Хранение и перевозка нефтепродуктов. Хранение нефтепродуктов. регенерация отработанных масел


К атегория:

Промышленные материалы

Прием, хранение и отпуск нефтепродуктов

Жидкое топливо, растворители и смазочные масла поступают на базы и склады в железнодорожных цистернах, морских и речных танкерах, баржах, судах, автоцистернах, автозаправщиках и по трубопроводам. Прием и отпуск жидких продуктов производится с помощью сливных и наливных эстакад, трубопроводов и насосных станций. При получении вязких нефтепродуктов их подогревают.

Доставка на борту нефтяных танкеров

Морской транспорт нефти, на борту гигантских нефтяных танкеров, составляет более половины морской торговли в мире. Мы можем представить себе последствия нехватки нефти в этом коммерческом секторе! Первоначально масло перевозилось в деревянных бочках. Бочка оставалась используемой единицей обмена. Теперь танкеры спроектированы как огромные резервуары, иногда разделенные на несколько отсеков, чтобы хранить масла разных характеристик, чтобы можно было лучше управлять распределением масс на корабле.

Резервуары и хранилища для жидких нефтепродуктов бывают различными по форме (вертикальные и горизонтальные цилиндрические, прямоугольные, сфероидальные), материалу (металлические, железобетонные, резинотканевые), месту установки (наземные, полуподземные и подземные),способу изготовления (сварные, клепаные и специальных конструкций), виду хранимого продукта (для светлых нефтепродуктов, темного топлива и масел).

Нефтепродукты относятся к диэлектрикам, то есть обладают высоким удельным электрическим сопротивлением

За последние 30 лет произошло множество морских катастроф с участием супер танкеров. Они вызвали экологические и экономические катастрофы на прибрежных территориях, пострадавших от разливов нефти. Большинство расходов на очистку и компенсацию возлагались на местные общины и правительства. Береговую очистку часто проводят добровольными добровольцами.

С тех пор новые нефтяные транспортные суда были оснащены двойными корпусами, которые, как предполагается, уменьшают эти риски бедствий. Огромные размеры супер танкеров порождают чудовищный расход топлива, но они по-прежнему разумны по сравнению с их пропускной способностью.

Для хранения светлых нефтепродуктов применяют емкости, одотвращающие испарение; для хранения темного топлива и ПР1сел используются менее оборудованные резервуары. М Небольшие количества жидких нефтепродуктов хранят в бочках контейнерах, бидонах, канистрах.

Для отпуска жидких продуктов на складах устраиваются различные площадки или помещения, оснащенные специальным оборудованием. Заправку транспортных средств и машин горючими и смазочными материалами производят автозаправочные станции - АЗС , оснащенные топливораздаточными и маслораздаточными колонками, счетчиками, раздаточными кранами, мерниками и другим оборудованием.

Транспортировка нефти нефтепроводами

Простейшим и безопасным средством транспортировки нефти из одной точки в другую остается нефтепровод, который поддерживается на насосных станциях, установленных через регулярные интервалы вдоль маршрута трубопровода. Строительство трубопровода привело к многочисленным политическим компромиссам и конфликтам, и последние события в Афганистане являются наиболее ярким свидетельством этого: лет, крупные американские нефтяные танкеры, поддерживаемые их правительством, хотят построить нефтепровод через эту страну.

Смазочные материалы хранят в наземных или подземных маслохранилищах, в резервуарах. Смазки и некоторые масла поступают и хранятся в металлических и деревянных бочках, бидонах и банках, которые укладывают на металлические стеллажи.

При хранении нефтепродуктов необходимо соблюдать правила по технике безопасности и промышленной санитарии. Все работники нефтебаз и складов должны быть обеспечены спецодеждой, сдецобувью и защитными приспособлениями. Помещения должны проветриваться и иметь приточно-вытяжную вентиляцию. В помещениях, где хранится или отпускается этилированный бензин, запрещается принимать пищу.

Благодаря своему жидкому состоянию нефть не создает особых проблем с хранением. Поэтому он хранится в резервуарах или цистернах. В сыром виде масло, как правило, довольно вязкое, а утечка ограничена. Передача из одного средства хранения в другое осуществляется насосами, которые нажимают жидкость через трубки.

Заключение о транспортировке и хранении нефти

Некоторые нефтепродукты, такие как бензин, более летучие и требуют больше мер предосторожности, особенно в отношении пожароопасности. Жидкая природа масла облегчает транспортировку и хранение: хранение и транспортировка не представляют непреодолимых технических проблем. С другой стороны, проблемы возникают при провале транспортных и складских инфраструктур, что означает, что мы должны иметь дело с более или менее важным загрязнением и экологическими последствиями, которые иногда оказываются катастрофическими.

На нефтебазах и складах должны строго соблюдаться правила противопожарной безопасности, должны быть пеногенераторы, огнетушители, песок и другие средства.

Определение количества жидких топлив и масел. Количество топлив и масел определяют с помощью взвешивания и замера объема. Для этого используются различные весы: сотенные, платформенные, железнодорожные и автомобильные.

Масло во всех его формах следует рассматривать как источник загрязнения и опасного вещества; инфраструктура хранения и транспорта должна быть модернизирована для снижения экологического риска; транспортные и складские компании для нефтепродуктов должны обязательно выполнять договоры страхования, отражающие экономические и экологические последствия отказа нефтяных инфраструктур, чтобы действительно отражать стоимость нефти для общества. Для нефтяных компаний нелегко так легко справляться с их обязанностями в случае экологической катастрофы.

Путем замера объема определяют массу жидких материалов, поступивших в железнодорожных цистернах, баржах, а также хранящихся в стационарных резервуарах. Объем продукта определяется с помощью замерных калибровочных таблиц, в которых указывается объем жидкости (л) на каждый сантиметр налива. Умножая объем на плотность продукта при температуре замера, определяют массу продукта (кг).

Простое любопытство относительно того, было ли масло сжижено водой или горелками. Наши надежные и надежные установки предназначены для обеспечения оптимального хранения. Качество, безопасность и прослеживаемость продукции. Пикоти полагается на наиболее эффективные хранилища. Качество и безопасность его инфраструктур гарантируют наилучшие условия хранения для его продуктов.

Хранение нефтепродуктов: качество, безопасность и прозрачность

Наша самая красивая энергия - это вы. Чтобы гарантировать качество нашей продукции, наши хранилища отвечают всем требованиям безопасности и окружающей среды. Наша инфраструктура постоянно обновляется для удовлетворения потребностей и потребностей хранения новых продуктов. Мы предлагаем профессиональные решения, которые являются эффективными, эффективными и гибкими, способными удовлетворить требования наших клиентов по хранению.

Высоту налива продукта определяют с помощью специальных приборов (рис. 27).

Металлические метрштоки (длина 3 м) состоят из телескопически соединенных трех звеньев труб, на поверхности которых нанесены миллиметровые деления.

Рулетка стальная замерная с лотом предназначена для замера уровня жидкости в высоких резервуарах. Лот - груз, обеспечивающий погружение стальной ленты замерной рулетки на дно резервуара и ее натяжение. Высоту налива жидкости в резервуарах измеряют также и таврорейкой. Применяются и дистанционные указатели уровня.

Минеральные масла, нефть, масло, биодизель, хранение, хранение, растения, энергия, нефтепродукты, биотопливо, биожидкости. Хранилища для минеральных масел с производительностью менее или равными 25 куб. м для частного, сельскохозяйственного и промышленного использования; хранилища для хранения минеральных масел емкостью менее 10 кубических метров в коммерческих целях; отложений сжиженного нефтяного газа, если в баллонах емкостью не более 1000 кг. Чтобы получить разрешение на установку и эксплуатацию новых заводов по переработке и хранению нефтепродуктов, требуются два типа требований.

