Влияние экономики на человека. Роль экономики в жизни общества. Её функции

В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

    земля со всеми ее богатствами;

    труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

    капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

    предпринимательские способности.

В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

    место работы;

    трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

    дата начала работы;

    срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

    условия оплаты труда;

    режим рабочего времени и времени отдыха и др.

Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.

Экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) - на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства).

По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества.

Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).

Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основ ными чертами такого хозяйства являются замкну" тость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.

Первоначально древнегреческое слово techne обозначало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось, и сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: периоды ее эволюционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями.

За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.

Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.).

Вторая - промышленная - революция приходится на вторую половину XVIII - 50-60-е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот - переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - как количественным, так и качественным - уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40- 50-е гг. XX в. научно-технической революции.

Научно-техническая революция представляла собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно-технической революции:

1) автоматизация и компьютеризация производства;

2) внедрение новейших информационных технологий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструктивных материалов;

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи.

Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.

Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства:

1) присваивающий;

2) аграрно-ремесленный;

3) индустриальный;

4) информационно-компьютерный.

Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда.

В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими.

Технологические отношения - это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.

Другой системой отношений считаются экономические, или производственные. Основным из них является отношение собственности на средства производства.

Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика - продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.


| |

Экономика - это и наука, и сфера деятельности людей, и структура, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг в обществе. Экономика - это любая деятельность людей, связанная с материальным обеспечением условий жизни и созданием экономических благ (товаров и услуг).

Экономика играет огромную роль в жизни общества.

Во-первых, потому что она обеспечивает людей материальными условиями их существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, потому что экономическая сфера жизни общества является решающей, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.

Среди негативных воздействий экономики на жизнь людей можно выделить: - угасание конкуренции; - неравное распределение дохода; - расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития; - нестабильность: инфляция и безработица; - отрицательное влияние монополий.

Угасание конкуренции . Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма: Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья.

Неравное распределение дохода . В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов.

Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития . Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на долю других экономических агентов, не являющимися непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком.

Нестабильность: инфляция и безработица . В идеальной экономике ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора ВНП или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или повышался весьма медленно. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически. Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства.

В жизни сообщества одно из важных мест занимает финансовая сфера, другими словами все то, что имеет какую либо связь с созданием, рассредотачиванием, обменом и пользованием сделанных трудом человека удобств.

Под экономикой принято понимать систему публичного производства, процесс создания материальных удобств, нужных человеческому сообществу для его обычного существования и становления, также науку, изучающую финансовые процессы.

Экономика играет гигантскую роль в жизни сообщества. Она обеспечивает жителей нашей планеты вещественными условиями существования - пищевыми продуктами, одежкой, квартирами и другими вещами потребления. Финансовая сфера - основная сфера жизни сообщества, она характеризует ход всех происходящих в нем действий.

Организуя собственную финансовую деятельность, люди преследуют явные цели, связанные с получением нужных им удобств и услуг. Для осуществления данных целей прежде всего нужна раб сила, т. е. люди, владеющие возможностями и трудовыми способностями. Данные люди в ходе собственной трудовой работы используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность вещей труда, т. е. того, из чего же выполняются вещественные блага, и средств труда, т. е. того, чем или при помощи чего же они выполняются.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами сообщества.

Производительные силы - это люди (человеческий момент), владеющие производственными способностями и исполняющие создание вещественных удобств, сделанные сообществом средства производства (вещественный фактор), также разработка и организация процесса производства.

Весь набор удобств и услуг, нужных человеку, создается в 2-ух взаимодополняющих сферах экономики.

Главным моментом производства (либо главными ресурсами) считается:

  • территория со всеми ее богатствами;
  • труд, находится в зависимости от численности народонаселения и его образования и квалификации;
  • (машинки, станки, здания и так далее);
  • предпринимательские возможности.

