Валовой региональный продукт: факторы влияния. Региональный валовый продукт: структура, объем, расчет

Валовый внутренний продукт – ВВП - популярная экономическая величина. С её помощью измеряется объём материальных благ, созданных в стране в течение года. Есть ещё один параметр – ВРП – валовый региональный продукт. Его можно посчитать для каждого региона отдельно. Это позволяет сравнивать разные субъекты Федерации. Сегодня изучим его более подробно.
---
ВРП считается медленно. Данных за 2017 год ещё нет. Поэтому будем пользоваться цифрами за год 2016. Для начала посмотрим какие субъекты Федерации самые крупные по данному показателю.


Смотреть программу Экономика на телеканале Крым-24

Архив программ.
Лидирует Москва. В структуре общероссийского ВРП её доля 21% .


Цифра большая. Её интересно посмотреть внимательно под микроскопом. Росстат предоставляет эту возможность. Перед вами структура ВРП Москвы.


Ничтожная доля у сельского хозяйства, ноль по добыче полезных ископаемых. Кстати, тот факт что многие предприятия работают в регионах, но зарегистрированы в Москве на подсчёт регионального продукта не влияет. Учитываются только произведённые товары или оказанные услуги. Если добыча полезных ископаемых в Москве не осуществляется, то и считать нечего. Поэтому здесь видим нулевой показатель.
А вот что у Москвы велико, так это торговля и сфера недвижимости. На них суммарно приходится больше половины ВРП. Именно они и дали столь внушительный результат.


Москва имеет огромное торговое значение для всей России. Там большое количество оптовых складов и рынков. Москва ведёт активную торговлю со всеми субъектами Федерации. Через неё идёт большой поток товаров. Они реализуются как оптом, так и в розницу. Что касается недвижимости, то здесь всё понятно. Она во-первых дорогая, во вторых пользуется повышенным спросом. Поэтому рынок жилья и офисных помещений дал весомую прибавку в общую копилку.


Ну а Московская обрабатывающая промышленность (заводы и фабрики), дали региону 12% от его ВРП. Москва - крупный центр машиностроения, станко-, судо-, приборостроения; чёрной и цветной металлургии, химической, лёгкой, полиграфической промышленности. Здесь находится центр имени Хруничева, который разрабатывает ракеты-носители Протон и разгонные блоки к ним.


Также в Москве сосредоточено большое количество военных предприятий. На втором месте по уровню ВРП Тюменская область. В таблице она даётся вместе с входящими в неё Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами. Столь весомый валовый региональный продукт объясняется богатством недр. В Тюменской области добывают нефть и газ. Этот регион – важный источник углеводородов не только для России, но и для всего мира.


В структуре ВРП на добычу полезных ископаемых приходится 54% . Благодаря этому и достигнута столь высокая позиция в данном рейтинге. Третья, четвёртая и пятая строчки вполне ожидаемо у Санкт-Петербурга, Московской области и Краснодарского края. Также к числу регионов с внушительным размером экономики следует отнести Свердловскую область, Татарстан и Красноярский край.
---
Говоря о Москве, я сказал, что в структуре её ВРП обрабатывающие производства занимают 12% . Давайте посмотрим в каких субъектах Федерации эта сфера находится на максимальных уровнях. Назову регионы, где обрабатывающая промышленность имеет долю в экономике выше 30%.


Рекордный по стране показатель у Липецкой области: 42% .


Здесь выпускаются холодильники и морозильники, производится сахарный песок и плодоовощные консервы. Большую роль в экономике не только области, но и страны играет Новолипецкий металлургический комбинат.


Озвучу короткой строкой другие субъекты федерации, к которых высока доля обрабатывающей промышленности в структуре экономики. Это Тульская область, Вологодская, Омская, Калужская, Владимирская, Челябинская, Новгородская и другие.
---
Обратимся к показателям Крыма и Севастополя.


Наша Республика среди других российских регионов занимает по ВРП 54 место . Севастополь на 82-м месте, но стесняться ему из-за этого не стоит, потому что площадь и население у него не большие. Примечательна динамика: и Крым, и Севастополь стремительно наращивают валовый региональный продукт. Успехи 16-го года по сравнению с 14-м внушительны.


Рост отчасти объясняется переходным периодом. В 2014 году была низкая база сравнения. Экономика перестраивалась и становилась на новые рельсы. Но и с учётом этой оговорки ВРП Крыма растёт семимильными шагами. Одно только жилищное строительство выросло за прошлый год в три раза, а оно является частью регионального продукта. Сейчас доля полуострова в экономике страны – пол-процента. Но вполне очевидно, что это лишь начало, и в последующие годы эта роль повысится.

