Налоговая отчетность по есхн. Кто может быть плательщиком есхн? Налоговая база и объекты

Для производителей сельхозпродукции на сегодняшний день есть два режима налогообложения. Общий режим ничем не отличается от того, который уплачивают все предприятия по умолчанию. Ну а специальный режим — это ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Он ориентирован именно на ту сферу, в которой работают аграрные предприятия. Ведь есть очень много специфических факторов, которые влияют на эти разновидности бизнеса (например, сезонные условия, климат, атмосферные и природные явления).

Рассмотрим ключевые особенности данного режима и основные изменения, которые коснулись ЕСХН в 2014 году.

Плательщики единого сельскохозяйственного налога

Не только производители аграрной продукции могут платить ЕСХН. Любые предприятия, которые занимаются реализацией сельхозпродукции, а также любые организации, занимающиеся рыболовством и рыбоводством, как и сельскохозяйственные кооперативы, могут перейти на ЕСХН в законном порядке.

Ключевое требование заключается в том, чтобы доход от реализации сельхозпродукции составлял не менее 70 % от общей суммы дохода. Если речь идёт о рыболовстве, то чтобы уплачивать единый сельскохозяйственный налог, необходимо иметь собственные или арендованные суда.

Отличия от ОСНО

В отличие от общего режима налогообложения, ЕСХН подразумевает свой собственный состав уплачиваемых взносов. Общая сумма налога складывается из следующих элементов:

  • налог на добавленную стоимость;
  • единый социальный налог;
  • имущественный налог. Здесь предусматриваются льготы для того имущества, которое применяется при изготовлении и хранении сельскохозяйственной продукции;
  • транспортный налог. Льгота предусматривается для сельхозтехники и грузовиков;
  • налог на прибыль. И здесь есть льготные ставки — для прибыль от реализации собственно сельхозпродукции;
  • земельный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • налог за загрязнение окружающей среды и за пользование водными объектами.

Разумеется, налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет и свои плюсы. Так, предприятия, уплачивающее ЕСХН, освобождаются в следующем порядке:

  1. ИП не нужно платить НДФЛ, налог н имущество и НДС (кроме импорта продукции).
  2. Организации освобождаются от налога на прибыль, налога на имущество и НДС (помимо импорта).

Все прочие налоговые взносы уплачиваются в том же порядке, какой действует при ОСНО.

Как перейти на ЕСХН

Если предприятие является производителем сельскохозяйственной продукции и соответствует законодательным требованиям, то переход на ЕСХН возможен двумя способами:

  • в общем порядке. Для этого требуется подать в налоговую организацию по месту регистрации бизнеса соответствующее заявление. Сделать это нужно в период между 20 октября и 31 декабря (ранее срок был меньше — до 20 декабря). Переход в этом случае будет осуществлён с начала нового календарного года;
  • сразу после регистрации ИП или юрлица. Необходимо подать заявление для перехода в ФНС в течение 30 дней после регистрации. Раньше этот срок составлял 5 дней. Переход в этом случае состоится непосредственно при постановке на налоговый учёт.

Как можно увидеть, правила стали даже проще, чем раньше. Хотя и до этого они не отличались особой сложностью. В течение года нельзя отказаться от уплаты ЕСХН. Если предприятие уже перешло на новую систему, то заявление об изменениях можно подавать до 15 февраля текущего года.

Однако есть, помимо этого, и принудительный порядок отмены ЕСХН. Её применяют в тех случаях, когда сельскохозяйственный производитель перестаёт быть таковым и занимается уже иной деятельностью. Если предприятие уже не производит сельхозпродукцию, то и уплачивать единый сельхозналог оно уже не может. Делается это также и в том случае, если доля доходов от продажи аграрной продукции в общей сумме доходов становится меньше, чем установленные законодательно 70 %.

Учёт доходов и расходов при ЕСХН

Если ИП или организация занимаются аграрной деятельностью и уплачивают ЕСХН, то они достаточно специализированы. Расходы и доходы при ЕСХН также учитываются специальным образом. Деньги, полученные от реализации произведённой продукции, могут быть потрачены и на заработную плату сотрудников, и на рекламу, и на основные производственные нужды. При уплате данного налога не существует привычной статьи «прочие расходы», и контролирующие налоговые организации строго следят за соблюдением данного условия.

