Налоги как экономическая и финансовая категория. Курсовая работа налоги как экономическая категория

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложение собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т.д. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливался в зависимости от политической и социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога Фишер С., Дорнбуш Р., Шмадензи Р. «Экономика» М.: «Дело» , 2003г..

Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства.

Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направления его деятельности и соответственно функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. Объективность такой взаимосвязи (взаимной зависимости государства и налогов) доказывается и тем, что по мере развития общества и государства произошли изменения и в самом налогообложении. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться, поскольку государству нужны были дополнительные средства для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, рынков сырья и сбыт готовой продукции Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2005.

С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог - это плата (цена) за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог - это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.:ИНФРА-М.: 2005 г..

НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение содержит следующие признаки налога:

Обязательность - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

Индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;

Уплата в денежной форме - уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;

Цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог - категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Схожий подход реализован в НК РФ, где налогом является безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2005.

Отчуждение собственности в результате налоговых отношений происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или иной собственности, которая служит основой экономических отношений.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти - с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

§ обязательность;

§ индивидуальная безвозмездность;

§ отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

§ направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

§ обязательность;

§ одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

§ Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

§ Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей. Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции: 1) регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики; 2) перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.; 3) фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90 % доходов; 4) контрольную – с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов; 5) стимулирующую – через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

§ Классификация налогов:

§ 1. По объекту обложения – прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные и реальные. Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.

§ 2. По субъектам обложения – раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.

3. По месту поступления – закрепленные и регулирующие.

4. По уровню управления – федеральные, региональные и местные.

5. По цели использования – общие и целевые.

6. По срокам оплаты – регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).

Основные условия установления налога: категории налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок и порядок уплаты налога; налоговые льготы.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз)товаров на территорию России и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное (подушное), пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Категория "система налогов и сборов" появилась в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".

Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения, то есть, во-первых, государственные и муниципальные органы, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или, иными словами, различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов) . Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".


Налог — это платеж, носящий обязательный характер, который взимается государством с юридических и физических лиц по специально законодательно установленной ставке. Тем самым, налог выступает незаменимым элементом в процессе регулирования экономических рыночных отношений в общественной жизни. Обладая свойством финансового обеспечения, налогообложение решает многие вопросы государственной социальной и экономической политики, в области прямого регулирования доходов страны, а также в части поддержания стабильности поведения субъектов хозяйственных форм собственности, и установления уровня состоятельности и платёжеспособности всех слоев населения. Это позволяет уверенно утверждать, что государственное экономическое развитие и налоги, связано самым теснейшим образом.

Налог можно рассматривать как историческое, экономическое и правовое явление. Все эти категории в процессе устойчивого взаимодействия образуют полноценную налоговую систему. Благодаря наделению сущности налогов глубоким историческим качеством, можно, несомненно, утверждать, что они выступают в роли некой экономической категории.

Впервые экономическая сущность налогов была выделена в работах английского ученого Д.Рикардо. По мнению зарубежного экономиста, налог является полноценным продуктом труда каждой страны и носит императивный характер, что гарантирует государству его абсолютную уплату. Исходя из этого, экономическая природа налогов, в первую очередь, характеризуется материально-денежными отношениями, возникающими между государством и физическими, а также юридическими лицами.

Налог как экономическая правовая категория

Периодическое усовершенствование системы налогообложения в нашей стране, всегда порождало возникновение коренных изменений и экономических сломов форм государственного устройства и управления. В обществе современного периода, налог является ведущей экономической формой заимствования финансовых средств налогоплательщиков, с целью их внесения в общий доход государства. Налог как экономическая правовая категория проявляется в механизме взаимодействия самого государства с общественным производством, его структурой и динамикой, что оказывает влияние на развитие НТП.

Экономические элементы налога, как основание его взимания

Экономические элементы налога должны быть закреплены в законодательных актах любого государства, для того чтобы, процедура их взимания с граждан и организаций, имела правовой фундамент. Элементы налога – это основополагающие принципы организации и построения системы налогообложения.

Итак, налог имеет следующие экономические элементы:

— плательщик налогов;
— объект налогового обложения;
— налоговая база;
— льготы по налогам;
— единица обложения налогом;
— ставка;
— установленный порядок начисления;
— налоговый оклад;
— источник образования налога;
— период, порядок и срок уплаты налога.

