Население за рубеж европы план. Население зарубежной европы

Европейскую территорию, которая находится за пределами стран бывшего СНГ, обычно называют «зарубежной Европой». Она состоит из четырех десятков стран, связанных друг с другом целым букетом исторических и политических отношений. Территория зарубежной Европы составляет порядка 5,4 млн квадратных километров, а население - более 500 млн человек. Данный район, безусловно, является одним из центров мировой цивилизации и занимает важное место в мировой политике. Сегодня мы с вами поговорим на такую тему, как общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс школьной программы предполагает рассмотрение этой темы. Давайте вспомним, чему нас учили в школе, и почерпнем для себя что-то новое!

Государства

Территория, которую мы сегодня рассматриваем, простирается на 5000 км с севера на юг и на 3000 км с запада на восток. Среди есть крупные и средние, но в своем большинстве они все же невелики. К примеру, есть шутка, что въехав в Бельгию, нужно успеть нажать на тормоз, иначе можно заехать в другое государство. Скорый поезд проезжает сквозь эту страну всего за 140 минут. Таких государств в Европе большинство. Именно поэтому во многих из них отсутствует такое понятие, как спальный вагон.

Как показывает общая характеристика стран зарубежной Европы, они, с точки зрения имеют две основные черты. Первая из них - соседнее положение стран. При небольших (сравнительно, разумеется) размерах территории и ее малой «глубине», государства имеют хорошо налаженную систему транспортных связей. Вторая черта - приморское положение основного количества стран Европы. Многие из них находятся недалеко от самых оживленных водных путей. Жизнь таких государств, как Англия, Нидерланды, Дания, Исландия, Португалия, Норвегия, Италия и Греция, с древнейших времен тесно связана с морем.

На протяжении ХХ века политическая карта Европы трижды претерпела весомые изменения: после Первой и Второй мировых войн, а также в конце 90-х годов. На сегодняшний день в зарубежной Европе можно встретить республики, монархии, а также унитарные и федеративные государства.

Природа и ресурсы

Создавалась под влиянием природных предпосылок, а именно состава полезных ископаемых. В северной (платформенной) и южной (складчатой) частях региона он отличается. Северная часть богата на рудные и топливные ископаемые. Основными каменно-угольными бассейнами являются Рурский (Германия) и Верхне-Силезский (Польша). Среди нефтегазовых бассейнов стоит выделить Североморский. А среди железорудных - бассейн Кируна (Швеция) и Лотарингский (Франция).

Южная часть региона богата на рудные месторождения магматического и осадочного происхождения. Что касается запасов топливных ресурсов, то здесь они не столь велики, как на севере Европы.

Общая характеристика зарубежной Европы в плане энергетики показывает, что ее ресурсы здесь весьма объемны, однако приходятся они в основном на горные районы, а именно: Альпийский, Скандинавский и Динарский. В большом количестве стран ресурсы уже практически иссякли. Природа региона позволяет вести активное сельское хозяйство. Единственная проблема - нехватка земель. Небольшие приморские государства борются с ней, расширяясь в сторону морей. К примеру, третья часть территории Нидерландов была «отвоевана» у моря с помощью плотин и дамб. Местные жители в этой связи говорят: «Бог создал Землю, а Нидерландцы - Нидерланды». Такое вряд ли напишут в разделе книги "География" (11 класс). Общая характеристика зарубежной Европы тем не менее не может оставить без внимания этот факт.

Регион находится в умеренном и субтропическом (на юге) поясах. В районе Средиземноморья стабильное земледелие невозможно без искусственного орошения. В основном этим страдают Италия и Испания. Лучшими условиями для ведения лесного хозяйства могут похвастаться Финляндия и Швеция. Недаром есть поговорка: «Финляндия без леса, как медведь без шерсти». здесь также представлены довольно широко.

Теперь пришло время рассмотреть следующий пункт разговора на тему «Общая характеристика зарубежной Европы».

Население зарубежной Европы

Национальный состав довольно однороден. Большинство народов относятся к индоевропейской семье. Господствующей религией в регионе является христианство. Однако южная часть также склонна к католицизму, а северная - к протестантству. Зарубежная Европа считается одним из наиболее густонаселенных регионов Земли. Плотность населения здесь составляет более 100 человек на 1 квадратный километр. Размещение определяет главным образом география народов. По уровню урбанизации Европа также занимает высокие позиции. В городах в среднем проживает около 78% населения. Есть страны, в которых эта цифра доходит до 90%.

На протяжении последних лет население Европы стало расти слишком медленно. В 15 государствах наблюдается убыль населения. Кроме того, меняется его состав - растет количество пожилых людей. Это повлияло на долю региона в мировом механизме внешних миграций. Постепенно зарубежная Европа превращается в очаг трудовой эмиграции. Здесь насчитывается порядка 20 миллионов рабочих из-за границы. 7 млн из них проживают в Германии.

