Перспективы развития экономики: Россия и мир


Из проанализированных выше тенденций вытекает, что к началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления. При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами.
И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества. Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов - минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.
России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада, что позволяет получать транспортную и туристическую ренты. Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.
Существуют и противодействующие факторы, препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел, что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат. Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг. В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий. По данным Всемирного банка, внешний долг увеличился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП. Выплаты долга с процентами отягощают государственный бюджет.
Весьма низка инвестиционная привлекательность российской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. составили всего 4,4 млрд долл.. Не способствует экономическому росту и во многом паразитический характер выросшего на спекулятивных сделках и даровой приватизации крупного российского капитала. Он тесно связан с ТНК, а также достигшим высокой доли в экономике теневым сектором, и не способен организовать современные конкурентные производства. Немаловажную роль играет коррумпированность раздувшегося чиновничьего аппарата, его стратегическая беспомощность, низкий профессионализм, неуемное своекорыстие.
Все это обусловило большую глубину кризиса и тормозит выход из него.
В настоящее время известны несколько сценариев будущего развития экономики России. Наиболее известны разработанные Центром стратегических разработок и доработанные Минэкономразвития РФ Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г., а также оптимистический сценарий социально-экономического развития России до 2015 г., подготовленный Институтом экономики РАН под руководством академика Л.И. Абалкина. Один из сценариев предусмотрен прогнозом динамики структуры экономики России на период до 2020 г., опубликованным в 1996 г.4. Можно сформулировать следующие сценарии ее развития на ближайшие 15-20 лет.
Оптимистический сценарий. Будет закреплена тенденция к экономическому росту, его основой станут такие внутренние факторы, как опережающий рост инвестиций, ускоренное обновление основного капитала, крупномасштабные инновации, направленные на распространение пятого технологического уклада, а затем и освоение шестого. Ожидается повышение на этой основе конкурентоспособности отечественного производства (прежде всего обрабатывающей промышленности), рост внутреннего спроса в результате опережающего повышения денежных доходов населения. Все это позволит обеспечить среднегодовые темпы прироста ВВП в 6-7% и к 2011-2013 гг. достичь докризисного (1990 г.) его уровня, но в рамках новой, более эффективной структуры. Произойдут позитивные структурные сдвиги в экономике, повысится эффективность функционирования всех экономических укладов. Стране удастся значительно снизить объем внешнего долга, повысить свой инвестиционный рейтинг. Это создаст условия для крупномасштабного привлечения прямых иностранных инвестиций и эффективных технологий.
Однако нельзя исключить и пессимистический сценарий будущего российской экономики. Если благоприятные тенденции, зародившиеся в 2000 г., не будут подкреплены внутренними факторами, мировая конъюнктура (в частности, цены на нефть) сложится неблагоприятно для России, темпы роста инвестиций и обновления основного капитала окажутся невысокими, не будет оказана ощутимая государственная поддержка базисным инновациям, то могут наступить необратимые изменения в экономике. Начнется массовый выход из строя физически изношенного основного капитала, будет утрачен и инновационный потенциал. Для погашения внешней задолженности придется прибегать к новым займам. Сильно возрастут темпы инфляции. Среднегодовые темпы прироста ВВП и повышения реальных доходов вряд ли превысят 1-2%, так что докризисный уровень будет достигнут (если это вообще свершится) как минимум через 25- 30 лет. За это время другие страны вновь далеко шагнут вперед. Страна надолго, если не навсегда, отстанет от среднемирового уровня, станет объектом эксплуатации со стороны более развитых стран и цивилизаций. Такой ход событий вызовет острое недовольство населения. Не исключен социальный взрыв.
