Основные функции экономики в жизни общества. Экономика, ее роль в жизни общества

Великий шотландский ученый Адам Смит считается основоположником такой великой науки, как экономика. На сегодняшний день эта великая наука является одной из самых актуальных и необходимых. Знание различных экономических процессов не только упрощает жизнь людям, но и помогает регулярно пополнять бюджет, учит зарабатывать и экономить.

В современном мире существует огромная потребность в экономически образованных людях. Значение экономики растет с каждым годом. Этой науке начинают обучать даже в школах. В каждой развитой стране есть множество экономических университетов, которые практически ежегодно модернизируют и открывают прогрессивные факультеты.

Что же это за наука и в чем цель экономики? Общественная наука, изучающая рынок и поведение участников процесса хозяйственной деятельности, исследующая, как люди распоряжаются имуществом, как они пытаются удовлетворить свои неорганиченные потребности и есть экономика.

Экономика и ее цели

Многие земные ресурсы по своей сути ограничены. Пресная вода, еда, скот, ткани - это земные ресурсы, которых можно лишиться. В отличии от ресурсов, потребности у человека не ограничены. Цель экономики - держать в равновесии ограниченные ресурсы и неограниченные человеческие потребности.

Знаменитый американский ученый, психолог Маслоу Абрахам Харольд считал, что все основные потребности человека можно выразить в пирамиде. Основанием геометрической фигуры являются физиологические потребности, то есть человеческая нужда в еде, воде, одежде, жилье, а также продолжении рода. Актуальные вопросы экономики базируются на этой пирамиде. Вершиной фигуры является потребность человека в самовыражении.

Сектора экономики

На сегодняшний день выделено всего три которые в науке называют первичным, вторичным и третичным. Первый сектор объединяет цели и задачи экономики по изучению сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесоводства. Второй сектор отвечает за строительство и обрабатывающую промышленность, тогда как третичный сектор берет за основу сферу услуг. Некоторые экономисты предпочитают выделять еще и четвертичный сектор экономики, который включает образование, банковские услуги, маркетинг, информационные технологии, но по сути, это и изучает третичный сектор.

Формы экономики

Чтобы понять цель экономики наверняка, необходимо ознакомиться с формами экономики. Эту важную тему дети начинают изучать еще в средней школе не уроках обществознания, а затем продолжают углубляться в нее в старшей школе и университете. Всего выделяют четыре формы этой общественной науки.

Рыночная экономика

Рыночная экономика основана на свободной предпринимательской деятельности, договорных отношениях, многообразии форм собственности. Государство в этом случае имеет лишь косвенное влияние на экономику. Характерными чертами этой формы являются независимость и самостоятельность предпринимателя, возможность выбирать поставщика, ориентированность на покупателя. Главная цель экономики в этом случае - поддерживать связь между покупателем и предпринимателем.

Традиционная экономика

Традиционная экономика все еще не изжила себя, ведь до сих пор остаются малоразвитые страны. Обычаи играют главную роль в этой экономической форме. Сельское хозяйство, ручной труд, такие примитивные технологии (использование сохи, мотыги, плуга) - характерные черты для данной системы. Первобытное общество было построено на иерархии и традиционной экономике, но и сегодня некоторые Африканские, Азиатские и Южно-Американские страны все еще сохраняют эту форму. По своей сути традиционная форма является самым первым проявлением экономической науки.

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика или плановая существовала в СССР, но до сих пор актуальна и в Северной Корее, а также на Кубе. Все материальные ресурсы находятся в государственной, общественной собственности, государство полностью контролирует экономику и ее развитие. Государственные органы при административно-командной экономике единолично планируют выпуск продукции, а также регулируют цены на нее. Огромным преимуществом этой экономической формы является небольшое социальное расслоение.

Смешанная экономика

Смешанная экономика зависит и от предпринимателей, и от государства. Если административно-командная форма включает только государственную собственность, то в смешанной форме присутствует и частная собственность. Цель смешанной экономики - правильный баланс. Государственной собственностью чаще всего являются детские сады, транспорт, библиотеки, школы, университеты, больницы, дороги, юридические услуги, силовые структуры и прочее. Люди могут свободно заниматься предпринимательской деятельностью. Бизнесмены распоряжаются самостоятельно своим имуществом, принимают решения о выпуске продукции, нанимают и увольняют работников, обучают сотрудников. Государство финансируется людьми, которые выплачивают налоги.

Экономический рост

Экономический рост страны во многом определяет экономику и ее роль в жизни общества. Хозяйственный рост позволяет каждому государству выпускать больше товаров, производить услуги и блага. Чем больше товаров производит страна, и чем больше на них спрос, тем большую прибыль получит это государство. Хозяйственный рост должен быть устойчивым, но ни в коем случае не авральным.