11 класс школьной программы разбирает такие вопросы поверхностно, мы же коснемся их более детально. Как целостный регион, зарубежная Европа имеет мировое первенство по масштабам экспорта товаров, размерам промышленного производства и развитию туризма. В первую очередь экономическая мощь региона держится на таких странах, как: Франция, Великобритания, Италия и Германия. За последнее десятилетие лидером этой четверки стала Германия, экономика которой очень динамично развивается. «Мастерская мира» - Великобритания, начала сдавать свои позиции. Среди остальных государств наибольший вес имеют: Нидерланды, Швейцария, Бельгия, Испания и Швеция. Они, в отличие от «главной четверки», делают упор на отдельные отрасли.

Промышленность

Ведущая зарубежной Европы - машиностроение. На нее приходится треть продукции региона и две третьих экспорта. Ни для кого не секрет, что Европа славится своими автомобилями. Прежде всего, машиностроение тяготеет к большим городам, включая столицы. При этом, как правило, каждая подотрасль ориентируется в определенном районе государства.

На втором месте находится химическая промышленность. Особенными успехами в этом направлении отличается Германия. Химическая промышленность региона до Второй мировой войны ориентировалась в основном на уголь (каменный и бурый), соли (поваренные и калийные) и пириты. Затем произошла переориентация промышленности на углеводородное сырье. Крупнейшие центры нефтехимии располагают в эстуариях Сены, Темзы, Эльбы, Рейна и Роны. Здесь данная отрасль переплетается с нефтедобычей.

Природный газ и нефть, добытые в месторождениях Северного моря, отправляются в разные страны по огромной системе магистральных трубопроводов. Газ из Алжира перевозят в танкерах-метановозах. Большую роль играет также российский газ, который покупают 20 стран Европы.

Следующая по масштабу промышленность - металлургическая. Она сформировалась здесь еще до начала НТР. Черная металлургия наиболее широко развита в Германии, Англии, Испании, Франции, Чехии и Польше. Большую долю занимает также алюминиевая и цветная металлургия. Алюминий выплавляют не только в государствах, располагающих обширными запасами бокситов, но и в странах с развитой добычей электроэнергии.

Лесная промышленность сосредоточена главным образом в Финляндии и Швеции, а легкая - в южной Европе. Италия является второй в мире страной по изготовлению обуви, после Китая. А Португалия считается главной «швеей» региона. В большинстве стран по сей день сохраняются национальные традиции по производству музыкальных инструментов, мебели, стеклянных изделий.

Сельское хозяйство

Общая характеристика хозяйства зарубежной Европы была затронута выше, теперь поговорим предметнее. Большинство стран региона полностью обеспечивают себя продуктами сельскохозяйственной деятельности и активно продают их за границу. После Второй мировой войны регион перешел от мелкого крестьянского хозяйства к специализированному высокотоварному. Основные отрасли - растениеводство и животноводство, распространяются по всей Европе и тесно переплетаются друг с другом. Природные и исторические условия вызвали образование таких видов сельского хозяйства: североевропейское, среднеевропейское и южноевропейское.

Североевропейское хозяйство распространено в Финляндии, Скандинавии и Великобритании. Ему характерно интенсивное молочное животноводство, которое обслуживается благодаря растениеводству серых хлебов и кормовых культур. В среднеевропейском типе основную роль играет мясное и молочное животноводство, а также птицеводство.

Южноевропейскому типу присуще преобладание растениеводства. Посевы направлены в основном на зерновые культуры, однако международной специализацией южной части Европы считается производство винограда, оливок, цитрусовых, табака, орехов и эфироносов. Главный «сад» Европы - побережье Средиземного моря. Обычно каждое государство имеет свою специализацию сельского хозяйства. К примеру, Голландия славится выращиванием цветов, Франция и Швейцария - производством сыра, и так далее.

Туризм

Общая характеристика зарубежной Европы не может обойтись без туризма. Европа была, есть и будет основным регионом международного туризма. Здесь он проявлен во всех направлениях. Наибольшей популярностью пользуются Франция, Италия, Испания, Великобритания и другие крупные страны. А в небольших государствах типа Андорры, Монако и прочих, туризм является валютообразующей отраслью. Основные типы туризма в зарубежной Европе - горный и морской.

Транспортное сообщение

Сегодня мы даем общую характеристику зарубежной Европы, и без транспортной системы она невозможна. Европа уступает по дальности перевозок Америке и России, однако по обеспеченности транспортной сетью она лидирует во всем мире. Густота движения очень высока. Главную роль в перевозке пассажиров и грузов играет автомобильный транспорт. Железнодорожная сеть в большинстве государств активно сокращается.

