Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету

Утверждена приказом

Министерства финансов

Российской Федерации

Инструкция по бюджетному учету

Часть I. Организация бюджетного учета

1. Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения), в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее в целях настоящей Инструкции – органы казначейства), а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов (далее в целях настоящей Инструкции – финансовые органы).

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.

2. Государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через:

план счетов бюджетного учета;

порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;

перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение № 1 к настоящей Инструкции);

иные вопросы организации бюджетного учета.

3. Все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства оформляются первичными документами, приведенными в приложении № 2 к настоящей Инструкции.

Для ведения бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении № 3 к настоящей Инструкции.

Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения, утверждаются финансовым органом.

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:

Журнал операций по счету «Касса»;

Журнал операций с безналичными денежными средствами;

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;

Журнал операций расчетов по оплате труда;

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;

Журнал по прочим операциям;

Главная книга.

Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.

Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.

По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.

В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.

При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.

4. Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:

ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись «Исправлено»;

ошибочная запись, обнаруженная до момента представления баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;

ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бюджетная отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется по способу «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Cправкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.

5 . По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения (органа казначейства, финансового органа); название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

6. В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения (органа казначейства, финансового органа) назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения (органа казначейства, финансового органа). Копия акта направляется в вышестоящее учреждение (орган) по ведомственной принадлежности.

7. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится учреждением (органом казначейства, финансовым органом) в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

8. Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограммы) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные настоящей Инструкцией и утверждающим документом соответствующего финансового органа.

9. Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным настоящей Инструкцией.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 – 17 разряд – с 1 по 17 разряды кода классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета (без кода классификации операций сектора государственного управления - (далее – КОСГУ) (приложение № 4 к настоящей Инструкции);

18 разряд - код вида деятельности:

бюджетная деятельность – 1;

приносящая доход деятельность - 2;

деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении – 3;

19 – 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 - 26 разряд – код классификации операций сектора государственного управления (приложение № 5 к настоящей Инструкции).

Разряды 18 – 26 образуют код счета бюджетного учета.

Финансовым органам, органам казначейства и учреждениям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Кроме того, при отсутствии в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение № 1 к настоящей Инструкции) по исполнению бюджета Федеральное казначейство, финансовые органы, главные распорядители средств бюджетов имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей настоящей Инструкции.

При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета очередного финансового года не переходят.

Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)? Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н.

Кто должен применять:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями (скачать).

Памятка по инструкции 157н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает Приказ инструкция 174н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями. Полное наименование — Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Актуальный приказ — № 174н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год)

Для автономных учреждений — Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н (ред. от 31.03.2018)

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — 162н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н)

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в Учетной политике организации.

Напомним, что госучреждения вправе применять дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это может быть установлено учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

52н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (ред. от 17.11.2017)).

Документ устанавливает:

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Однако такие решения лучше согласовать с вышестоящими РБС. Иными словами, инструкция 52н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями не обязательна к применению.

Отчетность бюджетной сферы

Полный перечень отчетных форм для бюджетников также регламентирован специальными инструкциями Минфина — в инструкции по бюджетному учету для бюджетных учреждений в 2019 году. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Однако чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, а также внебюджетные фонды) действует инструкция № 191н (Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н (ред. от 30.11.2018)).

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность с учетом 33н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) (Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н (ред. от 30.11.2018)).

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В инструкции 33н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями сроки не регламентированы. То есть конкретные сроки предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2019 году, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2019 год) регламентирует порядок формирования сведений, а также правила обмена данной информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2019 году с изменениями.

Минюст России 20 октября 2014 года зарегистрировал приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н». В Единый план
счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных
академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцию по его применению (Инструкцию № 157н) вносятся существенные поправки.

Пунктом 2 приказа устанавливается, что новые нормы применяются при формировании показателей объектов учета на последний день отчетного периода 2014 года, если иное не предусмотрено учетной
политикой учреждения. Переход на применение учетной политики с учетом положений настоящего приказа в части рабочего плана счетов бюджетного учреждения осуществляется по мере
организационно-технической готовности субъектов учета. То есть, новации нужно учесть при формировании учетной политики 2015 года. Наиболее важные изменения в Инструкции по применению Единого плана
счетов бухгалтерского учета анализирует эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Изменения в других инструкциях по бухгалтерскому учету

Использование вновь введенных счетов бухгалтерского учета будет связано с перегруппировкой бухгалтерской информации, отраженной в учете с начала года. Эта перегруппировка, по нашему мнению, будет
сопровождаться изменениями инструкций по бухгалтерскому учету – Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета № 162н, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных
учреждений № 174н и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений № 183н. Также изменятся нормативные акты, регулирующие правила составления бухгалтерской
(финансовой) отчетности, – Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений № 33н и
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации № 191н. Кроме того, вероятно, потребуется
дополнительная увязка отчетных данных на начало и конец отчетного периода (для годовой отчетности).