Водочувствительные ленты и пасты служат для определения наличия и высоты слоя воды, находящейся под жидким продуктом на дне резервуара. При погружении ленты в резервуар вода растворяет краску на ленте(или пасту), и таким образом определяется высота налива воды.

Плотность жидкого продукта определяют с помощью нефте-денсиметров или ареометра и фиксируют температуру продукта в момент замера.

Регистрация бизнес-регистра. Моральные требования, предусмотренные для предметов, указанных в ст. Уникальная авторизация подлежит проверке соответствия конструкции завода стандартам городского и экологического, налогового и пожарного безопасности и прогнозам, охране здоровья.

Подбор дыхательных клапанов для стальных резервуаров

В ожидании меры установка или хранилище могут осуществляться только на основании разрешения на временный период, не превышающий одного года, на возобновление по мотивированному запросу соответствующего лица. Владелец завода или склада может разумно потребовать, чтобы муниципалитет проверил испытательный комитет, состоящий из муниципального представителя и представителей налоговых органов, охраны окружающей среды, пожаротушения, санитарных, демахиальных и других услуг Комиссия должна провести пробную проверку в присутствии представителя лицензирующей фирмы.

Для определения объема находящегося в резервуаре продукта используют посантиметровую замерную калибровочную таблицу, позволяющую быстро и точно определить количество жидкости в резервуаре по высоте налива.

Количество жидкости в трубопроводах определяют путем умножения 1 м3 трубы на общую длину трубопровода.

Для определения количества жидкостей могут применяться бензосчетчики, бензиномеры различных типов.

Отчет об испытаниях составляется на месте представителем муниципалитета и подписывается членами комитета и передается владельцу завода и всем органам, представленным в комитете. В ходе проверки представители органов, призванных в свою компетенцию, техническая пригодность объектов или депозитов в отношении фискальных, экологических, пожарных, санитарных, демахиальных и других вопросов.

Компания работает через свой коммерческий сектор на всей территории страны, опираясь на логистические объекты, расположенные между Севером, Центром и Югом страны. Авиационное топливо, содержащееся через этот резервуар, соответствует техническим требованиям качества топлива для самолетов, как определено последней версией требований к качеству авиационного топлива для систем с совместным использованием.

Виды и нормы естественной убыли.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Для одного сорта нефтепродуктов предусматривают не менее двух резервуаров в целях возможности совмещения операций: по приему и отпуску данного сорта

Стирка 152 для приема и хранения на суше и в море газойля, мазута и смазочных материалов. А. всегда показывал свою деятельность принципам ясности, прозрачности и легитимности в отношении интересов всех сторон, с которыми контактирует компания и ее представители.

Верхний блок состоит из стального резервуара с двойной перегородкой, базовой конструкции, заправочных и напорных клапанов и торгового автомата. Двухслойный резервуар представляет собой конструкцию без давления, внешняя обшивка выполняет функцию аварийной ситуации. Непроницаемость панелей проверяется с помощью вакуума на пересечении пространства с индикатором во время осмотра и указательным пальцем на дне бака во время работы. Заправочный резервуар управляется с помощью наполняющего насоса бака с плотным соединением между резервуаром бака и наполняющим баком или может управляться аварийным насосом, если он является частью технологии выхлопной системы. Сборка дополнительно оснащена санитарным фитингом с запорным и обратным клапаном, туманным клапаном с мертвым стержнем и вентиляционным стержнем. Бак может составлять до 95% от номинального объема. Отверстия для доступа сверху позволяют легко снимать забор с резервуара. . Используемая конструкция позволяет устанавливать наиболее экономически выгодные насосы без крышки, а также насос высокого давления с интегрированной системой доступа.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 3. Классификация нефтебаз
  • 19. Каплевидные резервуары
  • 20. Шаровые резервуары
  • 21. Железобетонные резервуары
  • 22. Основания и фундаменты под резервуары
  • 23. Температурный режим резервуаров
  • 24. Потери нефтепродуктов от испарения
  • 25. Потери в резервуарах от "малых дыханий"
  • 26. Потери в резервуарах от "больших дыханий"
  • 27. Потери нефтепродуктов от вентиляции газового пространства резервуаров
  • 28. Потери нефтепродуктов от насыщения газового пространства ёмкости парами нефтепродуктов
  • 29. Потери нефтепродуктов в резервуарах от "обратного выдоха"
  • 30. Мероприятия по сокращению потерь нефтепродуктов при хранении
  • 31 Подогрев нефтепродуктов при транспортировке в трубопроводах
  • 32. Подогрев нефтепродуктов при транспортировке в железнодорожных цистернах
  • 33. Подогрев нефтепродуктов при водных перевозках
  • 34. Подогрев нефтепродуктов при хранении
  • 35. Хранение нефти в горных выработках
  • 36. Нефтяные гавани и причалы
  • 37. Замер и учет нефти и нефтепродуктов
  • 38. Суточная и сезонная неравномерность потребления газа. Способы погашения
  • 39. Подземное хранение газа
  • 40. Хранение сжиженных газов

1. Физико-химические свойства нефтепродуктов

Основные физико-химические свойства нефтепродуктов, оказывающие влияние на технологию хранения и сливно-наливные операции, - испаряемость, давление насыщенных паров, вязкость, плотность, теплоемкость, теплопроводность, огне - и взрывоопасность и способность к электризации.

Испарение - переход нефтепродуктов из жидкого в газообразное состояние при температуре, меньшей чем температура кипения, при данном давлении. Испарение нефтепродуктов происходит при любых температурах и давлениях до тех пор, пока газовое пространство над продуктом не будет полностью насыщено парами. Скорость испарения в значительной мере зависит от давления насыщенных паров, фракционного состава, средней температуры кипения и коэффициента диффузии. В меньшей мере - от теплоемкости, теплопроводности, теплоты испарения и поверхностного натяжения.

Уместно поместить ловушку для улавливания под объект захоронения, если в противном случае защита подземных вод не будет решена. Взрыв инертного наполнителя обеспечивает защиту от коррозии в межплоскостном пространстве. Место для хранения бака для хранения проверяется производителем пылесоса для вакуумной системы. Трубопроводы проверяются на давление 600 кПа во время производства, и он контролируется извне во время работы. В верхней пластине световое отверстие 600 мм закрыто фланцевой пластиной и заполняющими и разгрузочными фитингами для подключения к контрольно-измерительным устройствам, необходимым для работы выхлопной станции. В пространстве между панелями создается вакуум для управления непроницаемостью панели. Он приспособлен для перевозки цистерн с автопогрузчиками. Доставка насосов - может быть размещена на земле или на резервуаре. доступ к резервуару. Вентиляционная дымовая труба служит для компенсации атмосферного давления в баке. Он изготовлен из 2-дюймовой стальной трубы и заканчивается свечей зажигания.


  • Определение срока службы и гарантии назначается на обслуживание и трубопроводы.
  • Этот тест тщательно протестирован для ухода на дому.
  • Все сварные швы на баке подвергаются неразрушающему контролю.
  • Внутренний стальной лист выполнен из листового металла. 3 мм.
  • Нижняя часть и бедра прочно закреплены на внешней обшивке.
  • Базовая конструкция выполнена из стальных профилей и прочно соединена со сталью.
Заполнение и дренаж хранящейся жидкости обеспечивается технологическим трубопроводом, оснащенным необходимым оборудованием.

Парциальное давление паров (Па), соответствующее динамическому равновесию между жидкой и паровой фазами, называют давлением насыщенных паров данного топлива р s . Чем выше давление насыщенных паров, тем больше потери от испарения при прочих равных условиях. Давление насыщенных паров зависит от температуры поверхности жидкой фазы нефтепродукта.