Введение

1 Теоретическая часть

1.1 Основные понятия «валового регионального продукта»

1.2 ВРП в системе национальных счетов

1.3 Источники данных для исчисления ВРП

1.4 Методы исчисления ВРП

1.5 Планы развития национальных счетов в СНГ

1.6 Данные ВРП по Омской области

2 Практическая часть

2.1 Задача №1

2.2 Задача №2

2.3 Задача №3

2.4 Задача №4

2.5 Задача №5

2.6 Задача №6

2.7 Задача №7

2.8 Задача №8

Заключение

Список литературы

Введение

Современный экономический статус субъектов Российской Федерации требует использования разнообразных инструментов оценки экономического развития, финансовой сбалансированности, условий конкуренции на отечественном и мировом рынках. С другой стороны, такие инструменты необходимы для проведения активной федеральной политики, направленной на устранение межрегиональных диспропорций, укрепление экономической и политической целостности страны.

Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. В этих условиях разработка региональных управленческих решений требует современных подходов к их информационному обеспечению и экономическому обоснованию. С этой точки зрения, универсальной основой для комплексного анализа обобщающих характеристик рыночной экономики является система национальных счетов (СНС). Логическим продолжением СНС для регионального уровня является система региональных счетов (СРС). Центральное положение в СНС занимает валовой внутренний продукт (ВВП), а в СНС - его региональный аналог - валовой региональный продукт (ВРП). Он характеризует уровень экономического развития и результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов региона.

Без ВВП (ВРП) невозможно построение важнейших национальных (региональных) счетов.

В России СНС начала внедрятся с федерального уровня. Однако регионы также испытывают необходимость в современной статистической обобщающей модели. В нашей стране, объединяющей 89 территориально-административных образований с различными временными поясами и географическим положением, существуют значительные различия в уровнях экономического и социального развития регионов. Поэтому проблема расчёта валового продукта для каждого региона стоит особенно остро.

Не только территориальные органы управления, но и государство в целом заинтересованы в информации, комплексно характеризующей экономику всех регионов, позволяющей осуществлять выработку экономической политики и оценку эффективности принятых решений на региональном уровне.

Наиболее общий количественный показатель экономического развития регионов - динамика валового продукта территории. Межрегиональные сопоставления на его базе с использованием при необходимости дополнительных стоимостных и натуральных показателей позволяют определить направленность и интенсивность экономических процессов, ведущих к серьёзным сдвигам в межрегиональном соотношении сил.

Задача расчетов региональных макроэкономических показателей приобретает особое значение в связи с повышением роли ВРП в реформировании межбюджетных отношений и использовании этого показателя при распределении средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В последние годы возросла потребность органов государственного управления стран СНГ (как на федеральном, так и на региональном уровне) в данных региональной статистики и, в частности, региональных национальных счетов. Эту тенденцию можно объяснить стремлением органов управления уделять больше внимания вопросам социально- экономического развития на региональном уровне. Региональная политика стала составной частью общих программ социально-экономического развития стран; она формулируется в официальных документах органов управления, относящихся к развитию регионов.

В данной курсовой работе освещены понятие и сущность ВРП, его экономическое значение, методы исчисления и тенденции развития. Также представлены показатели ВРП города Омска и Омской области, динамика изменения показателей за период с 1998года по 2007год в основных текущих ценах и ВРП на душу населения. Прилагается решение задач.

1 Теоретическая часть

1.1 Основные понятия «валового регионального продукта»

В рамках выполнения «Комплексного плана мероприятий по внедрению общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в практику Российской экономики», утвержденного 26 декабря 2001г. Минэкономразвития России, Госкомстатом России и Госстандартом России, а также приведения расчетов макроэкономических показателей к международным стандартам, результаты оценки ВРП производственным методом и методом формирования по источникам доходов, начиная с данных за 2004г., публикуются в структуре общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Основная цена – цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, без налогов на продукты, но включая субсидии на продукты. Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне видов экономической деятельности как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов региональной экономики в отчетном периоде. Реализованные товары и услуги включаются в выпуск по фактической рыночной стоимости, нереализованная готовая продукция – по средним рыночным ценам. Изменение незавершенного производства включается в валовой выпуск по себестоимости.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.

Расходы на конечное потребление ВРП складываются из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведённые активы.

Существует несколько вариантов расчёта ВРП.

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Валовой региональный продукт рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объём валового регионального продукта).