На протяжении почти всех веков проблема - как удовлетворить бессчетные потребности жителей нашей планеты - решалась методом экстенсивного становления экономики, другими словами вовлечения в хозяйство новейших пространств и дешевых естественных ресурсов.

С развитием технологического прогресса стало понятно, что такой расклад к применению ресурсов израсходовал себя: население земли почувствовало их ограниченность. Отныне экономика развивается в основном насыщенным методом, подразумевающим рациональность и эффективность применения ресурсов. Согласно этому раскладу человек обязан перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтоб при минимальном количестве издержек добиться наибольшего эффекта.

Понятие экономики . Экономика – это сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в жизненных благах. Без жизненных благ – пищи, одежды, крова – человек существовать не может. Для того чтобы иметь эти блага, люди должны работать, производить все нужное для жизни. Лишь в некоторых районах планеты человек может обходиться практически без одежды и находить в достаточном количестве разнообразную, готовую к употреблению пищу. В большинстве регионов мира для того, чтобы выжить, человек должен решать серьезные и разнообразные хозяйственные задачи. Производя жизненные блага, человек преодолевает дискомфорт своей естественной среды обитания, изменяет окружающую природу. Производственная деятельность является предпосылкой и основой всех других видов человеческой деятельности, общественной жизни в целом.

Понятие «экономика» имеет два разных, хотя и взаимосвязанных значения. Первое, о котором мы уже говорили, относится к производственной и хозяйственной деятельности людей, к экономическим отношениям, складывающимся в обществе. Второе значение – это наука об экономической жизни общества. С некоторыми основными понятиями и выводами данной науки вы здесь познакомитесь.

Экономический цикл и его фазы . Воздействие человека на предметы и процессы природы, в результате которого создаются жизненные блага, нужные людям, называется производством . Процесс производства жизненных благ включает в себя следующие элементы: труд человека, предмет труда, средства труда.

Труд – это осознанная целенаправленная деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей. Эта деятельность направлена на преобразование предметов природы, среды человеческого обитания, на подчинение условий жизни человека его потребностям. Благодаря труду, изменяются не только эти условия, но и сам человек, а в конечном итоге и общество, в котором он живет.

Предметом труда является все то, на что направлен труд человека. Предметы труда могут быть даны самой природой, например, деревья, из которых впоследствии изготовят мебель, или золото, извлеченное из недр земли и используемое для производства ювелирных изделий. Предметы труда, которые ранее подверглись воздействию труда, например, древесина на мебельной фабрике, носят название сырых материалов или сырья.

Средства труда – это все вещи, при помощи которых человек воздействует на предметы своего труда и видоизменяет их. В составе средств труда выделяются орудия труда (оборудование, станки приборы, машины и т.д.), а также производственные здания и сооружения, дороги, трубопроводы, средства перемещения грузов, средства связи, энергоснабжения и др.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства . Сами по себе средства производства, если их никто не использует, представляют собой набор бесполезных вещей. Для того чтобы процесс производства мог осуществляться, со средствами производства должна соединиться рабочая сила, т.е. работники должны обеспечить их целесообразное использование.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил человека, благодаря которым он может производить жизненные блага. Рабочая сила и средства производства составляют производительные силы общества .

Схема: производительные силы общества.

Производство – это первая фаза экономического цикла. Завершается эта фаза созданием предметов, предназначенных для использования, или потребления.

Вторая фаза экономического цикла – распределение производственных благ. Распределение устанавливает долю каждого человека, причастного к производству, в созданном богатстве. Эта доля зависит от того, кто является собственником основных элементов процесса производства – средств производства и рабочей силы.

Распределяемые блага часто непригодны для личного потребления (таковы, например, вновь созданные орудия труда) или сами по себе не очень нужны человеку, которому они достались в результате распределения. Поэтому экономический цикл включает еще одну, третью фазу – обмен . Отношения обмена устанавливаются не только между отдельными людьми, но и между предприятиями. Важную роль в этих отношениях играют деньги.

