Инфраструктурные условия. Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры

Виды инфраструктуры

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т. д.), социальную инфраструктуру -- совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

Практически все исследователи этой проблемы включают в рыночную инфраструктуру товарные, фондовые, валютные биржи, биржи труда. В более широком аспекте к рыночной инфраструктуре относят также оптовую и розничную торговлю, аукционы, ярмарки, коммерческие банки, страховые, инвестиционные и финансовые компании , что также не вызывает сомнений в причислении их к посредникам.

В учебнике "Экономическая теория" под редакцией А.А. Кочеткова перечислены следующие основные элементы инфраструктуры современного рынка:

Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

Аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;

Кредитная система и коммерческие банки;

Эмиссионная система и эмиссионные банки;

Система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

Информационные технологии и средства деловой коммуникации;

Налоговая система и налоговая инспекция;

Система страхования хозяйственного коммерческого риска и страховые компании;

Торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

Таможенная система;

Профсоюзы работающих по найму;

Коммерческо-выставочные комплексы;

Система высшего и среднего экономического образования;

Аудиторские компании;

Консультативные (консалтинговые) компании;

Общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

Специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями .

Спорным же, по нашему мнению, является вопрос о включении в рыночную инфраструктуру налоговой и таможенной системы, как это осуществляет ряд экономистов. Добровольность, экономическая независимость являются признаками отношений субъектов рынка. Налоговые и таможенные службы, государственные инспекции не являются субъектами рынка, их функции принуждающие, контролирующие и инспектирующие, они являются субъектами государственного регулирования рынка. Следовательно, если рыночную инфраструктуру обозначать как совокупность рыночных посредников, то субъекты государственного регулирования к ним никак не относятся.

Вместе с тем, включение в рыночную инфраструктуру не зависит от формы собственности, посреднические компании могут быть и государственными, и частными.

В рыночную инфраструктуру входят различного типа посредники, каждый из которых имеет особое предназначение на рынке, вследствие этого возникает необходимость их классификации. Посредники, составляющие рыночную инфраструктуру, имеют принципиальные отличия в зависимости от типа рынка, на котором они действуют. Посредников на рынках средств труда, предметов потребления, услуг и информации целесообразно обозначить как торговых посредников. В отдельные группы следует выделить финансовых посредников, действующих на финансовом рынке, и посредников на рынке труда (см. Приложение, рис.1).

К общему перечню видов рыночной инфраструктуры следует отнести следующие группы услуг: консалтинговые; маркетинговые; лизинговые; компьютерные и связанные с ними услуги (в том числе программного обеспечения); услуги связи; информационно-коммуникационные; электронной коммерции; юридические; концессионные; транспортно-экспедиционные; логистические; франчайзинговые; дистрибьюторские (включая брокерские); посреднические; инжиниринговые; прикладные научно-исследовательские, аналитические и проектные; услуги дизайна, брэндирования и рекламы; финансовые (включая венчурные, а также услуги кредитования, страховые); риэлторские (связанные с землей, недвижимостью); бухгалтерские (учет, отчетность); аудиторские; налоговые; инновационно-внедренческие; инвестиционные; патентные; услуги экспертизы по различным аспектам; сертификационные; услуги по стандартизации (техническому регулированию); услуги по метрологии (обеспечению единства измерений); аккредитационные; регистрационные; выставочно-ярмарочные; услуги по обучению, переподготовке кадров; по подбору и расстановке персонала; экологические услуги; услуги охраны и сопровождения и др.

Необходимо подчеркнуть, что рынок вышеотмеченных многообразных услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, несмотря на межотраслевой, разнопрофильный, многовидовой характер, тем не менее, имеет некоторые общие признаки, которые следует обозначить. Во-первых, рынок инфраструктурных услуг в значительно большей степени отвечает требованиям конкурентного рынка и менее подвержен монополизации. Во-вторых, рассматриваемые услуги ориентированы на многие категории потребителей (в том числе на хозяйствующих субъектов, домашние хозяйства, отдельных людей и групп сообщества), в связи с чем, не нуждается в глубокой сегментации. В-третьих, рынок данных услуг отличается большей конъюнктурностью и непредсказуемостью по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных, услуг телефонной связи и общественного транспорта). В-четвертых, рынок услуг данного рода обладает значительным динамизмом и в то же время определенной гибкостью. В-пятых, данный рынок тяготеет к комбинированию услуг, предоставлению их в различных сочетаниях (наборах и комплексах) как внутри групп услуг, так и в межгрупповых комбинациях. В-шестых, для подобных услуг характерна большая степень локализации, т.е. привязки к определенной территории (региону, городу, группе районов, населенных пунктов). Указанные характерные черты играют значительную роль в практическом функционировании и развитии услуг рыночной инфраструктуры.

