Историческое начало и исходные идеи экономических реформ в китае. Реформы в китае

Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

Экономическую систему в Китае накануне реформ можно назвать плановой экономической системой с элементами системы военного коммунизма. Если в СССР и Восточной Европе накануне реформ экономическую систему можно было назвать типичной плановой экономикой (сталинская модель), то экономическую систему в Китае накануне реформ можно назвать моделью полувоенного коммунизма.

Если же учитывать иные факторы, например, недостаток теоретической подготовки, низкий уровень экономического развития, то становится еще очевиднее, что стартовые условия реформы в Китае были существенно хуже, чем в странах Центральной и Восточной Европы и СССР.

В-третьих, уровень экономического развития Китая в канун реформ был низким. В СССР и в странах Восточной Европы еще до начала реформ была проведена индустриализация, они относились к развитым странам, а Китай относился к развивающимся странам. В 1978 г. сельское население составляло 82 %, сельское хозяйство занимало 28 % народного хозяйства, при этом использовало 70 % рабочей силы. К моменту начала реформ экономика Китая характеризовалась неограниченностью резервов рабочей силы, полным отсутствием условий для частного бизнеса, чрезвычайной неравномерностью по стране производительности труда и оплаты труда. Проблема относительного разрыва и асимметричности между урбанизацией и индустриализацией была весьма серьезной; разрыв между экономическим уровнем различных районов был очень велик. Мировая экономика/Под ред. А.С.Булатова.-М., 2003, с.71.

Эти факторы предопределили сложность проблем, возникших на начальном этапе реформы, и трудности при проведении реформ. В Китае наряду с процессом преобразования плановой экономики в рыночную также происходило преобразование автаркической экономики в рыночную, шел процесс перехода от дуалистической экономики к современной экономике.

В-четвертых, когда в Китае в 1978 г. начинались реформы, отсутствовал опыт проведения реформ в других странах, многие вопросы приходилось исследовать и решать самостоятельно.

На начальном этапе (1978-1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций.

На начальном этапе реформы китайских реформаторов очень волновала проблема, откуда начать прорыв. Любая косная экономическая система, поддерживая интересы одной группы людей, одновременно ограничивает интересы других. Как правило, эта вторая группа составляет слабое звено традиционной системы и мало получает помощи от нее. Обнаружив какие-либо перемены, когда за невысокую цену можно получить большую выгоду, которую невозможно было бы получить в условиях прежней системы, эти люди охотно идут на риск и добровольно подключаются к процессу.

Первый период охватывает 1978-1991 гг. и включает два этапа: 1971-1983 гг. - сельская реформа и эксперимент в городе по расширению самостоятельности предприятий; 1984-1991 гг. - эксперимент с реформированием госпредприятий, создание особых экономических зон. Второй период охватывает 1992-2003 гг. радикальных рыночных преобразований, цель которых - создать систему социалистической рыночной экономики. В центре реформы лозунги: «создать на месте госпредприятий систему современных (конкурентных) предприятий», «опора на науку и образование», «создание общества среднего достатка (сяокан)». Третий период начался в 2003 г., его связывают с тандемом руководителей КНР Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябал, а характеризуют поворот страны к ресурсосберегающему и экологически щадящему экономическому росту в интересах гармоничного развития регионов, повышения качества жизни людей.

Толчком к выработке нового курса послужило распространение в Китае атипичной пневмонии. Реализация нового курса - основная задача 11-й пятилетки, главная идея которой гармонизация - выравнивание регионального развития, уменьшение неравенства между городом и деревней, между регионами, решение социальных проблем, энергосбережение и решение экологических проблем на базе научной концепции развития.

1. Плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным. На начальном этапе плановая экономика по-прежнему занимала ведущее место. Среди экономистов также началась дискуссия рынком в рамках тезиса о том, что «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным». Были выдвинуты такие теории, как «теория плит», по которой плановая экономика - это одна плита, а рыночное регулирование - вторая, они не смешиваются, а, соединяясь, организуют работу экономики; «теория проникновения», по которой планирование и рынок проникают друг в друга, объединяются, и в каждом содержится элемент второго; «теория совпадения», по которой планирование осуществляется через рынок, а рыночное регулирование производится, опираясь на планирование. Хотя все эти теории различаются, однако, они по-прежнему, ограничивались пределами традиционной идеологии, полагая, что плановая экономика представляет социалистическую систему экономики, а рыночная экономика - капиталистическую.

Поэтому в целом «теория главного и вспомогательного» подчеркивала, что при условии сохранения системы социалистической экономики можно использовать капиталистические меры «рыночного регулирования».

2. Плановая товарная экономика: государство регулирует рынок, рынок направляет предприятия. По мере того как реформа села добивалась успеха, развивалась внешняя открытость юго-восточного прибрежного района, росла негосударственная экономика роль рыночных механизмов в функционировании экономики постоянно увеличивалась. В 1984-1991 гг. реформа развернулась и ее центром стали города. Стремительное развитие реформы подталкивало к прорыву в теории. Поэтому некоторые руководители и теоретики вновь стали отстаивать лозунг «товарной экономики».

Со второй половины 1988 г. китайские политики и ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистическая товарная экономика» и высказались в поддержку «рыночной реформы».

Период с 1989 по 1991 г. - этап противостояния новой и старой экономических систем. На этом этапе из-за одновременного действия механизмов старой и новой систем ситуация сильно усложнилась. Ход реформы остановился, экономический рост значительно замедлился.

Однако если глубже рассмотреть изменения, происшедшие в экономике за этот период, несложно заметить, что косвенные меры макроэкономического регулирования начали играть важную роль в сдерживании роста спроса. Инфляция 1988 г. была сокращена за один год, ситуация, когда эмиссия денег превышала экономический рост, была исправлена за короткое время при помощи повышения банковской процентной ставки и использования несколько иной денежно-кредитной политики. Быстрый рост основных фондов в 1988 г. резко прекратился и в 1989 г. наблюдалось даже падение, что главным образом обусловлено тем, что финансовая и денежно-кредитная политика контролировала источники капиталовложений.

Это привело к повышению рыночной стоимости капитала, а, следовательно, к стремительному сокращению масштабов инвестиций.

Таможенные пошлины и налог на импорт, а также регулирование процента валютных остатков стимулировали экспорт и сдерживали импорт. Это улучшило внешнеторговую обстановку и оказало благоприятное воздействие на обменный курс.

