Отклонение от налогов статья. Что влечет за собой уклонение от уплаты налогов

Мадрих - Юридическая компания

Регистрируя ИП, возможны следующие системы налогообложения:

  • УСН — 6 процентов;
  • УСН — 15 процентов;
  • ЕНВД;
  • патентная.

Когда предприниматель в заявлении не указал систему налогообложения, он платит налоги по ОСН. Причем выгода в данной налоговой базе заключена в том, что требуется выплачивать 13 процентов от налога на доход ФЛ, имущество и НДС. Кроме того, выгода от УСН 6% состоит в возможности снизить налог на размер суммы выплаченных социальных взносов.

Режимы налогообложения ИП ЕНВД, патентной системы считаются фиксированными, и их сумма не зависит от доходов. Перед тем как выбрать систему налогообложения, требуется подробно разузнать о налоговых послаблениях.

В том случае, когда предприятие приносит прибыль, некоторые бизнесмены уклоняются от налогового бремени для уменьшения выплат государству.

Наказание за уклонение от уплаты налогов индивидуальным предпринимателем

За правонарушения, которые касаются уплаты налоговой отчетности и налогов, ИП несет ответственность согласно административному, налоговому и уголовному законодательству. Рассмотрим далее, о каких правонарушениях идет речь.

Уклонение — умышленное действие, которое направлено на невыплату налогов в крупных размерах, и считается прямым умыслом, поскольку виновное лицо понимает, что оно делает.

Ответственность ИП за уклонение от уплаты налогов

Правонарушения со стороны предпринимателя:

  1. Представление налоговой декларации и обязательной отчетности с опозданием.

Если правонарушение будет в размере пяти процентов от неуплаченного размера налога, то штрафные санкции будут за каждый неполный либо полный месяц с момента, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной денежной суммы и не менее 1 тыс. рублей.

Помимо штрафных санкций, при опоздании с представлением отчетности более чем на десять дней, налоговая инспекция согласно ст. 76 НК РФ вправе прекратить расходные операции по счетам ИП, в том числе и платежи, которые в соответствии с законом приоритетнее, чем налоговые. После подачи декларации на следующий день приостановление операций по счетам обязаны отменить.

  1. Предоставление неверной информации по налоговой отчетности либо нарушение правил учета расходов, доходов и других объектов налогообложения.
  • Налоговая ответственность

Если у налогоплательщиков обнаруживают нарушения в ведении налогового учета (к примеру, отсутствие первичной документации), то согласно ст. 120 НК РФ на них возможно наложить штрафные санкции в размере 10 тыс. рублей. Если же данные правонарушения совершались в течение более одного налогового периода, сумма штрафа может достигать до 30 тыс. рублей. В том случае, если данные нарушения повлекли за собой снижение налоговой базы, штрафные санкции могут составить двадцать процентов от размера суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. рублей. Причем уплата штрафа не освобождает налогоплательщика от уплаты налога и процентов за просрочку платежей.

  • Уголовная ответственность

Если при уклонении от уплаты налога в документах представлена искаженная информация, в декларацию внесены заведомо ложные данные, и это снижает налог в крупном размере (более 300 тыс. руб.), такие действия могут привести к наказанию по ст. 198 УК РФ. Она предусматривает штраф до 300 тыс. рублей либо в размере дохода осужденного за период до 2-х лет. В качестве наказания данной нормой закона возможен арест до полугода либо лишение свободы сроком до 1-го года. К тем же действиям, в более крупном размере (более 1,5 млн. руб.), предусмотрен штраф до 500 тыс. руб. либо в размере дохода за прошедший период до 3-х лет, либо срок лишения свободы до трех лет.

Какую борьбу ведет государство с уклонением от уплаты налогов

ЦБ РФ, ФНС и Арбитражный суд тщательно следят за состоянием ИП по налоговым выплатам. При этом главные признаки неплательщиков налогов:

  • хозяйственная деятельность, которая не имеет смысла;
  • при осуществлении финансовых операций, когда отсутствует заявленный персонал и средства;
  • применение посреднических услуг, не имеющих необходимости для субъекта;
  • заниженный заработок работникам ИП;
  • при повышении выручки снижают налоговые выплаты.