Городская инфраструктура - комплекс инженерных коммуникаций (систем водо-тепло-газо-энергоснабжения, наружного освещения), асфальтированных дорог общего пользования, общественного транспорта, имеющегося либо проектируемого на конкретной городской территории. К градообслуживающей сфере относится городсткое хозяйство (ремонтные службы, строительство и др.). К социальной сфере - сфера обслуживания жителей (здравоохранение, образование и т.д.).

Городская среда - это комплекс условий и факторов урбанизированной среды. Ее основными факторами являются естесственные - природный комплекс, и искусственные - планировка и застройка.

Подходы к организации планировки и застройки территории города включают противопожарные подходы, особые требования к жилым застройкам и предприятиям обслуживания.

Зонирования территории города происходит по трем основным критериям: функциональному (жилая, промышленная, транспортная зоны, санитарно-защитная), правовому (фиксированному в документе назначению) и экономическому, или ценовому (с высокой, средней или низкой инвестиционной првлекательностью).

Зонирование территорий представляет собой два взаимосвязанных процесса. Один из них состоит в делении территорий на зоны с установлением границ каждой зоны. Другой - в определении в пределах каждой из данных зон правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под их поверхностью. Соответствующие зоны в современном земельном законодательстве принято называть территориальными зонами.

На территории города сформированы следующие зоны:

  • 1. Селитебная территория - место проживания населения.:
  • 2. Промышленная - концентрация основных промышленных предприятий.:
  • 3. Рекреационная - это зоны сосредоточения ценных природных объектов (реки, естественные водоемы, лесопарки):
  • 4. Центральный район - место размещения органов власти, управления и культурные учреждения.
  • 72. Социальная инфраструктура муниципального образования: понятие и сущность

Социальная инфраструктура -- совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Включает в себя прежде всего пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте- коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

  • 1. Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);
  • 2. Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);
  • 3. Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

эффективное использование трудовых ресурсов;

обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

улучшение и сохранение физического здоровья населения;

рациональное использование свободного времени людей.

К основным функциям инфраструктуры муниципального уровня относят обеспечение и удовлетворение инфраструктурных потребностей населения муниципальных образований, удовлетворение потребностей I уровня, обеспечение инфраструктурной целостности муниципального образования.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается в том, что в силу особой природы социальных услуг частный сектор не заинтересован, как правило, финансировать социальные услуги общественного сектора. Поэтому рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, которое в свою очередь зависит от доходной базы бюджета.

Финансирование экстенсивного расширения социальных услуг не может сопровождаться безграничным ростом социальных платежей. Граждане и предприниматели не заинтересованы в увеличении налогового бремени. Существует предел роста налоговых поступлений, после которого наступает антистимулирующий эффект и появляются застойные явления в экономике. В последнее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы становится финансирование через госзаказы, госпрограммы, фонды, гранты и контракты, которые размещаются на конкурсной основе как между государственными некоммерческими, так и негосударственными некоммерческими организациями.

Прогнозирование развития социальной инфраструктуры является важным вопросом, поскольку позволяет прогнозировать возможные расходы на развитие и поддержание социальной сферы, необходимое количество рабочей силы и т.д.

Инфраструктура сопутствует практически любым видам бизнеса и жизнедеятельности. Где бы мы ни находились и чем бы ни занимались - так или иначе нашу жизнь и наш бизнес обеспечивает инфраструктура. Есть ещё на земле места и ситуации, где человек или группа людей лишены инфраструктуры и находятся один на один с природой. Но даже в этих ситуациях инфраструктурой можно считать окружающий нас мир.

Однако такое расширительное толкование инфраструктуры заведёт нас слишком далеко и потребует дополнительных философических построений, поэтому будем воздерживаться от излишнего расширения темы.

Для начала попробуем определить понятие инфраструктуры. На интуитивном уровне под инфраструктурой понимают объекты техногенного происхождения, которые используются для ведения бизнеса или обеспечивают жизнь человека и/или общества.

Википедия, например, даёт следующее определение инфраструктуры: Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Термин заимствован из военной лексики.

  • Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.
  • Транспортная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий транспорта.
  • Инженерная инфраструктура — системы инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
  • Инфраструктура экономики — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом.
  • Информационная инфраструктура — система информационных организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование чего-либо.
  • Военная инфраструктура — системы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основой для развёртывания вооружённых сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

Мой преподаватель по математическому анализу Зима Владимир Григорьевич, талантливый физик-теоретик, по поводу понимания сложных сущностей говорил (вероятно, это не его цитаты):

  • понять это значит привыкнуть,

и ещё:

  • наука тогда делает большие шаги вперёд, когда придумывают новые удобные обозначения. Например, знак интеграла, суммы, предела, обозначение матрицы одной буквой и т.п.

Из всего многообразия определений инфраструктуры можно понять, что данный термин имеет слишком много толкований и если им в дальнейшем пользоваться - необходимо его ограничить удобными рамками. Поэтому с данного абзаца и далее мы будем понимать под инфраструктурой*:

  • средства производства и/или объекты обеспечения жизненно важных потребностей (жизнедеятельности) человека, которые обеспечивают тот или иной бизнес/дело/процесс.

* Очень важно не смешивать и не отождествлять инфраструктуру с процессами, структурами и бизнесом. Сама по себе инфраструктура ничего не делает и не производит. Она есть лишь материальная основа. Как говорил В.П. Черномырдин (это не точная цитата, но смысл такой): «Газотранспортная система Украины без газа превращается в груду металлолома». Равно как и жилой фонд без живущих в нем людей превращается в руины. В этом смысле, также как и закуска без выпивки становится банальной едой, так и инфраструктура без того, что она обеспечивает, рассыпается на объекты техногенного происхождения.

К нашему пониманию инфраструктуры следует добавить ещё несколько её свойств: 

  • она рукотворна - т.е. является результатом человеческого труда;
  • обеспечивает материальные потребности ; рукотворные структуры или объекты, обеспечивающие культуру, духовность и т.п. мы не рассматриваем;
  • требует мер по поддержанию работоспособного состояния;
  • поддаётся количественной оценке и может быть измерена и посчитана;
  • имеет характеристики, описывающие её мощность и эффективность, как с точки зрения обеспечения полезных функций, так и с точки зрения надёжности и рисков, которые возникают при эксплуатации;
  • имеет известные и доступные для данного вида инфраструктуры способы поддержания работоспособности, ремонта и замены, оцениваемые в денежном и натуральном выражении.

Примерами инфраструктуры с такими свойствами могут быть:

Для нефтяной компании:

  • Трубопроводная система. Она состоит из нефтепромысловых трубопроводов различного назначения, трубопроводов внешнего транспорта нефти и газа и внутриплощадочных технологических трубопроводов на установках подготовки и перекачки нефти, газа и воды. Количественными характеристиками такой инфраструктуры будут:

длина (км), диаметр (мм), толщина стенки (мм) и назначение трубопроводов (нефть/газ/вода/смесь и т.п.);

пропускная способность (м3/тонн в сутки);

сроки эксплуатации каждого трубопровода (лет);

количество аварий и инцидентов на трубопроводах (шт), производственные потери (руб.), экологический ущерб (руб.), штрафные санкции (руб.);

защита от коррозии (км, руб./км), техническое обслуживание и диагностирование (руб./км), ремонт дефектов (руб./шт/км), замена (руб./км).

  • Объекты подготовки нефти и газа (не будем напрягать читателя скучным перечислением их компонентов и показателей).
  • Добывающие скважины с погружным оборудованием.
  • Линии электропередач.
  • Прочее.

Для автотранспортной компании:

  • Автопарк:

количество (шт), тип/марка а/м;

производительность (тонн, посадочных мест);

сроки эксплуатации каждого автомобиля и пробег (лет, км);

количество поломок автомобилей на вызовах, претензий со стороны клиентов (шт.), простои на ремонте (сут.), затраты на ремонт (руб.), штрафные санкции (руб.);

техническое обслуживание и диагностирование (руб./км), ремонт дефектов (руб./шт/км), замена (руб./км).

  • Ремонтные базы, стоянки.

Для завода:

  • Станочный парк.
  • Здания и сооружения.
  • Кабельные сети и эстакады.
  • Технологические и прочие виды трубопроводов.
  • Прочее.

Для города/страны:

  • Здания и сооружения, в т.ч. жилой фонд, социальные объекты и т.п.
  • Транспортные коммуникации, в т.ч. дорожная и железнодорожная сети, линии электропередач и т.п.
  • Трубопроводная инфраструктура - сети горячего и холодного водоснабжения, канализация.
  • Свалки, очистные сооружения.
  • Прочее.