Это показывает, что китайская экономика начала нормально реагировать на косвенные макроэкономические методы регулирования, реформа системы макроэкономического управления уже подготовила реальную основу для перехода от прямого регулирования и контроля к косвенному.

В ходе денежной реформы происходили сложные изменения, однако рыночные механизмы ценообразования уже начали играть основную роль.

На начальном этапе реформ государство главным образом использовало административные меры контроля цен, например, замораживало цены на потребительские товары, ограничивало верхний порог рыночных цен на основные средства производства, закрывало рынок некоторых видов продукции, осуществляло государственную монополию на некоторые важные виды продукции и т. д. Далее государство исправило слишком низкие цены на некоторую продукцию: на закупку сельскохозяйственной продукции, энергоресурсы и важные виды сырья, на отдельные виды потребительских товаров и продукцию общего пользования, а также на услуги транспорта и связи.

Под влиянием принятых мер, начиная со второй половины 1989 года, впервые с образования КНР предложение повсеместно превышало спрос. Рыночное затоваривание началось с потребительских товаров и постепенно распространилось на средства производства. В такой ситуации предприятиям сложно было сохранить установленные государством цены, и они вынуждены были снижать их, чтобы приспособиться к рыночному спросу. Это привело к тому, что применявшаяся на начальном этапе реформ политика контроля цен утратила эффективность, постепенно стирались преимущества рыночных цен на продукцию, двойные цены на некоторые виды средств производства стремились к выравниванию, цены на многие виды потребительских товаров также становились свободными.

Рыночные механизмы ценообразования стали играть основную роль в экономике Китая.

Промышленное производство упало, однако у предприятий уже стало появляться понятие о рыночной конкуренции. Затоваренность рынка привела к резкому снижению экономической эффективности предприятий. Товарные запасы госпредприятий увеличились, взаимные долги предприятий возрастали, с каждым днем становились все очевиднее злоупотребления в системе подряда; негосударственная экономика, только начавшая развиваться, столкнувшись с экономической депрессией, вынуждена была вступить на этап сокращения.

Однако субъекты микроэкономики Китая уже стали менять свое отношение к рыночному спросу, глубоко почувствовали реальное давление низкого спроса и отреагировали на изменение рыночного спроса. Хотя механизмы управления госпредприятиями менялись сравнительно медленно, но поскольку уже сформировалась обстановка, при которой госпредприятия вынуждены были столкнуться с конкуренцией негосударственных предприятий в области сырья, кадров, сбыта продукции, они начали обращать внимание на себестоимость и соответствие рыночному спросу. Реакция негосударственных предприятий была еще более очевидной: появилась тенденция снижения инвестиций негосударственной экономики. В 1988 г. инвестиции негосударственных предприятий составляли 36,47 % от всех инвестиций, с 1989 по 1992 г. они неизменно снижались от 36,33 % до 33,89 %, 33,62 %, 31,95 %, и только в 1993 г. они снова начали увеличиваться. С учетом высокой доли негосударственной экономики в городах и селах начались колебания числа работников предприятий, так в 1988 г. работники негосударственных предприятий составляли 41,47 %, с 1989 по 1992 г. они составляли соответственно 40,81 %, 39,49 %, 52,55 %, 50,14 %, и лишь после 1993 г. этот процент стал неуклонно возрастать.

Судя по различным признакам, китайская реформа в этот период вступила на этап перехода от старой к новой системе, а это выявило глубокие противоречия одновременного существования старого и нового экономического механизма. Эти противоречия вызвали существенные изменения экономических механизмов: механизмы плановой экономики непрерывно отступали, а влияние механизмов рыночной экономики постоянно возрастало и они постепенно занимали ведущее место. Все это предвещало, что как только появится шанс для осуществления нового витка реформ, механизмы рыночной экономики одним шагом перейдут «водораздел» противостояния старой и новой системы.

Переход от старой системы к новой вовсе не означал, что уже появилась совершенно новая экономическая система. Постоянное ослабление плановой экономики - это процесс, осуществляемый постепенно, а для создания рыночной экономики необходим еще долгий период.

Реформа системы макроэкономического управления и постепенное формирование новой роли органов местного самоуправления. Ключ к реформе системы макроэкономического управления - в постепенной передаче ранее сконцентрированных в руках ЦК прав на управление, включая планирование, инвестиции, финансы, налоги и внешнюю торговлю, органам местного самоуправления и предприятиям.

На первом этапе сократилось число планов, носивших обязательный характер и расширилось планирование, имевшее индикативную (направляющую) роль. Были разграничены доходы и расходы центра и органов местного самоуправления по предприятиям и отраслям, т. е. создана система разделения финансов. Права на управление внешней торговли были переданы низовым организациям, расширены хозяйственные права и права на самоуправление специальных фирм, занимающихся внешней торговлей и т. д.

Из всех этих мер существенным стимулом к изменению экономической системы стало разделение прав между органами местного самоуправления и Центральным Комитетом партии. Расширение полномочий провинциальных органов по капиталовложениям позволило местным властям сконцентрировать финансовые ресурсы провинции и использовать их для строительства инфраструктуры.

Полномочия провинциальных властей по управлению внешней торговлей и валютными операциями; благодаря созданию в провинциях фирм, занимающихся внешней торговлей, а также дочерних фирм в Гонконге, взявших в свои руки экспорт и импорт данной провинции, дало местным властям возможность зарабатывать валюту. С целью получения дохода местные власти, с одной стороны, активно привлекали иностранный капитал, технику и передовой опыт управления, а с другой стороны, ускоряли процесс рыночной реформы в данном районе, стимулируя быстрый экономический рост.

Разделение в системе финансов и налогообложения предоставило органам местного самоуправления стимул для увеличения доходов. Реформа финансовой системы Китая посредством разделения власти изменила существовавшую в области финансов систему «большого котла» на «разделение котлов» между центральными и местными властями. В системе «разделения котлов» в соответствии с изменением ситуации последовательно применялись различные модели: «разделение доходов и расходов, государственное обеспечение по уровням» (1980-1984), «разделение различных видов налогов, утверждение доходов и расходов, государственное обеспечение по уровням» (1985-1987), «государственное финансовое обеспечение» (1988-1993) и т. д.; в пределах одной модели в соответствии с уровнем развития различных районов избирались различные формы, в общих чертах они делились на следующие виды: «разделение общей суммы», «пропорциональное разделение», «передача вышестоящим органам определенной суммы», «выплата субсидий в определенной сумме» и «общее государственное обеспечение». Независимо от того, какая модель и какая конкретная форма избиралась, ядром все равно было «разделение финансов» органов местного самоуправления и центральных властей.