1.2 ВРП в системе национальных счетов

Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементы системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, ОЭРС и Комиссией Европейских сообществ.

СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). СНС в полном объеме в настоящее время не может быть реализована на региональном уровне в силу ряда особенностей, присущих региональной экономике, и ограничений информационного плана, с которыми сталкиваются территориальные органы государственной статистики. Тем не менее, Госкомстат России проводит систематическую работу по внедрению на региональном уровне расчетов ряда обобщающих показателей, методологически основанных на принципах и определениях СНС. Главным среди них является показатель ВРП.

Система показателей результатов экономической деятельности на уровне экономики страны в целом должна быть дополнена системой показателей, характеризующих результаты экономической деятельности на уровне регионов.

Логическим продолжением СНС для регионального уровня является система региональных счетов (СРС), методологические принципы построения которой были разработаны нобелевским лауреатом Р. Стоуном в 50-х годах XX века. В настоящее время региональные счета строятся во многих странах мира. В России сделаны пока только первые шаги по созданию СРС в субъектах Федерации: разрабатываются счет производства и отдельные элементы ряда других счетов.

Центральное положение в СНС занимает показатель валовой внутренний продукт, а в СРС - его региональный аналог - валовой региональный продукт (ВРП). Без них невозможно построение важнейших национальных (региональных) счетов). ВВП применяется во всех странах с рыночной и переходной экономикой в макроэкономическом анализе и экономической политике как главный индикатор. Роль ВРП еще не столь авторитетна, однако и он применяется все шире как инструмент региональной политики.

Валовой региональный продукт ВРП - показатель, характеризующий результаты производства товаров и услуг в регионе в соответствии с принципами СНС, рассчитывается как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

ВРП не включает (или включает частично) результаты видов деятельности, направленных на выполнение общенациональных функций и не имеющих строгой территориальной привязки (центральное управление, оборона, денежная система, внешняя торговля и т.д.). В результате этого суммарный ВРП заметно меньше ВВП: например, за наблюдаемые 1994-2000 гг. его величина, по расчетам Росстата, колебалась в диапазоне от 86 до 91%.

Проблема состоит не только в том, что ВРП не учитывает некоторую часть деятельности, реально осуществляемой на территории региона и поэтому отражающейся в других региональных показателях (занятости, доходах населения, потребительских расходах, использовании земель и т.д.). Главное, что нераспределяемая часть ВРП колеблется во времени и неодинакова по различным регионам России. Естественно, что услуги и затраты центрального управления и международной деятельности в большей мере осуществляются в Москве, а деятельность армии затрагивает места дислокации воинских частей, то есть, прежде всего, провинцию.

Таким образом, валовой внутренний продукт ВВП не может быть исчислен как сумма валовых региональных продуктов ВРП по всем субъектам РФ.

Росстат ведет официальные расчеты ВРП в текущих ценах с 1994 г. по 79 субъектам Федерации, а с 1999 г. - по 88 субъектам. ВРП определяется по производственному методу как сумма произведенной валовой добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики. Расчеты ВРП в сопоставимых ценах выполняются Росстатом только с 1997 г.



При межрегиональных сопоставлениях ВРП (так же как и при международных сопоставлениях ВВП) необходимо учитывать региональные различия цен на товары и услуги.

Фактическое конечное потребление - показатель, характеризующий результаты экономической деятельности региона на стадии конечного использования ВВП. С помощью данного показателя определяют потребление домашними хозяйствами товаров и услуг за счет собственных доходов и за счет трансфертов в натуральной форме, получаемых от государственных учреждений и негосударственных некоммерческих организаций (индивидуальных услуг здравоохранения, образования, культуры и т.п.). Фактическое конечное потребление характеризует уровень благосостояния населения региона.

Контрольные вопросы

1. Назовите три уровня экономических показателей.

2. Дайте характеристику валового выпуска.

4. Что не входит в состав валового выпуска?

5. Как определяется валовой выпуск экономики?

6. Назовите особенности расчета валового выпуска промышленных предприятий.

7. Что относится к промышленным видам деятельности домашних хозяйств?

8. Что входит в состав валового выпуска сельского хозяйства?

9. Что включает в себя валовой выпуск строительства?

10. Дайте характеристику валового выпуска транспорта. Отметьте особенности валового выпуска дорожного хозяйства, связи,торговли и предприятий общественного питания.

11. Каковы сущность и состав промежуточного потребления?

12. Что относится к материальным затратам?

13. Дайте характеристику нематериальных услуг.

14. Что входит в состав материальных затрат и нематериальных услуг в промышленности?

