Снс представляет. Система национальных счетов (СНС)

Лекция 1. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС): ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

    Общая характеристика системы национальных счетов

    Классификация счетов

1.1. Общая характеристика системы национальных счетов

Система национальных счетов - современная система информации, которая используется для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне практически во всех странах мира. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы функционирования.

СНС была создана в конце 30-х годов XX столетия в наиболее развитых капиталистических странах, когда возникла потребность вмешательства государства в процесс регулирования экономики. В её основу были положены теоретические работы Джона Кейнса. Большой вклад в непосредственную разработку СНС и ее дальнейшее развитие внесли Ричард Стоун (талантливый ученик Дж. Кейнса), лауреаты Нобелевской премии Ян Тинберген, Рагнар Фриш и Василий Леонтьев, а также другие экономисты-статистики.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 1990-х гг. и в настоящее время является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

В СССР для описания и анализа макроэкономики применялась другая система показателей - баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ был основан на марксистских концепциях общественного воспроизводства и предназначен для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Переход нашей страны к рыночным отношениям потребовал перестроить отечественную статистику, внедрить в нее систему показателей, приспособленных для характеристики рыночной экономики. Поэтому при проведении экономических реформ в России и других странах СНГ было необходимо перейти от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов.

Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц СНС дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов от момента производства до конечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов,- использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой таблицу, включающую в себя две совокупности показателей: 1) показатели, характеризующие ресурсы; 2) показатели, характеризующие их использование. В каждом счете соблюдается равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое достигается с помощью балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение и в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

СНС методологически и информационно связана с другими разделами социально-экономической статистики. Например, методология построения СНС определяет методологию вычисления показателей статистики финансов. В то же время данные статистики финансов используются в расчетах показателей СНС.

СНС позволяет решать следующие основные задачи:

    определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

    установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени;

    установление пропорций на первой стадии распределения доходов;

    выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением;

    выявление факторов, влияющих на динамику инвестиций;

    определение размера национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций;

    выявление размеров кредитования по экономике в целом и по отдельным ее секторам;

    изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

    установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

    анализ влияния на экономику инфляционных процессов.

То есть основной целью СНС является описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация о состоянии национальной экономики необходима:

информацию о наиболее важных показателях СНС, но занимаются вопросами теории и методологии СНС, разработкой международных стандартов в области национального счетоводства. В настоящее время таким стандартом является СНС 1993 года, одобренная Статистической комиссией ООН. СНС-93 заменила ранее действовавшую СНС 1968 года, при этом были учтены 25-летний опыт применения СНС в различных странах мира и разработки по отдельным теоретическим и методологическим вопросам. Одобренный ООН в 1993 г. Международный стандарт в области национального счетоводства положил начало новому этапу развития СНС.

Для того чтобы упорядочение в рамках СНС различных данных об экономических операциях и хозяйствующих субъектах было наиболее эффективным и способствовало выявлению макроэкономических закономерностей и взаимосвязей, оно должно опираться на некоторые политэкономические концепции. Согласно одной из таких концепций, необходимо определить границы «экономического производства», то есть сферы, где происходит производство валового внутреннего продукта (ВВП) и создание национального дохода.

В балансе народного хозяйства, который применялся в СССР для анализа макроэкономики, к сфере экономического производства относилось только материальное производство. В сфере нематериальных услуг (управление, оборона, здравоохранение, образование и т.д.) согласно концепциям БНХ происходят лишь перераспределение и конечное потребление национального дохода.

В СНС применяется более широкая концепция экономического производства, которая охватывает производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию чистоты в жилищах, воспитанию детей и т.д. Это единственное исключение сделано по соображениям практического характера, поскольку деятельность домашних хозяек оценить очень сложно.

Таким образом, согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды деятельности:

    производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов для собственного потребления);

    реализация услуг;

    деятельность страховых посредников;

    оказание нерыночных услуг учреждениями государственного управления;

    оказание нерыночных услуг некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства;

    оказание услуг наемной прислугой;

    оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т.д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП.

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, то есть не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом. Следует отметить, что в СНС 1993 года нет прямых ссылок на факторы производства и оценку показателей по факторной стоимости. Это во многом обусловлено желанием авторов СНС обойти дискуссионные вопросы по данной теме. Понятие факторного дохода заменено в СНС-1993 понятием первичного дохода, которое весьма близко по содержанию к категории факторного дохода, но вместе с тем имеет некоторые отличия. В то же время в СНС предусмотрена возможность исчисления некоторых показателей и по факторной стоимости

Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов.