«Государственное финансовое обеспечение» означает, что кроме выплаты центральными властями субсидий в определенной сумме, они дали органам местного самоуправления возможность посредством увеличения финансовых доходов получить дополнительную долю финансовых отчислений, что открывало органам местного самоуправления важный канал расширения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении. Таким образом, у органов местного самоуправления формировались движущие силы для увеличения доходов, эти органы посредством постепенного накопления финансовых ресурсов стали субъектами, подталкивающими стремительное развитие экономики данного региона.

Передача прав на управление трудоустройством с самого начала изменила обстановку, был принят курс на сочетание трудоустройства через соответствующие учреждения органов местного самоуправления и самостоятельный поиск рабочего места.

Статус органов местного самоуправления как относительно самостоятельных экономических субъектов, их стремление к максимизации прибылей в значительной степени определило путь изменения экономической системы Китая. Благодаря «административному разделению власти» право на распределение ресурсов, прежде сконцентрированное в руках центрального правительства, было передано органам местного самоуправления, экономическим организациям и индивидуальным лицам, так формировались различные субъекты экономических интересов; множественность таких субъектов определила плюрализм направлений их деятельности, все субъекты экономических интересов стремились к непрерывному получению прибыли и безубыточности; чтобы узаконить деятельность по достижению данной цели различные субъекты всеми силами стремились сформировать новую систему, гарантирующую уже полученную прибыль и доходы будущих периодов, таким образом сформировалась совместная сила, что ускорило процесс распада традиционной системы.

  • 1992 г. - ключевой год для реформ в Китае. Официальные документы определили главное содержание реформ экономической системы на этом этапе следующим образом:
    • * отстаивать курс совместного развития различных укладов экономики, где главным остается экономика общественной собственности;
    • * заменить механизм хозяйствования на госпредприятиях, создать систему современных предприятий, отвечающую потребностям рыночной экономики;
    • * сформировать по всей стране единую систему открытых рынков, в городах и селах добиться тесного слияния рынков, осуществить стыковку внутреннего рынка с мировым, способствовать оптимальному распределению ресурсов;
    • * преобразовать функции правительства в управлении экономикой, создать совершенную систему макрорегулирования, главным в которой будут косвенные методы;
    • * создать систему распределения доходов с упором на распределение по труду, обращать первостепенное внимание на эффективность и, подчеркивая справедливость, поощрять зажиточность отдельных районов и части людей, встать на путь общей зажиточности;
    • * гарантировать населению городов и деревень социальное обеспечение, отвечающее реалиям Китая, стимулировать социальную стабильность. Феномен экономического развития Китая: Научное издание/Дин Жуджунь, М.М.Ковалев, Новик В.К.-Минск:Издательский центр БГУ, 2008, с.45-48.

Для создания социалистической рыночной экономики необходимо, чтобы рынок играл основную роль в распределении ресурсов при макроэкономическом регулировании со стороны государства. Чтобы осуществить эту цель, нужно придерживаться курса, в соответствии с которым основной является общественная собственность, а различные экономические элементы развиваются совместно, продолжать изменение механизма управления госпредприятиями, создавать современную систему предприятий, соответствующую требованиям рыночной экономики, с четкими имущественными правами, точно определенными служебными правами и обязанностями и научным управлением, в рамках которой правительство и предприятия разграничиваются; создавать единую общенациональную систему открытого рынка, осуществлять тесное взаимодействие городского и сельского рынка, внутреннего и международного рынка, создавать усовершенствованную систему макроэкономического регулирования, основанную на косвенных методах; создавать систему распределения доходов, основа которой - распределение в соответствии с вложенным трудом; поощрять путь к общественному благосостоянию, когда отдельные люди и районы разбогатеют первыми, преимущество отдается эффективности, но в то же время учитывается справедливость; создавать многоуровневую систему социального обеспечения городского и сельского населения, соответствующего ситуации в стране, стимулировать экономическое развитие и социальную стабильность.

Основная цель реформы финансовой системы заключалась в преобразовании существующей системы государственного финансового обеспечения (так называемой системы государственного финансового обеспечения центральной и местных властей) в «систему разграничения налогов».

Основные требования реформы системы налогообложения заключались в следующем: стандартизировать систему налогообложения в соответствии с принципами единого налогового законодательства, справедливого положения о налогах и сборах; упростить систему налогообложения; создать систему налогообложения, соответствующую требованиям рыночной экономики с тем, чтобы стимулировать конкуренцию.

Основные задачи в этой области - создание системы финансовых организаций, основным элементом которой являются государственные коммерческие банки, и в которой сосуществуют различные виды финансовых структур, а финансы, носящие общественный характер, отделены от финансов, носящих коммерческий характер; создание единой, открытой системы финансового рынка с упорядоченной конкуренцией и строгим надзором.

В соответствии с политическим положением и с учетом международного опыта китайское правительство приняло решение разделить ход реформы системы валютных операций на два шага: сначала последовательно ликвидировать на государственных и негосударственных предприятиях двойной валютный курс, осуществить слияние курсов и конвертируемость юаня по текущим операциям. Затем, учитывая развитие обстоятельств и стремясь к ликвидации контроля над оборотом капитала, осуществить полную конвертируемость юаня.

На третьем пленуме ЦК КПК XIV созыва было решено, что необходимо «продолжать замену механизма функционирования госпредприятий, создавать современную систему предприятий, соответствующую требованиям рыночной экономики, с четкими имущественными правами, точно определенными служебными правами и обязанностями, в которой правительство и предприятия будут разграничены». Затем Всекитайский съезд народных представителей принял «Закон о предприятиях». В начале 1994 г. Госсовет потребовал проведения эксперимента по созданию современной системы на госпредприятиях в соответствии с «Законом о предприятиях» с тем, чтобы, получив опыт, всесторонне распространять его.

Основное содержание - передача прав на управление предприятиями самим предприятиям при условии неизменности права собственности государства на предприятие; передача предприятиям части их прибыли при условии гарантии права государства на получение доходов от предприятий. Урегулированные таким образом отношения между государством и госпредприятиями повышали активность предприятий и их рабочих и служащих.

