Предлагаем обсудить проект "выход из кризиса". Что такое экономический кризис, каковы причины его появления и как его избежать

Источников восстановления равновесия в бюджете, на денежно-финансовом рынке и в целом в экономике любой страны, попавшей в сходное положение, немного. Все они известны, и все они в той или иной мере могут быть сегодня использованы.

Первый источник - рост доходов государственного бюджета и сокращение его расходов. Резервами роста доходной части бюджета являются:

расширение налогооблагаемой базы;

увеличение таможенных сборов, акцизов и рентных платежей;

приватизация государственной собственности;

продажа земли и др.

Однако главным, центральным звеном в налоговой политике сегодня должно стать экстренное погашение бюджетной задолженности перед промышленностью за уже выполненные госзаказы.

Второй источник - займы внутри страны и за рубежом.

Третий источник восстановления равновесия в денежно-финансовой системе, принудительного обесценения государственных внутренних долговых обязательств и снижения дефицита платежного баланса - девальвация рубля.

Четвертый источник - эмиссия.

В идеале основными средствами выхода из кризиса могли бы стать индексация заработных плат, пенсий и рублевых сберегательных вкладов в полном или хотя бы частичном соответствии с темпами инфляции, а также реальные, а не мнимые гарантии государства по сохранности валютных вкладов. Столь же важное значение имеет минимизация потерь экономических субъектов по всем долговым обязательствам государства - по долгам за уже выполненные госзаказы, задержкам заработных плат и пенсий, государственным ценным бумагам.

Для выхода из экономического кризиса необходимы определенные политические и социально-психологические условия. В современной макроэкономике важную роль приобретает изучение ожиданий людей. Чем больше количество экономических агентов, ожидающих высоких темпов инфляции, тем сильнее обостряется проблема безработицы, и наоборот. Кейнс и другие экономисты подчеркивали, что оптимизм - уверенность в том, что экономика вновь оживится, - необходимое условие усиления склонности к инвестированию. Этому служит также и чувство стабильности, вызванное устойчивостью законодательной базы и государственного устройства.

В теории существуют два выхода из спада: вперед или назад. "Назад" означает возврат к старой структуре экономики с дотациями, субсидированным не эффективным экспортом, искусственной поддержкой государственных предприятий-банкротов и сохранением избыточных рабочих мест, а значит, и низкой производительностью труда, протекционистскими мерами защиты отечественных производителей от внешней конкуренции, то есть отказ от дальнейших преобразований.

Такую программу с экономической точки зрения можно реализовать посредством комбинированных методов "гипер-кейнсианской" кредитно-денежной и налоговой политики, ведущей к инфляции спроса, и бюрократического государственного вмешательства в экономику .

"Вперед" - это попытка преодолеть серьезнейшие трудности путем ликвидации убыточных производств и концентрации усилий на обеспечении развития частного сектора, создания новых высокоэффективных рабочих мест, проведения структурной перестройки и повышения доходов от экспорта.

Сторонников данного направления объединяет вера в действенность рыночных механизмов и частной инициативы. Нужно лишь подождать, пока внутренние силы экономики вытащат ее из кризиса. Эти силы настолько мощны, что в состоянии преодолеть даже некомпетентность государственных органов.

Государство должно делать то, чем оно обязано заниматься в современной рыночной экономике даже согласно либеральной концепции: разрабатывать законы и обеспечивать их выполнение; проводить налоговую и кредитно-денежную политику; контролировать определенные области экономики (например, финансовую сферу или сектор естественных монополий). Государство обязано выполнять все перечисленные функции так, чтобы с наибольшим эффектом решать текущие задачи. Во-вторых, государству следует инициировать образование и активно поддерживать развитие новых институтов рыночной экономики, создание новых организаций и ликвидацию старых, трансформацию отношений собственности.

Таким образом, я считаю, что в четко очерченных рамках государство должно выполнить свое предназначение. Если спад, сопровождающий процесс трансформации, продлится слишком долго, правительство также будет нести за это ответственность, как и в случае, если будет упущен благоприятный шанс для вывода экономики из кризиса.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

активами (пассивами) предприятия;

этапами бизнес - процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы, отношения с профсоюзами);

программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности) .

В условиях мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь также проводился ряд антикризисных мероприятий. В целом они состояли из следующих четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности, антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики, по поддержке валообразующих предприятий, совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса. Их реализация осуществлялась по следующим основным направлениям: привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, сокращение расходов госбюджета, либерализация экономики, поддержка реального сектора и валообразующих предприятий, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, селективная поддержка уязвимых категорий населения и др.

Кроме этого, в последние годы осуществлялась трансформация нормативно-правовой базы, регламентирующей и регулирующей прежде всего процессы акционирования, приватизации и использования госсобственности, развитие фондового и финансового рынков, условия функционирования бизнеса и предпринимательства. В результате были отменены институт "золотой акции" и ряд существующих ограничений на обращение акций предприятий, улучшена система налогообложения доходов от ценных бумаг (в частности, сокращены ставки налогообложения доходов от акций с 40 до 24%), расширено участие коммерческих банков на рынке ценных бумаг. На улучшение предпринимательского климата и стимулирование развития малого и среднего бизнеса направлено: упрощение и сокращение административных процедур, включая государственную регистрацию и ликвидацию субъектов хозяйствования, лицензирование; рационализация контрольной деятельности; улучшение арендных и земельных отношений, инвестиционной деятельности; совершенствование системы налогообложения; либерализация ценового регулирования и др.

После начала мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь был принят ряд действенных мер в области монетарной и фискальной политики, направленных на недопущение дестабилизации макроэкономической ситуации в стране. В частности, уменьшены нормы обязательного резервирования (в отношении вкладов физических лиц - отменены), оказана поддержка в части повышения ресурсной базы отдельных банков, увеличена ставка рефинансирования и процентные ставки по депозитам и кредитам, приняты решения по гарантированию вкладов в банковской системе страны, созданы дополнительные резервные фонды, введены определенные ограничения на покупку валюты юридическими лицами, осуществлена одноразовая девальвация (на 20%) и проводилось дальнейшее постепенное снижение обменного курса белорусского рубля к корзине валют в рамках заданных на 2009-2010 гг. параметров. Получены кредиты МВФ, Российской Федерации, Венесуэлы, Китая. Активно привлекается внешнее финансирование через банковскую систему и продажу отдельных активов. Принимались меры по недопущению роста заработной платы в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, проводилось существенное сокращение бюджетных расходов в конце 2008 г. и в 2009 г. Значительные дополнительные ресурсы аккумулированы в специальном Фонде национального развития. С целью пополнения оборотных средств предприятия и сокращения запасов готовой продукции на складах принято специальное постановление о порядке реализации продукции на экспорт с учетом конъюнктуры рынка, допускающее продажу продукции ниже ее себестоимости. Осуществляются дополнительные меры по сокращению запасов готовой продукции на складах .

При определении направлений экономического развития страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе следует учитывать сравнительные конкурентные преимущества белорусской экономики. На уровне основных факторов они определяются выгодным географическим положением страны, наличием соответствующих природных ресурсов и запасов отдельных видов полезных ископаемых.