Результат, который ожидается от хозяйственного роста, - это значительное повышение качества жизни населения. Но к большому сожалению, добиться этого невероятно сложно, так как грамотных экономистов остается все меньше и меньше. Существует несколько факторов, которые могут поднять уровень жизни страны.

Одним из наиболее важных факторов является прогресс техники и науки. Благодаря новым механизмам, технике, интернету в миллионы раз увеличилась производительность труда, работоспособность. Уникальный, современный, качественный продукт пользуется спросом на рынке продаж.

Другим фактором хозяйственного роста является рабочая сила. Если работник не имеет высшего образования, ленив, не опытен, не умеет принимать решений, то компания не будет иметь успеха. Человеческий капитал невероятно высоко ценится в современном обществе. Образование в высшем учебном заведении, опыт работы, знание иностранных языков, личные качества человека играют огромную роль при принятии на работу. Экономика и ее роль в жизни общества невероятно высоки, поэтому так важно прислушиваться к советам опытных ученых. Человеческий капитал позволяет работнику получать дополнительный доход. Этот термин был выведен в 20-м веке в экономической науке.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья”.
Н.Г.Чернышевский (1828-1889) российский мыслитель, литератор

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора.

Задачи урока: продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

УМК: Учебник Обществознание 8 класс, .Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, 2012 г.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, мультимедийный проектор.

План урока:

1. Потребности и ресурсы.

2. Свободные и экономические блага.

3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Задача для учащихся: выяснить, какие потребности существуют у людей, основную проблему экономики и пути ее решения.

Ход урока

1. Вспомните мультфильм об антилопе и богатом радже. Сколько б золота не принесла ему антилопа, все равно было мало. Кому же из нас не хочется получить всё, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда - исчезла в далёком детстве золотая антилопа... и осталась одна реальность, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, надо усердно трудиться.

Тема нашего урока: “Роль экономики в жизни общества”. Слайд 1 (Презентация)

Жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле.

Всё то, что мы с вами назвали, называется потребностями.

Что же такое потребность? Слайд 2

Потребность - это необходимость в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Существует три типа потребностей они составляют основу нашей жизни. Слайд 3

Материальные.

Духовные.

Социальные.

Запишите их в тетрадь и приведите свои примеры на каждый вид потребностей.

Потребности меняются. Слайд 4. Это их общая характеристика. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Давай те возьмём стандартный пример: допустим вы хотели мобильный телефон. Но приобретя его, вам хочется дополнение к нему, либо нечто новое, например, компьютер. Наши потребности не остановить.

2. Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)

Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.

Свободные блага (преимущественно природные)- доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры.

Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры. Слайд 5

А экономические блага тоже делятся на предметы потребления (для удовлетворения личных потребностей) и средства производства (блага, используемые для производства других благ). Приведите примеры.

Мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что мы создали, облегчило нашу жизнь. И это процесс создания человеческих благ не остановим, он будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике. Слайд 6

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?

Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

Проблема ограниченности ресурсов решается таким методом как их экономия. Все мы оплачиваем жилищно-коммунальные услуги. Каким ресурсами мы пользуемся? (Вода, электроэнергия, тепло, газ).

Возьмем потребление воды. По мнению некоторых авторов, установка водных счетчиков экономит семейный бюджет по этой статье расходов в 4 раза. Итак у вас практические задания на партах. Приложение 1 .

Вопросы к практическому заданию. Посчитайте сколько семья будет платить ежемесячно в среднем за воду и какова будет экономия семейного бюджета?

3. На что же истратить имеющиеся ресурсы?

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива. Слайд 7

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы:

Какие возможные варианты выбора у Димы? Что в каждом конкретном выборе будет являться альтернативной стоимостью? Как в данной ситуации поступили бы вы?

– Привет, Дима. Ты пойдешь на новый фильм “Аватар”?

– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще поучить. Иначе получу пару.

– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь.

– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция хоккея.

Если не учить, то уж лучше сходить на хоккей.

– А мы пойдем на трехчасовой сеанс и ты успеешь к 6 часам.

– Хорошо. Только я посчитаю, сколько у меня денег до конца недели: 500 рублей до пятницы. Это и для талонов на питание!

Рефлексия. Индивидуальная работа с тестами. Слайды 8-10. Самопроверка.

Домашнее задание Слайд 11. Прочитайте § 11 Задание на выбор:

1) разработать в виде листовки предложения экономии бюджета вашей семьи за счет рационального потребления услуг ЖКХ (использовать дополнительный материал, счета на оплату услуг ЖКХ и др.);

2) написать эссе по теме эпиграфа урока.

Мы покупаем продукты, выбираем в бутике платье или костюм, запасаемся канцелярскими товарами. Все эти действия - часть глобальной хозяйственной системы, которая называется экономикой. Именно она, основанная на товарно-денежных отношениях, удовлетворяет основные потребности общества и каждого её члена, даёт нам возможность использовать в своих интересах, и на пользу окружающих, жизненные блага цивилизации.

