Функции и основные инструменты государственного регулирования экономики и социальной сферы. Реферат: Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики

Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные инструменты регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже.

Основные экономические инструменты - это:

  • 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
  • 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
  • 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно - управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.

Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Объекты и цели государственного регулирования экономики.

План

1 . Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.

4. Государственное экономическое програм-­
мирование.

1. Понятие государственного регулирования экономики. Субъекты регулирования.

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин регулируемая рыночная экономика обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета регулируемая не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может выполнить только государство - институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в вечную проблему.

Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства, необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.

Регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляе­мых правомочными государственными учреждениями и обще­ственными организациями, нацеленная на повышение эффектив­ности общественного воспроизводства и удовлетворения потреб­ности общества.



Государственное регулирование экономики имеет объектив­ную основу:

а) обобщение производства как в границах национальной
экономики, так и в международном масштабе;

б) развитие НТР, требующего громадных трудовых и фи­-
нансовых ресурсов, которыми не располагают частные предпри­-
ниматели;

в) неспособность рынка решить экономические, социальные
проблемы;

г) неспособность рынка обеспечить удовлетворение потреб-­
ностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во мно­гих сферах, в то время как государство регулирует рынок посред­ством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики сложился в странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

Особенно важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих независимую экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Для уяснения механизма государственного регулирования экономики целесообразно охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства.

Субъектами государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами государственного регулирования экономики) являются органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк.

В государствах с федеративным устройством (США, Россия, Канада, Индия, ФРГ, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики; всё более независимыми в осуществлении государственного регулирования экономики от законодательной власти становятся исполнительные органы.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создаётся орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами выразителями экономических интересов.

Обратная связь между государственного регулирования экономики и носителями хозяйственных интересов довольно жёсткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платёжном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: уровне напряжённости, оценке государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состоянии окружающей среды, качестве жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования и их интересами. Наконец, союзы, являющиеся выразителями хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям это и есть обратная связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов.

2. Объекты и цели государственного регулирования экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики :

· экономический цикл;

· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

· условия накопления капитала;

· занятость;

· денежное обращение;

· платёжный баланс;

· НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

· условия конкуренции;

· социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

· подготовка и переподготовка кадров;

· окружающая среда;

· внешнеэкономические связи.

Как видно, перечисленные объекты носят совершенно различный характер. Они охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами; условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - это притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; в других поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванным привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала . Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное опасным социальным последствиям.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение . Основная направленность регулирования денежного обращения борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты условия накопления, социальные отношения.

Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Ещё один из основных объектов регулирования цены . Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, они стремятся заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

Наряду с хозяйственными объектами под постоянным вниманием государственных регулирующих органов находятся условия существования и воспроизводства существующего строя, отношения собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление государственного регулирования экономики особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

Объектами государственного регулирования всё в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества, окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество .

Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых задач . Это следующие иерархические уровни: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредствующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель выравнивание экономического цикла направлена на объект, т. е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структур хозяйства на секторальную, отраслевую и региональные структуры; улучшение окружающей среды на окружающую среду и т. д.

Как видно, названные цели, во-первых, неодинаковы по значениям и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, выравнивания конъюнктуры, совершенствование отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Конкретные частные цели могут услужить опосредующими для достижения других, более высоких для данного текущего момента целей. Так, конкретная цель обеспечение дополнительных капиталовложений в модернизацию угольных шахт может быть опосредующей для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твёрдого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержание занятости и хозяйственной конъюнктуры в угледобывающих районах; снятия в этих районах социального напряжения, вызванного угрозой закрытия шахт; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели.

Итак, в дереве целей государственного регулирования экономики существуют не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимосвязи между самими конкретными целями, т. е. конкретные цели внутри дерева могут быть первичными, вторичными, третичными и т. д.

Положения отдельных целей в дереве целей государственного регулирования экономики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от хозяйственной ситуации, экономических задач, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из него, в узком конкретном случае оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются первичной. В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

3. Инструменты государственного регулирования экономики

Государство воздействует на экономику с помощью определенных, создаваемых для реализации конкретных целей, инструментов. Под инструментом государственного воздействия на экономику понимают особое средство работы государства, предназначенное для выполнения его функций. Инструментарий государственного воздействия на экономику – это совокупность инструментов, применяемых государством. Обычно в каждой стране этот инструментарий отражает специфику целей правительства и хозяйственных отношений.