15. Дайте характеристику промежуточного потребления в сельском хозяйстве, строительстве и транспорте.

16. Что такое «валовая добавленная стоимость»?

17. Как определить чистую добавленную стоимость?

18. В чем различие валовой и чистой прибыли предприятия?

19. Что такое валовой внутренний продукт?

20. Охарактеризуйте показатель валового национального дохода.

21. Что называется чистым национальным доходом?

22. Как вычисляется валовой национальный располагаемый доход?

23. Что такое «валовое накопление»?

25. Что относится к ценностям?

26. Охарактеризуйте состав национального богатства.


Лекция 4. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО

ПРОДУКТА

4.1.Производственный метод

4.2.Распределительный метод

4.3.Метод конечного использования

Валовой внутренний продукт является основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике большинства стран и международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ, МБРР). Это один из основных показателей системы национальных счетов, который характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов.

Валовой внутренний продукт - рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных резидентами за тот или иной период для конечного использования в рыночных ценах. Он включает в себя стоимость произведенных товаров и услуг и не включает стоимости промежуточных товаров и услуг, использованных в производственном процессе (сырья, материалов, топлива, услуг транспорта, финансовых услуг и т.п.). В то же время, как и другие показатели результатов экономической деятельности, рассчитываемые на валовой основе, ВВП включает в свой состав потребление основного капитала. ВВП может быть рассчитан 3-мя методами, каждый из которых соответствует определенной стадии воспроизводственного цикла:

1)производственным методом - на стадии производства товаров и услуг;

2)распределительным методом - на стадии распределения;

3)методом конечного использования - на стадии конечного использования.

Экономический статус каждого субъекта Российской Федерации делает актуальным применение самых разных инструментов для оценки экономического благосостояния, финансового баланса и условий конкуренции не только на отечественном, но и на мировом рынке. Данные инструменты крайне необходимы для реализации эффективной федеральной политики, которая направляется на ликвидацию диспропорций межрегионального типа, на укрепление целостности экономики и политики. Самостоятельность регионов приводит к актуализации региональной политики и к значимости такого показателя, как региональный валовый продукт.

Информационное обеспечение с помощью ВРП

Процветание становится позывом к разработке региональных управленческих решений с современными подходами к информационному обеспечению и экономической обоснованности. Оптимальной основой для анализа характеристик рыночной экономики комплексного типа выступает система национальных счетов, или СНС. На региональном уровне СНС выступает в формате СРС (система региональных счетов). Центральная позиция в СНС принадлежит валовому внутреннему продукту, или ВВП. Региональный аналог ВВП в СНС - это региональный валовый продукт, или РВП. Данный показатель показывает уровень экономического развития, является своеобразным отражением итогов экономической деятельности каждого из хозяйствующих субъектов в рамках региона. ВРП используется в качестве основы для формирования региональных счетов.

Зачем осуществляется расчет ВРП?

На территории России расположено порядка 89 административно-территориальных образований, локализованных в разных временных поясах, отличающихся географическим положением и уровнем экономического и социального развития. ВВП отражает лишь общую ситуацию в стране, не давая четко увидеть, как обстоят дела в разных ее уголках, что исключает вероятность принятия объективных решений. Государство заинтересовано в данных, которые способны комплексно охарактеризовать обстановку в каждом отдельном уголке страны.

Дифференцированная которой выступает региональный валовый продукт, позволяет выработать подходящую экономическую политику и оценить эффективность принятых решений не на уровне страны, а на уровне регионов. С помощью динамики ВРП, в комплексе со стоимостными и натуральными показателями, удается установить направленность и интенсивность экономических процессов, которые могут на межрегиональном уровне послужить сильным толчком к развитию. ВРП играет большую роль в расчетах макроэкономических показателей и в реформировании межрегиональных отношений. Показатель служит ориентиром в процессе распределения средств из «Фонда финансовой поддержки субъектов региона РФ».

Так что же такое ВРП?

Региональный валовый продукт является, по сути, обобщенным характеризирующим уровень экономического развития региона. Он отражает и характеризует процесс производства товаров и услуг. Объем ВРП говорит о том, какова стоимость всех выпущенных товаров и услуг во всех экономических отраслях в конкретном регионе. На первых стадиях внедрения показателя в экономический анализ данные публиковались с учетом рыночных цен. Оценка ВРП в формате основных цен существенно отличается от оценки в рыночных ровно на величину чистых налогов на продукты. Субсидии не учитываются. ВРП в доминирующих цехах отражает сумму добавленных стоимостей в основных ценах с ориентацией на определенный вид экономической деятельности.

