Крым тянет ввп вверх. Экономика крыма

Министр финансов РФ Антон Силуанов в начале марта заявил, что его ведомство приступило к консультациям о размерах помощи, которую Россия могла бы оказать Автономной республике Крым. Какой именно объем инвестиций понадобится полуострову, пока неизвестно, но очевидно, что в одиночку Крыму не выжить. Регион устроен таким образом, что без дотаций со стороны материковой Украины, России или любых других потенциальных союзников Крым так и останется одним из беднейших уголков Европы с ярко выраженной сезонной экономикой и перебоями с питьевой водой и электричеством.

Согласно Силуанова, дефицит бюджета Крымской автономии сейчас составляет 10 миллиардов гривен (по текущему курсу чуть более миллиарда долларов). В этом смысле Крым мало чем отличается от Украины в целом, которая сегодня тоже не может свести концы с концами и в основном проедает деньги.

Ранее вице-премьер Крыма Рустем Темиргалиев называл другие цифры. По его словам, нужно около миллиарда долларов на поддержку бюджетной системы (что более или менее согласуется с предварительными данными российского Минфина) и еще три миллиарда долларов на инвестиции в экономику полуострова.

До конца неясно, правда, на какой срок должны быть выделены средства, о которых говорили Силуанов и Темиргалиев. В минувшем году общий объем расходов бюджета республики достигал 5,5 миллиарда гривен, дотации и субвенции из государственной казны Украины - 2,7 миллиарда гривен, а дефицит составил примерно 300 миллионов гривен. По оценке Темиргалиева, в 2013 году в бюджет Украины республика заплатила те же 2,7 миллиарда, то есть сколько отдали, столько и получили.

Почему Крым так остро нуждается в инвестициях? Дело в том, что на сегодняшний день полуостров не самодостаточен по очень большой группе жизненно важных товаров и ресурсов. Если допустить на минуту, что Крымская автономия отделится от Украины, то эти ресурсы он должен будет закупать по рыночным ценам. Вариант, при котором Киев захочет устроить Симферополю ту или иную форму блокады, также исключать нельзя.

Главный вопрос, который сейчас беспокоит крымчан, - это наличие питьевой воды. Крупных рек и пресных озер на полуострове нет. Значительная часть воды идет на территорию республики через Северо-Крымский канал, а туда поступает из Днепра. Сейчас крымчане пользуются водой с «материка» бесплатно, и далеко не факт, что это положение вещей сохранится в случае отделения от Украины. Кроме того, по оценке местных экологов, канал сильно загрязнен и заилен, и уже сейчас часть воды не удается очистить до нужных стандартов качества. Собственных средств на очистку канала у автономии нет, а организовать в сжатые сроки водоотвод из России (например, с Кубани) нереально. Не в лучшем состоянии пребывают и некоторые внутренние водохранилища Крыма.

Валовой региональный продукт Крыма в 2012 году составил 4,3 миллиарда долларов - это чуть менее трех процентов от ВВП Украины (170 миллиардов долларов). Крым имеет торговый профицит, поставляя за рубеж больше товаров, нежели импортируя. Основной статьей экспорта являются продукты питания, прежде всего вино и виноматериалы.

Те же сложности с электроэнергией. За исключением небольших солнечных и ветряных электростанций, собственных источников в Крыму нет, и более 90 процентов потребления (1200 мегаватт мощности) составляют поставки с основной территории Украины. По словам нового премьер-министра автономии Сергея Аксенова, план снабжения полуострова на крайний случай (если Киев все же прекратит снабжение) уже разработан - «при содействии российских коллег». Но какие конкретно меры имеются в виду, пока неизвестно - едва ли в кратчайшие сроки можно протянуть линию электропередач через Керченский пролив.

Газ - фактически единственное, в чем Крым не испытывает нужды. В 2013 году добыча газа предприятием «Черноморнефтегаз» достигла 1,65 миллиарда кубических метров. Автономия потребляет менее миллиарда кубометров в год, демонстрируя положительный баланс, и поставляет топливо в «основную» часть страны. Скорее всего, республика будет нуждаться в поставках нефти и бензина, но их организовать как раз сравнительно нетрудно.

Фото: Сергей Анашкевич / РИА Новости

На то, чтобы устранить эти «узкие места» в экономике, потребуются сотни миллионов (если не миллиарды) долларов и как минимум несколько лет. Однако едва ли Крым сможет обеспечить настолько быстрый экономический рост, чтобы самостоятельно генерировать необходимые для масштабных инфраструктурных вложений суммы. Экономика автономии является довольно архаичной и узкоспециализированной.

Основной ее отраслью, как и все последние сто лет, остается туризм. В прошлом году количество туристов составило почти шесть миллионов человек, лишь немногим уступив рекорду 2012 года. С этой сферой так или иначе связано большинство местных домохозяйств - либо напрямую, либо через смежные отрасли.

По ВВП на душу населения, равно как и по зарплатам, Крым находится в нижней части списка украинских регионов. Средний крымчанин в январе 2014 года получал 2693 гривны (в среднем по Украине - 3148 гривны). Для сравнения, средняя зарплата в соседнем российском регионе - Краснодарском крае - составила 21,8 тысячи рублей (5,5 тысячи гривен), а в Ростовской области - 19,7 тысячи рублей (4,9 тысячи гривен).