В современных условиях сложились следующие инструменты:

1) Правительственные закупки;

2) Трансфертные платежи;

3) Государственные кредиты;

4) Дотации, субсидии;

5) Федеральные финансы (включающие федеральный бюджет и внебюджетные фонды, доходы и расходы);

6) Финансы субъектов федерации;

7) Дефицит государственного бюджета;

8) Государственный долг (внутренний и внешний);

9) Местные финансы;

10) Фискальный федерализм;

11) Государственное предпринимательство;

12) Хозяйственное законодательство;

13) Национализация и приватизация объектов собственности.

Правительственные закупки являются фактором роста рынков ресурсов и товаров за счетувеличения уровня совокупного спроса, определяемого вмешательством государства в хозяйственную жизнь:

1) Государство вливает свои финансовые ресурсы в элементы спроса и тем самым стимулирует общий подъём экономической конъюнктуры;

2) Сокращая своё участие в формировании совокупного спроса, государство сдерживает нежелательный «перегрев» экономики, когда рост выходит из под общественного контроля.

Трансфертные платежи представляют передачу государством части налоговых поступлений от налогоплательщиков социальным группам, нуждающимся в поддержке, с целью максимизации положительных внешних эффектов для экономики в целом. Через трансфертные платежи государство перераспределяет налоговые доходы; стимулирует возникновение и реализацию положительных внешних эффектов; реализует свою социальную функцию.

Государственные кредиты характеризуют то обстоятельство, что государство является собственником части совокупного денежного капитала и предоставляет его участникам рынка за определенную плату – процент. Увеличение государственных кредитов стимулирует рост деловой активности, а сокращение – сдерживает ее.

Под дотацией понимается безвозмездная передача государством части своих ресурсов участнику рынка с целью поддержания и увеличения предложения или спроса на товары и услуги. Под субсидией подразумевается финансовый расход правительства для целей покрытия дефицита местных бюджетов или для реализации целевой государственной программы. Субсидия может выступать в виде дотации и субвенции. Субвенцией является субсидия целевого назначения (под выполнение целевой программы).

Федеральные финансы образуются как совокупный денежный фонд, аккумулируемый государством за счет собственных или заемных ресурсов с целью исполнения центральных функций правительства. Федеральные финансы складываются из доходов федерального правительства(источников и форм поступления денежных ресурсов в бюджет государства) и расходов федерального правительства (направлений и форм расходов денежных ресурсов в целях реализации функций государства). Доходы и расходы в совокупности образуют федеральный бюджет. Федеральный бюджет – это план доходов и расходов центрального правительства.

Сальдо федерального бюджета может выступать в трех формах:

1) в виде баланса (когда доходы равны расходам);

2) активным (когда итоговые доходы выше расходов);

3) пассивным (когда доходы меньше расходов).

Если выполняется третья ситуация, то говорят о дефиците федерального бюджета . Дефицит государственного бюджета образуется как сумма превышения расходов государства нал его доходами. Дефицит частично или полностью покрывается эмиссией бумажных денег или размещением обязательств государства перед участниками рынка.

Под государственным долгом понимается вся сумма обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами. Основная сумма обязательств - это выпущенные но не погашенные государственные займы с начисленными процентами. По своему составу государственный долг может быть:

1)общегосударственным (это долг центрального правительства, как внутренний, так и внешний);

2) задолженность субъектов Федерации;

3) задолженность местных органов власти;

4) задолженность государственных предприятий;

5) прочие долги.

Исторически по различным причинам наблюдается рост государственного долга. Среди них можно отметить такие: рост масштабов экономики, ее результатов и влияния на это государственного фактора; диверсификация, развитие и рост доходов и расходов государственного бюджета; переложение на государство функции развития производства и воспроизводства общественных товаров; усложнение задач и методов обеспечения качества смешанной экономики; рост обяза­тельств государства как участника мировой экономики, по­требителя ее ресурсов.

Считается, что до определенного уровня дефицит государственного бюджета допустим. Обычно это 4-5% от ВВП. Сверх этого дефицит стимулирует неконтролируемые ин­фляцию и прочие отрицательные явления. Одна из причин того, что 4-5% дефицита от объема ВВП не так опасны в том, что полагается и рост ВВП, как правило, не менее чем на 2-3% в год. В этом смысле дефицит растет почти пропорционально росту ВВП и не дестабилизирует макроэкономику. Кроме того, незначительный дефицит, вызывающий большой прирост инфляции (скажем, 0,15% в расчете на месяц) может стимулировать участников рынка оборачивать капиталы с рентабельностью не ниже некоего макроэкономического минимума.