Структура ВРП, или Что в него входит

Валовой региональный продукт рассчитывается с учетом основной цены, которая выходит в расчете на единицу товара или услуги. Налоги не учитываются, но во внимание берутся субсидии на продукты. Валовая рассчитывается в каждом отдельном сегменте экономической деятельности в качестве разницы между выпуском товаров или услуг и их промежуточным потреблением. За суммарная цена выпуска товаров и услуг в рамках одного региона и является объемом выпущенной продукции. В выпуск включаются уже реализованные товары с услугами по рыночной стоимости. Для расчета используется среднее значение. учитывается в валовый выпуск, но только по себестоимости. Промежуточное потребление включает стоимость товаров с услугами, которые полностью используются при производстве в течение отчетного периода. Основной капитал для подсчета промежуточного потребления не играет роли. Расходы на итоговое использование ВРП включают расходы на домашние хозяйства, на государственные учреждения, на коллективные услуги. Оценивая объем валового регионального продукта и его структуру, можно определить источники финансирования конечного потребления.

Варианты расчета

В условиях современной экономики принято использовать несколько вариантов расчета ВРП. Производственный метод расчета показателя используется на стадии производства. Он является, по сути, суммой валовой добавленной стоимости, которая формируется каждой институциональной единицей-резидентом в области экономической территории региона. Валовый региональный продукт, расчет которого основан на разнице между выпусками товаров и услуг и их промежуточным потреблением, сформирован на основе цен на товары и услуги, полностью употребляемые при производстве, проводится на уровне отраслей и секторов экономики региона. ВРП может быть рассчитан и на основе текущих рыночных цен путем их сопоставления.

Отличие ВВП и ВРП

Валовой региональный продукт, который рассчитывается по каждому из регионов, имеет существенные отличия от ВВП. Разница между показателями - это объем добавочной стоимости. Сюда можно отнести:

  • Нерыночные коллективные услуги государственных органов: оборона, управление.
  • Нерыночные услуги, финансирование которых осуществляется из бюджета, но информация о них не доступна на региональном уровне.
  • Услуги финансовых учреждений, деятельность которых практически всегда выходит за рамки одного региона.
  • Услуги, связанные с внешней торговлей, данные по которой собраны на Федеральном уровне.

Валовый продукт: особенности показателя

Разницу между показателями ВВП и ВРП формируют расходы на оплату налогов в связи с импортом и экспортом. Эту величину весьма проблематично подсчитать в силу ее специфики и неравномерной интеграции между отдельными регионами. Валовый региональный продукт по регионам рассчитывается на протяжении 28 месяцев. Методика SAC позволяет получить более быстрый результат. Правительство использует множество механизмов, позволяющих отслеживать динамику и рост показателя. Интересен тот факт, что в сумме все показатели ВРП не соответствуют ВВП, что определяется спецификой расчетов и исключением добавочных стоимостей.

На основе каких данных рассчитывается ВРП?

Многогранная структура валового регионального продукта определяет использование одновременно большого количества источников для подсчета значений параметра. Так, в странах СНГ эксперты учитывают регистры предприятий и отчеты о производстве и реализации товаров с услугами, отчеты о затратах на производство. Во внимание берутся выборочные обследования и специальная отчетность регионального уровня. Расчет проводится по отчетам занятости и на базе обследований каждого отдельного сегмента экономики, на основании обследования бюджетов домашних хозяйств. Весомыми источниками информации выступают данные налоговых органов и банковская статистика, отчеты общественных организаций и данные по выполнению разных видов бюджета.

ВРП на практике России

Валовый региональный продукт по регионам России в полном объеме характеризует уровень развития области и сопоставляется с показателями макроуровня. Он играет роль территориального фактора развития социальных и экономических процессов. В основе расчета значения используются методологические принципы СНС, разработка которых проводилась в рамках ФСГС. Публикация результатов после их предварительного утверждения также осуществляется на уровне ФСГС.

Прогнозирование валового регионального продукта проводится на основании данных собранных со всех резидентов региональной экономики. Это могут быть корпорации, квазикорпорации и домашние хозяйства, у которых центр экономического интереса расположен непосредственно в рассматриваемом регионе. Впервые расчет и анализ валового регионального продукта был проведен в 1991 году по 21 региону. Начиная с 1993 года в расчетах принимали участие все регионально-территориальные органы власти. С 1995 года оценка и расчет ВРП является обязательным условием реализации «Федеральной программы». Только с 1997 года началась оценка динамики показателя. Он дает основания для реализации правильной экономической политики в сфере производства и промышленности, на долю которых практически во всех регионах приходится от 60 до 80 процентов всего объема ВРП.

Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП соответствует показатель вновь созданная “валовая добавленная стоимость”, отражающий конечный результат их производственной деятельности. Для характеристики процесса производства товаров и услуг на мезоуровне (региона, края, области) в соответствии с общими методологическими подходами СНС рассчитывается валовой региональный продукт.

Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП (или "наш труд" ) равен сумме добавленных стоимостей секторов экономики региона, рассчитанных как разность между выпуском и промежуточным потреблением ("чужой труд"), плюс чистые налоги на производство и импорт.

ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП ), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП ). ВРП - это принципиально новый для России агрегированный показатель, который раньше не применялся в практической деятельности страны и регионов. Его главная концептуальная особенность состоит в том, что осуществляется учет любой деятельности и стимулирование "нашего" труда всех предприятий. Одновременно исключаются повторный счет и затраты «чужого» труда, которые раньше учитывались в общих объемах и результатах оценки эффективности производства.

ВРП = S ВВ - S ПП + S ЧНП + S ЧНИ; (4.4.)

Методология расчета этого показателя по большинству секторов и отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает.

Однако есть существенная разница между расчетами ВВП на федеральном уровне и расчетами ВРП на региональных уровнях. Отдельные компоненты ВВП на федеральном уровне по объективным причинам невозможно распространить по регионам (затраты по содержанию Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерств и т.д.), они рассчитываются централизованно и включаются только в ВВП России в целом. Поэтому сумма ВРП всех субъектов Российской Федерации не равна ВВП.

Валовая добавленная стоимость в основных ценах, рассчитанная по всем субъектам Российской Федерации, отличается от валового внутреннего продукта России на величину добавленной стоимости, создаваемой только на федеральном уровне. Поэтому суммарный ВРП всех регионов меньше ВВП страны на ряд не учитываемых элементов:

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука и т.п.);

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников (FISIM);

Часть налогов, в частности - налоги на импорт, которые невозможно учесть на региональном уровне.

Кроме того, технически невозможно и методологически неоправданно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, а также не существует данных для адекватного распределения добавленной стоимости по субъектам Федерации, создаваемой финансовыми и внешнеторговыми посредниками. Величина расхождения суммы ВРП по субъектам Федерации была, по нашей оценке, в 2000-2006 годах меньше на 12-13 % от суммарной величины ВВП.

В России принята следующая схема расчета региональных показателей, основанных на единых методологических принципах СНС. Территориальным органам государственной статистики поручается в рамках Федеральной программы проводить сбор информации по унифицированным формам отчетности и ежегодно проводить расчеты агрегированных показателей региональных счетов в СНС.

Данные расчетов ВРП постоянно проверяются Росстатом, и официальные результаты по регионам утверждаются им после четырехкратного уточнения данных по истечении 2 лет. Понятно, что интерес к ним со стороны органов управления снижается.

Таблица 4.10.

Валовой региональный продукт

(на душу населения)

Регион
тыс. руб. в текущих ценах
Россия 39,5 49,5 60,6 74,9 97,9 126,0 157,9 198,8 248,0
Уральский округ 69,3 90,1 107,8 134,5 181,7 252,1 304,0 346,2 396,8
Курганская 17,8 24,4 29,3 36,7 42,6 51,0 70,2 84,0 111,3
Свердловская 34,2 44,1 52,2 63,8 82,1 107,6 148,5 186,6 214,9
Тюменская 176,9 232,2 275,6 340,7 465,9 668,3 765,2 821,3 928,4
Челябинская 33,0 39,2 47,8 61,4 81,7 98,8 126,8 163,8 189,5

Источник: Ежегодник Федеральной службы государственной статистики М.2010 « Российский статистический сборник», с.335.

Современных руководителей регионов особо интересует динамика ВРП, доходов, прибыли и сбережений. Появляются возможности территории оценить: уровень развития производства, вклад территориального образования в общие итоги работы экономики страны, какими ресурсами располагают субъекты РФ и как их используют.

В то же время в стране, состоящей из 86 территориально-административных образований с различным географическим положением и значительными отличиями в уровнях социально-экономического развития трудно объективно распределить созданную добавленную стоимость и рассчитать истинные затраты производства. Поэтому проблема расчета ВРП для каждого региона стоит особенно актуально.

На региональном уровне основные показатели СРС начали рассчитываться с 1995 года, и сделаны определенные интересные наблюдения, достигнуты совершенно новые результаты анализа.