Ежегодно прибыль от туристического сектора исчисляется миллиардами долларов, однако значительная часть этих доходов является скрытой. Крым, как и в советские времена, интересует в основном любителей «дикого» отдыха. Местные граждане, как правило, сдают свои квартиры и комнаты на курортный сезон. Естественно, это предпринимательство практически всегда минует налоговую инспекцию. Ожидать, что новая власть сумеет достаточно быстро изменить ситуацию, было бы странно. А для устройства на полуострове организованного отдыха нужны колоссальные вливания в обновление инфраструктуры, подобные тем, что произошли в Сочи.

Впрочем, притока туристов это не гарантирует, зато цены повысятся почти наверняка. Сейчас же туристическая привлекательность Крыма такова, что на кусок хлеба жители в любом случае заработают, хотя, возможно, не в этом году: по оценке ряда туроператоров, текущий сезон в Крыму уже испорчен.

«Я убежден, что Крым смог бы самостоятельно жить и процветать. Даже в составе Украины Крым мог бы получать от туристического рынка - основы благосостояния региона - намного больше, чем имеет. Сейчас в Крым приезжает около пяти миллионов туристов. Тратят, предположим, по 1000 долларов, это пять миллиардов долларов, но налоги с этой суммы в бюджет не доходят».

Лев Миримский, крымский предприниматель и политик, депутат Верховной Рады - в интервью «Ленте.ру»

Почти все отрасли крымской экономики обеспечивают только внутреннее потребление. Исключением, помимо туризма, является лишь виноделие, которое здесь активно развивалось еще в XIX веке (собственно, Крым стал первым центром российской индустрии вин). Крупнейшим импортером крымского вина была и остается Россия. За пределами же СНГ продукцией «Массандры» и «Инкермана» можно заинтересовать разве что любителей географической экзотики.

В последние годы поставки вина в Россию сократились. Отчасти это было связано с ужесточением таможенного контроля на российско-украинской границе в прошлом году, ударившим в том числе и по крымской продукции. Отрицательную роль сыграло и постоянное повышение российских акцизов на алкоголь. Впрочем, даже при таком раскладе Крым в 2013 году поставил в РФ более 18 миллионов бутылок вина (на 30 процентов меньше, чем в 2012-м). В целом крымские вина занимают весьма солидную часть российского рынка - около 6 процентов.

С учетом того, что потребление вина в России вообще растет достаточно быстрыми темпами, у крымчан есть неплохие перспективы зарабатывать в этой сфере больше. Однако и здесь необходимы вложения. Виноградные кусты на полуострове зачастую живут дольше 40 лет - это предельный срок плодоносности, а новые посадки требуют денег. Не факт, что виноделы Крыма, который обладает почти идеальным климатом для выращивания качественного вина, сумеют полноценно обновить «основные фонды» без посторонней помощи.

Даже если предположить, что Крым сумеет добиться независимости, самодостаточным государством он стать не сможет. Чтобы поднять свою экономику хотя бы до уровня среднего российского региона (по ВВП на душу населения он уступает большинству из них), республике необходимы огромные инвестиции - своими силами она не справится.

В советское время экономика полуострова стояла на трех китах — туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота (судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство и т.д.). Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким — по уровню зарплат (253 руб. в 1990 г.) регион уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-востоку страны (где значительная часть занятых работала на крупных металлургических и химических производствах с повышенным уровнем зарплат из-за доплат за вредность производства). А по обеспеченности автомобилями (80 автомобиля на 1 ООО чел.), Крымская область вообще была на втором месте в УССР (на первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехиики).

Распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, на долгие годы остался в «светлом советском прошлом».

Распад СССР негативно отразился и на ситуации в двух других ключевых секторах крымской экономики. Из-за увеличившегося импорта продовольствия и ослабления позиций крымских производителей на российском рынке, выпуск в агропромышленном комплексе к середине 1990-х гг. снизился в 2 раза, а сбор винограда (одна из основных отраслей сельского хозяйства Крыма) упали в 2,5 раза.

Разделение Черноморского флота между Россией и и сокращение военных расходов в обеих странах привело к снижению доходов от обслуживания военных, был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за 5 лет крымская экономика упала в 2 раза, а доходы жителей Крыма, бывшие одними из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в юго-восточных, но и во многих западных регионах. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Так, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 г. составляла 71 долл., в Крыму — лишь 49 долл. (на 30% меньше, при том, что в 1990 г. зарплаты в Крыму были ниже краснодарских лишь на 10%).

С началом экономического бума 2000-х гг. крымская экономика перешла к росту, темпы роста ВРП Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно). Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, относительно низкой стоимостью отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону, на самом деле, привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры и невозможности перейти на современные стандарты оказания услуг в этой сфере.

Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм, По оценкам, министерства курортов Республики Крым в 2013 г. полуостров посетили 5,9 млн чел., из них на организованный туризм пришлось около 1,1 млн чел. (0,9 млн. чел. отдохнули в санаториях, 0,2 млн чел — в гостиничных комплексах). При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из украинских регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты и Турции, а приезжающих россиян и белорусов (обеспечивающие основной поток иностранных туристов), скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис.

Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь т.н. туристический сбор в 2013 г. обеспечил лишь 30 млн руб. налоговых поступлений в бюджет (0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и ). Общие налоговые поступления (включая налог на прибыль, платы за землю и т.д.) от предприятий туристского комплекса оцениваются в 1,2 млрд руб. (примерно 3% от всех доходов бюджета Республики Крым).