В связи с этим перспективным направлением для Республики Беларусь наряду с добычей и экспортом калийных солей считается развитие отраслей и видов деятельности, связанных с транзитным положением страны, прежде всего транспортно-логистических услуг. Однако наиболее важные конкурентные преимущества Республики Беларусь находятся в сфере не основных, а развитых (приобретенных) факторов, прежде всего унаследованного производственного потенциала и трудовых ресурсов. В соответствии со сложившейся специализацией в промышленности Беларуси можно выделить несколько групп отраслей. Проходящие через территорию страны газо- и нефтепроводы создали сырьевую базу для развития нефтепереработки, химической и нефтехимической промышленности, продукция которых в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры заняла ведущее место в белорусском экспорте. Одновременно выгодное транзитное расположение страны, наличие соответствующей инфраструктуры, научно-технического и производственного потенциала, квалифицированных трудовых ресурсов способствовали развитию сборочных машиностроительных предприятий, а также производства отдельных потребительских товаров длительного пользования.

С другой стороны, преимущества в производстве продукции отдельных отраслей (деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, частично легкая промышленность) связаны с наличием соответствующей сырьевой базы. В свою очередь, ведущие отрасли и представляющие их предприятия способствуют развитию смежных и дополняющих производств, формируя таким образом определенные кластеры и точки роста.

Достаточно перспективными секторами для Республики Беларусь являются сфера услуг, малое и среднее предпринимательство. Данные направления могли бы стать потенциальными точками роста в ближайшие годы и поглотить излишнюю численность в результате реструктуризации крупных и средних предприятий, а также активизировать экономическое развитие в регионах с избыточными трудовыми ресурсами.

Устойчивость развития экспортоориентированной белорусской экономики во многом определяется благоприятностью внешнеэкономической конъюнктуры. Если не удается ее адекватно спрогнозировать с целью упреждающего маневрирования ресурсами, то необходимо хотя бы извлечь дополнительный экономический эффект из уже сложившейся ситуации .

Выводом из данного пункта является то, что пути выхода из кризиса всегда зависят от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать план по оздоровлению экономической деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами в включиться в производство.

Премьер-министр обозначил общие принципы преодоления стагнации. Фото Михаила Метцеля/ТАСС

В конце прошлой недели премьер РФ Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину план действий правительства на 2017-2025 годы. Каких-либо конкретных предложений по ускорению экономики до темпов выше среднемировых премьер не назвал. В плане «много различных предложений», уточнил он. До конца мая свои предложения по ускоренному росту направят президенту и остальные экспертные группы. Предполагается, что все самые привлекательные идеи лягут в основу единой стратегии страны на следующий президентский срок. Однако граждане вряд ли увидят новую стратегию до старта президентской кампании-2018, предполагают эксперты.

Комплексный план действий правительства до 2025 года должен вывести российскую экономику к 2020 году на темпы роста выше среднемировых. Разработку такой стратегии президент Путин поручил кабинету министров в декабре в своем Послании Федеральному собранию.

«В соответствии с вашим поручением правительство подготовило комплексный план – это общие подходы к тому, как могут развиваться наша экономика и социальная сфера в период с 2017 по 2025 год», – сказал Медведев на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, подчеркивая, что «это даст возможность нашей экономике быстрее развиваться и решать основные социальные задачи».

В свою очередь, глава Минэкономразвития Максим Орешкин ранее сообщил, что подготовленный правительством проект плана развития экономики до 2025 года должен обеспечивать предсказуемость экономических условий как для ведения бизнеса в России, так и для жизни граждан. Ключевым же фактором для ускорения темпов роста должна стать тема увеличения производительности труда.

В феврале Дмитрий Медведев представлял несколько основных направлений своего плана. Так, по словам премьера, одной из главных задач на период до 2025 года является обеспечение стабильности макроэкономической динамики и системы налоговых платежей. Еще один блок мер касается повышения эффективности в сфере занятости. Третьей важнейшей задачей глава правительства назвал создание умной экономики, опирающейся на интеллектуальный потенциал нации, на достижения науки и технологий.

Кроме кабинета Медведева над стратегией страны работают и некоторые экспертные группы. «Но, безусловно, работа, которая была проведена правительством Российской Федерации, должна быть в основе всех сделанных предложений», – сказал президент РФ. Он предложил премьеру обсудить идеи правительства, а после того как будут поступать материалы от экспертных групп, принять окончательный вариант.

«Когда от наших коллег из экспертных групп будут поступать их материалы, мы еще с вами внимательно все посмотрим и сделаем выводы о том, что является наиболее перспективным, интересным и наиболее целесообразным с точки зрения использования, применения для достижения максимального эффекта», – пояснил глава государства. А Медведев, в свою очередь, сообщил, что правительство «находится в прямом контакте» с экспертами и «обсуждает разные предложения».

План действий правительства по ускорению экономического роста не единственный. К примеру, Столыпинский клуб презентовал свою «Стратегию роста» еще в конце февраля. Как следует из предложений столыпинцев, экономика нуждается в долгосрочном кредитовании, в снижении кредитной ставки, а также в умеренно низком курсе рубля до 2019 года. «Еще одним фактором является поддержка бизнеса. Необходимо стимулировать спрос через дешевую ипотеку, поддерживать бизнес и в других отраслях», – указывал один из авторов стратегии бизнес-омбудсмен Борис Титов (см. ). Кроме того, в Столыпинском клубе высказывались и за заморозку всех монопольных тарифов на два года, а также изменение системы тарифного регулирования в стране (см. ).

Помимо Столыпинского клуба разработкой программы по ускорению экономики РФ занимается и Центр стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет экс-министр финансов, зампредседателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Однако в отличие от столыпинцев ЦСР свою программу обнародовать не планировал. Но после критических замечаний Путина ситуация изменилась. «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, вы ему и попеняйте на это. Я исхожу из того, что любая стратегия, любые предложения, сделанные на серьезном уровне и транслируемые на уровень руководства страны, должны проходить широкое общественное обсуждение», – заявил Путин (см. ).

Теперь Кудрин обещает представить свой труд в конце мая. «Президенту мы представим ее в мае, в конце мая. Соответствующее совещание будет в ближайшие дни объявлено», – обещал Кудрин. И, по его словам, в новой стратегии будут затронуты вопросы социального развития, ценностей общества, судебно-правоохранительной системы, интеграции РФ в международные программы. При этом он добавил, что по важным блокам программы ЦСР будет проводить публичные широкие обсуждения. А публикация доклада будет идти поэтапно. До этого обсуждение стратегии шло среди профессионалов в закрытом режиме.

Пока же никаких ясных планов по выводу страны из стагнации граждане не видят. Если только не считать традиционный рецепт Кудрина – сократить выплату пенсий. Почему это приведет к ускорению экономического роста, глава ЦСР не объясняет.