Книгу учёта доходов и расходов вести не обязательно. Доходами официально признаются только те денежные средства, которые поступили в кассу предприятия или же на расчётные счета.

Налоговая декларация и налоговый период

Сам ЕСХН уплачивается по полугодиям, однако налоговый период составляет один календарный год. Авансовая часть налога уплачивается до 25 июля отчётного года, полностью же вся сумма должна быть выплачена до 31 марта следующего после этого года. Следовательно, и налоговая декларация по ЕСХН должна быть подана плательщиком в ФНС до 31 марта года, следующего за отчётным.

Если по каким-либо причинам деятельность плательщика прекращается, то подать налоговую декларацию он должен до 25 числа того месяца, который следует за тем, в течение которого была прекращена деятельность.

Налоговая ставка и налоговая база

Единый сельхозналог рассчитывается согласно правилам, которые перечислены в статье 346.9 Налогового кодекса РФ. Обычная налоговая ставка составляет 6 %. Следовательно, при расчёте необходимо размер налоговой базы умножить на 0,06. Ну а базой считается денежное выражение общей суммы доходов за вычетом общей суммы расходов. Налоговая база определяется простым методом: по нарастанию с начала нового календарного года суммируются все доходы и все расходы плательщика.

Если же расходы оказываются выше доходов, то деятельность плательщика официально признаётся убыточной. В этом случае он будет иметь право уменьшить налоговую базу на сумму, эквивалентную убыткам, понесённым в предыдущий год. Важный момент, который следует учитывать, состоит в том, что уменьшить налоговую базу можно не более чем на 30%. Если же сумма убытков превышает 30-процентный предел, то оставшуюся сумму убытка можно будет переносить на следующий налоговый период или даже на несколько периодов. Ограничение, которое действует в этом случае, составляет десять лет. Нельзя переносить сумму убытка на срок более десяти лет.

Нарушения и санкции за них

В Налоговом кодексе РФ подробно расписаны не только правила обложения налогом сельскохозяйственных предприятий, но и штрафные санкции за возможные нарушения установленного порядка. Основные моменты, которые следует знать, состоят в следующем:

  1. Если налогоплательщик (ИП или юридическое лицо) изменил профиль, или же доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции стала меньше 70%, то перестают соблюдаться условия, необходимые для права платить ЕСХН. В этом случае налоги за истёкший период должны быть пересчитаны в течение месяцы согласно ОСНО и уплачены по общим правилам.
  2. Если производится пересчёт, то плательщику начисляются также дополнительные пени за несвоевременную уплату налогов за первое полугодие отчётного года. Переход на ЕСХН в отношении данного налогоплательщика отменяется в принудительном порядке.
  3. Если налогоплательщик, нарушивший правила и освобождённый принудительно от уплаты ЕСХН, пожелает снова перейти на данную систему налогообложения, то сделать это можно будет только через год. Разумеется, если на момент подачи заявления будут соблюдены необходимые условия.

Какие плюсы и минусы имеет ЕСХН

Как и любая другая система, налог ЕСХН имеет свои преимущества и недостатки. Далеко не все предприятия, сделав предварительный расчёт, соглашаются с тем, что платить этот налог действительно выгодно. Так, заменяется налог на прибыль, который неуклонно растёт начиная с 2006 года. Так, если до 2006 года налог на прибыль имел ставку 0 %, то с 2007 года она составила уже 6 %, с 2009 года — 12 %, с 2012-го она возросла до 18 %, а с 2015 года составит уже 24 %. Таким образом, ЕСХН действительно способен сэкономить немало денег.

Но есть и «обратная сторона медали». Ведь реальная выгода от производственной или иной деятельности зависит от финансовой политики, а число факторов, способных повлиять на прибыльность, очень велико. Так, при отсутствии налоговых льгот на имущество переходить на ЕСХН очень выгодно, поскольку в этом случае реальные налоговые выплаты ИП или организации действительно станут намного меньше.