Сельское хозяйство региона также как и туристический сектор в 2000-е гг. оказалось в центре роста, но до советских максимумов отрасли ещё очень далеко. В 2013 г. выпуск отрасли был все ещё на 40% ниже уровня 1990 г. Сокращаются не только посевы и сборы зерновых и картофеля (полуостров проигрывает ценовую конкуренцию регионам Западной Украины), но и, например, овощей и винограда.

Поддержку АПК и другим отраслям экономики мог бы оказать бюджет, но он все последние годы оставался глубоко дотационным. Дотации и субсидии из центрального бюджета в последние годы обеспечивали около 40% всех доходов консолидированного бюджета Республики Крым и Севастополя. Однако высокий уровень дотаций связан не со сложной экономической ситуацией в регионе, а с особенностями украинской бюджетной системы, отличающейся высокой централизацией и перераспределением (на государственный бюджет приходится 70-80% доходов и расходов консолидированного бюджета). Основой региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц, акцизы и платежи за землю. Однако из-за высокой доли теневой экономики, собираемость НДФЛ и акцизов относительно невысока.

Низкая бюджетная обеспеченность ведет к тому, что основными расходными статьями бюджетов Республики Крым и Севастополя являются выплата зарплат в бюджетном секторе, субсидий (в т.ч. на услуги ЖКХ), а также социальных выплат (пенсии, пособия). Расходы на экономику в 2-миллионом Крыме составляют лишь 2 млрд руб. в год, в 2012 г. на строительство автодорог было выделено всего 0,3 млрд руб., в 2013 г. капитальные расходы были сокращены в разы, а принятый в марте 2014 г. Министерство финансов Украины план по сокращению госрасходов означает, что, как минимум, в этом году все инфраструктурные проекты с участием государства будут заморожены.

Крымская экономика сейчас находится в сложной, но отнюдь не безнадежной ситуации. Безусловно, для того, чтобы достичь показателей, например, Краснодарского края или Ростовской области потребуется не один год и десятки миллиардов рублей. Однако эти вложения могут окупиться достаточно быстро, а необходимое финансирование не обязательно должно поступать из российского бюджета или от госкомпаний. Вероятно, что приоритетными направлениями для развития Республики Крым и Севастополя в ближайшие годы станут туристический сектор, АПК, инфраструктурные отрасли, и, конечно же, инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение).

По оценкам ИЭФ, необходимый в ближайшие 3 года объем финансирования программы развития Крыма составит 440 млрд руб., при этом порядка 240 млрд руб. (около 170 млрд руб. в отрасли с преимущественно государственным участием) — капиталовложения в отрасли-локомотивы и поддерживающую инфраструктуру, около 200 млрд руб. — на субсидии бюджетному сектору (повышение пенсий и зарплат в образовании и здравоохранении), а также субсидирование повышенных цен на электроэнергию и воду. Если с украинской стороной удастся договориться и поставка воды и электроэнергии будет осуществляться по внутренним украинским ценам, то объем субсидий на 2014-2016 гг. сократится на 50 млрд руб. (к 2020 г. при условии реализации заявленных в электроэнергетике и водоснабжении проектов, объем субсидий снизится до 0,0-1,0 млрд руб.).

К 2020 г. объем финансирования программы развития Крыма может снизится в 1,5 раза, а объем субсидий — в 2 раза благодаря снижению зависимости/отказу от поставок
электроэнергии и воды из Украины, а также росту бюджетной обеспеченности и, как следствие, способности региона финансировать большую часть своих расходов самостоятельно. Разумеется, воздействие внешней среды будет иметь значимое влияние, и итоговые суммы могут оказаться как выше, так и существенно ниже наших оценок.

Большая часть российских регионов проигнорировала рецессию

Экономика Крыма и Севастополя в 2016 году выросла почти на 7% на фоне падения российского ВВП, всего кризис «проигнорировал» 51 регион. А почти самые высокие темпы снижения показала Москва - ее ВРП сократился на 3%

Маяк у порта Ялты, Крым (Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Больше половины российских регионов не заметили прошлогодней рецессии — их валовой региональный продукт (ВРП) вырос, несмотря на падение экономики страны на 0,2%. Как следует из оценки Минэкономразвития по ВРП за 2016 год (официальные данные Росстат публикует с годовой задержкой), оказавшейся в распоряжении РБК, одни из самых высоких темпов роста показали Крым и Севастополь. Разница в динамике ВРП между самым быстрорастущим регионом (Еврейская автономная область) и субъектом с наиболее масштабным падением экономики (Челябинская область) составила 12,7 п.п.

Крым в авангарде

Хотя Севастополь и остается самой маленькой экономикой среди российских регионов с момента присоединения к России — его ВРП в 2016 году составил 36,9 млрд руб., — темпы роста города достигли 6,7% (четвертое место среди всех регионов). Положительную динамику обеспечивает рост промышленности и инвестиций, говорит директор департамента экономики Севастополя Элимдар Ахтемов.