Между тем многие эксперты сомневаются в возможности РФ выйти на темпы роста ВВП выше 3,6% – то есть выше среднемировых. «На самом деле все полезные рецепты есть в программах «оппозиционных» партий: реформа судебной системы и обеспечение независимости судей. Радикальная реформа бюрократического аппарата, сокращение его численности. Меры по сглаживанию огромного социального неравенства. По данным Росстата, в 2016 году за чертой бедности в РФ находились 15,7% населения, и это ведь проблема не только этих 15,7%, это проблема всего общества», – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Интересно также, как в программе правительства может быть обозначена задача обеспечения политической конкуренции в обществе. «Это фундаментальная проблема, в решении которой можно было бы продвинуться за 20–30 лет. И на базе этого прогресса можно было преодолеть и другие препятствия – как это уже было в европейских странах», – считает эксперт. А рост темпами выше среднемировых означает, что у нас должна быть инновационная экономика, продающая технологии, а не ресурсы. «Вместо этого мы сегодня вводим бюджетное правило, из которого совершенно ясно, что есть цена нефти, и от того, выше она 40 долл. или ниже, зависит огромная доходная часть бюджета», – напоминает Лукашов.

Таких мер, которые позволили бы вывести экономику РФ на темпы роста выше среднемировых, сегодня попросту нет, говорит директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. «Санкции сохраняются. Сохраняются низкие цены на нефть. Не преодолены структурные проблемы. Чудес в таких условиях не бывает. Поэтому при сохраняющихся ограничениях результативность любых предложений чиновников будет низкой», – уверен экономист. По его прогнозам, экономика РФ так и будет «топтаться возле нуля».

На это же указывает и консенсус-прогноз, которые готовит Центр развития Высшей школы экономики. Темп роста ВВП будет ниже 2%, по крайней мере вплоть до 2023 года, соглашаются все прогнозисты.

Затянувшаяся проработка будущей стратегии связана с симптоматичным откладыванием встречи президента с народом во время «Прямой линии», не исключает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Напомним, в конце марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что очередная «Прямая линия» пройдет позже апреля, но «раньше августа». Перенос сроков он связал с графиком Владимира Путина. В таком формате глава государства общается с гражданами с 2001 года. Некоторые эксперты перенос «Прямой линии» связали с текущей неготовностью Кремля к президентской кампании-2018. «Образ кампании еще только создается. Неясно, какие будут вехи и какой будет стратегия. Основные мазки будут ясны к лету, тогда и логично проводить «Прямую линию», – рассуждал в СМИ политолог Андрей Колядин.

«На «Прямую линию» в этом году можно выходить только с темами президентской кампании, а они пока не определены», – соглашался политолог Константин Калачев.

И не факт, что более подробные очертания экономической стратегии появятся до проведения «Прямой линии» с президентом. «Стратегия развития экономики – это план будущего президентства», – говорит Игорь Николаев, полагая, что летом такую стратегию обнародовать еще рано. «Ранняя публикация может быть воспринята как фальстарт», – отмечает Николаев.

Мир вступил в период сильнейшей геополитической турбулентности. Над планетой нависла угроза небывалого цивилизационного противостояния. От мировых лидеров зависит, какой будет история человечества в ближайшие годы – омраченной войнами или все-таки тяга к мирному развитию окажется сильнее. При этом немногие страны мира могут предложить свой вариант выхода из кризиса. Одна из них Казахстан, претендующий стать непостоянным членом Совета безопасности ООН на 2017-2018 гг. еще и для того, чтобы легче было реализовать выработанные предложения. Внешнеполитические инициативы Казахстана в условиях глобальных перемен обсудили участники экспертного круглого стола, состоявшегося накануне на историческом факультете МГУ им.М.В. Ломоносова.

Эксперты признали, что Казахстан занимает традиционно активную позицию в международной повестке. «Страна – инициатор и организатор многих важных международных форматов: от ШОС до ОБСЕ, от СВМДА до ОИК, в ходе которых президент Нурсултан Назарбаев выступил с рядом инициатив по решению региональных кризисов. Он также является автором создания Ассамблеи народа Казахстана и Съезда лидеров мировых и традиционных религий», – напомнил руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. И последнее выступление Назарбаева на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, как отметил эксперт, «вызвало определенный отклик в СМИ и в политических кругах».

Напомним, что Назарбаев использовал трибуну ООН для продвижения новых концептов устойчивого мирового развития. Он призвал объединить усилия стран-членов ООН для решения ряда общепланетарных проблем – от разработки наднациональной мировой валюты, отвечающей задачам глобального устойчивого развития, до принятия декларации о создании мира, свободного от ядерного оружия. Более того, Елбасы предложил перевести штаб-квартиру ООН в Азию и преобразовать Экономический и Социальный совет ООН в Глобальный совет развития, куда кроме государств – членов ООН могли бы входить представители и международных финансовых организаций. А также его предложение о ежегодном перечислении каждым государством одного процента от оборонного бюджета в Специальный фонд ООН на Цели устойчивого развития. Есть все основания полагать, что у этих инициатив большое будущее.

Собравшиеся в МГУ эксперты отметили, что, несмотря на то, что не все предложенные инициативы Казахстана удалось реализовать. В этом есть как субъективные, так и объективные причины. Тем не менее, по словам Собянина, «Казахстан обречен по фундаментальным причинам играть более важную роль, чем он играл в советское время или даже сейчас, когда мы привыкли в нем видеть более динамичного в экономическом смысле второго такого же верного союзника одного из двух главных евразийских союзников». Он считает наиболее значимой инициативу Назарбаева об евразийстве, которую удалось реализовать – в 2015 году стартовал проект по созданию Евразийского экономического союза. А вот реализация идеи Большой Евразии, с которой президент Назарбаев выступил на упомянутой сессии Генассамблеи ООН, вызывает у экспертов сомнения.

Впрочем, как считает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, Казахстан может сыграть роль некоего «стабилизатора» в отношениях между Россией и Западом, какими были в период холодной войты Франция и ФРГ. «Действия Франции и ФРГ называли «разрядкой» в отношениях великих держав. Вот в этой логике мне бы хотелось рассматривать инициативы Казахстана. Не просто, как самостоятельные инициативы, а как тот рычаг, который может с позиции третьего угла треугольника повлиять на ситуацию», – сказал Журавлев. При этом эксперт отметил, что даже если все инициативы не всегда доходят до конца, то они «создают кредитную историю». По его мнению, важно то, что Казахстан и лично Назарбаев обладают авторитетом. «Даже, несмотря на то, что Казахстан – это не самая мощная экономки, не самая мощная армия, его авторитет велик. Возможно, несравнимо больше, чем та экономическая мощь, которой обладает иное государство», – отметил Журавлев.

Эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов поддержал коллегу, сказав, что Казахстан, «учитывая всего лишь 25-летнюю историю независимой государственности (16 декабря отметим эту дату) вполне состоявшееся государство, более того, в его отношении вполне применимо более лестное определение – региональная держава». «И, конечно же, личность президента Нурсултана Назарбаева, бессменного лидера, утвердившего широко в мире свой авторитет, что сделало хорошо узнаваемой и его страну», – подчеркнул Дубнов. Вместе с тем, он считает, что все имиджевые проекты сегодня отходят на задний план, уступая главному – борьбе с терроризмом и исламским экстримом.

