Функции финансов и их характеристика. Распределительная функция финансов. Основные моменты

Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект.

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Функции финансов:

Функции финансов.

Распределительная функция.

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Другие функции.

К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.

1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны .

Особенности финансов:

· средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;

· средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Вопрос 2: Финансовая система РФ: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции финансов
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Аккумулирующая (или накопительная) функция финансов выражается через процесс образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйственной системы. На уровне мировых финансовых отношений, эта функция в частности, проявляется в прцессе формирования финансовых фондов МВФ за счёт взносов стран-участниц, а также результатов его собственной деятельности. На уровне государственных финансов аналогичный процесс реализуется при исполнении доходной части бюджета͵ на уровне финансов предприятий – при формировании их суммарной выручки.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых базовых или первичных доходов путем распределœения национального дохода среди участников материального производства;

Первичные доходы ещё не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития народного хозяйства. Необходимо дальнейшее распределœение или перераспределœение национального дохода.

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределœения национального дохода между:

· отраслями материального производства;

· регионами страны;

· формами собственности;

· социальными группами населœения.

В результате перераспределœения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Контрольная функция финансов состоит в контроле за распределœением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целœевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Регулирующая функция финансов связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаᴦ.

Функции финансов реализуются:

· на всœех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

· во всœех сферах общественной жизни (материального производства, сфера обращения, сфера потребления);

· на всœех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном – финансы предприятий, внутриотраслевом – финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном – госбюджет и внебюджетные фонды).

Схема распределœения национального дохода (C+V+M) – совокупный общественный продукт


3.3. Финансовые ресурсы

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы - ϶ᴛᴏ совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

В экономической системе общества они выступают в качестве материальных носителœей финансовых отношений и функционируют на всœех уровнях управления. Важнейшую роль выполняет здесь государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не только организует, координирует и контролирует процесс формирования и распределœения финансовых ресурсов, но и непосредственно является постоянным его участником.

Финансовые ресурсы предназначены для:

· выполнения финансовых обязательств;

· покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

· материального поощрения работников.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны – вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость крайне важно го и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - ϶ᴛᴏ фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное – фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Следовательно, финансы бывают централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

· собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, всœе виды кредиторской задолженности);

· заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;

· ресурсы, получаемые в порядке перераспределœения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).

Функции финансов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции финансов" 2017, 2018.

  • - Сущность и функции финансов

    Термин «финансы» происходит от латинского «financia», что означает доход, платеж. Он возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Затем, получив международное распространение, термин «финансы» стал употребляться как понятие,... .


  • - Функции финансов

    Финансы также тесно связаны с кредитом: последний создает основу для расширенного воспроизводства и ускоренного накопления богатства. Через кредитные отношения частично реализуется распределительная функция финансов и направляется движение денежных и товарных... .


  • - Сущность и функции финансов коммерческих организаций и предприятий.

    Финансы коммерческих организаций (предприятий), являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере... .


  • - ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Сущнойсть финансовой деятельности проявляется через выполняемые ею функции, Определять функции Финансовой деятельности через структуру отдельных проявлений финансов то есть через формирование, использование, распределение Государственных и муниципальных фондов... .

    ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ Финансовый план предприятия - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирую­щий баланс доходов и направлений расходов предприятия, вклю­чая платежи в бюджет на планируемый период. Рыночная экономика... .


  • Схема 1.7. Общественное назначение финансов
    Вопрос о составе функций финансов относится к числу дискуссионных, поскольку существует несколько точек зрения.
    Наиболее распространенная до последнего времени позиция - бифункциональная, признающая наличие двух функций: распределительной и контрольной.
    Но в условиях рыночной экономики основными методами воздействия на общественные отношения, на производственную и непроизводственную деятельность становятся экономические стимулы - поощрение и ответственность за результаты деятельности принимают форму возрастания или сокращения доходов субъекта стимулирования.
    Возможностью использования в качестве стимула обладают все стоимостные распределительные категории, но финансы в силу их многообразия, широты сферы функционирования и других особенностей являются абсолютно приоритетными.
    В этой связи все больше сторонников имеет точка зрения, признающая наличие также регулирующей или стимулирующей функции финансов.
    Распределительная функция финансов - историческая предшественница остальных; она состоит в том, что финансы служат орудием распределения стоимости созданного продукта и формирования денежных доходов и накоплений (Схема 1.8).