Основной источник обеспечения доходов бюджета - налоговые поступления. Налоги представляют обязательные платежи физических и юридических лиц взимаемые государством. Налоги выполняют следующие функции: фискальную (основная функция, которая реализует образование государственных денежных фондов); экономическую (связана с перераспределением доходов в целях социального и экономического развития); политическую (связана с реализацией государственных интересов (обороной, государственным управлением, правопорядком и т.д.).

Главными видами налогов в рыночной экономике являются прямые налоги (они устанавливаются непосредственно на доход и имущество, то есть объект обложения здесь прямо указывается); косвенные налоги (устанавливаются на вторичные, третичные и т.п. производные объекты обложения, например, на тот или иной объем реализации товара или услуги; на право пользования чем-либо и т.д.).

Что касается расходов государства, то они представляют целевые фонды денежных средств, ассигнованные и фактически использованные государством для реализации своих функций. К основным функциям целевых расходов относят:

- «защиту доходов» (расходы на поддержание принятых социальных стандартов жизни наименее защищенных граждан);

- «защиту государства» (расходы на оборону, управление, правопорядок, суд и т.д.);

- «обслуживание государственного долга» (расходы на возврат заемных средств и процентов по ним).

В целом, как расходы, так и доходы государства постоянно растут. К причинам этого, помимо уже сказанного, можно отнести:

Развитие, диверсификацию и рост источников доходов государства;

Рост народонаселения;

Урбанизацию экономики;

Рост спроса на общественные блага;

Рост расходов на поддержание качества природной среды;

Эгалитаризм (систему мер, направленных на сокращение социального неравенства за счет относительного уравнивания доходов различных социальных групп населения).

В Российской Федерации доходы и расходы разделены на три вида: федеральные, субъектов Федерации и местные. Наиболее полным по совокупности доходов и расходов является консолидированный бюджет, а федеральный – его часть.

Финансы субъектов Федерации обслуживают потребности правительств членов Федерации в формировании и использовании денежных фондов в пределах их территориальных единиц.

Местные финансы включают низовой уровень финансовой системы государства. Это финансы областей, городов, общин, районов, муниципалитетов и т.д. Они обслуживают финансовые потребности территорий с административными границами. Главным источником доходов местных финансов являются поимущественные налоги, а основной вид расходов - финансирование социальной сферы.

Все уровни финансов государства взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Это осуществляется через механизмы фискального федерализма. Фискальный федерализм представляет систему межправительственного пере­распределения финансовых средств от одного государственного звена к другому в целях их наилучшего использова­ния. В результате такого перераспределения: укрепляется доходная база бюджетов; сокращаются или полностью по­крываются дефициты бюджетов; сдерживается ввод новых налогов и рост налоговой нагрузки на участников рыночного хозяйства.

Под государственным предпринимательством понимается такая хозяйственная деятельность, субъектом и собственником ресурсной базы которой выступает правительство (федерации, республики или местное). Как правило, государственное предпринимательство развивается в областях, где интересы частного бизнеса не могут быть реализованы на достаточном уровне эффективности. Например, это сферы, где риск чрезмерен, а инвестиции весьма велики и требуют Дополнительных, преимущественно не частных источников (в развитых странах это, в основном, капиталоемкие отрасли материальной инфраструктуры производства - общегосударственные системы транспорта и связи, космонавтика, атомная энергетика и др.). Конкретная доля участия госу­дарства в той или иной отрасли экономики сильно варьирует от страны к стране и определяется, помимо всего прочего, политическими, социальными, историческими, экологическими и иными обстоятельствами. Так, в США и Германии наиболее высокой является доля государственного предпринимательства в почтовой отрасли, в Японии - в отрасли связи, а в Швеции - в отрасли железнодорожного транспорта.

Под законодательством понимается система специальных норм права, утвержденных парламентом в качестве обязательных к исполнению теми, кому они адресованы. Целями законодательства являются:

Обеспечение равных условий (правил) для «игры» в различных сферах конкурентной среды;

Сдерживание факторов, разрушающих рынок (моно­полизма, инфляции, коррупции, криминализации экономики и других);

Создание межгосударственных правовых стандартов для интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

В современных раз­витых государствах законодательное регулирование эконо­мики является весьма сложным по видам, составу, целям и эффективности применения. Оно включает законы, кодек­сы, указы, поправки к законам и другие юридические нор­мы высших законодательных органов и лиц (Президента или иного лица) государства. В этом смысле основная про­блема сводится к тому, чтобы максимизировать общий эко­номический эффект от применения согласованных (увязан­ных) между собой юридических норм.