Крым по темпам роста Севастополь опередил — его ВРП вырос на 6,9%. Это восстановительный рост, частично связанный с реализацией ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя, а также с ростом добычи, говорит министр экономического развития Крыма Андрей Мельников. В дальнейшем экономика Крыма должна ускориться до 7-9% в год, ожидает чиновник. Рост инвестиций в Севастополе наравне с модернизацией и развитием строительства обеспечивают как раз бюджетные вливания, в частности федеральная программа, отмечает Ахтемов. В 2016 году объем расходов на ФЦП составил 120 млрд руб. Согласно закону о бюджете, в 2017 году государство потратит на крымскую программу 164,7 млрд руб., а в следующие два года — еще 270,7 млрд руб.

В целом рост наблюдался в 51 субъекте. Экономика некоторых регионов «получила существенную выгоду от бюджетных инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов (например, строительство объектов для чемпионата мира по футболу, дорожное строительство)», говорит ведущий аналитик Moody’s по российским регионам Владлен Кузнецов. «Вместе с тем можно сказать, что в основном бюджетные инвестиции имели определяющее влияние на рост экономики только для регионов с изначально низкой базой экономического развития», — добавляет он.


Статистика — не повод для инвестиций

Первое место по темпам роста экономики занимает Еврейская автономная область (+7,1%), в пятерку лидеров также вошли Ненецкий автономный округ и Мордовия, а в десятку — Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария (см. таблицу). Динамика регионального развития в прошлом году «в большинстве случаев определялась концентрацией экономики этих регионов по секторам», рассуждает Кузнецов: «Регионы, которые сконцентрированы на отраслях, показавших рост, в основном также имели более позитивную динамику». Положительные темпы показали в основном отрасли, ориентированные на экспорт, — в частности, нефтегазовый и химический сектора, — это произошло за счет инвестиционных проектов и увеличения спроса, говорит он. Производству продуктов питания и оборудования для крупных монополий помогли контрсанкции и девальвация рубля, а сельскому хозяйству — господдержка, отмечает Кузнецов, так как благодаря госзаказу выросли оборонный комплекс и инфраструктурное строительство.

Статистика роста в субъектах — это «вишенка на торте» для бизнеса, объясняет вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров: это лишь один из критериев при выборе региона для инвестирования, но далеко не самый главный. Хотя официальные данные по тому же Крыму выглядят оптимистично, компании в первую очередь смотрят на объем и характер вложений со стороны государства и крупного бизнеса, говорит он, и пытаются найти себе применение в существующей схеме. Рост на 7% в условной Еврейской автономной области вряд ли может повлиять на решение бизнеса инвестировать именно в нее, соглашается Назаров.

Москва тянет вниз

По данным Минэкономразвития, ВРП в 2016 году упал в 30 регионах. Но их удельный вес в российской экономике оказался выше, чем у стагнирующих и растущих субъектов, и обеспечил сокращение валового внутреннего продукта на 0,2%. Снижение обеспечено за счет отраслей, ориентированных на внутренний спрос, в частности строительства и торговли, отмечает Кузнецов из Moody"s. Падение этих секторов во многих случаях перевешивало позитивную динамику в регионах, продолжает он, причина — в сокращении реальных доходов населения, которые в прошлом году снизились на 5,9%.

Среди сократившихся региональных экономик — такие крупные промышленные регионы, как Красноярский край, Свердловская и Челябинская области. На предпоследнем месте по падению оказалась Москва — в 2016 году ее ВРП сократился на 3%. Экономика Москвы существенно зависит от сектора услуг, напоминает Кузнецов, правительство Москвы в своем социально-экономическом прогнозе оценивает его долю в 65% (.pdf).


Челябинск (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Факторы, снизившие экономическую активность в России в целом, — дешевая нефть, девальвация рубля, санкции — «оказали прямое воздействие на экономику города Москвы», говорится в прогнозе. Столичные власти ждут, что в 2017 году ВРП останется на том же уровне, что и в прошлом, а в следующие два года вырастет на 1,8 и 1,4% соответственно. Таким образом, Москва опоздает с экономическим ростом на год — Минэкономразвития предсказывает увеличение ВВП России на 2% уже в этом году. При этом департамент экономической политики и развития Москвы вечером в пятницу сообщил РБК, что сделал предварительную оценку ВРП за 2016 год, согласно которой рост столичной экономики составил 0,7%.

Доля ВРП Москвы в российской экономике — 15-17%, говорит Кузнецов, ее снижение «оказало существенный эффект на национальный показатель». С другой стороны, нужно учитывать, что многие всероссийские экономические процессы замыкаются именно на столице — в ней находятся центральные офисы многих компаний, работающих по всей стране, рассуждает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «Влияние взаимное: многое, что происходит в России в целом, формирует московские показатели. Поэтому говорить, что Москва сама по себе тянет Россию вниз, было бы не очень корректно», — резюмирует он.

Впрочем, официальные данные по ВРП «не в полной мере отражают реальное состояние городской экономики», утверждает правительство Москвы в своем прогнозе. Экономическая ситуация в столице «более благополучна», считают власти, и это видно из высокого уровня предпринимательской активности и роста энергопотребления.

Экономическая безопасность зависит от многочисленных факторов. Это и уровень развития экономики, социальной сферы и даже уровень производительности труда. Когда Крым был в составе Советского Союза, основой его экономики был агропромышленный комплекс и обслуживание Черноморского флота. Тогда туристическая сфера не играла его основную экономическую роль. Крым был крупной военной и военно-морской базой, которая оказывала большое влияние как на Ближний Восток, так и на Средиземноморье. В Крыму находились предприятия военного судостроения и приборостроения, которые и составляли основу его промышленности. Находились в Крыму и предприятия пищевой промышленности. На них перерабатывалась фрукты, овощи, рыба.