Если налоговая инспекция предъявит претензии налогоплательщику, ИП обязан будет доказывать свою невиновность.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Уплата налогов — конституционная обязанность каждого в нашей стране. За ее неисполнение предусмотрены различные виды ответственности. Основной из них — налоговая ответственность, предусмотренная НК РФ.

Мы подробно рассказываем о ней в этой .

Но для организаций последствия налоговых нарушений не исчерпываются только данным видом ответственности. Должностные лица фирм подлежат также и уголовной ответственности.

Итак, наказуемыми по УК РФ являются следующие деяния в налоговой сфере:

  • уклонение от уплаты налогов (сборов) налогоплательщиком-физлицом— ст. 198;
  • уклонение от уплаты налогов (сборов) фирмой — ст. 199;
  • неисполнение агентских обязанностей — ст. 199.1;
  • сокрытие денег или имущества от взыскания налоговой недоимки — ст. 199.2.

С августа 2017 года вступили в силу изменения (закон «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 250-ФЗ), дополнившие положения ст. 198, 199 и 199.2 УК РФ отсылкой к страховым взносам, регулируемым налоговым законодательством, а ст. 199.2 - еще и упоминанием о взносах на травматизм. Таким образом, отсутствовавшая ранее уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в 2017 году оказалась реально существующей.

Рассмотрим каждое деяние подробнее.

Что является уклонением от уплаты налогов

Уклонению от уплаты налогов и взносов посвящаются целых 2 статьи УК РФ: 198 и 199. По первой из них наказывают физлиц за неуплату личных налогов. По второй ответственны должностные лица организаций. Но и в том и в другом случаях объективная сторона преступления одна — это умышленные действия или бездействие, направленные на неуплату налогов в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное их непоступление в бюджет. Эти действия могут заключаться:

  • в уклонении от представления декларации и других обязательных по НК РФ документов (классический пример для физлиц— недекларирование доходов от сдачи в аренду своего имущества, например, жилья);
  • во включении в них заведомо ложных сведений (например, занижение физлицом стоимости проданного им собственного имущества).

ВАЖНО! Заведомо ложными считаются не соответствующие действительности данные об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии льгот, вычетов и любой иной информации, влияющей на налогообложение.

Ответственность за уклонение для налогоплательщиков-физлиц

На наказание влияет размер суммы, от уплаты которой уклоняется физлицо: крупный или особо крупный.

Крупным размером считается сумма (прим. 2 ст. 198 УК РФ):

  • от 900 000 руб. за 3 финансовых года подряд, если доля неуплаты —более 10% от суммы подлежащих уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • превышающая 2 700 000 руб.

Санкции за это разнообразны— начиная от штрафа в 100 000 руб. и заканчивая лишением свободы на срок до 1 года.

Особо крупной признается сумма (прим. 2 ст. 198 УК РФ):

  • от 4 500 000 руб. за 3 года при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов больше 20% от суммы к уплате;
  • превышающая 13 500 000руб.

Здесь наказание строже: минимальный штраф равен 200 000 руб., а лишение свободы возможно на срок до 3 лет.

Рассчитывать на освобождение от уголовного наказания могут лица, уклонившиеся от налогов впервые, если полностью уплатят сам налог, заплатят пени и штраф, предусмотренный НК РФ.

Наказание для «уклонистов на должности»

Уголовному наказанию по ст. 199 УК РФ может быть подвергнуто лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации по налогам (сборам, взносам) и обеспечение полной и своевременной их уплаты. Прежде всего, это руководитель и главбух или иные специально уполномоченные на то лица либо лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главбуха.

Границы ответственности также определяются размером утаенной от государства суммы. О нарушении в крупном размере говорит (прим. 1 ст. 199 НК РФ):

  • сумма более 5 000 000 руб. за 3 фингода подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов больше 25% суммы к уплате;
  • сумма более 15 000 000 руб.

