Место россии в мировой экономике. Место россии в мировом хозяйстве

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука изучают не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причём не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения.

Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.

Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 1990-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 1990-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.

Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят:

1. Развитую научно-техническую базу.

2. Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

3. Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области.

4. Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса эффективной интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться.

Вырабатывая эффективную стратегию интеграции в мировое хозяйство, российская экономическая политика должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий и некоторые другие.

Экономическое развитие производственной сферы России в сравнении с зарубежными странами

За более, чем пятнадцатилетний период формирования в России рыночной экономики заложен фундамент для эффективного, на основе конкуренции, развития страны: произошло разгосударствление средств производства (предприятия в основной массе приобрели различную форму собственности), функционирует рыночный механизм ценообразования, обеспечивая наличие и многообразие товаров на рынке в условиях пусть во многом и несовершенной (монополистической) конкуренции.

Однако, к сожалению, приходится констатировать, что бурный рост экономики страны, как показывают примеры других стран (например, Китая, который вышел в настоящее время на 2-е место в мире по ВВП), и, как следствие, значительный подъем уровня жизни населения не наблюдаются в РФ. Порой можно услышать высказывания, которые более соответствуют периоду плановой экономики: раз государство сформировало значительные золотовалютные средства, давайте направим их на развитие промышленности: закупим современные технологические линии, подготовим кадры и т.п. Но это выбрасывание денег населения на ветер, не более, именно денег населения, недополученных по воле чиновников, ответственных за макроэкономические параметры в стране, воплощавших в жизнь «монетаристскую» модель экономики. Через несколько лет технологическое оборудование устареет, продукция никому будет не нужна, и мы опять будем вынуждены либо вкладываться в дальнейшие инновации (а это эффективно получается, как показывает мировой опыт, лишь у частного капитала), либо прекращать производство, либо в той или иной мере его дотировать.

На предприятиях Запада накоплен колоссальный опыт постоянной замены основных фондов предприятия. Объем начисляемого ежегодно амортизационного фонда может достигать 60% от валового оборота предприятия (вот почему так часто, например, ведущие автомобилестроительные компании имеют возможность выпускать новые модели автомобилей). У нас подобное формирование амортизационного фонда с ускоренным начислением износа основных средств, который, как известно, включается в себестоимость продукции, скорее всего, будет рассмотрено налоговыми органами как уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия.

Возникает резонный вопрос, почему в России 30 лет выпускаются одни и те же модели автомобилей, что производителям выгодно (иначе бы давно обанкротились). Ответ заключается в следующем: хоть компании и частные в настоящее время, но государство их поддерживает, поставляя энергоносители по внутренним, а не мировым рыночным ценам, вводя завышенные пошлины на зарубежные аналогичные, но более качественные товары, осуществляя и другие протекционистские мероприятия.

На первый взгляд, подобная поддержка государством собственных производителей благое дело: ВВП увеличивается, занятость населения тоже и т.п. Предприятия, которые поддерживает государство, практически всегда «прибыльны». Обратная сторона вопроса заключается в том, что неэффективные предприятия, чтобы хоть как-то обеспечить рентабельность своих производств, вынуждены устанавливать низкий уровень зарплат рабочих, а это неизбежно влияет на формирование низкой покупательской способности населения, которое не стремится покупать продукцию своих предприятий. В результате производства становятся еще более неэффективными. Получается экономический застой, стагнация. Во времена же экономического кризиса наступает момент истины: если производства неэффективные, они просто закрываются – и здесь даже государство (порой) не в силах их спасти.

Особенности финансовой политики России в системе международных экономических отношений

Необходимо отдать должное Министерству финансов РФ, которое, не поддавшись на «благие призывы» направить финансовые средства на неэффективную, а во многом и бесполезную модернизацию производств (это дело частного капитала, от государства требуется создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в ту или иную отрасль народного хозяйства), сумело создать колоссальные золотовалютные резервы (свыше 500 млрд долл.), рассчитавшись при этом по основным внешним долгам России.

Именно созданный резерв позволил осенью 2008 года предотвратить коллапс финансовой системы, а также путем проведения гибкой политики ЦБ на межбанковской валютной бирже сформировать российским банкам и частным компаниям – должникам по зарубежным кредитам – необходимые объемы валютных средств для осуществления платежей по ним в 2009 году (по некоторым оценкам приблизительно 80–115 млрд долл.). Плавная девальвация рубля, проведенная в конце 2008 – начале 2009 года была направлена на устранение диспропорции в макроэкономике, прежде всего в платежном балансе страны, вызванной понижением мировых цен на нефть и стремлением правительства предотвратить значительный спад производства вследствие кризиса, а при удачном регулировании и сохранить развитие.

Золотовалютные резервы в настоящее время необходимо стараться сохранять. Планы распределения их должны быть хорошо продуманными, а использование – максимально осторожным (израсходовать их на бесполезные проекты можно довольно быстро – не так уж он велик). Однако вопрос, в каких инструментах и в каких пропорциях этот запас сохранять, необходимо постоянно отслеживать и при необходимости корректировать. Это, в принципе, и делается Министерством финансов весьма квалифицированно. Например, в случае сочетания 55% на 45% американской и европейской валют, при котором падение доллара компенсируется ростом евро, обесценивания валютной составляющей резервов не происходит.

Не следует забывать и о казначейских ценных бумагах США, экономика которой по-прежнему остается самой мощной и устойчивой, несмотря на кризис, в мире. Ипотечный и фондовый кризисы следует рассматривать как оздоровительные саморегулирующие действия, которые заложены в самой природе экономической системы Запада, и не больше. По некоторым оценкам до половины накопленных Россией резервов находится в финансовых инструментах США.

Подобными действиями Россия приобретает цивилизованные экономические рычаги для проведения своей политики. Например, всегда остается возможность предъявить приобретенные ценные бумаги казначейства США к оплате в случае возникновения серьезных проблем в наших отношениях (даже для такой мощной экономики, как американская), финансовый кризис практически гарантирован. Можно также сделать акцент на пропорциях золотовалютного резерва и на ценных металлах, например золоте – инструменте, который тысячелетиями не подводил еще ни одно государство своей надежностью. Тем более, по прогнозам аналитиков, ожидается рост стоимости золота в ближайшие 5–7 лет более чем 2 раза.

Однако если не вкладывать государственные средства непосредственно в развитие производства, как добиться развития экономики России и роста благосостояния людей? Необходимо повысить покупательскую способность всего населения, тем самым сформировав качественный внутренний спрос, а не спекулятивный, который мы видим на рынке жилой недвижимости. Рост внутреннего спроса обеспечит предприятиям расширение рынков сбыта продукции и соответственно стимулирует производство.

Расчет правительства России в 1990-е годы был на то, что сначала банки заработают начальный капитал (например, на рынке ГКО), а затем будут финансировать развитие производства в стране. Но не было в стране качественного спроса, поэтому реально промышленный сектор экономики не развивался (а жаль, если бы были созданы реальные благоприятные условия для развития малого бизнеса, упрощенная схема регистрации, льготное налогообложение, доступные кредиты, то в тот период гиперинфляции можно было реструктурировать и развить производственные секторы экономики, как в свое время в Японии). Но в России выбрали путь создания капиталов по чисто финансовым схемам.