Сухопутная транспортная сеть имеет сложную конфигурацию. Ее образуют автомагистрали меридиального и широтного направлений, основное количество которых имеет международное значение. Речные пути также ориентированы на эти направления. Особую роль играет река Рейн. По ней ежегодно перевозят более двухсот млн тонн грузов. В местах, где сухопутные и водные пути пересекаются, возникли транспортные узлы, которые превратились со временем в настоящие портовопромышленные комплексы. К примеру, ежегодно отгружает порядка 350 млн тонн.

Западная Европа является примером того, как огромные природные преграды перестают быть препятствием для транспортной системы. Железнодорожные и автомобильные пути, а также трубопроводы пересекают Альпы по всем необходимым направлениям. Берега Балтийского, Средиземного и Северного морей связаны паромными переправами.

Общая характеристика зарубежной Европы: наука и деньги

В Европе на сегодняшний день существует множество технополисов, которые делают ее одним из мировых центров науки. Крупнейшие из них расположились в окрестностях Мюнхена и Кембриджа. А в южной части Франции сформировалась «Дорога высокой технологии».

В Европе находится львиная доля крупнейших банков мира. Эталоном банковского дела стала Швейцария. В сейфах ее банков хранится порядка 50% ценных бумаг со всего мира.

Защита окружающей среды

Общая характеристика зарубежной Европы показывает, что на ее территориях резонансным является вопрос защиты природы. Из-за высокой плотности населения и активного развития промышленности Европа давно уже столкнулась с рядом экологических проблем. Одни из них связаны с добычей и переработкой угля. Другие - с обилием нефтехимических и металлургических заводов в крупных городах. Третьи - с возрастающим количеством авто на улицах. Четвертые - с развитием туризма, которое ведет к деградации природы. Ну и так далее.

Все страны, расположенные в регионе, проводят активную экологическую политику. В результате принимаются все более решительные меры: пропаганда велосипедов и электромобилей, активное восстановление растительности и прочее.

Заключение

Сегодня темой нашего разговора стала общая характеристика зарубежной Европы. 11 класс - время, когда на плечи школьников падает огромная нагрузка, поэтому многие фундаментальные вещи они упускают из виду. Мы напомнили себе все, что могло быть забыто, и почерпнули что-то новое на тему "Общая характеристика зарубежной Европы". Презентация (11 класс) с помощью этой статьи станет простой задачей для любого школьника.

Видеоурок посвящен теме «Население Европы». Данный урок поможет вам сформировать знания о населении региона, выявить закономерности формирования населения Зарубежной Европы. Преподаватель расскажет вам об основных характеристиках населения Европы, приведет примеры крупнейших народов.


Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Население Европы

Население Европы составляет более 500 млн. чел. Регион имеет достаточно сложную демографическую ситуацию.

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

Почти для всех стран Европы характерен современный тип воспроизводства населения. Страны с минимальными показателями естественного приросты (убыли населения): Украина, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Польша, Венгрия.

Рис. 1. Карта роста/снижения населения в странах Европы (зеленый цвет - рост численности населения, красный - снижение). ()

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 - 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

Однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);

Двунациональные (Бельгия);

Многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.

Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан. В юго-восточных и восточных странах Зарубежной Европы исповедуют православие. Ислам исповедуют в Албании, Боснии и Герцеговине.

Зарубежная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы - очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях. Самые крупные из них — Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Наибольшее количество мигрантов едут в следующие страны: Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Бельгия, Австрия. Кроме того, для Зарубежной Европы характерна миграция внутри региона - и востока на запад.

Рис. 3. Лондон - один из крупнейших городов Зарубежной Европы ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. В чем особенности размещения и воспроизводства населения в Зарубежной Европе?

2. Приведите примеры стран Зарубежной Европы с демографическим кризисом.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Технологическая карта урока учебной дисциплины ОУД.16 «География»

по теме «Население Зарубежной Европы»

Разработала:

Преподаватель географии

БКТиГ

Арсланова Рима Вахитовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи урока

Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе

Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету

Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации

Планируемые результаты

Предметные

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Личностные

развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать о населении стран Зарубежной Европы; формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Универсальные учебные действия

Познавательные

самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям воспроизвоство,депопуляция, миграции населения, урбанизация, субурбанизация. характеристику национальному и религиозному составу;структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ, отбор информации,перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и одногруппниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Организация образовательного пространства

Учебник географии, атлас по географии для 10-11 классов, политическая карта мира, проектор, презентация учителя, ЦОРы: социальная сеть работников образования nsportal .ru , www .wikipedia .org

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы начали знакомство со странами Европы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Население Зарубежной Европы». (Слайд 1)

Более 40 государств на карте Европы таких разных как сама Европа: древняя и юная, со старыми замками и современными городами, с бушующем морем и спокойной гладью озёр, с цветниками и пастбищами, с населением, говорящем на десятках языков.

Население… За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад. Живут сейчас и будут жить в будущем. Какие понятия, связанные с населением вам уже знакомы?