Уровень жизни крымчан был достаточно высоким. Примером тому была средняя месячная заработная плата. Она составляла 235 рублей.

Мало уделялось внимания санаторно – туристической отрасли. Вложение в нее было чисто символически. Достаточно сказать, что стоимость путевок в санатории и дома отдыха оплачивались отдыхающими в пределах 15 – 20 %, а профсоюзы и государство доплачивало остальное. Все это делалось для оздоровления населения по социальной программе, а не ради получения прибыли. Санаторно – курортная отрасль не получала должного развития, хотя Крым считался ” всесоюзной здравницей”.

Отдельно надо сказать о Севастополе. Он как бы сохранял свою обособленность от Крыма, хотя и был географической частью полуострова. Севастополь мог существовать самостоятельно. Он был базой флота на Черном море. Он стал военным, научным и промышленным центром. Он обеспечивал военно – промышленный комплекс, строительство и ремонт кораблей. На его предприятиях разрабатывалось и производилось различное вооружение, электроника. Большое внимание уделялось изучению геологии и морской биологии, исследованию в области радиотехники и т. д. А сельское хозяйство и пищевая промышленность обеспечивали город необходимым продовольствием.

После распада Советского Союза структура экономики Крыма претерпела коренные изменения. Многие предприятия судостроения и приборостроения были упразднены. Сократилось производство легкой, рыбной промышленности, производство плодоовощной продукции и т. д.

Трудовые ресурсы высвобожденные из этих отраслей перешли в малый бизнес. Но это не стало предпринимательством, в полном понятии этого слова. Это было средством выживания людей.

Промышленность Севастополя пришла в упадок. Прошли аукционы, на которых частный капитал выкупил акции, но положительных сдвигов не произошло. Так например, Севастопольский морской завод, который занимался строительством плавкранов, кораблей, был разделен на несколько предприятий. Но выжить они не смогли. Они даже не обеспечивали текущие нужды, не говоря уже о дальнейшем развитии. Объемы производства продолжали снижаться. И за 23 года их показатели упали до минимума.

Однако уже после 2000г. наметился их рост. Этому предшествовали внутренние и внешние факторы. Рассмотрим каждые из них.

К внешним факторам надо отнести инвестиции как национальные, так и иностранные. Развитие таких отраслей, как энергетика, строительства, нефтегазового комплекса, именно связано с большими объемами инвестиционного импорта.

К внутренним факторам относятся такие, как использование промышленного и аграрного потенциала, санаторно – курортный комплекс, сельское хозяйство, транспорт. А так же устойчивый внутренний спрос, основанный на низкой инфляционной динамике и росте реальных доходов населения, который формирует высокие показатели в розничной торговле. Структурные изменения способствуют усилению роли малого бизнеса. Под их воздействием формируется новая структура производства в топливно – энергетическом комплексе. Отсюда происходит сдвиг в сторону расширения сферы услуг в экономике и т. д.

Темпы роста валового регионального продукта (ВРП) Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно).

Преодолев кризис 2008 – 2009гг, экономика Крыма в течение последних лет находится в состоянии стагнации, о чем свидетельствует динамика валового регионального продукта, не превышающая 3% в год (в базовых ценах).

ВРП Республики Крым по итогам2013 г. составил $4,3 млрд. или 133,6 млрд руб. Доля автономии в ВВП Украины – почти 4%, доля Крыма в ВВП России не превышает 0,2%.

Отраслевая структура показывает, что более 60% ВРП республики приходится на сектор услуг (торговля, транспорт и связь и т.д.). Однако в регионе также сильны позиции промышленных (16%) и сельскохозяйственных (10%) предприятий.

Но доля туристического сектора составляет всего 4%, так как большая часть доходов от туристического бизнеса (80%) остается «в тени». Люди, сдаваемые свои квартиры и дома, уходят от налогов. Поэтому и туристический сбор в 2013 году составил всего лишь 30 млн. руб налоговых поступлений в бюджет. Это 0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и Севастополя.

Базовой отраслью экономики Крыма остается промышленность. На нее приходится 35 – 37 % всех поступлений в бюджет и 16 % валового регионального продукта.

В Республике Крым в настоящее время промышленным производством заняты более 2000 предприятий. Сюда входят предприятия всех форм собственности и ведомственной подчиненности, включая малые предприятия и физических лиц – предпринимателей, которые используют труд наемных работников в сфере промышленного производства.

В промышленном секторе заняты более 100 тысяч человек. Сюда относятся и работающие по договорам с предпринимателями и в том числе работающие на средних и мелких промышленных предприятиях – около 67 тысяч человек.

В промышленных отраслях структуру занятости можно считать стабильной. Но число работников в пищевой, химической промышленности и машиностроении уменьшилось за последнее десятилетие. Но в то же время на предприятиях добывающей промышленности, теплогазоснабжения и энергетики число занятых увеличилось. И главной составляющей промышленного производства является электроэнергетика (35%) ,пищевая промышленность (26%), химическая (20%), машиностроение (10%), добывающая промышленность (5%).