Благоприятное время для развития производственных отраслей экономики было упущено. В результате, в основном, сейчас в России работают предприятия, построенные еще во времена СССР, да и то не все. Финансовые и промышленные группы справедливо (а часто и не справедливо) упрекали в том, что деньги вывозят за рубеж. А деньги – это инструмент, который во времена глобализации, чаще всего независимо от самого владельца, работает там, где выгодно. Китай имеет государственную систему, которая по своей природе противоестественна западным ценностям но, тем не менее, входит в ВТО, получает значительные зарубежные инвестиции.

Нельзя, правда, не отметить позитивные перемены, происходящие в экономике России. Денежная масса в стране за последние годы неуклонно увеличивалась, доходы населения несколько подросли, банковский сектор предложил доступные почти всему населению кредитные продукты на товары широкого потребления, а также на приобретение легковогоавтотранспорта. И сразу же рынки отреагировали резким ростом инвестиций в производственные секторы экономики (ведущие фирмы мира открывают автомобильные заводы, сборочные цехи различных видов электронных устройств и др.).

Однако, к сожалению, позитивные изменения в экономике России в основном не носят качественный характер. Благосостояние наших людей растет преимущественно за счет высоких цен на энергоресурсы на мировых рынках. Вместе с тем, как показал кризис 2008-2009 годов, при ухудшении экономической ситуации в мире, экономика России не выдерживает давления. Таким образом, избавиться от нефтяной зависимости в прошедшее десятилетие России так и не удалось. Именно поэтому и требуются огромные финансовые накопления ввиде различных фондов. Избавиться от сырьевой зависимости еще не поздно, но для этого нужна политическая воля ее руководителей.

Строительная сфера производства как локомотив развития национальной экономики

Строительство, которое называют иногда и локомотивом экономики, является важнейшей сферой экономического развития. В США среди важнейших текущих экономических показателей развития присутствует показатель количества заложенных фундаментов новых зданий (или количество новостроек). Такой интерес строительству отводится далеко не случайно. Как правило, вокруг каждого объекта функционирует около десятка инфраструктурных фирм как производственного, так и посреднического характера (снабжающих арматурой, строительными материалами, инженерным оборудованием для зданий и т.п.), позволяющих организовать оптимизированную логистическую структуру осуществления возведения конкретного объекта. Если объекты замораживаются (как в период кризиса в России) или мощности строительного комплекса падают в силу потери спроса на его продукцию, эти инфраструктурные фирмы (не говоря уже о строительных компаниях) закрываются, растет безработица.

Важна роль строительного комплекса в формировании и развитии всех производственных и непроизводственных сфер, так как он обеспечивает зданиями и сооружениями, в которых, собственно говоря, и осуществляется создание различных видов продукта, в том числе, что особенно важно, и инновационного характера.

США в соответствии с планом выхода из кризиса путем поддержания различными способами заемщиков ипотечных кредитов, планируют финансовые вливания. Поддержка будет осуществляться, главным образом, не банков, а населения страны, его покупательской способности, это неизбежно поддержит в свою очередь и банки, и строительный сектор экономики, и инфраструктурные фирмы.

А как обстоят дела в строительном секторе России? Чтобы понять причины сегодняшнего его состояния, необходимо вернуться к периоду развития экономики страны после 1998 года. Накопленные в результате смены формации в 90-х годах XX века значительные финансовые средства требовали инструментов для их приложения. Западный банковский рынок предлагал 1–3% на вклады, фондовый – требовал знаний, опыта, владения иностранным языком. При этом часто необходимо было какое-то достаточно длительное время проживать на Западе. Все это создавало некомфортные условия для русских бизнесменов на Западе, поэтому, пусть и не сразу, но был сформирован высокодоходный инвестиционностроительный рынок в России.

Торговый, банковский, промышленный капитал России в конце 90-х годов XX века вышел на строительный рынок жилья и сформировал, с одной стороны, спрос, а с другой – инвестиционное предложение. Рынок получился сильно монополизированным (а такая цель и преследовалась, так как необходимо было обеспечить постоянный рост цены на жилую недвижимость, иначе инвестиции были бы весьма рискованными). При этом строительный комплекс: предприятия по производству материалов и конструкций, проектные, строительные фирмы и др. начал развиваться, наращивая мощности, что, конечно же, весьма положительно для экономики страны.

С одной стороны, по оценкам некоторых экономистов, 60% населения России нуждается в улучшении своих жилищных условий, с другой – существующие цены достигли столь высокого уровня, что просто не соответствуют уровню доходов основной массы жителей РФ, их покупательской способности. Итак, как же решить такой острый для большинства россиян вопрос, как жилищный? Строить жилье за счет государственного финансирования с последующим бесплатным предоставлением его нуждающимся работникам бюджетной сферы?

Эффективное решение этой проблемы видится все-таки в рамках рыночного механизма при активной роли государственного регулирования. Очевидно, что необходимо осуществить ряд экономических мероприятий, которые позволили бы сделать стоимость жилья доступной для широкого круга населения России, в том числе и для работников бюджетной сферы. При этом бесплатное бюджетное жилье может быть только для людей, которые по каким-то причинам не могут трудиться: пенсионеров, инвалидов и др.

Прежде всего, бюджетные инвестиции должны быть осуществлены при реконструкции существующей инфраструктуры районов города: дорог, сетей, больниц, школ и др. или при новом строительстве, что благоприятно повлияет на снижение себестоимости строительства и увеличение объемов вводимого жилья. Кроме того, в крупных городах стоит серьезная задача расселения коммуналок, что тоже потребует значительных бюджетных инвестиций, для того чтобы схемы расселения были доступными и максимально простыми.

Что касается ценовой доступности жилья, то необходимо отметить, что подавляющая масса остро нуждающегося в жилье населения не может создавать тот спрос, который отражается в существующих высоких ценах на квартиры. Причина в том, что в сформированном спросе на рынке жилья решающую роль играет спекулятивная составляющая. Жилье превратилось в эффективный инструмент сохранения денег.

Можно ли приостановить рост цен на жилье (что, в принципе, уже и сделал кризис) или даже их постепенно снизить до уровня покупательской способности основной массы населения? Вполне, в том числе и путем государственного регулирования. Однако хотелось бы подчеркнуть, что эффективность рыночной экономики несопоставимо выше, чем плановой. Тем не менее государственному регулированию в рыночной экономике тоже отводится весьма важное место. Государственное регулирование может осуществляться с помощью проверенных тысячелетиями инструментов, прежде всего путем льготного налогообложения, развития конкуренции, уменьшения (а в особых случаях и отмены) импортных пошлин и др.

В этой связи вполне уместна постановка ряда вопросов. Почему адекватно не отреагировало Минэкономики, контролирующее соответствующие макроэкономические параметры, когда начался бурный рост цен на жилую недвижимость (и это даже в то время, когда была объявлена национальная программа «Доступное жилье»)? Почему не были резко снижены налоги в данной отрасли экономики, почему не были созданы реальные льготные условия для появления новых предприятий, прежде всего в таких сильно монополизированных сферах, как производство цемента, щебня, песка. Как так получилось, что цемент в России стал стоить дороже, чем на Западе? Почему не были приоткрыты рынки для западных товаров и услуг в тех сегментах, где существующие предложения не удовлетворяли растущий спрос?

Нельзя не отметить, что в этом направлении делаются определенные шаги. Например, правительство отменило импортные пошлины на цемент сроком на 9 месяцев, но с непозволительным опозданием, потому что бюрократический аппарат оказался абсолютно «неповоротливым» даже в той области, за которую он, в первую очередь, и ответствен. (Что говорить тогда об эффективности финансовых вливаний для поддержки производств. С достаточно высокой вероятностью можно предположить, что часть их будет растрачена впустую, а часть перейдет в собственность доверенных лиц, как это уже случалось в России не раз за годы реформ.)