Вязкость характеризует свойства жидкости оказывать сопротивление относительному сдвигу ее частиц, возникающему под действием сдвигающих сил. Существует динамическая (м) и кинематическая (н, м 2 /с) вязкости. , где с - плотность жидкости. С увеличением температуры вязкость нефтепродуктов уменьшается.

Плотностью (кг/м 3) нефтепродукта наз. массу вещества, заключенную в единице объема. Значения плотности нефтепродуктов при разных температурах определяют лабораторным путем. Плотность, выраженная в абсолютных единицах при темп-ре t, может быть определена по формуле, где с 20 - плотность нефтепродуктов при 20°С, определяется лабор. анализом; ж - температурная поправка.

Трубопровод представляет собой стальную деталь. Наполнительная трубка имеет 2-дюймовую лампу и оканчивается горизонтально над верхним краем резервуара, а в случае максимального уровня предохранителя насос выключает насос и достигает резервуара ниже линии розлива и оснащен реверсивным клапаном или сферической пробкой.

Защита воды от масла. Средства для обработки и хранения нефтепродуктов

Танк может быть заполнен до 95% от общего объема резервуара! Главная страница. Этот стандарт применяется к проектированию и эксплуатации объектов хранения и обработки нефтяных веществ с точки зрения защиты грунтовых вод и качества поверхностных вод. Аварийное хранение нефтяных веществ в вагонах-цистернах и цистернах создается только в необходимом объеме. Условия определяются местными обстоятельствами. Эти отложения нефтяных веществ не должны находиться в областях гигиенической защиты и степеней, а также в охраняемых районах естественного накопления воды, вблизи водотоков и вблизи колодцев местного питьевого водоснабжения.

Удельная теплоемкость с м нефтепродуктов [в кДж/ (кг °С)] при ориентировочных расчетах с м = 2,1 кДж/ (кг °С), для уточненных расчетов применяют формулу.

Коэффициент теплопроводности [в Вт/ (м °С)] нефтепродуктов определяется по формуле, но при ориентировочных значениях л можно принимать в интервале 0,1-0,16 Вт/ (м °С).

Коэффициент температуропроводности [в м 2 /с] определяется из соотношения: а= л/ (с м с ).

Огнеопасность нефтепродуктов характеризуется температурой вспышки паров, при которой пары нефтепродукта, нагретого при определенных условиях, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней открытого пламени.

Взрываемость нефтепродуктов - способность воспламеняться от открытого пламени - зависит от соотношения смеси его паров с воздухом. различают нижний и верхний пределы взрываемости.

Нефтепродукты относятся к диэлектрикам, то есть обладают высоким удельным электрическим сопротивлением.

2. Товарный ассортимент нефтепродуктов

По условиям применения все товарные нефтепродукты могут быть подразделены на следующие группы: топлива, осветительные керосины и растворители, смазочные материалы и др.

нефтепродукт гавань причал резервуарный

Жидкие топлива делятся на бензины и топливо дизельное, для газотурбинных двигателей, транспортных и стационарных котельных установок, промышленных печей и коммунально-бытовых целей.

Промышленность выпускает бензины для автомобильных и авиационных двигателей и бензины-растворители. Фракционный состав бензинов характеризуется температурами начала кипения и отгона. Эти тем-ры определяют условия запуска, время прогрева и условия форсирования двигателя, а также полноту сгорания топлива.

Автомобильные бензины подразделяются на зимний и летний.

Диз. топлива по назначению: для быстроходных двигателей и судовых газовых турбин; для мало - и среднеоборотных двигателей; для автотракторных, тепловозных и судовых двигателей. Основные показатели качества диз. топлива - воспламеняемость, фракционный состав, вязкость и тем-ра вспышки.

Газотурбинное топливо по условиям эксплуатации турбин подразделяется на топливо для воздушно-реактивных двигателей и для транспортных и стационарных двигателей. В качестве топлива для транспортных и стационарных котельных, промышленных печей и технологических установок используют остаточные высокосмолистые продукты переработки нефти, например, мазуты прямой гонки, крекинг-мазуты и их смеси и др.

Товарные мазуты объединяют в две группы по области применения: мазут флотский - для котлов морских и речных судов и нефтяное топливо (мазут) для стационарных котлов и промышленных установок.

Большинство масел, применяемых для смазки деталей в узлах трения, называются смазочными. Этот большой класс нефтепродуктов подразделяется по областям применения: моторные масла или масла для двигателей внутреннего сгорания; индустриальные масла, предназначенные для смазки деталей различных станков и механизмов, а также для технологических нужд; трансмиссионные и осевые масла; турбинные; компрессорные; цилиндровые и судовые масла. К классу несмазочных нефтяных масел относятся электроизоляционные, гидравлические и вакуумные, технологические и белые масла, а также масла для резиновой промышленности.

Пластичные смазки включают группу нефтепродуктов, предназначенных для смазки узлов трения, когда смазочные масла не обеспечивают жидкостного трения из-за негерметичности узла или трудности заполнения, для уплотнения подвижных и неподвижных соединений, создания защитных покрытий на металлических поверхностях от атмосферной коррозии.

3. Классификация нефтебаз

Складские предприятия для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей разделяются на две группы: склады, являющиеся самостоятельными предприятиями; склады, входящие в состав других предприятий.

Складские предприятия, состоящие из комплекса сооружений и установок, предназначенных для приема, хранения и отпуска нефтей и нефтепродуктов потребителям, называют нефтебазами.

Общим объемом резервуарного парка нефтебазы называется суммарный объем резервуаров и тарных хранилищ. Объемы промежуточных резервуаров у сливо-наливных железнодорожных эстакад и водных причалов, а также расходных резервуаров при котельных и электростанциях собственных нужд в общий объем нефтебазы не включаются.

По противопожарным соображениям нефтебазы, являющиеся самостоятельными предприятиями, в зависимости от объема резервуарного парка и независимо от класса хранимых нефтепродуктов делятся на три категории: I - общий объем парка более 50 000 м3, II - 10 000-50 000 м3, III - менее 10 000 м3.

Нефтебазы располагаются на специально выделенных территориях, удаленных от ближайших предприятий и объектов на безопасное в пожарном отношении расстояние. Эти расстояния (минимальные) определены строительными нормами и правилами (СН и П).

По принципу оперативной деятельности нефтебазы делятся на перевалочные, распределительные, призаводские и завозные.

Перевалочные нефтебазы предназначены для перегрузки (перевалки) нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой. Срок хранения нефтепродукта на этих нефтебазах обычно невелик, за исключением нефтебаз, расположенных на замерзающих реках. Перевалочные нефтебазы бывают водные (морские, речные), железнодорожные, трубопроводные и смешанные. Наименование перевалочной нефтебазы зависит от преобладающего вида транспорта, обслуживающего эту базу.

Распределительные нефтебазы предназначены для снабжения потребителей нефтепродуктами. Объем парка этих нефтебаз меньше, чем перевалочных. Распределительные нефтебазы в зависимости от вида транспорта называются водными, линейными (на железных дорогах), трубопроводными и глубинными (подвоз нефтепродуктов автотранспортом).

Призаводские нефтебазы предназначены для приема, хранения и отпуска нефтяного сырья и нефтепродуктов. В соответствии с этим они называются сырьевыми и товарными. В сырьевых парках нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) производится подготовка нефти к переработке - обезвоживание, деэмульсация, обессоливание, обессеривание, смешение и т.д. В резервуарных: парках НПЗ производят компаундирование нефтепродуктов, доведение их качества до требований государственных стандартов.

