Основные счета в снс. Цели и задачи системы национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) — это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия, процесс и результаты воспроизводства экономики .

СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики .

СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики — после окончания Второй мировой войны (прежде всего, в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских стран). Построение СНС — результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах — статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х годов и вытеснила разрабатывающуюся в течение многих десятилетий систему учета на макроуровне, которая называлась балансом народного хозяйства (БНХ) . СНС и БНХ по отношению друг к другу представляю альтернативные системы балансовых построений и национального учета: СНС выступает в качестве макростатистической модели рыночной экономики; БНХ — система макроэкономических показателей, предназначавшаяся для отображения механизма функционирования централизованно планируемой экономики. БНХ стал первой в мировой статистике системой макроэкономических расчетов. А первый баланс народного хозяйства был составлен в СССР за 1923-1924 хозяйственный год.

Стандартная система национальных счетов, разработанная Статистической комиссией ООН , применялась с 1953 г. В 1968 г. была введена новая версия международного стандарта СНС, которая существовала до 1993 г. С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов, построенная на последних к тому времени достижениях теории и практики национального счетоводства в отдельных странах.

Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС (экономический рост, институциональная и отраслевая структуры экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, повышения внешнеэкономических связей и др.).

Данные СНС полезны компаниям, особенно крупному бизнесу, для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики в собственной хозяйственной политике.


Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов, характеризующие движение ВВП на различных его стадиях.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — это экономический показатель, применяющийся для характеристики чистого объема производства, более точно отражающего результат функционирования национальной экономики. ЧНП равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений, т.е. той части созданного продукта, необходимой для замещения средств производства, которые были изношены в процессе выпуска продукции.

Национальный доход (НД) или вновь созданная стоимость общества — это показатель общего размера заработной платы, процента, прибыли, рентных платежей, которые получены в результате производства объема ВНП данного года; т. е. НД = ЧНП - косвенные налоги на бизнес. Косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины и т.д.)

Таким образом, НД представляет собой годовой поток товаров и услуг, исчисленный в денежном выражении, т. е. окончательный итог производства машин, оборудования, предметов потребления и т.п. за год.

Личный доход это доход, полученный до уплаты индивидуальных налогов. Он может быть исчислен как разница между национальным доходом и тремя видами доходов, которые заработаны, но не получены (налоги на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий, нераспределенные прибыли предприятий); полученный результат должен быть увеличен на сумму трансфертов. Трансферты представляют собой доходы, полученные, но не являющиеся результатом собственной деятельности. К ним относят выплаты по страхованию по старости, от несчастных случаев, пособия по безработице; субсидии на образование, пособия по нетрудоспособности; выплаты частных пенсий и пособий по безработице и вспомоществованию; процентные платежи, которые выплачиваются правительством и потребителями.

Располагаемый доход (или доход после уплаты налогов) — это личный доход за вычетом индивидуальных налогов, т. е. личных подоходных, налогов на личное имущество и налогов на наследство. Доход после уплаты налогов это та сумма, которой домашние хозяйства располагают в окончательном варианте.

Лекция 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС): ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Общая характеристика системы национальных счетов

    Классификация счетов

1.1. Общая характеристика системы национальных счетов

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

    определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

    установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

    установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

    выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

    выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

    определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

    выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

    изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

    установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

    анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

    органам государственного управления для анализа и принятия решений по вопросам макроэкономической политики;

    предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;

    международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т.д.). Что касается международных организаций, то они не только собирают

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

    реализация услуг;

    деятельность страховых посредников;

    оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

    оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости

На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (СНС), которая была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального бюро экономических исследований. Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих определить состояние национальной экономики, начали предприниматься в разных странах еще в годы первой мировой войны для оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие они получили в середине 20-х годов в период бурного подъема экономик развитых стран с целью прогнозирования дальнейших тенденций экономического развития.

Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.

СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовой национальный продукт (ВНП); валовой внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧИП), и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД).

Основным показателем, характеризующим национальный объем производства, является показатель валового национального продукта. До конца 80-х годов он был главным индикатором величины совокупного объема производства. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира) основным показателем совокупного объема выпуска стал валовой внутренний продукт. Рассмотрим эти показатели.

