Населения ханты мансийского автономного. Население ханты-мансийского автономного округа

Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет - многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.

Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.

Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)

В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.

Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов - все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.

Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры тысячи рек и озер. Главные реки - Обь и Иртыш. Треть округа - это болота, а более 50% всей территории - таежные леса. Рельеф округа - это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.

На юге Ханты-Мансийский автономный округ - Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе - с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.

Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.

Основное население - это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе - Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры - 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси - всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.

Криминал. Уровень преступности - 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона - от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.

Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат - ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе - более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.

Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей - это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске - 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево - однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.

Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей - средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.

Города Ханты-Мансийского автономного округа

Из небольшого поселка, где основой экономики были колхозы, лесозаготовки и промысловая отрасль он в считанные годы превратился в индустриального гиганта не только Сибири, но и всей России. Основой экономики стала нефтедобыча, нефте и газопереработка, транспортировка нефтепродуктов. Для электроснабжения предприятий было построено две мощных ГРЭС. Находясь рядом, они образуют одну из самых мощных в мире ТЭС.

Мощь Сибири. Фото by Shed (http://fotki.yandex.ru/users/shed82/)

Сегодня Сургут - это не только огромный город-завод, с частоколом дымящих труб, нефтяными вышками и бесконечными трубопроводами, но еще и современный мегаполис с развитой инфраструктурой, множеством торгово-развлекательных комплексов, театров, выставок, школ, ВУЗов, спортивных комплексов. Здесь есть все, что есть, например, в Москве. Да вы и разницу между ними заметите, попав туда. Ну, может, пробок побольше, да воздух в Сургуте почище, хоть и ненамного. А население города - 325 511 человек.

Есть и где культурно отдохнуть, и на что посмотреть - обязательно стоит посетить Городской Драматический театр, который с успехом поставил уже более 70 спектаклей. Можно прогуляться по аллее почета авиационной техники, и своими глазами увидеть вертолеты, которые помогали нефтяникам осваивать Нижневартовск.

А если захотите отправиться за покупками или активно отдохнуть - пожалуйста! К Вашим услугам 11 торгово-развлекательных комплексов, расположенных в разных частях города.

Город с минимальной безработицей - менее одного процента.

Развивается и малое предпринимательство: например, в 2013 году было выделено более 5 миллионов рублей на субсидии, гранты для молодежного предпринимательства, семейного бизнеса, компенсации части расходов предпринимателей.

В общем, для построения карьеры этот город, пожалуй, один из лучших в России: молодой, богатый, перспективный. На рынке труда здесь вообще огромный выбор работы, так как на 1 человека приходится не менее 10 вакансий.

Кстати, и в культурном плане все в порядке - есть замечательный театр кукол «Волшебная флейта», музей, галерея, кинотеатр, несколько храмов и церквей.

Население города.

Среднегодовая численность населения – 96710 чел.

Город Ханты-Мансийск входит в пятерку самых крупных по численности населения муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Среднегодовая численность населения города за 2015 год составила 96 602 чел., увеличившись по сравнению с 2014 годом на 2,3% (2014 год – 94 423 чел.), увеличение численности населения происходит за счет естественного и миграционного прироста.

Плотность населения города составила почти 300 человек на 1 км 2 .

Когда Ханты-Мансийск только начинал отстраиваться, его население было ниже 10 тысяч человек. В доперестроечные (1980) и перестроечные годы численность колебалась в районе 30 тысяч. Потом произошел довольно резкий скачок вверх за счет миграции, как внутренней, так и внешней. Средний возраст населения города Ханты-Мансийска составляет чуть более 32 лет, город «молодой», поскольку приезжает сюда жить много людей в работоспособном возрасте. Большинство взрослого населения прибыло сюда из других населенных пунктов страны, а вот почти все дети уже смогут назвать себя уроженцами города.


Сравнительная таблица «Численность населения города Ханты-Мансийска 1938 -2015гг.»


На 1 января 2015 года по численности населения город находился на 184 месте из 1114 городов Российской Федерации.

В последние года в городе наблюдался настоящий беби-бум – естественный прирост один из самых высоких по стране (14 детей в год на тысячу населения). В целом показатели рождаемости населения города Ханты-Мансийска в 3,2 раза превышают показатели смертности.

Динамика демографических процессов на протяжении последних лет характеризуется тенденцией устойчивого роста.