    Схема 1.8. Функции финансов
    Процесс распределения всей созданной стоимости начинается с выделения фонда возмещения стоимости потребленных средств производства. На данном этапе функционируют такие категории, как цена и деньги в функции меры стоимости (оценка потребленной ранее созданной стоимости), амортизация (выде-
    ление фонда возмещения физического и морального износа основных производственных фондов) (Схема 1.9).

    Деньги
    Орудия распределения

    Цена
    Амортизация
    Финансы
    Кредит
    Прибыль
    Зарплата

    Схема 1.9. Процесс распределения созданной стоимости
    Распределительные отношения характеризуют (Схема 1.10):
    а)



    участники производства
    4 собственник средств производства в госсекторе
    у
    Органы госвласти и управления
    г)
    в)


    д)
    Результаты распределения
    Конечные доходы государства, предпринимателей, непроизводственных структур, населения = первичные доходы, не подвергавшиеся перераспределению + производные (вторичные)
    Схема 1.10. Распределительные отношения
    Финансы как категория, выражающая движение стоимости от одного владельца к другому, функционируют, в основном, на стадии перераспределения в форме бюджета, целевых фондов, налогов, государственного кредита.
    В результате действия финансов в их распределительной функции образуются централизованные и децентрализованные фонды государства и экономических субъектов, специальные внебюджетные фонды, доходы непроизводственных структур, отдельных индивидуумов, которые используются для удовлетворения общественных и личных потребностей.
    Контрольная функция отражает способность финансов быть орудием контроля за формированием, движением и использованием финансовых ресурсов.
    Особенность контрольной функции состоит в том, что она протекает в сфере распределительных отношений и основана на зависимости расходов от величины денежных доходов субъектов.
    Вместе с тем, сфера финансового контроля шире, чем сфера распределительной функции: она распространяется не только на формирование и использование ресурсов, но и на все условия образования этих ресурсов, т. е. на всю экономическую сторону производства.
    Осуществление финансового контроля базируется на финансовой информации, финансовых показателях, отражающихся в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности, а также на системе норм и нормативов (расходов, платежей в бюджет, в целевые фонды, амортотчислений, оплаты труда и других).
    Как проявление функции экономической категории финансовый контроль осуществляется объективно, но результаты его выявляются в процессе контрольной деятельности субъектов, наделенных контрольными полномочиями.
    Путем сверки плановых (прогнозных) показателей с отчетными, сопоставления норм с реальными расходами выявляются нарушения финансовой дисциплины, истинные результаты финансовой деятельности, предпринимаются меры по ликвидации последствий и профилактике нарушений, ошибочных действий, злоупотреблений.
    В связи с этим возникает мнение о том, что финансовый контроль есть не объективная функция финансов, а контрольная деятельность финансового менеджмента, которая осуществляется субъективно (Схема 1.11).


    Схема 1.11. Распределительные отношения
    Главные направления воздействия финансов в контрольной функции:

    • обеспеченность финансовыми ресурсами процесса расширенного воспроизводства;
    • соблюдение оптимальных пропорций распределения финансовых ресурсов;
    • своевременность и полнота выполнения финансовых обязательств;
    • создание финансовых условий форсирования научно-технического прогресса;
    • экономное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов общества;
    • максимальное сокращение непроизводительных расходов;
    • соблюдение норм финансового законодательства.
    В этом заложена предпосылка возникновения и развития регулирующей функции финансов. Поскольку экономические методы управления направлены на материальные интересы участников воспроизводства, в литературе данная функция иногда называется стимулирующей, или мотивационной.
    Использование финансовых методов регулирования возможно как в производственной, так и непроизводственной сферах, на всех стадиях воспроизводства, в государственном и негосударственном секторах, внутри страны и во внешнеэкономических отношениях.
    Основным инструментом реализации регулирующей функции служат льготы, т. е. особые условия, устанавливаемые для отдельных субъектов, отраслей, видов деятельности и т. п.
    Особенно широко используются льготные условия налогообложения в форме снижения налоговых ставок, скидок с налогового оклада или исключения части


    Схема 1.12. Регулирующая функция финансов
    доходов из объекта налогообложения. Таким способом стимулируется ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики, малых и средних форм предпринимательства; благотворительная деятельность; социальная поддержка малообеспеченных слоев населения; расширение экспорта товаров и услуг и ограничение импортных операций и др.
    Бюджетное финансирование, будучи прямым безэквивалентным способом перераспределения финансовых ресурсов, также содержит стимулирующие принципы.
    Так, финансирование в меру освоения ранее выделенных средств означает, что бюджетные ассигнования могут быть приостановлены, если средства не освоены, а при использовании их не по целевому назначению или перерасходе - востребованы обратно (Схема 1.12).
    Все функции взаимосвязаны, обеспечивают одна другую, создают условия для функционирования финансов и использования их для решения общественных целей и задач финансовой стратегии и тактики.
    Контрольную функцию финансы выполняют только при том условии, если они используются как система распределительных отношений: если нет объективной системы распределения, нет необходимости контроля; с другой стороны, без финансового контроля нет распределения, есть просто раздача и расходование средств.
    Регулирование вне действия обеих упомянутых функций неосуществимо: оказать финансовую поддержку объекту регулирования можно только на основе проверки его финансового состояния и при условии соответствующего изменения в пропорциях распределения.
    Взаимообусловленность функций находит свое выражение также при таких вариантах, когда усиление одной функции изменяет границы действия другой.
    Так, в целях усиления контроля расширяется распределительная роль финансов за пределы, определяемые прямыми потребностями воспроизводства. Например, низкорентабельные предприятия обязаны вносить в бюджет 30 % налогооблагаемой прибыли при явной недостаточности средств для собственных потребностей (если они не подпадают под льготные условия). В этом случае государственные предприятия могут получить финансовую поддержку из средств бюджета, а это будет означать, что возможность контроля усиливается через деятельность, с одной стороны, налоговой службы, а с другой - казначейской системы.

    Еще по теме Функции финансов:

    1. Взаимосвязь распределительной и контрольной функций финансов материальной сферы производства. Функции финансов коммерческих предприятий и организаций те же

    Вопросы к Государственному экзамену по дисциплине «Финансы»

      Сущность и функции финансов.

      Финансовая система Российской Федерации.

      Виды финансовой политики и ее составляющие.

      Характеристика классической и неоклассической теории финансов.

      Краткая характеристика органов государственного управления финансами.

      Значение, формы и методы финансового контроля.

      Виды финансового контроля.

      Финансы коммерческих организаций. Понятие, функции, финансовые отношения и финансовые ресурсы.

      Финансы некоммерческих организаций. Определение, доходы и расходы.

      Финансы кредитных учреждений. Функции и задачи ЦБ РФ. Функции и операции коммерческого банка.

      Финансы страховых компаний. Сущность страхования, страховой рынок и участники страховых отношений.

      Доходы государственного бюджета.

      Расходы государственного бюджета. Дотация, субвенция, субсидия.

      Бюджетное устройство и его составляющие.

      Бюджетный процесс и исполнение бюджета.

      Сущность и значение государственного и муниципального кредита.

      Методы управления государственным долгом.

      Характеристика государственных социальных внебюджетных фондов.

      Международные финансовые отношения.

      Характеристика международных кредитно-финансовых институтов.