Национализация и приватизация объектов собственно­сти - это инструменты, направленные на изменение струк­туры, доли и результатов функционирования секторов пред­принимательства в целях общего повышения эффективности национальной экономики. Национализация направлена на рост значимости государственного предпринимательского сектора и через это - на повышение эффективности функ­ционирования экономики. Приватизация имеет своей целью противоположный процесс - рост значимости частного предпринимательского сектора. Очень важно, чтобы нацио­нализация и приватизация (эти процессы могут протекать одновременно, но по разным сферам, отраслям и террито­риям экономики) проводились согласованно и вели к общему повышению уровня эффективности функционирования (качества) смешанной экономики. Эта проблема в макроэкономической теории называется» проблемой управления противоречиями государственного воздействия на хозяйстве

Функции и основные инструменты государственного регулирования экономики и социальной сферы

Государственная политика классифицируется по таким основаниям:

сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.;

уровни реализации политики – международная, общегосударственная, региональная, местная;

функции политики – внешняя, внутренняя;

структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная.

По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

Государственная экономическая политика совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные инструменты не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические инструменты государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.

Основные экономические инструменты - это:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые

институты страны обязаны хранить в центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Общепризнанными целями государственной экономической политики считаются:

обеспечение роста социально-экономической эффективности, т. е. рациональное и экономически выгодное использование ресурсного потенциала страны;

обеспечение общеэкономического равновесия, которое предполагает баланс между четырьмя элементами – стабильностью цен, высоким уровнем занятости населения, соразмерным экономическим ростом и внешнеэкономическими операциями.

Виды государственной экономической политики . В зависимости от срока реализации государственной программы экономических действий, т. е. по временному диапазону, различают краткосрочную и долгосрочную политику. В условиях нестабильности экономических процессов разрабатывается краткосрочная экономическая политика, когда формируется вектор экономических действий на период до одного года. Предсказуемость и устойчивость в развитии экономических процессов, подкрепленные гарантированной ресурсной обеспеченностью, позволяют разработать стратегию экономической политики на несколько лет.

Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.

Инструментами соответственно выступают : налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

Фискальная экономическая политика . Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств – распределение этих средств – обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров.

Относительно устойчивому состоянию экономики соответствует стабилизационная фискальная политика, когда государство в допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стремясь приблизить объем ВВП к возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой механизм положен в основу стабилизации, различают автоматическую и регулируемую стабилизационную фискальную политику. В первом случае действуют автоматические стабилизаторы – это законодательно закрепленные нормы, позволяющие без вмешательства государства реагировать на отклонения от устойчивого состояния экономики. Например, выплата денежного пособия по больничному листу, автоматическое снижение величины взимаемого налога при уменьшении доходов и т. п. Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, тогда государство вводит новые правила (дискретные меры) – стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т. д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т. е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.



Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Монетарная экономическая политика это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. Сообразно цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т. е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

Элементами, составляющими монетарную политику, являются:

1) политика рефинансирования, или учетная политика – воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов;

2) операции на открытом рынке – продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг;

3) политика резервирования – воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы («принуждая» коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ);

4) политика обеспечения ликвидности, т. е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Государственная социальная политика. Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают: соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Государственная социальная политика – целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты. Принципами государственной политики в социальной сфере являются: экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства за выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; тендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

2. Особенности формирования социальной политики

Разные части населения озабочены разными проблемами. Часть населения, имеющая однотипные устойчивые (для­щиеся и закономерно возобновляющиеся) общественные ус­ловия и проблемы жизнедеятельности, называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочис­ленные из них - классы). У каждой группы своя правда, свои представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, а также о том, что и как надо было бы изменить. Иными словами, у со­циальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, даже непримиримые.

Совокупность социальных групп - это социальная структура. Главное здесь - совокупность жизненных проблем групп, сходства и различия их интересов, их представления о жела­тельных и нежелательных переменах, направленность общест­венно значимых действий и т.п.

Люди и социальные группы живут и действуют в одном об­ществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотноше­ний социальных групп и классов. Формы таких взаимоотноше­ний разнообразны: гражданское согласие, партнерство, сою­зы, компромиссы, мирная инициатива, конфликты, вражда, давление, забастовка, борьба, пикет, гражданское неповинове­ние, насилие, угроза, гражданская война и т.д. И все это - по­литика.

Политика есть взаимоотношения социальных групп (классов). Это определение - наиболее точное и достаточно полное. Нет обществ без политики.

Государственность - выстраданная и порожденная человече­ством цивилизованная форма политических взаимоотношений в обществе.