Потребности

Человеческая жизнь - одни сплошные проблемы. То нам хочется сделать несколько глотков холодного кваса, то попробовать ароматный пончик, через секунду мы уже мечтаем о новом автомобиле или о поездке на море. Ни на один миг не можем успокоиться и постоянно чего-то жаждем. Всё это потребности - нужда человека в определённых вещах, ресурсах, нематериальных ценностях. Роль экономики в жизни общества - удовлетворить их, обеспечить нас всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и развития.

У всех людей разные потребности. Они постоянно трансформируются - так мы взрослеем, умнеем, меняются наши жизненные ценности, статусы, а иногда даже вероисповедание и национальность. Но самое интересное то, что человеческие потребности постоянно увеличиваются, и предложение никогда не сможет удовлетворить спрос. Поэтому человек устанавливает для себя некие ограничения: по причине моральных принципов или из-за отсутствия финансов. Это также должна учитывать экономика. И её роль в обществе - потребности и ограниченность сбалансировать, удовлетворяя "золотую" середину между ними.

Ресурсы

Ещё одна составляющая нормальной жизни каждого из нас. Представьте, что не будет газа. Мы не сможем приготовить себе еду, обогреть дома зимой. Вы скажете, что когда-то наши далёкие предки обходились без голубого топлива: разводили костры или строили печки. Можно и сейчас так поступать, но зачем? Если есть ресурс, нужно его продать людям для их максимального комфорта и удобства. Это и есть экономика. Её роль в жизни общества - найти места концентрации ресурсов, создать условия для их добычи, выгодной продажи и получения хорошей прибыли от сделки, чтоб в дальнейшем эти же деньги опять вложить в деятельность.

Ресурсы бывают:

  • Ограниченные. Они делятся на возобновляемые (животные и растения) и убывающие (земельные и минеральные ресурсы).
  • Бесконечные. Сюда относятся ветер, солнечная энергия и так далее.

В отличие от потребностей, необходимость в ресурсах не растёт как грибы после дождя. Кроме того, потребность в них часто удовлетворена.

Блага

Экономика и её роль в жизни общества - неизменная составляющая нормального существования людей. Она призвана обеспечить наличие не только ресурсов, но и благ. Их может создавать человек для себя лично или для других людей. В последнем случае работают товарно-денежные отношения: я предоставляю услугу - ты мне её оплачиваешь. Например, вы летом едете на курорт. Отель, бассейн, боулинг, дискотека и другие объекты инфраструктуры построены одной личностью для другой. Каждый получает выгоду от этой условной сделки: первый - доход, второй - качественный отдых. Это общедоступные блага. К личным можно отнести создание уюта в доме, увлечение каким-либо занятием или хобби, посещение интересных мест.

Роль экономики в жизни общества неоспорима. И это чётко можно проследить на основе только одних благ. Подумайте, смогли ли бы мы жить в мире, где полностью отсутствует культура, нет элементарного жилья, предметов быта. Конечно же нет. Даже первобытные, ограниченные в умственных способностях люди пытались облегчить себе жизнь: они придумали топор, стрелы и лук, копьё. Сегодня мы активно пользуемся не только этими древними, но и современными благами - интернетом, компьютером, смартфоном. Они постоянно совершенствуются в зависимости от наших потребностей и существующих в мире ресурсов.

Уровень жизни

Каково место и роль экономики в жизни общества? Большое, можно сказать, даже самое основное. Без её нормального функционирования люди не могут развиваться, работать на благо окружающего мира, не говоря уже о том, что умирают от голода и нужды. Насколько эффективно работает экономика, демонстрирует уровень жизни всех членов общества. Он включает обеспечение народа всеми необходимыми продуктами, товарами и услугами для его безопасного, комфортного и максимально удобного существования.

Мы часто спрашиваем себя о том, почему одним странам удаётся добиться процветания, а в других многие люди живут за гранью бедности. Всё очень просто. Раньше правители держав считали, что высокого уровня жизни нужно достигать исключительно за счёт завоевания богатых земель, дальнейшего использования их ресурсов. Но со временем люди поняли, что, даже пребывая на своей маленькой территории, можно достичь небывалых высот развития. Возьмём, к примеру, Японию: страна считается богатой, хотя обладает небольшими запасами ресурсов. Благодаря их эффективному и умеренному использованию государство может похвастаться хорошим обеспечением и высоким доходом большинства граждан. Поэтому роль экономики в жизни общества, безусловно, очень велика.

Критерии уровня жизни

Безусловно, главный показатель - это эффективное использование ресурсов: газа, воды, электричества, леса, металла и так далее. Основными критериями также считаются:

  1. ВВП - валовый внутренний продукт на душу населения. Это сумма всех товаров и услуг, произведённых державой за год, поделённая на количество жителей.
  2. Прожиточный минимум, соотношение цен к показателю зарплат, пенсий и стипендий.
  3. Доступность образования.
  4. Уровень здоровья.
  5. Состояние окружающей среды.
  6. Культурное развитие.