Налоги в системе экономических отношений

С точки зрения экономической, налоги выступают фискальным инструментом, обладающим способностью косвенным образом, регулировать масштабные процессы в экономике. С правовой точки зрения, отношения в области налогообложения и уплаты налогов, образуют систему специфичных юридических обязательств с участием государства и субъекта налогообложения.
Участие налогов в системе экономических отношений естественным образом порождает правильное существование и развитие государства. Государственное изъятие денежных средств, носящее обязательный характер их уплаты, производится с целью поддержки общественного строя, что, безусловно, подтверждает экономическую сущность налогов.

1 Введение

1.2 Сущность налога. Основные принципы налогообложения.

1.2 Классификация и виды налогов.

1.3 Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования.

2 Бюджетный федерализм.

2.1 Состав единой налоговой системы в Российской Федерации.

2.1.1. Налогообложение предприятий.

2.1.2. Налогообложение физических лиц.

3 Системы налогообложения развитых стран.

Недостатки налоговой системы РФ и пути ее усовершенствования. Тенденции ее развития.

Введение

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплатильщиков и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще… Таким образом, для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как экономической категории.

I . Налоги как экономическая категория.

Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономичкскую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."

Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

В XIX в. налоги прочно вошли в систему рыночного хозяйства, стали неотъемлемым элементом общественного воспроизводства. Сегодня налоги выступают важнейшей экономической категорией.

Субъекты рыночной экономики в процессе своей хозяйственной деятельности создают продукт, доход, который в масштабе национальной экономики формирует внутренний валовый продукт (ВВП). Уплата налогов означает, что хозяйствующий субъект передает часть своего дохода в собственность государства для формирования доходов бюджета. Таким образом, в процессе уплаты налогов происходит перераспределение ВВП. Часть созданного в индивидуальном хозяйстве дохода переходит из частной собственности в собственность государства. представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета государства. В настоящее время посредством налогов перераспределяется значительная часть

ВВП. По данным Минфина России величина налоговых сборов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей) составляет в настоящее время 34,2% ВВП .

Внутренняя сущность налогов как экономической категории имеет внешние формы проявления. С точки зрения государства налоги принимают форму доходов. С позиции другого участника налоговых отношений (налогоплательщика) налоги выступают в форме изъятия части созданного им дохода, т.е. расхода. У каждого участника налоговых отношений формируется свой экономический интерес. Причем эти интересы противоречивы. Государство заинтересовано в росте налоговых доходов, так как это позволит ему лучше выполнять возложенные на него публичные функции, которые расширяются по мере развития общества. Налогоплательщик, наоборот, заинтересован в снижении налогов, так как это позволит ему снизить расходы бизнеса, увеличить ту долю дохода, которая останется в его распоряжении на потребление и накопление.

Указанное противоречие приводит к тому, что каждая сторона формирует собственную систему защиты своих экономических интересов.

Налогоплательщики используют две основные модели поведения, которые направлены на снижение величины налоговых платежей. Первая модель получила название «уклонение от налогов». Суть этой модели поведения состоит в том, что налогоплательщик сознательно нарушает налоговое законодательство: скрывает доходы и объекты налогообложения, не представляет или несвоевременно представляет в налоговые органы документы, необходимые для исчисления уплаты налогов, незаконно применяет налоговые льготы. Другая модель поведения получила название налоговое планирование. Она является своего рода компромиссом. Налогоплательщик не нарушает налоговое законодательство, по при этом снижает суммы налоговых платежей. Налоговое планирование – это легитимная деятельность налогоплательщика, направленная на снижение его налоговых обязательств. Сложность современного налогового законодательства, неоднозначность трактовки его отдельных норм позволяют налогоплательщику разрабатывать легитимные методы снижения налогов. Можно говорить о том, что налоговое планирование является системой защиты экономического интереса налогоплательщика.

Стремление налогоплательщика снизить величину уплачиваемых им налогов объяснимо и объективно. Однако практическое воплощение этого стремления нарушает экономический интерес государства. Для защиты своего интереса государство совершенствует налоговое законодательство, а также создает систему налогового контроля. В Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством налоговый контроль осуществляют налоговые органы. Они проводят контроль «за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей» (п. 1 ст. 30 НК).

Осуществление контроля без применения наказания к тем, кто нарушает налоговое законодательство, было бы совершенно бесполезным. Поэтому система защиты экономического интереса государства должна включать также и систему налоговых санкций (штрафов) для нарушителей налогового законодательства. С этой целью в НК включен специальный разд. VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

  • Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

3. Сущность налогов как финансово-экономической категории. Субъекты налоговых отношений

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством и с появлением государства.