рождаемость, смертность, плотность, национальный, половой и возрастной состав, миграция, занятость. Всё это облегчит нашу задачу – охарактеризовать население Европы. Сегодня мы должны продемонстрировать свои знания, творческие способности, умение аргументировано высказывать свою точку зрения. (Слайд 2)

Постановка цели урока

Вступление в беседу. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цель урока – выявить особенности воспроизводства населения, национального, религизного, полового, возрастного состава, миграций Зарубежной Европы.

Регулятивные Коммуникативные

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Давайте вспомним, что мы знаем о Европе.

Какую площадь занимает Европа? (5, 4 млн км 2)

Каковы особенности ЭГП европейских стран

Расположены компактно, большинство стран имеет выход к океану, сильная изрезанность береговой линии, дающая возможность для развития морского транспорта

Ситуативные задания

Политическая карта Европы за всю историю своего формирования претерпела множество изменений. Как изменилась политическая карта Европы вXX веке?

Сколько государств насчитывается на ПК Европы сегодня?

Каковы природные условия Европы?

Какими природными ресурсами она обладает?

Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона. (страны «большой семёрки»)

Работа с картой.

3 раза: после 1 мировой войны, после 2 мировой войны, в 90 –е годы. После 2 мировой войны – раскол Германии, 90- гг – Чехия и Словакия, из состава Югославии в 1991-1992 гг вышли Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония, в начале 2006 Югославия распалась на Сербию и Черногорию и фактически перестала существовать, в связи с распадом СССР -26 декабря 1991 г – образовались Украина, Беларусь, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония)

Свыше 40

Большая часть – равнины (60 %) и возвышенности (24%), Высокие горы только на юге (6 %) рельеф и климат позволяют развивать многие отрасли хозяйства, климат умеренный на большей территории

Балтийский щит – рудные, уголь - бассейны Рура, Саара, Йоркшира, Уэльса, Верхней Силезии, нефть и газ – на шельфах Северного и Каспийского морей, в предгорьях Пиренеев, юг Польши – сера, железная руда – Лотарингский бассейн во Франции и Кируна - Швеции, гидроэнергетические и лесные ресурсы – Норвегия, Швеция, Финнляндия;

Великобритания, Германия, Франция, Италия – страны Западной Европы

Познавательные Коммуникативные

Индивидуальные задания двум учащимся -Задание: (проверка в парах )

Какие пары верны:

а) страны – соседи: б) страны – столицы:

Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

ФРГ – Словакия Швеция – Осло

Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

Бельгия – Люксембург

Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

Исландия – Дания Польша – Варшава

Испания – Андорра Албания – Тирана

Монако – Франция Словакия – Любляна

Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

Греция – Венгрия Швейцария – Берн

Приложение1 .

Двое учащихся работают в парах

Какой вывод вы можете сделать о Зарубежной Европе из всего сказанного?

Учащиеся формулируют вывод: Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно – ресурсного потенциала. Этот регион занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. В частности, по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Коммуникативные Познавательные

3.Изучение нового материала

а.Численность населения

б.Возрастной состав

в.Половой состав

г.Воспроизводство населения

д.Национальный состав

е.Религиозный состав

ж. Плотность и урбанизация

з. Миграции

1.Население Зарубежной Европы составляет 740 млн. человек. (Слайд3) Этот регион имеет весьма сложную и не очень благоприятную демографическую ситуацию. На мировом фоне он имеет самые низкие показатели рождаемости и естественного прироста. (Слайд4) Такое явление демографы называют демографической зимой. В большинстве стран региона появилась тенденция к снижению рождаемости. В результате по данным 2014 года средний показатель рождаемости составляет 11 человек на 1000 жителей (Россия – 11 с небольшим человек). Причины такого низкого показателя рождаемости разнообразны. Но главными среди них следует считать общие демографические процессы. (Слайд 5) Это увеличение средней продолжительности жизни (76 лет), (в России – 65, женщины – 73, мужчины - 59) резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии. Кроме этого политические, социальные и другие проблемы, которые потрясают современную Европу. Уровень смертности, который в среднем для всего региона составляет 11 человек на 1000 жителей, превышает среднемировой. Результат этого старение населения, нарушение полового состава. (Слайд 6) Но нельзя не учитывать и такие факторы, как производственный травматизм, профессиональные заболевания, несчастные случаи, алкоголизм, наркомания и т. д. На дорогах Европы ежегодно гибнут более 100000 человек и более 2 млн получают увечья. Поскольку в большей мере это относится к мужчинам, то численность мужчин в Европе значительно ниже численности женщин. .