Завозные нефтебазы регулирует распределение нефтепродуктов по мелким распределительным нефтебазам, обеспечивая гибкость снабжения потребителей.

4. Операции, проводимые на нефтебазах

Все операции, проводимые нефтебазой, разделяют на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся:

1) прием нефтепродуктов, доставляемых на базу железнодорожным, речным, автотранспортом, по трубопроводам или воздушным транспортом;

2) хранение нефтепродуктов в резервуарах и тарных хранилищах;

3) отпуск нефтепродуктов большими партиями в железнодорожные цистерны и маршруты, нефтеналивные суда или по трубопроводам;

4) отпуск нефтепродуктов малыми партиями через автозаправочные станции (АЗС), разливочные, тарные склады.

К вспомогательным операциям относятся:

1) очистка и обезвоживание масел и других вязких нефтепродуктов;

2) смешение и компаундирование нефтепродуктов;

3) регенерация отработанных масел;

4) изготовление и ремонт мелкой тары.

Вспомогательные операции производятся не на всех нефтебазах, а только на тех, которые обладают достаточными производительными мощностями, так как все эти операции являются энергоемкими.

5. Объекты нефтебаз и их размещение

Планировка территории нефтебазы должна обеспечить рациональную организацию технологического процесса, удобство взаимодействия объектов нефтебазы, рациональное использование территории, минимальную длину технологических, канализационных, водопроводных и тепловых сетей. При этом должны обеспечиваться все противопожарные и санитарно-гигиенические требования.

Нефтебазы на берегах рек должны располагаться ниже по течению от пристаней, гидротехнических и других сооружении. Территория нефтебазы разделяется на шесть зон:

1) железнодорожных операций;

2) водных операций;

3) хранения нефтепродуктов;

4) оперативная зона;

5) вспомогательных технических сооружений;

6) административно-хозяйственных сооружений.

В первой зоне располагаются сооружения для приема и отпуска крупных партий нефтепродуктов и нефтей железнодорожными маршрутами. Основные объекты этой зоны: а) железнодорожные тупики; б) сливо-наливные эстакады для приема и отпуска нефтепродуктов; в) нулевые резервуары, располагающиеся ниже железнодорожных путей; г) насосные станции для перекачки нефтепродуктов из вагонов цистерн в резервуарный парк обратно, а также для внутрискладских перекачек; д) манифольды-камеры, где собраны задвижки, с помощью которых управляют потоками нефтепродуктов по трубопроводам; е) лаборатории для проведения анализов нефтей и нефтепродуктов; ж) помещения для отдыха сливщиков и наливщиков; з) хранилища нефтепродуктов в таре; и) железнодорожные погрузочно-разгрузочные площадки, а также площадки для приема и отпуска нефтепродуктов в таре.

Зона водных операций включает сооружения для приема и отпуска нефтепродуктов баржами и танкерами. В этой зоне располагаются: а) причалы (пирсы) для швартовки нефтеналивных судов, часто оборудованные насосными установками для выкачки нефтепродуктов из судов; б) насосные стационарные и плавучие; в) манифольд; г) лаборатория; д) помещения для сливщиков-наливщиков; е) конторы грузовых операций.

В третьей зоне размещаются: а) резервуарные парки для хранения нефтей и нефтепродуктов - основные сооружения нефтебаз; б) резервуары-газосборники для улавливания паров нефтепродуктов; в) манифольд; г) мерники - резервуары малой вместимости для отпуска небольших партий нефтепродуктов; д) обвалование - огнестойкие ограждения вокруг резервуарных парков, препятствующие разливу нефтепродуктов при авариях с резервуарами.

Оперативная зона предназначена для отпуска нефтепродуктов мелкими партиями в автоцистерны, контейнеры, бочки и бидоны. В этой зоне размещаются следующие сооружения и объекты: а) автоэстакады и автоколонки для отпуска нефтепродуктов в автоцистерны; б) разливочные и расфасовочные для налива нефтепродуктов в бочки и бидоны; в) тарные, склады для хранения расфасованных в бочки, бидоны и контейнеры нефтепродуктов; г) склады чистой и грязной тары; д) погрузочные площадки для автотранспорта.

Зона вспомогательных технических сооружений предназначена; для обслуживания основных объектов нефтебазы и состоит из: а) котельной, снабжающей паром силовые установки (паровые-насосы), технологические объекты и систему отопления; б) склада топлива для котельной; в) механической мастерской с электросварочным и электроремонтным отделениями; г) цеха или мастерской по изготовлению и ремонту тары (бочек, бидонов и т.д.); д) склада материалов для изготовления бочек и бидонов; е) склада материалов, оборудования, запасных частей; ж) электростанции или трансформаторной подстанции для снабжения нефтебазы электроэнергией; з) водопроводных сооружений, снабжающих нефтебазу водой из городского водопровода, артезианских скважин, близлежащих водоемов и т.д.; и) водонасосной станции для снабжения нефтебазы водой и создания необходимого напора при пожарном водопотреблении; к) резервуаров для хранения противопожарного запаса воды; л) водонапорной башни для обеспечения необходимого напора в водопроводной сети при производственно хозяйственном потреблении; м) регенерационных установок, восстановления отработанных масел; н) обмывочных пунктов для персонала, занятого на работах с этилированными нефтепродуктами; о) прачечной для дегазации и стирки одежды; п) диспетчерских пунктов; р) песколовки, в которой задерживается песок, смываемый с территории нефтебазы ливневыми водами; с) нефтеловушки для отделения нефтепродуктов от воды; т) аварийного амбара для приема пролитого нефтепродукта при авариях, с резервуарами; у) иловой площадки, на которой сточные воды нефтебазы окончательно очищаются от следов нефтепродуктов, взвесей и т.п.

Перечисленные выше объекты всех пяти зон. соединяются между собой сетью трубопроводов для перекачки нефтепродуктов, для снабжения водой, паром или горячей водой.

В шестой зоне - административно-хозяйственной - размещаются: а) контора с проходной; б) пожарное депо с пенореактивными установками для выработки пены, необходимой для тушения пожаров в резервуарах; в) здание охраны; г) гараж; д) помещение связи.

Вне территории нефтебазы располагается жилой поселок работников нефтебазы.

Перечисленные выше зоны и сооружения в них не обязательно входят в состав каждой нефтебазы. Номенклатура сооружений и зон, имеющихся на нефтебазе, зависит от типа и категории нефтебазы, назначения и характера проводимых операций. Так, например, многие перевалочные нефтебазы не имеют объектов четвертой зоны; глубинные распределительные нефтебазы не имеют объектов первой и второй зон.

6. Определение объема резервуарного парка нефтебазы

Резервуарный парк является одним из наиболее дорогостоящих объектов нефтебазы, поэтому очень важно уметь правильно определять объем резервуарного парка нефтебазы с учетом перспективного его развития в будущем. Резервуарный парк не должен иметь излишнего объема, но в то же время не должно быть и недостатка его, так как это приводит к простою транспорта и нарушению технологического режима работы нефтебазы. Объем парка нефтебазы зависит от ее типа, грузооборота, условий завоза и вывоза. В реальных условиях завоз и вывоз не совпадают, поэтому и нужны резервуары. Максимальное количество нефтепродукта Vmax на нефтебазе будет в конце периода слабого отпуска, когда завоз превышает вывоз, а минимальное количество Vmin будет в конце периода интенсивного отбора, когда вывоз превышает завоз. Следовательно, необходимый оборотный объем резервуарного парка будет равен разности наибольшего и наименьшего остатков нефтепродукта, т.е. V=V max - V min .