Новые принципы организации бухгалтерского учета учреждений

Во многом новации носят технический характер и обусловлены необходимостью уточнения некоторых терминов и определений, а также изменениями законодательной базы (в частности, в связи с
реорганизацией Российской академии наук).
Действие Инструкции № 157н (и, как следствие, прочих инструкций по бухгалтерскому учету и отчетности в учреждениях) будет частично распространено на госкорпорацию «Росатом». Помимо изменений
технического и редакционного характера, предлагаются и нововведения в части организации бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Ответственность за первичные документы

Новым абзацем пункта 3 Инструкции № 157н вводится предположение, что лица, оформляющие первичные учетные документы, обеспечивают соответствие этих документов совершенным фактам хозяйственной
жизни. На практике эта норма будет означать освобождение бухгалтеров от обязанности проверять первичные документы, оформленные в других структурных подразделениях и службах.

О том же говорят и дополнения, внесенные в пункты 8 и 9 Инструкции № 157н. Лица, ведущие бухгалтерский учет, больше не будут отвечать за соответствие составленных другими сотрудниками и
контрагентами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Однако, по нашему мнению, бухгалтерам все равно придется проверять оформление всех реквизитов, необходимых для принятия документа к учету, а также контролировать соответствие первичных документов
фактам хозяйственной жизни.

Существенность фактов хозяйственной жизни

Согласно новой редакции пункта 3 Инструкции № 157н, бухгалтерский учет и отчетность учреждений будут формироваться с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут
оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения. Это дополнение может несколько упростить некоторые учетные процедуры. Однако для этого
принцип существенности необходимо будет уточнить и развить в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета (прежде всего, в инструкциях №№ 174н, 162н, 183н, 33н и 191н).
Если за основу будет принят аналогичный принцип, используемый в бухгалтерском учете коммерческих организаций, то критерием существенности станет показатель в пять процентов к итоговому результату по
группе однородных активов или обязательств. Во избежание разногласий с контролирующими органами потребуется нормативное закрепление порядка применения этого принципа на практике. В частности, нужно
будет уточнить, какие данные об активах и обязательствах и при каких условиях могут быть объединены.

Изменениями в пунктах 3 и 6 Инструкции № 157н учреждениям вменяется в обязанность отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной жизни, которые имели место в период между отчетной датой и
датой подписания годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (события после отчетной даты). Порядок отражения таких фактов в учете нужно закрепить в учетной политике учреждения. Однако этот порядок
пока не детализирован. До утверждения соответствующих разъяснений, по видимому, придется адаптировать к нуждам бухгалтерского учета требования ПБУ 7/98, которое, по общему правилу, распространяется
только на коммерческие организации.

Регистры бухгалтерского учета и электронные документы

Учреждения получат право применять неунифицированные формы учетных регистров. В дополненном пункте 11 Инструкции № 157н приводится перечень обязательных реквизитов для таких регистров. Аналогичное
право использовать неунифицированные формы первичных документов закреплено в пункте 7 Инструкции № 157н.

Кроме того, изменениями, вносимыми в пункт 11 Инструкции № 157н, уточняется порядок оформления записей на забалансовых счетах, а также состав информации, которая указывается на обложках дел
бухгалтерской службы.

Пункт 17 Инструкции № 157н дополнен описанием правил изъятия регистров бухгалтерского учета (в том числе в виде электронного документа). В состав документов бухгалтерского учета будут включаться
заверенные копии изъятых регистров. В пункт 18 Инструкции № 157н вводятся нормы, регулирующие порядок внесения исправлений в электронные документы.

Учет нефинансовых активов

В новой редакции пункта 22 Инструкции № 157н, регулирующего общие правила учета нефинансовых активов, исключено упоминание бюджетных и автономных учреждений. Правила этого раздела Инструкции №
157н продолжают распространяться на эти организационно-правовые формы, просто пункт 22 Инструкции № 157н приводится в соответствие с Гражданским кодексом РФ. До вступления поправок в силу Инструкция
№ 157н говорит о нефинансовых активах, находящихся в собственности учреждений, а гражданским законодательством такая форма владения имущества за учреждениями не закреплена (только оперативное
управление).

Учетная политика учреждения 2015

Рассмотрим наиболее существенные изменения для организации и ведения бухгалтерского учета в учреждениях, которые нужно принять во внимание при формировании учетной политики учреждения на 2015
год.

Оценка активов

В пункт 23 Инструкции № 157н вносятся изменения, касающиеся оценки драгоценных металлов и драгоценных камней. Эти активы теперь будут отражаться по оценочной стоимости, определяемой Гохраном в
порядке, установленном Минфином России. Поскольку в бюджетных и автономных учреждениях драгоценные металлы и драгоценные камни обособленно не учитываются, эта поправка существенна только для казенных
учреждений и публично-правовых образований. Новая редакция пункта 28 Инструкции № 157н исключает обязанность переоценки драгоценных металлов и драгоценных камней на дату проведения операции
(переоценка будет проводиться только на дату составления бухгалтерской отчетности). Кроме того, пункт 23 Инструкции № 157н в новом изложении меняет порядок оценки земельных участков, впервые
вовлекаемых в хозяйственный оборот. Они будут приниматься к учету по рыночной (кадастровой) стоимости. Изменениями, вносимыми в пункт 192 Инструкции № 157н, фактически вводится обязанность
переоценки учреждениями финансовых вложений – на дату совершения операции, а также на дату составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стоимость основных средств

Обновленный пункт 27 Инструкции № 157н уточняет случаи изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов. Помимо ранее описанных ситуаций восстановления объектов
основных средств, такое изменение стоимости имущества возможно в результате реставрации элементов нефинансовых активов и их технического перевооружения. Также определен порядок отражения в
инвентарных карточках (но не в системном бухгалтерском учете) результатов ремонта основных средств, не изменяющего первоначальной стоимости объекта.
В соответствии с новой редакцией пункта 47 Инструкции № 157н в первоначальную стоимость объектов основных средств будут включаться проценты по займам на приобретение таких объектов, а также затраты
по договору лизинга. Отметим, что порядок принятия к учету объектов основных средств, приобретаемых по договору лизинга, остается недостаточно четко прописанным.