«Именно здесь Назарбаев может и должен продемонстрировать все свои ресурсы и амбиции регионального лидера одного из самых опасных районов мира. И здесь не помогут ссылки на значение центра мировых религий, которым хочет выглядеть Астана, – сегодня это не более, чем риторические упражнения. Кажется, действительно пора создавать форум исламских авторитетов, которые бы могли говорить от имени мировой исламской уммы, чтобы назвать вещи своими именами: ИГИЛ – это жуткое извращение ислама, а лидеры ИГИЛ (организация запрещенная в РФ и ряде других стран) должны быть прокляты от имени этого мирового исламского форума», – считает эксперт. По словам Дубнова, возможно, эта задача выглядит наивной, но только Назарбаеву она может оказаться по плечу, «если он стремится остаться в современной истории миротворцем».

«Есть еще одна роль Казахстана и его лидера, которая крайне востребована может быть уже сегодня – это консолидация усилий стран Центральной Азии по противостоянию угрозам из Афганистана, что становится крайне актуальным в самое ближайшее время. Я вижу такую необходимость тем больше, чем более явно наблюдается тенденция отторжения некоторыми странами региона предложений о такой помощи со стороны России… из-за опасений, связанных с утратой части суверенитета в результате усиления российского военного присутствия в регионе. Такая работа требует тонкой дипломатической настройки», – подчеркнул Дубнов.

Станислав Притчин, научный сотрудник Института востоковедения РАН, оценивая эффективность дипломатии Казахстана, отметил ее достаточно высокий уровень. «Те задачи, которые ставит перед МИДом президент Нурсултан Назарбаев, как правило, реализуются. Так было с председательством республики в ОБСЕ в 2010 году и проведением первого за многие годы саммита этой организации. Другой вопрос связан с Сирией. Казахстан на всех уровнях признается ближайшим российским союзником и стратегическим партнером России на международной арене. Также как и Москва, Астана признает ИГИЛ вызовом для Казахстана даже в силу того, что многие казахстанцы отправляются сражаться на стороне исламистов. В такой ситуации не совсем понятна позиция Астаны, которая до сих пор официально не поддержала операцию в Сирии, которая, во-первых, направлена против общей для всех угрозы, а во-вторых, проходит строго в рамках юридических норм и не противоречит международному праву», – сказал Притчин.

Тему ИГИЛ продолжил заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин, который отметил, что все называемые цифры, граждан уехавших на войну в Сирию или Ирак из стран ЦА относительны. Они не представляют опасности для региона и даже при той ограниченности ресурса у всех стран ЦА, собственного потенциала спецслужб, чтобы нейтрализовать эти вызовы хватит вполне. По мнению Грозина, для Казахстана одним из вызовов могут стать экономические потрясения, которые создают очень серьезный элемент риска для внутренней социальной стабильности, для сохранения единства элиты и единства общества. По его словам, именно ухудшение экономического положения, на которое влияние руководства Казахстана ограничено, и есть главный вызов. «Это не ИГИЛ, а мировая конъектура на сырьевых рынках создает ситуацию, при которой Астане придется решать в оперативном порядке сложные задачи и реагировать на большие риски», – сказал Грозин.

Экономические риски оценила главный научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Аза Мигранян, которая напомнила, что Нурсултан Назарбаев открыто предупредил общество о надвигающемся экономическом кризисе. В Астане предприняли меры для смягчения последствий. По ее словам, Казахстан отличается от всех постсоветских стран комплексностью стратегий и целей движения в экономике. В республике реализуется две программы «Нурлы жол» (Светлый путь) и План нации «Пять институциональных реформ». По ее мнению, равномерно позиционируя и выравнивая отношения в экономической сфере со многими партнерами, у Казахстана не изменилось качество экономики, ее структура, и ее конкурентоспособность будет базироваться на экспорте энергоресурсов. Казахстан обречен существовать в тех условиях, и участвовать в той борьбе, которые существуют сегодня. Поэтому Казахстану придется активизировать свои политические инициативы. Долго оставаться нейтральным по многим вопросам геополитики Астане не удастся. Вопросы многовекторности Казахстана можно использовать через партнерство в ЕАЭС, как тот экономический мостик, где можно было бы смягчать падения и увеличивать достижения, подчеркнула Мигранян.

УРОК ПО ГЕОГРАФИИ "РОССИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Цели и задачи:

Образовательные.

Вскрыть особенности постиндустриальной стадии развития. Дать понятия центра и периферии, полупериферии мирового хозяйства. Показать пути развития России в обозримой перспективе.

Развивающие:

Содействовать формированию общеучебных умений и навыков работы с учебником, картой,классификации и систематизации информации. Обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся. Помочь учащимся осознать социальную, практическую значимость нового материала.

Воспитательные:

Способствовать формированию целостного мировоззрения.Поощрять самостоятельный подход к приобретению знаний,пользоваться различными источниками знаний, учить выступать с сообщениями, воспитывать уважение и внимание к выступлениям одноклассников. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к самообразованию и саморазвитию. Прививать чувство любви к родине.

Предметные результаты: знать определения терминов по теме урока. Уметь обсуждать важнейшие социально- экономические проблемы России и возможные сценарии ее инновационного развития.

Тип урока: комбинированный.

К уроку учащиеся получили предварительные задания, одно из которых продумать пути выхода из экономического кризиса.

Межпредметные связи: география - история, география - обществознание, география - физика.

Оборудование: учебник В. П.Дронов, В.Я. Ром «География России население и хозяйство.» Дрофа 2012 г. Политическая карта мира. Материалы газет и журналов. Материалы опережающих заданий.

Ход урока:

1. Краткое повторение пройденного .

Что такое хозяйство России? Что такое отрасль хозяйства? Привести примеры.

На какие сферы делится хозяйство России? В чем различие между сферами? Назвать ведущие отрасли в каждой из них. Что такое МОК? Ваши примеры.

Назвать 3 сектора экономики.

    Работа по теме урока.

Актуализация знаний. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу.

На данном уроке предстоит определить место России в мировой экономике.

Вступление.

Чтобы определить роль и место России в экономике мира, необходимо знать, что хозяйство развивается не по прямой линии, а проходит взлеты и падения, похожие на волны. Эту периодичность или цикличность экономики обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.(1892 - погиб от репрессий в 1938 году). Суть теории больших циклов заключается в том, что каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Затем спад волны - спад производства, депрессия, кризис. Каждый цикл примерно 50 лет.

Сообщение учащегося.