Валовой национальный продукт (Gross National Product) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью национальных (то есть принадлежащих им) факторов производства в течение одного года.

    Рассмотрим основные понятия этого определения:
  • Совокупная . ВНП - это агрегированный показатель, характеризующий весь национальный объем производства, совокупный выпуск.
  • Рыночная . В стоимость ВНП включаются только официальные рыночные сделки, которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы.

Поэтому в ВНП не включается, во-первых, труд на себя (человек сам строит себе дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру, мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль, парикмахер делает себе прическу); во-вторых, труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу при починке забора, приятелю - при ремонте квартиры); в-третьих, стоимость товаров и услуг, производимых «теневой» экономикой. Хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под «теневой» экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К «теневой» экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные, прибыль от которых, однако, укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли «теневой» экономики не существует прямых методов подсчета, поэтому, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх требуемого официально и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

  • Стоимость . ВНП измеряет национальный объем производства в денежном выражении - в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно сложить яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD –плеерами, пепси-колой и т.д. Деньги служат всеобщим эквивалентом стоимости всех товаров, единым измерителем, позволяющим оценить, соизмерить ценности всех разнообразных видов товаров и услуг.
  • Конечных . Вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция - это продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи.

Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относится сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Так, например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное рестораном «Макдональдс», - промежуточным, так как будет подвергнуто переработке и вложено в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом. Все перепродажи (продажи подержанных вещей) также не включаются в ВНП.

В ВНП включается только стоимость конечной продукции, с тем, чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Поэтому подсчет стоимости конечной продукции ведется по добавленной стоимости.

Чтобы избежать повторного счета, в ВНП включается только добавленная стоимость, равная стоимости конечной продукции . Добавленная стоимость - это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (стоимостью сырья и материалов, которые каждый производитель (фирма) покупает у других фирм).

  • Товаров и услуг. Все, что не является товаром или услугой, не включается в ВНП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВНП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки.

Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся в первую очередь выплаты, которые родители делают детям, дары, которые друг другу делают родственники, и т.п. Государственные трансферты - это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. За трансфертами не стоит оплата ни това ра, ни услуги.

К финансовым сделкам относятся купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не влияют на величину ВНП. (Но следует иметь в виду, что выплата доходов по ценным бумагам фирм обязательно включается в стоимость ВНП, поскольку является платой за экономический ресурс, то есть факторным доходом, частью национального дохода.)

  • Произведенных гражданами страны с помощью национальных факторов производства

Это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя валового национального продукта (Gross National Product) от валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product). ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью национальных факторов, - не важно, на территории данной страны или в других странах. Здесь важно условие национальной принадлежности. ВВП - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны - не важно, с помощью национальных или иностранных факторов производства. В данном слу чае важен территориальный фактор. В большинстве развитых стран отличие ВНП от ВВП не превышает 1 %. Различие между ними существенно для стран, живущих за счет (или получающих существенные доходы) туризма (Кипр, Греция) или предоставляющих услуги, в первую очередь банковские, гражданам других стран (Люксембург, Швейцария).

  • B течение одного года. В соответствии с этим условием в ВНП включается только стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в данном году, и не включается стоимость товаров, произведенных в предыдущие годы, десятилетия, эпохи.

Методы подсчета ВНП.

Для расчета ВНП может быть использовано три метода: по расходам (метод конечного использования), по доходам (распределительный метод) и по добавленной стоимости (производственный метод).

ВНП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку в данном случае мы учитываем, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВНП по расходам суммируются расходы домохозяйств (потребительские расходы), которые обозначаются буквой С (consumption spending); расходы фирм (инвестиционные расходы), обозначаемые буквой I (investment spending); расходы государства (государственные закупки товаров и услуг), которые обозначаются буквой G (government spending); расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемые Х n (net export).