Кроме того, в пункте 37 Инструкции № 157н устанавливаются правила документального оформления перевода объектов основных средств на консервацию. Указано также, что такие объекты продолжают
числиться в составе основных средств в течение всего периода консервации. Напомним, что по объектам, переведенным на консервацию, амортизация не начисляется.

Учет капитальных вложений и земельных участков

В соответствии с новой нормой пункта 42 Инструкции № 157н к бухгалтерскому учету в составе объектов основных средств будут приниматься законченные капитальные вложения в отделимые или неотделимые
улучшения объектов имущества не только по договору аренды или лизинга, но и по договору безвозмездного пользования.
Земельные участки, находящиеся в пользовании учреждений, теперь будут учитываться в системном учете на балансе учреждений. В соответствии с земельным законодательством участки не могут передаваться в
оперативное управление, поэтому по Инструкции № 157н они ранее могли учитываться только за балансом. В системном учете земельные участки отражались только у собственника. После утверждения
соответствующих изменений учреждениям необходимо будет уточнить стоимость земельных участков в пользовании, а затем включить ее в состав непроизведенных активов (счет 010300) с одновременным
списанием с забалансового учета. В общем случае участки будут учитываться по кадастровой стоимости.

Учет невыясненных поступлений

Предполагается возможность открытия к счету 020500 дополнительного аналитического счета 020582 для учета расчетов по невыясненным поступлениям. Особенности его применения в характеристике счета
020500 пока не раскрыты (в приказе нет соответствующих изменений или дополнений). Скорее всего, порядок учета поступления и выбытия таких сумм будет регулироваться на уровне других инструкций по
бухгалтерскому учету (№№ 162н, 174н и 183н).
По нашему мнению, подобные поступления правомерно учитывать в составе средств, находящихся во временном распоряжении учреждения (КФО 3). При отсутствии оснований для возврата полученных сумм после
выяснения предназначения поступлений они будут переводиться на прочие коды финансового обеспечения. Порядок учета таких сумм в бюджетных учреждениях установлен нормами пункта 72 Инструкции №
174н.
Кроме того, согласно новой редакции пункта 197 Инструкции № 157н на счете 020500 будут учитываться не только доходы и поступления, начисленные учреждением в момент возникновения требований к их
плательщикам, но и доходы по договорам, соглашениям, а также поступления в результате выполнения субъектом учета возложенных на него функций. С высокой степенью вероятности можно предположить,
что перечень дополнительных доходов, подлежащих отражению на счете 020500, будет расшифрован изменениями в инструкциях №№ 174н и 162н.

Расчеты по ущербу и иным доходам

В настоящее время характеристика счета 020900 не позволяет обеспечить необходимую детализацию и группировку данных бухгалтерского учета в различных ситуациях. Вероятно, поэтому к указанному
синтетическому счету предполагается открытие дополнительных счетов: 020930 «Расчеты по компенсации затрат», 020940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» и 020983 «Расчеты по иным доходам». В
составе расчетов по ущербу и иным доходам (новое наименование счета 020900) дополнительно к ранее определенным суммам будут, в частности, отражаться:
предварительная оплата, не возвращенная контрагентом в случае расторжения договоров и иных соглашений, в том числе по решению суда;
своевременно не возвращенная (не удержанная из заработной платы) задолженность подотчетных лиц;
задолженность за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск; излишне произведенные
выплаты; суммы принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба, в частности, по страховым случаям или вследствие действия (бездействия) должностных лиц учреждения. Таким образом,
будет разрешена значительная часть вопросов при отражении в учете сумм, подлежащих взысканию с виновных лиц или организаций. Концепция применения счета, скорее всего, не изменится – суммы, обращенные
во взыскание с виновных лиц и организаций, будут по-прежнему отражаться независимо и обособленно от отражения в учете сумм нанесенного ущерба.
Вместе с тем, следует обратить внимание, что некоторые из перечисленных сумм (например, остатки подотчетных средств или суммы за неотработанные дни отпуска) по трудовому законодательству могут
удерживаться непосредственно из начисленной оплаты труда, без дополнительных мероприятий. Следовательно, указанные суммы будут относиться на счет 020900, только если их нельзя будет удержать в
ближайший срок расчетов с работником.
Еще одна проблема может возникнуть с отражением в учете сумм принудительного изъятия. Действующие инструкции по бухгалтерскому учету предполагают корреспонденцию счета 020900 со счетами 040110172 и
040110173, а доходы по суммам принудительного изъятия отражаются по коду КОСГУ 140. Таким образом, скорее всего, понадобится изменение инструкций по бухгалтерскому учету или использование сложных
дополнительных схем.