Для определения объема резервуарного парка нефтебазы необходимо располагать данными о завозе и вывозе нефтепродуктов в абсолютных цифрах (м 3 , т) или в процентах от годового оборота по месяцам, декадам или неделям.

Если кривые завоза и вывоза нефтепродуктов неизвестны, то объем резервуарного парка нефтебазы определяется другими способами. Так, например, для речных и морских нефтебаз, расположенных на замерзающих путях сообщения, этот объем принимается равным реализации баз в межнавигационный период, когда нефтепродукты на базу не завозятся. Объем, парка нефтебазы, расположенной на незамерзающих реках и морях, принимается как минимум равным вместимости всех одновременно прибывающих нефтеналивных судов максимальной грузоподъемности.

Делением расчетного объема парка нефтебазы V на коэффициент использования резервуаров получают проектный объем

Коэффициент использования резервуаров = 0,95 - 0,97 определяет отношение полезного объема резервуара к его полному объему. По проектному объему V п подбирают строительный объем резервуарного парка нефтебазы Vc, который обычно больше проектного, так как в него входят кроме объема резервуаров для долговременного хранения нефтепродуктов объем резервуаров-мерников, "нулевых" резервуаров, емкостей для осветления, регенерации отработанных масел и т.д.

Кроме того, резервуары выпускаются только определенных размеров, поэтому трудно точно подобрать, чтобы Vп = Vс.

1. для железнодорожных распределительных нефтебаз, где Gср - средняя месячная реализация нефтепродуктов; k - . коэффициент неравномерности поступления и реализации нефтепродуктов; - плотность нефтепродуктов;

2. для водных распределительных нефтебаз, расположенных на замерзающих водных путях: , где q - переходящий двухнедельный остаток нефтепродуктов; а - коэффициент, учитывающий запаздывание начала навигации и ее преждевременное закрытие (а = 1,15); Gср - реализация нефтепродуктов (при ввозе один раз в году - годовая реализация; при ввозе в течение всей навигации - реализация межнавигационного периода; при ввозе в течение двух навигационных периодов - реализация в больший из межнавигационных периодов);

3. для водных распределительных нефтебаз, расположенных на незамерзающих водных путях - аналогично железнодорожным - распределительным нефтебазам с учетом грузоподъемности (разового ввоза) и неравномерности прибытия судов.

Для одного сорта нефтепродуктов предусматривают не менее двух резервуаров в целях возможности совмещения операций: по приему и отпуску данного сорта.

Если операции по приему и отпуску производятся непрерывно, то в этом случае необходимо предусматривать не менее трех резервуаров для проведения замеров и определения количества нефтепродуктов.

Резервуары на нефтебазе должны быть по возможности однотипными, так как это снижает расходы по их монтажу и эксплуатации. Необходимо стремиться устанавливать меньшее число резервуаров большого объема, что снижает расход металла на единицу объема, уменьшает площадь резервуарного парка, длину трубопроводов и обвалования.

7. Коэффициент оборачиваемости резервуаров

Общий объем резервуарного парка нефтебазы равен части ее годового оборота. Отношение годового оборота Vг к объему установленных резервуаров Vо называется коэффициентом оборачиваемости резервуаров.

Коэффициент оборачиваемости характеризует степень использования резервуаров нефтебазы. С увеличением коэффициента оборачиваемости снижается стоимость перевалки нефтепродукта через нефтебазу. К < 3 < 60. Малые значения коэффициента оборачиваемости обычно имеют речные или морские нефтебазы, расположенные в замерзающих портах сообщения. Большие - железнодорожные нефтебазы и особенно нефтебазы, расположенные в начале и конце магистральных трубопроводов.

Cреднегодовой коэффициент оборачиваемости для нефтебазы вычисляться как средневзвешенная величина по объёму: , где ki - коэффициент оборачиваемости по каждому нефтепродукту; Vi - суммарный объем резервуаров для каждого нефтепродукта; V - суммарный объем резервуарного парка нефтебазы; n - число сортов нефтепродуктов.

Рост грузооборота при постоянном объеме резервуарного парка повышает коэффициент оборачиваемости. Однако он не должен превышать некоторого оптимального значения, так как при этом ухудшатся другие показатели работы нефтебазы - возникнут простои нефтетранспорта из-за отсутствия свободной емкости.

На основании многолетнего опыта эксплуатации оптимальные значения коэффициентов оборачиваемости составляют:

1) для водных перевалочных нефтебаз, расположенных на незамерзающих путях сообщения при перевалке с воды на железную дорогу - 18 ч 20; с железной дороги или трубопровода на воду - 25 ч 30;

2) для водных перевалочных нефтебаз, расположенных на замерзающих путях сообщения, при перевалке с воды на железную дорогу - 8 ч10; с железной дороги на воду - 6 ч 8;

3) для перевалочных нефтебаз, осуществляющих перевалку с трубопровода на железную дорогу - 20 ч 25;

4) для железнодорожных распределительных нефтебаз - 6 чч 8;

5) для водных распределительных нефтебаз - 2 ч 4.

8. Классификация резервуаров. Резервуарные парки

Резервуары могут быть наземные, подземные, полуподземные.

1) наземные - резервуар, у которого днище расположено на уровне или выше планировочной отметки прилегающей территории в пределах 3 м. от резервуара.

2) полуподземные - резервуар, у которого днище заглублено не менее, чем на половину его высоты, а наивысший уровень нефтепродукта находится не выше 2м. от планировочной отметки прилегающей территории.

3) подземные - резервуар, у которого наивысший уровень налитого нефтепродукта находится не менее чем на 0,2 м. ниже планировочной отметки прилегающей территории.

По форме резервуары:

1) прямоугольные;

2) цилиндрические;

3) конические;

4) сферические;

5) каплевидные и др.

Вокруг наземных резервуаров и полуподземных для предупреждения розлива нефти при авариях или пожарах сооружается сплошной земляной вал или сплошная стена из негорючего материала, высотой не менее 1м., эта стена называется обвалование.

Обвалование устраивается так, что зеркало разлившегося нефтепродукта было не менее чем на 0,2м. ниже верха обвалования. Объём резервуаров одной группы в одном обваловании не должен превышать 20 000 м 3 .

Площадь зеркала подземного не должна превышать 7000 м 2 , а площадь зеркала группы - 14 м 2 .

Расстояние между стенами наземных резервуаров в пределах одной группы:

1) Резервуары с плавающими крышками: 0,5d не более 20 м.;

2) Резервуары с понтонами: 0,65d то не более 30 м.;

3) Резервуары со стационарными крышками при хранении легковоспламеняющихся жидкостей 0,75d не более 30 м., для горючих жидкостей 0,5d не более 20 м.

Резервуары объёмом до 200 м 3 допускается располагать на одном фундаменте в блоках объём ктр. не превышает 4000 м3. Расстояние между стенками резервуаров в таких блоках не нормируется. Расстояние м-у должно быть не менее 15 м. Вокруг групп этих резервуаров устраивается обвалование не менее 0,8 м. Если в группе резервуары разных конструкций расстояние м-у ними максимальное. Расстояние м-у стенками подземных резервуаров принимается не менее 1 м. По границам резервуарного парка и м-у группами устраивается поезд не менее 3,5 м.

9. Вертикальные цилиндрические резервуары низкого давления

Избыточное давление в таких резервуарах мало отличается от атмосферного, поэтому их корпус рассчитывают на гидростатическое давление, равное весу столба жидкости над рассматриваемым сечением.

Для восприятия ветровой нагрузки, превышающей 30 Па, корпус резервуара должен быть усилен кольцами жесткости. Покрытие резервуара коническое с уклоном 1: 20.