ВНП = С + I + G + Х n

Вторым способом расчета ВНП является распределительный метод, или ме тод расчета по доходам. В этом случае ВНП рассматривается как сумма доходов соб ственников экономических ресурсов (домохозяйств), то есть как сумма факторных доходов. Факторными доходами являются:

  • заработная плата (wages and salaries), представляющая собой доход от фактора «труд», то есть оплату услуг труда, и включающая все формы вознаграждения за труд, в том числе основную заработную плату, премии, все виды материального поощрения, оплату сверхурочных работ и т.д.;
  • арендная плата, или рента (rental payments) - доход от фактора «земля», включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений). При этом если домовладелец не сдает в аренду принадлежащие ему помещения, то в системе национальных счетов при подсчете по доходам в ВНП учитываются доходы, которые мог бы получать этот домовладелец, если бы он предоставлял эти помещения в аренду. Подобные вмененные доходы называются условно начисленной арендной платой и включаются в общую сумму рентных платежей;
  • процентные платежи, или процент (percent payments), являющиеся доходом от капитала, платой за пользование капиталом в процессе производства. Поэтому в сумму процентных платежей включаются проценты, выплаченные по облигациям частных фирм, но не включаются проценты, выплаченные по государственным облигациям (так называемое «обслуживание государственного долга»), поскольку государственные облигации выпускаются не с производственными целями, а с целью финансирования дефицита государственного бюджета;
  • прибыль, то есть доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с организационно-правовой формой предприятий:
  • прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнерства. Этот вид прибыли носит название « доходы собственников» (proprietors income);
  • прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной фор ме собственности (акционерном капитале). Этот вид прибыли называется «прибыль корпораций» и в свою очередь делится на три части: налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству); дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам; нераспределенная прибыль корпораций, остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций, что является для корпорации основой для расширения производства, а для экономики в целом - увеличения совокупного выпуска.

Кроме факторных доходов в ВНП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, не являющиеся доходами собственников экономических ресурсов.

Первым таким элементом выступают косвенные налоги на бизнес. Налог - это принудительная выплата домохозяйством или фирмой определенной суммы денег государству не в обмен на товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доход, наследство, имущество. Налогоплательщик и налогоноситель при этом является одним и тем же агентом. Косвенные налоги - это часть цены товара или услуги. Особенностью косвенных налогов является то, что их оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Таким образом, налогоплательщик и налогоноситель в этом случае - разные экономические агенты. Поскольку ВНП - стоимостной показатель, то, как в цену любого товара, в него включаются косвенные налоги, которые при подсчете ВНП необходимо добавить к сумме факторных доходов. Хотя налоги являются доходом государства, они не вклю чаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, являясь макроэкономическим агентом, не представляет собой собственника экономических ресурсов.

Еще одним элементом, который следует учитывать (добавить) при подсчете ВНП по доходам, является амортизация, поскольку она также включается в цену любого товара.

Итак: ВНП по доходам = Заработная плата + Арендная плата + Процентные платежи + Доходы собственников + Прибыль корпораций + Косвенные налоги + Амортизация.

Третьим методом расчета ВНП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод по добавленной стоимости). Например, американская экономика делится на семь крупных секторов: промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг и т.д. По каждому из секторов подсчитывается добавленная стоимость и затем суммируется.

Величина чистых факторных доходов представляет собой разницу между доходами, полученными гражданами (резидентами) данной страны на принадлежащие им (национальные) факторы производства в других странах, и доходами, полученными иностранцами (нерезидентами) на принадлежащие им (иностранные) факторы производства в данной стране. Эта разница может быть как положительной величиной (если граждане данной страны получили в других странах доходов больше, чем иностранцы в данной стране, и в этом случае ВНП больше ВВП), так и отрицательной величиной (если иностранные граждане получили в данной стране доходов больше, чем граждане данной страны получили доходов за рубежом, тогда ВВП больше ВНП).

Что касается ЧНП (Net National Product, NNP), то, в отличие от ВНП, который отражает национальный объем производства, этот показатель характеризует производственный потенциал экономики, поскольку он включает в себя только чистые инвестиции и не включает восстановительные инвестиции (амортизацию). Поэтому, чтобы получить ЧНП, следует из ВНП вычесть амортизацию:

ЧНП = ВНП - А.