Из положительных моментов можно отметить следующие:

  • Гораздо проще вести бухгалтерский учёт на предприятии.
  • Общее количество налогов сокращается.
  • Выбирать новую систему налогообложения и перейти на неё можно в добровольном порядке, сделав предварительные расчёты и приняв решение.

Есть, конечно, и отрицательный момент. В основном невыгодно будет переходить на ЕСХН крупным предприятиям, которые имеют высокий производственный уровень. Ведь они теряют сумму налога на добавленную стоимость, которая возмещается бюджетом.

Последние изменения

С 2014 года вступили в действие поправки, которые позволили подавать заявление для перехода на ЕСХН не до 20 декабря текущего года, а до 31 декабря. Вместо самого заявления теперь также подаётся уведомление. Если же сразу после регистрации ИП или организация желают выбрать эту систему налогообложения, то сделать это можно не в течение пяти, а в течение 30 дней с момента регистрации.

Помимо этого, вновь созданные организации не будут иметь официального статус плательщиков, утративших право переходить на ЕСХН, если за первый год существования доходы от сельскохозяйственной деятельности у них отсутствовали вовсе. Правило 70 % при этом не используется.

Некоторые изменения коснулись также исчисления налоговой базы. К расходам, например, теперь относятся все сборы, уплаченные предприятием, помимо сельхозналога. Поэтому налоговая база может быть существенно уменьшена.

Единый сельскохозяйственный налог (аналог: ЕСХН ) - особый налоговый режим, образованный исключительно для сельхозпроизводителей с максимальным учётом особенностей их производства. Указанный способ обложения налогами регламентирует налоговый кодекс Российской Федерации, гл. 26.1 в редакции 2016 г. Российские производители сельхозпродукции вправе (но не обязаны) использовать этот режим.

Единый сельскохозяйственный налог: критерии

К представителям сельскохозяйственного сектора, занимающимся производством, относятся организации, предприниматели, соответствующие установленным критериям:

  • на территории России изготавливают сельхозпродукцию;
  • занимаются переработкой своих сельхозпродуктов (первичной и промышленной);
  • реализуют их.

Вместе с этим размер полученной выручки при реализации должен составлять не меньше 70% от совокупного дохода (по ст. 346.2, п.2). Прибыль, убавленная на расходы, - объект налогообложения (ст. 346.4 ). Обозначенная доля рассчитывается с учётом извлечённой прибыли от выращенной и первично переработанной продукции. В случае промышленной переработки расчёт ведётся по статье кодекса 346.2, п.2, п. 2.2.

Сельхозпродукцию определяет общий классификатор (ОК 005–93 ). Подробный упорядоченный список её и продукции первой переработки утверждён правительственным Постановлением № 458 от 25.06.2006. с внесёнными в 2010 г. изменениями.

К сельскохозяйственной относят продукцию

Некоторая первично переработанная продукция из сырья собственного сельхозпроизводства

Овощных, зерновых, технических культур. Мясо, мясные, молочные, иные пищевые продукты.
Семена с сеянцами кустарников и деревьев; семена плодов. Овощи с переработанными фруктами.
Кормовых полевого возделывания. Рыба и рыбопродукты переработанные.
Скотоводства, оленеводства, коневодства, овцеводства, свиноводства, козоводства, прочего животноводства. Жиры, масла животные и растительные.
Птицеводства, рыбоводства, пчеловодства, иных отраслей сельского хозяйства. Мукомольной промышленности, солод.
Пушных звероводств, охотничьих хозяйств. Виноматериалы.
Пищевую, рыбную, садовую. Дикорастущие лесные.
Сырьё для текстиля, изготовления меховых и кожаных изделий.

Первично переработанная продукция является сырьём для дальнейшей промышленной переработки и изготовления другой продукции.