В этом случае основным наказанием будут штраф, арест, принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет. В дополнение к двум последним видам наказания осужденного могут также лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Особо крупной считается:

  • сумма более 15 000 000 руб., если доля неуплаты более 50%;
  • сумма более 45 000 000 руб.

Наказания аналогичны указанным выше, но более строгие. Например, максимальный срок лишения свободы здесь уже не 2 года, а 6 лет. Эти же размеры санкций грозят в том случае, если будет доказано наличие сговора группы лиц.

Как и в случае с физлицами, для должностных лиц возможно применение освобождения от уголовной ответственности, если преступление совершено впервые, а налоговая обязанность исполнена в полном объеме, включая пени и штраф.

ВАЖНО! Осуждение руководителя за уклонение дает налоговикам основания для подачи ему гражданского иска о возмещении ущерба, который причинен бюджету преступными действиями осужденного (см. определение ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19). И такие иски суды часто удовлетворяют. Проще говоря, директора-преступника могут обязать погасить налоговый долг компании, которую он возглавлял.

Когда преступник — налоговый агент

Преступлением налогового агента является неисполнение только таких обязанностей, как исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет. Уклонение от иных агентских функций, например, от сообщения в ИФНС о неудержанном налоге, уголовной ответственности не порождает.

ВАЖНО! Для уголовного преследования по ст. 199.1 УК РФ обязателен личный интерес нарушителя, т. е. совершение рассматриваемых деяний при стремлении получить какие-либо имущественные или неимущественные выгоды. Если такой интерес отсутствует, то речь о преступлении не идет независимо от размера неуплаченной суммы налогов. Но если деяния совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денег в свою пользу или в пользу других лиц, дополнительно к «агентской» уголовной статье могут вменить еще и хищение.

По данной статье уголовного закона субъектом ответственности может быть ИП или должностное лицо организации, ответственное за указанные выше обязанности. И так же, как в рассмотренных выше случаях, размер ответственности определяется масштабом налоговой суммы. Градация «крупный — особо крупный» осуществляется по приведенным выше параметрам ст. 199 УК РФ. Аналогичны и санкции: от штрафа 100 000 руб. до 6 лет в исправительном учреждении.

Чем обернется сокрытие имущества от взыскания

За сокрытие от налоговиков денег и имущества, за счет которого они могли бы принудительно взыскать недоимку, в крупном размере (в данном случае это 2 250 000 руб. — ст.199.2, примечание к ст.170.2 УК РФ) накажут:

  • штрафом в 200 000-500 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
  • принудительными работами до 3 лет;
  • лишением свободы до 3 лет.

Те же деяния, совершенные в особо крупном размере (сумма превышает 9 000 000 руб., ст.199.2, примечание к ст.170.2 УК РФ), наказываются:

  • штрафом в размере от 500 000 до 2 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 5 лет,
  • принудительными работами до 5 лет;
  • лишением свободы до 7 лет.

Дополнительно к принудительным работам и лишению свободы могут также запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — до 3 лет.

Привлечь к ответственности за данное преступление могут не только руководителя компании, но и ее собственника.

Нюансы применения уголовной ответственности за налоговые преступления

Как правило, алгоритм привлечения к уголовной ответственности следующий.

ИФНС проводит проверку, выносит решение о привлечении к ответственности по НК РФ, выставляет требование об уплате недоимки, пеней, штрафа.

Исполнить требование проверенный должен в течение 8 рабочих дней с даты получения, если больший срок не указан в самом требовании.

Если в течение 2 месяцев по окончании срока на оплату недоимка, пени и штрафы не уплачены, а сумма недоимки говорит о возможном наличии состава налогового преступления, ИФНС должна направить материалы в органы следствия, которые и решают, возбуждать дело или нет. Для этого между СК РФ и ФНС действует специальное соглашение о взаимодействии по налоговым преступлениям (заключено 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3).