Таким образом, начиная с 1994 г. китайское правительство приняло ряд важных реформенных мер в таких областях как налогообложение, финансы, управление валютой, система предприятий и система социального обеспечения. Китайская реформа вступила на новый этап общего движения вперед.

Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. Китай, в отличие от России, пошел по другому пути к рыночной экономике. Россия использовала подход «шоковой терапии» в 1992 г., пытаясь добиться «необратимости» реформ посредством быстрого и радикального перехода к частной собственности и свободному рынку. Рыночные реформы в Китае начались раньше - в 1978 г. - и имели постепенный и экспериментальный характер.

«Суть “китайской модели” достаточно проста. Коротко говоря, она сводится к попытке внедрения элементов рыночной экономики в условиях неизменной социалистической политической системы. Но эта простота кажущаяся. При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что программа осуществления реформ базировалась не на абстракте “необходимости перехода к рынку в одно прекрасное утро”, а, предлагая поэтапное их осуществление, учитывала реалии Китая, его традиционную культуру, формы организации труда и особенности привлечения к планируемым преобразованиям всех составляющих элементов китайского социума» .

Россия в 1992 г. пришла к выводу, что ее политический аппарат, в частности коммунистическая партия, является помехой на пути экономических реформ; экономическим реформам предшествовали политическая реформа и демократизация. Напротив, Китай стремился к экономическим реформам под активным руководством со стороны коммунистической партии. Позиция Китая состоит в том, что разрушение политической системы приведет к нескончаемым политическим дебатам, борьбе за власть и в конечном итоге к стагнации и провалу экономических реформ.

В отличие от России в Китае считают, что план и рынок совместимы. Другими словами, в Китае поступили так, как поступают рачительные хозяева: не стали ломать старый дом, пока не построили новый. Китай идет, сверяя каждый следующий шаг в углублении реформ с практикой их осуществления и социальными ожиданиями народа.

Эта логика предопределила как основные приоритеты, так и степень радикализма предполагавшихся социально-экономических и политических реформ. В Китае, в отличие от Советского Союза, начали с экономики, причем с экономики деревни, где проживало более 80% населения. В 1984 г. эксперимент был распространен на города, и только совсем недавно он начал охватывать финансово-банковскую и частично политическую сферы. Постепенность и поэтапность в проведении реформ как раз и послужила одним из основных условий, обеспечивших их успех.

Китай защищал существование и развитие своих государственных предприятий и одновременно поощрял создание конкурирующих частных предприятий.

Важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране. И ныне в арсенале государства остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административного воздействия. Под его влиянием находятся практически все элементы создаваемой рыночной инфраструктуры.

Смысл мероприятий, которые планировалось осуществить на начальном этапе реформ, диктовался самой жизнью: отказ от чрезмерной централизации управления со стороны государства и расширение хозяйственных прав предприятий; сочетание плановых начал с механизмом рыночного регулирования, усиление дееспособности рыночных рычагов (цены, налоги, кредиты); переход от управления главным образом через административные органы и с помощью административных мер к управлению через хозяйственные органы с помощью экономических рычагов с установлением четкой юридической ответственности должностных лиц.

Главное в этих преобразованиях заключалось в развитии многоукладности, предоставлении предприятиям статуса юридического лица и расширении их оперативной самостоятельности, введении системы хозяйственных договоров, повышении инициативы и ответственности производственных и хозяйственных единиц и занятых непосредственно в производственной сфере трудящихся с предоставлением им соответствующих льгот со стороны государства.

Успех Китая на пути рыночных преобразований связан с тем, что сначала там создавали товарную экономику, единственным “институтом” которой является национальное предприятие, способное наращивать выпуск продукции и повышать ее качество. Лишь спустя длительное время - после нахождения способов балансирования между спросом, ценами и предложением, интересами предприятия и общества - в Китае заговорили о рыночном хозяйстве.

Именно ориентация на отечественного производителя и отечественное производство при попутном решении задач привлечения иностранных капиталов, товаров и инвесторов заложили основу не только экономического роста, но и, что наиболее важно, привели к одобрению политики реформ большинством населения. Не приняло китайское руководство и так называемую “шоковую терапию”.

Логика его действий была иной - то, что надлежит сделать прежде всего, должно отвечать интересам развития отечественного производства и повышения уровня благосостояния народа, базироваться на созданных в предшествующий период социально-экономических и материально-психологических условиях и наличии соответствующей законодательной базы.

В Китае с самого начала осуществления преобразований поняли главное: стратегическая цель реформирования любого общества - не реформы ради самих реформ, а реформы, преследующие целью повышение уровня благосостояния населения. Причем не какой-то одной малочисленной его части, а большинства населения. Поняли и другое: в том случае, когда во главу угла ставится принцип “цель оправдывает средства” и не учитывается количество летящих при рубке леса щепок, за спиной реформатора остаются моря крови и слез, общество поляризуется. Чтобы избежать такого результата, необходимо заранее договориться о границах допускаемой цены, превышение которой является абсолютным и беспрекословным требованием смены курса.

И такая практика дала свои положительные результаты. Во всяком случае, данные социально-экономического развития КНР за период реформ показывают, что имеющийся потенциал использовался достаточно эффективно и прирастал за счет как внутренних, так и зарубежных инвестиций. При этом Китай, являясь одним из крупнейших потребителей иностранных инвестиций в Азии, не угодил в долговую яму. Напротив, с учетом Гонконга его золотовалютные резервы достигли гигантской суммы, уступая в Азиатско-Тихоокеанском регионе лишь Японии. Социальные показатели улучшились, а уровень жизни народа значительно повысился.

Государство должно нести свою долю ответственности. Одна из особенностей того “реального социализма”, который пережили мы в Советском Союзе и опыт которого в значительной мере был заимствован и КНР, заключается в высокой степени участия государства во всех экономических и общественно-политических процессах.

Отсюда - не только высокий уровень социальных ожиданий от деятельности государства и доминирование идеи так называемой “социальной защищенности”, но и весьма специфическое место чиновного аппарата во всей системе экономических и общественных отношений. Таким образом, важнейшим фактором, обеспечивающим успех экономических реформ в Китае, является их последовательная социальная ориентированность. Разумеется, не в равной мере, но благотворность реформы ощущает лично на себе каждый китаец, что и делает его активным сторонником реформ.