Значительной долей вероятности обладает умеренный сценарий, при котором позитивные сдвиги, предусмотренные оптимистическим сценарием, будут осуществляться более медленными темпами. В этом случае прирост ВВП и реальных доходов населения составит 3-4% в год, а докризисный уровень будет достигнут к 2016-2020 гг. При этом сценарии отставание России от авангардных стран и среднемирового уровня возрастет, и она на многие десятилетия закрепится в числе экономических отставших стран, подвергаемых эксплуатации ТНК и развитыми странами.
Таким образом, наилучший вариант возрождения экономики России может обеспечить только оптимистический сценарий. Но для его осуществления нужна долгосрочная, научно обоснованная стратегия модернизации и возрождения экономики, активно поддерживаемая как деловыми кругами, так и населением. Необходимо также более активное, умелое и дифференцированное государственное регулирование социально-экономического прогресса.
При определении перспектив развития экономики России необходимо принимать во внимание неизбежность цикличных колебаний показателей экономической динамики, периодических кризисных фаз среднесрочных и долгосрочных циклов. Преобладавшая ранее и используемая поныне методология прогнозирования не учитывает этого важнейшего фактора, особенно ощутимого в условиях преобладания в современной России рыночно-капиталистических отношений и ее активного включения в систему мирового капитализма. Методология прогнозирования циклов и кризисов разработана Ассоциацией “Прогнозы и циклы”, Международным фондом Н.Д.Кондратьева, Отделением исследования циклов и прогнозирования РАЕН. Исходя из этой методологии, можно примерно определить перспективы развития экономики России на первую четверть XXI века.
Ритмика среднесрочных циклов и кризисов сохраняется при их смене примерно с десятилетней периодичностью в первые годы XXI столетия, в начале 10-х и 20-х годов. Фактически мировой кризис развернулся в 2001 г. Он охватил ведущие страны и приведет к краткосрочному спаду или снижению темпов роста мировой экономики. Это не может не отразиться на экономике России, которая ныне включена в мировую экономику, особенно если упадут мировые цены на нефть - основной экспортный товар России и источник валютных поступлений для возврата внешнего долга.
На перспективах экономического роста России в ближайшие два десятилетия способна негативно сказаться динамика долгосрочных циклов, переход преобладающего сейчас пятого Кондратьевского цикла и адекватного ему технологического уклада в понижательную волну. В этом случае фазы подъемов приходящихся на нее среднесрочных циклов меньше, а кризисное падение глубже и длительнее. Эффективность новых моделей и поколений техники в этот период невысока, что ограничивает темпы экономического роста. Лишь в 20-е гг., когда ожидается повышательная волна шестого Кондратьевского цикла, возможно ускорение темпов экономического роста и повышение эффективности технологического прогресса.
Положение России в этой мировой ритмике зависит от избранного ею стратегического пути. Если продолжится нынешний курс “догоняющего” развития, “удержания позиций” в инновационной политике, курс откладывания технологического прорыва на отдаленную перспективу, то Россия останется на периферии мирового прогресса. Переход к очередному Кондратьевскому циклу задержится, а понижательная волна пятого цикла с присущими ей глубокими кризисами окажется особенно болезненной. Если будет принят стратегический курс на “опережающее” развитие, технологический прорыв, на подготовку и приоритетное освоение поколений шестого уклада, это может способствовать реализации оптимистического сценария будущего экономики России.
Россия оказалась в фокусе кризисной фазы цивилизационного цикла. Эта фаза связана с трансформацией индустриальной экономики в постиндустриальную, противоречивыми процессами глобализации с формированием четвертого поколения локальных цивилизаций и углублением их дифференциации, со становлением интегрального социально-экономического строя, идущего на смену как социализму, так и капитализму. Пока не все контуры нового строя и мироустройства ясны, идет бурный поток перемен. Россия как ядро евразийской цивилизации в 90-е гг. пережила период глубочайшего цивилизационного кризиса, откатилась назад по многим позициям. Предстоит не одно десятилетие напряженной, стратегически целенаправленной деятельности, чтобы - при оптимистическом сценарии - вернуть себе достойное место в мировом экономическом пространстве. Это необходимо учитывать при разработке долгосрочных перспектив социально-экономического развития страны.

