Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе. Социальное значение налогов и сборов с физических лиц

Какая социально-экономическая роль налогов в общественной жизни, Вы узнаете из этой статьи.

Налоги – это древнейший экономический инструмент, который применялся в обществе. Они возникли вместе с появлением государства и служили основным источником средств к содержанию органов власти. В процессе развития государства и человеческого общества происходили различные изменения, но главное предназначение налогов было постоянно стабильным.

Роль налогов: обеспечение функционирования государства

Какую роль играют налоги?

Налоги в современном обществе являются основной формой государственного дохода. Механизм налогов представляет собой финансовую функцию, которая при помощи экономических инструментов воздействует на общественное производство, его динамику и структуру, а также на научно - техническое развитие.

Налоги в жизни общества влияют на рыночные отношения, укрепляют их и стимулируют развитие предпринимательства. Кроме того, они способствуют процессам производства и служат барьером в социальном обнищании населения, финансово необеспеченного.

При помощи налогов распределяется и перераспределяется ВВП, некая их часть выделяется на обеспечение населения и социальную сферу. Кроме того, они оказывают влияние на кругооборот капитала на всех его стадиях. Таким образом, государство контролирует массу спроса и предложения на товары и капитал, ведь спрос населения является результатом функционирования производства, как одной из фаз капитала.

В чем важность уплаты налогов для общества?

Налоги нужны для наполнения бюджета. Средства, которые поступили от налогового сбора, участвуют в государственных программах финансирования, предусмотренные законами о годовом бюджете. Другими словами, налоги являются необходимой составляющей общественных экономических отношений.

Важность налогообложения стоит острым вопросом для многих государств: население не желает уплачивать налоги, ведь не видит в этом никакого толка. Но налогообложение представляет собой важную часть взаимодействия между человеком и государством. Здесь дело в другом, в том, как человек принимает налоги. Население должно в себе воспитать культуру добросовестности перед своей страной. В пример можно навести американцев, которые считают для себя честью уплатить налог государству вовремя и в полной мере.

ВВЕДЕНИЕ

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.1 Сущность налога

1.2 Элементы налога

1.3 Функции налогов

1.4 Классификация налогов

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

2.1 Структура налоговых доходов государства

2.2 Динамика налоговых доходов

2.3 Значение налогов в доходах государства

2.4 Прогноз налоговых поступлений в 2009-2011 годах

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: КАК ЕЕ СДЕЛАТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.

Описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;

Рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;

Показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.

налог доход государство бюджет


1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОГОВ

1.1 Сущность налога

В соответствии с Налоговым кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.

Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.

Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать следующее определение. «Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента» .

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.

Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

1.2 Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

1) Субъект налогообложения – это организация или физическое лицо, на которые законодательными или иными нормативными актами возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

2) Объект налогообложения – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. Видами объектов налогообложения как экономического элемента налогов выступают: выручка от реализации, доход, прибыль, имущество, определенные действия и виды деятельности, наступление отдельных событий.

3) Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают: твердые и долевые. Долевые делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

4) Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Порядок ее определения по каждому виду налога устанавливается законодательно. Она необходима именно для исчисления налога, но непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог.

5) Налоговый периодкалендарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

6) Источник налога -это средства, используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго ограничен: существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика.

7) Налоговый оклад - это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога - это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Существуют три основных способа уплаты налога

Рисунок 1.1 – Способы уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ


8) Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы могут быть разделены на три группы:

1) изъятие (выведение из-под налогообложения отдельных предметов);

2) скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы);

3)налоговый кредит- льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Выделяют две основные функции налогов: фискальную и регулирующую. А также четыре вспомогательные функции: распределительная, социальная, стимулирующая и контрольная.

Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Распределительная функция заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция .

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства , аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Из фискальной функции вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами ; источниками этих доходов; над использованием имущества , в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция ). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления . Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения . Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы , молодежную политику , иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная . Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.) .

Из фискальной функции вытекает следующая - функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия - распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

Налоги - это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны .

Итак, налоги играют ведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют важнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальной казны, по регулированию социально - экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан.