Основоположником метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Франсуа Кенэ. Он провел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д.

Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 год. Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления экономик развитых государств потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией.

Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании - 1946 году. Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики послужили главной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947 году статистическим бюро ООН был опубликован доклад “Измерение национального дохода и организация национального счетоводства” . В 1953 году под руководством Р. Стоуна была разработана система национального счетоводства, которая учитывала опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы эта система неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п.

Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов - систему балансов народного хозяйства. И при переходе к рыночной экономике стала необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на сектора, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории “резидент” и “нерезидент” , внутренняя и национальная экономика.

Границы производства в СНС. Основное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две:

  • во-первых, марксистская
  • во-вторых, расширенная концепция производства

Кроме них, имелась и промежуточная, применяемая во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 году. В соответствии с последней экономическая деятельность включала производство материальных благ и рыночных услуг. А бесплатные услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления, некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.

Если попытаться структурировать понятие “производство” , применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов:

  • во-первых, товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке
  • во-вторых, товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру
  • в-третьих, товаров и услуг, производимых и предоставляемых в качестве натуральной формы оплаты труда
  • в-четвертых, любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия

Помимо указанных моментов, производство включает следующие виды деятельности:

  • во-первых, незаконное производство, то есть то, которое запрещено законом и (или) легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление
  • во-вторых, скрытое производство и подпольная экономика. Это - легальные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов, чтобы избежать налогообложения
  • в-третьих, незавершенное производство
  • в-четвертых, производство товаров домашними хозяйствами
  • в-пятых, использование наемной домашней прислуги
  • в-шестых, капитальный ремонт жилищ
  • в-седьмых, арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями

Из понятия “производство” исключаются следующие виды деятельности:

  • домашние услуги (уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за больными и т.п.)
  • аренда предприятиями собственных зданий
  • деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение среды, мусор, вымогательство, взятки, кражи и т.п.)

Категории внутренней и национальной экономики. Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики. Для этого употребляются понятия “экономическая территория ”, “резидент” , “центр экономического интереса” .

Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Помимо этого, данное понятие включает в себя воздушное и водное пространство, а также территориальные анклавы” за рубежом (посольства, консульства и т.д.).

Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения (на экономической территории или нет), то мы имеем дело с национальной экономикой. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.

Группировка счетов по отраслям и секторам

Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает в себя всех производителей однородных продуктов и услуг. Они могут быть классифицированы по четырем категориям:

  • во-первых, отрасли, производящие товары и рыночные услуги
  • во-вторых, отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений
  • в-третьих, отрасли, производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций
  • в-четвертых, отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами

Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией, выделяются следующие элементы:

  • во-первых, нефинансовые предприятия - это субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг
  • во-вторых, финансовые учреждения - институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (кредитные и страховые учреждения)
  • в-третьих, государственные учреждения - институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства
  • в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом деятельность в сфере образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.
  • в-пятых, домашние хозяйства - предпринимательская деятельность, которая не может быть отделена от домашнего хозяйства ни с юридической, ни с экономической точки зрения. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей
  • в-шестых, остальной мир - экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данного государства

При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы:

  • во-первых, это операции, реализуемые на компенсационной основе, то есть когда поток товаров и услуг имеет встречный - денежный.
  • во-вторых, трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д.

Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий - характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы:

  • во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики
  • во-вторых, распределительные операции - деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве
  • в-третьих, финансовые операции - деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.

Методология СНС

Она базируется на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.

Теория равновесия представляет собой основу национального счетоводства. Она базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:

  • основой жизнедеятельности является рыночная экономика
  • экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения
  • основной целью производства является извлечение максимума прибыли
  • цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат
  • макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг

Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние взаимосвязанных величин, качественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Само же понятие баланса представляет форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйственного субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть - актив - указывает на состав и размещение средств; а правая - пассив - показывает источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операций проводится через актив и пассив.

Модель народнохозяйственного оборота

Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе системы национальных счетов, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей.

Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствует правительство и финансовые рынки а также иностранный сектор экономики. Чтобы еще более упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.

Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другом двумя группами рынков: продуктов и ресурсов. Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки, причем они сбалансированы потоками денежных платежей. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этих фирм. Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств. Если у фирмы остается некоторый остаток после того, как она покроет все издержки, она получает прибыль.

Из всех потоков заслуживают пристального внимания два. Первый из них - национальный доход. Под национальным доходом понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарный доход домашних хозяйств. Другой поток - суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным продуктом понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Суммарные расходы на национальный продукт представляют поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода и национального продукта равны между собою.

Величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины их доходов, в то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов, функции которых состоят в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домашних хозяйств, собственников сбережений к фирмам, которые являются заемщиками. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации.

С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов:

  • прямой - через осуществление потребительских расходов
  • косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков.

В соответствии с этим действует две группы лиц, принимающих самостоятельные решения:

  • домашние хозяйства
  • предприниматели

Следующим шагом является включение в модель государственного сектора. Участие этого элемента осуществляется тремя способами:

  • через налоги
  • государственные закупки
  • займы

Налоги являются изъятиями денежных средств у населения. Однако этот поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достоверную оценку чистой величины потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги. Рассмотрим следующий вид связи между правительством и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов - трансферты - мы уже учли при характеристике чистых налогов. Другая категория государственных расходов представлена государственными закупками, которые являются платежами правительства за товары и услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служащих. В целях упрощения будем считать, что зарплата и жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.

Правительство должно стремиться поддерживать баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита. В этом случае правительство прибегает к займам на финансовых рынках. Обычно займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.

Переход от замкнутой к открытой экономической системе позволяет учесть иностранный сектор экономики. Последний связан с экономикой тремя способами. Прежде всего это импорт товаров и услуг. Следующее звено - это экспорт. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и импорту называется чистым экспортом. Третий способ связи национальной экономики с внешним миром - осуществление международных финансовых операций.

Введение.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд(МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.


1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи.

Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства.Каждой стадии воспроизводства(стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

Система национальных счетов завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.


2.Основные понятия, категории и структура системы национальных счетов.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода(обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов (System of National Accounts , SNA) - совокупность взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора сводных счетов и балансовых таблиц, с помощью которых измеряется совокупное производство страны и его компоненты с целью определения состояния экономики в целом.

СНС - это совокупность взаимосвязанных показателей в виде балансов, отражающих наличие ресурсов и их использование. Она дает количественное описание развития национального хозяйства за период времени. Основные показатели в СНС оцениваются в рыночных ценах, т.е. в ценах, в которых осуществляются экономические операции.

К наиболее важным областям применения СНС относятся: расчет обобщающих показателей экономического развития;

Анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы.

К примеру, данные СНС могут быть использованы для выявления влияния изменений в размерах денежной массы на темпы экономического роста, роста инфляции и т.д.

Во многом СНС схожа с бухгалтерским учетом, так как построена на основе бухгалтерских расчетов и принципов двойной записи. Можно сказать, что СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом.

Функции СНС:

  • собирательная (аккумулирующая) - сбор различных статистических данных, их анализ, составление прогнозов;
  • аналитическая - сравнение экономических результатов различных стран;
  • регулирующая - осуществление определенной государственной стратегии и реализации текущей государственной экономической политики.

При этом СНС позволяет:

  • - измерить объем производства в стране; охарактеризовать функционирование экономики в долгосрочной перспективе;
  • - раскрыть факторы, определяющие функционирование экономики;
  • - создать основу для формирования и реализации государственной экономической политики.

Все субъекты национальной экономики ведут учет своей деятельности с помощью специальных счетов и балансов. Счета - важный элемент СНС. В них различают две стороны: ресурсы и использование. В этих счетах ресурсы записываются дважды - как наличные и как использованные.

Вместе со смежными разделами экономической статистики СНС обеспечивает комплексной информацией органы государственного управления для формирования и реализации ими государственной экономической политики.

Использование СНС необходимо для проведения макроэкономической политики государства, экономического планирования прогнозирования, а также международных сопоставлений показателей валового продукта.

Таким образом, СНС представляет собой систему статистической информации для проведения расчетов на макроуровне

и организации механизма государственного регулирования

экономики.

Анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС, - важное условие обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой, а также хозяйственных решений, принимаемых предпринимательскими структурами.

Кузнеца Систему счетов национального продукта и дохода (System of National Product and Income Accounts).

Значительный вклад в развитие национальных счетов внес В. Леонтьев (также впоследствии лауреат Нобелевской премии по экономике) - изобретатель метода межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются связи между отраслями экономики, промежуточным потреблением, конечным спросом и валовым выпуском. В. Леонтьев сделал математическое описание основных соотношений межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность точного измерения фактически согласованных связей и приложения межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. Позднее межотраслевой баланс был интегрирован в состав СНС. Таким образом, ключевые принципы составления межотраслевого баланса и его важнейшие показатели были строго скоординированы с СНС.