Еще по теме Перспективы развития российской экономики:

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
  2. 2.4 Проблемы и перспективы развития российских предприятий
  3. 5.3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в Российской Федерации
  4. § 4. Состояние и перспективы развития ювенальной юстиции в Российской Федерации
  5. 1.4 Перспективы развития экономики природопользованияи природоохраны Совершенствование экологического механизма природопользования
  6. Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации.
  7. § 3 Перспективы развития международного сотрудничества Российской Федерации в формате двусторонних соглашений
  8. § 1.2. Органы предварительного следствия по законодательству Российской Федерации: структура и перспективы развития
  9. § 2. Перспективы развития правового регулирования безопасности и гигиены труда в Российской Федерации
  10. § 2. Перспективы развития российского законодательства о защите прав работников неплатежеспособного работодателя
  11. Глава 8. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: история зарождения, правовые модели и перспективы развития
  12. ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  13. 3. Перспективы социально-экономического развития РБ на пороге третьего тысячелетия. Направления, этапы перехода к социально-ориентированной рыночной экономике

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -

Экономический кризис 2008-2009 гг. со всей определенностью продемонстрировал проблемы, существующие в современной российской экономике.

В период 1999-2008 гг. доминантой являлся достаточно значимый экономический рост, измеряемый 6.8% среднегодовых темпов прироста ВВП. В результате объем ВВП в 2008 г. превысил уровень 1990 г. При этом наблюдались позитивные сдвиги в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергоемкость снизилась на 38%, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возросла с 64% до 69%. (Рисунок 1)

Рисунок 1. Динамика ВВП и энергоемкости ВВП в 1991-2009 гг.

Достаточно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. связано, со следующими фундаментальными причинами:

  • 1. ? В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты.
  • 2. ? Экономика России адаптировалась к новым рыночным условиям.
  • 3. ? Произошла адаптация к выравниванию мировых и внутренних цен
  • 4. ? За рассматриваемый период Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов

Период кризиса 2008 - 2009 гг. носил "шоковый" характер. То есть был вызван резким изменением равновесия, как на внешних, так и на внутренних рынках.

Применительно к российской экономике можно говорить о наложении трех шоков, трех ключевых факторов, предопределивших масштабы спада в 2009 г.:

  • -шока, связанного с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга;
  • -ценового шока, связанного с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары;
  • -шока, связанного с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии.

После резкого спада в январе 2009 г. уже в феврале месяце началось постепенное восстановление производства. Более широким фронтом восстановление в промышленности началось с середины лета. Что касается ВВП, то его увеличение по отношению к предыдущему периоду зафиксирован с третьего квартала 2009 г. В четвертом квартале 2009 г. ВВП увеличился по отношению к нижней точке спада во 2 квартале более чем на 9.0%. С конца 2009 г. начал фиксироваться рост промышленного производства по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, в январе 2010 г. рост промышленного производства по отношению к январю 2010 г. составил 107.8%. (Рисунок 2.3.) Начала падать инфляция , после 2009 г. Стал снижаться уровень безработицы (Рисунок 2.)Приложение 1.

Рисунок 2. Темпы роста ВВП, %

Можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного формирования рынка в России:

  • -создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников;
  • -повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;
  • -повышение общей однородности экономического и технологического

пространства России;

  • -обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения, роста оплаты труда в производственном секторе экономики
  • -замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности;
  • - ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;
  • -стимулирование несырьевого экспорта;
  • -увеличение государственных расходов.

В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%.

На настоящий момент Минэкономразвития России представил три сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе до 2030г. - консервативный, инновационный и форсированный.

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

  • -степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
  • -интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
  • -модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • -развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
  • -укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;
  • -интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко - и среднетехнологичных секторах.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Экономические результаты переходного десятилетнего процесса позволяют констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня имеются.

Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований.

Государство формирует хозяйственное законодательство, чтобы установить адекватные «правила игры»и поддержать конкурентный механизм экономики.

Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции.