Ниже в инфографике отражены преимущества и недостатки специального режима налогообложения ЕСХН, сроки уплаты, налоговая ставка и условия перехода ⇓

Пример №1. Расчет ЕСХН

Небольшое крестьянское (или же фермерское) хозяйство из своего молока производит молочные продукты, самостоятельно их реализует, получая при этом прибыль в сумме более 70% от общего дохода. Здесь хозяйство выступает в качестве сельскохозяйственного производителя, соответствует всем критериям, отмеченным в ст. 346.1 кодекса. Поэтому хозяйство вправе использовать ЕСХН. Цельномолочное молоко - продукция первой обработки, а изготовленные из него продукты - результат промышленной обработки.

Особенности налогообложения для производителей сельхозпродукции

Подробный список признанных сельхозпроизводителей представлен в ст. 346.2 российского кодекса. Налоговая ставка в 6% определена ст. 346.8. Её величина зависит также от прибыли, производимых товаров, количества работников, статуса плательщика. Налоговый период - это календарный год, а отчётный - полугодие. Перевод на ЕСХН освобождает от определённых налоговых обязательств.

Сельхозпроизводитель От каких налогов освобождается Исключения

Действующее законодательство

Предприниматели – НДС;

– НДФЛ и на имущество физлиц в предпринимательской деятельности.

– кроме НДС за ввоз товаров в РФ, исполнение договоров простого и инвестиционного товарищества и доверительного управления имуществом;

– помимо НДФЛ в дивидендах и налогах по ставкам, указанным в ст. 224, п 2 и 5 НК.

НК РФ, ст.346.1, п. 3, абзац 4.
Организации – НДС;

– на прибыль и имущество.

– кроме НДС за ввоз товаров в РФ, при исполнении договоров простого и инвестиционного товарищества и доверительного управления имуществом;

– помимо налога на прибыль по ставкам, предусмотренным ст. 284, п. 1.6, 3 и 4 НК.

НК РФ, ст.346.1, п. 3, абзац 1.

ЕСХН существенно снижает налоговую нагрузку. К числу явных достоинств налога отнести следует также минимум отчётности, приемлемые сроки оплаты, упрощённый порядок ведения бухучёта.

Расчет и платежи по ЕСХН

В конце каждого отчётного периода подводятся итоги, рассчитывается ЕСХН для уплаты: ставка налога * налоговая база, где база - уменьшенные на размер расходов доходы в денежном выражении (ст. 346.6 ). Уплата производится не позже 25 календарных дней с последнего дня отчётного полугодия. Прибыль с расходами рассчитываются нарастающим итогом с начала календарного года.

За налоговый период уплачивать ЕСХН сельхозпроизводители обязаны до 31 марта, идущего за этим периодом. ИП производят оплату всех платежей по месту своего жительства, а организации - по месту своего нахождения. За задержку подачи налоговой декларации налагается штраф. При частичной уплате или неуплате сумм сборов плательщики штрафуются (НК РФ, ст. 119 и 122 ), если отсутствуют налоговые правонарушения.

Затраты при подведении итогов за налоговый период могут оказаться больше прибыли. В таком случае налоговую базу снижают до размера убытков, понесённых в прошедшем периоде не превышая 30%. Если размер убытков за прошедший календарный год больше, остаток суммы переносят на следующий налоговый период.

Отчетность по ЕСХН

Сельхозпроизводители, применяющие систему ЕСХН, должны продолжать вести отчётность, которая отражает все показатели деятельности, денежные расходы с поступлениями. Формируется она на основе первичного бухучета. Для сельхозпроизводителей обязательными являются:

ИП достаточно для этого вести книгу доходов и расходов, используя кассовый метод учёта. Главным документом для всех является налоговая декларация, которая представляется каждым плательщиком в налоговую службу в конце истекшего налогового периода не позже следующего за ним 31 марта. Подают её:

  • налогоплательщик;
  • его представитель;
  • по почте;
  • в электронном виде.

Декларация - письменное заявление, включающее данные плательщика о сумме ЕСХН, которую нужно заплатить, расчёты налога и размера убытка, снижающего налоговую базу. Электронный вариант декларации отправляют в установленном порядке (Приказ МНС РФ №БГ-3-32/169 от 2 апреля 2002 г. ).

