Денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика центрального банка российской федерации

Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

· изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);

· изменение норм обязательных резервов банков;

· операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

· регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

К выборочным методам относятся:

· прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

· регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.

Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.


Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются.

Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами с фиксированным процентом. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу.

Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит, и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских ресурсов.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке.

Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке.

Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.

Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу (по данным ЦБ)

Основные направления единой госу­дарственной денежно-кредитной полити­ки на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, ин­струментах и условиях достижения целей.

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход к таргетиро­ванию инфляции на основе установления це­левого интервала изменения индекса потре­бительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обе­спечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 – 5% в годо­вом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной по­литики будет проходить в условиях гибко­го курсообразования. При этом Банк Рос­сии сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного кур­са, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальны­ми факторами. Это позволит избежать ри­сков для стабильности российской финан­совой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное сокращение пря­мого вмешательства Банка России в процес­сы курсообразования означает уменьше­ние влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на вну­треннем рынке на формирование ликвидно­сти банковского сектора. В связи с этим по­литика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного ориентира процентной политики Банк России будет ис­пользовать краткосрочную процентную став­ку рынка межбанковских кредитов. Ее из­менение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воз­действия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области процентной поли­тики Банк России будет принимать, как пра­вило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной по­литики на динамику инфляции распреде­ляется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оцен­ки ожидаемой траектории инфляции. При­нимаемые решения будут опираться на ши­рокий анализ рисков для достижения цели


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АУДИТА

Специальность 08.01.09

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»

денежно-кредитная политика центрального банка россии: цели и ориентиры

Исполнитель:

студентка группы БУА-07-2

Макеева Е.О. __________ __________

дата подпись

студента

Руководитель:

___________ __________

дата подпись

руководителя

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ 5

1.1 Сущность и функции денежно-кредитной политики 5

1.2 Принципы денежно-кредитной политики 7

1.3 Цели денежно-кредитной политики 9

1.4 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег) 12

ГЛАВА 2 РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 15

2.1 Сущность и функции ЦБ РФ 15

2.2 Направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ 18

2.3 Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

ВВЕДЕНИЕ

Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

В настоящее время в России экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема контрольной работы является актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты и иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.

В соответствии с Федеральным Законом РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;

    быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;

    устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

    устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;

    осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций и т.д.

Но прежде всего Центральный банк Российской Федерации выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

Целью контрольной работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов. Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную систему. Поэтому задачами курсовой работы являются:

    раскрытие понятия денежно-кредитной политики,

    анализ принципов денежно-кредитной политики,

    рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики,

    ознакомление с «Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики».

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ-ПОЛИТИКИ

    1. Сущность и функции денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования.

Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирование гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения.

Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики, товарно-денежной сбалансированности. Переход к рыночной экономике предполагает повышение эффективности и оперативности осуществления денежно-кредитной политики на макроуровне.

Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка (при содействии Министерства экономики и финансов и при необходимости иных центральных ведомств) по выполнению общегосударственных задач. Основным объектом денежно-кредитного регулирования выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике. Конечная цель данного регулирования со стороны Центрального банка заключается в обеспечении товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулировании экономического роста, достижении стабильности национальной валюты, урегулировании государственного долга.

Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

1.2 Принципы денежно-кредитной политики ЦБ РФ

В современных условиях в основе денежно-кредитной политики большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла. Таким образом, принципы денежно-кредитной политики можно разделить на:

    принципы экспансии (стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств),

    принципы рестрикции (ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы в обращении).

Рассмотрим более подробно эти направления денежно-кредитной политики государства:

    проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя.

    проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

      Цели денежно-кредитной политики

Суть денежно-кредитной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Денежно-кредитная политика центрального банка всегда соответствует экономической политике государства.

Ее наиболее общими целями в странах с развитой рыночной экономикой обычно являются обеспечение экономического роста, снижение инфляции и ограничение безработицы. Центральный банк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономики необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита (т.е. объемов кредитного рынка), которые часто рассматриваются как промежуточные цели денежно-кредитной политики. Обе они находятся в состоянии внутреннего противоречия друг с другом. Иными словами, центральный банк постоянно должен решать проблему выбора между низкой инфляцией и дешевым кредитом. В зависимости от характера сделанного выбора выделяют:

Политику денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;

Политику денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Реализации рассмотренных направлений денежно-кредитной политики осуществляется Банком России через воздействие на денежное предложение и денежный мультипликатор.