В 70-80 годы в мире сформировались центры мирового хозяйства. (рисунок 23 стр. 55 учебника). Это США, страны Европейского союза, Япония. Эти страны к концу 80 годов прошли кризисы, осуществили переход к ресурсосберегающим технологиям. В настоящее время экономически развитые страны переходят к следующему циклу, который называют по- разному: «информационная экономика», «технотронная эра», а чаще всего -» постиндустриальная стадия».На постиндустриальной стадии движущей силой и в то же время ресурсом становятся знания, интеллект, а целью - не количество производимых товаров и благ, а их качество, улучшающее качество жизни. Сегодня центры мирового хозяйства - США, ведущие страны Европы, Япония (показ по карте) определяют ход развития мировой экономики. Вокруг них огромная периферия - беднейшие страны. Для развития они используют внешние кредиты, у них остры экономические, социальные, экологические проблемы, часто возникают вооруженные конфликты. Это страны с высокими демографическими показателями. Таким образом на периферию накладываются все трудности развития человечества.

Россия находится в положении полупериферии. Она в целом прошла стадию индустриализации, за исключением окраин.(Калмыкия, Тыва, Чукотка)(показ по карте) . Она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно- промышленного комплекса, в которых разработаны новейшие технологии. Этот потенциал может быть использован. У России богатейшие природные ресурсы. В России уже сформировались отдельные ядра, экономика которых вступает в постиндустриальную стадию развития. Это Московская, Санкт- Петербургская, Новосибирская(показ по карте) и ряд других агломераций, где формируются технопарки и технополисы. Вывод: Россия, находясь на полупериферии, имеет возможность войти в информационную цивилизацию с новым технологическим укладом. Пути: экспортная направленность сегодняшней экономики должна быть использована для накопления средств с целью коренной реконструкции экономики. Инновационная перестройка хозяйства. Особое внимание современным отраслям с наукоемкой продукцией.

Вопросы промежуточного контроля:

В чем отличие доиндустриального, индустриального, постиндустриального этапов развития хозяйства?

Одинаково ли разные этапы проходят в разных частях страны?

Какие территории страны послужат локомотивом при переходе к постиндустриальной экономике всей страны?

Сообщение учащегося на тему: «Социально-экономические недостатки развития хозяйства страны».

В настоящее время, к сожалению, Россия находится в глубоком кризисе, едва оправившись от кризиса 2008-2009 годов. Наблюдается падение курса рубля, нет роста экономики, низкие цены на нефть, санкции западных стран. Развитию страны мешают такие факторы как теневая экономика, неконкурентноспособность некоторых товаров, не комплексное использование сырья, монополизация экономики, диспропорции в развитии по регионам, милитаризация хозяйства, слабое развитие малого и среднего бизнеса, коррупция. Все эти недостатки необходимо преодолеть в самое ближайшее время.

Предложи свой проект выхода страны из кризиса.

1. В книге «Унесенные ветром» Скарлетт - главная героиня, которая жила во время гражданской войны в США, поняла, что после войны потребуется восстанавливать дома и будет спрос на пиломатериалы и открыла лесопильное предприятие. У нас в стране, где огромные лесные ресурсы, надо активнее развивать глубокую переработку древесины, производство других строительных материалов, строить дешевые дома. Будут так создаваться рабочие места. Будут заказы у транспортников. Строительство подтолкнет к развитию многие отрасли. Люди получат жилье.

2. Люди у нас в стране малоактивны. Я читала в газете как почти наши ровесники стали миллионерами. Один открыл мини- гостиницу с 2-3 постояльцами в одной комнате за маленькую плату. Пользуется спросом. Другая организовала быструю заморозку овощей. Девушка открыла прачечную в студенческом общежитии - доход около 3 миллионов рублей в год. Еще молодой человек наладил продажу тревожных кнопок для одиноких, больных, пожилых людей. Всем надо учиться добывать полезную информацию, получать знания, быть активными, добиваться цели.

3. Сейчас все большее число россиян стремятся жить в частных домовладениях с приусадебными участками. Много садоводческих хозяйств, много людей живет в селах и деревнях. Все выращивают овощи, фрукты. Потребляют сами,делятся с другими, но все равно много остается излишков. Их можно было бы сдавать на перерабатывающие предприятия, но их нет. Поэтому яблоки и сливы гниют под деревьями, а мы покупаем импортные компоты, джемы, соки, сухофрукты. Это не по хозяйски. Нужны кредиты под низкие проценты и тогда переработкой займутся малые предприятия, а своими налогами они пополнят казну страны.

4. Считаю, что страна должна больше денег тратить на развитие науки. Больше лабораторий, лучшее их оснащение. Тогда из страны не будут уезжать те, кого она подготовила. В сегодняшнем мире знания востребованы как никогда. Через развитие науки, информации Россия укрепит свои позиции среди экономик мира. На этом выводе можно поставить точку в нашей теме урока.

    Итог урока.

Объявление оценок. Используя технику «Светофор»учащиеся оценивают свое участие в материале урока, как он усвоен и много ли времени потребуется дома для его закрепления.

4. Домашнее задание: § 12.

12 февраля в Орле открылся экономический форум «Социальное и экономическое развитие России. Проблемы и пути решения». В форуме принимают участие депутаты различных уровней, представители министерств, ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководители народных предприятий, эксперты Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, представители профсоюзов, общественных организаций, учреждений образования, науки и культуры, зарубежные эксперты. Мероприятие проходит под эгидой КПРФ и администрации Орловской области.

С докладом на форуме выступил Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов. Публикуем его выступление с некоторыми сокращениями.

Смысл проведения Орловского экономического форума состоит в том, чтобы активизировать поиск путей вывода России из кризиса. Увы, положение дел в нашей стране близко к критическому. Если не предпринять срочных мер, оно обернется самыми тяжелыми последствиями.

Облик мирового кризиса

Системный кризис в нашей стране вызван как внешними, так и внутренними причинами. Мир вновь вошел в полосу потрясений. В основе мировой нестабильности - все те же противоречия между трудом и капиталом, между интересами узкого круга господ и всего остального населения планеты.

За последние два века капитализм пережил двенадцать кризисов. Два самых острых из них завершились страшными мировыми войнами. Из Первой мировой человечество вытащил Великий Октябрь во главе с Лениным. Из второй - Великая Победа во главе со Сталиным. Развязывая конфликты, стравливая народы и уничтожая целые цивилизации, мировой капитал пытается устоять, ищет новую пищу для своего бездонного чрева. Нынешний кризис - не исключение. Пресловутая «арабская весна» ввергла в пучину кровавых междоусобиц Ближний Восток. Провоцируется вражда между различными течениями в исламе. На древних землях Ирака и Сирии полыхают войны.

Накаляется обстановка и на другом конце азиатского континента. Соединенные Штаты пытаются ослабить Китай. Их не устраивает тот факт, что Красный Дракон превратился в ведущую экономику мира и бросил вызов гегемонии США. Но транснациональным монополиям не нужны конкуренты. Для борьбы с ними мировая олигархия активно опирается на мощный военно-полицейский аппарат.

Делу пресечения конкуренции служат и два международных соглашения, проталкиваемых американцами, - Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнерства. Речь идет о попытках крупнейших западных корпораций установить полную и непререкаемую власть над мировой экономикой. Странам и народам предлагают отказаться от самостоятельного курса и сдать свои национальные интересы. Неудивительно, что названные соглашения готовились в строжайшей тайне. Даже депутаты Европарламента не знали, какого кота в мешке им подсунут из Вашингтона.

