большинстве своем финансируется она из федерального бюджета, то проблемы и вопросы, связанные с ее функционированием, многим интересны.

Некоторые из покупателей обычных квартир и уровня «бизнес-класс» предпочтут подождать пару лет и вселиться в дом, расположенный в развитом квартале, чем осваивать новый район, пусть даже с более комфортным жильем. Близость торговых центров, остановок транспорта, школ и социальных учреждений для них приоритетна.

А кое-кто из покупателей элитного жилья смотрят на это иначе: личное авто у каждого взрослого члена семьи легко решает подобные проблемы. Но если для вас развитая инфраструктура важна, - имеет смысл узнать в подробностях перспективу развития выбранного района.

Кстати, эта информация может пригодиться и в более серьезном случае: если ваш будущий дом планируют окружить аналогичными постройками, то красивая перспектива, которой вы планировали наслаждаться из окна, может быть банально закрыта соседними зданиями.

Развитость инфраструктуры дома

В наше время нередко обсуждают развитость инфраструктуры самого дома, и именно по ней определяют уровень «элитности». Но профессионалы считают, что это очень неоднозначная характеристика. Пожалуй, только отгороженная территория дома, охрана и удобные подъездные пути – объединяющие черты всех элитных домов. На придомовой территории, как минимум, размещаются клумбы или газоны, а также детская площадка, площадь определяется размерами дома. Нередко устанавливается видеонаблюдение. Все остальное – очень индивидуально.

Риэлторы разделяют 3 типа престижных жилых зданий, для каждого из которых характерна своя собственная грамотная инфраструктура. Кое-что зависит от объективных причин, по поводу другого - решения принимает застройщик после обсуждения с жильцами

Высотные элитные дома точечной застройки в историческом центре города или в живописном, почти заповедном районе.

Подземный гараж – самое первое, что очевидно должно здесь быть в наличии. Максимальный уровень транспортного комфорта – подземная стоянка с расчетом на автомобили гостей.

Кроме того, в доме может располагаться разновариантный набор источников несложного сервиса: продовольственный бутик с адекватными названию ценами, небольшой тренажерный зал, детская комната, химчистка. Более обширный сервис располагать здесь просто невыгодно.

Высотные комплексы – кварталы с единой социальной структурой жильцов. Как правило, они сооружаются на расстоянии 1.5-3 км от исторического центра или в развитых престижных, но более отдаленных районах города.

Инфраструктура квартала может напоминать «маленький город»: мини-парк, спортивные клубы и рестораны, спа-центры и салоны красоты, супермаркет с респектабельной репутацией, частные школы и детские сады, филиал скорой помощи и ветеринарная клиника. Кроме подземного паркинга, нередко оборудуется и надземная автостоянка.

Набор различных видов сервисных и досуговых служб, как правило, определяется застройщиком в союзе с управляющей компанией еще на этапе строительства комплекса.

Клубные дома закрытого типа – малоэтажные здания, чаще всего рассчитанные на 10-12 квартир. Некоторые риэлторы считают, что это – самая настоящая эксклюзивность, принадлежность к определенному кругу, войти в который не так-то просто.

Чтобы приобрести квартиру в элитном клубном доме, мало обладать достаточными средствами, - надо, как минимум, получить «инвайс» (приглашение-рекомендацию), но обычно круг жильцов формируется уже на этапе проекта. Это как раз тот самый, редкий случай в наше время, когда всех соседей «знают в лицо».

В клубных домах уровень комфорта может потрясать воображение: кроме высокотехнологичных инженерных систем, здесь нередко предусмотрены уникальные условия для отдыха – зимний сад и бассейн, бар и солярий, тренажерный зал и массажный кабинет. В отличие от всех прочих типов элитных домов, пользоваться этими благами цивилизации могут только жильцы дома и их гости.

Еще один несомненный плюс клубных домов – их несложно найти в историческом центре, один из довольно распространенных вариантов – полностью отреставрированный старинный особняк. Единственное неудобство – отсутствие подземного паркинга, но эта проблема всегда решается зонированием придомовой территории.

Инженерные системы и планировка

Нет сомнений, что инженерные системы в элитном доме должны быть оборудованы по высшему классу. Кроме того, вы должны получить гарантию на все установленные приборы и акты скрытых работ, проверяемые вашим технадзором.