Переход на ЕСХН

Перейти на этот режим налогообложения для сельхозпроизводителей при соответствии всем критериям можно, подав уведомление по форме № 26.1–1 (ст.346.3, п. 2 ). В нём указывается обязательно доля прибыли от реализации произведённой сельхозпродукции в суммарном объёме дохода от работ, услуг. Для этого установлены следующие сроки:

  • месяц с момента регистрации организации или ИП;
  • до 31 декабря - в остальных случаях.

Работающие продолжительное время в этой сфере встать на учёт как плательщики ЕСХН смогут уже только с наступающего календарного года. Если производители сельхозпродукции не известили вовремя налоговые органы о решении перейти на новый режим налогообложения, они не имеют права его применять. Перевестись на систему налогообложения по ЕСХН также не могут:

  • производители подакцизных товаров;
  • те, кто занимается игорным бизнесом;
  • государственные учреждения бюджетного, казённого, автономного типа.

По истечении годового срока аграрии и хозяйственники могут продолжить в наступающем году применять ЕСХН на установленных условиях. Во-первых, если отсутствовали нарушения по п. 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 (о критериях). Во-вторых, если у только что зарегистрированных и перешедших на ЕСХН не было доходов за первый налоговый период.

Каждый сельхозпроизводитель обязан своевременно уведомлять налоговую службу о прекращении своей деятельности в качестве сельхозпроизводителя (при несоответствии установленным кодексом критериям) в течение 15 последующих рабочих дней. Тогда декларация подаётся в следующем же месяце не позже 25 числа, а также проводится перерасчёт за весь календарный год согласно общему налогообложению. Возврат к ОСНО осуществляется также на добровольной основе.

Последние изменения в налоговое законодательство вносились в июне 2016 г. Они касаются статей 346.2 и 346.3. Согласно им право применять ЕСХН будет предоставляться отдельным категориям сельхозпроизводителей. К ним причисляют тех, кто оказывает дополнительные услуги в производстве с/х культур, а также послеуборочном обрабатывании сельхозпродукции (ФЗ № 216 от 23 июня 2016 г. ).

Пример №2. Как перейти на ЕСХН

Организация занимается производством сельскохозяйственной продукции: выращивает картофель, зерновые, разводит крупный рогатый скот, кроликов, производит молоко. Вырученная прибыль от продажи всей продукции за 9 месяцев составила 80% от общего дохода. При этом переработка выращенной и произведённой продукции не осуществлялась. Тем не менее организация вправе перейти на единый режим налогообложения для сельхозпроизводителей и применять ЕСХН. Согласно гл. 21 кодекса она может это сделать, так как на момент подачи заявления для перехода на ЕСХН за девятимесячный период доля дохода от реализации выпущенной ей сельхозпродукции составила более установленных кодексом 70%.

Ответы на актуальные вопросы по применению единого сельскохозяйственного налога

Вопрос №1 : Является ли сельхозпроизводителем организация, которая перерабатывает закупленное сырьё других хозяйств?

Ответ : Нет, она не признаётся сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку не производит сельскохозяйственную продукцию.

Вопрос № 2 : Облагаются ли налогом гранты, субсидии, другие виды помощи, выданные крестьянскому хозяйству?

Ответ : Все суммы, полученные главами крестьянских хозяйств из бюджетных средств на создание, обустройство, развитие, налогом не облагаются (ст. 217, п. п. 14.1 и 14.2 ).

Вопрос № 3 : Как наказываются сельхозпроизводители при частичной оплате налогов?

Ответ : Штрафуются согласно ст.122 кодекса. Неполная уплата сбора как результат любого неправильного исчисления при отсутствии признаков правонарушений наказывается в размере 20% от не уплаченной суммы налогового сбора и 40% – если деяния совершены умышленно.

Вопрос № 4 : По каким направлениям отчитывается сельскохозяйственная организация на ЕСХН?

Ответ : Переведённая на ЕСХН организация сдаёт декларацию по форме, бухгалтерскую отчётность ежеквартально и за итоговый период года.

Вопрос № 5 : Как рассчитываться по налоговым платежам, если в конце года у организации выявлено несоответствие критериям по сумме доли?