    1. Сущность и функции финансов

    По вопросу происхождения термина «финансы» существу­ют различные точки зрения. По мнению одних авторов, этот термин возник еще в ХIII - ХУ вв. в торговых городах Италии как понятие, обозначающее систему денежных отношений меж­ду населением и государством. По мнению других, этот тер­мин был введен французским ученым Ж. Боденом в 1755 г. Понятие «финансы» В дальнейшем трансформировалось и с ХVШ в. под этим словом стали подразумевать «совокупность государственного имущества и состояние всего государствен­ного хозяйства» (С. Витте). Первоначально понятие «финансы» рассматривалось в узком смысле, как формирование, использо­вание денежных фондов, имущества для удовлетворения госу­дарственных нужд.

    Современная трактовка термина «финансы» значительно шире и заключается в следующем.

    Финансы - это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Сразу можно оговориться, что круг участников таких отно­шений достаточно широк, от государства в целом до единолич­ного предпринимателя, гражданина страны.

    Важно уяснить отличие экономической категории «финан­сы» от категории «деньги». Так, финансы отличаются от денег прежде всего по своему содержанию . Если деньги - это всеобщий эквивалент для измерения затрат труда, то финансы - это экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) с целью формирования денежных фондов, финансовых ресурсов.

    Таким образом, финансы являются вторичной, т .е. производной, ка тегорией.

    Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить потребности госу­дарства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах и одновременно организовать контроль за их целевым использо­ванием.

    Финансы как экономические отношения имеют три весьма существенных признака:

      распределительный характер этих отношений, который ос­нован на правовых нормах и этике ведения бизнеса;

      односторонний характер движения денежных средств;

      в результате этих отношений могут создаваться как цент­рализованные, так и децентрализованные фонды денежных средств.

    Главным и основным источником денежных ресурсов (фондов) является ВВП. Другими источниками в зависимости от уровня их формирования могут быть:

      На уровне государства и органов местного самоуправления: доходы государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации имущества, доходы от внешне­экономической деятельности (ВЭД), государственный и му­ниципальный кредит, эмиссия денег и ценных бумаг и т. д.;

      На уровне хозяйствующих субъектов : прибыль, амортиза­ция, продажа акций, дивиденды от участия в других орга­низациях, банковский кредит и т. д.;

      На уровне населения: заработная плата, выплаты социаль­ного характера, доходы от операций с личным имуществом, доходы от предпринимательской деятельности, потреби­тельский кредит.

    Финансы выполняют три главные функции, которые так­же отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую . Рассмотрим их кратко.

      Распределительная функция финансов

    Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале рас­пределяется в макроэкономическом масштабе (первичное рас­пределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов , состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию до­ходов организаций, непроизводственной сферы (заработная пла­та бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выпла­ты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и пе­рераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

    Распределительные процессы имеют место и внутри отдель­но взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе.

    Так, прибыль, будучи источником формирования таких де­нежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником фи­нансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономичес­кий субъект), выполняет распределительную функцию уже тре­тьего порядка (третичное распределение).

      Контрольная функция финансов.

    Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровне по соответству­ющим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через деятельность государ­ственных финансовых органов (например, налоговой инспек­ции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обес­печение динамичного развития общественного и частного про­изводства.

    Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

    • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
    • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
    • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
    • появление социально различных групп населения.

    Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

    Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

    Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

    Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

    Финансовые ресурсы

    Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

    Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

    Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

    Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

    Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

    Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

    Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

    Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

    Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

    Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

    Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

    Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

    Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

    ΣA = ΣB + ΣС ,

    • А — первичные доходы;
    • В — конечные доходы;
    • С — сбережения и накопления.

    На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

    Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

    Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

    Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

    Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

    Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

    Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
    т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

    Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

    Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

    Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

    Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

    Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

    Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

    Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

    Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

    Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

    Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

    Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

    Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

    Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

    На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

    В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

    Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

    Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

    Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

    На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

    Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

    Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

    Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

    Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

    Контрольная функция

    Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

    Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

    Стимулирующая функция

    Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

    Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

    Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

    См.также:

    Похожие статьи