Учет НДС

Уточнен (и, по нашему мнению, упрощен) порядок учета НДС к вычету. Предлагается введение двух аналитических счетов, на которых будут обособленно отражаться суммы НДС по приобретенным активам,
работам, услугам и по авансам полученным. Введение счета для учета НДС по полученным авансам предполагает определенное уточнение схемы бухгалтерских проводок – при отгрузке продукции, фактическом
выполнении работ или оказании услуг внутренняя проводка будет оформляться между двумя аналитическими счетами, а не в регистрах аналитического учета.
Право на налоговый вычет возникает как при авансовой оплате услуг учреждения, так и при приобретении учреждением нефинансовых активов, работ и услуг. В первом случае налоговый вычет засчитывается в
счет уменьшения налоговых обязательств при отгрузке товаров, начислении задолженности по выполненным работам или услугам. Во втором случае право на налоговый вычет не зависит от конкретной операции –
вычет относится на уменьшение ранее начисленных налоговых обязательств или может быть предъявлен позже, при возникновении таких обязательств. Таким образом, для учета двух групп налоговых вычетов
применяются разные схемы.

Заметим, что в Плане финансово-хозяйственной деятельности коммерческих операций открытие отдельного субсчета для учета налоговых вычетов по авансам полученным не предусмотрено. Субсчета
дифференцируются только по видам активов – основные средства, нематериальные активы, материально-производственные запасы и т.д. Правда, перечень субсчетов, открываемых коммерческими организациями к
счету 19, не закрытый, и организации могут самостоятельно вводить необходимые субсчета.

Расчеты с контрагентами и физлицами

Вступление в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ вызвало вопросы о том, как учитывать суммы обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечения исполнения
контракта (договора). В соответствии с новой редакцией пункта 235 Инструкции № 157н подобные расчеты теперь будут отражаться на счете 021005 в составе расчетов с прочими дебиторами. Также уточнено,
что на этом счете будут учитываться суммы иных залоговых платежей, задатков. Администраторы доходов будут отражать на счете 021005 суммы доходов от ожидаемых к поступлению налогов, сборов, иных
платежей, обязанность по уплате которых по действующему законодательству считается исполненной, согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам). В пункт 270 Инструкции № 157н
(счет 030402) вносятся изменения, в соответствии с которыми депонироваться могут не только не полученные в срок суммы оплаты труда и стипендий, но также суммы пособий, пенсий и
компенсаций. Предлагаются минимальные, но весьма существенные поправки пункта 273 Инструкции № 157н (счет 030403). На уровне нормативного акта подтверждается возможность производить удержания не
только из сумм заработной платы, денежного довольствия или стипендий, но и из иных периодических платежей физлицам.
Измененный пункт 281 Инструкции № 157н фактически расширяет сферу использования счета учета расчетов с прочими кредиторами. Теперь на счете 030406 будут учитываться операции по принятию к учету
нефинансовых и финансовых активов, а также расчеты при реорганизации учреждений и при изменении их типа. По нашему мнению, эти дополнения также нуждаются в дополнительной детализации и регулировании
на уровне инструкций по бухгалтерскому учету.

Расходы будущих периодов

Новая редакция пункта 302 Инструкции № 157н расширяет состав расходов будущих периодов. В их число включаются затраты, связанные со страхованием имущества, гражданской ответственности. Таким
образом, можно, в частности, считать урегулированным вопрос учета расходов на ОСАГО.
Предлагается введение нового синтетического счета счет 040160 для учета резервов предстоящих расходов. В частности, он будет использоваться для учета затрат на оплату отпусков или компенсаций за
неиспользованный отпуск, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, а также расходных обязательств, возникающих при реструктуризации деятельности учреждения, и расходных обязательств,
оспариваемых в судебном порядке.
Правила применения этого счета на уровне Инструкции № 157н также не детализированы. По-видимому, они будут включены в другие инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях. По нашему мнению,
подобные схемы целесообразно использовать в рамках приносящей доход деятельности – например, для минимизации сезонных колебаний себестоимости оказываемых учреждением услуг, а также в целях сближения
норм бухгалтерского и налогового учета.

Обязательства за пределами планового периода

Изменениями, вносимыми в пункт 309 Инструкции, регулируется введение новой группы синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам, – 90 «Санкционирование на иные очередные
года (за пределами планового периода)». В связи с этим пункт 318 Инструкции № 157н дополняется новой нормой, позволяющей принимать обязательства за пределами планового периода.
Уточнено также, что к принимаемым относятся обязательства, планируемые в соответствии с планом-графиком закупок. Для их отражения в учете предлагается включение в пятый раздел Плана счетов
дополнительного счета 050107. Записи в бухгалтерский учет будут вноситься на основании документов, подтверждающих планирование обязательств учреждения или планирование изменений ранее принятых
обязательств.

Забалансовый учет

Детализирован порядок учета отдельных видов активов и обязательств на забалансовых счетах. В частности, уточнен перечень бланков строгой отчетности. Также оговорен порядок списания задолженности
неплатежеспособных дебиторов и запасных частей к транспортным средствам. Кроме того, вводится новый забалансовый счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц», на котором
будут учитываться расчеты при выплатах пенсий, пособий через отделения Почты России, платежных агентов.