Большой естественный прирост населения города складывается за счет сочетания относительно высокой рождаемости – 1 796 чел. (2014 год – 1 892 чел.) и сравнительно низкой смертности – 560 чел. (2014 год – 601 чел.). В результате превышения рождаемости над смертностью более чем в три раза естественный прирост населения в 2015 году составил 1 236 чел., что на 2,1% больше, чем в 2014 году (1 210 чел.).

Также население продолжает расти за счет приезжих из разных регионов – Курганской, Тюменской, Челябинской области, Башкирии, Татарстана и других. Многие приезжают сюда на заработки из азиатских республик бывшего СССР. Миграционный процесс в городе Ханты-Мансийске характеризуется интенсивностью миграционных потоков в обе стороны. Основными причинами миграционного оттока в городе Ханты-Мансийске являются:

1) желание жить в регионах с более благоприятными климатическими условиями;

2) перемена места жительства в связи с отъездом на учебу;

3) усиление ответственности работодателей за нарушение миграционного законодательства.

Главной причиной миграционного притока является благоприятное социально-экономическое положение как города, так и округа в целом.

Коренных жителей округа – манси, ханты и ненцев –в городе немного, в основном, национальная интеллигенция, работающая в образовательных и культурных учреждениях.

В целом, уровень образования жителей довольно высокий, поскольку очень значительная часть их работает в административных структурах разного уровня, в образовании, культуре и в нескольких научных учреждениях.

По половозрастному признаку население характеризуется следующими пропорциями: доля женского населения составляет 51,9 %, доля мужского населения – 48,1 %.

Национальный состав, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года следующий:

Национальность

Численность (чел.)

Процентное соотношение

Украинцы

Азербайджанцы

Белорусы

Молдаване

Не указали

Оценка демографических показателей Югры по итогам 2018 года позволяет сделать вывод о наличии в автономном округе значительного потенциала по достижению показателей национальных целей, установленных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 года.

Югра – один из самых урбанизированных регионов Российской Федерации, доля городского населения составляет 92,3% (РФ – 74,3%, Уральский Федеральный округ – 81,3%).

Удельный вес численности населения Югры в численности населения России составляет 1,1 % и соответствует 28-ой позиции среди субъектов РФ.

Средний возраст югорчан на начало 2018 года составил 34,9 лет, что на 4,9 лет меньше, чем средний возраст россиян (39,8 лет).

В структуре населения доля лиц моложе трудоспособного возраста – 23,2%, это на 4,6 % выше, чем в среднем по РФ (18,6 %). Доля трудоспособного населения составляет 61,2 0%, что на 5,2 % выше, чем по РФ (56,0 %). Доля граждан старше трудоспособного возраста – 15,6 %, что в 1,6 раза ниже, чем в среднем по РФ (25,4 %).

Автономный округ входит в десятку субъектов-лидеров Российской Федерации с наилучшими показателями по коэффициенту рождаемости. Ежедневно в Югре рождается 60 малышей. Высокие абсолютные показатели рождаемости обеспечены применением инновационных методов в медицине, включению задач по охране здоровья матери и ребенка в качестве приоритетных во все документы стратегического планирования.

Среди субъектов-лидеров Российской Федерации с наилучшими показателями Югра по коэффициенту естественного прироста занимает 6 место. Во всех муниципальных образованиях автономного округа наблюдается естественный прирост населения, наиболее высокий результат в городах: Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Сургутском и Нефтеюганском районах.

Меры, предпринимаемые в Югре в сфере развития здравоохранения, позволяют поддерживать коэффициент смертности на отметке 6,2 в расчете на 1000 человек. Автономный округ входит в пятерку лучших регионов страны с наименьшим коэффициентом смертности.

Важным достижением является обеспечение исполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации» по увеличению ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74 лет. В Югре его значение зафиксировано на отметке 74,3 года (РФ – 72,9 лет).

Положительные результаты демографического развития обеспечены комплексом мер, в который входят меры социальной поддержки семей, трудозанятости, здравоохранения, образования, развития жилищного строительства.

В 2018 году в России стартовало Десятилетие детства. В Югре реализуется План основных мероприятий на 2018 – 2020 годы, направленных на развитие инфраструктуры детства, популяризацию и сохранение семейных ценностей, совершенствование медицинской помощи и формирование основ здорового образа жизни, развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей.