Методы и инструменты государственного регулирования экономики

В современных условиях применяются разнообразные методы воздействия на экономику. К ним относятся:

1) 1)государственные методы. Среди них следует выделить программирование, прогнозирование, планирование, налоговое регулирование, регулирование цен и т.д.;

2) негосударственные методы. К ним относятся общественные рычаги воздействия на экономику (соглашения между товаропроизводителями о рынках сбыта, ценах; функционирование различных ассоциаций, обществ потребителей и т.д.);

3) институциональные методы. Они представлены товарными и фондовыми биржами, коммерческими банками, рекламными агентствами и другими учреждениями, обслуживающими рыночное хозяйство.

Комбинация этих методов позволяет создать эффективный рыночный механизм.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределение доходов.

Свои функции по регулированию экономики государство осуществляет с помощью определенных методов и инструментов. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе методов и инструментов ГРЭ.

Методы государственного регулирования экономики подразделяются на косвенные (экономические) и прямые (административные). В рыночной экономике преобладают экономические методы регулирования.

Экономические методы регулирования рыночных отношений представляют собой методы, основанные на управлении интересами и через интересы. Экономическое регулирование осуществляется через кредитно-денежную, налоговую, бюджетную, социальную, ценовую и внешнеэкономическую политику государства, а также путем использования программирования, прогнозирования и планирования.

Кредитно-денежная политика предполагает использование государством метода косвенного воздействия на элементы рыночного механизма и, прежде всего, оптимальность денежного обращения. Основные инструменты кредитно-денежной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными ценными бумагами на фондовом рынке. Эти инструменты позволяют государству противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать воздействие на движение курса акций.

Налоговая политика. Инструментарий налоговой политики включает: налоговые скидки на инвестиции («налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации основного капитала, специальные налоговые льготы. С помощью налоговой политики государство налаживает эффективное стимулирование экономического роста, организует перераспределение доходов, распространяет систему прогрессивного налогообложения, освобождает от налогообложения ту часть доходов, которая идет на благотворительные цели.

Бюджетная политика включает в себя: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних займов; поддержку и регламентирование государственного предпринимательства. В рамках бюджетной политики государство оказывает косвенное воздействие на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отстающих районов страны, отстающих отраслей. Бюджетная политика помогает осуществить структурные преобразования производства, сглаживает региональные диспропорции, снижает остроту проблемы вынужденной безработицы.

Важное место в воздействии государства на экономические процессы занимает государственное предпринимательство. Наблюдается рост государственного сектора в экономике, причинами которого являются необходимость поддержания национальной обороны, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, охрана окружающей среды и т.д. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка. Оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это энергетика, добывающая промышленность, транспорт, связь, то есть отрасли низкорентабельные и поэтому мало привлекательные для частного бизнеса. Государство берет на себя развитие этих отраслей, тем самым, способствуя нормальному функционированию всех сфер экономики.

Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода передается от относительно богатых к относительно бедным слоям населения.

При формировании социальной политики используют такие инструменты, как регулирование минимальных ставок оплаты труда, установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д. В связи с проблемой инфляции используется всесторонний контроль за динамикой зарплаты и цен. Регулирование цен осуществляется с помощью косвенных методов. При этом используют инструменты, влияющие на цены через соотношение между спросом и предложением на рынке. Здесь важную роль играет эмиссионная политика, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и налоговая политика (например, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок). Применяется и прямое регулирование цен путем их «замораживания», установления определенного уровня цен на отдельные товары.

Во внешнеэкономической политике государство использует такие инструменты, как законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.

Важными формами государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отдельные отрасли, регионы, социальная сфера, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, стабилизации экономики.

В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики в рамках довольно продолжительного периода – 4 – 5 лет. Такие планы разрабатываются правительствами Японии, Франции, Южной Кореи. Эти планы отличаются от планов командно-административной экономики тем, что не имеют директивного характера. Это индикативные планы, то есть планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.



Экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки являются мерами, направленными на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Экономические методы регулирования адекватны природе рынка.

Административные методы регулирования экономики базируются на силе государственной власти, и включает в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные меры заметно сужают свободу экономического выбора. Но они вполне обоснованны в ситуациях, когда ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов оборачивается тяжелыми потерями для остальных и для рыночной экономики в целом.

К административным методам регулирования относятся:

1) прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополист может натворить в экономике много пагубных дел. Его трудно обуздать с помощью экономических методов воздействия. Монопольные рынки весьма неодинаковы. Поэтому к ним применяются и различные административные меры воздействия. Например, там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются в виду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль за качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение (фундаментальная наука, оборона, энергетика, железная дорога и т.д.).