О других основаниях для начала уголовной стадии узнайте из этой .

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей , при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ .

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ) .

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет . До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу . В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Уклонение от уплаты налогов , которое было обнаружено, влечет для виновного крайне неприятные последствия. Причем чем крупнее неуплаченные суммы, тем строже ответственность. В данном случае могут налагаться штрафные санкции, а к физическим лицам, принимавшим решения о нарушении налогового законодательства, применяются меры административной и уголовной ответственности.

Виды ответственности за уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов может рассматриваться в качестве налогового, административного правонарушения или уголовного преступления. Соответственно, и санкции за совершение такого деяния прописаны в трех законодательных актах: Налоговом и Уголовном кодексах и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Привлечение к ответственности возможно параллельно по нормам НК РФ и УК РФ или КоАП РФ. Например, если компания была уличена в уклонении от уплаты налогов, на нее будет наложен штраф, а вот должностные лица этой компании могут подвергнуться уголовному преследованию, если в их действиях заподозрят признаки преступления.

Кто привлекается к ответственности по налоговому законодательству

За уклонение от уплаты налогов наказываются налогоплательщики. А ими могут выступать:

  • юрлица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физлица.

Наказания для физлиц и организаций не отличаются по своей строгости. Все зависит от суммы неуплаты в бюджет.

Чтобы лицо можно было наказать за уклонение от уплаты налогов, этот факт должен быть официально установлен, а значит, налоговый орган должен принять соответствующее решение. И только после вступления такого решения в силу можно применять к правонарушителю санкции.

Лица, которые могут быть привлечены к ответственности по КоАП РФ и УК РФ

Если налоговые преступления совершают налогоплательщики, к которым относятся как юридические, так и физлица, то к административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов привлекают только физлиц.

Но в УК РФ есть две статьи — 198 и 199, согласно которым состав преступления заключается в уклонении от уплаты налогов. Только в первом случае уклоняется физлицо, а во втором — организация. Так вот если физлицо уклонилось от уплаты налога, то с него и спрос. А в организации такие решения принимают тоже люди, только имеющие соответствующие полномочия, — их и наказывают.

Для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления физлицу не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь 16 лет. Такие же рамки установлены в КоАП РФ. Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний может заниматься предпринимательской деятельностью с 16 лет, если будет объявлен дееспособным.

Санкции за уклонение от уплаты налогов

Налоговый кодекс РФ

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов. Такое наказание увеличивает поступления в бюджет, а это важно для государства. Если же налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов по-крупному, ему также грозит уголовная ответственность. Но это не означает, что он освобождается от перечисления необходимых средств в бюджет и уплаты штрафа.

В НК РФ есть две статьи, где речь идет об уклонении от уплаты налогов:

  • Размер штрафа за непредставление декларации (ст. 119 НК РФ) равен 5 % суммы, которую нужно было уплатить в бюджет в качестве налога. При этом есть ограничение: штраф не может быть меньше 1 000 руб. и больше 30 % от неуплаченного налога.
  • Если налогоплательщик занизил налоговую базу или неправильно рассчитал сумму налога (ст. 122 НК РФ), с него будет взыскан штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы. Если же это было сделано умышленно, то штраф увеличится до 40 %.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

КоАП РФ предусмотрена ответственность только за несвоевременную подачу декларации. А наказано может быть только должностное лицо. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ на него налагается штраф в размере 300-500 руб.

Уголовный кодекс РФ

Под уклонением от уплаты налогов в уголовном праве подразумевается неподача декларации или включение в декларацию заведомо ложных сведений. За такое преступление физлица-налогоплательщики и физлица — уполномоченные работники организаций несут разную ответственность.