Югра – это место комфортного проживания не только по оценке статистических показателей, но и по мнению жителей. По результатам опроса россиян в десятку городов-лидеров по комфортности проживания вошел г. Ханты-Мансийск (9 место), а еще 3 города Югры вошли в топ-20: г. Когалым (15 место), г. Сургут (17 место), г. Нижневартовск (19 место).

Общие сведения и история

Ханты-Мансийск расположен на юге Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Является его столицей и столицей Ханты-Мансийского района, а также самым многонаселенным и большим среди центров автономных округов Российской Федерации. Городской статус получил в 1950 году. Площадь Ханты-Мансийска - 10,542 км².

Первое упоминание о Ханты-Мансийске, в качестве городка князя Самара датируется 1582 годом. В 1620-30-х годах на месте городского района Самарово появился Самаровский ям. В 1708-м село стало частью Сибирской губернии. Спустя сорок лет была проведена первая в империи перепись ямского населения. Оказалось, что в Самарово живет 487 ямщиков.

В 1935-м село Самарово слилось с возводимым административным центром Остяко-Вогульском.

Районы Ханты-Мансийска

В Ханты-Мансийске нет официального разделения на районы. Неофициально же выделяются такие районы и микрорайоны, как: Геофизика, Гидронамыв, ОМК, район улицы Дунина-Горкавича, Рыбников, Самарово, Студгородок, Центр, ЦРМ, Учхоз и Южный.

Численность населения Ханты-Мансийска на 2018 и 2019 год. Количество жителей Ханты-Мансийска

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Ханты-Мансийска. В таблице указано распределение количества жителей Ханты-Мансийска по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

График изменения численности населения Ханты-Мансийска:

Численность населения города в 2015 году составила около 97,7 тысяч. Плотность населения - 289.5 чел./км².

В перестройку, и годы, предшествовавшие ей, в Ханты-Мансийске проживало примерно 30 тысяч жителей. Затем число населения резко возросло за счет внешних и внутренних мигрантов. Они приезжают и сейчас - из других областей и республик России, а также из государств - азиатских членов СНГ. Можно сказать, что в 2009 году в город приехали 4043 человека, а уехали 702. Показатель 2010 года составляет 3183 и 683 человека, соответственно.

Средний возраст хантымансийцев не очень большой, так как большинство горожан представляют жители работоспособного возраста, в основном бывшие жители других регионов России.

Естественный прирост в городе составляет около 13,4%. В 2010 году количество рождаемости составило 1636 человек, а умерших - 506. Показатель 2011 года составляет 1627 и 520 человек, соответственно.

В Ханты-Мансийске, по данным 2010 года проживают представители таких национальностей, как: русские - 69,94%; татары - 5,05%; ханты - 3,75%; украинцы - 2,97%; таджики - 1,92%; азербайджанцы - 1,87%; манси - 1,51%; киргизы - 1,27%; узбеки - 1,12%; немцы - 0,74%; башкиры - 0,53%; белорусы - 0,44%; армяне - 0,43%; казахи - 0,41%; молдаване и чуваши - по 0,4%; лезгины - 0,37%; кумыки - 0,34% и другие - 2,33%. Доля не указавших национальную принадлежность составила 4,21%.

Этнохороним: хантымансиец, хантымансийка, хантымансийцы.

Ханты-Мансийск фото города. Фотография Ханты-Мансийска


Информация о городе Ханты-Мансийск в Википедии.

В Югорской долине проживает около 28,5 тыс. коренных её жителей - ханты, манси и лесных ненцев, чей образ жизни и самобытные традиции до сих пор живы на дальних родовых угодьях, в таёжных посёлках и стойбищах. В округе осуществляют деятельность 39 национальных общин. Основные гарантии прав коренных малочисленных народов закрелены в Уставе Ханты-Мансийского округа.

Малочисленные народы севера

В 1925-1926 гг. постановлениями ВЦИК и СНК была определена группа так называемых "туземных народностей и племён", получившая льготы в развитии хозяйства. К середине 1950-х гг. малочисленными были признаны 26 "малых народнойстей Севера": саамы, ненцы, ханты, манси, энцы, нганасаны, селькупы, кеты, эвеки, долганы, юкагиры, чуванцы, эвены, чукчи, коряки, эскимосы, алеуты, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удегейцы, негидальцы, ороки, орочи. Эти народы были особо выделены на основе признаков:

1) малая численность;

2) особый характер традиционных занятий (оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел);

3) подвижный образ жизни (кочевой, полукочевой, полуосёдлый);

4) низкий уровень социально-экономического развития (пережиточные формы первобытно-общинных отношений).