Таким образом, можно с уверенностью определить, что инфраструктурой является практически все наше рукотворное окружение. Как управлять всей этой громадой, накопленной цивилизацией, надо знать в первую очередь профильным менеджерам компаний и чиновникам муниципалитетов и правительств. На инфраструктуру государство и бизнес направляет большие затраты и значительная часть трудоспособного населения работает на её эксплуатацию, поддержание и строительство - поэтому вопросы и проблемы, связанные с её эксплуатацией могут быть интересны многим специалистам.

Сегодня и в обозримой перспективе транспортная, инженерная, информационная, а также социальная инфраструктуры становятся главным ресурсом развития города, условием повышения его конкурентоспособности, социальной и инвестиционной привлекательности.

Инфраструктура, являясь базой для обеспечения нормальной жизнедеятельности города Улан-Удэ, напрямую оказывает влияние на социальное благополучие населения и пространственное развитие территории города.

Основные элементы инфраструктуры жизнедеятельности:

инженерная инфраструктура (системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д.)

энергообеспечение, с учетом политики эколого- и ресурсосбережения;

деятельность транспортной системы города.

Инженерная инфраструктура города включает системы: водоснабжения, хозяйственно-бытовой и дождевой канализации, теплоснабжения, электроснабжения.

Цели в области развития инженерной инфраструктуры города:

обеспечение надежного и бесперебойного водоснабжения и теплоснабжения потребителей;

повышение качества работы систем инженерного обеспечения с учетом возрастающих требований к охране окружающей среды и здоровья человека;

эффективное использование инженерных и территориальных ресурсов с учетом широкого внедрения ресурсосберегающих технологий;

Задачами перспективного развития инфраструктуры комплекса являются:

реконструкция и модернизация водопроводных сооружений и системы водопроводных сетей;

обеспечение стабильной и безаварийной работы системы транспортировки питьевой воды и стоков с созданием оптимального резерва пропускной способности коммуникаций и сооружений;

увеличение энерго- и теплогенерирующих мощностей в соответствии с приростом нагрузок по потреблению электрической и тепловой энергии;

обеспечение полного охвата застроенной части города системами централизованной хозяйственно-бытовой и дождевой канализации;

развитие и расширение схем отвода сточных вод на реорганизуемых производственных территориях с включением их в единую городскую систему;

достижение нормативного уровня очистки хозяйственно-бытовых и поверхностных стоков.

Развитие источников тепловой энергии и тепловых сетей города с учетом перспективы строительства жилого фонда и социальных объектов города, повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей города, улучшение экологической ситуации в городе.

Обеспечение развития строительства на территории результаты г. Улан-Удэ, в том числе объектов социального назначения и жилья. Повышение качества и надежности работы систем теплоснабжения. Улучшение экологической ситуации в микрорайонах, где расположены котельные.

Мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры предусматривают:

развитие теплосетевого хозяйства города Улан-Удэ путем реконструкции, модернизации источников тепла - ТЭЦ-2 и котельных, техперевооружения существующих насосных станций и строительства новых ПНС, увеличение пропускной способности теплотрасс;

увеличение тепловой мощности источника ТЭЦ-2 до 285 Гкал/ч;

увеличение присоединяемой нагрузки от котельных п. Заречный, «Юго-Западная»;

увеличение пропускной способности теплотрасс города;

перекладка водопроводных сетей в Железнодорожном, Советском и Октябрьском районах города общей протяженностью 6,3 км со сроком эксплуатации от 28 до 50 лет;

развитие и новое строительство системы коммунальной инфраструктуры левобережной части г. Улан-Удэ - обеспечение качественной питьевой водой жителей пос. Солдатский;

замена существующих канализационных сетей с износом от 23 до 40 лет на современные, износостойкие полиэтиленовые, с увеличением пропускной способности и технической надежности.

Целью в энергосбережении и повышении энергетической эффективности является повышение качества жизни населения и обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий на основе широкомасштабного внедрения наиболее энергоэффективных технологий, повышения энергетической эффективности в г. Улан-Удэ.