В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием налоговой системы.

Налоги связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, т.к. обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь они являются важной «кровеносной артерией» государственной бюджетно-финансовой системы, которая способствует осуществлению основной задачи государства - обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.

Экономическая и социальная роль налогов в обществе, основные направления современной налоговой политики.

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета гос-ва, в связи с этим они неразрывно связаны с функционированием самого гос-ва. Напрямую зависят от уровня развития самого гос-ва. Посредством налогов гос-во изымает и присваивает себе часть производственного национального дохода, и в связи с этим налоги и налоговая система напрямую зависит от развития гос0го механизма.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всœех уровней. Средства полученные от сборов налогов, участвуют в финансировании гос-ых программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы гос-ва, аккумулируемые в его бюджетных и внебюджетных фондах и расходуемые на решение социальных задач. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношении хозяйствующих субъектов, граждан и гос-ва. Налоги с одной стороны, явл-ся инструментом регулирования экономики, с другой –источником доходов гос-ва.

Экономическую сущность налогов можно представить таким образом. Общество производит определœенные товары и оказывает различные услуги. В процессе производства товаров и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Гос-во путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета. Через налоги реализуются перераспределœение совокупного продукта общества между его реальными производителями и гос-ом. Совокупная стоимость всœех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без разделœения ресурсов, использованных на их производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП).

Основным методом перераспределœения ВВП стало прямое изъятие гос-ом в свою пользу его определœенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов бюджета гос-ва, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Перераспределœение ВВП в пользу гос-ва осуществляется между участниками общественного производства: от работников в форме налога с доходов физ. лиц, от хозяйствующих субъектов в форме налога на прибыль, налога на имущество организаций и т.д. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения гос-ых потребностей и расширения общественного производства.

Экономическая природа налогов раскрывается в том,что налоги выступают косвенным регулятором развития экономики; явл-ся инструментом структурного, антиинфляционного регулирования; это обязательный атрибут участников деловых отношений; это основной источник регулирования дефицита госбюджета; это одноиз действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условиях рынка, распределœение и перераспределœение доходов различных социальных слоев населœения; это один из инструментов на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Социальная роль налогов состоит в перераспределœении доходов гос-ва, полученных от налоговых поступлений, между различными категориями населœения. Через налогообложение поддерживается социальное равновесие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ достигается путем изменения соотношения между доходами отдельных соц-ых групп. Гос-во финансирует деятельность гос-ых медицинских, культурных и образовательных учреждений.

Налоговая политика Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования осуществляемых гос-вом. Налоговая политика явл-ся частью экон-ой политики гос-ва, направленной на формирование оптимальной налоговой системы, и представляет собой систему актов и мероприятий, проводимых гос-ом в области налогообложения. Главная задача нал-ой полит.т – обеспечение бюджетов всœех уровней финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения всœех функций гос-ва.

В теории налогообложения выделяют три типа направлений налоговой политики. 1) политика максимальных налогов характеризуется повышенными ставками налогов и стремлением гос-ва максимизировать налоговые поступления. Эта полит. Приводит к тому, что следствием повышения налогов становиться снижение гос-ых доходов. 2) Полит. разумных налогов учитывает интересы гос-ва и налогоплательщиков, основывается на нахождении оптимальных налоговых ставок, способствующих развитию предпринимательства и обеспечивающих функционирование гос-ва. 3) полит. высоких налогов и сильной социальной защиты предусматривает высокий уровень налогообложения, однако гос-во предоставляет большой набор социальных услуᴦ.

При формировании налоᴦ. Полит. важным вопросом явл-ся определœение границ и нахождение критической точки налогообложения. При этом учитываются два фактора: размеры потребностей гос-ва в фин-ых средствах для реализации своих функций и способность физ. и юр.
Размещено на реф.рф
лиц уплачивать налоги.

Экономическая и социальная роль налогов в обществе, основные направления современной налоговой политики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономическая и социальная роль налогов в обществе, основные направления современной налоговой политики." 2017, 2018.



Похожие статьи