Вопросы повышения покупательской способности населения России

Часто можно слышать, что уровень развития производства, его производительность не позволяют повышать уровень оплаты труда в России. Соглашаясь с классической экономической закономерностью эпохи индустриального развития, в то же время, хотелось бы возразить: низкая покупательская способность населения (а следовательно, низкий спрос) как раз и не позволяет развить производство, включить механизм конкуренции, серьезных инвестиций и т.п. Те положительные экономические тенденции, которые наметились в последние годы, произошли благодаря увеличению денежной массы, росту доходов населения. Западные компании, почувствовав возникший спрос, сразу поспешили открыть свои дочерние предприятия в России. Наметился рост в мясомолочной промышленности, в которую потянулся с инвестициями и российский капитал.

Следует заметить, во второй половине 2000-х годов при увеличении ежегодной денежной массы в стране на 25% прирост инфляции составлял 3-4%, что несущественно. Инфляция болезненно воспринимается обществом лишь потому, что, во-первых, повышение уровня доходов населения, главным образом бюджетников, происходит не опережающими темпами, а едва-едва поспевает за инфляцией; во-вторых, ее уровень по основным потребляемым продуктам населения с низкими доходами: хлебу, молочным продуктам – значительно выше. Как и в ситуации с зерном, соответствующие государственные структуры не осуществляли прогнозирование и не выполняли необходимое регулирование, очевидно посчитав, что рынок сам решит проблемы.

Отчасти с этим можно было бы согласиться, вот только не хватает для этого весьма существенных предварительных действий: разбюрократизировать рынок, изменить неэффективную налоговую систему, убрать единый социальный налог на зарплату (для формирования пенсионного фонда его не хватает, как и для достойного медицинского страхования; он сдерживает рост оплаты труда и в целом экономики государства, способствует неофициальным «черным зарплатам»), и лет пять, как минимум, не вспоминать ни о каких налогах с предприятий на их фонды оплаты труда, пока уровень доходов населения не вырастет до мировых соотношений между ВВП и зарплатой. Почему-то забыто мнение авторитетного академика Львова, что по данному соотношению Россия значительно отстает от США.

Пенсионные и страховые начисления необходимо переложить на федеральный бюджет (по крайней мере до тех пор, пока зарплата основной массы работающих существенно не вырастет, и лишь затем перейти к существующим в мировой практике стандартам, когда сам человек решает, за что и кому платить). Следует помнить, что идея монетаризации льгот (сейчас нечто подобное планируется сделать с медицинским обслуживанием) с величайшим трудом находит понимание в основной массе людей из-за низкого уровня доходов, не позволяющих обеспечить минимально необходимые потребности, адресная компенсация воспринимается населением как возможность потратить эти средства на первостепенные нужды, например на питание, а не на проезд, как предусматривалось.

Люди, которым полагаются льготы, получают компенсации. В то же время государство сняло с себя бремя дотирования неэффективной работы частных компаний, например транспортных. Все, вроде бы, справедливо. Но для правительства, поставившего перед собой цель построить процветающее, комфортное для проживания людей государство, должно быть далеко не безразлично, воспользовался ли конкретный житель России компенсацией по адресу или нет. При проведении подобных реформ необходимо учитывать весь комплекс финансовых, социально-экономических, психологических и других возможных факторов. Инфляционные процессы зависят не только от денежной массы, от финансового инструмента регулирования – ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но и от объема товаров и услуг, представленных на рынке.

Если торговые сети носят монополизированный характер и не могут удовлетворить спрос населения иначе, как путем поднятия цены, то нужно приоткрыть российский рынок для западных товаров и услуг, ровно настолько, чтобы связывать возрастание денежной массы. Правительство располагает широким набором инструментов для балансировки с денежной массой (например, таких, как выпуск государственных ценных бумаг и т.п.). Естественно, что чиновники, регулирующие этот сегмент рынка, должны быть высокой квалификации. Если же причина роста цен на российском рынке, как это можно часто услышать, в возросших ценах на западных рынках на аналогичные товары, то тем более необходимо повышать доходы населения. Они-то уж точно не смогут обвалить западные рынки, вызвав в свою очередь новое повышение цен в наших магазинах.

Распространено мнение, что открытие российского рынка для западных товаров и услуг ударит по российскому производителю и отразится на ВВП. Но так как 80% доходов бюджета страны – доходы от экспорта углеводородов и металлов, то существенным образом на благосостоянии населения открытие российского рынка, в принципе, не мо- жет отразиться. При этом возрастет качество российских товаров, неэффективные производства с нищенскими зарплатами рабочих исчезнут. Кроме того, можно, как принято во всем мире, дотировать своего российского производителя. Пример – США и другие развитые страны, дотирующее производство сельскохозяйственной продукции. Низкий уровень оплаты труда в России пытаются объяснить низкой производительностью. Однако на современном заводе «Форд» в г. Всеволожске действуют самые современные технологические линии с высокой производительностью труда. Почему же уровень зарплаты на заводе такой же низкий, как и в целом по стране? Да потому, что рыночная стоимость оплаты труда в России низкая, производительность труда в данном случае никакого значения не имеет.

В то же время планы российского правительства по значительному увеличению производительности труда вполне реальны. Как только Россия вступит в ВТО, многие западные компании перенесут свои самые современные высокорентабельные производства на российскую территорию. В России недорогое сырье, дешевая и в то же время высококвалифицированная рабочая сила, льготное налогообложение – условия, близкие к идеальным. Отечественные производители смогут подняться до уровня мировых производителей, используя современные западные технологии, менеджмент, инвестиции.

В стране, где основную долю ВВП составляют доходы от экспорта нефти, газа и металлов, такой переход производства на новые технологии можно осуществить абсолютно безболезненно для общества. Государству необходимо создать лишь соответствующие условия для этого, повысить уровень доходов основной части населения. В то же время необходимо иметь в виду, человечество в своем раз витии находится не на индустриальном этапе, закончившемся еще в прошлом веке, а на информационном, при котором бизнес по созданию и продаже новых технологий более прибылен, чем само производство при внедрении этих инноваций. Существует спорная (во многом) точка зрения, что в информационном обществе любое производство теоретически убыточно, так как его окупаемость не поспевает за разработкой новых технологий и их внедрением в аналогичное производство.

Но не поэтому ли производства ведущих брендов перемещаются в развивающиеся страны (Китай, Индию и др.)? Если проанализировать балансы крупных западных фирм, то станет ясно, что 80% их активов составляют не основные фонды (как это было 20 лет назад), а нематериальные активы (программное обеспечение, KNOW-HOW и т.п.). В этой связи, насколько верно, что крупные ведущие российские газовые, нефтяные и сталелитейные компании скупают по всему миру аналогичные производства? Конечно, устойчивость укрупненных компаний к неблагоприятным конъюнктурным воздействиям повышается, но становятся ли их производства эффективнее? И в какой мере это соответствует переходу на инновационный путь развития страны?

Так как же поднять уровень оплаты труда в России? Ситуация в настоящий момент для этого весьма благоприятная. С одной стороны, осударство не может диктовать менеджерам частных компаний уровень оплаты труда на их предприятиях, но с другой – оно располагает возможностью повысить зарплату в бюджетной сфере.