Причем состав преступления при уклонении от уплаты налогов возникает только в том случае, если неуплата была зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Сами санкции выглядят следующим образом:

  • Если уклонение от уплаты налогов совершено физлицом, а неуплата в бюджет квалифицируется как совершенная в крупном размере, физлицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. или лишить свободы на срок до 1 года.
  • При неуплате в особо крупном размере предельная сумма штрафа увеличивается до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.
  • Если уклонение от уплаты налогов совершено организацией в крупном размере, то ответственное лицо могут оштрафовать на сумму до 300 000 руб. Срок лишения свободы в данном случае может составить до 2 лет. Плюс к этому виновному лицу могут запретить занимать определенные должности или вести определенную деятельность.
  • При неуплате налогов в особо крупном размере или группой лиц по сговору штраф вырастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы — до 3 лет.

Какие именно применить санкции, решает суд. При этом играет роль размер ущерба, причиненного бюджету, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств и степень вины обвиняемого.

Сроки давности

В НК РФ при рассмотрении вопроса о возможности применения наказания используются два вида срока давности:

  • для привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);
  • для взыскания штрафов (ст. 115 НК РФ).

Привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов можно только на протяжении 3 лет после окончания налогового периода, в котором было совершено правонарушение. Получается, что и проверка, в ходе которой устанавливается факт правонарушения, может охватывать только последние 3 года.

Однако у налоговой инспекции есть способ приостановить течение срока давности. Он может быть задействован, если есть данные, что налогоплательщик уклонялся от уплаты налогов, а срок давности подходит к концу. Когда налогоплательщик тянет время и активно противится проведению проверки, в налоговой могут просто составить акт (форма по КНД 1160074, утвержденная приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@) и тем самым приостановить течение срока давности.

Как только налоговая инспекция вынесла решение о привлечении правонарушителя к ответственности за уклонение от уплаты налогов, начинается отсчет срока давности взыскания штрафов. Изначально налогоплательщику направляется требование об уплате штрафа, в котором прописаны сроки его исполнения.

Если налогоплательщик добровольно не исполняет требование, у налоговой службы есть 2 варианта:

  • на протяжении 2 месяцев самостоятельно принять решение о взыскании штрафа;
  • на протяжении полугода обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафа.

Оба эти срока начинают течь с момента истечения срока, выставленного в требовании об уплате штрафа.

Вина и обстоятельства, влияющие на строгость санкций

Уклонение от уплаты налогов, как и другие виды налоговых правонарушений, может совершаться умышленно или по неосторожности. Разница заключается в том, что в первом случае лицо осознавало, что действует противозаконно, а во втором случае правонарушитель не понимал, что нарушает закон, хотя должен был.

В НК РФ перечислены обстоятельства, на основании которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:

  • уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
  • физлицо допустило уклонение от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;
  • налогоплательщик следовал разъяснениям, действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств налогоплательщика не могут привлечь к ответственности.

Но если налогоплательщик все же был привлечен к ответственности, остается еще вопрос о назначении наказания. И тут могут оказывать влияние смягчающие и отягчающие обстоятельства. Для тех, кто совершил действия, приведшие к уклонению от уплаты налогов, вследствие тяжелых личных обстоятельств, под угрозой или из-за принуждения, возможно уменьшение размера штрафа как минимум в 2 раза. А вот для тех лиц, которые совершили подобное правонарушение повторно, штраф может быть увеличен на 100 %.

При выявлении фактов уклонения от уплаты налогов государство заинтересовано не только наказать правонарушителя, но и вернуть недоплаченные суммы в бюджет. Кроме того, нарушителя обязывают уплатить штрафы, возникающие из-за неуплаты налогов, что также увеличивает поток поступлений в бюджет.

С другой стороны, наказание должно быть таким, чтобы предотвратить повторное уклонение от уплаты налогов правонарушителем, поэтому налогоплательщиков, укрывающих доходы в крупных и особо крупных размерах, могут даже лишить свободы на 3 года.

Взносы по налогам – основная часть доходов, систематически поступающих в бюджет государства. Это безвозмездные, обязательные и принудительные взносы, величину которых налогоплательщики пытаются уменьшить. Причем некоторые организации, предприниматели используют для этого не только законные, но и противозаконные схемы.