Специфические признаки налогов:

Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

Принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;

Участие в экономических процессах общества.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик;

4) Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в России (далее – налоговые органы);

5) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения (далее – таможенные органы);

6) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее – сборщики налогов и сборов);

7) финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (далее – финансовые органы), иные уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;

8) органы государственных внебюджетных фондов.

Налог как экономическая категория выполняет функцию

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сущность налога — это изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

1. Прямые функции

1.1 Фискальная — изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

1.2 Регулирующая — регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системы. С помощью налогов гос-во может регулировать темпы экономического роста. Уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей регионов, отдельных п/п. Таким образом, налог выполняет функцию встроенного регулятора.

2.1 Перераспределительная — При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

2.2 Контрольная — при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

2.3 Стимулирующая — при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

2.4 Социальная функция — за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физ. и юр. лиц.

1. Налоги по способу взимания.

— Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

— Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

2. В зависимости от характера ставок различают:

— Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход.

— Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

Пропорциональный налог – это, когда применятся единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

3. Налоги в зависимости от источников их покрытия группируются следующим образом:

1) налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) — земельный налог, страховые взносы;

2) налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг) — НДС, акцизы, экспортные тарифы;

3) налоги, расходы по которым относятся на финансовый результат- налог на прибыль, на имущество предприятия, на рекламу, некоторые целевые сборы;

4) налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятий — лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах.

Налоги как экономическая категория

Известно, что с первых шагов своего существования государство выполняет определенные услуги: охраняет границы; развивает экономику; оказывает помощь населению; развивает науку, культуру, здравоохранение, образование. Налоги - это плата за эти услуги.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном счете на экономику общества.
Французский философ-социалист Пьер Прудон верно определял сущность налога - это вопрос о государстве. Налоги - это более поздняя форма государственных доходов.

Еще в первой половине XVI1 в. английский Парламент не хотел признавать постоянство налогов. Но уже в XVIII в. Президент США Франклин сказал знаменитые слова: «Платить налоги и умереть должен каждый!».

Карл Маркс характеризовал налоги как материнскую грудь, кормящую правительство. Затем начинают создаваться теории, оправдывающие налоги как плату за услуги государства. Налог - плата каждого гражданина за охрану его жизни и собственности, социальную помощь, развитие экономики. Эту точку зрения разделял Адам Смит.

Но уже СЮ. Витте - министр финансов при Александре III - определил налоги, как принудительные сборы с дохода и имущества подданных ради осуществления государственной системы. Но если у государства есть желание больше привлечь налогов, то у налогоплательщиков нет желания их платить. На этом фоне идут дебаты, споры, и достигается определенный оптимум.

При определении налогового бремени учитываются следующие факторы:
1) стоимость услуг государства;
2) экономический уровень общества;
3) прожиточный минимум;
4) политика государства;
5) социальные факторы.

У налогов есть определенные позитивные характеристики. Это инструмент:
■ позволяющий собирать доходы государства;
■ помогающий более справедливо распределять налоговое бремя;
■ обладающий стимулирующим воздействием;
■ через систему налогового обложения государство воздействует
на личное потребление и регулирует спрос.

Следует отметить, что во всем мире доля налогового обложения возрастает.

Так, примерная доля налогов в ВВП составляет: в конце IX в. - 15 %; в середине XX в. - 25 % в начале XXI в. - 40 %.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, одно из главных мест отводится налогам.

Налоговая политика используется в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка (продажа алкоголя, табака, казино). Применение налогов позволяет сочетать общегосударственные интересы с коммерческими интересами предпринимателей.

Отход от директивных методов управления делает налоги одним из действенных методов воздействия на субъекты рынка, поэтому знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса. Известно, что кривая Лаффера тесно увязывает налоговые выплаты с тенденцией экономического развития, и если налоговое бремя переходит объективные границы, начинается спад производства, инвестиций, спроса. Всякие непродуманные налоговые изменения самым неожиданным образом могут сказаться на экономике страны и жизненном уровне населения. Прежде всего начинается поиск ухода от налогов, переложение налоговой нагрузки на потребителей, клиентов и т.д.

Опыт построения налоговых систем развитых зарубежных стран позволяет сделать выводы, что налогообложение строится на следующих принципах:
1) простоте и ясности построения налога;
2) однократности обложения;
3) социальной справедливости;
4) адресности обложения;
5) дифференциале ставок;
6) льготном обложении.