Вследствие трудоемкости изготовления и монтажа конической крышки, несущие конструкции которой состоят из ферм, прогонов, радиальных балок и связей, разработана и применяется кровля, собираемая из крупноразмерных щитов заводского изготовления. Щит представляет собой каркас из прокатных двутавров и швеллеров, к которому приварен листовой настил толщиной 2,5 мм. В середине резервуара щит опирается на оголовок центральной стойки.

Рис. 1. Вертикальный цилиндрический резервуар высокого давления:

1 - корпус; 2 - сферическое покрытие; 3 - кольцо сопряжения цилиндрического корпуса со сферической поверхностью покрытия; 4 - днище; 5 - анкерные крепления; 6 - верхнее кольцо жесткости; 7 - анкерная консоль; 8 - нижнее кольцо жесткости; 9 - стенка; 10 - анкерный болт; 11 - бетонная плита

10. Вертикальные цилиндрические резервуары высокого давления

Резервуары высокого давления предназначены для хранения нефтепродуктов с высоким давлением насыщенных паров. На рис.1 представлен резервуар, состоящий из цилиндрического корпуса, сферической кровли и плоского днища. Основанием резервуара служит песчаная подушка. Во избежание возможного поднятия периферийной части днища под действием избыточного давления при небольшом заполнении нижний пояс корпуса закрепляют в грунте анкерными болтами и железобетонными плитами. Анкерные болты крепят к стенке резервуара при помощи приваренных консолей. Устойчивость оболочки корпуса при вакууме обеспечивается промежуточными горизонтальными кольцами жесткости. Настил кровли образует пологую сферическую форму при укладке тонких листов кровли на каркас покрытия, выполненного в виде стержневого сферического купола. Поэтому при изготовлении листов кровли гнуть их по поверхности двоякой кривизны не требуется. Резервуары объемом до 2000 м3 изготовляют на избыточное давление 0,03-0,04 МПа, а резервуары объемом до 5000 м3 - на избыточное давление 0,015-0,02 МПа.

В зонах сопряжения сферического покрытия с цилиндрической частью могут возникнуть краевые напряжения.

11. Расчет корпуса РВС на прочность

Формула для определения толщины стенки корпуса

По расчетной методике за критерий прочности и надежности принимается первое предельное состояние, определяемое несущей способностью (например, прочностью и устойчивостью для конструкций, работающих при периодических нагрузках), при достижении которого конструкция теряет способность сопротивляться внешним нагрузкам (разрушается) или получает остаточные деформации, препятствующие ее нормальной эксплуатации. Возможность достижения первого предельного состояния при растяжении, сжатии и изгибе материала зависит от механических свойств материала и характеризуется нормативным сопротивлением, принимаемым равным наименьшему значению предела текучести т. Значения, расчетных сопротивлений растяжению, сжатию и изгибу получаются делением нормативных сопротивлений на коэффициенты безопасности по материалам и в необходимых случаях понижаются умножением на коэффициенты условий работы m элементов конструкций.

При расчете элементов конструкций резервуаров принимают определенные значения коэффициентов перегрузки n (от собственного веса и веса изоляции стационарного оборудования n 1 =l,2; гидростатического давления n 2 = 1,1; избыточного давления и вакуума n 3 =1,2; снеговой нагрузки n 4 =1,4-1,6; ветровой нагрузки n 5 =1,2; гололедной нагрузки n 6 =1,3) и значения коэффициентов условий работы m (для стенки резервуара m 1 = 0,8; для сопряжения стенки с днищем резервуара m 2 =1,6; при расчете корпуса на устойчивость m 3 =1,0; при расчете колец жесткости m 4 =0,6; для анкерных болтов при растяжении m 5 =0,65 и для предварительно напряженной стенки резервуара m 6 = 1,0).

Получим расчетную формулу для толщины стенки корпуса, где R р св - расчетное сопротивление сварного соединения растяжению. Следует отметить, что расчет толщины корпуса резервуара, пo безмоментной теории является упрощенным, так как не учитываются, влияния изгибающих моментов, возникающих в сопряжении корпуса с днищем и в кольцевых швах, сваренных внахлестку.

Если толщина стенки?4 мм, то такие резервуары строят с постоянной толщиной стенки всех поясов корпуса 0 =4 мм (рис. 2, 6). При > 0 резервуары строят с переменной толщиной стенок по высоте (рис. 2, в).

Рис. 2. Эпюры толщин стенок вертикальных:

а - теоретическая для "атмосферного" резервуара; б - для "атмосферного" резервуара с постоянной толщиной стенок; в - для "атмосферного" резервуара с переменной толщиной стенок; г - теоретическая для резервуара высокого давления

Фактические эпюры толщин отличаются от расчетных на величину незаштрихованной части, но ввиду ограниченности сортамента листовой стали (рис. 2, б) это различие еще больше.

Если толщина нижних поясов крупных резервуаров из углеродистой стали получается больше 16 мм, а из стали повышенной или высокой прочности - более 14 мм, то при рулонировании полотнищ корпуса принимают <16 мм или <14 мм для высокопрочных сталей, а при сооружении производят обмотку нижних поясов высокопрочной проволокой при помощи арматурно-навивочной машины. Степень обжатия корпуса определяется пределом, за которым круговая форма цилиндра теряет устойчивость.

12. Оборудование резервуаров для хранения светлых нефтепродуктов

Для правильной и безопасной эксплуатации стальные резервуары для хранения светлых нефтепродуктов должны иметь следующее оборудование (рис. 1а).

Рис. 3.

1 - верхний световой люк; 2 - вентиляционный патрубок; 3 - огневой предохранитель; 4 - основной механический дыхательный клапан; 5 - замерный люк; 6 - уровнемер; 7 - нижний люк-лаз; 8 - водоспускной кран; 9 - хлопушка; 10 - грузовой патрубок; 11 - перепускное устройство; 12 - подъемник хлопушки; 13- предохранительный гидравлический дыхательный клапан.

Верхний световой люк

Замерный люк

Пробоотборник типа ПСР позволяет автоматически отбирать из резервуара пробу, соответствующую составу нефтепродукта в резервуаре - Это достигается путем выделения в резервуаре столбика нефтепродукта по всей высоте налива. Пробоотборник ПСР-4 состоит из трех основных узлов: верхнего люка, пробоотборной колонны и панели управления отбором и сливом пробы.

Пеногенератор представляет собой генератор высоко кратной пены (ГВП) в комплекте с пенокамерой. Пеногенератор стационарно укреплен на верхнем поясе резервуара, куда подается раствор пенообразователя. При этом образующаяся высокократная воздушная механическая пена через пенокамеру вводится внутрь резервуара.

Вентиляционный патрубок

Люк-лаз

Подъемную трубу

Водоспускное устройство

Хлопушка предотвращает утечку нефтепродукта из резервуара в случае повреждения приемо-раздаточных трубопроводов и задвижек. Ее обычно устанавливают на приемной трубе. Если в резервуаре имеются две специализированные приемо-раздаточные трубы, то на нагнетательной трубе можно установить хлопушку без управления. Для обеспечения открывания хлопушки устраивают перепуск, позволяющий выравнивать давление до и после хлопушки.

Огневые предохранители , препятствующие проникновению внутрь резервуара огня и искр через дыхательные клапаны, устанавливают под дыхательными клапанами. Принцип действия их основан на том, что пламя или искра не способны проникнуть внутрь резервуара через отверстая малого сечения в условиях интенсивного теплоотвода. Стандартный огневой предохранитель имеет круглую кассету, состоящую из свитых в спираль гофрированной и плоской лент из алюминиевой фольги, образующих несколько параллельных каналов. Эти заградители пламени обладают малым гидравлическим сопротивлением и наиболее устойчивы против обледенения.