Уклонение от налогов: характеристика

Под данным понятием подразумевается сокрытие декларации либо другой отчетности для проверки, а также отражение в документах неверной информации. Согласно УК РФ ст. 199 уголовное преследование наступает только, если от налоговой инспекции была скрыта крупная или особая крупная сумма, подлежащая к уплате.

Существует множество способов, позволяющих не платить или снизить сумму налога. Вот несколько видов уклонений:

  • Подмена, аннулир ование накладных после получения прибыли от розничной продажи. Первичные бумаги искажаются либо уничтожаются, за счет чего не вся прибыль отображается в отчетной документации.
  • Выручка , от продажи продукции доверенными лицами, проводится не в полном размере или не фиксируется вообще. Предприятие передает третьей стороне товар вместе со счет-фактурой. После того как покупатель вносит выручку наличными средствами, документы уничтожаются или переделываются, а сумма разницы не проводится. Таким образом, снижается величина налога.
  • Физическое лицо, при сдаче жилого помещения в аренду, не отображает полученный доход в декларации, тем самым отстраняясь от уплаты обязательного платежа.

Все возможные нарушения перечислить невозможно, поскольку существует множество видов уклонений от уплаты налога. Но при выявлении подобных нарушений налогоплательщику может грозить ответственность согласно НК и УК РФ.

Правовое регулирование вопроса

Правонарушений в сфере налогообложения – огромное количество. Начиная о самого простого несвоевременного предоставления отчетности в ИФНС до сокрытия существующего имущества от службы приставов.

Уклонение от внесения налогов имеет определенный УК РФ состав преступления :

  • основной объект – определенное государство и доходная часть бюджета;
  • субъект – предприятие либо лицо, совершившее незаконное действие;
  • объективная сторона – совершенные действия в отношении главного объекта, которые стали причиной ущемления его интересов, закрепленных законодательством (снижена прибыль бюджета);
  • субъективная сторона – мотив, вина, эмоции и цель субъекта по отношению к осуществляемому действию.

Согласно ст. 199 при совершении умышленного противоправного деяния, уголовная ответственность наступает только в том условия, если от государства были скрыты доходы особого крупного или крупного размера.

Признаки финансовых преступлений

Согласно статьям 199, 198 УК РФ уклонение от внесения обязательных платежей компаниями, физическими лицами проявляются при определенных действиях:

Для физических лиц (УК РФ ст. 198) величина недоимки:

  • крупный показатель – более 600 тыс. руб. за три года, при условии, что некоторая часть неуплаченных платежей более 10%, или выше 1,8 млн.;
  • особо крупная величина – более 3-х млн., при невыплаченных взносах более 5% или 9 млн.

Для компаний, предприятий (УК РФ ст. 199):

  • крупный размер – более 2-х млн. за 3 года, при 10% неуплаченных платежей или свыше 6 млн.;
  • особо крупный размер – свыше 10 млн. за эквивалентный период времени, при скрытии платежей более 5%, то есть свыше 30 млн.

Но, если один из элементов состава совершенного преступления отсутствует, тогда невозможно отнести его к одной из перечисленных статей. Причем особое значени е имеет сумма фактического убытка . Если ущерб государству намного ниже, указанных сумм, то ответственность предприятию, компании согласно УК не грозит. Тогда судебные инстанции ограничиваются взысканием долгов за счет денежных средств, имущества нарушителя, штрафов.

Если налогоплательщик не довел свое преступное деяние до логического завершения и по истечении обязательного срока взноса перечислил положенную сумму в бюджет, тогда состав преступления отсутствует, а осуществленные действия классифицируются как отказ от завершения преступления.