Более 80 лет специальные постановления правительства определяли экономические и социальные льготы для малочисленных народов Севера, выделяли большие средства для развития их экономической культуры. Некоторые меры в отношении народов Севера имели положительные результаты: развитие грамотности, языка и письменности, литературы, медицины, товароснабжения, средств связи, формирование интеллигенции и др.

С 1950-1960-х гг. в обиходе был термин "народности Севера", сохранился и термин "малые народы Севера", в настоящее время введён термин "малочисленные народы Севера". Список малочисленных народностей Севера расширен за счёт включения в него шорцев, телеутов, кумандринцев, тувинцев-тоджинцев, кереков. Выделение малочисленных народностей Севера в особую группу сыграло большую роль в их консолидации, развитии их этнического самосознания, создания общественных организаций - Всероссийской ассоциации малочисленных народов Севера, местных этнических, а также религиональных ассоциаций.

Ханты

Народ ханты (устаревшее - остяки, самоназвание - ханти, хантэ, кантек) относится к угорской ветви финноугорской этноязыковой общности. Из 22,5 тыс. ханты, насчитывающихся в Российской Федерации, на территории ХМАО проживают около 12 тыс. (то есть более 53%).

Среди ханты выделяются три этншические группы - северная, южная и восточная. В каждой из них обособляется ряд подгрупп, получивших свои названия по названиям рек, в бассейнах которы они локализованы: ханты аганские, тромъёганские, ваховские, казымские, кондинские, салымские, среднеобские (сургутские), юганские, нижнеобские пимские и др. Кадая из этнических подгрупп отличается языковым диалектом, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией (заключаением браков в своей группе). До начала XX в. русские называли ханты остяками (возможно, от огласовки хантыйского ас-ях - "народ большой реки" или "обские люди"), ещё ранее, до XIV в., - югрой. В основе формирования жизненного уклада ханты лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством, подвергшихся влиянию скотоводческих угорских племён. Во второй половине I тыс. складываются основные группы ханты, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Урала на западе. С XIV в. начался процесс вытеснения народностью манси части ханты из западных областей и их переселение в востонче и северные районы. В результате миграции и этнических контактов с аборигенным населением Севера на ханты сильное влияние коазали ненцы, на востоке - селькупы, в южных районах - тюркоязычные народы, а позднее и русские. Процессы "обрусения" ханты особенно интенсивно проходили в XVIII-XX вв. на Иртыше, Оби, Конде. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, большей частью ставшие позднее этнотерриториальными группами. В результате межплеменных и иных военных столкновений сложились так называемы княжества, во главе которых стояли князьцы. Позднее, в период русской колонизации, многи из приобских и прииртышских остяцуких княжеств были преобразованы в отдельные волости, формальными главами которых остались местные князья, ведавшие сбором ясака. В последующие века ханты продолжали вести традиционный образ жизни, перенимая у русских переселенцев более прогрессивные орудия труда, большие рыболовные сети, огнестельное оружие и др.

Манси

Манси (устар. русское - вогулы) - один из малочисленных (8,3 тыс. человек) народов Севера России, на территории ХМАО проживает около 6,6 тыс. человек (80%). Манси большей частью населяют бассейны левых притоков Оби - реки Северная Сосьва, Ляпин, Конда (кроме низовий), а также Нижнюю Обь (Березовский, Октябрьский районы).

Самоназвание народности - манси махум ("манси люди"), часто локальные самоназвания связаны с местностью, рекой: алы тагт мансит (верхнесосьвинские), сакв мансит (сыгвинские, то есть ляпинские), полум махум (пельымские). Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков. В нём выдерляются северная, южная, восточная и западная группы диалектов. Язык и традиционная куольтура в настоящее время сохраняются лишь у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) групп манси.

Этнос манси сложился в результате слияния племён уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами, двигавшимися во II-I тыс. до н.э. с юга, через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание куольтур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне, наиболее ярко проявляется она в культуре коня и небесного всадника - Мир-Сусне-Хума.