Обеспечение слаженной и бесперебойной работы всех этих систем - главная роль экономики в жизни общества. Проблемы и суждения, связанные с этим понятием, всегда видоизменяются в зависимости от того временного отрезка, в котором живёт народ. Например, эксперты ООН считают, что уровень жизни в каждой стране в современном мире определяет так называемый индекс развития личности. Его высчитывают с помощью величин: ВВП страны, средняя продолжительность жизни жителей, уровень их образования и общего развития.

Причины низкой эффективности экономики

Их множество. Во-первых, это плохая работа показателей, описанных выше. Во-вторых, использование старых технологий на производстве, низкая квалификация кадров, расточительное использование благ и богатств окружающей среды и так далее. Поэтому так важно ещё с детства изучать роль экономики в жизни общества. 10 класс (учащиеся) средней школы уже должен быть тесно знаком с курсом, направленным на раскрытие основных понятий, чтоб в будущем не совершать главных ошибок и не привести страну к бедности. А наоборот, суметь максимально усовершенствовать работу той сферы, в которой будет работать будущий специалист.

Низкая эффективность экономики обрекает народ на бедность. Уровень бедности определяют, оценивая доход человека и возможность с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Логично, что чем богаче государство, тем выше его порог. Сегодня Всемирный банк установил такие черты бедности: ежедневный доход менее 1,25 доллара США. Роль экономики в жизни общества - преодолеть нужду и повысить уровень жизни каждого его члена.

Социальная роль экономики в жизни общества

Народ, его общее благосостояние, образ жизни напрямую зависят от уровня жизни, наличия благ и ресурсов. Например, экономика сильно влияет на способность человека купить жильё, найти работу, количество женщин, задействованных в производственной деятельности. Согласитесь, если в развитой стране мужчина достаточно зарабатывает и способен обеспечить семью, его жене незачем отрабатывать 40 часов в неделю, жертвуя вниманием к детям. Она лучше останется дома, будет оберегать домашний очаг, заботится о членах семьи. Что касается работы, то на неё можно выйти только ради удовольствия и саморазвития, а не ради зарабатывания денег.

Экономика и её роль в жизни общества прослеживается даже на примере деторождения. Обычно оно резко падает, когда ухудшается благосостояние граждан. Средняя продолжительность жизни - ещё один критерий, по которому можно оценить уровень развития государства. Также сюда следует отнести общее недовольство рабочих людей, количество организуемых ими митингов и забастовок, суммарное производство их труда.

Экономика и политика

В идеальном варианте государство не должно напрямую вмешиваться в товарно-денежные отношения. Оно только обязано создавать оптимальные условия для развития экономики: принимать законы, которые давали бы предприятиям больше свободы, снижали налоги, гарантировали компенсации. Правительство также призвано направлять средства, полученные в результате деятельности, на те сферы жизни, которые влияют на общее благосостояние каждой семьи: здравоохранение, образование, национальную безопасность.

Только от грамотных действий государства зависят состояние дорог, уровень озеленения улиц, степень загрязнения экологии и так далее. Благодаря правильному, целесообразному распределению финансов эти сферы будут максимально развиты. В итоге уровень жизни человека повысится, улучшится настроение каждого члена общества, вырастет его энергичность и трудоспособность - экономика будет работать более слаженно и принесёт ещё больший доход. Все взаимосвязано. Поэтому если вас спросят о том, каково место и роль экономики в жизни общества, ответ один: самое что ни на есть передовое. Она стержень жизни не только всей страны в целом, но и каждого индивида в отдельности.

Понятие экономики . Экономика – это сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в жизненных благах. Без жизненных благ – пищи, одежды, крова – человек существовать не может. Для того чтобы иметь эти блага, люди должны работать, производить все нужное для жизни. Лишь в некоторых районах планеты человек может обходиться практически без одежды и находить в достаточном количестве разнообразную, готовую к употреблению пищу. В большинстве регионов мира для того, чтобы выжить, человек должен решать серьезные и разнообразные хозяйственные задачи. Производя жизненные блага, человек преодолевает дискомфорт своей естественной среды обитания, изменяет окружающую природу. Производственная деятельность является предпосылкой и основой всех других видов человеческой деятельности, общественной жизни в целом.

Понятие «экономика» имеет два разных, хотя и взаимосвязанных значения. Первое, о котором мы уже говорили, относится к производственной и хозяйственной деятельности людей, к экономическим отношениям, складывающимся в обществе. Второе значение – это наука об экономической жизни общества. С некоторыми основными понятиями и выводами данной науки вы здесь познакомитесь.