Ответ : Необходимо произвести полный перерасчёт за календарный год по принципам общего режима налогообложения (ст. 346.3, п.4 ), так как организация с этого момента лишается права применять ЕСХН.

Вопрос № 6 : Можно ли сельскохозяйственной организации на ЕСХН зарегистрировать своё подразделение в другом российском регионе, оставаясь на прежнем налогообложении?

Ответ : По ст. 346.2, п. 3 кодекса организация не вправе переходить на ЕСХН, если у неё есть филиалы (представительства). Поэтому если зарегистрированное подразделение не имеет признаков филиала (или представительства), то организация может оставаться на ЕСХН и после его регистрации.

Вопрос № 7 : Можно ли сельхозпроизводителю повторно перейти на ЕСХН после потери права его использовать?

Звонок в один клик

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога - это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ - эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог - добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН - это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН - по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН - это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание !

Налоговый период

Налоговый период - календарный год.

Отчетный период - полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации - по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/ Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Предприятия, занимающиеся производством и обработкой сельскохозяйственной продукции, имеют право применять специальный режим налогообложения.

Переход на специальный режим ЕСХН осуществляется при открытии компании или перед началом календарного года. Система имеет ограничения по видам деятельности и размеру выручки от произведенной и переработанной сельхозпродукции в общей сумме полученного дохода.

Система характеризуется минимальным количеством налогов и форм отчетности, представляемых в органы контроля.

Предприятие на ЕСХН ведет упрощенную форму учета. Порядок ведения учета аналогичен документообороту по при условии участия в производстве и обработке сельхозпродукции.

В рамках применения режима к сельскохозяйственной сфере относятся :

  • Растениеводство.
  • Сельское хозяйство.
  • Лесное хозяйство.
  • Животноводство.
  • Рыбный промысел, включающее и отлов рыб.

Порядок применения системы определен в ст. 346.2 НК РФ, устанавливающей также ограниченный список лиц, имеющих право на применение системы налогообложения.

Кто и когда может его применять

Применять систему имеют право предприятия, доля выручки от реализации сельхозпродукции в которой составляет не менее 70% общей величины дохода. В общей доле выручке не учитываются поступления в виде , полученных от государства. Например, одним из видов государственных компенсаций, выдаваемых сельхозпредприятиям, являются суммы, получаемые предприятиями при возникновении аномальных погодных условий – засухи или проливных дождей.

Ограничений по организационной форме компаний не предусмотрено. В случае отсутствия дохода в применении системы может быть отказано. Для вновь созданных предприятий доля выручки определяется по последнему отчетному периоду.

Применять систему может организация или соответствующего профиля.

Систему могут использовать :

  • Кооперативы и товарищества сельскохозяйственного профиля. Среди видов учреждений встречаются садоводческие товарищества, сбытовые и перерабатывающие кооперативы и иные образования, выручка которых получена от реализации продукции собственного производства.
  • Предприятия, занимающиеся выращиванием и переработкой продукции сельскохозяйственного и животноводческого назначения.
  • Компании, занимающиеся выловом и переработкой рыб.

Особое значение в законодательстве уделяется промыслу рыб. Градообразующие предприятия (рыбные артели и кооперативы) должны иметь в штате численность, составляющую не менее числа жителей поселка. Компании, ведущие деятельность на промысловых судах, должны иметь численность, превышающую 300 человек.

Определение права на применение системы основано на производстве продукции сельского хозяйства.

Предприятие, занимающееся только переработкой, не может перейти на уплату ЕСХН. Также не имеют права применять режим компании:

  • Являющиеся производителем или продавцом подакцизной продукции.
  • Занимающиеся игорным бизнесом.
  • Бюджетные, казенные предприятия.