Задание 1. Перед вами лежит таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы». Проанализируйте таблицу. В маршрутной карте укажите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста (1 гр). 2 гр. – укажите страны, имеющие самые низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Постарайтесь сделать вывод. (3мин.) (Слайд7, 8, 9)

2.По национальному составу (Слайд 10) население Европы сравнительно однородно. На территории Европы проживают представители 80 этносов. (карта в конце учебника) Большинство населения относится к индоевропейской языковой семье. Наиболее многочисленные группы – это Славянская (поляки, чехи, сербы, болгары, русские, украинцы, хорваты..), германская (шведы, немцы, англичане, голландцы, исландцы…), романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны, португальцы..). В Европе присутствуют языки уральской семьи, на которых говорят финны, эстонцы, венгры и др.

Вспомните, какие страны называются однонациональными, а какие – многонациональными?

Задание 2.

Какие из европейских государств относятся к каждой из этих групп? Проанализируйте карту атласа, дополнительную информацию, результаты оформите в виде таблицы в маршрутной карте.

В Европе немало государств со сложным национальным составом, в которых наблюдается обострение межнациональных отношений. Давайте заслушаем доклад, который приготовил для вас

3.(Слайд 11) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, центр которого находится в Ватикане. В Северной Европе – протестантизм, а в Средней Европе эти конфессии представлены практически поровну. Православие исповедует население Восточной и Юго- Восточной Европы. Это население таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Черногория.

Ислам исповедуют в Боснии и Герцеговине, Албании и частично признанной республике Косово. В последнее время происходит усиление исламского фактора за счет притока мигрантов из исламских стран.

4. (Слайд 12) Зарубежная Европа – один из густонаселённых регионов мира. Средняя плотность населения – 100 человек на 1 км2. Но население распределено неравномерно от 3 чел. на 1 км 2 в Исландии до 406 чел – в Нидерландах.Самая высокая плотность в Монако 15 000 чел. Размещение населения определяется в первую очередь географией городов. Уровень урбанизации в Европе один из самых высоких в мире. В Бельгии он составляет 99 %, в Дании – 87%, во Франции – 78%. Общее количество городов достигает несколько тысяч, они размещены компактно и образуют агломерации.

С помощью карты атласа, (стр 15 атласа) дополнительной информации распределите страны Европы на сильно -, средне – и сильноурбанизированные. Результаты оформите в виде схемы в маршрутной карте. (индивидуально ) (5 мин). (Слайд 13,14,15,16,17,18)

5. Зарубежная Европа со времён Великих географических открытий была главным поставщиком мигрантов за океан.(Слайд19 В настоящее время Европа является основным центром притяжения рабочей силы. В конце 90 –х годов количество мигрантов только в странах Европейского Союза по некоторым данным превысило 20 млн человек, а доля Европы в общем объёме мировых миграций увеличилась до 20 %. В это число входят мигранты по разным причинам, Но основную массу пришлых людей составляют трудовые мигранты, так называемые гастарбайтеры. Приток мигрантов привёл к обострению многих социальных противоречий, как на рынке рабочей силы, так и в общем демографическом плане, что связано с гораздо большим естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении.

Проследите направления миграций, результаты отразите в виде таблицы в маршрутной карте.

Вступают в беседу, вспоминают численность населения Зарубежной Европы.

Записи в тетрадь.

Определяют, используя диаграммы в учебнике возрастной и половой состав Европы.

Приложение2.

Анализируют таблицу, делают выводы о самых неблагополучных странах в плане воспроизводства. Все страны Зарубежной Европы относятся к I типу воспроизводства населения, кроме Албании. Причины высокого естественного прироста в Албании – влияние ислама.

Вспоминают языковые семьи и группы.

Записи в тетрадь

Приложение 3.

Заполняют таблицу.

Делают выводы.

Доклад учащихся

Вспоминают направления христианства.Определяют принадлежность к ним разных народов.

Приложение 3.

Учащиеся по атласу выявляют сильноурбанизированные, среднеурбанизированные и слабоурбанизированные страны, результаты записывают в маршрутную карту.

Делают выводы, что довольно невысокий уровень урбанизации в странах Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Дают определение миграции, виды, причины миграций.

Учащиеся заполняют таблицу по миграциям в приложении и делают выводы о том, чточто существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии. Приложение 3.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

4.Закрепление

Предлагает тест для закрепления. 1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

5. Европа – главный центр распространения:

А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.

Работа с тестом.

Приложение 4.

Коммуникативные Познавательные

5. Рефлексия

Что при изучении темы вам показалось сложным?

Для чего мы изучаем эту тему?

Какой вклад каждый из вас может внести для нормального взаимодействия разных национальностей?

Ответы учащихся

Коммуникативные

6. Домашнее задание. Оценки

Изучить параграф 17, на контурных картах отметить страны Европы и их столицы.

Записывают домашнее задание.

Литература и сайты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.

3. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Максаковский В.П. М.: Просвещение. 2007.