Несколько иного отношения со стороны государства заслуживают групповые монополии. По отношению к ним применяются мягкое администрирование (планирование, допустимые пределы колебания цен:

1. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той «планки», ниже которой - нищета. В данном случае имеются в виду: гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице, социальные выплаты;

2. лицензирование и квотирование, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства. Целью таких мероприятий является: достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения. Государство осуществляет прямое воздействие на размер, структуру и направление развития национального рынка путем государственного заказа. Через инвестиции государство обеспечивает развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований;

3. разработка стандартов и контроль за их соблюдением. Это жесткие стандарты, гарантирующие населению жизнь в условиях экологической безопасности;

4. правовые методы. Государство возлагает на себя обязанность гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения всех субъектов рыночной экономики.

Следует отметить, что жесткое разграничение экономических и административных методов, возведение между ними непроницаемой стены, а тем более, предпочтение какому-то одному методу в ущерб другому, несостоятельно, так как само разграничение этих методов до некоторой степени носит условный характер.

Дело в том, что с одной стороны, элемент администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого экономического приема, как изменение нормы процента по кредитам, не раньше, чем будет принято административное решение о ее повышении, скажем с 20 до 30%.

С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое, так как он косвенно оказывает влияние на поведение субъектов рынка. Например, жесткий административный контроль государства над завышением цен побуждает предприятия искать другие источники роста доходов: снижать издержки, изменять номенклатуру выпускаемой продукции и т.д.

В государственном регулировании экономики существуют ограничения, связанные с требованиями рынка. Так, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и т.д. Необходимо рациональное сочетание экономических и административных методов, так как одностороннее увлечение теми и другими может привести к разрушению рыночного механизма.

Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Каждый из них дает положительный результат в одном случае, а в другом, вызывает негативные явления. Например, стимулируя внедрение новой техники и технологии, государство способствует освобождению работников, усложняет ситуацию на рынке труда. Поэтому оно должно позаботиться о вовлечении в производство высвобождаемых работников.

Нужно творчески применять все методы государственного регулирования, но для каждого из них необходимо определить те экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение более целесообразно.

Вопросы для самопроверки

1. Решение, каких проблем не подвластно рыночному механизму?

2. Какова главная задача государства в развитии рыночной системы?

3. Назовите и охарактеризуйте основные функции государства.

4. Какие методы использует государство для воздействия на экономику?

5. Что такое государственное регулирование экономики?

6. Охарактеризуйте экономические и административные методы государственного регулирования экономики.

7. Почему необходимо рациональное сочетание экономических и административных методов государственного регулирования экономики.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. – М.: Инфра – М, 1997

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 2003

4. Экономическая теория./ под. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., Тарасевича Л.С. – М.: Инфра – М, 2002

5. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

6.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. – 783 с.


К факторным доходам относятся: доход наемных работников, рентный доход, ссудный процент, прибыль корпорации.

Трансфертные платежи – это выплаты государства отдельным частным лицам и фирмам (в виде пенсий, пособий, денежных и натуральных выплат), увеличивающие возможности их потребителей.

Вопрос. Система инструментов регулирования экономики.

Тема 9. Макроэкономическая политика.

1 вопрос. Система инструментов регулирования экономики

2 вопрос. Финансовая (фискальная) политика: экономическое содержание и задачи.

3 вопрос. Кредитно-денежная политика: цели, инструменты и методы.

вопрос. Система инструментов регулирования экономики.

Реализация целей экономической политики предполагает использование определенных инструментов, совокупность ко­торых образует механизм государственного регулирования.

К общим принципам ис­пользования экономических инструментов относятся следующие положения:

1). Эффект регулирования предполагает минимальное на­рушение рыночных основ экономики.

2). Регулирующие меры должны осуществляться в услови­ях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

3). Стремление к достижению максимального эффекта в про­цессе использования регулирующего механизма предполага­ет четкое знание его структуры.

Сегодня в основе государственного регулирования находятся в равной мере экономические интересы как государства, так и управляемых объектов – общества и частных предприятий.

В системе государственного регулирования принято выде­лять две формы: экономическую и административную (т.е. институциональ­но-правовую). Обе формы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Указанные меры в целях обязательности исполнения закрепляются в федеральных и областных законах, постановлениях Правительства РФ и Правительства субъектов РФ, Указах Президента и распоряжениях губернаторов.

Экономическая и административная формы взаимно переплетены. Отнесение к той или иной форме регулирующего воздействия (метода) со стороны государства во мно­гом зависит от механизма их применения. Механизм применения экономических методов намного сложнее, чем административных, что затрудняет деятельность управленческих структур. Экономические методы предполагают использование экономических инте­ресов субъектов хозяйственной деятельности для достижения общественно-и государственно значимых целей.