Основные задачи

энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях, в жилищном фонде, в системах коммунальной инфраструктуры, в энергетике, в промышленности, на транспорте, в строительстве, в системе наружного освещения,

снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг как в рамках существующей, так и перспективной застройки города на основе применения новейших инновационных технологий в сфере энергосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на кв. м общей площади жилых домов;

создание условий для развития рынка энергосервисных услуг и энергетических обследований на территории г. Улан-Удэ;

создание условий для привлечения инвестиций в целях внедрения энергосберегающих технологий;

развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива;

внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов в организациях, осуществляющих деятельность на территории г. Улан-Удэ;

обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов и организация ведения топливно-энергетических балансов;

уменьшение удельного потребления энергетических ресурсов на единицу выпускаемой продукции в реальном секторе экономики;

снижение потерь в электро- и теплосетях, а также в сетях водоснабжения;

развитие организационно-правового обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

популяризация энергосбережения в г. Улан-Удэ.

Основными мероприятиями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть:

проведение первоочередных мероприятий в области популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования, предполагающее реализацию высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергетической эффективности в долгосрочной перспективе;

создание новых генерирующих мощностей, в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии;

разработка и внедрение автоматизированных систем контроля и учета расхода энергетических ресурсов, а также специализированных информационных систем.

Критериями достижения поставленных целей и задач станет:

снижение расходов бюджета г. Улан-Удэ за пользование энергетическими ресурсами не менее 40% по отношению к 2009 году;

увеличение доли возобновляемых источников энергии в производстве электрической энергии не менее чем до 4,5% по отношению к 2009 году;

снижение энергопотребления на кв. м общей площади жилых домов не менее 20 - 30% по отношению к 2009 году;

снижение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем не менее 15 - 25% по отношению к 2009 году.

Долгосрочной целью в сфере развития транспортной инфраструктуры является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, за счет развития дорожного строительства, транспортного обслуживания населения являются развитие дорожно-транспортной системы, создание благоприятных условий для предоставления транспортных услуг населению, повышение объема и качества транспортных услуг, оказываемых населению города Улан-Удэ.

Достижение поставленной цели возможно при реализации следующих задач:

сохранение и постепенное повышение уровня внутренней транспортной доступности региона с учетом реально сложившегося распределения местных сообщений между видами транспорта;

повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;

развитие узловых объектов транспортной инфраструктуры города повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

модернизация подвижного состава городского пассажирского транспорта;

совершенствование организации управления городским пассажирским транспортом;

повышение эффективности функционирования системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения;

строительство и реконструкция инженерных сооружений городского транспорта;

оптимизация маршрутной сети и диспетчерский учет городского пассажирского транспорта;

снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Комплекс мероприятий для решения поставленных задач включает развитие воздушного транспорта, транспортно-логистического комплекса, дорожного хозяйства.

Воздушный транспорт. В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)» и ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» будет осуществляться модернизация всего комплекса международного аэропорта г. Улан-Удэ «Байкал» для повышения его конкурентоспособности, создания на его базе грузового терминала на маршруте Азия - Европа.

Основным объектом реконструкции являются удлинение и реконструкция взлетно-посадочной полосы со строительством магистральной рулежной дорожки и расширением существующих перронов для приема всех типов воздушных судов, в том числе судов, относящихся к малой авиации. Развитие инфраструктуры аэропорта планируется осуществлять на принципах государственно-частного партнерства.

Транспортно-логистический комплекс. Развитие транспортно-логистического комплекса предполагает создание в аэропорте г. Улан-Удэ пограничной и таможенной инфраструктуры и создание мультимодального транспортно-логистического центра (МТЛЦ) в г. Улан-Удэ, выполняющего функции логистического, распределительного, сервисного и делового центра.

Создание в г. Улан-Удэ транспортно-логистического комплекса усилит геополитическую позицию Российской Федерации и Республики Бурятия в Монголии, Китае и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для Байкальского региона это станет дополнительным импульсом социально-экономического развития.

Реализация данных мероприятий позволит значительно повысить пропускную способность транспортной системы города Улан-Удэ на наиболее перспективных направлениях развития международных экономических отношений, оптимизировать товарные потоки, обеспечить удобство для пассажиров а также усилить роль Улан Удэ не только как транспортного узла Забайкалья, но и как важного узлового элемента в международном транспортном коридоре в Монголию и Китай.

Дорожное хозяйство. Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, комплексных схем организации дорожного движения, модернизацию технических средств дорожного регулирования, совершенствование организации пешеходного движения, снижение влияния дорожных условий на возникновение дорожно-транспортных происшествий, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети, проведение инженерных мероприятий в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Ни одна отрасль хозяйства не может существовать без инфраструктуры. Она обеспечивает нормальное функционирование не только фирмы, но и города в целом. Давайте разберем понятие инфраструктуры более подробно.