5. Материалы сайта:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // . wikipedia . org

    Приложение 1

    Задание: (проверка в парах)

    Какие пары верны:

    а) страны – соседи: б) страны – столицы:

    Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

    ФРГ – Словакия Швеция – Осло

    Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

    Бельгия – Люксембург Португалия – Рим

    Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

    Исландия – Дания Польша – Варшава

    Испания – Андорра Албания – Тирана

    Монако – Франция Словакия – Любляна

    Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

    Греция – Венгрия Швейцария – Берн

    Приложение 2

    Воспроизводство населения

    Рождаемость

    Смертность

    Естественный прирост

    Герцеговина

    Болгария

    Великобритания

    Ирландия

    Исландия

    Македония

    Нидерланды

    Норвегия

    Португалия

    Словакия

    Словения

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Приложение 3

    Маршрутная карта

    Задание 1.

    Задание 2.

    Задание 3.

    INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET

    Задание 4.

    Приложение 4

    Тест для закрепления урока.

    1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

    A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

    2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

    A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

    3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

    А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

    4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

    A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

    5. Европа – главный центр распространения:

    А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

Кафедра географии и экологии

План - конспект урока по курсу «Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Тема: Население Зарубежной Европы.

Выполнила: магистрантка 1-го курса

Естественно-географического факультета

Группы МПГз-16

Князева М.С.

Руководитель: Борщ Е.А.


Ульяновск,2016

Население Зарубежной Европы

Тип:

Урок изучения нового материала

Цель:

Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи:

    Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе.

    Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

    Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Методы познания

Формы работы

Биология, история, обществознание, математика, экономика.

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые ЦОРы(цифровые образовательные ресурсы)

Средства обучения: Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский. – 12-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 2004. – 400с.: ил., карт. – (География). Политическая карта Зарубежной Европы, атлас 10 кл.

Новые термины: демографическая зима, депопуляция, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, субурбанизация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Цель - эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха и доверия.

Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продожим изучать Зарубежную Европу

    Изучение нового материала:

- Тема нашего урока «Население Зарубежной Европы»

Запишите число и тему урока в тетрадь.

- Цель урока – Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Для достижения данной цели, на уроке мы решим следующие задачи :

    познакомиться с естественным движением изучаемого региона и его причинами;

    объяснить процессы миграции на данной территории;

    изучить национальный и религиозный состав;

    дать определение понятию урбанизация.

Естественное движение населения

Ребята, как вы считаете, как изменяется население Зарубежной Европы в данный момент? Возрастает или уменьшается? Объясните причины.

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. Запишите в тетрадь.

На мировом фоне этот регион выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом населения. Такое явление демографии называют демографической зимой. Демографическая зима – низкий естественный прирост за счет низкой рождаемости. Запишите это определение в тетрадь.

Рождаемость в регионе повысилась после второй мировой войны, но в 50-е годы 20 века отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей. Общемировой показатель 26 человек на 1000 жителе (промилле.) Запишите общемировой показатель в тетрадь. В Среднем европейская женщина производит 2, 1 ребенка. Такой уровень рождаемости приводит к тому, что воспроизводство населения не обеспечивается. Это, в свою очередь, приводит к старению населения.

Попробуем объяснить причины низкой рождаемости в регионе:

    высокая продолжительность жизни;

    старение населения;

    резкое возрастание «цены» ребенка;

    влияние городского образа жизни;

    непрочность семьи;

    слабое влияние религии.

За счет этих причин происходит убыль населения, т.е. депопулияция. Запишите определение в тетрадь.

Такая депопуляция находит отражение в возрастно- половых пирамидах. Обратите внимание на рис.46. на стр. 184 в вашем учебнике. Проанализируйте данный рисунок.

(Меняется возрастной состав населения: пирамиды имеют «суженное основание»,т.е. низкая рождаемость, растет доля пожилых людей)

Рождаемость европейских стран растет за счет мигрантов. Самая высокая рождаемость и естественный прирост в Албании (26 промилле). Как вы думается, почему?

Высокая рождаемость в Албании связана с влиянием мусульманства.

Сравнительно высокая рождаемость в Ирландии, Исландии, Македонии.

Но вместе с этим есть страны с очень низкой рождаемостью – Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ. Запишите эти страны в тетрадь.

В каких странах особо остро стоит демографическая ситуация? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Какой вывод можно сделать о типе воспроизводства населения в странах Зарубежной Европы?

Вывод: все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость и низкий естественный прирост.

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах восточной Европы. Связано это, в первую очередь, с тем, что в этих странах долгое время проводилась жесткая демографическая политика. В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей. За незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз контрацептивов в страну и их продажа были запрещены. После снятия этих ограничений рождаемость резко снизилась, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран проводит демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, без запрета на аборты и использование контрацептивов. Но расширенное производство наблюдается не во многих странах. В некоторых, таких как ФРГ, проявляется естественная убыль населения.

Миграции

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Вспомните, что такое миграция? Ее виды.