Изучение процессов формирования рыночной экономики позволяет сделать следующие выводы и обобщения:

  • 1. В развитии представлений о функционировании рыночных механизмов по критерию изменения экономической роли государства существует возможность выделения трех этапов. Первый этап - отрицание государственного вмешательства в экономику; второй этап - понимание и закрепление за государством функции регулятора экономической деятельности; третий этап - возрождение либерального подхода к экономике в рамках теории монетаризма.
  • 2. Особенности формирования российской модели рыночной экономики требуют учета мирового опыта при переходе от социализма к капитализму, который может быть сведен к концепциям "шоковой терапии" и стратегии постепенного реформирования экономики.
  • 3. Переход к рыночной экономике в России должен был быть обеспечен дерегулированием экономики, либерализацией цен, стабилизации финансовой и денежной системы, созданием частного сектора экономики посредством приватизации государственной собственности, либерализацией торговли, структурной перестройкой экономики, ее приспособлением к структуре реального спроса, созданием действующего конкурентного механизма, проведением активной социальной политики по адаптации населения к новым условиям и защите наиболее уязвимых его слоев.

Основными особенностями российского варианта «шоковой терапии», обусловившего ее провал, являются непоследовательность осуществления реформ в различных секторах экономики, медленное формирование новой институциональной сферы, отсутствие законодательного обеспечения реформ и действующего правоприменительного механизма, криминализация российской экономики, а также высокая степень бюрократизации и коррупционности государственной власти.

  • 4. Большое влияние на выбор Россией стратегического направления своего развития оказывает тот факт, что в настоящий период она оказалась в сфере интересов всех основных мировых экономических центров: Евросоюза, Китая и Японии. Этим обусловливается возможность выбора Россией одной из четырех потенциальных моделей развития: дальнейшей интеграции в европейское экономическое пространство, подразумевающей развитие связей со странами ЕС; сближения с развивающимися восточноазиатскими странами; развитие интеграционных процессов на территории постсоветского пространства; выбор стратегии самостоятельного развития вне региональными объединениями представляет ее способность стать интегрирующим ядром на постсоветском пространстве.
  • 5. Основной целью развития рыночной экономики России является формирование социального государства, занимающего соответствующее ее потенциалу место в мировой экономике.

Все это приводит к общему выводу о том, что возрождение России возможно и требует эффективной экономики и социальной политики, сильной власти и общественных институтов, которые действуют в одном направлении. Россия войдет в экономический цикл длительных и коротких волн и вольется в мировой процесс, занимая в нем положенное ей место.

Москва — Экономические перспективы России выглядят всё более печально. В прошлом году из-за рухнувших цен на энергоносители и международных санкций ВВП страны упал на 3,7%. Реальные зарплаты снизились примерно на 10%. В этом году негативные тенденции, как ожидается, сохранятся. В 2016-м запланировано снижение бюджетных расходов на образование и здравоохранение на 8%.

Бессистемные попытки Кремля диверсифицировать российскую экономику в целом провалились. Производительность труда остается хронически низкой, а поток инвестиций — как иностранных, так и внутренних — иссяк. К сожалению, изменение ситуации маловероятно. В сложившихся обстоятельствах даже повышения цен на энергоносители и снятия санкций будет, скорее всего, недостаточно, чтобы вдохнуть новую жизнь в умирающую экономику страны.

За минувшие десять лет благодаря режиму российского президента Владимира Путина произошла деградация институтов, без которых невозможна нормальная работа современной экономики. Например, практически развалена судебная система. Но что самое важное, государство теперь владеет и управляет почти всеми ключевыми активами и ресурсами страны. По подсчетам МВФ, в 2012 году на долю консолидированного госсектора приходилось почти 70% ВВП России. Сравнимых по степени детализации оценок для предыдущих лет не существует, однако в начале 2000 х эта доля находилась на уровне 30-40%.

Расширение государственного контроля над российской экономикой происходило путем размножения госкорпораций; общая сумма их обязательств сейчас достигает 150% ВВП. Произошла национализация компаний в целом ряде отраслей — ТЭК, инфраструктура, банковский сектор, оборонная промышленность. В 2014 году на долю предприятий, принадлежащих или контролируемых государством, приходилось почти 70% совокупного оборота и 85% работников 15 крупнейших компаний России. Среди 100 крупнейших компаний страны эти доли составляли 54% и 68% соответственно. В консолидированном госсекторе сейчас работает треть всех занятых в стране.