Важно запомнить

Изменения в Инструкции № 157н повлияют на организацию бухгалтерского учета учреждений уже в 2014 году. После вступления новаций в силу нужно учесть нововведения при составлении учетной политики
учреждения на 2015 год.

Подробнее: инструкция 174н по бюджетному учету с изменениями ()

Разъяснения Минфина по переходу на инструкции №№ 162н, 174н, 183н

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению

На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; N 5, ст. 411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2291) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными академиями наук и созданными ими учреждениями (далее — бюджетные учреждения), приказываю:

    Утвердить План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

    Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.

    Настоящий Приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.

Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

Приложение 1. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Приложение 2. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

рТЙЛБЪ нЙОЙУФЕТУФЧБ жЙОБОУПЧ N174О ТЕЗХМЙТХЕФ рМБО УЮЕФПЧ ДМС ЧЕДЕОЙС ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ Ч ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙСИ. йОУФТХЛГЙС РП ВАДЦЕФОПНХ ХЮЕФХ 174О ПРТЕДЕМЕОБ ДМС ЙУРПМШЪПЧБОЙС НХОЙГЙРБМШОЩНЙ ВАДЦЕФОЩНЙ ХЮТЕЦДЕОЙСНЙ, РПМХЮБФЕМСНЙ УХВУЙДЙК ПФ ЗПУХДБТУФЧБ.

ч ОПЧПК ЙОУФТХЛГЙЙ РМБОЩ УЮЕФПЧ РПДЧЕТЗМЙУШ УЕТШЕЪОЩН ЙЪНЕОЕОЙСН. вЩМЙ УЛПТТЕЛФЙТПЧБОЩ БЛФЙЧЩ, ЛПФПТЩЕ РТЙОПУСФ РТЙВЩМШ РТЕДРТЙСФЙА.

лТПНЕ ЬФПЗП, ОХЦОП ПФНЕФЙФШ ЕЭЕ ОЕЛПФПТЩЕ ЧБЦОЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС Ч ВХИЗБМФЕТУЛЙИ УЮЕФОЩИ РМБОБИ. фБЛ ДМС ФПЧБТПЧ ДМС РЕТЕРТПДБЦЙ ВЩМБ ЧЩДЕМЕОБ ПФДЕМШОБС ЗТХРРБ НБФЕТЙБМШОЩИ ЪБРБУПЧ.

рП ФЙРХ ТПЪОЙЮОПК ФПТЗПЧМЙ, Х ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК ЧПЪОЙЛМБ ЧПЪНПЦОПУФШ РТПЙЪЧПДЙФШ ХЮЕФ ФПЧБТПЧ, РТЙПВТЕФЕООЩИ РП ГЕОБН ТЕБМЙЪБГЙЙ Й ФЕИ, ЮФП ВЩМЙ ЛХРМЕОЩ РП ЖБЛФЙЮЕУЛПК ГЕОЕ, ЧЛМАЮБС ДПУФБЧЛХ. йНЕООП ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧЕУФЙ ХЮЕФ ЬФПК ТБЪОЙГЩ — ФПТЗПЧПК ОБДВБЧЛЙ, УФБМП ОЕПВИПДЙНЩН ЧЕУФЙ ПФДЕМШОЩК УЮЕФ.

фП, ЮФП ХЮТЕЦДЕОЙЕ РПФЕТСМП Ч РТПГЕУУЕ ЙЪЗПФПЧМЕОЙС ФПЧБТПЧ ЙМЙ ХУМХЗ, ДПМЦОП ХЮЙФЩЧБФШУС ПФДЕМШОП ПФ РПЛХРЛЙ Й УПЪДБОЙС ЧОЕПВПТПФОЩИ БЛФЙЧПЧ. дМС ЬФЙИ ГЕМЕК РПСЧМСЕФУС ПУПВБС ЗТХРРБ УЮЕФПЧ.

оЕЛПФПТЩЕ ЧЙДЩ ТБУИПДПЧ НПЗХФ ВЩФШ ХЮФЕОЩ ОЕ ПДОПНПНЕОФОП, Б Ч ФЕЮЕОЙЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ПФЮЕФОЩИ НЕУСГЕЧ.

Приказ Минфина России от 16.12.2010 г. № 174н

юБЭЕ ЧУЕЗП ЙИ УРЙУЩЧБАФ Ч ВХДХЭЙЕ ЪБФТБФЩ.