«Менталитет членов социалистического общества предусматривает наличие “гарантированной государственной поддержки” и “социальной справедливости”, которые изначально находятся в противоречии с основными принципами рынка - экономической эффективностью и экономической целесообразностью» .

Поэтому степень радикализма осуществляемых социально-экономических реформ имеет свой предел, за порогом которого возникают социальные конфликты, атрофия социальных чувств и, как следствие, экономический и, возможно, политический крах.

Другими словами, на переходном этапе остро встает вопрос о продуманности социальной политики, призванной обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку и создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, а также обеспечения стабильности всей общественной системы. Если государство “сбрасывает” с себя ответственность за социальную сферу, то оно очень скоро лишается социальной поддержки, что в конечном итоге ведет его к гибели.

При попытке осуществления реформ, предполагающих внедрение новых элементов управления, чиновный аппарат либо накладывает на них жесточайшие ограничения, сводящие на нет все благие начинания, либо присваивает себе “право первой ночи” на рынке, быстрее других наживаясь спекуляцией и использованием общественных средств в личных целях.

В результате идея развития рынка дискредитируется и недовольство народа усиливается, а идеологическое и политическое господство бюрократии подкрепляется ее экономическим господством; степень участия масс в социально и экономически значимых мероприятиях снижается, и развитие общества происходит не на рыночной основе, а на коммунистической редакции принципов государственного монополизма.

Все эти явления - неизбежная плата за “прекрасное” социалистическое вчера, и сегодня их можно наблюдать практически во всех постсоветских странах. Следовательно, главной задачей реформатора является решение вопроса о “включенности” чиновного аппарата в реформы. Причем на условиях, обеспечивающих, с одной стороны, его заинтересованность в ходе реформ, а с другой - невозможность использования служебного положения для их дискредитации. Задача весьма сложная, но, как показывает опыт Китая, вполне разрешимая.

Решение проблем рынка за счет урезания прав бюрократии, лишения ее возможности вмешательства в хозяйственную деятельность, ужесточения наказания за экономические преступления и коррупцию, как показывает практика, малоэффективны. Как же их решать? Тут надо учесть два обстоятельства.

Во-первых, реформа требует не только большого числа квалифицированных специалистов, но и - что самое существенное - перестройки мышления кадров. Старый же аппарат, воспитанный в духе чинопочитания, обязательного наличия привилегий и постоянно склонный к использованию своего положения в корыстных целях, в своем большинстве не готов к этому и требует замены, несмотря на его заслуги. На практике это осуществить трудно, но стремиться к этому необходимо.

Во-вторых, необходимо снизить степень политизации аппарата, четко определив функции органов власти и управления, прекратить практику, при которой главенствующее положение занимает не управление на основе закона, а управление, основанное на воле отдельных лиц.

Наконец, требуется повышение уровня правосознания народа и на этой основе развивать демократические традиции в обществе. Последнее же возможно только при радикальном изменении экономических отношений, четком определении отношений собственности.

Главным условием успеха явилась сама цель предпринятых в Китае реформ, которая была понятна, близка всем слоям населения страны, взывала к глубинным патриотическим и национальным чувствам китайцев - поднять страну, поднять народ, возродить величие Китая.

В любом переходном обществе, для которого характерен определенный идеологический вакуум, возникает вопрос: каким образом пробудить на уровне социальной системы энергию самоорганизации? При этом мы можем сколько угодно долго спорить о ненужности или нецелесообразности государственной идеологии, но заполнить этот вакуум чем-то все равно необходимо. Его можно заполнить абстрактными идеями и мифами, цена которым в скором времени становится очевидной.

А можно - целостным пониманием того этапа развития, на котором находится общество, выявив ту стержневую идею, которая способна пробудить энергию самоорганизации, и те активные социальные силы, которые получили шанс реализовать свои возможности в новых условиях и готовы идти дальше при понимании и поддержке предлагаемых “правил игры”.

Решение этого вопроса должно включать в себя прежде всего задачу создания принципа обратной связи между национальным лидером, государством и обществом. При этом союз национального лидера и активной части общества в интересах всего государства должен развиваться в условиях доминанты Закона и Порядка во имя перспективы прогресса и взаимного процветания.

«Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что цементирующая общество ключевая идея дает национальному лидеру карт-бланш в его действиях и способствует мобилизации политической и экономической активности населения. Нельзя допускать ситуации, в которой в обществе начинает формироваться “дефицит определенности”. Нельзя, отобрав у большей части народа веру, ничего не дать ей взамен» .

В Китае к этому пониманию пришли еще до начала радикальных экономических и политических реформ. Идея “возрождения Великого Китая” объединила не только все населяющие Китай народы, но и соотечественников за рубежом. Идеология начала работать на пользу экономике, социальной и политической стабильности. И в этом - один из главных уроков китайских реформ.

(1 Голос)

Третий пленум ЦК КПК XI созыва, состоявшийся 18 декабря 1978 г, имел эпохальное значение в истории Китая.

Состоявшееся перед этим 36-дневное рабочее совещание ЦК сформировало предварительную точку зрения по некоторым важным партийным и государственным вопросам, а, по сути, по вопросам коренной реформы, которая позднее получила название «второй революции». Чтобы лучше понять эволюцию китайской реформы, кратко сформулируем основные идеи, звучавшие на историческом совещании (выступление Чень Юня) и пленуме ЦК КПК.

Реализация руководящей линии партии, надлежащее решение вопросов, оставленных историей. Для того чтобы переместить центр партийной работы с классовой борьбы на модернизацию, была необходима поддержка партии народом, наличие достаточного количества работников, занимающихся модернизацией сознательно. На протяжении долгого времени из-за левацких ошибок по многим руководителям партии и государства наносились жестокие удары, огромное число представителей интеллигенции подвергалось преследованиям, широкие народные массы испытывали духовные страдания; как у партии, так и у народа не все складывалось благополучно. Проблемы связаны как с серьезными политическими событиями периода «культурной революции», так и с важными историческими вопросами, оставшимися неразрешенными еще со времен до начала «культурной революции». Нужно исправлять левацкие ошибки компартии совершенные за долгое время.

Выступление Чень Юня вызвало активный отклик большинства участников совещания, стали выдвигаться идеи об исправлении левацких ошибок, осуществлении руководящей линии партии и решении вопросов, поставленных историей.