(Миграция- перемещение население. Виды миграции: эмиграция- выезд из страны, миграция- въезд в страну.)

Европа превращается в очаг трудовой иммиграции. Проанализируйте рис. 47 на стр. 184 в учебнике.

Между странами эмиграции и иммиграции существует определенная закономерность. Какая?

(Страны-эмиграции- страны бывшие колонии, странны иммиграции- страны метрополии.)

Почему Европа стала очагом трудовой иммиграции?

(1.Нехватка трудовых ресурсов: насчитывается около 20 млн. иностранных временных гостей- рабочих, а не граждан. Больше всего в Германии- около 7 млн. человек.

2. Приток иммигрантов положительно сказывается на приросте населения, его возрастном составе, но вместе с этим ухудшается качество жизни населения, обостряются многие социальные проблемы.)

Национальный состав

- П о национальному составу население Европы относительно однородно. Подавляюще количество из 62 народов этого региона относится к индоевропейской семье. Какие страны называют однонациональными, двунациональными, многонациональными? Ответ на этот вопрос оформим в виде таблицы

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Бельгия

Швейцария

Великобритания

Испания


В двунациональных и многонациональных странах зачастую возникают национальные конфликты.

Межнациональный конфликт в Бельгии. Надпись на государственном гербе гласит: «В единении наша сила». Но достичь этого единения не удается со времен образования государства (1830год). На территории этой страны проживает 2 народа: фламандцы и валлоны. Причиной конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, т.е. Валлония. Здесь активно добывались полезные ископаемые, развиты ремесла, население жило гораздо богаче. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия выполняла сельскохозяйственную роль. Ее население подвергалось экономическому и национальному дискредитированию. Ситуация изменилась после второй мировой войны. Районы юга стали старопромышленными, север стали развивать наукоемкие отрасли. Благодаря благополучной демографической ситуации население Фландрии выросло. Это привело к обострению конфликтов между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в стране два государственных языка. Все вывески и документы производятся сразу на 2 языках. Непростые ситуации наблюдаются и в Испании, Румынии, Болгарии.

Примером многоязыковой страны, где нет конфликтов на этой почве, может служить Швейцарская Конфедерация.

Религиозный состав

- Как вы думаете, какие религии преобладают в Европе?

На основе текста учебника на стр.182 и карт атласа составьте схему «Религиозный состав стран Европы»

Религии Европы

Католическая церковь Православная церковь Мусульманство

Католики Протестанты

В Европе очень много течений протестанства: лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

Урбанизация

- Что такое урбанизация?

(Рост городского населения)

Зарубежная Европа - один из наиболее густозаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 120 человек на 1 кв. км. Уровень урбанизации здесь один самых высоких – 78%. Некоторые страны достигают уровня 80-90 %. Люксембург -100%. Запишите эти данные в тетрадь.

Для городов характерен западноевропейский тип. В центре обычно находится главная площадь с ратушей и собором, от которого радиально отходят улицы с жилыми зданиями, магазинами.

Обратите внимание на рис.48 на стр. 185.

Назовите крупные агломерации (Лондонская, Парижская, Рейнско- Рурская). Население более 10 млн. человек. Запишите крупнейшие агломерации в тетрадь.

Отметьте самое большое количество городов-миллионеров в странах:

Великобритания -7,ФРГ-6, Италия-5, Польша-3, Франция- 3.

Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора – центральная ось развития. Пометьте это в тетради.

Европа долгое время характеризовалась высоким уровнем урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах. Однако, в 70-е годы 20 века начался отток населения в пригородные и сельские зоны. Как называется такое явление? В чем его причины? Какие города подверглись этому явлению? Найдите ответ на стр. 183 в учебнике.

(Субурбанизация – процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который происходт значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения и мест приложения труда из более центральных частей.

Города: Лондон, Париж, Милан, Гамбург, Вена

Причины: изношенность жилого фонда, скученность населения в центральных частях городов, ухудшение состояния окружающей среды, недостаток места для реконструкции предприятий, перенос рабочих мест в пригородные зоны, массовая автомобилизация, желание многих семей жить в частном доме).

3. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

    Дайте краткую характеристику демографической ситуации в Европе?

    Назовите причины низкой рождаемости в европейских странах?

    Какое влияние оказывают миграции на Зарубежную Европу?

    Расскажите о национальном составе изучаемого региона?

    Перечислите преобладающие религии европейских стран?

    Охарактеризуйте уровень урбанизации в Европе?

    Поясните, что такое субурбанизация и каковы причины этого явления?

    Домашнее задание

Пункт 3 стр.181-183 прочитать, нанести на контурную карту крупнейшие агломерации, выполните задания 4, 5, 6 на стр. 216-217 письменно.

Выставление оценок

Литература:

1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.12-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2004. С.400.: ил., карт. (География).

2. Жижина Е.А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.10 класс. М.: ВАКО, 2014. С. 320.