США используют свое политическое влияние и возможность печатать доллары, чтобы дирижировать мировой экономикой. Резко упали цены на нефть. Страны ОПЕК стали наращивать ее добычу, чтобы залатать бюджетные дыры. На мировой рынок черного золота вновь выходит Иран. Спустя 40 лет запрет на экспорт нефти сняли и США. Ее избыточное предложение способствует дальнейшему снижению цен.

Россия возглавляет список стран, приговоренных империалистическим монстром. Нам уже не раз выносят «черную метку» за то, что мы является мировой кладовой богатейших природных ресурсов. Вспомним, как пытались уничтожить молодую Советскую Республику полчища Антанты. В той ситуации Россию от гибели спасла советская власть. Затем в невиданно короткие сроки СССР построил исключительно эффективную народно-хозяйственную систему, позволившую победить фашизм, вывести человека в космос и создать ракетно-ядерный щит.

Именно за это ненавидит большевиков вся сволочь мира и местные компрадоры. Но грязь антисоветизма и русофобии не пристает к великим свершениям. У каждого российского патриота есть основание низко поклониться трудовому народу за Великие Победы и верность исторической правде. Для ее торжества КПРФ делает все возможное. В этой связи всем рекомендую следить за новинками нашего телеканала «Красная линия». Сейчас на нем выходит крайне поучительный четырехсерийный фильм «Модель Сталина». Он наглядно показывает то, как стремительно наша страна превратилась в мощнейшую индустриальную и культурную державу.

Факты истории ценны своими уроками для настоящего и будущего. Вот и в современном мире не выжить без самостоятельной политики, без реального суверенитета, без сильной и эффективной экономической системы. Или ее удастся создать, или нас уничтожат, сомнут, растопчут!

Сегодня Россия вновь столкнулась с агрессивностью Запада. Новая Антанта в лице НАТО вышла на наши границы и окружила военными базами. Натовские танки стоят в эстонской Нарве - в 140 километрах от нашей Северной столицы! Противники провоцируют антироссийскую истерию, вводят санкции, поджигают конфликты у рубежей страны, стравливают братские народы. На Украине, при непосредственной поддержке США и их сателлитов, к власти пришел фашистско-бандеровский сброд.

В этой исключительно ответственной ситуации Россия должна ответить на судьбоносный для нее вопрос: как защитить себя, как сохранить право на самостоятельное развитие? Как обеспечить достойное будущее своим детям и внукам?!

Либеральный тупик

История России, да и всего мира, показывает: встав на рельсы «свободного рынка» и американского либерализма, из тупика не выбраться. Нынешнее руководство России этого как будто не понимает. По сути своей, оно продолжает социально-экономический курс, начатый Горбачевым и Яковлевым, Шеварднадзе и Ельциным, Гайдаром и Чубайсом. Этот курс привел к разрушению СССР и разгулу «лихих девяностых». Либерально-демократическая свора растащила уникальный советский народно-хозяйственный комплекс, повела страну путем деградации и обнищания.

Свежий опрос Левада-центра свидетельствует: только 14 процентов россиян положительно отзываются о Ельцине, и лишь 11 процентов хорошо относятся к гайдаровским реформам. Подавляющее большинство населения считает этих людей предателями, убийцами Советской страны и социалистической экономики. Народ вынес свой вердикт. Он отвел Горбачеву, Ельцину и их приспешникам ту самую нишу перевертышей и предателей родины, в которую уже давно помещены гетман Мазепа, атаман Краснов и генерал Власов.

Сильнейший патриотический запрос общества позволил сегодня внести серьезные коррективы в российскую внешнюю политику. Но свернула ли страна с гибельного пути? Внутри России бал по-прежнему правят либералы. Высокие цены на нефть помогли на какое-то время прикрыть зияющие бреши и погасить нараставшее недовольство масс. Однако решением системных проблем власть не занималась. Большая часть доходов от продажи минерально-сырьевых ресурсов шла в карманы нуворишей, вкладывалась в покупку замков, особняков и суперъяхт, но никак не в развитие промышленности, оборонного комплекса и сельского хозяйства. Все эти годы только ленивый не говорил о диверсификации экономики, но слова так и остались красивым лозунгом.

Похмелье наступило, когда цена барреля нефти упала со 140 до 30 долларов. Зависимость от экспорта сырья, об опасности которой все эти годы повторяла КПРФ, предстала во всей красе. Валовой внутренний продукт по итогам года сократился на 4%. Упали цены на сырье - и населению сказали: затягивайте пояса! Платите за капремонт! Ждите повышения пенсионного возраста!

Это хорошо видно на примере государственного бюджета текущего года. Правительство подсунуло нам бюджет-обрубок с доходной частью меньше 14 триллионов рублей. Дефицит - больше 2 триллионов. По целому ряду статей произошло не просто существенное, а прямо-таки обвальное сокращение. Это при том, что из 20 триллионов рублей, вырученных за проданное сырье, в бюджет попало только восемь!

Власть решила экономить на самых социально незащищенных слоях. Вдвое сокращено финансирование сферы ЖКХ. Расходы по капитальному ремонту перекладываются на плечи жителей. Сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики.

Как тут не вспомнить о великом опыте нашей страны, когда за 10 предвоенных лет было построено 9 тысяч передовых предприятий?! Буквально с нуля создавались целые отрасли - станкостроение, машиностроение, самолетостроение.

Что, возможностей тогда было больше? Нет. Просто руководство страны во главе со Сталиным понимало: если топтаться на месте, нас уничтожат. Великая Отечественная война доказала мудрость и своевременность этой политики. Сразу после войны Советский Союз строил по 1500 заводов и фабрик в год. В кратчайшие сроки страна восстановила производственный потенциал и наполнила бюджет. Все это - несомненная заслуга оболганной «перестройщиками» советской власти и плановой экономики. Нынешние рыночные рельсы оказались крайне кривыми, ведущими в никуда.

Выход существует

Правительство страны демонстрирует поразительную узколобость. Надев на себя американские шоры, оно не способно адекватно оценить обстановку. Не слушая здравых советов, оно прет по пути, в конце которого - пропасть. Вспомните Алексея Улюкаева, вещавшего о прохождении Россией «дна кризиса». Весь интернет заполнен насмешками на эту тему! Это улюлюканье уже вызывает всеобщее раздражение.

Недавний «Гайдаровский форум» одарил нас шедеврами либерального мышления. Вот выступает первый зампред правительства Игорь Шувалов и уверяет, что в 2015 году «мы ни разу нигде не предоставили никакой ложной информации». И это при том, что экономические прогнозы многократно пересматривались, а бюджет корректировался четыре раза. Идем дальше. Оказывается, кризис полезен для России, потому что люди «стали думать» в рублях, а не в долларах. Вот уж действительно великое достижение! Кроме того, Шувалов обмолвился, что падение цен на нефть и обрушение курса рубля позволит «перейти к более диверсифицированной экономике». Подобные заклинания повторяются больше 15 лет и порядком набили оскомину.