С 2016 года отменено ограничение в применении системы ЕСХН, установленное ранее для предприятий, имеющих филиалы.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Преимущества и недостатки такой системы налогообложения

Система имеет значительное число преимуществ. К положительным условиям режима относятся:

  • Упрощенный учет доходов, расходов и обязательств, не требующих наличия значительного счетных работников.
  • Минимальное число налогов, уплачиваемых в бюджет.
  • Наличие льготной ставки налогообложения по сравнению с величиной , уплачиваемого при ведении ОСН.
  • Отсутствие необходимости уплаты минимально налога при получении убытков, что ставит пользователей режима в более выгодное положение по сравнению с предприятиями, применяющими УСН.
  • Возможность списания убытков в составе расходов в течение 10 лет с момента возникновения события.

К недостаткам системы налогообложения относят:

  • Наличие ограничений, связанных со спецификой деятельности – необходимости придерживаться 70% предела доли дохода, полученного от переработки продукции, самостоятельно выращенной или произведенной.
  • Существование предельной величины численности предприятия рыболовецкого промысла.
  • Отсутствие возможности включения суммы , уплаченной поставщику, в продукции или понесенные затраты. Требование налогового законодательства применяется с 2016 года.
  • НДС, безосновательно выделенный в , подлежит уплате в бюджет и обложению единым налогом.

Система является льготной формой налогообложения. Минусы учета незначительны и относятся в основном к условиям возможности применения режима.

Какие налоги заменяет ЕСХН

При уплате единого налога, исчисленного в связи с применением системы ЕСХН, налогоплательщик освобождается от обязанностей платежа ряда налогов . Перечень исключенных налогов зависит от организационной формы.

Не уплачиваются :

  • Юридическими лицами налоги, связанные с ведением общей системы – налог на прибыль, НДС.
  • Индивидуальными предпринимателями – , НДС.

При утере права на применение системы налогоплательщик должен рассчитать все налоги по ОСН (для и ) с начала календарного года.

Правила перехода на ЕСХН и совмещение с другими системами

Применяется уведомительный способ перехода на режим. Принятие решения о применении системы не требует одобрения налоговых органов, за исключение случаев несоответствия предприятия требований НК РФ, установленных для применения системы.

Заявить право на применение режима ЕСХН налогоплательщик должен по месту постановки на налоговый учет. Уведомление составляется в 2-х экземплярах по форме, утвержденной законодательством.

Законодательством установлены сроки для перехода на ЕСХН . Начало применения (подачи уведомления) возможно:

  • В течение 30 дней с даты внесения предприятия в государственный реестр. Пропуск срока означает автоматический переход на общеустановленную систему, при которой уплачивается большее число налогов.
  • Не позднее последнего числа года, предшествующего переходу.

Отказаться от применения налогового режима в течение календарного года нельзя. Исключение составляют предприятия, утратившие право на ведение ЕСХН в течение налогового периода и принудительно переведенные на общий режим.

Предприятия, ведущие ЕСХН, могут совмещать режим с другими формами:

  • Юридические лица – с .
  • Индивидуальные предприниматели – с ЕНВД и .

При дополнительно применяемом режиме ЕНВД его не используют для ведения деятельности по реализации продукции собственного производства через сети розничной торговли.

Особенность совмещения режимов:

  • Предприятия должны вести раздельный учет доходов и расходов, отсутствие которого не позволяет совмещать режимы.
  • Подсчет доли участия в выручке дохода, полученного от реализации профильного сельскохозяйственного товара в размере 70%, производится по всем суммам, вырученным предприятием.

Не допускается объединение учета с общей или упрощенной системами налогообложения.

Превышение налогоплательщиком ограничений, установленных для системы, обязывает организацию или ИП подать уведомление в ИФНС не позднее 15 дней от даты возникновения обстоятельств. Налогоплательщик, при утере права на применение системы, должен подать декларацию до 25 числа месяца, следующего за периодом утери права.

Утрата права на применение ЕСХН автоматически ведет к переходу предприятия на общий режим налогообложения. Налогоплательщик обязан пересчитать активы, доходы, расходы в соответствии с ОСН и уплатить налоги, начисленные в течение года.

Потребуется :

  • Привести учет в соответствие с общей системой налогообложения. Особая сложность возникает при наличии в организации имущества, попадающего под число амортизируемых . С начала календарного года предприятие должно составить учет по , установленных бухгалтерским учетом при его полном ведении.
  • Уплатить налоги, применяемые ОСН. Суммы авансовых платежей по ЕСХН могут быть зачтены в счет платежей соответствующего бюджета.