25 ноября 1978 г. Политбюро ЦК КПК на основе анализа идей, внесенных участниками совещания, объявило о принятии решения об исправлении ошибок и восстановлении справедливости в связи с политическими событиями периода «культурной революции» и до ее начала. Решение Политбюро ЦК КПК получило горячую поддержку участников совещания, в обществе стала культивироваться мысль, что долгое время подавляемая партийная демократия начинает возрождаться, а кадровая политика и руководящая линия партии начинают исправляться.

«Реальное утверждение верной идеологической линии». Во

время совещания при обсуждении вопросов политической и идеологической линии партии многие подтвердили важность обсуждения критериев истины, критиковали некоторых руководителей и даже центральных руководителей, препятствовавших данному обсуждению, а также журнал «Красное знамя», хранивший молчание.

Дэн Сяопин, подытоживая дискуссию, высоко оценил важность обсуждения критериев истины. Он отметил: «все считают необходимым и весьма значительным ведение таких споров. Если все: партия, страна, нация - опирается на книги1, то происходит идейный застой, распространяются суеверия и становится невозможным движение вперед, наступает конец для партии и для страны. С этой точки зрения споры по вопросу критериев истины - это действительно вопрос идеологической линии и политики, вопрос, касающийся будущего и судьбы партии и страны».

Перенос центра тяжести работы партии на экономическое строительство. Во время совещания обсуждался вопрос: «основная работа партии - классовая борьба или экономическое строительство». Большинство участников совещания полагало, что необходимо покончить с ситуацией, когда главной целью является классовая борьба. Если не начнется война, отныне главной должна быть борьба за производство и техническую революцию, а не что- либо иное. В противном случае четыре задачи модернизации не смогут быть завершены до конца XX века. Выступающие считали, что перенос центра тяжести работы компартии - это мудрая и дальновидная политика, политика не временная, а носящая стратегический характер и нацеленная на достижение основной цели на данном историческом этапе.

Немедленно начавшийся третий пленум ЦК КПК XI созыва принял решение о том, что условия для переноса центра партийной работы уже созданы. Поэтому на данном этапе необходимо приспособиться к требованиям развития внутри страны и за ее пределами, завершить крупномасштабное массовое движение разоблачения «банды четверых», а центр тяжести работы всей партии и внимание народа всей страны переключить на модернизацию экономики.

Стимулирование процесса модернизации путем осуществления реформ и открытости. Уже во время совещания формулировался вопрос реформы хозяйственно-управленческой системы и осуществления открытости. Участники совещания указали на то, что, с одной стороны, в управлении экономикой Китая, проявляется сепаратизм, а с другой - на всех уровнях, от ЦК до провинций, городов, районов и уездов методы управления слишком косные. Было выдвинуто предложение о том, что Китай должен прибегать ко всем способам использования зарубежных передовых технологий: по возможности осуществлять партнерство и совместное производство, покупать патенты и приглашать зарубежных специалистов. Было заявлено, что, если на данном этапе не осуществить реформу, то можно погубить дело модернизации и социализма.

Главный вывод третьего пленума ЦК XI созыва - партия, начиная с 1979 г., должна уделять основное внимание социалистической модернизации. Решения пленума по данному вопросу заключались в следующем:

1) недостатком современной хозяйственно-управленческой системы является чрезмерная централизация власти, поэтому необходимо часть власти передать низовым организациям, с тем, чтобы местные органы, сельскохозяйственные и промышленные организации в пределах единого плана получили большую независимость в управлении и ведении хозяйства;

2) необходимо сократить административные аппараты управления экономикой всех уровней и передать большую часть их прав предприятиям;

3) необходимо придавать большее значение закону стоимости, объединять идеологическую и политическую работу с экономическими средствами, полностью мобилизовать производственную активность кадровиков и рабочих;

4) необходимо при централизованном руководстве партии разобраться с разделением властей, т. е. неразграниченности полномочий партии, правительства и предприятий, когда партия заменяет правительство, а правительство - руководство предприятий, разделить обязанности по уровням, расширить компетенцию и обязанности управленческих организаций и управленцев, уменьшить количество собраний и официальных бумаг, повысить производительность труда, добросовестно осуществлять систему проверок, награждений и наказаний, повышения и понижения по службе и т. д. Полнее использовать инициативу, активность и творческие способности центральных и местных органов управления, руководства предприятий и трудящихся.

Пленум указал, что для осуществления модернизации необходимо значительное повышение производительности и соответственно всестороннее изменение производственных отношений, а также всех методов руководства, деятельности и способов мышления, не отвечающих требованиям повышения производительности.

Независимо от того, как оценивать историческое значение третьего пленума КПК XI созыва, вывод будет один: пленум реально отразил долгое время подавляемую историческую потребность общественной, политической и экономической жизни Китая в переменах; решения пленума соответствовали тенденциям исторического развития и символизировали реальное вступление китайского общества на путь исторических перемен; они открыли возможности для начала модернизации Китая. Речь шла о действительно широких и глубоких преобразованиях, которые впоследствии в Китае назвали «второй революцией».

Передача прав низовым организациям. Основная идея - упорядочение структуры интересов посредством передачи прав низовым организациям с целью повышения активности. С этой целью в июле 1979 г. Госсовет принял ряд важных документов, включая «Некоторые положения о расширении прав государственных предприятий на самоуправление». В отношениях ЦК и местных властей в 1980 г. система централизованного бюджета и его распределения была заменена на систему «разделения доходов и расходов и распределения обязательств по уровням». Это в какой- то мере подтолкнуло активность на местах и на предприятиях, однако реформа традиционной системы с самого начала показала, что она будет трудной.

Прорыв на слабых звеньях экономической системы.

На начальном этапе (1978-1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций.

На начальном этапе реформы китайских реформаторов очень волновала проблема, откуда начать прорыв. Любая косная экономическая система, поддерживая интересы одной группы людей, одновременно ограничивает интересы других. Как правило, эта вторая группа составляет слабое звено традиционной системы и мало получает помощи от нее. Обнаружив какие-либо перемены, когда за невысокую цену можно получить большую выгоду, которую невозможно было бы получить в условиях прежней системы, эти люди охотно идут на риск и добровольно подключаются к процессу. Таким образом, в 1978-1983 гг. со слабых звеньев традиционной системы начался первый этап реформы, заключавшийся в создании опорных точек строительства новой системы.