Экономический цикл и его фазы . Воздействие человека на предметы и процессы природы, в результате которого создаются жизненные блага, нужные людям, называется производством . Процесс производства жизненных благ включает в себя следующие элементы: труд человека, предмет труда, средства труда.

Труд – это осознанная целенаправленная деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей. Эта деятельность направлена на преобразование предметов природы, среды человеческого обитания, на подчинение условий жизни человека его потребностям. Благодаря труду, изменяются не только эти условия, но и сам человек, а в конечном итоге и общество, в котором он живет.

Предметом труда является все то, на что направлен труд человека. Предметы труда могут быть даны самой природой, например, деревья, из которых впоследствии изготовят мебель, или золото, извлеченное из недр земли и используемое для производства ювелирных изделий. Предметы труда, которые ранее подверглись воздействию труда, например, древесина на мебельной фабрике, носят название сырых материалов или сырья.

Средства труда – это все вещи, при помощи которых человек воздействует на предметы своего труда и видоизменяет их. В составе средств труда выделяются орудия труда (оборудование, станки приборы, машины и т.д.), а также производственные здания и сооружения, дороги, трубопроводы, средства перемещения грузов, средства связи, энергоснабжения и др.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства . Сами по себе средства производства, если их никто не использует, представляют собой набор бесполезных вещей. Для того чтобы процесс производства мог осуществляться, со средствами производства должна соединиться рабочая сила, т.е. работники должны обеспечить их целесообразное использование.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил человека, благодаря которым он может производить жизненные блага. Рабочая сила и средства производства составляют производительные силы общества .

Схема: производительные силы общества.

Производство – это первая фаза экономического цикла. Завершается эта фаза созданием предметов, предназначенных для использования, или потребления.

Вторая фаза экономического цикла – распределение производственных благ. Распределение устанавливает долю каждого человека, причастного к производству, в созданном богатстве. Эта доля зависит от того, кто является собственником основных элементов процесса производства – средств производства и рабочей силы.

Распределяемые блага часто непригодны для личного потребления (таковы, например, вновь созданные орудия труда) или сами по себе не очень нужны человеку, которому они достались в результате распределения. Поэтому экономический цикл включает еще одну, третью фазу – обмен . Отношения обмена устанавливаются не только между отдельными людьми, но и между предприятиями. Важную роль в этих отношениях играют деньги.

Наконец, четвертая , завершающая фаза экономического цикла – это потребление , или использование производственных благ. Потребление бывает производительным или личным. Производительное потребление – это использование ранее созданных ценностей в новом процессе производства. При этом станки и оборудование изнашиваются, сырье расходуется, и все это нужно вновь производить. Личное потребление – это употребление человеком благ, полученных через распределение или обмен, для своих нужд, в результате чего они тоже изнашиваются (одежда, обувь, бытовые приборы и т.д.) или расходуются (еда, питье и пр.).

Поэтому завершение одного экономического цикла требует начала нового такого цикла. Постоянное возобновление процесса производства и следующих за ним фаз распределения, обмена и потребления называют процессом общественного воспроизводства .

Производство и его типы . Производство всегда происходит в рамках общественной связи людей, так как изолированно от других людей, от общества отдельный человек производить различные блага и вообще жить не может. Для работы ему бывают нужны орудия труда, материалы, сырьё, изготовленные или добытые другими людьми. Вместе с тем в наши дни продукт труда человека обычно бывает предназначен не только для себя, а и для других людей, для общества.

Производство может существовать в двух основных формах – натуральной и товарной.

Натуральное производство (хозяйство) предполагает, что продукты труда изготавливаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для потребления внутри его хозяйства. Примерами натурального хозяйства могут служить первобытная община, патриархальное крестьянское хозяйство, а также феодальное поместье. Натуральное хозяйство преобладает при низком уровне развития техники и технологии. В таком хозяйстве количество и набор производимых продуктов долгое время не меняются. В современном мире натуральное хозяйство характерно для некоторых развивающихся стран.

В условиях товарного производства , которое более характерно для современного общества, продукты производятся отдельными, относительно обособленными производителями. Каждый из них обычно специализируется на выработке какого–то одного или немногих продуктов, так что для удовлетворения всего разнообразия потребностей людей необходима купля – продажа произведенных продуктов на рынке. Это означает, что продукты производства становятся товарами.

Товар – это продукт труда, предназначенный для купли-продажи.

Два основных условия возникновения и развития товарного производства – это общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей товара.

Общественное разделение труда означает, что люди специализируются на производстве каких-то определенных продуктов, а потом обмениваются результатами своего труда. Как говорится, «сапоги должен шить сапожник, а пироги печь – пирожник». В результате разделения труда растет искусность, мастерство производителя товара. Благодаря этому в единицу времени он создает все большее количество продукта. Иными словами, увеличивается производительность труда.

Экономическая обособленность товаропроизводителя означает, что ему принадлежат средства производства, с помощью которых он изготавливает товар, а также производимый с их помощью продукт.