Наконец, четвертая , завершающая фаза экономического цикла – это потребление , или использование производственных благ. Потребление бывает производительным или личным. Производительное потребление – это использование ранее созданных ценностей в новом процессе производства. При этом станки и оборудование изнашиваются, сырье расходуется, и все это нужно вновь производить. Личное потребление – это употребление человеком благ, полученных через распределение или обмен, для своих нужд, в результате чего они тоже изнашиваются (одежда, обувь, бытовые приборы и т.д.) или расходуются (еда, питье и пр.).

Поэтому завершение одного экономического цикла требует начала нового такого цикла. Постоянное возобновление процесса производства и следующих за ним фаз распределения, обмена и потребления называют процессом общественного воспроизводства .

Производство и его типы . Производство всегда происходит в рамках общественной связи людей, так как изолированно от других людей, от общества отдельный человек производить различные блага и вообще жить не может. Для работы ему бывают нужны орудия труда, материалы, сырьё, изготовленные или добытые другими людьми. Вместе с тем в наши дни продукт труда человека обычно бывает предназначен не только для себя, а и для других людей, для общества.

Производство может существовать в двух основных формах – натуральной и товарной.

Натуральное производство (хозяйство) предполагает, что продукты труда изготавливаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для потребления внутри его хозяйства. Примерами натурального хозяйства могут служить первобытная община, патриархальное крестьянское хозяйство, а также феодальное поместье. Натуральное хозяйство преобладает при низком уровне развития техники и технологии. В таком хозяйстве количество и набор производимых продуктов долгое время не меняются. В современном мире натуральное хозяйство характерно для некоторых развивающихся стран.

В условиях товарного производства , которое более характерно для современного общества, продукты производятся отдельными, относительно обособленными производителями. Каждый из них обычно специализируется на выработке какого–то одного или немногих продуктов, так что для удовлетворения всего разнообразия потребностей людей необходима купля – продажа произведенных продуктов на рынке. Это означает, что продукты производства становятся товарами.

Товар – это продукт труда, предназначенный для купли-продажи.

Два основных условия возникновения и развития товарного производства – это общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей товара.

Общественное разделение труда означает, что люди специализируются на производстве каких-то определенных продуктов, а потом обмениваются результатами своего труда. Как говорится, «сапоги должен шить сапожник, а пироги печь – пирожник». В результате разделения труда растет искусность, мастерство производителя товара. Благодаря этому в единицу времени он создает все большее количество продукта. Иными словами, увеличивается производительность труда.

Экономическая обособленность товаропроизводителя означает, что ему принадлежат средства производства, с помощью которых он изготавливает товар, а также производимый с их помощью продукт.

Экономические потребности и ресурсы . Цель производства – удовлетворение общественных и личных потребностей.

Потребность – это состояние нужды, недостатка в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.

Наши потребности многообразны и потенциально безграничны. Одни из них врожденные, другие – приобретенные. Потребности бывают также материальные и духовные, постоянные (устойчивые) и ситуативные (изменчивые). По мере развития человеческого общества состав потребностей расширяется. Для удовлетворения этих потребностей необходимы разнообразные ресурсы.

Ресурсы – это средства, запасы, источники чего-либо (например, водные ресурсы). Экономические ресурсы, используемые обществом в процессе производства, ограничены. К ним относятся рабочая сила, земля или, более широко, природные ресурсы, а также средства производства и финансовые ресурсы.

Рабочая сила, рассматриваемая в масштабах общества, называется трудовыми ресурсами . Их составляют все люди, способные трудиться.

Земля , как экономический ресурс, включает все то, что дано человеку природой на нашей планете и используется им для производства необходимых жизненных благ. Например, человек добывает нефть и производит из нее бензин, мазут; используя пашню, он производит растительные продукты; мировой океан дает людям рыбопродукты.

Финансовые ресурсы – это денежные средства, которыми располагает общество, государство, отдельные люди.