Первоначально манси были расселены на Южном и Среднем Урале и их западных склонах, а также в Прикамье (басейны рек Вишеры и Чусовой). Их более рання топонимика отмечена также на Печоре, Вычегде, в верховьях Вятки и Мезени. Этническая история этого небольшого народа характеризуется многочисленными групповыми миграциями с запада (Приуралье, Прикамье) на восток - за Урал, на Северную Сосьву, Нижнюю Обь, притоки Конды, реки Туру и Тавду. Это происходило в результате активизировавшейся экспансии русских и коми в XI-XV вв. Под давлением русского заселения северных территорий коня, в свою очередь, далее за Урал остатки манси.

Особенности быта и занятий, специфика духовной культуры и мифологических представлений у манси чрезвычайно схожи с хантыйскими. Так, основными традиционными занятиями манси являются охота, рыболовство, сбор дикоросов, у северных и приуральских - оленеводство. Часть южных, западных и восточных манси восприняли от русских переселенцев земледелие и животноводство. Исторически большая часть манси относились к полуосёдлым охотникам и рыболовам. Лишь часть северных манси, перенявших культуру самодийского тундрового типа, классифицировались как кочевые оленеводы. В охоте большую роль играла загонная охота на лося и оленя. Охотились с луком и стрелами (позднее - с ружьём), с собакой. Ловили зверя и птицу ловушками, петлями, сетями-перевесами. С развитием товарно-денежных отношений пушная охота постепенно вытеснила мясную. Рыбу ловили множеством способов - посредством запоров и сетями, ставшыми ловушками и лучением. Ещё в XIV-XVIII вв. основным транспортным средством у манси была собачья упряжка, со временем её вытеснил олений транспорт. Летом плавали на долблёных лодках с нашитыми из досок бортами (облас, калданка). На Обь спускались в большых крытых лодках - каюках. Широко использовали лыжи, которые были двух типов - голицы и подшитые (подклеенные) камусом.

Дисперсный тип расселения манси обусловлен их занятием (охотой и рыболовством), а также полуосёдлым образом жизни. Как и ханты, мансийские поселения были постоянными (зимними) и временными - сезонными (весенними, летними и осенними), в которые переселялись на время промысла. Традиционные селения (пауль) состояли из одного - десяти домов и располагались по берегам рек, обычно на расстоянии одного дня пути одно от дургого. Основным типом жилища является срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. В жилищах, расположенных близко к воде, делали фундамент из двух-четырёх брёвен, в низких местах срубы ставили на сваи. Для отопления и освещения в постоянном жилище устраивали чувал - открытый очаг типа камина. В качестве временного жилища использовали шалаши из жердей, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов служили амбары - наземные и свайные. Для проведения собраний и праздников существовали общественные здания, для беременных и рожениц - свециальные постройки (мань кол - "маленький дом"). В труднодоступных местах в лесу ставили священные амбарчики, в которых помещали идолов, изображавших духов-покровителей.

Традиционную зимнюю одежду и обувь шили из шкур зверей и оленей, ровдуги, демисезонную - из кожи или сукна, летнюю - из ткани. В старину манси делали одежду из крапивного сукна, позднее перешли на покупные ткани. Традиционная женска одежда - платье, халат, зимой - двойная распашная оленья шуба (ягушка, сак), богато орнаментированная бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служит большой платок с широкой каймой и бахромой. В качестве украшений использовали ложные косы, которые вместе со своими косами обвивали цветными шнурками и украшали медными и оловянными подвесками. Носили большое количесвто колец, нагрудные бисерные украшения. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, пояса. Верхняя глухая одежда - малица, гусь (совик).

В XX в. жизнь манси так же, как и ханты, сильно изменилась: их насильственно переводили на осёдлость, сгоняли в колхозы и совхозы, внедряя нетрадиционные виды деятельности - такие, как овощеводство, животноводство, клеточное звероводство.

Лесные ненцы

Ненцы (старинное название - самоеды, юраки) - коренное население Евразийского Севера России. По переписи 1989 г. численность ненцев составила 34,3 тыс. человек. Выделяются две этнические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, различающиеся по фамильно-родовому составу, диалекту, некоторым особенностям культуры. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской языковой семьи, разделяется на два диалекта - тундровый и лесной. На лесном диалекте говорят 5-7% ненцев. На территории ХМАО проживают только лесные ненцы.