При этом потребуется пересмотреть расходные статьи бюджетов (федерального и субъектов федерации). Что же касается налоговых отчислений государству на доходы предприятий от разработки и экспорта углеводородного сырья, то в этом вопросе, очевидно, необходимо ориентироваться на мировой опыт, например, опыт той же процветающей Норвегии, где доля государственного изъятия доходов нефтедобывающих предприятий составляет приблизительно 80%. Речь идет, конечно, не только о доле, но и в целом о механизме функционирования, чтобы предприятия могли развиваться, обновлять основные фонды, разрабатывать новые месторождения и т. п. Особенно продуманным в налогообложении должен быть подход для угледобывающих предприятий.

Доля работающего населения в бюджетной сфере велика. Поэтому повышение уровня заработной платы бюджетников создаст конкуренцию, и частные компании тоже будут вынуждены поднимать зарплату своим работникам. Если устранить к тому же ЕСН (единый социальный налог на зарплату, который обязано платить предприятие), то путь к повышению благосостояния населения России будет открыт.

Достижение доходов населения России уровня доходов развитых стран относительно ВВП позволит включить рыночные механизмы решения важнейших проблем, над которыми наше правительство работает не один год, а именно: развития производств в различных секторах экономики (и прежде всего на инновационной основе); решения жилищной проблемы (и не только потому, что жилье станет доступным по цене основной массе населения, а еще и потому, что станет возможным аренда качественного жилья). Мировые тенденции свидетельствуют о том, что значительная доля населения развитых стран арендует жилье. Тогда проблемы ЖКХ станут решаться, так как в настоящее время население из-за низких доходов «привязано» к своим квартирам и не может проголосовать рублем, например, арендовать жилье в доме, где проблемы ЖКХ решены. Имеющаяся в стране жилая площадь будет более эффективно использоваться, тогда, может, и не понадобятся те объемы строительства типового жилья, к которым мы так стремимся, пытаясь решить острейшую жилищную проблему. Проблемы коммуналок, хрущевок, брежневок будут безболезненно для общества решены: проблемные реконструированы либо снесены. Новое строительство (в условиях возросших требований покупателя) будет осуществляться по индивидуальным проектам высокой архитектурной ценности. При этом будет развиваться так хорошо зарекомендовавшее себя в России начала ХХ века строительство доходных домов.

Получение основной массой работающих достойной зарплаты решит многие социальные проблемы, возрастет уровень медицинского обслуживания, снизится преступность, возрастет самоуважение населения России. Финансовая независимость способна сделать человека действительно свободным и счастливым, добросовестным и гуманным. Богатство и процветание страны определяются высоким уровнем жизни ее населения, его доходами. К процветанию способен привести рынок, необходимо только запустить в действие его базовые механизмы.

Переход России на инновационный путь развития

Для России, как и для любой страны мира, нет иного пути развития, как дальнейшая интеграция в мировую экономическую систему. Процессы глобализации объективны, они определены ходом развития нашей цивилизации. Но для российской экономики важнейшее значение имеет роль, которую она будет играть в международной системе экономических отношений: сырьевого придатка или высокотехнологичной страны с инновационно ориентированной экономикой.

Между тем, топтание на месте в проведении рыночных реформ порождает у населения психологическую усталость, недоверие к наиболее эффективной экономической системе – рынку на основе динамично развивающейся конкуренции за счет частного предпринимательства (доля малого бизнеса в ВВП должна достигать 70%), расширения ассортимента, количества и качества товаров и услуг при увеличении доходов основной части работающего населения.

Для того чтобы экономика государства перешла на инновационный путь развития, необходимо обозначить цель и выработать реальный механизм ее достижения:

1) разработать и осуществить схемы кардинального повышения доходов населения, чтобы сформировать нормальный для функционирования рыночных отношений покупательский спрос. Именно спрос, сформированный основной массой населения России, не только позволит решить острейшую жилищную проблему, но и послужит локомотивом перехода на инновационный путь развития;

2) активизировать государственное регулирование в строительной отрасли с помощью рыночных инструментов: льготного налогообложения предприятий;

развития конкуренции, в том числе и путем организации унитарных предприятий (особенно в секторах строительного комплекса с высокой степенью монополизации) с последующим их акционированием; уменьшением при необходимости импортных пошлин на материалы и изделия; своевременной разработки генпланов развития городов и выделения опережающими спрос темпами участков под застройку; организации строительно-сберегательных касс; создания альтернативных доходных инструментов для сохранения финансовых капиталов (выпуск государственных ценных бумаги др.); способствования переходу строительной отрасли на инновационный путь развития;

3) осуществить государственное финансирование создания социально-культурной и транспортно-сетевой инфраструктуры при строительстве домов в новых районах, в частности строительства школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений, прокладки дорог, водо-, газои энергоснабжения, что приобретает особую значимость в условиях экономического кризиса, так как позволяет значительно влиять на уровень безработицы в стране;

4) учесть, что базовыми факторами перехода на инновационный путь развития являются:

кардинальное усовершенствование системы грантов на проведение научных исследований (они должны быть более чем привлекательными своими суммами, а также доступными – вплоть до заявительной формы для получения их учеными);

способствование образованию инновационных компаний малого бизнеса; для чего необходимо освободить фирмы (или физических лиц), занимающиеся разработкой инновационных технологий, от налогообложения и необходимости сдачи налоговой отчетности на 5 лет (оставить только годовую декларацию физических лиц с соответствующей уплатой налога на доходы. Сам процесс учреждения новой фирмы, если в ее название входит имя самого ученого, не обязателен; в крайнем случае достаточно предусмотреть регистрацию в Торгово-промышленной палате РФ на соответствующем сайте;

прекращение поддержки государством неэффективных производств (поставка дешевых энергоносителей, протекционизм в конкуренции с западными товарами и т.п.);

предоставление реальной возможности предприятиям ускоренного начисления износа их основных фондов с соответствующим формированием амортизационных фондов;

уменьшение облагаемой базы налога на прибыль в размере затрат предприятия на инновации;

осуществление инноваций в различных секторах экономики мощным потоком, способным повлиять на конъюнктуру рынка;

5) ускорить процесс интеграции российской экономики в систему международных экономических отношений через комплекс мероприятий: вступление в ВТО, внедрение международных институциональных стандартов и др.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

Особенности экономико-географического положения России

Россия (Российская Федерация) – суверенное независимое государство. Образовавшееся после распада Советского Союза в 1991 году. Оно расположено в северо-восточной части Евразии, находясь одновременно и в Европе, и в Азии. На азиатскую часть приходится почти две трети площади страны. Омывается Россия водами морей трех океанов:

  • Атлантического;
  • Северного Ледовитого;
  • Тихого.

Граничит Россия как с бывшими союзными республиками, так и с развитыми странами Европы и Азии. Площадь Российской Федерации превышает 17 млн км² Это самое крупное по площади государство мира. Численность населения России составляет около 146 млн чел.

Занимая столь обширную площадь, Россия имеет большое разнообразие природных условий и обладает значительным ресурсным потенциалом. Выход к границам со многими государствами мира и обширный выход к Мировому океану делают экономико-географическое положение России исключительно выгодным.

История формирования экономики России

Экономика России, как и хозяйство других стран, имеет длинный и сложный путь формирования. Из-за особенностей исторического развития Россия миновала рабовладельческий этап развития общества. Хозяйство перешло от первобытнообщинного уклада к раннефеодальному. Славянские племена образовали сначала племенной союз, а затем восточнославянское государство Киевскую Русь. После монголо-татарского нашествия на основе отдельных княжеств Киевской Руси началось формирование Московского царства.