оЕМШЪС ОЕ ЪБНЕФЙФШ, ЮФП йОУФТХЛГЙС РП ВАДЦЕФОПНХ ХЮЕФХ 174О ОЕ УПДЕТЦЙФ ТБЪДЕМБ, ТЕЗХМЙТХАЭЕЗП ГЕОФТБМЙЪПЧБООЩЕ РПУФБЧЛЙ, РТЙ ЬФПН ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ХДЕМЕОП МЙЪЙОЗХ ОЕЖЙОБОУПЧЩИ БЛФЙЧПЧ. й ЕУМЙ РТЕЦДЕ Л ЬФПНХ ПФОПУЙМЙУШ ЧЕУШНБ ОБУФПТПЦЕОП Й ПВТБЭБМЙУШ ЛТБКОЕ ТЕДЛП, ФП ФЕРЕТШ ТБЪТЕЫБЕФУС РТЙПВТЕФБФШ Й НБФЕТЙБМШОЩЕ ЪБРБУЩ, Й ПУОПЧОЩЕ ПВЯЕЛФЩ ОБ ХУМПЧЙСИ МЙЪЙОЗПЧЩИ УИЕН. оХЦОП ПЦЙДБФШ, ЮФП ВАДЦЕФОЩЕ ХЮТЕЦДЕОЙС ОЕРТЕНЕООП ЬФЙН ЧПУРПМШЪХАФУС, РПУФЕРЕООП ХИПДС ПФ УРПУПВБ ГЕОФТБМЙЪПЧБООЩИ ЪБЛХРПЛ.

ч УМХЮБЕ РЕТЕОЕУЕОЙС УТЕДУФЧ У ПФДЕМШОЩИ УЮЕФПЧ РТЕЦОЕЗП РМБОБ УЮЕФПЧ ОБ ФЕ, ЮФП ВЩМЙ ПФЛТЩФЩ РП ОПЧПК йОУФТХЛГЙЙ, ПУПВП ЧОЙНБФЕМШОП ОХЦОП ПФОЕУФЙУШ Л ХЮЕФХ ТБУИПДПЧ Ч ЧЕДЕОЙЙ РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

йОУФТХЛГЙС РП ВАДЦЕФОПНХ ХЮЕФХ 174О ПРТЕДЕМСЕФ РТЙНЕОЕОЙЕ БОБМЙФЙЮЕУЛЙИ УЮЕФПЧ ДМС ЧЕДЕОЙС ХЮЕФБ УТЕДУФЧ ВАДЦЕФОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК ОБ УЮЕФБИ ЛТЕДЙФОЩИ ПТЗБОЙЪБГЙК.

оПЧЩК рМБО УЮЕФПЧ ПФТБЦБЕФ ПРЕТБГЙЙ РП ТБУЮЕФХ У ПТЗБОБНЙ ЧМБУФЙ, Ч УМХЮБЕ ЕУМЙ ЪБ ВАДЦЕФОЩН ХЮТЕЦДЕОЙЕН ЪБЛТЕРМЕОЩ РТБЧБ ХРТБЧМЕОЙС.

фБЛЙН ПВТБЪПН, йОУФТХЛГЙС ДБЕФ ВАДЦЕФОЩН ХЮТЕЦДЕОЙСН ВПМШЫЕ ЧПЪНПЦОПУФЕК РП ПТЗБОЙЪБГЙЙ УЧПЕК РТЕДРТЙОЙНБФЕМШУЛПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ХРТПЭБЕФ ЧЕДЕОЙЕ ВХИЗБМФЕТУЛПЗП ХЮЕФБ.

пРХВМЙЛПЧБОП: 23.12.2014

зПТДЩОС — ПДОБ ЙЪ УБНЩИ ВПМШЫЙИ РТПВМЕН ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТБС РТЙОПУЙФ НОПЦЕУФЧП ВЕД Й РТПВМЕН ЧП ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙСИ У ПЛТХЦБАЭЙНЙ МАДШНЙ

рМПИПК ЪБРБИ ПФ ФЕМБ ОЕРТЙСФЕО, НЩ РЩФБЕФУС ЪБЗМХЫЙФШ ЕЗП ЧУСЮЕУЛЙНЙ РБТЖАНЕТОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ, ЮБУФП НПЕНУС, ОП РТЙ ОЕЧПЪНПЦОПУФЙ РТЙОСФШ ДХЫ Й РЕТЕПДЕФШУС НЩ ЧУЈ ТБЧОП ЙОПЗДБ ПЛБЪЩЧБЕНУС Ч ФБЛПК УЙФХБГЙЙ, ЛПЗДБ ПФ ФЕМБ ЙУИПДЙФ ОЕРТЙСФОЩК БТПНБФ

юЙФБФШ ДТХЗЙЕ УФБФШЙ

йОЧЕУФПТЩ ПФДБАФ РТЕДРПЮФЕОЙЕ ПУФПТПЦОПУФШ, ЧБМАФЩ ЦДХФ УЙЗОБМПЧ ПФ УФБФЙУФЙЛЙ

нжг: лПОЕГ ИБКРБ. пФЮЕЗП ТЩОПЛ ЛТЙРФПЧБМАФ РЕТЕУФБМ ВЩФШ ЙОФЕТЕУОЩН\?

лБЛ ЧЩВТБФШ УЙУФЕНХ ЧЙДЕПОБВМАДЕОЙС?

дПММБТПЧЩЕ ГЕОЩ ОБ НПУЛПЧУЛПЕ ЦЙМШЕ ЧЕТОХМЙУШ Л ХТПЧОА ЖЕЧТБМС 2006 ЗПДБ

Инструкция 174н по бюджетному учету с изменениями

С 6 января 2018 года действует новая редакция Инструкции № 174н для бюджетных учреждений

Документ

Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 212н

Ситуация

Приказом внесены изменения в план счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н). Корректировки не связаны с вступлением в силу с 1 января 2018 г. федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Поправки приняты для приведения в соответствие плана счетов бюджетных учреждений и Инструкции № 174н с Единым планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об изменениях в Инструкции № 157н читайте здесь.