Под капиталом (от лат. capitalis – главный) понимают созданные человеком ресурсы, которые используются в производстве. Капитал включает средства производства, а также финансовые ресурсы, используемые для организации процесса производства.

Вопросы и задания

1. Что такое экономика?

2. Почему экономический процесс имеет циклический характер? Назовите основные фазы экономического цикла.

3. Какие вы знаете орудия и предметы труда, используемые в сельскохозяйственном производстве?

4. Чем, на ваш взгляд, отличается рабочая сила начала XXI века от рабочей силы ХIХ века?

5. Можно ли деятельность пчелы по сбору меда и созданию сот считать трудом? Почему?

6. Что включает в свой состав экономические ресурсы?

Деньги

Сущность денег и их виды . Деньги – одно из величайших изобретений человечества. Порой деньги как бы заколдовывают людей. Из–за них они страдают и радуются, ради них они трудятся. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободившись от него. Деньги не накормят и не оденут человека до тех пор, пока он их не истратит.

Деньги нечто большее, чем обычный компонент экономики. Правильно функционирующая денежная система вливает жизненную силу в экономику. И наоборот, расстройство денежного обращения наносит тяжелейшие удары экономике.

В далеком прошлом, когда человек начал приручать животных и обрабатывать землю, собирательство и охота уступили место скотоводству и земледелию. Одни племена начинают преимущественно заниматься скотоводством, другие – земледелием. В дальнейшем о качестве особой области трудовой деятельности людей выделилось ремесло. Обмен производимыми благами становится необходимым элементом жизни людей. Продукты начинают производиться специально для обмена, как товары. Обмен становится регулярным. Каждый товар теперь нужно соотносить по стоимости со множеством других товаров и тем самым упорядочивать обмен товарами.

Скажем, гончар вынес на рынок свои горшки в расчете обменять их на зерно. Однако продавцу зерна нужны не горшки, а ткань. Кроме того, на рынке имеется шерсть, птица, молочные продукты и другие товары. Гончару придется совершить несколько актов обмена, прежде чем он выменяет товар, который подходит хлеборобу, и получит, наконец, желаемое зерно.

Отсутствие всеобщего эквивалента – товара, выражающего стоимость всех остальных товаров и способного на них обмениваться, существенно затрудняет товарный обмен. В процессе общественного развития рано или поздно находится такой товар – избранник, в котором все остальные товары выражают свою стоимость. Таким товаром являются деньги.

Деньги – это всеобщий эквивалент, который выражает и измеряет стоимость всех товаров. Иными словами, это – особый товар, который обладает способностью обмениваться на любой другой товар. Чтобы служить деньгами, какой-то определенный товар должен получить общественное признание у покупателей и продавцов в качестве универсального средства обмена.

Первоначально роль денег закреплялась за товаром, который являлся наиболее важным и ходовым в данной местности. Например, у многих народов деньгами были скот, зерно. Постепенно роль денег закрепилась за так называемыми благородными металлами – золотом и серебром. Именно они обладали свойствами, которые облегчали товарный обмен и содействовали общественному развитию. Так, золото и серебро обладают химической устойчивостью, т.е. хорошо сохраняются. Они имеют высокую стоимость в единице веса. Их стоимость относительно постоянна. Кроме того, они обладают замечательными физическими характеристиками – мягкостью, ковкостью, способностью принимать любую форму.

Благородные металлы опосредуют отношения обмена в виде готовых, удостоверенных и гарантированных государством весовых количеств – монет . Чеканка монет становится привилегией государства и даже получает особое название – монетная регалия. Начало чеканки монет относят к VII веку до н.э. В Беларуси первые сведения о собственной чеканке монет относят к концу XV века. Наиболее известные монеты в Беларуси выпускали монетные дворы Российского государства, Речи Посполитой.