Предложение денег исходит от центрального банка, его основными источниками являются кредиты, предоставляемые правительству и национальной банковской системе, покупка иностранной валюты за национальную, а также ценных бумаг на открытом рынке. Основным методом денежно-кредитного регулирования, воздействующим на объем денежного предложения, является политика рефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов. Воздействие на денежный мультипликатор обеспечивается в основном путем регулирования норм обязательных резервов.

Наряду с этими основными (экономическими) методами денежно-кредитного регулирования центральный банк может использовать и административные, или так называемые селективные методы регулирования, т.е. установление прямых количественных ограничений, портфельные ограничения и др. Наиболее наглядным примером их применения являются положения Инструкции №139-И от 3 декабря 2012 года «Об обязательных нормативах банков».

Процесс разработки денежно-кредитной политики организован следующим образом:

1. Банк России разрабатывает проект денежно-кредитной политики и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;

2. Национальный банковский совет дает по проекту заключение;

4. до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год содержит:

Анализ состояния и прогноз развития экономики РФ,

Основные ориентиры, параметры и инструменты единой денежно-кредитной политики.

Еще по теме 10.2. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ: формы, особенности:

  1. 28. Методы и инструменты денежно-кредитной политики и особенности их применения.
  2. ТЕМА №24. Особенности и значение денежно-кредитной политики Центрального банка
  3. 27. Система денежно-кредитной политики и особенности их применения
  4. Тема 3.2. Теоретические основы денежно-кредитной политики: правила денежно-кредитной политики
  5. 3. Особенности правового регулированияденежной эмиссии как важнейшего направленияединой государственной денежно-кредитной политики

Руководство российского Центробанка разрабатывает трудно прогнозируемую и вместе с тем легко анализируемую схему управления обращения и комплексом кредитных ресуросов. Вышеуказанная структура позиционируется как крупнейший участник финансового рынка, который не имеет четкой и понятной стратегии в разработке механизмов, посредством которых осуществляется управление национальной экономикой.

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ не подразумевает удовлетворение всех «чаяний» и пожеланий участников рынка, и при ее создании руководство главного финансового института данный параметр не учитывает.

Необходимо отметить, что при решении вопросов о выдаче займов первостепенное значение придается созданию безупречного имиджа Центробанку как системе управления в рамках мирового уровня. Руководство главного финансового института крайне заинтересовано в том, чтобы иностранные инвестиционные структуры, кредитные учреждения, клубы и прочие организации понимали, что проводимая денежно-кредитная политика ЦБ РФ соответствует нормам международного права. Оценка эффективности разрабатываемых мер со стороны российских экспертов не является для Центробанка приоритетной.

Осуществляемая денежно-кредитная политика ЦБ РФ, безусловно, преследует вполне конкретные цели, главная из которых - это снижение и одновременно с этим приумножение ВВП. При этом ставится задача по созданию условий для уменьшения числа безработных граждан и приумножению доходов у граждан.

Необходимо подчеркнуть, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ формируется по принципу таргетирования инфляции.

Согласно методу целевой инфляции приоритетным курсом единого механизма при регулировании кредитно-денежных отношений Центробанком является: степень монетизации экономики, увеличение денежной массы, размер процентных ставок, уровень обязательного резервирования.

Следует подчеркнуть, что на протяжении длительного времени кредитная политика ЦБ РФ основывалась на «туманных» и не вполне четких принципах, которые не отражали реальное положение дел по проблемам инфляции и валютного регулирования. Вместе с тем целевые показатели зачастую не соответствовали действительности.

Используемые методы денежно-кредитной политики ЦБ не способствовали скорейшему исполнению обязательств чиновниками, а реализация намеченных реформ попросту замедлялась. В этой связи усугублялось положение дел при осуществлении не регулировались тарифы, вырос уровень инфляции и прочее.

В действительности главный финансовый институт не желает быть ответственным за несдерживание уровня инфляции, усматривая в этом вину исполнительной власти.

Необходимо подчеркнуть также, что при разработке механизма управления системы денежного обращения ее авторы должны в обязательном порядке учитывать монетарный фактор на развитие инфляционных процессов, который необходимо всесторонне изучать и анализировать. И конечно же, следует обращать внимание на зависимость инфляции от степени влияния такой категории, как увеличение в экономике.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

Процентные ставки по операциям Банка России;

Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков;

Валютное регулирование;

Установление ориентиров роста денежной массы;

Прямые количественные ограничения.

1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

2 Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3. Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» банкам - резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.

Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной массы.

Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при относительно благоприятной внешней конъюнктуре допускает вероятность сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности. В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит совершенствование порядка и условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности - депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия - депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций. С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований. Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Принимая решения о выборе инструментов денежно-кредитной политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.

В 2011-2013 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России как в сферах, непосредственно относящихся к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.



Похожие статьи