Ряд поправок принят с целью совершенствования нормативного правового регулирования в сфере бюджетной деятельности, дополняет и уточняет существовавшие нормы.

Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 212н (далее – Приказ № 212н) вступил в силу 06.01.2018.

Изменения в план счетов

Из плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (как и из Единого плана счетов) исключены счета:

  • 204 51 "Активы в управляющих компаниях";
  • 215 51 "Вложения в управляющие компании".

Передача финансовых вложений в доверительное управление отражается внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000. Одновременно сведения об активах в доверительном управлении формируются на забалансовом счете 40.

Скорректировано название счета 206 63. В новой редакции счет называется "Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления". Из текста исключено упоминание о расчетах по пенсиям (очевидно, ввиду отсутствия таких авансов).

Приказом № 212н скорректированы правила формирования номеров счетов аналитического учета (п. 2.1 Инструкции № 174н). Они обобщены в таблице.

Код синтетического счета объекта учета Разряды номера счета Примечание
1 – 4 5 – 14 15 – 17 24 – 26
201 00 нули нули нули КОСГУ До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номеров счетов учета денежных средств необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов. Очевидно, такое деление не имело практического смысла, поскольку деньги, полученные в рамках одного вида деятельности (например, от аренды), могли расходоваться в рамках другого вида деятельности.
207 00 раздел, подраздел нули 640 КОСГУ По счетам аналитического учета счета 207 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).
Ранее в тексте Инструкции № 174н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код поступления, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 640 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и бюджетные учреждения.
209 81 нули нули нули КОСГУ До внесения изменений в разрядах 1 – 4 номера счета 209 81 необходимо было указывать код вида функции, услуги (работы), соответствующий разделу, подразделу классификации расходов бюджетов.
210 05 раздел, подраздел нули* 510 КОСГУ Счет 210 05 применяется и для учета расчетов с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. В этом случае в разрядах 1 – 4 номера счета 210 05 отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой будет отражаться доход от оказанного вида услуги (работы).
301 00 раздел, подраздел нули 810 КОСГУ По счетам аналитического учета счета 301 00 в сумме основного долга по кредитам, займам (ссудам).
Ранее в тексте Инструкции № 174н было сказано, что в разрядах 15 – 17 номера счета отражается аналитический код выбытия, при этом номер кода не уточнялся. Однако в инструкции для казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, код 810 был указан сразу. В целях сопоставимости показателей этим подходом должны были руководствоваться и бюджетные учреждения.

* Очевидно, в тексте п. 2.1 Инструкции № 174н в новой редакции допущена опечатка. В нем сказано, что в разрядах 5 – 17 номера счета 210 05 указывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510. Этот код ставится в разрядах 15 – 17 номера счета. Следовательно, по общему правилу в разрядах 5 – 14 номера счета отражаются нули.

Учет нефинансовых активов

Корреспонденции счетов по внутреннему перемещению объекта основных средств между материально ответственными лицами распространяются также на передачу имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение. Одновременно информация о переданных объектах основных средств отражается на соответствующих забалансовых счетах 25, 26. Уточнение внесено в пункт 9 Инструкции № 174н. Аналогичное положение введено для нематериальных и непроизведенных активов (п.п. 16, 21 Инструкции № 174н).

Пункт 53 Инструкции № 174н дополнен новым положением, которое применяется при отражении в учете передачи фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение) балансодержателю объекта для отнесения суммы вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости объекта. Иными словами, имеется в виду ситуация, когда объект числится на балансе одного учреждения, а функции по поддержанию этого объекта в рабочем состоянии возложены на другое учреждение (обособленное подразделение).

Операция оформляется записью по кредиту счетов 0 106 11 310, 0 106 21 310, 0 106 22 320, 0 106 24 340, 0 106 31 310, 0 106 32 320, 0 106 34 340, 0 106 41 310, 0 106 42 320, 0 106 44 340 и дебету счетов:

  • 0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 340 – при передаче вложений головному учреждению, обособленному подразделению (филиалу);
  • 0 401 20 241 – при передаче государственным и муниципальным организациям.

Обратите внимание, что в корреспонденциях счетов применяются коды КОСГУ из группы 300 "Поступление нефинансовых активов", а не 400 "Выбытие нефинансовых активов".

Кроме того, из пункта 53 Инструкции № 174н исключены абзацы, которые определяли корреспонденции счетов при списании вложений, в т.ч. в объекты незавершенного строительства, в случаях:

  • уничтожения в результате стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
  • уничтожения в результате террористических актов, иных действий не по воле учреждения как правообладателя.

Можно сделать вывод, что в перечисленных случаях необходимо руководствоваться общей нормой о признании расходами текущего финансового года капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами). Вложения, учтенные на соответствующем счете аналитического учета счета 0 106 00 000, следует списать в дебет счета 0 401 20 273.