Впоследствии было замечено, что в обращении наряду с полновесными монетами довольно успешно обращаются монеты стершиеся, потерявшие часть своего первоначального веса. Это обстоятельство, а также нехватка благородных металлов привели к тому, что возникла идея замены золотых и серебряных монет бумажными деньгами. Бумажные деньги представляют собой выпускаемые государством и обязательные к приему денежные знаки, заменяющие золото или серебро.

Итак, различают следующие виды денег: натуральные (полноценные) и символические.

Натуральные деньги – это какие-то вещи, которые имеют ценность сами по себе. Таковы все виды первобытных денег, а также золотые и серебряные деньги, поскольку содержащийся в них металл может быть использован, например, для изготовления ювелирных изделий.

Символические деньги – это знаки стоимости, заменители натуральных денег. Символическими деньгами являются, например, бумажные деньги. В современных условиях бумажные деньги на золотые монеты не размениваются, хотя за них можно купить золотые изделия или слитки.

В наши дни эффективными заменителями как натуральных, так и символических денег становятся так называемые электронные деньги . Их невозможно увидеть или пощупать, ибо они существуют в виде записей на электронных носителях. Все вы знаете о такой их форме, как пластиковые карты. С их помощью можно безналичным путем расплатиться за товар, осуществить платежи за коммунальные услуги, пополнить телефонный счет при пользовании мобильной связью, получить кредит, вести счета в различных валютах. Можно также осуществлять безналичные платежи, получать денежные переводы, осуществлять конвертирование валют, находясь за границей. Электронные деньги играют огромную роль в осуществлении современных экономических взаимосвязей, в которых использование наличных денег становится все более редким.

Основные функции денег . В экономике деньги выполняют следующие функции: они выступают мерой стоимости, средством обращения, средством платежа, средством накопления; существуют также мировые деньги.

Функция меры стоимости означает, что стоимость всех товаров выражается в деньгах. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой . С древности и до начала ХХ в. владелец товара назначал его цену в определенном количестве золота или серебра. На производство различных товаров затрачивалось различное количество труда, поэтому их стоимость выражалась в различных количествах металлических денег.

Весовое количество благородного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, называлось масштабом цен . Например, английский фунт стерлингов сначала содержал фунт серебра, но затем, когда золото стало вытеснять серебро, это название стало применяться к равному по стоимости количеству золота, составлявшему по весу лишь небольшую часть фунта.

В настоящее время цена товара обозначается не в граммах золота, а в национальных денежных единицах.

Функция средства обращения означает, что деньги используются в качестве посредника для осуществления оплаты за товары и услуги. Обмен товарами, совершаемый при помощи денег, называется обращением товаров. Обращение товаров неразрывно связано с обращением самих денег: когда товар переходит из рук продавца в руки покупателя, деньги переходят из рук покупателя в руки продавца.

В качестве средства платежа деньги выступают в тех случаях, когда покупка – продажа товара осуществляется в кредит, то есть с отсрочкой платежа. Товар переходит из рук продавца в руки покупателя без немедленной оплаты купленного товара. Когда наступает срок уплаты за купленный товар, деньги уплачиваются покупателем продавцу без передачи товара, которая совершилась ранее.

Деньги выполняют и функцию средства накопления , так как они являются воплощением богатства. Их можно хранить в любом количестве. Данную функцию часто выполняют полноценные деньги (золотые или серебряные монеты), слитки, а также изделия из золота и серебра, поскольку бумажные деньги могут обесцениваться.

С развитием товарного обращения между различными странами и народами возникает потребность в мировых деньгах . На протяжении веков функцию мировых денег выполняло золото. В настоящее время мировыми деньгами являются валюты наиболее развитых стран с мощной и сравнительно стабильной экономикой, например, доллары США, евро, английские фунты, японские йены. Впрочем, финансово-экономические кризисы заставляют усомниться в их стабильности.

Ценные бумаги . Впервые в Европе ценные бумаги – в виде свидетельств об участи деньгами в предприятии, дающих право на получение части прибыли этого предприятия – были использованы лондонскими предпринимателями при создании в конце XVI в. Ост-Индской компании.