Еще одной особенность развития экономики России явилась задержка развития хозяйства на стадии феодализма. Крепостное право было отменено лишь в 1861 году. Это привело к некоторому отставанию в развитии хозяйства по сравнению с ведущими странами Европы. В эпоху развития капитализма наблюдались диспропорции в развитии центра страны и окраин, европейской части и азиатской.

Экономические и социальные противоречия привели к революционным изменениям государственного и экономического уклада. До 1991 года Россия развивалась в составе Советского Союза. Ее экономика была ориентирована на взаимодействие с экономиками союзных республик. все вместе они образовывали единый народно-хозяйственный комплекс на основе государственной собственности на средства производства и планового ведения хозяйства.

Роль экономики России в мире сегодня

После распада Советского Союза Россия была вынуждена перестраивать и переориентировать свое хозяйство на работу в условиях рыночной экономики. Было проведено ряд экономических и социально-политических преобразований. Благодаря им Российская Федерация преодолела последствия распада советской экономической системы и административно-командного механизма регулирования хозяйства.

Сегодня Россия занимает первое место в мире по размеру территории и шестое по численности населения. Она владеет исключительно мощным ресурсным потенциалом. Она занимает первые места по обеспеченности целым рядом стратегических природных ресурсов, обладает самой мощной в мире горнодобывающей промышленностью. Именно ресурсы составляют большую часть российского экспорта. Россия поставляет сырье в ведущие страны Европы.

Проблемы экономики России

Замечание 1

Экономика России сохранила некоторые территориальные диспропорции. Кроме этого, производственный потенциал нуждается в техническом и технологическом перевооружении. Доля готовой продукции в экспорте неоправданно низкая.

Перед экономикой страны стоят следующие задачи:

  • повышение конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке;
  • восстановление курса рубля;
  • повышение доли готовой продукции в структуре российского экспорта;
  • повышение уровня и качества жизни населения;
  • введение мировых социальных стандартов;
  • окончательное преодоление экономической депрессии, вызванной распадом Советского Союза;
  • углубление интеграции с ведущими странами мира.

Кризис приведет к тому, что доля России в мировом ВВП упадет до рекордно низких показателей за всю историю страны, предупреждает экс-министр финансов Алексей Кудрин. Но потеря позиций в рейтинге крупнейших экономик планеты - не самое страшное. Ключевая проблема - падение доходов населения и снижение уровня жизни.

Без надежды на рост

Через 5 лет - в 2020 году - доля России в мировой экономике снизится до 2,6 процента. Это минимум за всю историю с момента распада СССР. Такого мнения экс-министр финансов Алексей Кудрин.

Он предлагает сделать ставку на структурные реформы. По его мнению, правительство должно решиться на преобразования в бюджетной сфере, судебной и правоохранительной системе. Измениться следует и госкомпаниям. Основным двигателем экономики станет бизнес. Итог реформ по Кудрину: снижение зависимости от нефти и устойчивый рост.

Пока правительство не предложило конкретный план экономических преобразований. Если, конечно, не считать таковым антикризисную программу, суть которой - в латании дыр деньгами (различные отрасли получат 2,3 триллиона рублей, из них триллион уйдет банкам). Ведомства ограничиваются констатацией неприятных фактов. Минэкономразвития, к примеру, что с января по июль российская экономика просела на 3,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В июле ВВП упал на 4,6 процента (к июлю прошлого года). Ухудшаются параметры торговли. За месяц страна вывезла товаров на 28,2 миллиарда долларов (минус 39 процентов), импортировала - на 17 миллиардов (минус 41,9 процента). Ожидается, что в 2015 году экономика сократится на 3,3 процента (раньше в Минэкономразвития говорили о падении в 2,8 процента).

Паритет покупательской способности (или ППС) используется
для корректного сравнения экономических показателей в разных странах.

По информации Росстата, в 2013 году ППС доллара составил 19,3 рубля.

То есть потребитель в США может купить на один доллар
такой же набор товаров, как и потребитель в России на 19,3 рубля.

В условиях продолжающегося кризиса вклад России в мировую экономику несомненно будет снижаться. По данным ЦРУ, в 1990 году Советский Союз был второй экономикой мира, ее номинальный объем оценивался в 2,66 триллиона долларов. К 2014 году размер ВВП РФ сжался до 1,86 триллиона (информация Всемирного банка). По размеру ВВП по паритету покупательной способности (ППС) Россия занимает пятое место в мире (3,75 триллиона долларов), если использовать номинал - десятое. МВФ указывает , что в прошлом году доля страны в мировой экономике составляла 3,3 процента. Если верить Алексею Кудрину, вскоре этот показатель заметно уменьшится.

«При сохранении нынешних тенденций до 2020 года экономика России расти не будет. В начале 90-х спад продолжался более 5 лет на фоне низких цен на нефть», - заявил в беседе с «Лентой.ру» начальник методического отдела Национального рейтингового агентства (НРА) Максим Васин. Он отметил, что рост или падение ВВП - следствие экономической политики. Кроме того, в России значительное влияние на экономику оказывают цены на энергоносители и металлы, которые страна экспортирует. Есть негатив от санкций и контрсанкций, добавил эксперт.

Комплексное давление

Отечественная экономика находится под прессом целого комплекса проблем. Наиболее очевидная - зависимость государства от внешних факторов. Речь идет о пресловутой «нефтяной игле». Сейчас марка Brent торгуется около 48 долларов за баррель. Летом 2014-го за нее давали 106 долларов. Двукратный обвал котировок привел к экономическому шоку. Казна наполовину заполняется нефтедолларами (из-за нестабильности цен правительство уже решило от долгосрочного планирования бюджета). Российский экспорт сильно зависит от углеводородов: по разным оценкам, от 55 до 65 процентов выручки от импорта приходится на энергоносители.

«В мировом ВВП мы все равно капля в море», - утверждает директор аналитического департамента инвесткомпании «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. Главная причина снижения доли РФ в экономике планеты - падение цен на нефть, продолжает он. Еще одна проблема - отсутствие прозрачной системы подготовки и реализации принятых инвестиционных решений в крупных и окологосударственных компаниях. По его мнению, в 2017 году российская экономика составит 2,9 процента от мировой (по ППС; 1,6 процента в номинальном выражении). К этому времени ВВП РФ уменьшится до 3,5 триллиона долларов, а объем мировой экономики достигнет 119 триллионов.

Но дело не только в нефтяных котировках. Проблема в перетоке средств из обрабатывающих отраслей в добывающие. Это следствие развития сырьевой экономической модели. Снижение доли в мировом ВВП «означает ослабление роли страны в современном мире», - прокомментировал «Ленте.ру» завкафедрой политической экономии РЭУ имени Плеханова Руслан Дзарасов. Экономика России основана на вывозе сырья, энергоресурсов и другой продукции, например, металлов, с низкой степенью передела, уточнил он. В результате обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство деградировали.

Воздействие экономических проблем не ограничивается только тем, что снижается вклад в мировую экономику, и Россия теряет позиции среди стран с крупнейшим ВВП. Все это напрямую касается уровня жизни населения. Доходы россиян продолжают уменьшаться, и в ближайшем будущем эта тенденция не изменится.