Самоназвание лесных ненцев - нещанг ("человек"), старое название - казымская или кунная самоядь. Название пян хасова ("лесные люди") дано им тундровыми ненцами. Традиционные районы проживания - верхнее и среднее течение реки Пур, увал Нумто от верховьев рек Казым, надым, Пим до верховьев реки Аган. По антропологическому типу принадлежат к уральской переходной расе. В настоящее время насчитывается около 2000 лесных ненцев, большая часть которых проживают в Ханты-Мансийском автономном округе. Родственные народности: тундровые ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. По своей культуре и языку лесные ненцы во многом близки с северными и восточными ханты. Территория расселения лесных ненцев археологически почти не изучена. Первым достоверным упоминанием о лесных ненцах в русских письменных источниках являются сведения о военной экспедиции 1902 г. казачьего атамана Богдана Чубакина к самоедским князьям Акубе, Скамче и Салыме с жалованным царским словом и предложением платить ясак. Однако и после этого контакты лесных ненцев с русскими были редки и ограничивались встречами на сугланах (ярмарка) в Сургуте. Лесные ненцы долгое время оставались неизвестными учёным. В конце XIX в. сенсационно прозвучало "открытие" профессором А.И. Якоби в глубинной тайге Приобья народа нях-самар-ях. В течение двух десятилетий о затерянном племени велись дискуссии, пока не выяснилось, что речь идёт о казымских (кунных) самоедах. Ввиду ограниченности внешних контактов, в том числе и торговых, хозяйство лесных ненцев было натуральным и сохраняло архаичные черты.

Ещё несколько десятилетий назад для рыбной ловли иногда использовались плетённые из ивового лыка сети и невода, а вкачестве грузил употреблялись куски мамонтовых рёбер и оленьих черепов. Рыболовство осуществлялось с помощью запорных сооружений на небольших речках, а также сетевой ловли и неводьбы на проточных озёрах. Основным летним транспортом служили лодки-долблёнки (обласа) из сосны или кедра, зимним - запряжённые оленями нарты, лыжи. Оленеводство лесных ненцев характеризуется незначительным размером стад (от 10 до 300), полувольной системой выпаса с использованием деревянных заграждений (коралей) и дымокуров. Домашние олени обеспечивали транспортные нужды и частично потребности в пище. Важное значение имела охота в зимне-весенний период на дикого оленя и лося посредством засек или загоном. Осенью, весной или летом охотились на боровую и водоплавающую дичь. Для добычи пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи) применяли капканы, черканы, слопцы. Белку промышляли с помощью лука и стрел.

Традиционным жилищем лесных ненцев является чум (мят) - каркасная контрукция из 25-40 шестов и покрышек (нюков) из оленьих шкур (зимой) и бересты (летом). Оленеводческое стойбище обычно состоит из одного-двух чумов и хозяйственных построек - навеса для хранения вещей (ныр), печи для приготовления хлеба ("нянь мят" - "хлеба дом"). Традиционная одежда и обувь шьётся из шкур домашних и диких олений. Мужская одежда состоит из малицы (глухой одежды мехом внутрь с капюшоном и рукавицами), малично рубахи, сшитой из сукна, и совика (верхней одежды мехом наружу). Женской одеждой является ягушка - распашная двухслойная шуба мехом внутрь и наружу. Пищевой рацион лесных ненцев составляют дикоросы, рыба, дичь, мясо лося, дикого и домашнего оленя.

Основой социальной организации является род. Счёт родства ведётся по отцовской линии. В прежние годы запрещались браки между представителями одного рода и браки с иноплеменниками, хотя уже в XIX в. были нередки межэтнические браки лесных ненцев с восточными и северными ханты.

В осное религиозных представлений лесных ненцев лежат анимистические представления: вера в духов, населяющих окружающий мир. Центральным святилищем является озеро Нумто ("божье озеро"), на одном из островов которого (Нго-ях - "остров-сердце") приносились жертвы языческим богам. По легенде, в озеро превратился сброшенный на землю сын верховного небесного бога Нума - Нумгибой. Прежде на юго-восточном берегу острова-Сердца стоял ряд деревянных фигур духа каха (хэхэ). Божеством нижнего мира, повелевающим болезнями и смертью, является Нга (Нгомулик). Через своих слуг, злых духов - нгылека, Нга насылает на людей болезни, а сам пожирает души умерших. Круговоротом природных явлений, жизнью на небе и земле правят Нум-Нися ("небо-отец") и Я-Кати ("земля-бабушка"). Важное значение имеют "земные" духи - хозяева воды и леса, духи-хозяева урочищ и территорий (каха), духи-покровители жилища (например, Мяты-Кати - "бабушка дома").



Похожие статьи