Слабыми звеньями плановой системы были сельское хозяйство (об этом уже сказано) и юго-восточный прибрежный район, находящийся на передовой линии морской обороны. В

исторически довольно развитом юго-восточном прибрежном районе Китая, из-за того, что он был расположен на передовой линии морской обороны, долгое время не производилось экономическое строительство и он постепенно деградировал. В апреле 1979 г. на рабочем совещании ЦК КПК представитель комитета партии провинции Гуандун заявил о желании, чтобы ЦК дал провинции Гуандун достаточно большие права на самоуправление и свободу действий, позволив городам Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу, соседствующим с Гонконгом и Макао, создать районы обработки товаров на экспорт, что оживит экономику прибрежного района. Выслушав доклад, Дэн Сяопин отметил, что можно выделить часть земли, назвав ее специальной экономической зоной (СЭЗ), однако нет денег, поэтому можно дать только политическую установку, а остальное нужно делать самостоятельно. В итоге ЦК обязал провинции Гуандун и Фуцзянь представить проект создания СЭЗ на рассмотрение ЦК. После этого провинции Гуандун и Фуцзянь представили в ЦК примерно следующие условия создания СЭЗ:

Обе провинции берут на себя обязательства по финансам;

Будет использоваться рыночное регулирование распределения ресурсов при наличии руководящей роли государственного планирования;

Должны быть расширены полномочия местных властей по планированию, установлению цен и заработной платы, управлению предприятиями, а также ведению внешнеэкономической деятельности;

Сначала должны быть созданы СЭЗ, занимающиеся экспортом в городах Шэньчжэнь и Чжухай, а когда будет приобретен опыт, можно будет решать вопрос о создании таких зон в городах Шань- тоу и Сямэнь.

ЦК КПК и Госсовет 15 июля 1979 г. одобрили докладные обеих провинций и приняли решение об осуществлении особой политики внешнеэкономической деятельности данных двух провинций и создании особых экспортных районов. В марте 1980 г. ЦК КПК созвал в Гуанчжоу совещание и предложил реконструировать «особые экспортные районы» в «специальные экономические зоны». С тех пор в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь существуют СЭЗ.

Последующая практика показало, что СЭЗ не только являлись окном, через которое осуществлялась внешняя открытость, но, что еще важнее, такие зоны стали опытным полигоном новой экономической системы. Отличия СЭЗ от внутренних районов заключались в следующем: во-первых, была создана микроэкономическая основа условий рыночной экономики; во-вторых, механизмы экономической деятельности под руководством государства дополнялись регулированием международного рынка (оборудование и сырье для СЭЗ поступали с международных рынков, продукция участвовала в конкуренции на международном рынке, цены на продукцию изменялись в соответствии с международным рынком); в-третьих, органы местного самоуправления обладали достаточно большой властью. Кроме объектов стоимостью более 100 млн юаней, на которые Госсовет налагал резолюции, а также объектов легкой промышленности стоимостью более 30 млн юаней и тяжелой промышленности - более 50 млн юаней, о которых налагала резолюцию Государственная плановая комиссия, по всем другим объектам СЭЗ сама могла принимать решения; разрешалось брать валютные обязательства; вести самостоятельное управление экспортом; предприятия имели право на самоуправление. В-четвертых, создавались благоприятные условия для капиталовложений иностранных предприятий, льготы в отношении налогообложения, пересечения границ, прав на использование земли и т. д. Очевидно, что вся система, от уровня микроэкономики вплоть до макроэкономического регулирования рынка, была создана заново. Под влиянием новой системы началась практическая реформа экономической системы юго-восточных прибрежных провинций, которые в дальнейшем стали районом со сравнительно развитой рыночной системой. Новая система подтолкнула быстрый рост экономики данного региона.

Эта статья из раздела-начало китайских экономических реформ , которая посвящена теме-историческое начало и исходные идеи экономических реформ в китае . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Сибирский государственный университет Телекоммуникаций и Информатики

Реферат по предмету:

«История экономики»

Тема: «Экономические реформы в Китае»

Группа: ЭДВ – 91

Выполнил: Фокина О.А.

Проверил:

Новосибирск 2009

2. Введение;

3. Основная теоретическая часть;

4. Заключение;

5. Список использованной литературы

План

1. Факторы и динамика экономического развития Китая.

2. Реформы в аграрном секторе.

3. Реформы в промышленном секторе.

4. Политика «урегулирования» и внешнеэкономические связи.

5. Реформа налоговой системы.

Введение

Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской Народной Республики (КНР) стали одним из важнейших событий мировой экономической истории последних десятилетий ХХ в. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся державу. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть

Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР – третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).

Ведущие международные корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективный мировой рынок. По оценкам специалистов, емкость китайского рынка составляет 300 млрд. долларов. Китай активно привлекает иностранный капитал. Он занимает второе место после США по количеству предприятий с иностранными инвестициями. В середине 90-х гг. на их долю приходилось 7,5 % промышленных предприятий и почти 19 % производимой продукции. В 1996 г. на таких предприятиях работало 17 млн. человек, они произвели 14,5 % ВВП. К концу 90-х гг. экспорт китайского капитала расширяется (достигает 18 млн. долларов). По этому показателю Китай занимает восьмое место в мире. Утечка капитала из страны по неофициальным данным достигает 50 млрд. долларов.

Нарастающие объемы внешнеторгового оборота при ежегодном росте экспорта в 16-17 % в 90-х гг. прочно поставили Китай в число крупнейших экспортеров мира.

Добившись существенных результатов по темпам экономического роста, динамике и объемам промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай по-прежнему отстает от ведущих промышленных стран и стран со среднеразвитой экономикой по уровню производства и доходов на душу населения и уровню жизни. Заметно Китай отстает и по уровню общественной производительности труда.

Основная теоретическая часть.

1. Факторы и динамика экономического развития Китая

Высокая динамика экономического роста Китая проявляется прежде всего в таком обобщающем экономическом показателе, как рост ВВП в период экономических реформ с конца 1978 г. по 1997г.