Крупные российские госкорпорации, как правило, контролируются (причем совершенно непрозрачно) менеджерами, которых Путин назначает лично. Многие ключевые корпоративные решения принимаются во время встреч Путина с руководителем той или иной компании с глазу на глаз. Для многих сделок слияния и поглощения требуется личное одобрение президента.

Непрозрачность приобрела характер эпидемии. Лишь несколько госкомпаний публикуют отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). При этом у многих из них имеется огромное количество дочерних предприятий, что позволяет размывать доходы акционеров и открывает возможности для самообогащения менеджеров и других приближённых лиц. Например, у РЖД более 23 тысяч дочерних компаний. У Газпрома их более 4300.

Контекст

Россия должна измениться!

Akşam 10.05.2016

Тревога Кремля возрастает

Financial Times 06.05.2016

Экономический хаос в России

Chatham House 29.04.2016
Без подробной информации сложно составить исчерпывающий список государственных активов, не говоря уже о создании работоспособной и прозрачной системы надзора. Орган, отвечающий за управление госсобственностью (Росимущество), не способен выполнять роль эффективного контролирующего акционера.

Путинская Россия все больше напоминает Индонезию президента Сухарто — запутанную систему капитализма «для друзей», где нет реальных прав собственности. Многие из тех, кто близок к Путину, стали обладателями огромных состояний, благодаря тесным связям с госкомпаниями. Один из способов обогащения — присвоение финансовых потоков госкомпаний. Другой способ — опираясь на связи, получить гарантированный контракт или приобрести государственный актив за копейки.

На размеры этой «экономики друзей» намекают данные «Панамских документов», но даже эти разоблачения раскрывают лишь вершину айсберга. В 2014 году чистый размер состояния лиц, включенных в санкционные списки США и ЕС, оценивался примерно в $17 млрд; один из подвергнутых санкциям банков владеет активами на сумму более $11 млрд.

Данная система дорого обходится российской экономике: она поощряет тех, кто живет за счет ренты, в ущерб росту производительности. В России существуют эффективные, динамичные, крупные частные компании, но пространство для их деятельности быстро сужается.

Как свидетельствует мировой опыт, большой размер госсектора приводит к снижению темпов экономического роста и сокращению инвестиций в частный сектор. И действительно, во многих отраслях российской экономики резко снизился уровень конкуренции из-за экспансии больших госкорпораций, многие из которых находятся в руках «друзей».

Несмотря на все это, Путин непоколебимо верен системе, которую создал. Даже предлагаемые меры увеличения доходов бюджета, в частности, приватизация миноритарных пакетов акций в семи госкорпорациях, будут реализованы, скорее всего, таким образом, чтобы выгоду получили путинские «друзья».

Нежелание перемен отчасти вызвано тем фактом, что Путин по-прежнему очень популярен. Пока что. Однако по мере дальнейшего разрушения экономики ситуация может быстро измениться. И Путин, похоже, это признал, создав (очевидно, в предчувствии беспорядков) Национальную гвардию — военизированные силы безопасности численностью в 400 тысяч человек. Ее руководителем он назначил личного телохранителя.

Поскольку режим зависит от личности у власти, трудно будет разработать сколько-нибудь убедительную программу перемен, сохраняющую привилегии Путина и его друзей. Если открыть экономику для конкуренции и расширить частный сектор, сама система богатства и власти, которой наслаждаются путинские приближенные, окажется подорвана. И именно поэтому экономические беды России, видимо, будут продолжаться.