Задача состоит не только в том, чтобы больше собрать налогов, но и чтобы дать возможность предпринимателю развивать и расширять свою предпринимательскую деятельность. Чем богаче страна, тем больше будет и налогов.
Величина налогов должна соответствовать объему государственных услуг. Сравнение прямых и косвенных налогов говорит о преимуществе прямых - адресных. Но тенденция Запада, а также и России нацелена на усиление налоговых платежей физических лиц через косвенное обложение.
Налоги выполняют функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую.

Фискальная - основная функция. Она направлена на перераспределение первичных доходов юридических и физических лиц согласно существующей налоговой системе. Чем лучше она выполняется, тем успешнее осуществляются расходы. В бюджете РФ налоги составляют 80-90 % всех поступлений.

Регулирующая - нацелена на более дифференцированное налоговое обложение различных доходов, а также юридических и физических лиц. Налоговое обложение использует различные ставки налоговых сборов (производство товаров - 30 %, казино - 90 %). Физические лица с высокими доходами платят больше, чем малоимущие.

Стимулирующая - наличие льгот, налогового кредита, пониженных ставок - способствует более успешному развитию отдельного предприятия, отраслей, регионов.
Так, например, в США около 100 видов льгот, в Великобритании - 80. Во второй половине 1980-х гг. ведущие страны: Англия, Германия - провели крупномасштабные налоговые реформы, направленные на стимулирование деловой активности.

Сущность налога, его общественное назначение


Сущность налога, его общественное назначение

В.В. Нестеров,
директор Регионального вычислительного
центра МНС России в Чувашской Республике

Действующая система налогообложения была введена в 1991-1992 годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать стихийность рыночных процессов воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

С введением новой налоговой системы и приданием налогам важной роли в регулировании социально-экономических процессов и формировании доходной базы бюджетов разных уровней возникла необходимость организации специального аппарата управления и контроля за налогами. В результате были созданы налоговые органы Российской Федерации.

В соответствии с Законом РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» правовое положение Госналогслужбы России определялось как обособленного подразделения при Министерстве финансов, созданного на базе отдела, управления государственных доходов. Позже Госналогслужбе России был придан статус самостоятельного органа, и она была выведена из статуса Минфина России и включена в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту и Правительству Российской Федерации. Это было сделано в целях повышения роли укрепления и обеспечения независимой деятельности Госналогслужбы России и объективности контрольной работы. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 23.12.1998 N 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» она получила статус министерства.

Как известно, блок необходимых законов, нормативно обеспечивающих налоговую систему Российской Федерации, был принят в конце 1991 года, а начиная с 1992 года эти акты вступили в действие. С того времени в налоговое законодательство внесено значительное количество изменений и дополнений, что в основном связано с приведением налоговой системы в соответствие с новыми политическими и экономическими процессами, которые разворачивались в стране.

Экономическая ситуация диктовала необходимость проведения налоговой реформы. Пути и способы осуществления преобразований были предметом обсуждения на представительных собраниях научной и деловой общественности, в средствах массовой информации.

Для преодоления имеющихся недостатков в налоговой системе предлагалось доработать и законодательно утвердить Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Наконец, в результате продолжительной работы Государственная Дума приняла 16 июня 1998 года, Совет Федерации одобрил 17 июля 1998 года часть первую НК РФ, и Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Сразу же после опубликования НК РФ ученые, экономисты, юристы начали вносить множество предложений по корректировке, изменению и дополнению многих статей указанного Кодекса. Потребовался год, чтобы изучить их, проверить на практике, подготовить, согласовать и принять эти поправки. Поэтому, по своему значению и последствиям для цивилизованных налоговых отношений принятый Государственный Думой и подписанный Президентом Российской Федерации в июле 1999 года Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ» трудно переоценить.

Не раскрывая сути внесенных изменений, зададимся вопросом: почему в течение последних десяти лет постоянно говорят о необходимости налоговой реформы, неужели неоднократно проведенные преобразования в налоговой системе были ошибочными или недостаточными для того, чтобы налоги выполняли свое общественное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства?