Национальный доход (National Income, Nl) - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов, то есть сумма факторных доходов. Его можно получить двумя способами: из ЧНП вычесть косвенные налоги: НД = ЧНП - Косвенные налоги, или просуммировать все факторные доходы:

НД = Заработная плата + Арендная плата + Процентные платежи + Доходы собственников + Прибыль корпораций

Личный доход (Personal Income, PI), в отличие от национального дохода, является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов.

Номинальный и реальный ВНП. Индексы цен.

Номинальный ВНП - это ВНП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВНП оказывают влияние два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВНП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен.

Реальный ВНП - это ВНП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений (например, для расчета реального ВНП 1980 года в ценах 1999 года - в этом случае 1999 год будет базовым, а 1980 год - текущим).

Реальный ВНП = Номинальный ВНП / Общий уровень цен.

Общий уровень цен рассчитывается с помощью индекса цен. Очевидно, что в базовом году номинальный ВНП равен реальному ВНП, а индекс цен равен 100%, или 1.

При выполнении работы 4 сначала изучите теоретические материалы по теме 9 "Предпринимательство. Производство и издержки" и теме 10 "Финансирование предпринимательства. Виды ценных бумаг". Законспектируйте все определения, запомните формулы, чтобы потом Вы смогли ими оперировать при выполнении заданий.

Обратите внимание на различия в характеристиках организационно-правовых форм и видов ценных бумаг. При помощи полученных знаний постарайтесь проанализировать любую специализированную передачу или газетную статью, где упоминаются термины фондового рынка.

После того, как Вы выполнили задания по темам 9 и 10, приступайте к изучению темы 11 "Система национальных счетов".

Обратите внимание на различия между понятиями ВВП (валовый внутренний продукт) и ВНП (валовый национальный продукт).

Обратите внимание на реальные и номинальные величины.

Система национальных счетов (СНС) - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования. СНС была создана около 50 лет тому назад в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность органов государственного управления в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики.

В недалеком прошлом в СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

В СНС используются некоторые важные приемы бухгалтерского учета (например, принцип двойной записи операций), и ее цели во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информации для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне предприятия (компании), а в СНС - для принятия решений, относящихся к экономике в целом. В известном смысле СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом. В связи с этим следует напомнить, что термин «национальное счетоводство» был предложен около 50 лет назад голландским экономистом В. Клиффом, который под национальным счетоводством понимал систему таблиц, напоминающих по форме бухгалтерские счета и балансы, содержащие систематизированное описание экономики на макроуровне. Большой вклад в развитие СНС внес Дж. Кейнс, который считал, что СНС - это система взаимосвязанных показателей (доход, потребление, сбережение) и ее данные должны представлять интерес для органов государственного управления при принятии решений по вопросам экономической политики и разработке мер по регулированию рыночной экономики.

В современной рыночной экономике осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо какимто образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутрений продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) Для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Международные организации не только собирают информацию о наиболее важных показателях СНС, но и в большей степени занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. В результате дальнейшего развития национального счетоводства СНС 1993 года заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС, который, повидимому, будет продолжаться около 10-15 лет. Основные усилия на этом этапе будут сосредоточены на внедрении новой СНС в практику стран-членов ООН, что неизбежно должно стимулировать дальнейшие исследовательские разработки в этой области.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах (т.е. распределение по однородным группам) было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции, а также постулаты, определяющие правила обработки информации. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», т. е. сферы, где происходят производство валового внутреннего продукта и создание нащюнального дохода.

Известно, что концепция экономического производства претерпевала в экономической науке значительные изменения по мере развития производительных сил. На ее формирование в свое время оказывали влияние работы Ф. Кэнэ, А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла и других выдающихся ученыхэкономистов. В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т. д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода. В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и т. д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить весьма сложно. Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • производство товаров, включая товары для собственного потребления (например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);
  • оказание услуг для реализации;
  • деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов, страховых компаний);
  • оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления (коллективные услуги в области управления, - обороны и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования и т.д.);
  • оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;
  • оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
  • оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчислеЙия ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет со^§ой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в новой СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные Вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС 5993 года понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В этой связи следует отметить, что в некоторых странах, наприМер в США, национальный доход до последнего времени исчислялся по факторной стоимости, т. е. в рыночных ценах, за вычетом косвенных налогов, но с добавлением субсидий на продукты. Такая практика представляет собой известное отклонение от международного стандарта в области GHC, который рекомендует оценивать все показатели в рыночных ценах. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости.