Здесь нельзя не заметить два периода нестабильности и снижение уровня производства в развитии промышленности Крыма. Первый – это 2008 – 2008 годы и второй в 2012 году. В это время финансово – экономического кризиса произошел резкий дефицит оборотных средств, кредитных ресурсов, снижение объемов производства продукции и спроса на производимую продукцию. Все это сказалось на реальном сокращении уровня промышленного производства в Республике Крым на 17,3% в 2008 году и на 1,3% в 2012 году к уровню соответствующего предшествующего года. И надо отметить, что к началу 2014 года объем промышленного производства по отношению к уровню 2007 года еще не достигнуты.

Основным товаром экспорта Республики Крым является промышленная продукция. Она составляет 90% от его объемов. Половину экспорта составляет продукция химических предприятий. А в последние годы добавилась и промышленность строительных материалов. Сюда входит добыча и производство.

Объем промышленного производства Севастополя в 2013году увеличился на 14,5 % по сравнению с 2012 годом. А объемы производства во всех отраслях сокращались. И только индекс перерабатывающей промышленности составил 120,4%.

В худшую сторону изменилось положение в легкой, пищевой промышленности и в машиностроении. Сами за себя говорят такие данные. Индекс промышленной продукции составил 79,7 %. Неплатежи за выполненные работы по ремонту военных кораблей ВМС Украины на ПАТ “Севастопольский морской завод” явились причинами такого спада производства.

Произошел спад производства в добывающей промышленности и разработке карьеров. Причина – уменьшение объемов добычи инкерманского камня на ПАО “Инкерстром”, и ЧП “Доломит”, так как не было спроса на эту продукцию. Этот камень становился все менее и менее востребован.

Уменьшился выпуск пищевых продуктов, напитков, табачных изделий из-за спада производства. Произошло это по причине ремонта цехов на этих предприятиях.

Спад производства наблюдался и в текстильной промышленности, в частности на швейном предприятии – ПАТ “Трикотаж”. Заказы уменьшились, а на рынке данной отрасли появилось большое количество товаров зарубежных компаний более дешевых, хотя и менее качественных.

Так же стали снижаться объемы производства продукции на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий. Так как в Севастополе много строительных супермаркетов, то продукция местных предприятий не выдерживала конкуренции.

На территории Крыма в 1999 – 2004 годах пытались привлечь иностранные инвестиции, которые планировалось направить на промышленное развитие. Но ничего не получилось. И только незначительные объемы российских и украинских инвестиций были вложены в гостиничные проекты в Ялте и Алуште. Работа по привлечению инвестиций в экономику Крыма в последние 20 лет так и не увенчалась успехом.

В бюджетном секторе надо особо отметить, что 75% доходов и 80% всех расходов бюджетной системы формировалось на уровне государственного бюджета Украины. Тогда как региональным и местным бюджетам оставалось всего лишь 20 – 25 %. В государственный бюджет были переданы все основные налоги и сборы – НДС, налог на прибыль. Они составляли более 99% сборов. Были переданы все основные акцизы и платежи за пользование природными ресурсами. Регионам доставалось всего ничего, а именно: налог на доходы физических лиц и налог на землю. Но высокий уровень теневой активности, низкий уровень доходов населения, оценка земли по кадастровой, а не по рыночной стоимости для большинства регионов делали бюджет дефицитном. Но в украинской бюджетной системе Республика Крым имела преимущество – в ее бюджет зачислялся акциз на выпускаемые спиртные напитки.

Как результат, объем трансферта из государственного бюджета Украины в последние годы составлял 40-50% от всех доходов консолидированного бюджета Крыма.

Аналогичная ситуация складывалась и с бюджетом г. Севастополя. Трансферт из Государственного бюджета Украины в городской бюджет в последние годы составлял 2,5-3 млрд. руб. (т.е. фактически город является нетто-донором, т.к. плата России за базирование Черноморского флота в Севастополе составляла 97 млн. долл.).

На регионы ложится основной объем финансирования социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная политика) и это несмотря на низкий уровень доходов. Основная часть бюджетных расходов сейчас направляется на обеспечение первоочередных выплат (плата за услуги ЖКХ бюджетных учреждений, выплаты заработной платы в бюджетном секторе составляют около 50% от всех бюджетных расходов, ещё около 30% приходится на социальные выплаты трансферты местным бюджетам), тогда как расходы на развитие экономики остаются более чем скромными.

Крым опережал большинство регионов Западной Украины (Житомирскую, Винницкую, Ивано-Франковскую области), по объему промышленного производства. Однако значительно уступал промышленным гигантам востока страны (вклад Донецкой и Днепропетровской областей в национальный выпуск превышал 18%). И все – таки экономика Крыма имела уровень развития ниже среднего среди украинских регионов. Практически по всем основным отраслям экономики вес Крыма существенно ниже веса его населения. Особенно острой представляется слабость обеспеченности производством электроэнергии (зависимость от поставок из Украины более чем на 80%), а также небольшая роль в украинском урожае зерновых. Еще три года назад Крым собирал достаточно большие объемы зерна, однако из-за засушливости его растениеводство вошло в диссонанс с остальной частью Украины: в то время как Украина в 2012-2013 годах ставила рекорды сбора зерна, Крым поступательно сокращал урожай зерновых.


Библиографический список
  1. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда.//Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал, Краснодар. 2014. №3 -с.99-104.
  2. Журнал «Экономика Крыма» основан в1994 г. Крымским отделением Академии экономических наук Украины (регистрационное свидетельство КМ №109 от 5.07.1994г.)
  3. Журнал “НИВА” Республика Крым. город Симферополь.
Количество просмотров публикации: Please wait

Республика Крым - субъект Российской Федерации. До марта 2014 г. входила в состав Украины в качестве Автономной Республики Крым (АРК).