Разумеется, чтобы разобраться в этих вопросах, следует прежде всего попытаться всесторонне проанализировать, учтены ли при проведении налоговой реформы требования экономических законов. Для выполнения этой важной, но сложной задачи необходимо рассмотреть и раскрыть сущность налога и его общественное назначение. Налог как экономическая категория существует помимо воли одного лица, группы лиц. Однако государство может использовать эту категорию как во благо общества, так и во вред ему. Научная обоснованность налоговых форм зависит как от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, так и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости. Здесь особую важность приобретает проблема собственности. Если формы собственности существуют в обществе на паритетных началах, дискриминация отдельных форм отсутствует, то и отдельные виды налогов должны в максимально возможной степени раскрывать потенциал налога, как такового. Налог выражает отношения собственности. При ее равномерном распределении в обществе происходит и равно напряженное налоговое обложение. В таких условиях можно говорить об известной степени оптимальности налоговой системы.

Налоговые отношения — это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Эти доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства — бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.

На страницах экономической печати и в нормативных документах закрепился термин «бюджетно-налоговые отношения». В нем, на наш взгляд, наиболее точно выражена специфика экономической категории налога.

Налог — категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счет централизации части финанEFFNVнтрализация указанных ресурсов осуществляется для того, чтобы:

— способствовать возобновлению воспроизводственных процессов;

— обеспечивать существование нетрудоспособных лиц и непроизводственной сферы;

— обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;

— проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследования;

— создавать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

В связи с этим часть созданной в производстве стоимости в форме финансовых ресурсов изымается в безэквивалентном, безвозвратном и одностороннем порядке. Такое движение финансовых ресурсов и отличает налоговые отношения от других перераспределительных отношений.

Налогу с позиции всеобщности свойственны отличительные черты, создающие индивидуальную специфику общественного предназначения. В соответствии с этими признаками и формируется конкретная налоговая система, применительно к условиям базиса надстройки подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия.

Основными признаками налога, существующего на поверхности экономической действительности, уже как форма выражения сущности экономической категории, являются следующие:

— налог — обязательный денежный платеж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно;

— в налоге выражен повсеместный охват дохода, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;

— налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно-технической основе.

В налоге должны соизмеряться на практике его фискальные и регулирующие «способности».

Последнее свойство налога наиболее значимо, ибо оно обеспечивает наибольшую рациональность налогового механизма.

Использование налога на практике подчиняется четким принципам. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные или организационно-экономические. Фундаментальные принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного пространства и времени. Воспринимая налог как объективно существующую абстракцию реальных отношений распределения стоимости, мы представляем, что при этом складываются отношения между государством и хозяйствующими субъектами по изъятию из хозяйственного оборота средств на общественные нужды.

Фундаментальные принципы существования налога (научно осознанного в процессе налогообложения) были разработаны Адамом Смитом:

1. «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходам, которыми он пользуется под охраной правительства». Это — принцип равенства налогообложения.

2. «Налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому». Это — принцип определенности.

3. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика». Это — принцип удобства.

4. «Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Это — принцип дешевизны.

В условиях тоталитарного государства налог утрачивает эти принципы. Налогообложение приобретает одностороннюю фискальную направленность.

Налог становится простой формой субъективистского управления перераспределением созданной стоимости. Такое использование налога преследует единственную цель: за счет максимальной централизации валового национального продукта в руках государства обеспечить экономические устои тоталитарного государства.

Отсюда следует, что вопросы сущности налога как экономической категории важны не только с научной точки зрения, они необходимы и для практики. Поэтому в случае принятия законов о налоговой системе или налогообложении без учета требований экономических законов в реальной жизни происходит утрата налогом своей объективности, то есть его отрыв от экономического базиса. И это непосредственно влияет на экономические интересы граждан, снижая, а зачастую и препятствуя их удовлетворению.

Таким образом, экономическое содержание понятия «налог» — двуедино:

а) налог — это теоретическая абстракция реально существующих производственных отношений перераспределительного характера, то есть экономическая, объективная категория;

б) налог — это практическая форма существования этой категории на поверхности экономической действительности в виде целенаправленного орудия воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводства, то есть способ управления ими, формы существования категории. Налог на практике — это виды налогов и системы управления ими.

На практике не существует разграничения между понятиями «налог как экономическая категория» и «налог как реальная форма движения денежных средств от их создателей в пользу государства». Однако это неоднозначные понятия. Налог как экономическая категория столь же отличен от конкретного вида налога, например, на прибыль, доход, прирост капитала, добавленную стоимость, имущество и т.д., как могут быть отличны, например, прогнозируемые запасы нефти по качественному и количественному содержанию от тех, которые будут извлечены на поверхность и использованы с той или иной пользой для общества.