Важной особенностью СНС является группировка всех хозяйствующих субъектов по институциональным секторам. В СНС 1993 года различают пять секторов:

  • нефинансовые корпорации и квазикорпорации;
  • финансовые корпорации и квазикорпорации;
  • государственное управление;
  • домашние хозяйства;
  • некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

Все хозяйствующие субъекты относятся к одному из этих секторов в соответствии с функцией, которую они осуществляют в экономическом процессе. Например, функция нефинансовых корпораций состоит в производстве товаров и нефинансовых услуг для реализации их на рынке по ценам, возмещающим издержки производства; функция финансовых корпораций - в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и предоставлении их на определенных условиях инвесторам. Таким образом, финансовые корпорации выполняют роль посредников между теми, кто сберегает ресурсы, и теми, кто их использует для финансирования инвестиций.

Функция учреждений государственного управления заключается в осуществлении перераспределения национального дохода и богатства, а также в предоставлении бесплатных услуг как обществу в целом (управление, оборона, научные исследования и т. д.), так и отдельным лицам или группам населения (образование, здравоохранение и т.д.).

Единицы, включенные в сектор домашних хозяйств, участвуют в производстве, предоставляя свою рабочую силу, и приобретают товары и услуги на рынке. Кроме того, домашние хозяйства являются собственниками мелких некорпорированных предприятий (фермы, семейные рестораны, магазины и т. д.). Эти некорпорированные предприятия производят товары и услуги для продажи их на рынке, но частично иногда и для собственного потребления собственниками некорпорированных предприятий. Финансовым результатом деятельности некорпорированных предприятий является смешанный доход, который включает как элементы прибыли, так и оплату труда. Некорпорированные предприятия включены в сектор домашних хозяйств по соображениям практического характера, так как на практике трудно отделить доходы и расходы некорпорированных предприятий от доходов и расходов их собственников.

Функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (общественные, политические, религиозные организации), является оказание бесплатных услуг членам этих организаций.

Таким образом, бесчисленное число хозяйствующих субъектов сведено в СНС в пять относительно однородных групп. Для всех секторов в СНС предусмотрен стандартный набор счетов, в которых регистрируются экономические операции, связанные с производством, образованием, распределением и перераспределением доходов, сбережением и накоплением, приобретением финансовых активов и принятием финансовых обязательств. На основе информации, содержащейся в секторальных счетах, можно проводить анализ экономического и финансового положения отдельных секторов экономики, а также взаимосвязей между ними в экономическом процессе.

Наиболее важные счета (счет производства и счет образования доходов) составляются в СНС также для отраслей экономики, т. е. для совокупностей однородных подразделений предприятий и организаций, занятых аналогичными видами деятельности (например, производством промышленных, сельскохозяйственных, строительных товаров и т. д.). Информация, содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики, используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т.е. наиболее важных макроэкономических показателей:

  • валовой национальный доход (ВНД);
  • валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
  • конечное потребление;
  • валовое накопление;
  • сальдо экспорта и импорта;
  • национальное сбережение;
  • чистое кредитование и чистое заимствование;
  • национальное богатство.

ВВП - центральный показатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется в рыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем, включая все торговотранстюртные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня эконо: Мического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показатель используется в сочетании с другими показателями, например, если анализируется отношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВП исчисляется, как видно из его названия, на валовой основе, до вычета потребления основного капитала, что сопряжено с трудностями практического характера при получении достоверных данных о потреблении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретической точки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.

ВНД представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами* данной страны за тот или иной период. ВНД отличается.от ВВП как в качественном, так и в количественном отношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, что первый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновь созданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой поток первичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участия в создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных изза границы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относить оплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производство и импорт. Первичные доходы, поступающие изза границы или выплачиваемые за границу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, как проценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежных инвестиций.