Помимо ВРП, территориальные органы государственной статистики должны исчислять также показатели валового накопления, конечного потребления, сбережений, основного капитала и ряд других показателей эффективности и интенсивности по методике СНС.

Расчет ВРП ведется статистическими органами на дискретной основе производственным методом с учетом формирования информационной базы для счетов. Используются обычно два типа информации:

Прямая информация, представляющая собой полные или частичные данные о величине и динамике расчетных показателей. Например, унифицированная форма П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" содержит сведения о количестве и динамике произведенной продукции отрасли. Информация, полученная из отчетов, обязательно досчитывается до полного круга с учетом малых предприятий, продукции домашних хозяйств и неформальной экономики;

Косвенная информация, представляющая собой данные об объеме или динамике показателя, не составляющего целого или части рассчитываемого показателя, но изменения позволяют судить о динамике рассчитываемого показателя. Например, изменение численности обслуживающих лиц является косвенной информацией для определения динамики объема предоставляемых услуг.

Прежде всего, следует отметить, что показатели могут быть стандартизированы, то есть, рассчитаны на одного жителя, что позволяет по-новому сопоставить интенсивность изменения данных между регионами, не взирая на их размер и масштабы. Это особенно важно, потому что появляется возможность сопоставить любой субъект Российской Федерации. Например, Москва дает примерно 10% суммарного ВРП всех регионов страны, cтолько же, сколько производят Северный и Волго-Вятский экономический районы, вместе взятые. А вклад Республики Ингушетия и Алтайского края небольшой - менее 0,02% ВРП от каждого региона.

Москва, конечно, выделяется среди прочих регионов страны. На душу населения в столице производится на 70% добавленной стоимости больше, чем в среднем по России. Однако Москва не является чемпионом по данному показателю. Уровень производства в Тюменской области более чем в два раза выше московского и в 3,5 раза выше среднероссийского. В числе лидеров по стране - Республики Якутия и Коми, Красноярский край, Самарская область (с ее ВАЗ-ом). Татарстан и Санкт-Петербург занимают соответственно 21 и 22 места.

Самые низкие показатели в Северо-Кавказских республиках, Калмыкии, Республиках Алтай и Тува, а также Пензенской, Тамбовской, Ивановской областях, где уровень среднедушевого производства ВРП в два, а то и в три раза ниже среднего по России уровня. Если сравнить между собой наивысший (Тюмень) и низший (Ингушетия) уровни, то разница получится значительная - больше чем в 17 (!) раз.

Примерно соответствуют среднероссийскому уровни душевого производства в Архангельской, Нижегородской, Омской областях. Можно утверждать, однако, что среднее значение ряда несколько смещено из-за аномальных значений Тюмени, Якутии и Москвы, обусловленных вполне объяснимыми географическими и административными факторами, формирующими особенности хозяйства этих территориальных образований.

Поэтому наиболее типичными являются показатели производства ВРП в Брянской, Владимирской, Калужской, Воронежской, Кировской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской, Курганской и других областях. В них среднедушевые показатели производства несколько ниже среднего по России уровня.

Так же, как и при исчислении показателей производства, при построении других региональных показателей нет смысла учитывать коллективные услуги федерального уровня (государственное управление, оборона, академическая наука и т.д.), так как они оказываются для общества в целом.

Важнейшим показателем, характеризующим конечное использование товаров и услуг на территории региона, является показатель “фактического конечного потребления . Домашние хозяйства потребляют продукты и услуги за счет собственных доходов, а также индивидуальные нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме. Этот показатель важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования ВРП, но и изучения уровня благосостояния населения.

Если по производству добавленной стоимости на душу населения Москва занимает третье место в России, то по фактическому конечному потреблению на душу населения она уверенно лидирует с огромным отрывом. Она почти на 90 % опережает Магаданскую область, которая идет второй, более чем в три раза превышает средний по России уровень и почти в 18 раз - уровень Республики Ингушетия.

Тем не менее, бесспорным является то, что Москва по уровню потребления - это не совсем то же самое, что и остальная Россия. Если исключить из рассмотрения дальневосточные регионы, где расходы на конечное потребление традиционно высоки за счет географических причин, и Северо-Кавказские республики, где люди испытывают дополнительные трудности, то наиболее типичным будет уровень фактического конечного потребления в Смоленской, Тверской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Саратовской и Челябинской областях.