Далее рассмотрим функции налога, проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Посредством фискальной функции часть финансовых ресурсов перераспределяется в пользу государства. Это перераспределение должно осуществляться по мере экономической целесообразности, то есть так, чтобы обеспечить общегосударственные интересы и не нарушить нормальный ход воспроизводства. Следовательно, налоги в дополнение к фискальной функции должны выполнять и регулирующую функцию по отношению к производству, обмену, распределению и потреблению.

Регулирующая налоговая функция проявляется на практике в двух плоскостях: в виде льгот и санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налога. Контрольное свойство всей системы налогообложения заложено в ней благодаря самой сути налога как экономической категории. Перераспределение финансовых ресурсов налоговым методом неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами этого процесса. Любое движение стоимости в денежной форме должно сопровождаться постоянным контролем за ним. Следовательно, налоговое регулирование несет нагрузку и контрольного свойства.

Таким образом, функциональное предназначение налога объективно определяется сущностным потенциалом налога и не зависит от одностороннего волеизъявления государства. На практике оно может быть деформировано. Особенно это относится к регулирующей функции налога. Фискальная функция налога реальна во всех общественно-политических формациях, а регулирующая функция может существовать номинально, то есть только теоретически. Это может быть в случае, если внутренний потенциал налога, его сущностное предназначение не используется или используется в искаженном виде государством из-за субъективистских подходов к выбору видов налогов и определению условий их действия. При этом складываются негативные тенденции развития налогов. Номинальной остается регулирующая налоговая функция и в том случае, когда система налогообложения не учитывает требований объективных экономических законов и используется государственной властью в одностороннем порядке: только в целях формирования максимального бюджета в ущерб потребностей экономики. Эти тенденции вредны экономике.

Функции налога неразрывно взаимосвязаны между собой. Рациональность действующего налогообложения, на наш взгляд, определяется при прочих равных условиях степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. На практике это обеспечивается за счет установления оптимального уровня налоговых изъятий. В данном случае достигаются поставленные перед налогообложением цели: сформировать бюджет, не ущемляя экономические интересы налогоплательщиков. Взаимообусловленность функций налога обеспечивает эффективность всей системы налогообложения на практике. Поиск способов достижения относительного равновесия налоговых функций осуществляется непрерывно. По мере нахождения оптимальных, по мнению разработчиков, подходов к налогообложению, создаются различные налоговые концепции. Их содержание оценивается специалистами. Предложения по совершенствованию налогообложения должны учитывать реалии базиса и выноситься на обсуждение в государственные органы власти и управления. Из числа обсуждаемых налоговых концепций, разумеется, должны выбираться те, которые могут служить основанием для разработки налоговых законов.

Подчеркнем, что непреложным условием научно-практического поиска оптимального варианта налогообложения является незыблемость фундаментальных принципов существования налога на практике, которые определены как четыре классических правила налогообложения, содержание которых было рассмотрено выше. Иными словами, если налогу как экономической категории присущи указанные выше классические свойства, то и любая действительно налоговая форма должна быть в этой или иной степени наделена ими. В противном случае отдельные виды налогов будут только называться налогами, а в действительности представлять собой директивное изъятие финансовых ресурсов у их создателей.

Налоговая система должна быть свободной от малоэффективных налоговых форм, то есть от таких видов налогов, обеспечение сбора которых требует средств по объему, значительно превышающих суммы их фактического поступления в бюджет. Такие незначительные налоги только запутывают налоговую систему, затрудняют налоговый контроль, отвлекая работников от сложных и серьезных работ.

Более того, налоги сталкивают интересы государства и плательщиков. Роль налогов для каждого из них оценивается по-разному. Следовательно, роль налога абсолютно-позитивной быть не может, ибо она оценивается с разных позиций, позитивное для государства может негативно сказываться на доходе плательщика, и, наоборот, минимальные налоги не покроют потребности государства при выполнении им своих функций. Их экономические интересы различны и особенно далеки друг от друга в условиях кризисной экономики.

Рамки одной статьи не позволяют полностью раскрыть содержание рассматриваемых проблем, тем более обосновать необходимость учета требований экономических законов при налоговом регулировании.

В заключение отметим, что обеспечение позитивности налогообложения — задача сложная и противоречивая. Ее решение зависит от многих объективных и субъективных факторов. На налогообложение оказывают комплексное воздействие экономика и политика. Налогообложение является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества.



Похожие статьи