Финансовый результат

Уточнен порядок учета субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания:

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись Пункт Инструкции № 174н Примечание
дебет счета кредит счета
1 Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания на основании соглашения с учредителем 4 205 31 560 4 401 40 130 158 Ранее для начисления доходов от субсидии на выполнение задания были предусмотрены две записи. Применение той или иной корреспонденции зависело от периода, в котором заключено соглашение о предоставлении субсидии.
Если соглашение заключалось в текущем году на очередной финансовый год, должны были отражаться доходы будущих периодов на счете 4 401 40 130.
Если соглашение заключалось в текущем году на этот же год, доход должен был начисляться в обычном порядке по счету 4 401 10 130.
Теперь запись по счету 4 401 10 130 предусмотрена только для случая, когда в текущем финансовом году увеличивается объем субсидии (при изменении условий соглашения по предоставлению субсидии).
Таким образом, изменения подразумевают, что соглашение о предоставлении субсидии должно быть заключено до начала финансового года, на который утверждено задание.
2 Признаны доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленные доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение задания 4 401 40 130 4 401 10 130 158 Запись делается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения, заключенного с учредителем (вне зависимости от факта перечисления субсидии).
3 Увеличен в текущем финансовом году объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания 4 205 31 560 4 401 10 130 93, 150 Запись делается при изменении в текущем году условий соглашения по предоставлению субсидии.
4 Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания 4 401 10 130 4 303 05 730 150, 152 Остаток субсидии возвращается, если не достигнуты установленные заданием показатели, характеризующие объем государственных (муниципальных) услуг (работ).
Основанием служит отчет о выполнении задания, представленный учредителю.

Пункт 94 Инструкции № 174н уточнен в части получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки продукции, товаров) по госконтрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива. Одновременно с поступлением денег на лицевой счет бюджетного учреждения на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленной продукции, товаров) уменьшается ранее принятое к учету казначейское обеспечение обязательств по забалансовому счету 10.

Порядок учета операций по контракту с казначейским сопровождением (казначейским аккредитивом) разъяснен в письме Минфина России от 20.10.2017 № 02-06-10/68702. Подробнее читайте здесь.

Расчеты по налоговым вычетам по НДС

Порядок отражения в учете расчетов по НДС по уплаченным авансам приведен в соответствие с нормами НК РФ. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

В Инструкции № 174н в прежней редакции были предусмотрены следующие корреспонденции:
Дебет 2 303 04 830 Кредит 2 210 13 660 – принят к вычету НДС по авансу, перечисленному поставщику, исполнителю, подрядчику (п. 113 Инструкции № 174н);
Дебет 2 210 13 560 Кредит 2 210 12 660 – зачтена сумма НДС, принятая к вычету по авансам, перечисленным в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 112 Инструкции № 174н).

Корреспонденция из п. 112 Инструкции № 174н противоречила порядку учета НДС, установленному НК РФ. Кодексом предусмотрено восстановление в бюджет НДС, принятого к вычету с предоплаты, а не зачет. Этот недостаток исправлен в новой редакции п. 112 Инструкции № 174н: для восстановления суммы НДС в учете должна быть сделана запись по дебету счета 0 210 13 560 и кредиту счета 0 303 04 730. Порядок отражения в программе расчетов по НДС по авансам, выданным на счете 210 13, показан в практических статьях справочника хозяйственных операций по "1С:БГУ 8" для бюджетных и автономных учреждений.

Санкционирование расходов

В новой редакции п. 167 Инструкции № 174н допускается использование корреспонденции со счетом 502 07 "Принимаемые обязательства" при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

По общему правилу счет 502 07 не применяется при принятии обязательств в рамках закупок у единственного поставщика, а также по расходам, не связанным с закупками товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 308 Инструкции № 157н).

В ряде случаев контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся.

Инструкция №174н по бюджетному учету с изменениями 2018 года

Эти случаи перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ). В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.

Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснял, что учреждение вправе в рамках учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 502 07 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Теперь положения этого письма внесены в Инструкцию № 174н.

Таким образом, в случаях, перечисленных в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также в иных ситуациях, установленных учетной политикой, учреждение вправе при заключении контракта с единственным поставщиком использовать счет 502 07. Однако по общему правилу этот счет, как и ранее, применяется при заключении договоров с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), применять его для заключения договоров с единственным поставщиком необязательно.

Приказ Министерства финансов РФ
№174н от 10.11.2015

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ВЫСТАВЛЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ СЧЕТОВ-ФАКТУР В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСИЛЕННОЙ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

В соответствии с пунктом 9 статьи 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; 2002, N 22, ст. 2026; 2005, N 30, ст. 3130; 2008, N 48, ст. 5519; 2009, N 51, ст. 6155; 2010, N 31, ст. 4198; 2011, N 30, ст. 4593; 2012, N 27, ст. 3588; 2013, N 14, ст. 1647; N 52, ст. 6985; 2014, N 16, ст. 1838; N 30, ст. 4239; N 48, ст. 6663) приказываю:

1. Утвердить Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2011 г.

Законодательная база Российской Федерации

N 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 мая 2011 г., регистрационный N 20860, Российская газета от 3 июня 2011 г., N 119).

3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

ПОРЯДОК ВЫСТАВЛЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ СЧЕТОВ-ФАКТУР В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

Министр А.Г.СИЛУАНОВ



Похожие статьи