Экономические потребности и ресурсы . Цель производства – удовлетворение общественных и личных потребностей.

Потребность – это состояние нужды, недостатка в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.

Наши потребности многообразны и потенциально безграничны. Одни из них врожденные, другие – приобретенные. Потребности бывают также материальные и духовные, постоянные (устойчивые) и ситуативные (изменчивые). По мере развития человеческого общества состав потребностей расширяется. Для удовлетворения этих потребностей необходимы разнообразные ресурсы.

Ресурсы – это средства, запасы, источники чего-либо (например, водные ресурсы). Экономические ресурсы, используемые обществом в процессе производства, ограничены. К ним относятся рабочая сила, земля или, более широко, природные ресурсы, а также средства производства и финансовые ресурсы.

Рабочая сила, рассматриваемая в масштабах общества, называется трудовыми ресурсами . Их составляют все люди, способные трудиться.

Земля , как экономический ресурс, включает все то, что дано человеку природой на нашей планете и используется им для производства необходимых жизненных благ. Например, человек добывает нефть и производит из нее бензин, мазут; используя пашню, он производит растительные продукты; мировой океан дает людям рыбопродукты.

Финансовые ресурсы – это денежные средства, которыми располагает общество, государство, отдельные люди.

Под капиталом (от лат. capitalis – главный) понимают созданные человеком ресурсы, которые используются в производстве. Капитал включает средства производства, а также финансовые ресурсы, используемые для организации процесса производства.

Вопросы и задания

1. Что такое экономика?

2. Почему экономический процесс имеет циклический характер? Назовите основные фазы экономического цикла.

3. Какие вы знаете орудия и предметы труда, используемые в сельскохозяйственном производстве?

4. Чем, на ваш взгляд, отличается рабочая сила начала XXI века от рабочей силы ХIХ века?

5. Можно ли деятельность пчелы по сбору меда и созданию сот считать трудом? Почему?

6. Что включает в свой состав экономические ресурсы?

Деньги

Сущность денег и их виды . Деньги – одно из величайших изобретений человечества. Порой деньги как бы заколдовывают людей. Из–за них они страдают и радуются, ради них они трудятся. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободившись от него. Деньги не накормят и не оденут человека до тех пор, пока он их не истратит.

Деньги нечто большее, чем обычный компонент экономики. Правильно функционирующая денежная система вливает жизненную силу в экономику. И наоборот, расстройство денежного обращения наносит тяжелейшие удары экономике.

В далеком прошлом, когда человек начал приручать животных и обрабатывать землю, собирательство и охота уступили место скотоводству и земледелию. Одни племена начинают преимущественно заниматься скотоводством, другие – земледелием. В дальнейшем о качестве особой области трудовой деятельности людей выделилось ремесло. Обмен производимыми благами становится необходимым элементом жизни людей. Продукты начинают производиться специально для обмена, как товары. Обмен становится регулярным. Каждый товар теперь нужно соотносить по стоимости со множеством других товаров и тем самым упорядочивать обмен товарами.

Скажем, гончар вынес на рынок свои горшки в расчете обменять их на зерно. Однако продавцу зерна нужны не горшки, а ткань. Кроме того, на рынке имеется шерсть, птица, молочные продукты и другие товары. Гончару придется совершить несколько актов обмена, прежде чем он выменяет товар, который подходит хлеборобу, и получит, наконец, желаемое зерно.

Отсутствие всеобщего эквивалента – товара, выражающего стоимость всех остальных товаров и способного на них обмениваться, существенно затрудняет товарный обмен. В процессе общественного развития рано или поздно находится такой товар – избранник, в котором все остальные товары выражают свою стоимость. Таким товаром являются деньги.

Деньги – это всеобщий эквивалент, который выражает и измеряет стоимость всех товаров. Иными словами, это – особый товар, который обладает способностью обмениваться на любой другой товар. Чтобы служить деньгами, какой-то определенный товар должен получить общественное признание у покупателей и продавцов в качестве универсального средства обмена.

Первоначально роль денег закреплялась за товаром, который являлся наиболее важным и ходовым в данной местности. Например, у многих народов деньгами были скот, зерно. Постепенно роль денег закрепилась за так называемыми благородными металлами – золотом и серебром. Именно они обладали свойствами, которые облегчали товарный обмен и содействовали общественному развитию. Так, золото и серебро обладают химической устойчивостью, т.е. хорошо сохраняются. Они имеют высокую стоимость в единице веса. Их стоимость относительно постоянна. Кроме того, они обладают замечательными физическими характеристиками – мягкостью, ковкостью, способностью принимать любую форму.

Благородные металлы опосредуют отношения обмена в виде готовых, удостоверенных и гарантированных государством весовых количеств – монет . Чеканка монет становится привилегией государства и даже получает особое название – монетная регалия. Начало чеканки монет относят к VII веку до н.э. В Беларуси первые сведения о собственной чеканке монет относят к концу XV века. Наиболее известные монеты в Беларуси выпускали монетные дворы Российского государства, Речи Посполитой.