По непосредственности воздействия экономические методы можно отнести к косвенным методам воздействия (к ним же относятся социально-психологические методы управления), административные методы - к прямым.

Методы прямого воздействия предполагают такое ре­гулирование со стороны государства, при котором поведе­ние субъектов экономики основано не столько на самосто­ятельном экономическом выборе, сколько на предписа­ниях государства (н-р. на­логовое законодательство).

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям эко­номической политики (н-р, регулирование ЦБ величины учет­ной ставки).

Оба метода воздействия на экономику не разделены жесткой линией. В каждом из используемых инст­рументов элементы имеются обоих методов, однако во мно­гом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках про­ведения финансовой политики в большем объеме наблюдает­ся проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы.

Система экономических методов государственного регулирования экономики предполагает использование экономических за­конов в хозяйственной деятельности, рациональное применение на их основе экономических рычагов и стиму­лов.

К экономическим методам относится социальная политика (в том числе как пенсионное обеспечение), активизация государственного сектора экономики, федеральные и областные отраслевые и территориальные программы и другие методы.

К экономическим рычагам относятся доходы (прибыль и заработная плата), амортизационные отчисления, цена, дивиденды, процентные ставки, формы расчетов, вклады, виды кредитов, финансовые санкции и другие рычаги. В общем случае рычаг представляет собой прием действия метода, то есть то, за счет чего действенен метод.

Экономические методы и рычаги могут государственными органами страны корректироваться в соответствии с меняющейся обстановкой.

Совокупности экономических методов и рычагов, используемые по определенным направлениям государственного регулирования экономики формируют виды и содержание конкретных экономических политик. Перечислим некоторые из них.

Инновационная политика. При внедрении высоких технологий путь решения проблем подчас находится на стыке отраслей, поэтому необходимо формирование органов межотраслевого управления, например создание корпораций на акционерной основе. Государство мо­жет предоставлять корпорации заказ на производство нужной продукции и в то же время быть владельцем более 50 % ее ак­ций, то есть контрольного пакета, что обеспечит государствен­ное регулирование деятельности предприятия. При этом инте­ресы государства гарантируются советом директоров, в кото­рый входят представители правительства.

Основной задачей территориального управления является разработка региональной политики, раци­ональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие региона. При этом должны быть раз­граничены полномочия федеральных и региональных органов власти.

Прогнозирование - это предвидение, основанное на законо­мерностях общественного развития, действии факторов в прогно­зируемый период и расчетных данных. Прогноз строится с учетом тенденций научно-технического прогресса, возможных результа­тов и условий, при которых они могут быть реализованы. Он осу­ществляется с учетом демографических, экономических, научно-технических, социальных, экономических (отраслевых и регио­нальных) факторов.

Индикативное планирование должно опираться на сильный государственный сектор, способный оживить российскую экoномику, государственный и частный капитал. Разработку феде­ральных целевых программ осуществляют органы государствен­ного управления РФ, а региональных - органы государственно­го управления субъектами РФ. При этом выделяют приоритеты, намечают конкретные результаты и эффект, который должен быть достигнут в

Ценовая политика неотъемлемая часть общей макроэкономической политики государства. Основной це­лью ценовой политики в секторах экономики является поддержание паритетных отношений между отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности производства, уве­личения объемов продукции, а также защита отечественных това­ропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам то­варов.



Налоговая политика - основной инструмент государства, обес­печивающий, с одной стороны, существование самого государ­ства, с другой - регулирование экономики общества в целом. Налоги затрагивают проблему национальной безопасности, так как непродуманная налоговая система может за сравнительно короткое время практически парализовать работу реального про­изводящего сектора экономики. В развитых странах давно опреде­лен размер безопасного и достаточного для государства изъятия добавленной стоимости; он колеблется от 30 до 60 % ВВП. В Рос­сии через налоги перераспределяется 35-40 % ВВП.

Денежно-кредитная политика государства в первую очередь должна быть также направле­на на развитие отечественного произ­водства. В настоящее время система кредитования не в достаточной степени учитывает специфику отраслей народного хозяйства.

Бюджетная политика. Она направлена на решение стратегических задач развития общества и приоритетных отраслей экономики. Бюджетная поддержка осуществляется в формах: прямого вливания финансовых средств в уставные капиталы ОАО, обеспечивающих производство или производящих социально значимые товары и услуги.

Система страхования в современных условиях стала еще одним важным элементом ста­бильного развития отраслей и предприятий. Система требует дальнейшего методологического и методического развития.

Экономический протекционизм представляет собой систему государ­ственных мероприятий, направленных на стимулирование отече­ственного производства продукции и защиту внутреннего рынка от импорта.