В зависимости от степени элитности, дом может иметь автономные системы жизнеобеспечения (или, как минимум, собственную котельную), мощные фильтры для воды и оборудование для создания микроклимата, бесшумные лифты, спутниковое телевидение и оптико-волоконные системы связи.

Планировка действительно элитной квартиры должна предоставлять владельцу возможность реализации любых желаний, именно поэтому ее нередко делают максимально свободной. Большие окна, высокие потолки, а также высокое качество черновых и отделочных материалов даже не обсуждаются – это совершенно очевидно. А вот размеры квартир – дело весьма индивидуальное.

Всех, кто в первый раз знакомится с экономикой, интересует вопрос о том, что такое инфраструктура. На самом деле все на так сложно, как кажется на первый взгляд, и трудно выговариваемое слово является совокупностью различных объектов, обеспечивающих деятельность определенной сферы.

Виды инфраструктуры

Разбираясь с вопросом о том, что такое инфраструктура, нужно отметить, что все зависит от сферы, о которой идет речь. Так, различают транспортную, социальную, дорожную, инновационную, рыночную, инфраструктуру предприятия, города и отдельной системы.

Впервые понятие "инфраструктура" появилось в экономике в 40-х годах прошлого века. Тогда, с развитием промышленности, необходимо было выбрать термин, который бы объединил все объекты, обслуживающие производство. Сюда входили шоссейные дороги, каналы, порты, мосты, склады, связь, коммунальное снабжение, профессиональное образование и так далее, - в общем, все, что необходимо для того, чтобы создалась продукция.

Определение видов

Что такое инфраструктура социальная? На этот вопрос стоит отвечать так: это система объектов, обеспечивающих потребности населения, необходимый уровень и качество жизни, профессиональную подготовку для различных отраслей национального хозяйства.

В целом, социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры составляют комплекс строений и коммуникаций, обслуживающих население объектов, без которых невозможно существование ни одного города или даже простого поселения.

Последнее время проявился небывалый интерес к тому, что такое инфраструктура информационная. Это понятие возникло с развитием информационных технологий, которые на сегодняшний день являются основополагающими в любой сфере. Совокупность банков данных, знаний, сетей, коммуникаций связи, портов, кабелей и так далее составляет этот вид инфраструктуры.

Рыночная инфраструктура

Как известно, рынок представляет собой место встречи продавца и покупателя. Но чтобы этот процесс состоялся, нужно учесть множество факторов и обеспечить полную комплектацию всеми необходимыми элементами, товарами и деньгами. Таким образом, можно сказать, что рыночная инфраструктура - это совокупность различных объектов, организационно-правовых норм, предприятий и организаций, которые определяют среду существования продавца и покупателя.

Элементы

Все основные элементы рыночной инфраструктуры можно разделить на 4 группы:

1. Первая группа - это все организационно-технические объекты, в которые входят товарные биржи, торговые дома, выставки и ярмарки, брокерские компании, транспортное обслуживание.

2. Вторая группа - это информационно-исследовательские центры. Сюда можно отнести институты, занимающиеся проблемами рынка и изучающие его динамику, фирмы, предоставляющие консультационные и маркетинговые услуги, учебные заведения по подготовке кадров и даже СМИ.

3. Отдельной группой выделяются финансово-кредитные организации (фондовые и валютные биржи, страховые компании, банки и фонды).

4. И последняя группа элементов - это законодательная среда , в которую входят все документы и нормативы, регулирующие и контролирующие работу рынка. Они могут быть выданы как общегосударственными, так и муниципальными органами власти.

Объекты

Объекты инфраструктуры как основные составляющие рынка будут варьироваться в зависимости от того, какую сферу они обслуживают. Рассмотрим несколько конкретных примеров.

Так, центры занятости являются объектами для рынка труда, на рынке потребительских товаров основными элементами будут выступать магазины, универсамы, супермаркеты и другие торговые точки. Рассмотрим следующую таблицу, определяющую, какие объекты инфраструктуры относятся к тому или иному рынку.

Развитие инфраструктуры играет ключевую роль в экономике страны. Оно способствует росту деловой активности, представляет собой фундамент для инвестиций, способствует росту занятости населения. Во многих развитых странах уровень капиталовложений в объекты рынка составляет 65-80%, и это мощнейший двигатель для своевременного роста экономики. Рыночная инфраструктура - это важнейший механизм, образующий единое пространство для ведения хозяйственной деятельности.



Похожие статьи