3. Примерная школьная программа по географии для 10 класса.

1-2 минуты

25-27 минут

Запись числа и темы урока в тетрадь

Беседа

Постановка цели и задач урока

Объяснительно – иллюстративный метод

Запись в тетрадь

Запись определения в тетрадь.

Запись в тетрадь

Частично- поисковый метод

Ответ учащихся

Запись определения в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь

Ответ учащихся

Запись вывода в тетрадь

Запись в тетрадь

Объяснительно- иллюстративный метод

Работа с учебником

Ответ учащихся

Запись в тетрадь

Оформление таблицы

Рассказ

Запись в тетрадь

Работа с текстом учебника. Составление схемы в тетради

Запись в тетрадь определения

Запись в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Работа с учебником.

Запись определения в тетрадь

Ответ учащихся

6-7 минут

2 минуты

Этническая структура населения

Замечание 1

В Европе проживает более $700$ млн человек. Коренное население – это представители европеоидной расы. Но в процессе исторического развития в Европу переселились выходцы из других регионов Земли. Поэтому сейчас среди жителей Европы встречаются представители всех рас и наследники смешанных браков.

В ходе экономико-общественных процессов на территории европейских государств завершилось формирование наций. Большинство государств Европы – однонациональные, потому что этнические границы совпадают, в основном, с государственными. Большая часть европейских народов говорят на языках индоевропейской языковой семьи . Она представлена несколькими языковыми группами:

  • романской (итальянский, французский, испанский, португальский, румынский языки),
  • германской (немецкий, английский, шведский, норвежский, датский языки),
  • балтийской (литовский и латвийский языки),
  • кельтской (ирландский, валлийский, бретонский языки).

Большое распространение имеет славянская языковая группа . Славяне делятся на:

  • западных (поляки, чехи, словаки),
  • южных (болгары, сербы, словены),
  • восточных (русские, белорусы, украинцы).

Особое место занимают албанский, греческий, венгерский и финский языки. Они не похожи ни на один иной европейский язык.

Самым распространенным языком в Европе является немецкий. Им пользуются в шести странах Европы. Он имеет статус государственного в Германии, Австрии, Лихтенштейне, Швейцарии, Люксембурге и Бельгии.

По религиозной принадлежности большинство европейцев – христиане. Католицизм преобладает в странах Южной и Центральной Европы. В Северной Европе, Швейцарии и Великобритании господствующей религией являются различные течения протестантизма. Жители Восточной Европы исповедуют православие. Ислам характерен для жителей Приуралья и Балканского полуострова.

Размещение населения

Европа издавна осваивалась человеком, так как имела благоприятные для жизни и деятельности природные условия. Поэтому в данном регионе высокая плотность населения и высокий уровень урбанизации . Средняя густота населения Европы составляет $69,2$ человека на $км^2$. Максимальная концентрация населения наблюдается на северо-западе региона, в четырехугольнике, образованном городами Ливерпуль (Великобритания), Гамбург (Германия), Базель (Швейцария) и Париж (Франция). Здесь показатель густоты населения достигает $3000$ чел/$км^2$, а на западе Германии даже $5000$ чел/$км^2$. Самый низкий показатель густоты населения в Исландии – $2,6$ чел/$км^2$.

Государства Европы давно стали на путь индустриального развития. Поэтому большинство жителей проживает в городах. Уровень урбанизации составляет $70\%$. Самые высокие показатели урбанизации принадлежат таким странам, как Монако, Бельгия, Сан-Марино, Великобритания. Наименее урбанизированными являются Албания, Португалия и Лихтенштейн.

В Европе находится более $60$ городов-миллионеров. Самыми большими из ни считаются Лондон, Париж, Москва. Самыми крупными городскими агломерациями следует считать:

  • Лондонскую,
  • Парижскую,
  • Голландскую,
  • Рурскую,
  • Верхнесилезскую.

Особенности механического и природного движения населения Европы

Демографическая ситуация в Европе свидетельствует о «старении нации». Это является следствием снижения прироста населения (из-за снижения рождаемости) и увеличения продолжительности жизни населения. В половой структуре населения преобладают женщины. Для большинства стран Европы характерен первый тип воспроизводства населения. Исключение составляет лишь Албания. Поэтому демографическая политика европейских государств направлена на пропаганду повышения рождаемости.

Механическое движение населения определяется внешними миграциями. Очень много выходцев из стран Восточной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока устремились в Германию, Францию, Великобританию в поисках работы. Это привело к обострению политической ситуации в $2016$ году, когда миграция приобрела массовые масштабы, а развитые страны Европы оказались неготовыми к приему такого количества мигрантов.

Замечание 2

Проблема мигрантов требует своего разрешения на самом высоком межгосударственном уровне. Ее неразрешенность может вызвать межэтнические и экономические конфликты.



Похожие статьи