Перспективы Российской экономики опрделяются двумя моментами: возможностями господствующей в стране экономической системы, и условиями, в которые она будет поставлена в ближайшие десять–двадцать лет. Учитывая, что особенностью «периферийного капитализма» является его высокая зависимость от внешних факторов (Запад для России критически важен, во-первых, как рынок; во-вторых, как источник финансирования; и, в-третьих, как хранитель капиталов российского привилегированного класса), динамическое изменение условий в государствах Запада имеет для него первостепенное значение.
Говоря об этих условиях, в первую очередь нужно иметь в виду две важнейшие вещи: это, во-первых, общее замедление темпов роста мировой экономики и, во-вторых, активное вступление экономик развитой части мира в постиндустриальную стадию.
Что касается первой тенденции – некоторого общего замедления роста, то оно связано с несколькими факторами: это и ресурсно-экологические ограничения, и действие технологических факторов, и ужесточение социальных требований к содержанию и качеству экономического роста, и некоторые другие факторы, в том числе субъективно-психологического свойства. В особенности этот процесс затрагивает развитые западные экономики – большинство экспертов сходятся во мнении, что для США, Европы и Японии средние темпы роста в ближайшие пять–семь лет будут составлять в лучшем случае 2–3%. Рост ВВП, скажем, на 5% в год будет пока оставаться для этой группы стран недостижимой мечтой.
Помимо прочего это означает, что в рамках мировой экономики наиболее емкие рынки, каковыми являются рынки развитых стран, почти не будут расти, а конкуренция за место на них, в первую очередь для экспортно-ориентированных динамично развивающихся стран, являющихся конкурентами России на мировых рынках, заметно ужесточится.
С другой стороны, на структурные показатели этих рынков возрастающее влияние будет оказывать все более заметный переход развитых стран к постиндустриальной, то есть ресурсосберегающей и интеллектуалоемкой модели развития. В этих условиях спрос на сырье будет в долгосрочном плане падать и в относительном, и даже, возможно, в абсолютном выражении, и условия торговли для поставщиков этих ресурсов будут неизбежно ухудшаться.
С учетом этих тенденций перспективы российской экономики при условии отсутствия в ее основах революционных качественных изменений выглядят во многом пугающе. В первую очередь опасения вызывает ясно обозначившийся и пока что только усиливающийся структурный перекос экономики в пользу сырьевых отраслей.

Перспективы экономической теории обусловлены множеством обстоятельств, среди которых можно назвать лишь наиболее очевидные. Во-первых, вызовы времени в экономической области требуют теоретического обобщения и оценки. Это зависит от ученых-экономистов, их активности и настойчивости. Во-вторых, глобализация мировой экономики и формирование глобального информационного пространства выдвигают на повестку дня вопрос об адекватном современным условиям экономическом механизме сохранения и развития человечества. В-третьих, в рамках каждой страны, в том числе и России, объективно стоит задача обеспечения достойного качества жизни для своих граждан. Ученые-экономисты могут предложить теоретические пути решения этой задачи, а политическая власть и общество в целом держат в своих руках ключи от претворения в жизнь рекомендаций экономической теории.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств.

В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного регулирования.

В настоящее время мир науки переживает, пожалуй, наиболее сложный момент. Стало совершенно очевидным, что почти никакие самые изумительные теории не могут претендовать на ту фундаментальность и нетленность, которые были присущи науке XIX и отчасти XX вв. Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в экономической науке.

Понимание положения дел в экономической науке непосредственно связано с пониманием общеметодологических основ процесса познания. Можно сказать, что экономическая наука - это лишь частный случай общего правила. В общем случае диалектика познания может быть представлена следующим образом.

Экономическая наука развивалась точно в соответствии с описанным процессом познания. Причем сначала конструирование экономических моделей помимо провала ошибка первого рода модели были очень простыми.

Еще одним современным направлением исследования экономических реалий является мониторинг специальных социально экономических индикаторов (рейтингов). Например, почти для всех стран мира проблемой номер один уже давно стала необходимость привлечения капитала. Однако, чтобы инвестиции пришли, необходимо создать благоприятную социально-экономическую сроду, а чтобы создать эту среду, надо понимать что в ней не так. Для выяснения узких мест инвестиционного климата строится целый спектр специальных индикаторов, причем многие из них основаны на опросах предпринимателей и/или населения и по своей сути являются субъективными оценками». Ни один из этих индикаторов не является абсолютно достоверным, а все вместе они образуют столь сложное «параметрическое кружево», что сделать на их основе окончательные выводы с помощью простого алгоритма нельзя. Более того, иногда один и тот же показатель может говорить о совершенно разных вещах. В связи с этим аналитики достраивают подобные системы индикаторов, совершенствуют сами индикаторы и отслеживают связи между субъективными рейтингами и реальным развитием событий. Апогеем «рейтинговой» идеологии является выставление частными аналитическими компаниями субъективного долгового рейтинга суверенных государств.