Нет денег - нет экономики

«Для россиян падение доли государства в мировом ВВП означает дальнейшее ухудшение жизни», - уверен Руслан Дзарасов. По его мнению, ставка на рост на основе экспорта сырья предполагает низкую добавочную стоимость и, соответственно, низкий уровень оплаты труда. А трудности в промышленности и сельском хозяйстве ведут к зависимости от импортной продукции. Это дополнительный фактор роста цен. В итоге снижается реальная зарплата, сетует эксперт.

Министр труда и социального развития Максим Топилин , что в 2015 году реальные доходы россиян уменьшатся на 5 процентов. По последним данным Росстата, средний размер зарплаты в июле составил 33 тысячи 980 рублей. В номинальном выражении она выросла на 5 процентов, а с поправкой на инфляцию - упала на 9,2 процента. Число малоимущих людей в стране увеличилось почти в два раза (с 12 миллионов человек в 2013 году до 23 миллионов в 2015-м). Стремительный рост цен замедлился во многом благодаря тому, что у людей иссякли сбережения. Схема простая: нет спроса - нет быстрого разгона инфляции, поскольку дорогие товары покупать некому.

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg / Getty Images

С другой стороны, если у населения в карманах нет денег, можно забыть об экономическом росте. «От привычек покупателей зависит настоящий и будущий ВВП», - говорит Михаил Крылов из «Golden Hills-КапиталЪ АМ». Потребительская активность подстегивала экономику России на протяжении последних лет. Люди покупали продукты питания, бытовую технику, автомобили, недвижимость. Но этому оживлению приходит конец.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в марте говорил, что падение потребительского спроса станет ключевым фактором замедления экономики. Эксперты агентства Bloomberg высказались еще жестче. По их словам, эра потребления в РФ пришла к концу - опираться на покупателей как на основной двигатель роста ВВП больше нельзя. Причина та же - сокращение доходов россиян.

Падение уровня жизни - не прямое следствие снижения доли российской экономики в мировой. Это параллельные процессы, влияющие друг на друга. Системные проблемы РФ - зависимость от ситуации на сырьевых рынках, привязанность к импорту товаров народного потребления, маленький вклад малого и среднего бизнеса в ВВП - совершенно очевидны. Причем уже давно. Из финансового кризиса 2008-2009 годов выйти удалось относительно успешно. Но не путем реформ, к которым постоянно призывает бывший глава Минфина. Государство смягчило последствия кризиса благодаря впрыскиванию денег (за два года было потрачено около 3 триллионов рублей). Сейчас складывается иная ситуация: простым финансированием проблемных отраслей не обойтись. Речь идет о крайне чувствительном вопросе - доходах населения. Как любят повторять оптимисты, кризис - это окно возможностей. Трудности заставляют повышать эффективность и конкурентоспособность экономики. Надо только успеть воспользоваться этим окном, пока оно не закрылось. Но с этим, как показал 2008 год, у российского правительства тоже возможны проблемы.

Каждое государство вносит определенный вклад в мировую экономику. Российская Федерация – самая большая страна в мире. Чтобы определить место России в современной мировой экономике, необходимо ориентироваться на ряд показателей.

Место России в мировой экономике

Чтобы проанализировать место России в мире среди других стран, в первую очередь следует ориентироваться на ВВП. ВВП (внутренний валовый продукт) – это стоимость товаров и услуг, которые произвела та или иная страна. Со времен распада СССР ВВП уменьшился в несколько раз: с 1 трлн. долларов до 650 млрд. долларов. И если раньше по этому показателю она занимала лидирующие места, то к середине 1990-ых годов сместилась на 11-12 места. По уровню ВВП Россия отстает на 20% от Великобритании и Франции и стоит вплотную к Бразилии.

Рис. 1. ВВП России по сравнению с другими странами график.

Сейчас Россию по величине ВВП опережает более 10 развитых стран, в числе которых США, Япония, Швейцария.

По уровню производительности труда Российская Федерация в настоящее время также отстает. Производительность труда определяется из расчета объема производства продукции на одного работника. В промышленности этот показатель в несколько раз (примерно в 4 раза) ниже, чем в Соединенных Штатах Америки.

А вот по объему промышленного производства Россия занимает довольно высокие позиции. По этому показателю она находится на 6 месте. А в Европе Россию опережает только Германия.

Рис. 2. Доля России в мировом промышленном производстве график.

Важным показателем экономики любой страны является соотношения занятых работников в производственных и непроизводственных сферах. Уровень экономического развития будет у той страны, в которой выше доля отраслей непроизводственной сферы. В России постепенно повышается число отраслей непроизводственной сферы, однако пока соотношение в пользу занятых в производственной 65 к 35.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Прогноз дальнейшего развития России

Россия до сих пор не может выйти на мировой рынок с какой-либо конкурентноспособной продукцией массового спроса. Для страны также характерен путь изоляционизма, отторжения ценностей глобализации и европеизации. Страну могут ждать трудности в связи с нарастающим социальным недовольством и территориальными проблемами. Однако у России есть все предпосылки для экономического и социального развития, так как здесь имеются людские, технологические и природные ресурсы.

К конкурентным преимуществам экономики России относится большое количество полезных ископаемых и дешевая рабочая сила

Характер внешнеэкономических связей определяется преимущественно внутренними факторами. По размеру территории Россия ‑ самая большая страна мира, по численности населения она занимает в мире шестое место после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии.

Экономический потенциал ‑ совокупность ее экономических ресурсов, природных и трудовых ресурсов, капитала, предпринимательской способности. В мире нет страны, наделенной так щедро, как Россия, естественными (природными) ресурсами.

В РФ самая большая площадь лесов и сельскохозяйственных угодий, крупные месторождения основных полезных ископаемых ‑ газа, угля, железной руды, очень велики запасы нефти, цветных и драгоценных металлов, алмазов, сырья для производства минеральных удобрений и др.

Природные ресурсы России, их экспортные поставки имеют большое значение для мировой экономики и особенно для стран СНГ. Российский экспорт в ближнее и дальнее зарубежье более чем наполовину состоит из промышленных сырьевых товаров, включая нефтепродукты. Если к этому добавить экспорт сельскохозяйственного сырья, а также вывоз товаров, в стоимости которых очень велика доля сырья, ‑ две трети.

Сугубо сырьевая специализация ставит под угрозу возможность реальной интеграции России в международное разделение труда и уменьшает связываемые с нею выгоды.

Проблемы:

    восстановление неоправданно заниженного курса рубля снижает конкурентоспособность сырьевой продукции на мировом рынке,

    этот сектор экономики, способный к участию в международном разделении труда, находится в крайне запущенном состоянии,

    все без исключения виды сырья, используемого в современной экономике, отличаются низкой (в сравнении с продукцией обрабатывающей промышленности и услугами) эластичностью спроса по доходу. Поэтому экспорт сырья обречен на замедленный рост. Причем уже начавшийся переход в мировой экономике к ресурсосберегающему типу развития со временем эту тенденцию еще больше усилит,

    низкая эластичность спроса по доходу и обострение конкуренции между поставщиками сырья на мировой рынок оказывают депрессивные воздействия на его цены.

Все это вместе взятое ставит экспортеров сырья в невыгодное положение, вынуждая их к наращиванию объемов предложения в обмен на необходимую им самим продукцию других секторов экономики.

Экспорт сырья в условиях нашей страны даже при благоприятных обстоятельствах не в состоянии обеспечить недостающие импульсы к развитию. Необходимы также обновление, диверсификация и облагораживание экспорта посредством включения в него широкого ассортимента промышленных и прежде всего капитало-, техно- и наукоемких товаров.