ВНРД отличается от ВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов), переданных за границу или полученных изза границы. Эти трансферты могут включать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые изза границы, штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом, ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результате первичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путем суммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРД подразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.

Конечное потребление включает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостью нерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.

Валовое накопление охватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий, предметов антиквариата и т.д.).

Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспорт оценивается в ценах ФОБ, а импорт - в ценах СИФ.

Сумма конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта дает ВВП методом конечного использования. Теоретически эта величина должна совпадать с ВВП, исчисленным производственным методом, т. е. путем суммирования валовой добавленной стоимости всех секторов или отраслей экономики. Добавленная стоимость определяется в основных ценах, т. е. в ценах, которые включают субсидии на продукты, go не включают налоги на продукты, поэтому для перехода от суммы добавленной стоимости к ВВП необходимо добавить к ней налоги на продукты и исключить субсидии на продукты. ВВП может быть также исчислен распределительным методом, т. е. путем суммирования оплаты труда, выплаченной предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны, валовой прибыли и валовых смешанных доходов, налогов (за вычетом субсидий) на производство и импорт.

Национальное сбережение - важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРД величины конечного потребления. Сбережение - это источник финансирования накопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотных средств, ценностей и др. Если абстрагироваться от существования других стран, то национальное сбережение равно величине национального накопления.

Чистое кредитование/чистое заимствование - это показатель, характеризующий объем финансовых ресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временно полученных от них.

Национальное богатство представляет собой сумму чистого капитала всех хозяйствующих субъектов страны. Другими словами, национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых и финансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования резидентов друг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатство включает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другим странам за вычетом финансовых обязательств перед другими странами.

Все эти важные показатели взаимосогласованы, и Поэтому их можно использовать в сочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспекты экономического процесса.

Взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическими показателями СНС представлена ниже:

А. Валовой внутренний продукт

Б. Потребление основного капитала

В. Чистый внутренний продукт (А-Б)

Г. Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы

Д. Валовой национальный доход (А+Г)

Е. Чистый национальный доход (Д-Б)

Ж. Сальдо текущих трансфертов, полученных из-за границы

3. Валовой национальный располагаемый доход (Д+Ж)

И. Конечное потребление

К. Национальное сбережение (3Й)

Л. Сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы

М. Источники финансирования инвестиций (К+Л)

Н. Валовое накопление (как элемент ВВП)

О. Чистое приобретение непроизведенных нематериальных нефинансовых активов

П. Чистое кредитование/чистое заимствование (М-Н-О)

Регистрация экономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношений между наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можно представить в виде равенств. Ниже приведены наиболее важные из этих равенств:

GDP = C + I + E,

где GDP - валовой внутренний продукт; С - конечное потребление; I - инвестиции (валовое накопление основных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей); Е - чистый экспорт.

GDP = W + Q + R + P + Т,

где W - заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; Q - отчисления на социальное страхование; R - валовая прибыль; Р - валовой смешанный доход; Т - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

GDP = D + N - U,

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; N - налоги на продукты; U - субсидии на продукты.

GNI = GDP + L M,

где GNI - валовой национальный доход; L - первичные доходы, полученные резидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды, реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций); М - первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.

GNDI = GNI + В - G,

где GNDI - валовой национальный располагаемый доход; В - текущие трансферты, полученные резидентами данной страны изза границы; G - текущие трансферты, переданные резидентами данной страны за границу.

где С - конечное потребление; S - национальное сбережение.

S + K = f + Z + J - О,

где S - национальное сбережение; К - сальдо капитальных трансфертов, полученных д изза границы; I - накопление произведенных активов; Z - накопление непроизведенных нематериальных активов (патенты, лицензии и т. д.); J - чистое кредитование/чистое заимствование; О - потребление основного капитала.

где J - чистое кредитование/чистое заимствование; F - приобретение финансовых активов у нерезидентов; Y - принятие финансовых обязательств перед нерезидентами.

Источник - Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.



Похожие статьи