Таким образом, из арсенала современной науки следует брать только самые общие положения и принципы, которые должны быть положены в основу разрабатываемых новых моделей, теорий и концепций.

Чтобы быть эффективными и действенными, новые научные конструкции должны опираться на правильно определенные цели и задачи, под которые собственно и разрабатываются эти новые научные конструкции. Данный принцип позволит минимизировать ошибки разрабатываемой модели. При этом следует соблюсти два взаимодополняющих правила.

Для России переход к новой научной парадигме в экономике является особенно болезненным. Дело в том, что в настоящее время две наиболее разрушенные сферы отечественной экономики это наука и образование. Качество российских ученых и выпускников вузов катастрофически падает. И это при том, что объективные требования к современным экономистам - моде листам невероятно возрастают. Такой рост расхождения между спросом и предложением становится все более драматичным. Образующийся веер несоответствий грозит окончательным выходом России из обоймы экономического моделирования, которое становится одним из самых важных и захватывающих направлений рынка научных исследований.

Заключение

Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового.

1) Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2) Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3) Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

4) Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5) Экономическая теория есть наука о богатстве.

Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений.

В материальной основе для нормального развития человеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественного производства. Для того, чтобы раскрыть закономерность открытия общественного производства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковое вообще, именно это и являлось основной предпосылкой развития экономической теории.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике «Экономикс» писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в бывших странах СНГ, как и хозяйственная практика, находились в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Современная экономическая наука – одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества. Только благодаря экономической науке люди проникли в тайны устройства общественного производства, и смогла создать механизм его оптимального регулирования: экономические модели имеют не меньшую значимость, чем естественные науки, а без рекомендации экономической науки эффективное функционирование экономической политики просто невозможно.

Библиографический список

Балацкий Е. Экономическая наука: Новые вызовы современности // Вопросы экономики. – 2006. – №1. – С.73-79.

Белоусова Н.В. О реформировании в экономике России // Общество и экономика. – 2007. - № 11. – С. 21 – 45.

Вильсон Дж. Экономические воззрения в России и за рубежом // Вопросы экономики. - 2006. - № 11. – С. 68 – 75.

Вольский М.А. Естественное развитие экономической науки // Правила игры. – 2004. - № 1. – С. 30 – 34.

Городецкий А.Г. Экономическое моделирование – будущее экономической науки // Вопросы экономики. – 2008. - № 9. – С. 137 – 146.

Ильиникова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие. – М. Финансы и статистика, 2000. – 256 с.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2005.- 861с.

Курс экономики: Учебник. – 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М, 2005. – 356 с.

Курс экономической теории: Учебник / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2008.-752 с.

Лазуренко С. Проблемы экономической науки // Вопросы экономики. – 2005. - № 10 . –С.69-75

Маевский В.О характере развития экономической науки // Вопросы экономики. – 2007. - №10. – С. 58-62

Современная экономика. / Под ред. О.Ю. Мамедова, Ростов – на - Дону: Феникс, 2007. – 544 с.

Цапелик В.Е. Современный этап экономической науки // Общество и экономика. – 2006. - № 8. – С. 19 – 31.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, БГЭУ, 1999.- 356 с.

Экономическая теория. Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА - М, 2008. – 714 с.

Экономическая теория. Учебник / Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 655 с.

Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005. – С 85.

Экономическая теория / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, БГЭУ, 1999.- С. 105.

Курс экономики. Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М, 2002. – 356 с.

Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2000.- 861с.

Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2005. – 896 с.

Маевский В. О характере развития экономической науки // Вопросы экономики. – 2007. - №10. – С. 58-62



Похожие статьи