Возможные схемы уклонения от налогов

Избежать уплаты налогов можно различными способами, которые в большинстве случае противозаконны:

  • Использование организаций-однодневок : предприятие перечисляет деньги на счет фирмы за предоставление услуг. Затем определенная сумма снимается со счета, а фирма аннулируется. Такие ИП открываются на лиц, введенных в заблуждение или имеющих проблемы с алкоголем.
  • Привлечение финансово-кредитной организации . Очень часто сделки по обналичиванию денег проводят некоторые банки.
  • Перевод средств на расчетные счета физических лиц . Гражданин открывает вклад в финансовой организации, предприятие перечисляет на него деньги, затем владелец вклада снимает средства, закрывает его.
  • Использование материнского капитала. Осуществление недостоверных сделок приобретения-продажи недвижимости.

Во всех случаях, данные схемы, позволяющие избежать уплаты налогов или снизить сумму платежа, противозаконны.

В отношении кого могут быть назначены санкции

За уклонение от внесения обязательных платежей несут ответственность налогоплательщики , в лице которых могут выступать:

  • компании, предприятия;
  • физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Наказания для компаний и физлиц не отличаются по строгости. Степень ответственности будет определена на основании суммы налога, неуплаченного в бюджет.

Если преступление совершается налогоплательщиками, к которым относятся не только физические лица, но компании, тогда к уголовной и административной ответственности за преднамеренное уклонение привлекаются только физлица (ведь в организации принимают решения граждане, занимающие определенные должности).

Меры ответственности налогоплательщиков

Санкции в отношении физических лиц и компаний могут быть применены согласно НК РФ, Уголовного Кодекса и КоАп РФ.

Налоговый кодекс

Санкции накладываются в форме штрафов . Подобный вид наказания увеличивает доходную часть бюджета. Если плательщик налогов задолжал крупную сумму, то ему придется отвечать по статьям, содержащимся в УК РФ. Но от уплаты платежей, штрафов он не освобождается.

Санкции согласно НК РФ:

  • Непредставление налоговой отчетности (ст. 199): 5% от суммы обязательного платежа. Но штраф не может быть менее 1 тыс. руб. и более 30% от невыплаченного взноса .
  • Если сумма величина налога была занижена или неверно рассчитана (ст. 122) – 20%. При умышленном деянии – 40%.

Санкции на основании КоАп

Здесь предусмотрена ответственность при несвоевременном предоставлении декларации. При этом наказание может быть применено только в отношении должностного лица. Штраф от 300 до 500 рублей .

Что предусматривает УК РФ:

Санкции и ответственность по совершенному деянию определит суд. При этом будет учитываться величина ущерба, причиненного государству, отягощающие и смягчающие обстоятельства, степень ответственности обвиняемого.

На протяжении, какого периода времени могут быть предъявлены претензии

В НК при определении возможности использования определенного вида наказания могут быть применены несколько сроков давности:

  • привлечение к официальной ответственности (ст. 113);
  • наложение штрафных санкций (ст. 115).

Ответственность по УК РФ нарушителю грозит только на протяжении 3-х лет, по окончанию налогового отчетного периода, в котором факт правонарушения был установлен. Соответственно и налоговая проверка охватывает только три года. Но ФНС может составить соответствующий акт о приостановлении дела (если будет доказано, что налогоплательщик специально тянет время).

С момента принятия решения налоговой службой о привлечении к ответственности налогоплательщика начинает отсчет срока давности. Для начала ответственному лицу направляется извещение с указанием суммы налога, штрафа и срока исполнения обязательств перед государством.

Если компания, физлицо не выполняет требования ФНС, то она имеет право:

  • принять решение о наложении штрафных санкций самостоятельно о начислении штрафа на протяжении 2-х месяцев;
  • обратиться в судебные инстанции с соответствующим заявлением в течение 6 месяцев.

Исчисление сроков начинается с момента окончания периода , выставленного в официальном требовании о внесении штрафа и обязательного платежа.

Ответственность и штрафы при уклонении от исполнения обязательств по налогам перед государством достаточно жестки. Целесообразнее оптимизировать режим налогообложения и на законных основаниях налоговое бремя. Тем самым уменьшив возможные риски, связанные с неуплатой налога в полном или частичном размере.



Похожие статьи