Ценные бумаги – это имеющие юридическую силу документы установленной формы, которые дают их владельцу право на получение определенных денежных сумм при предъявлении данных документов. Наличные деньги, лотерейные билеты, завещания и т.д. к ценным бумагам не относятся. Ценными бумагами являются банковские чеки , векселя , акции , облигации и некоторые другие документы.

Предъявитель банковского чека имеет право получить в банке сумму денег, указанную в чеке, а банк обязан выплатить эту сумму, если чек оформлен правильно.

Вексель – это денежное долговое обязательство, составленное по определенной форме. Вексель выдается заемщиком, который одалживает деньги, кредитору – тому, кто берет деньги в долг. В векселе указывается срок возвращения и сумма денег, подлежащая возврату кредитором.

Акция – документ, закрепляющий права его владельца на получение части прибыли акционерного общества. Акционерным называют общество, учрежденное рядом лиц и имеющее определенный его уставом капитал (уставной капитал), который используется для производственной или какой-то другой деятельности. Этот уставной капитал разделен на определенное количество акций. Доход акционера, или владельца акции, называется дивидендом.

Облигация ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение в указанный в ней срок установленной суммы денег. Покупая облигации, люди как бы дают деньги в долг тому, кто эти облигации выпустил. В определенный срок долг возвращается. Наиболее надежны государственные облигации.

Инфляция . С движением денег в экономике тесно связана возможность инфляции – серьезной экономической болезни. Инфляция – это обесценивание бумажных (а значит, и электронных) денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием. В результате этого покупательная способность денег снижается, т.е. растут цены на товары и услуги.

Различают два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек . В первом случае денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем производимых товаров и услуг. Спрос на товары и услуги превышает их предложение (поступление на рынок), поэтому цены на них растут. Так растут цены на продукты питания в неурожайный год.

Во втором случае, при инфляции издержек, увеличиваются издержки на используемое в производстве сырья другие производственные затраты. Например, дорожают металлы, энергоресурсы, стройматериалы. В итоге опять-таки повышаются цены на товары и услуги.

Обычно же характеристики инфляции используют такой показатель, как уровень инфляции , который измеряется увеличением цен в процентах за определенный период времени (месяц, квартал, год и т.д.). В международной практике принято считать, что безопасный уровень инфляции составляет примерно 3–5% в год.

Когда экономика поражена инфляцией, неизбежны потери большинства участников экономического процесса. Первыми жертвами инфляции становятся потребители, у которых обесцениваются личные сбережения, а также уменьшается текущее потребление, поскольку потребители за одну и ту же сумму денег в условиях роста цен могут приобрести меньше товаров и услуг. От инфляции страдают и производители товаров, потому что они не знают, какую назначать цену за производимые товары и услуги. Производителям становится крайне трудно планировать свою деятельность на перспективу. В условиях сильной инфляции все стараются поскорее избавиться от денег и перевести их в надежные ценности; денежное обращение разрушается.

Поскольку в условиях инфляции деньги перестают выполнять свои функции, нарастает кризис взаимных неплатежей, т.к. все ждут дальнейшего обесценивания денег и стараются отсрочить выполнение финансовых обязательств. Государство не получает нужного объема налоговых поступлений и для оплаты своих расходов выпускает в обращение все новые и новые деньги.

Главный способ погасить инфляцию – это регулирование цен и сокращение расходов, в том числе и государственных.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте трудности товарного обмена, возникающие из–за отсутствия всеобщего эквивалента.

2. Назовите общие черты и различия натуральных (полноценных) и символических денег.

3. Какие функции выполняют деньги при: установлении цены товара; покупке товара за наличные деньги; оплате товара, проданного в кредит; уплате долга; выплате заработной платы; помещении в банк; оплате внешнеторговых сделок?

4. Что такое инфляция? Почему она возникает?

5. Охарактеризуйте основные виды ценных бумаг.



Похожие статьи