Экономический потенциал России характеризуется валовым внутренним продуктом (ВВП) и национальным богатством. По объему ВВП занимает 10‑11-е место в мире и 7‑8-е место среди развитых стран (см.: Ж. “Мировая экономика и международные отношения”. № 12. 1996).

Базируясь на оценках объема ВВП России по паритету покупательной способности рубля, в 1990 году ВВП на душу населения составлял 6,5‑8,5 тыс.долл., а в 1993 году ‑ 5,0‑6,0 тыс.долл., в 1998 году – и того меньше, а в 7 ведущих странах мира ‑ не менее 16 тыс.долл. По этому показателю Россия находится в конце ряда промышленно развитых стран мира.

Распределение занятого населения по отраслям позволяет также сделать вывод о том, что Россия скорее промышленно развитая , чем развивающаяся страна.

В сельском и лесном хозяйствах занято 13% работающих, основная масса занятых сосредоточена в промышленности и строительстве ‑ 42% и в сфере услуг ‑ 45%.

В сфере услуг большинство работает на транспорте, в связи, здравоохранении, образовании, кредитовании и страховании, науке и научном обслуживании.

Производство вооружения, многих видов продукции двойного назначения (гражданские самолеты и суда) и традиционных продуктов производственного назначения (электроэнергия, энергоносители, металлы, цемент, минеральные удобрения, станки, тракторы) достаточно велико.

Невысок по сравнению с ведущими промышленно развитыми странами выпуск в расчете на душу населения большинства наиболее современных видов инвестиционных товаров (электроника, биотехнологические товары) и дорогостоящей потребительской продукции (квартиры, легковые автомобили, видеоаппаратура).

По этому показателю Россию можно отнести к числу промышленно развитых стран, но как заметно отстающую от основного ядра страну этой группы, и отстающую, прежде всего по производству современной гражданской продукции производственного и потребительского назначения, а также продовольствия.

Отставание в производстве этой продукции во многом определяет товарную структуру российского импорта. Сильная зависимость от импорта наблюдается по машинам и оборудованию ‑ Россия ввозит из ближнего зарубежья намного больше металлорежущих станков, чем вывозит туда, по прокату, хлопку, продовольствию и другим потребительским товарам.

На Россию приходится около 1% мировой торговли, и по этому показателю она занимает 10‑12-е место в мире .

По объему экспорта Россия поднялась с 24-го места в 1992 году на 20-е в 1994 году. Однако следует отметить, что по сравнению с масштабами национальной экономики объем российского экспорта невелик.

В списке экспортеров впереди России Голландия, Бельгия, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Южная Корея (см.: Деловой мир, 7 декабря 1995 г.).

Товарная структура внешней торговли России с дальним зарубежьем характерна для развивающейся страны: она обменивает в основном топливо, другое сырье и продукты неглубокой степени переработки на продовольствие, потребительские товары и машинотехнические изделия.

Более прогрессивная структура торговли с бывшими советскими республиками: в российском экспорте в эти страны намного выше доля машинотехнической продукции ‑ около 30%.

Вывод: по многим показателям Россия относится к развитым странам, а по некоторым ‑ к развивающимся .

Нет оснований для вывода об обреченности России на роль сырьевого придатка в мировом хозяйстве.

Анализируя будущие варианты интеграции России в мировое хозяйство, необходимо учитывать следующие главные конкурентные преимущества России помимо ее огромных сырьевых богатств :

    достаточно высокий уровень квалификации рабочей силы и ее сравнительно низкая цена;

    большие масштабы накопленных основных фондов, особенно в промышленности, позволяющие выпускать капиталоемкую продукцию;

    наличие мощного научно-технического потенциала и уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов промышленности.

Реализация названных выше преимуществ затрудняется целым рядом основных конкурентных слабостей:

    отсутствие в стране полноценной системы поддержки ее экспортного потенциала;

    значительная часть основных фондов сильно изношена и морально устарела;

    основная масса конкурентных технологий сосредоточена в ВПК;

    экономическая и политическая нестабильность, не устоявшийся хозяйственный механизм препятствуют производству конкурентоспособных товаров и услуг.

Важнейшая составная часть общенациональной стратегии развития ‑ ориентация на более глубокое и разностороннее включение в международное разделение труда. Этого можно добиться наращивая экспорт и осовременивая его структуру, содействуя расширению ассортимента вывозимых товаров, наполняя его высокотехнологичной и наукоемкой продукцией.

Для этого необходимо большую долю всех валютных поступлений направлять на модернизацию и развитие, прежде всего тех производств, которые обладают реальными или потенциальными сравнительными преимуществами, обеспечивающими их конкурентоспособность на мировом рынке.

Народы, активно участвовавшие в международном разделении труда, неизменно добивались успехов в экономических отношениях. Так будет и в наше время, когда решающим ресурсом становятся уже не столько запасы нефти или газа, не подземные кладовые руд черных или цветных металлов, не плодородные почвы или леса, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал общества.

Доступ же к мировым ресурсам научно-технической информации, возможность развивать собственный потенциал в этой области обеспечиваются лишь активным участием в системе международных экономических и научно-технических связей.

Россия на мировом рынке научно-технических знаний.

Мировой рынок находится в постоянном движении от одного устойчивого состояния к другому. Движущей силой этой эволюции выступают столь же постоянные нарушения равновесия системы, порождаемые появлением все новых и новых товаров и услуг, а вместе с ними ‑ новых потребностей мирового сообщества, новых технологических связей в сфере производства, новых методов конкуренции, новых организационных и правовых форм ее упорядочения. Каждая страна, включаясь в эту систему, вынуждена приспосабливаться к тому конкурентному ее состоянию, которое существует на данный момент.

В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира, когда в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия, конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись, прежде всего, ее природными ресурсами: землей, климатическими условиями, полезными ископаемыми.

С переходом стран к машинному производству ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Это придало международному рынку и конкуренции невиданный прежде динамизм, так как в отличие от рынка базовых товаров, характеризующихся высокой стабильностью качественных параметров и столь же устойчивыми условиями и формами конкурентной борьбы, готовые изделия по самой своей природе способны иметь множество вариаций, число которых определяется изобретательностью производителей и их технологическими возможностями.

В ХХ веке доля готовых изделий в международном обмене стала стремительно расти: с 40,9% в 1955 году до 71,5% в 1994 году. Особенно быстро расширяется при этом доля продукции машиностроения, которая за последние 40 лет увеличилась в 1,9 раза и превышает теперь удельный вес продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности, вместе взятых. (см.: И.А. Спиридонов. Международная конкуренция и Россия. – М.: ИНФРА-М, 1997).

В сущности, рынок базовых товаров и рынок готовых изделий ‑ это две качественно различные части рыночного пространства со своими правилами игры. Во второй половине ХХ века в условиях бурного развития автоматизации, электроники, биотехнологии мировой рынок можно подразделить на три ‑ рынок низко-, средне- и высокотехнологичных изделий.

ко второй ‑ станки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки;

к третьей ‑ аэрокосмическая техника, автоматизированное оборудование и информационная техника, электроника, фармацевтика, точные и измерительные приборы, электрооборудование.

Быстро расширяющиеся верхние этажи этой структуры представляют сферу ожесточенной конкуренции между индустриальными странами, вовлеченными в гонку научно-технических инноваций и не заинтересованными в появлении на этом поле новых претендентов на какую-то долю рынка.