Значение понятия "инфраструктура"

Сам термин «инфраструктура» - это два латинских слова: іnfra (переводится "ниже") и structura (перевод - "строение или расположение"). Впервые его начали применять в пятидесятые годы двадцатого века для обозначения комплекса общих положений, которые направлены на обеспечение положительного развития предпринимательства и удовлетворение нужд населения.

Инфраструктура - это множество отраслей и подразделений внутри предприятия, фирмы или города. Она призвана создавать все необходимые условия, которые необходимы для нормального функционирования деятельности объекта (например страны, производства, товарооборота, трудовых ресурсов, туризма, рынка и так далее).

В целом она делится на производственную и социальную, а в зависимости от масштабов бывает инфраструктура:

  • предприятия (фирмы);
  • отрасли;
  • города;
  • страны.

Городская инфраструктура

Инфраструктура города - это комплекс учреждений и предприятий, отвечающих за своевременное и нормальное предоставление услуг населению в сфере коммунальных служб (канализация и водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, транспорт и дороги, инженерные коммуникации и так далее), а также туристическом, развлекательном и торговом секторах.

То есть это набор условий для развития жизни жителей конкретного населенного пункта и приезжих.

Чем больше город по размерам и численности населения, тем больше услуг он должен предоставлять, и тем шире у него инфраструктура. Это естественный порядок вещей.

Виды инфраструктуры города

Различают такие основные виды городской инфраструктуры, как:

  • жилищно-коммунальная или социальная - ответвления и предприятия, которые предназначены для функционального обеспечения нормальной жизни населения;
  • транспортная - комплекс учреждений и отраслей по автомобильным и грузовым перевозкам, а также поддержание в надлежащем состоянии всех связанных с этим отраслей;
  • инженерная - совокупность систем инженерно-технического обеспечения учреждений;
  • экономическая - комплекс разных отраслей и видов деятельности, предназначенных для обслуживания производства и хозяйства;
  • информационная - структуры и подсистемы информационно-организационного характера;
  • рыночная - комплекс организаций и организационно-правовых норм, созданных для обеспечения непрерывного движения услуг и товаров, ценных бумаг, денег и валюты, рабочей силы.
  • туристическая - совокупность учреждений и предприятий, существование которых направлено на удовлетворение оздоровительных и отпускных потребностей людей ;
  • военная - комплекс объектов и сооружений, входящих в основной состав стационарных отделов, предназначенных для подготовки войск и ведения возможных военных действий.

Транспортная инфраструктура

Транспорт является одной из важнейших составных частей экономики города и государства в целом.

Транспортная инфраструктура - это огромный комплекс служб и объектов, включающий все виды транспорта, транспортные структуры и подразделения. Они обеспечивают быструю и свободную перевозку пассажиров и грузов.

Помимо этого, транспортная инфраструктура играет немаловажную роль в обеспечении торгово-экономической сферы сырьем, материалами, готовой продукцией и товарами, а также рабочей силой.

Объекты транспортной инфраструктуры

Объекты инфраструктуры городского транспорта включают в себя:

  • все существующие и запланированные пути сообщения (улично-дорожная, внеуличная и междугородная транспортная сеть);
  • транспортные единицы;
  • технические сооружения и склады (парки по ремонту, депо, грузовые терминалы, энергетическое хозяйство);
  • вокзалы и станции для перевозки пассажиров и грузов;
  • агентства, осуществляющие продажу билетов и организацию перевозок;
  • логистические центры;
  • инженерные сети и коммуникации.

Транспортные единицы - это машины и автомобили, которые, в зависимости от предназначения, делятся на:

  • Пассажирский транспорт, который включает в себя автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда, водный и монорельсовый наземный транспорт.
  • Транспорт, используемый для грузоперевозок, делится на внутригородской и региональный. Внутригородской - это грузовые автомобили, специальные троллейбусы и трамваи. Региональный транспорт для грузоперевозок - это также грузовые машины, а еще поезда, самолеты и вертолеты, водные суда.
  • Специальный транспорт - это санитарно-технические, аварийные и коммунальные автомобили, машины скорой медицинской помощи, пожарные и так далее.

Можно с уверенностью утверждать, что от степени развития транспортной инфраструктуры зависит уровень прогресса экономики и туризма как отдельно взятого населенного пункта и региона, так и страны в целом.



Похожие статьи