Дыхательные клапаны устанавливают на крыше резервуара у замерной площадки для сокращения потерь нефтепродуктов от испарения при хранении легковоспламеняющихся нефтепродуктов и для предотвращения разрушения резервуара.

Дыхательный клапан работает при повышении давления в резервуаре или вакууме выше расчетного. В первом случае он выпускает в атмосферу, образовавшуюся в резервуаре паровоздушную смесь и таким путем доводит давление в резервуаре до расчетного значения, а во втором случае, наоборот, при образовании разрежения впускает в резервуар атмосферный воздух и тем самым поддерживает расчетный вакуум. На случай выхода из строя дыхательного клапана предусмотрен предохранительный клапан, который срабатывает при повышении расчетного давления и вакуума на 5-10%.

13. Оборудование резервуаров для хранения темных нефтепродуктов

Для правильной и безопасной эксплуатации стальные резервуары для хранения темных нефтепродуктов должны иметь следующее оборудование (рис. 3, б).

Каждый резервуар снабжается лестницей, необходимой для осмотра оборудования, отбора проб и контроля уровня н/продукта. Лестницы стоятся прислонными, спиральными и шахтными. У места присоединения лестницы к крыше резервуара сооружается замерная площадка, на которой устанавливают замерный люк, замерные приспособления, дыхательную арматуру.

Приемо-раздаточные патрубки предназначаются для присоединения к ним приемных или раздаточных т/пр с наружи резервуаров и хлопушки или шарнира подъемной трубы изнутри. Они устанавливаются в нижнем поясе в кол-ве от 1 до 4.

Верхний световой люк предназначен для проветривания во время ремонта и зачистки, а также для подъема крышки хлопушки и шарнирных труб при обрыве рабочего троса.

Замерный люк служит для замера уровня нефтепродукта и отбора пробы из резервуара. В настоящее время резервуары оснащают дистанционными уровнемерами типа УДУ и пробоотборником типа ПСР. Эти приборы позволили облегчить труд операторов, повысить точность измерения уровня и отбора пробы. В конструкции указателей уровня предусмотрена возможность подсоединения к ним датчиков для передачи показаний в диспетчерский пункт.

Вентиляционный патрубок устанавливают в верхней точке покрытия резервуаров, в которых хранятся горючие нефтепродукты, а также на резервуарах с понтонами, для постоянного сообщения газового пространства с атмосферой. Во избежание попадания посторонних предметов и искр внутрь резервуара поперечное сечение вентиляционных патрубков затягивают медной сеткой. Диаметр вентиляционного патрубка обычно принимают равным диаметру приемо-раздаточного трубопровода. В этом случае дыхательную арматуру на резервуарах не устанавливают.

Люк-лаз , помещаемый в первом поясе резервуара, предназначен для доступа внутрь резервуара при ремонте и очистке от скопившейся на дне грязи. Люк-лаз одновременно служит для вентиляции резервуаров при проведении огневых работ, а потому расположен диаметрально противоположно световому люку.

Подъемную трубу устанавливают на приемной трубе резервуара, предназначенного для хранения, подогрева и отстоя нефтепродуктов. Подъемная труба служит для отбора нефтепродукта из верхних, наиболее чистых слоев, где он имеет наибольшую температуру. Подъем трубы осуществляется специальной лебедкой или за счет выталкивающей силы поплавка, устанавливаемого на ее конце и поддерживающего постоянное расстояние между входным сечением трубы и уровнем нефтепродукта. Поднимать трубу можно до определенной высоты, в пределах которой она может опускаться под собственным весом.

Водоспускное устройство , устанавливаемое на первом поясе резервуара, предназначено для периодического спуска подтоварной воды, которая накапливается на дне, осаждаясь из обводненных нефтей. Одним из способов предохранения утечки через неплотности днища является хранение нефтепродуктов на водяной подушке, нормальная высота которой 3-5 см. Водоспускное устройство может поворачиваться, что позволяет полностью вытеснять нефтепродуктом воду из устройства. Этим предотвращается возможность замерзания воды при отрицательных температурах воздуха.

14. Подбор дыхательных клапанов для стальных резервуаров

Дыхательные клапаны резервуаров подбирают по пропускной способности и допускаемому перепаду давления. Максимальный расход газов, проходящих через клапан, определяется при заполнении резервуара как сумма расходов, состоящая из:

Q 3 =q 3 +q t 1 +q t 2 +q г

где Q 3 - максимальный расход газов; q з - максимальный расход нефтепродуктов при заполнении резервуара; q t1 - максимальный расход газа вследствие нагрева газового пространства от внешней среды q t 1 =вДTV г

-коэффициент объемного расширения газа (= 1/273 К -1:); ДT - скорость нагревания газового пространства резервуара (ДT=0,0013 К/с); Vг - максимальный объем газового пространства (принимается равным объему резервуара). Подставив значения ДT и получим: q t 1 =4,76 10 -6 V г

q t2 - расход газа вследствие нагрева газового пространства при закачке более нагретого нефтепродукта

б - коэффициент теплообмена; F - площадь зеркала нефтепродукта в резервуаре; Т н и Т г - соответственно температуре нефтепродукта, закачиваемого в резервуар, и температура газового пространства; с - теплоемкость; R - удельная газовая постоянная; р - давление в газовом пространстве резервуара; q г - объем выделяющихся из нефти газов, определяемый по газовому фактору.

При выкачке нефтепродукта из резервуара расход поступающего через клапан атмосферного воздуха (в м 3 /с) будет Q B =q B +q t , где q в - производительность выкачки нефтепродукта из резервуара; q t - дополнительный расход из-за возможного охлаждения газового пространства резервуара и частичной конденсации паров.

Наиболее интенсивно резервуар охлаждается во время ливня, поэтому для расчетов скорость охлаждения следует принимать ДT - 8 10 -3 К/с. Величину q t определяют по формуле q t ?2,9 10 -5 V Г

По большему значению Q 3 или Q B подбирают по каталогу клапан необходимого размера. Если требуемая пропускная способность не может быть удовлетворена одним клапаном, то подбирают несколько клапанов меньшего размера.

15. Оптимальные размеры РВС с постоянной толщиной стенки

Толщина боковых стенок резервуаров ограничивается определенным минимальным значением д 0 из условия устойчивости, т.е. недопущение самопроизвольного смятия стенок пустого резервуара.

Для применяемых в резервуаростроении сталей эта минимальная толщина равна 4 мм.

Если размеры резервуара таковы, что в заполненном состоянии напряжения у нижней кромки корпуса резервуара не превышают допустимых для листов металла с min-ой толщиной д 0 , то такие резервуары сооружают с постоянной толщиной стенки.

В объем металла V м, необходимого для строительства резервуара, входят:

1) объем металла днища и кровли:

Где л=д Д +д К; д Д и д К - соответственно толщины листов днища и кровли;

2) объем металла боковых стенок (корпуса) резервуара:

V б =2рRHд 0 (2),

тогда:

V м =рR 2 л+ 2рRHд 0 (3).

Так как, то

Минимальный объем металла, затрачиваемый на резервуар, найдем из условия dV м /dH=0:

После преобразования

Сопоставляя (5) и (7), заметно, что выражение в левой стороне равенства (7) - это объем металла днища и кровли, а в правой стороне - половина объема металла боковых стенок резервуара, т.е. резервуар с постоянной толщиной стенки имеет наименьший объем металла, когда объем металла днища и кровли в два раза меньше объема металла стенок. Из ур-я (7) находим оптимальную по затрате металла высоту резервуара:

из (4) - оптимальный радиус резервуара:

подставив в формулу (3) значения Н и R из (8) и (9), получим объем металла в резервуаре с оптимальными параметрами:

Максимальный объем оптимального по металловложениям резервуара с постоянной (минимальной) толщиной стенки д 0 определяется из условия достижения максимально допустимых напряжений у нижней кромки корпуса резервуара.