Реально правительство не предлагает ни конкретных мер, ни путей выхода из кризиса. Происходит обратное. На том же Гайдаровском форуме премьер Дмитрий Медведев предложил резко сократить бюджетные расходы и приватизировать госактивы. Да, это чудовищно, но речь идет о новом витке приватизации!

Крупнейшая экономика мира - китайская - совершила свой рывок благодаря ведущей роли государства. Даже на Западе сегодня все чаще признают: рыночная стихия разрушительна. Вчитайтесь в материалы последнего Давосского форума. Как заявил президент Швейцарии Йохан Шнайдер-Амманн, «бизнес нуждается в качественных государственных институтах». Он призвал увеличить инвестиции в образование и бросить силы на поддержку не олигархии, а среднего класса.

Еще конкретнее высказался лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц. Он подверг резкой критике меры жесткой экономии и подчеркнул: ключевой проблемой современных экономик является растущий уровень неравенства и невозможность самореформирования рыночных структур. В его речи содержится призыв обеспечить приоритет государственного регулирования перед своеволием рынка. Именно государство, по мнению Стиглица, должно контролировать направления развития бизнеса.

Позорным диссонансом с этими здравыми мыслями прозвучали в Давосе выступления членов российской делегации. Ее глава, зампред правительства Юрий Трутнев, заявил о «позитивных последствиях кризиса для России». Это называется делать хорошую мину при плохой игре.

Страна обязана найти выход из кризиса. Если его не ищет власть, то это призван сделать сам народ. Ради этого нужно объединить все государственно-патриотические силы, включать все интеллектуальные возможности, привлечь к совместной работе самое широкое экспертное сообщество.

События 1998 года уже прочно вписаны в новейшую историю страны. Именно тогда экономика России, доведенная до ручки чубайсами и гайдарами, была спасена правительством Примакова-Маслюкова-Геращенко. Оно решительно пресекло дикий отток капиталов и валюты за границу, ограничило олигархическую вольницу, дало толчок промышленному развитию. И это, напомню, в условиях, когда баррель нефти стоил 15 долларов, а правительству дали поработать считаные месяцы.

По нашему убеждению, левый поворот сегодня - единственный выход для страны. Нужно выявить и объединить силы, способные этот поворот совершить. КПРФ готова к этой многогранной работе, к сложению усилий всех прогрессивных национально ориентированных сил. Мы открыты к самому широкому обсуждению назревших проблем. Общими усилиями мы должны сформировать тот прочный и убедительный национальный консенсус, который определит новый вектор развития страны. Надеюсь, что Орловский форум внесет в это дело свой достойный вклад.

«Левый поворот» - спасение страны

Полагаю, что программу необходимых антикризисных мер можно выразить в десяти пунктах.

Первое. Необходимо восстановить экономический суверенитет и реальную независимость страны.

Для этого прежде всего предстоит установить должный государственный контроль над банковской системой и валютными операциями. Только по данным статистики, за последние 14 лет из России легально вывезено 789 миллиардов долларов, или 39 триллионов рублей. Добавьте к этому различные «серые» схемы. Весь этот дикий отток капитала и валюты за кордон пора прекратить.

Центральный банк должен служить интересам России, делу развития ее экономики, промышленности и сельского хозяйства. Крайне важно вывести его из-под влияния ФРС США и прямо подчинить российским властям. В перспективе необходимо отвязаться от доллара.

Стоит вопрос и о выходе России из ВТО. За три года в составе этой организации потери бюджета страны достигли почти 800 миллиардов рублей. Косвенные потери оцениваются в 4 триллиона. Смирительную рубашку ВТО с нашей экономики следует снять.

Второе. Минерально-сырьевая база России обязана служить народу.

Выручка от экспорта сырья должна идти в казну, а не обогащать олигархов и их челядь. Мы уверены, что 90% избирателей проголосуют на референдуме за решение о национализации минерально-сырьевой базы страны.

Назрела задача создания мощного государственного сектора в экономике. Для этого необходима национализация не только нефтегазового комплекса, но и других ведущих отраслей, таких, как электроэнергетика, железнодорожный транспорт, система связи. Во-первых, сильный госсектор будет служить целям пополнения госбюджета. Во-вторых, он придаст предсказуемый, плановый характер экономическому развитию.

В минувшем году по инициативе депутатов-коммунистов принят закон «О стратегическом планировании». Первый шаг сделан. Теперь необходимо вводить тактическое планирование на 5 лет, стратегическое - на 10 и более лет. Только в этом случае в полной мере заработает и закон «О промышленной политике». Фракция КПРФ в Госдуме смогла добиться его принятия.

Пора открыть дорогу к новой индустриализации, к четвертой промышленной революции.

Хватит пустых заклинаний о «создании инвестиционного климата и конкурентной среды». Нужно строить и поддерживать конкретные предприятия. Такие, как Петербургский тракторный завод во главе с С.А. Серебряковым. Даже в это непростое время коллективу завода удалось разработать и изготовить 8 новых образцов универсальной техники.

Третье. Экономика должна стать наукоемкой, развиваться на основе высоких технологий и новейших достижений.

Пора остановить губительные реформы в сфере науки. Предстоит на порядок увеличить финансирование исследований отечественных ученых, довести удельный вес организаций, осуществлявших инновационные разработки, с 10 до 40%. Именно так обстоит дело в развитых странах.

Мы не можем согласиться с тем, что на образование и на науку выделяется по 3% от ВВП. Причем даже эти жалкие средства тратятся на редкость бездарно. Ливановская «ЕГЭидиотизация» и погром в Российской академии наук ведут в тупик.

Высокое качество школьного образования крайне необходимо возродить. Это нужно и для промышленности, и для развития науки страны, и для поднятия культурного уровня нации. Также на данном этапе крайне важно восстановить систему профтехобразования по всем профилям обучения.

Две недели назад вместе с И.И. Мельниковым, Ж.И. Алферовым и О.Н. Смолиным мы представили в Государственной думе проект нового закона «Образование для всех». Этот документ впитал все лучшее из русской и советской школы. Если он будет принят, ситуация в сфере образования изменится качественно.

Четвертое. Срочных мер по спасению требует сельское хозяйство.

В стране 42 миллиона гектаров заросли бурьяном. Это уже треть всей пашни. Учеными доказано, что Россия способна прокормить не только собственное население, но и еще свыше 500 миллионов человек. Вместо этого мы завозим половину продовольствия, зачастую негодного качества. Стыдно и позорно!

Земли сельхозназначения необходимо вернуть в оборот. Предстоит восстановить почти полностью утраченные семеноводство и племенное животноводство. Решить этот комплекс задач можно только на основе реконструкции сельскохозяйственного производства.

Продовольственную безопасность страны можно обеспечить за два-три года. Для возрождения российского агропрома основную ставку нужно делать на крупные коллективные хозяйства и кооперацию. Это должно стать главной идеей государственной программы развития села. На поддержку агропромышленного комплекса нужно выделять не менее 10% расходной части федерального бюджета. Кроме того, комплекс мер должен предусматривать ликвидацию паучьей сети перекупщиков.