11 марта 2014 г. Верховный Совет Крыма и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости АРК и города Севастополя. 16 марта в Крыму и Севастополе прошел референдум, по результатам которого 96,77% избирателей АРК и 95,6% избирателей Севастополя проголосовали за воссоединение с Россией. 18 марта 2014 г. президент РФ Владимир Путин, председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов, председатель Государственного Совета Крыма Владимир Константинов и председатель координационного совета по созданию управления по обеспечению жизнедеятельности г. Севастополя Алексей Чалый подписали Договор о принятии Республики Крым и г. Севастополя в состав РФ. 21 марта 2014 г. президент РФ подписал указ об образовании Крымского федерального округа, в который вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Республика Крым расположена на большей части одноименного полуострова. На севере граничит с Украиной, на востоке через Керченский пролив - с Краснодарским краем, на юго-западе - с городом федерального значения Севастополем.

Территория республики - 26,1 тыс. кв. км.

Административно-территориальное деление

В состав Республики Крым входят 14 районов, 16 городов (11 - республиканского значения), 56 поселков городского типа, 948 сельских населенных пунктов. Столица – г. Симферополь. Крупнейшие города: Керчь, Евпатория, Ялта, Феодосия.

Население
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Республике Крым, численность постоянного населения на 1 августа 2014 г. составляла 1 млн 960 тыс. 541 человек, в том числе 1 млн 219 тыс. 884 человек - городское, 740 тыс. 657 - сельское.

Население районов (на 1 августа 2014 г.):
Бахчисарайский - 91,6 тыс.;
Белогорский - 64,5 тыс.;
Джанкойский - 74,3 тыс.;
Кировский - 54,2 тыс.;
Красногвардейский - 91,5 тыс.;
Красноперекопский - 29,9 тыс.;
Ленинский - 62,8 тыс.;
Нижнегорский - 51,5 тыс.;
Первомайский - 35,4 тыс.;
Раздольненский - 34,1 тыс.;
Сакский - 79 тыс.;
Симферопольский - 160,7 тыс.;
Советский - 34,9 тыс.;
Черноморский - 32,3 тыс.

Население городов республиканского значения (на 1 августа 2014 г.):
Симферополь - 358 тыс.;
Алушта - 50,9 тыс.;
Армянск - 25,5 тыс.;
Джанкой- 35,2 тыс.;
Евпатория - 121 тыс.;
Керчь - 145,7 тыс.;
Красноперекопск - 29,5 тыс.;
Саки - 22,5 тыс.;
Судак - 32,3 тыс.;
Феодосия - 105,2 тыс.;
Ялта - 138 тыс.

Национальный состав
По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г., на территории автономии проживали представители свыше 125 национальностей и народностей.
По данным Госстата Украины на 1 ноября 2013 г., основные национальности в Автономной Республике Крым - русские (58,5%), украинцы (24,3%), крымские татары (12,1%), белорусы (1,4%), армяне (1,1%).

Конституция и органы власти
Конституция Республики Крым принята Государственным Советом республики 11 апреля 2014 г.
Республика Крым - демократическое правовое государство в составе РФ. Государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский.
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительную власть осуществляют глава и Совет министров (правительство) Республики Крым. Высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть, является глава республики, избираемый депутатами парламента Крыма сроком на пять лет. Совет министров - высший исполнительный орган государственной власти республики. Его председателем может являться глава региона, или же он назначается главой Крыма по согласованию с Государственным Советом. Законодательный (представительный) орган - Государственный Совет, состоит из 75 депутатов, избираемых на пять лет.

Электоральные предпочтения населения

В первом туре президентских выборов 17 января 2010 г. явка избирателей в регионе составила 63,1%.
Результаты голосования:
Виктор Янукович - 61,13%
Юлия Тимошенко - 11,96%
Сергей Тигипко - 10,97%
Петр Симоненко - 4,5%
Арсений Яценюк - 2,56%
Инна Богословская - 1,35%
Виктор Ющенко - 1,26%
Владимир Литвин - 1,23%
Анатолий Гриценко - 0,44%
Александр Пабат - 0,34%
Олег Тягнибок - 0,25%
Людмила Супрун - 0,11%
Александр Мороз - 0,09%
Василий Противсих - 0,09%
Юрий Костенко - 0,05%
Михаил Бродский - 0,04%
Сергей Ратушняк - 0,04%
Олег Рябоконь - 0,02%

Во втором туре президентских выборов 7 февраля 2010 г. явка избирателей составила 67,1%.
Результаты голосования:
Виктор Янукович - 78,24%
Юлия Тимошенко - 17,31%

В выборах депутатов Верховной Рады Украины 28 октября 2012 г. явка избирателей в автономии составила 49,45% (самая низкая в стране).
Результаты голосования по партийным спискам (партии, которые набрали больше 5% голосов):
Партия регионов - 52,34%
Коммунистическая партия Украины - 19,41%
"Батькивщина" - 13,09%
УДАР - 7,17%.
Также кандидаты от Партии регионов одержали победу во всех одномандатных округах Крыма.

В выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым первого созыва 14 сентября 2014. явка избирателей составила 53,61%. Для прохождения в парламент партиям необходимо набрать не менее 5% голосов избирателей.
Результаты голосования по партийным спискам (первые 5 партий, получившие наибольшее количество голосов):
"Единая Россия" - 70,18%
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 8,49%
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 4,48%
Партия "Родина" - 2,65%
"Коммунисты России" - 2,11%.
Во всех 25 одномандатных округах победу одержали кандидаты от партии "Единая Россия".

Экономика
Общий объем доходов бюджета Республики Крым на 2013 г. составил 4 млрд 798 млн гривен (19 млрд 192 млн рублей), расходов - 4 млрд 797 млн гривен (19 млрд 188 млн рублей). В 2014 г. общий объем доходов бюджета региона запланирован в размере 5 млрд 377 млн 603 тыс. гривен (21 млрд 510 млн рублей), расходов - 5 млрд 252 млн 953 тыс. гривен (21 млрд 12 млн рублей).
Валовый региональный продукт (ВРП) Республики Крым по итогам 2012 г. составил 44 млрд 536 млн гривен (171 млрд 292 млн рублей). Доля автономии в ВВП Украины составила 3%. В структуре экономики региона преобладал сектор услуг, на долю которого приходилось более 60% ВРП (торговля обеспечивала 13%, транспорт и связь - 10%, операции с недвижимостью - 10%, социальный сектор - 10%, госуправление - 8%). Среди отраслей материального производства в Крыму ведущее место занимала промышленность (16% ВРП) и сельское хозяйство (10%).
Существенные доходы республике приносит туризм. Начало развития полуострова как курорта относится ко второй половине XIX в. Тогда здесь появились дворцово-парковые ансамбли Ореанда, Ливадия, Дюльбер, Чаир и другие. Многие из них сохранились в Крыму по сей день. В Ливадии любила отдыхать царская семья Романовых. После Октябрьской революции Крым становится "Всесоюзной здравницей", принимая сотни тысяч туристов в год.
По данным Ростуризма, курортный и туристический сектор Крыма включает в себя 825 учреждений: 151 специализируется на санаторном лечении и других медицинских услугах, 224 - на услугах оздоровительного характера, 92 - на детском отдыхе. Большая часть всех детских санаториев находится в Евпатории. В Ялтинском районе расположен международный детский центр "Артек".
На начало октября 2014 г., число туристов, посетивших Крым, превысило 3 млн человек (в 2013 г. полуостров посетили около 6 млн туристов). Примерно половина туристов приезжает в Крым для пляжного отдыха. Самые популярные курорты - Ялта, Алушта, Феодосия, Судак и Евпатория. По данным министра туризма и курортов республики Елены Юрченко, за первое полугодие 2014 г. туристы потратили в Крыму около 60 млрд рублей, из них 35,4 млрд были потрачены на жилье, 17,5 млрд - на развлечения и транспорт, 5,9 млрд - на сувениры. Общая сумма налогов, полученных республикой от туристической отрасли, составила 750 млн рублей, включая отчисления от граждан, сдававших туристам недвижимость.
В 2013 г. в Крыму действовало более 2,5 тыс. крупных, средних и малых предприятий, на которых работали почти 200 тыс. человек. В 2013 г. объем реализованной промышленной продукции составил 16 млрд 201 млн гривен (64 млрд 804 млн рублей). 61,5% общего объема реализованной продукции приходится на перерабатывающую промышленность, 5,9% - на добывающую, 29,9% - на поставку электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха. Основные промышленные отрасли - машиностроение, в том числе сельскохозяйственное, судостроение, химическая, горнодобывающая, легкая и пищевая промышленность, в том числе виноделие.
В Крыму функционируют 38 предприятий винодельческой промышленности общей производственной мощностью 264 тыс. тонн винограда в год. Крупнейшие винзаводы: комбинат "Массандра", завод марочных вин и коньяков "Коктебель", Инкерманский завод марочных вин. Общая площадь виноградников всех хозяйств составляет около 3 тыс. га.
По данным Крымской таможни, в апреле-июне 2014 г. экспорт товаров составил 11 млн 461 тыс. 100 долларов, импорт - 28 млн 29 тыс. 700 долларов (по итогам 2013 г. экспорт составил 914 млн 940 тыс. 600 долларов, импорт - 1 млрд 144 млн 711 тыс. 800 долларов). Главные торговые партнеры - Азербайджан, Саудовская Аравия, Турция, Германия, Италия, Панам, Румыния, Китай, Грузия, США.
В апреле-июне 2014 г. в экономику Республики Крым поступило 4 млн 828 тыс. 700 долларов прямых инвестиций из шести стран: Виргинских Островов, Узбекистана, Белоруссии, Франции, Кипра и Турции. Прямые инвестиции из Крыма в этот период не направлялись. В 2013 г. в Крым поступило прямых инвестиций на сумму 147 млн 300 тыс. долларов, из Крыма было направлено 200 тыс. долларов прямых инвестиций.

Заработная плата
В августе 2014 г. среднемесячная номинальная заработная плата в республике составила 15 тыс. 612 рублей.
Сумма невыплаченной заработной платы на 1 сентября 2014 г. составила 195 млн 200 тыс. рублей.

Безработица
В конце августа 2014 г. численность безработных в Крыму составляла 15 тыс. 248 человек. --0--



Похожие статьи