Средний этаж ‑ рынок средне- и низко технологичных, трудоинтенсивных готовых изделий и полуфабрикатов, на котором ведут борьбу новые индустриальные страны.

Нижний этаж ‑ это в основном удел менее развитых стран, специализирующихся на экспорте ресурсо- и трудоемких товаров. Здесь тоже достаточно соперников, борющихся за свою долю на рынке, который относительно сужается.

Различные этажи мирового рынка отличаются друг от друга прежде всего характером конкуренции .

Конкурентоспособность базовых ресурсов определяется двумя составляющими : их природными качествами и издержками производства, хранения и транспортировки.

Главным фактором их конкурентоспособности на мировом рынке является цена, а точнее, лежащие в ее основе издержки производства, хранения и перевозки. Эти издержки в свою очередь определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда.

Другое дело ‑ готовые изделия. Здесь основа конкуренции не столько цена, сколько потребительские свойства товара. Это в значительной мере обусловлено тем, что качество готовых изделий по самой своей природе изменчиво, неустойчиво.

Качество готовых изделий ‑ решающий фактор их конкурентоспособности на мировом рынке.

Особенности международной торговли готовыми изделиями. Во-первых, поскольку оптимум качества и цены приобретаемых готовых изделий обычно зависит от платежеспособности импортера, потребительские товары самого лучшего качества импортируются преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения, изделия среднего качества ‑ в страны с умеренными доходами и т.д.

Поэтому государства с более или менее схожими уровнями по душевых доходов склонны иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия. Эта концепция «совпадающего» спроса частично объясняет, почему обмен готовыми изделиями высокого качества, в том числе высокотехнологичными товарами, наиболее интенсивно протекает между богатыми странами.

Основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары и полуфабрикаты. Поэтому дело здесь не столько в высоких доходах населения, сколько в высоком уровне производственной культуры, культуры быта и досуга, который предопределяет структуру импортного спроса на оборудование и прочие инвестиционные товары.

Другой вывод состоит в том, что страны с близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с другом различными вариантами однотипных готовых изделий. Структуры их спроса и предложения готовых изделий очень близки, но не совпадают абсолютно хотя бы потому, что инновация в производстве того или иного продукта появляется сначала в какой-то стране.

А поскольку в высокоразвитых странах инновации имеют место если не одновременно, то постоянно, у них всегда есть возможность обмениваться новинками готовых изделий, не говоря уже об обмене полуфабрикатами в процессе производственного кооперирования. Поэтому между такими странами особенно интенсивно развивается внутриотраслевая торговля.

Названные особенности конкуренции определяют и торговую политику государств, т.е. степень тарифной и нетарифной защиты ими своего внутреннего рынка.

Наименьшего протекционизма требуют обычно рынки базовых ресурсов. Если такие ресурсы в стране имеются, то конкуренция со стороны привозного топлива, сырья, лесоматериалов, как правило, не опасна: местные ресурсы обычно обходятся дешевле, хотя бы уже в силу меньших издержек на транспортировку. Если базовых ресурсов в стране мало, то защищать внутренний рынок не стоит.

Сложнее решается эта проблема в отношении частично обработанных продуктов: чем выше степень их обработки, тем опаснее конкуренция извне, особенно для молодой национальной отрасли промышленности.

Наиболее чувствительны к внешней конкуренции производители готовых изделий. Если зарубежные поставщики обладают весомым преимуществом в неценовой конкуренции, они имеют возможность потеснить местных товаропроизводителей даже на их внутреннем рынке, а при существенном разрыве в качестве и цене ‑ просто разорить их. Поэтому степень открытости рынков готовых изделий находится постоянно в поле зрения правительства.

Рынки готовых изделий являются объектом сильнейшего протекционизма. Тарифные барьеры против импорта готовых изделий в развивающихся странах в среднем втрое выше, чем в развитых. И чем менее развита страна, тем сильнее такая защита.

Даже ведущие промышленные страны ослабляют тарифные барьеры выборочно: менее всего защищаются внутренние рынки сырья и топлива. Сильнее всего защищались, и будут защищаться рынки транспортных средств, где сбываются не только автомобили, но и авиационная и космическая техника. Характерно, что при общем понижении абсолютного уровня всех тарифов после Уругвайского раунда разрыв между средним уровнем защиты рынков топливно-сырьевых ресурсов и остальных товарных групп не сузился, а расширился.

Эволюция мирового торгового режима состоит, прежде всего, в том, что ведущие страны мира, продвигаясь все дальше по ступеням технического прогресса, изменяют товарную структуру собственного производства и мирового товарооборота, увеличивая в ней долю все более техноемких и наукоемких изделий.

При этом, используя систему международного разделения труда, они “передают” менее развитым странам значительную часть добычи базовых ресурсов, производства материало-, трудоемких и вообще менее техноемких готовых изделий. Вследствие этого лидеры мировой экономики утрачивают интерес к защите отечественных производителей таких изделий.

Более того, поскольку их теперь приходится в основном импортировать, эти страны стремятся удешевить их для своих потребителей путем снижения либо даже полного устранения импортных тарифных барьеров.

Основная конкурентная борьба между этими странами перемещается в новейшие отрасли науко- и техноемкого производства: здесь срочно возводятся тарифные и нетарифные барьеры, включая специальные ставки налогов, технические стандарты и т.п.

Такая смена фаз в торговой политике мировых экономических лидеров повторяется с каждым крупным сдвигом в структуре мирового материального производства. На их долю приходится основная часть мирового экспорта готовых изделий (в начале 90-х годов ‑ около 80%).

На мировых рынках высокотехнологичных товаров доминирование промышленно развитых стран является подавляющим: по электрическим машинам их доля составляет 84,2%, по неэлектрическим ‑ 90,1, по двигателям внутреннего сгорания ‑ 90,4, по фармацевтическим изделиям ‑ 91,9, по средствам пассажирского автотранспорта ‑ 94,8% (см.: МЭиМО, № 1. 1997).

Естественно, что эти государства, договариваясь между собой на двусторонней или многосторонней основе (в рамках ВТО), устанавливают правила игры на таких сегментах мирового рынка. И всякому вновь входящему туда приходится принимать эти правила почти безоговорочно. Для входящих на этот рынок ‑ достаточно высокие тарифы на импорт новых товаров.

Такое положение ставит отставшие от авангарда страны перед выбором: либо самостоятельно определять степень защиты собственного внутреннего рынка, но оставаться при этом изгоями современной мировой торгово-политической системы, дискриминируемыми на рынках стран-членов ВТО, либо получить доступ к действующим здесь льготам, приняв на себя довольно жесткие обязательства относительно либерализации торгово-политического режима.

Учитывая, что в мировом хозяйстве идет интенсивная перегруппировка сил, меняется соотношение между традиционными центрами мировой экономики, на передний план выходят новые страны и региональные группировки, чрезвычайно важно определить, каково положение в этой системе отношений.

1Кредитно-денежная политика направлена на прямое управление кредитной активностью иимеет рестрикционный характер в период бума. Во время спада , онастановится экстенсивной, т.е. вызывающей пробуждение кредитной активности.

2Кейнс ввел в оборот термин «мультипликатор» (множитель), в частности мультипликатор инвестиций, то есть показатель кратности возрастания валового национального продукта при впрыскивании госинвестиций. Эти инвестиции вызывают последовательность инвестиционных процессов и именно поэтому эффективна теория «эффективного спроса» Дж. Кейнса.



Похожие статьи