Определенный вклад в развитие национальных счетов внес норвежский ученый - экономист-математик, один из создателей эконометрики, впоследствии лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш. Он разработал принципы построения СНС. Фриш дал следующее определение национальным счетам, которое актуально и в паши дни: «Под национальными счетами мы понимаем не только оценки национального дохода за тот или иной период времени или оценки национального богатства на тот или иной момент, но в разумной степени полное описание всей экономической деятельности таким образом, что оно обеспечивает выявление взаимосвязей между различными аспектами экономического процесса» .

Ряд важных принципов будущей СНС сформулировал Джон Мейнард Кейнс. Ученый представлял СНС как систему взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения, и показал, что воздействуя на одни переменные, можно добиваться нужных изменений других переменных. Стоит отметить, что идея изучения взаимосвязи между набором ряда макроэкономических переменных - одна из основополагающих в формировании СНС, которая была четко представлена Д. Кейнсом в его так называемом мультипликаторе, связывающим рост инвестиций и национального продукта.

В 1951 г. ученик и последователь Кейнса Ричард Стоун подготовил доклад «Упрощенная система национальных счетов». В 1952 г. Упрощенная СНС заменена «Стандартной системой национальных счетов», которая была более детальной, чем Упрощенная система. В 1953 г. статистической комиссией ООН под руководством Р. Стоуна был подготовлен документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который рассматривается как первый стандарт ООП в области национального счетоводства. Документ был во многом похож на Стандартную СНС, но предназначался не только для развитых капиталистических стран, но и для развивающихся. Таким образом, считается, что непосредственно СНС была разработана в 1953 г.

Итак, СНС 1953 г. состояла из восьми счетов, дававших возможность оценить экономическое развитие страны. Большинство стран в соответствии с рекомендациями ООН стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в СНС, что позволило проводить макроэкономические сопоставления по разным странам. Эта СНС включала в себя ограниченное число счетов для экономики в целом, в рамках которых вычислялись наиболее важные макроэкономические показатели, такие как ВВП, ВНД, национальные инвестиции и др.

В 1968 г. была введена новая версия международного стандарта СНС (ставшая известной как «Голубая книга» (по цвету обложки)), в которой, в отличие от СНС 1953 г., уже были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов. Прежде всего, СНС 1968 г. включала в себя не только традиционные счета национального продукта и национального дохода, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации, а именно: баланс национального богатства, баланс межотраслевых связей, систему показателей движения финансовых ресурсов и др. Кроме того, в систему входили следующие счета:

  • свободные;
  • производства;
  • потребления;
  • использования капитала;
  • доходов;
  • расходов;
  • капитальных затрат.

Еще одной важнейшей особенностью СНС 1968 г. стало то, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, заимствованный из бухгалтерского учета. СНС применялось вплоть до 1993 г.

В 1993 г. ООН одобрила новый вариант СНС. Он был направлен на гармонизацию системы со смежными разделами экономической статистики, а именно: с платежным балансом, статистикой государственных финансов и др. В 1993 г. СНС стала двухуровневой и содержала счета:

  • свободные;
  • детализированные.

В СНС 1993 г. было расширено определение ВВП и сделан акцент на анализе секторов экономики. Помимо этого в новой СНС была уточнена трактовка расходов на деятельность финансовых посредников, военные цели, а также усовершенствованы методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции.

В 2008 г. вышла обновленная версия СНС , предназначенная для использования всеми странами. Разработана с учетом потребностей стран, находящихся на разных стадиях экономического развития. Концептуальные элементы СНС-2008:

  • институциональные единицы и секторы;
  • операции и другие потоки;
  • активы и обязательства;
  • продукты и производящие единицы (производители);
  • цели.

СНС-2008 представляет собой дополненный вариант СНС-1993 и включает баланс активов и пассивов, а также следующие счета и группы счетов:

  • производства;
  • распределения доходов;
  • перераспределения доходов;
  • использования доходов;
  • операций с капиталом;
  • финансовый;
  • других изменений в активах;
  • остального мира и их связь с платежным балансом.

Все счета между собой связаны и составляют единую

систему учета национального хозяйства. Позволяют регистрировать экономические операции, осуществляемые институциональными единицами, т.е. предприятиями, учреждениями и организациями, домашними хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны; регистрируемые операции охватывают также операции между резидентами данной страны и резидентами остального мира.

В СНС-2008 учет результатов экономической деятельности также ведется на основе разбивки системы хозяйствования на следующие отдельные секторы.