Если предприятие желает добровольно перейти на другую систему налогообложения, также в ИФНС подается уведомление со сроком представления до 31 декабря года, предшествующего переходу. Вновь применить систему можно не ранее чем через год после отказа или утери права использования.

Размер ставки при ЕСХН. Правила расчета налога

Законодательством установлен размер ставки налога – 6% от рассчитанной налогоплательщиком базы.

Особенности определения базы :

  • Сумма рассчитывается нарастающим итогом с начала календарного года или дня регистрации для вновь созданных компаний.
  • Величина определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами.
  • Предприятия, получившие убытки в предшествующем налоговом периоде, имеют право на снижение базы на их полный размер или их часть. Перенос убытков на будущие периоды может осуществляться в течение 10 последующих лет.

Для подтверждения убытков, полученных предприятием, инспекторам ИФНС при проверке необходимо предъявить документы, подтверждающие факт. Если убытки были получены в течение нескольких периодов, списание осуществляется в порядке их возникновения. Учитываются только убытки, полученные от ведения сельскохозяйственной деятельности. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически оправданы.

Налогоплательщики, применяющие ЕСХН, обязаны вести учет доходов и расходов. Особенности документального подтверждения налоговой базы:

  • Учет ведется с применением (КУДиР).
  • Показатели формируются по . В расходах учитываются суммы, оплаченные поставщику по фактически полученным товарам, услугам и работам. Доход принимается в состав выручки после получения фактической оплаты на расчетный счет или в кассу предприятия.
  • Данные формируются нарастающим итогом в течение налогового периода – календарного года.

Предприятия должны вести обязательного документооборота.

Правила расчета и уплаты ЕСХН рассмотрены в следующем видео уроке:

Порядок и сроки оплаты

Законодательством установлены отчетный и налоговый периоды для ведения системы. По результатам полугодового отчетного периода уплачивается часть единого налога. По окончании годового календарного периода производится окончательный расчет обязательств с учетом сумм авансового платежа. Сумма налога, уплаченного в бюджет, не снижает величину годовой налоговой базы.

Установлены сроки для внесения сумм в бюджет:

  • До 25 июля текущего периода для платежей авансового характера.
  • До 31 марта года, следующего после завершения налогового периода.

При попадании даты платежа на выходной день, срок уплаты переносится на следующий рабочий день.

Процедура подачи отчетности

Налоговая декларация является основной отчетностью предприятий, уплачивающих ЕСХН. Порядок заполнения декларации установлен приложением №2 к Приказу Минфина от 22.06.2009 № 57н.

Документ определяет :

  • Состав декларации. Документ состоит из титульного листа, раздела, содержащего сумму к уплате, раздел с расчетом и лист, показывающий сумму убытка, полученного в предыдущих периодах.
  • Порядок подачи документа.
  • Определение даты, при наступлении которой декларация считается поданной.
  • Общие правила заполнения формы – отсутствие помарок, ошибок, скрепление документа, нумерация.
  • Порядок заполнения данных титула и всех разделов декларации.

Сроки подачи налоговой декларации совпадают с датами уплаты налогов. Начиная с 2016 года, используется новая форма декларации, утвержденная приказом ФНС РФ от 1 февраля 2016 года № ММВ- 7-3/51@. Нововведение коснулось расчета налога. В разделе 2 внесена строка относительно льготного налогообложения полуострова Крыма и г.Севастополя.

О порядке сдачи отчетности смотрите в следующем видео ролике:

Ответственность за нарушения

Налогоплательщики, допустившие налоговые нарушения, наказываются аналогично лицам, применяющие другие налоговые режимы. За несвоевременное представление декларации штраф налагается в размере от 5 до 30% суммы, указанной к уплате. Штраф не может иметь величину, меньшую 1000 рублей. Неуплата налога влечет наложение штрафа от 20 до 40% суммы обязательства перед бюджетом.



Похожие статьи