Пятое. Необходимо всемерно поддерживать народные предприятия, ярко демонстрирующие свою эффективность.

Вот почему мы неустанно пропагандируем опыт подмосковного ЗАО «Совхоз имени Ленина» под руководством П.Н. Грудинина, СПК «Звениговский», созданного в Марий Эл И.И. Казанковым, Усольского свинокомплекса в Приангарье, руководимого И.А. Сумароковым, колхоза «Терновский», возглавляемого И.А. Богачевым.

Свою перспективность народные предприятия демонстрируют не только на селе, но и в промышленности. Достаточно упомянуть картонно-бумажный комбинат в Набережных Челнах или народное предприятие «Знамя» в Свердловской области. Сам характер этих предприятий таков, что они развивают не только производство, но и социальную инфраструктуру.

Шестое. Наступило время мобилизовать кредитные ресурсы для возрождения страны.

На декабрь 2015 года золотовалютные резервы России вместе со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составляли 36 триллионов рублей. На депозитах в банках находилось еще 22 триллиона. Таким образом, помимо бюджета, имеется 58 триллионов рублей, которые можно использовать на кредитование.

Седьмое. Мы не раз предлагали ввести контроль над ценами на товары первой необходимости и на лекарства.

В прошлом году наша фракция внесла поправки в закон о торговле, предложив установить порядок и размер торговой наценки на отечественную продукцию. Этот порядок мог бы остановить и рост потребительских цен, и общую инфляцию.

Госмонополия на производство и реализацию спиртосодержащей продукции даст в бюджет страны 3,3 триллиона рублей. Кроме того, она позволит остановить страшную тенденцию последних лет, когда тысячи людей гибнут от паленой водки.

Восьмое. Предстоит изменить налоговую систему.

Нынешнее налогообложение тормозит развитие экономики во всех ее отраслях. К примеру, налога на добавленную стоимость в СССР не было. Нет его и в США. Наличие НДС приводит к удорожанию отечественной продукции от 10 до 18%. Это делает ее неконкурентоспособной, тормозит производство, развивает инфляцию и провоцирует коррупцию.

Налог на имущество и земельный налог с кадастровой стоимости выросли в несколько раз. Они больно бьют по малому бизнесу и сельскому хозяйству, усугубляют нищету простого народа. Налог на имущество и поселенческую землю просто разоряет граждан и сгоняет их с родных и обжитых мест. Этот разбой надо немедленно прекратить.

В десятках стран мира важнейший источник пополнения госбюджета - прогрессивный налог на доходы физических лиц. Он введен в США, Китае, Франции, Германии, Швеции и многих других государствах. Мы просто обязаны ввести этот налог в России, где 110 человек захватили более трети национальных богатств. Прогнозируемый экономический эффект превышает 4 триллиона рублей. Кроме того, это будет более чем справедливо.

Девятое. Наш принцип - «Забота о стране - это забота о людях».

Когда 10% населения завладели почти 90% национального богатства, не стоит удивляться диким масштабам бедности. Пора превратить Россию в социальное государство не только по записи в Конституции.

Нашей стране не ответить на смертельные вызовы с необразованным и больным населением. Так называемая оптимизация здравоохранения резко снизила доступность медицинской помощи. Уже в этом году смертность в России может снова превысить рождаемость. Над страной вновь навис тот самый «русский крест», что уже стоил нам миллионов жизней.

Много лет КПРФ добивается принятия закона о «детях войны». Всякий раз наша инициатива блокируется «Единой Россией». А вот тем, кто пережил самую страшную войну и отдал свои силы на восстановление страны, они считают, можно жить и на 10-12 тысяч рублей в месяц.

Не только тормозом для развития экономики, но и непосильной ношей для населения стало состояние ЖКХ. По официальным данным, износ оборудования в этой сфере составляет в среднем более 60%. Значительная его часть находится в аварийном состоянии. Дряхлеющая инфраструктура не только не может принять новую нагрузку, но и неспособна справиться с действующей. По данным Минрегионразвития, на восстановление предприятий ЖКХ требуется свыше 10 триллионов рублей. Необходимо снести около 100 миллионов квадратных метров ветхого и аварийного жилья и построить новое. Нужно построить еще 1,6 миллиарда кв. метров жилья для нуждающихся. На все это потребуется 65 триллионов рублей - пять нынешних годовых бюджетов страны!

Это означает, что проблемы модернизации объектов ЖКХ, строительства и ремонта жилого фонда не разрешить без участия государства. Его же задачей должно стать строительство социального жилья. Тарифы же с граждан не должны превышать 10% семейного дохода. Позорный налог на капремонт должен быть отменен немедленно.

Десятое. На уже упомянутом Давосском форуме был затронут вопрос о судьбе культурно-нравственных ценностей в современном мире.

Основатель и президент форума Клаус Шваб заявил о том, что над человечеством нависла угроза лишиться души и сердца. Для России эта угроза более чем реальна. Души людей разлагают как пропагандой насилия и безнравственности, так и при помощи антисоветизма и русофобии. По государственным телеканалам по-прежнему крутятся лживые фильмы и передачи, мажущие грязью священные страницы и образы нашей истории. И это - смертельно опасная мина, закладываемая под будущее России. Но обезвредить ее, безусловно, можно. Главным нашим союзником в данном деле является сам наш народ. Он уже показал это, уверенно встав в ряды «Бессмертного полка».

Мы правы! Мы сможем!

КПРФ не только критикует своих оппонентов, но и предлагает подробный антикризисный план, отраслевые программы развития страны. Они затрагивают все стороны социально-экономической, политической и культурной жизни. Наша цель - предложить людям альтернативу либеральному словоблудию. Для этого у патриотов России есть возможность опереться на конкретный опыт в истории и современности. Перспективность нашей программы развития подтверждена преимуществами советской экономики, практикой народного Китая и братской Белоруссии, результатами работы правительства Примакова-Маслюкова, опытом народных предприятий в России.

Надежды на программу перемен растут. Расширяется и доверие к тем, кто выступает с позиций созидания, развития и подлинного народовластия. Уверенно руководят своими территориями мэр Новосибирска А.Е. Локоть, набирают обороты губернаторы Орловской и Иркутской областей В.В. Потомский и С.Г. Левченко. Эти руководители доказывают любовь к своей земле делом.

В сентябре пройдут выборы в Государственную думу. По нашему мнению, избирательная кампания призвана подстегнуть выработку перспективной программы социально-экономического развития страны. Основой для этого могла бы стать открытая и честная общественная дискуссия. КПРФ не только готова к ней. Мы крайне заинтересованы в самом широком общегражданском диалоге. Перед Россией стоят слишком серьезные вызовы, слишком большие угрозы. Они требуют максимальной концентрации сил и энергии российского общества.

Совместный поиск путей выхода из кризиса - смысл нашей орловской встречи. Наши усилия призваны помочь стране уверенно шагнуть в будущее. «Мы правы! Мы сможем!» - эти слова должны стать главным девизом национально ориентированных сил России.

Г.А. ЗЮГАНОВ, Председатель ЦК КПРФ



Похожие статьи