Общий подъем и устойчивый динамичный рост социально-экономических показателей Китая базируется на раскрепощении и активизации развития производительных сил деревни. Китайская деревня, где проживает абсолютное большинство жителей страны, стала той базой, с которой начинался взлет китайского экономического «дракона». Осуществление в ходе экономической реформы преобразований производственных отношений, переход к рыночной многоукладной экономике в деревне стимулировали интенсификацию труда, повышение его эффективности, ускорили процесс углубления общественного разделения труда и специализации. Основанное на них ускорение темпов развития общественного производства позволило уже за первые шесть лет экономической реформы (1978-1984 гг.) увеличить сбор зерновых (на 100 млн. т), утроить размер чистого подушевого дохода крестьян, удвоить выход товарной продукции сельского хозяйства (с 30 до 60 %).

Особую роль в экономике китайской деревни стала играть так называемая «сельская промышленность» - промышленные предприятия волостей и поселков. В результате столь динамичного развития несельскохозяйственной сферы в деревне усиливается роль сельской экономики в обеспечении успешного роста всей китайской экономики. Так, если с 1952 по 1972 г. среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли около 6 % и на долю экономики села приходилось 37,3 %, то в период 1978-1988гг., темпы роста национального дохода увеличились до 9,2 %, а на долю сельской экономики пришлось уже 63,6 % этого прироста. Эта тенденция усилилась в 90-е гг. Общий прирост ВВП Китая в 1992-1994 гг. обеспечивался в значительной степени за счет добавленной стоимости в экономике села. На ее долю в 1994 г. пришлось 75 %. Важно подчеркнуть, что все успехи сельской экономики Китая достигнуты при весьма малых размерах централизованных государственных инвестиций в сельское хозяйство. Фактически государство осуществляет неэквивалентный обмен с деревней, обеспечивающей финансирование экономики города за свой счет. Государство контролирует закупочные цены на важнейшие сельскохозяйственные культуры, частной торговле запрещено вести оптовые закупки сельскохозяйственной продукции. С помощью «ножниц цен» государство изымает из деревни до 80 млрд юаней ежегодно.

Важным фактором динамичного роста китайской экономики, ее промышленности, стало бурное развитие мелкого, технически примитивного производства. Политика государства, открывшая шлюзы народной инициативе, способствовала бурному расширению мелкого производства в городе и на селе. За период 1981-1997 гг. валовая продукция промышленности выросла более, чем в 9 раз. При этом в государственной, то есть технически передовой, - только в 3,2 раза. На долю крупных и средних предприятий в 1995 г. приходилось 3,9 % их общего количества и около 50 % валовой продукции в сопоставимых ценах. Бурно развивалось промышленное производство на волостно-поселковых предприятиях, которые в своем большинстве представляют собой мелкие предприятия с низкой технической оснащенностью. Быстрые темпы промышленного роста при слабой технической базе, отсутствие современных технологий и недостаточной квалификации работников не могли не сопровождаться крупными масштабами выпуска некачественной и бракованной продукции. Основными производителями некачественной, бракованной продукции является главным образом сфера коллективного и частного хозяйства.

К числу важнейших стимулирующих факторов экономического роста следует отнести налоговую политику. Основную налоговую нагрузку несут государственные предприятия при том, что коллективные предприятия и предприятия с иностранным капиталом получают по сравнению с ними заметные льготы и объемы производства там растут высокими темпами. Тяжесть обложения в сырьевых отраслях намного больше, чем в динамично развивающейся промышленности и сфере услуг. Вместе с тем, что несмотря на то, что рост объемов внешней торговли и иностранных инвестиций в 90-е гг. был весьма существенным, издержки в предоставлении налоговых и таможенных льгот экспортерам и иностранным инвесторам уже начали перевешивать стимулирующий эффект.

Весомым фактором, стимулирующим экономический рост, явилась система «подрядной ответственности», внедрявшаяся на предприятиях Китая с середины 80-х гг. При этой системе за государством закреплялась фиксированная в абсолютном выражении сумма налоговых отчислений, а тот прирост доходов, который образовывался в результате расширения производства, предприятие могло использовать по своему усмотрению. После заключения подрядных соглашений предприятиям также нередко предоставлялись индивидуальные налоговые льготы. В результате значительные суммы доходов не попадали под действие бюджетных механизмов перераспределения, оставаясь в распоряжении местных властей и предприятий. Это способствовало постоянному расширению инвестиционного спроса предприятий и потребительского спроса населения.

К существенным факторам, позволяющим длительное время поддерживать высокие темпы экономического роста в Китае, относится высокая норма накоплений. Традиционная склонность китайского населения к сбережению свободных средств при быстром увеличении доходов в годы реформ стала одним из важнейших источников инвестиционной политики государства, обеспечивающих наращивание темпов экономического роста.

Важную роль в обеспечении и поддержании высоких темпов экономического роста играет приток иностранного капитала. Благоприятный инвестиционный климат в стране, растущая открытость экономики способствуют активности международных компаний в Китае, повышают роль внешнеэкономического фактора в развитии страны.

2. Реформы в аграрном секторе

Развитие аграрного сектора в Китае сопровождается появлением новых тенденций. Фактически осуществлен переход от монокультурной системы земледелия с преобладанием зернового производства к многоотраслевому растениеводству (зерно, технические, прочие культуры). Растениеводство стало составной частью «большого» сельского хозяйства, включающего также животноводство, лесное, рыбное хозяйство. Самое «большое» сельское хозяйство влилось в возникшую за годы реформ многоотраслевую структуру экономики деревни, включающую ряд несельскохозяйственных отраслей производства: промышленность, торговлю, транспорт, услуги и др. Удельный вес несельскохозяйственных отраслей резко возрос, достигнув к 1995 г. 80 %. Развиваясь рекордными темпами, несельскохозяйственная сфера производства превратилась в решающий фактор развития экономики китайской деревни и представлена в основном волостно-поселковыми предприятиями. Небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Проблема избыточной рабочей силы в китайской деревне существовала всегда, однако в годы реформ вследствие интенсивного развития товарно-денежных отношений и прогрессирующей социальной дифференциации она приобрела особенно острый характер. Общие размеры избыточной рабочей силы в середине 80-х гг. оценивались не менее чем в 250 млн. человек. Важно и то, что развитие волостных и поселковых предприятий позволяет ограничить масштабы миграции крестьян в крупные города; и без того испытывающие сильное демографическое давление; диверсифицировать сельскую экономику; задействовать на нужды инвестирования свободные денежные средства крестьян.



Похожие статьи