Однако в ряде территориальных образований Урала (Курганской, области и Удмуртской республике) происходит более высокая натурализация производства на уровне хозяйственных единиц (предприятий), имеет место значительный дефицит сырьевых и финансовых ресурсов, неравновесность технологических укладов (большой доли в экономике отраслей военно-промышленного и аграрного комплекса), стремление к упрощению технологий с сохранением значительной доли ручного труда. Диспропорции сопровождались неравномерностью институциональных преобразований, включением в систему внешнеэкономических связей на новых, более открытых условиях, нарушением системы кооперации.

В результате сложившаяся система территориального и отраслевого разделения труда оказалась слабо приспособленной к рыночным отношениям. Усилилась региональная дифференциация уровня производства, потребления и жизни населения. Поэтому наряду с экономическими показателями СНС должны измеряться и социальные индикаторы человеческого развития.

Статистика, как живая общественная наука, отражающая жизнь и деятельность населения и домашних хозяйств, способна по новой концепции охарактеризовать условия жизни населения, которые должна создает для него власть. Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российское государствосоциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В то же время возможности для развития должны обеспечивать сами люди и работодатели. Решение проблем сбережения населения и связанные с этим расходы бюджета – это не благотворительность и не социальная помощь. Это инвестиции в человеческий капитал, которые способны обеспечить экономический рост на всей территории России.

Предлагается учитывать особенности развития региона: социально-демографические и кадровые, общественно-политические - для отражения условий жизнедеятельности населения. А материально-ресурсные, отраслевые и структурные, финансово-бюджетные, природно-климатические, информационно-статистические, организационно-экономические - для характеристики возможностей населения и предприятий.

Для этого необходимо изменить систему показателей, отражающих эффективность работы кадров и экономики. Отказаться от старого ущербного показателя - объема производства в отраслях, который содержит двойной счет и стимулирует рост затрат, а не рост добавленной стоимости.

Уйти от повторного счета на практике пока не удается в связи с тем, что на федеральном и региональном уровнях в основном применяются количественные показатели, характеризующие экстенсивные формы управления (объем промышленного, сельскохозяйственного и иного производства), а качественные показатели (ВРП, прибыль, производительность труда и т.д.) как основные применяются редко в официальных публикациях.

Все это происходит потому, что аппараты органов власти и управления медленно осваивают СНС и СРС и недостаточно активно используют современные рыночные индикаторы, общепризнанные во всем мире.

С экономической точки зрения ущербно применять в качестве главных объемные и только количественные показатели, содержащие в своем составе значительную долю затрат предприятий (промежуточное потребление). Практически осуществляется эклектика, вне гласное стимулирование затрат, причем важнейшие в рыночных условиях данные, такие, как региональный продукт, доходы, потребление, накопление, прибыль, сбережение и многие другие показатели СНС используются как второстепенные.

Таблица 4.11.

Структура ВРП в Курганской области

(млрд. руб. / доля, в %)

«Валовой выпуск», полученный за счет повторного и двойного счета сырья, материалов и полуфабрикатов (чужой труд ) составил в 2001 г. свыше 52 млрд. рублей, а региональный продукт (свой труд) - всего 25 млрд. руб. В 2008 году «выпуск» достиг 250 млрд. рублей, а ВРП - 106 млрд. рублей. Доля затрат снизилась с 51% (2001 г.) до 48% в 2008 году.

ВВП на стадии образования доходов складывается в основном изприбыли предприятий, доходов населения и налогов, при этом затраты не учитываются.В среднем реальные доходы населения и прибыль предприятий должна повышаться на 7-10% в год. Однако прибыль экономики растет незначительными темпами.

Вместо расширения «экспорта» продукции в другие регионы увеличивается «импорт», за который надо платить, а средства ограничены, денег не хватает, требуется все больше финансовых средств для обслуживания «чужого» труда. Это расточительство снижает эффективность всей экономики Курганской области и превращает ее в сырьевой придаток областей и республик Урала, Западной Сибири и других регионов страны.

Поэтому необходимо уходить от стимулирования затрат и повторного счета, необходимо использовать только данные СНС, такие как ВВП, ВРП, доходы, прибыль, потребление, накопление, сбережение и т.д. Одновременно потребуется создание системы экономического образования СНС всех государственных и муниципальных служащих, специалистов предприятий, население и общественность. Такой ликбез СНС организован в Курганской области.

Контрольные вопросы

1. Сумма добавленной стоимости предприятий равна или нет ВРП ?

2. Чем объясняется необходимость исчисления ВРП?

3. В чем заключаются особенности методик оценки ВРП?

4. Какие показатели СРС используются на практике?

5. Какие счета и показатели применяются для отражения деятельности домашних хозяйств?



Похожие статьи