  • 1. Нефинансовые предприятия (производственные) - создание и реализация разнообразной продукции.
  • 2. Финансовые учреждения - финансовые операции на коммерческой основе (движение денежных средств, кредитование, страхование и т.д.).
  • 3. Государственные учреждения (сектор государственного управления и государственный сектор) - перераспределение НД и национального богатства (НБ).
  • 4. Домашние хозяйства - некорпоративное производство товаров и услуг, предоставление рабочей силы. Результат деятельности - смешанный доход, включающий прибыль и заработную плату.
  • 5. Некоммерческие организации - обслуживание домашних хозяйств (общественных, политических, религиозных) и оказание бесплатных услуг.

Итак, согласно СНС все хозяйствующие субъекты объединены в пять секторов. Для всех секторов предусмотрен стандартный набор счетов, в которых фиксируются экономические операции, связанные с производством товаров, образованием и распределением доходов, образованием сбережений и их накоплением. Данная информация является наиболее полной и позволяет провести анализ экономического и финансового положения всего национального хозяйства.

В России общепринятая СНС стала внедряться с 1992 г. Тогда была утверждена программа перехода РФ на принятую в международной практике систему макроэкономического учета. Однако в связи с определенной спецификой переходной российской экономики методология СНС России незначительно отличается от принятых в международной практике стандартов. В настоящее время СНС содержит следующие счета.

  • 1. Счет товаров и услуг - сводная таблица (баланс), состоящая из двух частей. Первая часть баланса - «ресурсы», где показан объем произведенной продукции, выпущенных товаров и услуг. Вторая часть - «использование», где отражен объем потребленных товаров и услуг, а также средств, направленных на накопление основного и оборотного капитала. Этот счет характеризует общие ресурсы товаров и услуг но экономике в целом, а также направление использования этих ресурсов на промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление и экспорт.
  • 2. Счет образования первичных доходов - отражает величину факторных доходов, созданных в производстве; выплату первичных доходов производителями-резидентами институциональным единицам (резидентам и нерезидентам), непосредственно участвующим в производстве товаров и услуг.
  • 3. Счет распределения первичных доходов - характеризует распределение первичных доходов национальной экономики между институциональными секторами как получателями доходов: валовая прибыль, оплата труда, ссудный процент, дивиденды, рента.
  • 4. Счет вторичного перераспределения доходов - отражает государственное (бюджетное и внебюджетное) перераспределение доходов посредством налогов, субсидий и трансфертных выплат. Следовательно, счет отражает формирование располагаемого дохода в результате поступлений и передач текущих трансфертов.
  • 5. Счет использования доходов - отражает расходование располагаемого дохода общества, который в процессе использования распадается на потребляемую и сберегаемую части. Таким образом, этот счет показывает распределение располагаемого дохода между конечным потреблением и сбережением.
  • 6. Счет операций с капиталом - баланс инвестиций, показывающий потоки, которые формируют накопление основного и оборотного капиталов. Этот счет показывает изменение чистой стоимости капитала за счет сбережения и трансфертов капитала, а также приобретение различных видов нефинансовых активов институциональными едини- цами-резидентами в результате экономических операций.
  • 7. Счета внешнеэкономических связей (остального мира) - отражают все операции между институциональными единицами данной страны (резидентами) и институциональными единицами других стран (нерезидентами).
  • Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  • Система национальных счетов 2008. Нью-Йорк, 2012.

Цель системы национальных счетов заключается в следующем:

описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;

установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потребление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).

Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.

Эта информация необходима:

органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;

предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;

международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

Исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

Исследование динамики макроэкономических показателей

Анализ макроэкономических пропорций.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

измерение объемов производства за определенный промежуток времени;

выявление существующих тенденций в экономике;

организация экономической политики государства.

Общая система счетов современной СНС включает следующие классы (группы) счетов:

В группу счетов внутренней экономики в целом входят: счет производства товаров и услуг; счет образования доходов; счет распределения доходов: а. счет распределения первичных доходов; б. счет вторичного распределения доходов; счет использования национального располагаемого дохода; счет накопления (счет операций с капиталом).

В группу счетов отраслей экономики входят: счет производства по отраслям; счет образования доходов по отраслям.

В группу счетов внешнеэкономических связей («остальной мир») входят: счет текущих операций; счет капитальных затрат; финансовый счет.

Концепции системы национальных счетов

1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е сферы, где происходит производство ВВП и национального дохода. Согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды производства:

производство вещественных товаров для собственного потребления, для продажи и накопления;

производство нефинансовых услуг для продажи;

производство финансовых услуг для продажи;

производство услуг, предоставляемых органами государственно управления;

деятельность некоммерческих организаций (партии, профсоюзы, общественные организации);

деятельность домашней наемной прислуги;

жилищные услуги, предоставляемые домовладельцамы для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т. д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчисления ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

2. Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

3. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.



Похожие статьи