Впоследствии было замечено, что в обращении наряду с полновесными монетами довольно успешно обращаются монеты стершиеся, потерявшие часть своего первоначального веса. Это обстоятельство, а также нехватка благородных металлов привели к тому, что возникла идея замены золотых и серебряных монет бумажными деньгами. Бумажные деньги представляют собой выпускаемые государством и обязательные к приему денежные знаки, заменяющие золото или серебро.

Итак, различают следующие виды денег: натуральные (полноценные) и символические.

Натуральные деньги – это какие-то вещи, которые имеют ценность сами по себе. Таковы все виды первобытных денег, а также золотые и серебряные деньги, поскольку содержащийся в них металл может быть использован, например, для изготовления ювелирных изделий.

Символические деньги – это знаки стоимости, заменители натуральных денег. Символическими деньгами являются, например, бумажные деньги. В современных условиях бумажные деньги на золотые монеты не размениваются, хотя за них можно купить золотые изделия или слитки.

В наши дни эффективными заменителями как натуральных, так и символических денег становятся так называемые электронные деньги . Их невозможно увидеть или пощупать, ибо они существуют в виде записей на электронных носителях. Все вы знаете о такой их форме, как пластиковые карты. С их помощью можно безналичным путем расплатиться за товар, осуществить платежи за коммунальные услуги, пополнить телефонный счет при пользовании мобильной связью, получить кредит, вести счета в различных валютах. Можно также осуществлять безналичные платежи, получать денежные переводы, осуществлять конвертирование валют, находясь за границей. Электронные деньги играют огромную роль в осуществлении современных экономических взаимосвязей, в которых использование наличных денег становится все более редким.

Основные функции денег . В экономике деньги выполняют следующие функции: они выступают мерой стоимости, средством обращения, средством платежа, средством накопления; существуют также мировые деньги.

Функция меры стоимости означает, что стоимость всех товаров выражается в деньгах. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой . С древности и до начала ХХ в. владелец товара назначал его цену в определенном количестве золота или серебра. На производство различных товаров затрачивалось различное количество труда, поэтому их стоимость выражалась в различных количествах металлических денег.

Весовое количество благородного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, называлось масштабом цен . Например, английский фунт стерлингов сначала содержал фунт серебра, но затем, когда золото стало вытеснять серебро, это название стало применяться к равному по стоимости количеству золота, составлявшему по весу лишь небольшую часть фунта.

В настоящее время цена товара обозначается не в граммах золота, а в национальных денежных единицах.

Функция средства обращения означает, что деньги используются в качестве посредника для осуществления оплаты за товары и услуги. Обмен товарами, совершаемый при помощи денег, называется обращением товаров. Обращение товаров неразрывно связано с обращением самих денег: когда товар переходит из рук продавца в руки покупателя, деньги переходят из рук покупателя в руки продавца.

В качестве средства платежа деньги выступают в тех случаях, когда покупка – продажа товара осуществляется в кредит, то есть с отсрочкой платежа. Товар переходит из рук продавца в руки покупателя без немедленной оплаты купленного товара. Когда наступает срок уплаты за купленный товар, деньги уплачиваются покупателем продавцу без передачи товара, которая совершилась ранее.

Деньги выполняют и функцию средства накопления , так как они являются воплощением богатства. Их можно хранить в любом количестве. Данную функцию часто выполняют полноценные деньги (золотые или серебряные монеты), слитки, а также изделия из золота и серебра, поскольку бумажные деньги могут обесцениваться.

С развитием товарного обращения между различными странами и народами возникает потребность в мировых деньгах . На протяжении веков функцию мировых денег выполняло золото. В настоящее время мировыми деньгами являются валюты наиболее развитых стран с мощной и сравнительно стабильной экономикой, например, доллары США, евро, английские фунты, японские йены. Впрочем, финансово-экономические кризисы заставляют усомниться в их стабильности.

Ценные бумаги . Впервые в Европе ценные бумаги – в виде свидетельств об участи деньгами в предприятии, дающих право на получение части прибыли этого предприятия – были использованы лондонскими предпринимателями при создании в конце XVI в. Ост-Индской компании.

Ценные бумаги – это имеющие юридическую силу документы установленной формы, которые дают их владельцу право на получение определенных денежных сумм при предъявлении данных документов. Наличные деньги, лотерейные билеты, завещания и т.д. к ценным бумагам не относятся. Ценными бумагами являются банковские чеки , векселя , акции , облигации и некоторые другие документы.

Предъявитель банковского чека имеет право получить в банке сумму денег, указанную в чеке, а банк обязан выплатить эту сумму, если чек оформлен правильно.