Условие прочности:

Где б= [у] сg; с - плотность продукта; [у] - расчетное напряжение материала стенок; g - ускорение свободного падения. В (11) подставляем H и R из (8) и (9) получаем

16. Оптимальные размеры РВС с переменной толщиной стенки

У резервуаров с переменной толщиной стенок верхние пояса общей высотой Н 1 выполняются постоянной толщины д 0 , а толщина нижних поясов возрастает по мере увеличения нагрузки. Весь объем металла V м резервуара с переменной толщиной стенки складывается из:

1) объема металла днища и кровли

2) объема работающего металла, воспринимающего нагрузку от гидростатического давления продукта в резервуаре

Т.к. д=HR/б, то

3) объем из объема неработающего металла в верхних поясах с толщиной стенки д 0:

Т.к. Н 1 =д 0 б/R (5), то V нр1 =рд 0 2 б (6)

4) из объема неработающего металла в остальных поясах резервуара:

где n= (Н-Н 1) /h П - число поясов с переменной толщиной стенки; е - разность толщин листов двух смежных поясов, е=const.

Учитывая, что рR 2 H=V:

Тогда полный объем металла резервуара:

Оптимальная по затратам металла высота резервуара:

в левой части ур-я (13) - объем металла днища и кровли, а в правой - объем работающего металла корпуса резервуара. Резервуар с переменной толщиной стенок имеет наименьший объем (массу) металла, когда объем металла днища и кровли равен объему работающего металла корпуса. Оптимальное значение высоты резервуара:

Высота резервуаров с переменной толщиной стенки не зависит от объема резервуара; она определяется только конструктивными элементами резервуара, качеством материала и свойствами продукта.

17. Резервуары с плавающей крышей и понтоном

Для сокращения потерь легких фракций нефтей и бензинов получили широкое распространение резервуары с плавающей крышей (для южных районов) или с понтоном (для средних и северных районов).

Корпус резервуара с плавающей крышей представляет собой цилиндрическую оболочку, рассчитанную на гидростатическое давление жидкости. Вверху корпуса предусматривается кольцевой балкон, соединенный с землей наружной лестницей, а с плавающей крышей - внутренней качающейся лестницей, шарнирно прикрепленной к верху корпуса резервуара. В нижней части внутренней лестницы имеются специальные катки, при помощи которых лестница перемещается по настилу крыши в радиальном направлении и потому не препятствует изменению положения крыши по высоте. На нижнем настиле плавающей крыши укреплены опоры высотой 1,5-2 м, необходимые для ремонта крыши и днища опорожненного резервуара.

Для обеспечения стока дождевой воды верхнему настилу придается уклон к центру. Вода с крыши удаляется через гибкий шланг или шарнирную трубу, прикрепленную в центре нижнего настила. Резервуары с плавающей крышей оборудованы люками и замерными устройствами с дыхательными клапанами.

Дыхательный клапан необходим для защиты крыши от вакуума при полной откачке нефтепродукта и избыточного давления при закачке, когда крыша находится в нижнем положении. В настоящее время существуют плавающие крыши двух типов:

двойная понтонная крыша, состоящая из герметичных отсеков-понтонов, обеспечивающих ее непотопляемость при нарушении герметичности одного или нескольких понтонов;

одинарная крыша с центральным диском из стальных листов, по периферии которого располагается кольцевой понтон, разделенный радиальными переборками на герметичные отсеки, препятствующие потоплению крыши. Благодаря малой массе и простоте конструкции крыши второго типа получили наибольшее распространение. Плавающие крыши сваривают из листов толщиной 4-5 мм и испытывают на непроницаемость.

Для предупреждения заклинивания вследствие неровностей стенок резервуара или перекоса при неравномерной осадке плавающая крыша имеет диаметр на 200-400 мм меньше диаметра резервуара. Зазор между крышей и стенками резервуара уплотняют затворами специальных конструкций, обеспечивающих герметичность при переходе крыши через сварные стыки и неровности поверхности резервуара. Эффективность работы плавающих крыш в значительной степени зависит от надежности уплотняющих затворов, которые должны быть непрерывными и обеспечивать постоянный контакт с корпусом резервуара. Наибольшее распространение получили затворы шторный (щелевой) и линейный (контактный).

Герметизирующая способность затвора зависит от плотности его прилегания к внутренней поверхности резервуара, степени герметичности самого затвора и объема кольцевого пространства.

Cxeмa резервуара с плавающей крышей:

1 - корпус резервуара; 2 - затвор, уплотняющий зазор между корпусом резервуара и плавающей крышей; 5 - плавающая крыша; 4 - насыщенное парами газовое пространство; 5 - поплавки лава - крыши; 6 - подвижная лестница; 7 - неподвижная лестница.

18. Горизонтальные металлические резервуары

Горизонтальные цилиндрические резервуары широко применяют на нефтебазах для хранения нефтепродуктов в малых количествах.

...

Подобные документы

    Организация учета и контроля подачи нефти на НПЗ непосредственно перед предприятием на приемо-сдаточном пункте. Транспорт сырья по железной дороге. Перевозка нефти и нефтепродуктов по воде. Хранение сырья. Приготовление и хранение товарной продукции.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Потери легких фракций нефти, малые и большие "дыхания" резервуаров. Устройства для борьбы с потерями нефтепродуктов. Хранение нефтепродуктов под слоем газа. Улавливание паров и нефтепродуктов с помощью эжектора. Снижение температуры газового пространства.

    презентация , добавлен 26.06.2014

    Физико-химические, эксплуатационные свойства нефти. Абсолютная плотность газов при нормальных условиях. Методы определения плотности и молекулярной массы. Важный показатель вязкости. Предельная температура фильтруемости, застывания и плавления нефти.

    презентация , добавлен 21.01.2015

    Расчет потерь бензина от «большого дыхания» при закачке в резервуары. Подземное и подводное хранение топлива. Характеристика средств снижения потерь нефти и нефтепродуктов: резервуары с понтонами, повышенного давления, использование дисков-отражателей.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2009

    Изучение стандартизации, норм и правил сооружения резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов. Основы проектирования площадки и заложение фундамента вертикального стального резервуара. Сооружение стенки и крыши емкости и основного оборудования.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2014

    Описание наименований и технологии получения нефтяных фракций. Особенности и направления переработки нефти. Классификация товарных нефтепродуктов. Моторные топлива в зависимости от принципа работы двигателей. Нефтяные масла, энергетические топлива.

    презентация , добавлен 21.01.2015

    Разработка технологических решений по увеличению резервуарного парка на нефтескладе ООО "Мостсервис-транс". Расчет сливного трубопровода и фундамента под емкости РГС-75. Насосная слива и налива нефтепродуктов. Оценка экономической эффективности проекта.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2012

    Особенности перекачивания и хранения нефтепродуктов, основные требования к хранилищам. Типы резервуаров и их конструкции, техническая документация и обслуживание. Классификация потерь нефти от испарения при хранении в РВС, мероприятия по их сокращению.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Характеристика и рекомендации по выбору традиционных средств сокращения потерь нефти и нефтепродуктов от испарения. Особенности применения систем улавливания легких фракций. Методика расчета сокращения потерь при применении различных технических средств.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Основные пути повышения ресурсоэффективности нефтеперерабатывающих процессов. Схемы фракционирования нефти. Дистилляция нефтепродуктов с прямой и обратной последовательностью колонн. Механическая и термическая интеграция, механические устройства.



Похожие статьи