Вексель – это денежное долговое обязательство, составленное по определенной форме. Вексель выдается заемщиком, который одалживает деньги, кредитору – тому, кто берет деньги в долг. В векселе указывается срок возвращения и сумма денег, подлежащая возврату кредитором.

Акция – документ, закрепляющий права его владельца на получение части прибыли акционерного общества. Акционерным называют общество, учрежденное рядом лиц и имеющее определенный его уставом капитал (уставной капитал), который используется для производственной или какой-то другой деятельности. Этот уставной капитал разделен на определенное количество акций. Доход акционера, или владельца акции, называется дивидендом.

Облигация ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение в указанный в ней срок установленной суммы денег. Покупая облигации, люди как бы дают деньги в долг тому, кто эти облигации выпустил. В определенный срок долг возвращается. Наиболее надежны государственные облигации.

Инфляция . С движением денег в экономике тесно связана возможность инфляции – серьезной экономической болезни. Инфляция – это обесценивание бумажных (а значит, и электронных) денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием. В результате этого покупательная способность денег снижается, т.е. растут цены на товары и услуги.

Различают два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек . В первом случае денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем производимых товаров и услуг. Спрос на товары и услуги превышает их предложение (поступление на рынок), поэтому цены на них растут. Так растут цены на продукты питания в неурожайный год.

Во втором случае, при инфляции издержек, увеличиваются издержки на используемое в производстве сырья другие производственные затраты. Например, дорожают металлы, энергоресурсы, стройматериалы. В итоге опять-таки повышаются цены на товары и услуги.

Обычно же характеристики инфляции используют такой показатель, как уровень инфляции , который измеряется увеличением цен в процентах за определенный период времени (месяц, квартал, год и т.д.). В международной практике принято считать, что безопасный уровень инфляции составляет примерно 3–5% в год.

Когда экономика поражена инфляцией, неизбежны потери большинства участников экономического процесса. Первыми жертвами инфляции становятся потребители, у которых обесцениваются личные сбережения, а также уменьшается текущее потребление, поскольку потребители за одну и ту же сумму денег в условиях роста цен могут приобрести меньше товаров и услуг. От инфляции страдают и производители товаров, потому что они не знают, какую назначать цену за производимые товары и услуги. Производителям становится крайне трудно планировать свою деятельность на перспективу. В условиях сильной инфляции все стараются поскорее избавиться от денег и перевести их в надежные ценности; денежное обращение разрушается.

Поскольку в условиях инфляции деньги перестают выполнять свои функции, нарастает кризис взаимных неплатежей, т.к. все ждут дальнейшего обесценивания денег и стараются отсрочить выполнение финансовых обязательств. Государство не получает нужного объема налоговых поступлений и для оплаты своих расходов выпускает в обращение все новые и новые деньги.

Главный способ погасить инфляцию – это регулирование цен и сокращение расходов, в том числе и государственных.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте трудности товарного обмена, возникающие из–за отсутствия всеобщего эквивалента.

2. Назовите общие черты и различия натуральных (полноценных) и символических денег.

3. Какие функции выполняют деньги при: установлении цены товара; покупке товара за наличные деньги; оплате товара, проданного в кредит; уплате долга; выплате заработной платы; помещении в банк; оплате внешнеторговых сделок?

4. Что такое инфляция? Почему она возникает?

5. Охарактеризуйте основные виды ценных бумаг.

В нашей жизни существуют главные и второстепенные роли. Нашу жизнь можно подразделить на разные сферы общественной жизни. Одним из элементов общества является экономическая сфера. Экономическая сфера -- главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. К экономике обычно относят все то, что связанно с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных трудом человека. Главная цель и роль экономики -- это удовлетворение потребностей каждого отдельного человека, потребностей организаций и предприятий, а также всего общества в целом. экономика материальный общество благосостояние

В течение многих столетий проблема -- как удовлетворить многочисленные потребности людей -- решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики: материальное производство и духовное производство. Производство материальных благ - (хлеба, станков, электроэнергии и т.п.) является основой жизни человеческого общества. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности оказываются услуги в области образования, медицины (под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей). Производство должно быть непрерывным.

Уровень развития производства отражается на духовности общества. Если производство развивается по возрастающей, то и потребности в культурных ценностях возрастают. Люди, обретая уверенность в завтрашнем дне, тратят деньги на разнообразные развлечения, приобретают товары для потребления.

Если же производство падает, то растет безработица, появляется неуверенность в завтрашнем дне, растет преступность, наркомания, люди замыкаются как бы в себе. Появляется так называемая субкультура. Преодоление негативных процессов в обществе растягивается на неопределенное время. А это больно ударяет по всем устоям государства: семье, правопорядку и т.п.

Таким образом, уровень жизни зависит от производства и производительности труда. Чем шире и разнообразнее производство, чем выше производительность труда, тем лучше качество жизни и благосостояние народа.



Похожие статьи