Государственное регулирование действует в определенных гра­ницах и зависит от социально-экономической политики. Цели и принципы государственного регулирования в определенной сфере выражаются в соответствующей стратегии. В начале 90-х годов общая и отраслевые стратегии были направлены на ста­новление свободных товаропроизводителей, утверждение много­образия форм собственности.

В экономической науке по этому вопросу идет спор двух направлений. В соответствии с первым необходим сво­бодный рынок вплоть до отказа государства от финансовой помо­щи отраслям и ускорения банкротства убыточных предприятий. Другое направление предполагает постепенное ста­новление регулируемого рынка, государственную под­держку всех форм собственности, жесткий контроль трудовых отношений и технологических процессов.

Второе направление соответствует опыту развитых стран мира, в которых государство определяет приоритеты в управлении социально-экономичес­кими процессами. Без сохранения за государством значительной доли собственности, эффективного регулирования развития социально-экономических процессов, хода текущего реформирования, а также без государственного индикативного планирова­ния и прогнозирования, стимулирования совокупного спроса не­возможно построить эффективную экономику и не допускать системных кризисов.

Ведущими инструментами государственного регулирования экономики выступают финансовая (фискальная) и де­нежно-кредитная политика.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Финансовая (фискаль­ная) политика Монетарная (денежно-кредитная) политика
Тип воздей­ствия на экономические процессы Метод преимущественно прямого воздействия на экономику Метод преимущественно косвенного воздействия на экономику
Объект воздействия В первую очередь - сово­купный спрос (кейнсианский вариант регулирова­ния) В первую очередь - сово­купное предложение (нео­классический, неолибе­ральный вариант регули­рования)
Высокая степень получа­емого аффекта Адаптационностъ по отношению к рыночным условиям
Слабые стороны данного инструмента Достаточно высокая сте­пень «помех» рыночным процессам. Бюрократизм процесса «запуска» данных мето­дов (парламентские слу­шания, лоббизм) Относительная замед­ленность в достижении результата (наличие лага времени из-за многосту-пенчатости процесса)

В историческом развитии рыночного общества прослежи­вается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов на косвенные. Финансово-бюд­жетные процессы, т.е. преимущественно прямые методы, нарастали уже с середины 19 века (финансовая политика является основой кейнсианской системы регулирования); достигла пика своего развития к 60-м годам 20 века. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увели­чиваться лишь с первой трети 20 века. Сегодня правительства разных стран активно используют тот инструментарий, который боль­ше соответствует природе рыночного механизма (т.е. моне­тарную политику).

2 вопрос. Финансовая (фискальная) политика: экономическое содержание и задачи.

Эффективность экономической политики во многом зави­сит от состояния финансово-бюджетного сектора государства.

Финансы - это сово­купность стоимостных потоков, связанных с распределени­ем и использованием денежных ресурсов в хозяйственном про­цессе. Смотрите тему 10.

Финансовая (фискаль­ная) политика представляет собой использование финансовых инструментов для реализа­ции определенных макроэкономических целей.

В мировой экономической литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Од­нако в смысловом наполнении двух указанных терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую оче­редь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулиро­вания конъюнктуры.

Понятие фискальной политики как реального инструмента го­сударственного регулирования экономики связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной поли­тики состоит в управлении в определенных целях совокупным спро­сом посредством манипулирования налогами, трансфертами и пра­вительственными закупками. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики. Задачами со­временной фискальной политики являются создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионами, а также стимулирование эффективности произ­водства и социальной сферы.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОНЯТИЯ «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА»
Фискальная политика Направления Стимулирование конъюнктуры; Сдерживание конъюнктуры.
Налоговая политика (политика доходов, преимущественно регулирующий аспект.)
Политика расходов (преимущественно регулирующий аспект).
Финансирование социальных мер.
Финансирование структурных мер.
Финансирование региональных мер.
Финансирование экологических мер.
Политика оказания помощи развивающимся странам
Бюджетная политика Направления: Поддержание бюджетного равновесия; Перераспределение средств между бюджетами.
Политика среднесрочного финансового планирования

Многосторонность понятия «фи­нансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах: как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических це­лей), как самостоятельное направление экономической поли­тики.

Процесс финансового регулирования основан на исполь­зовании системы аккумуляции средств и их расходования. Основу финансовых доходов составляют налоги. В ходе исторического развития в мировой хозяйственной практике сформировалось множество видов налогов. В совре­менных развитых странах их численность составляет около50.

Налоговая система является мощнейшим средством пере­распределения финансовых ресурсов; представляет собой проти­воречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обес­печении изъятия у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой активности этих субъектов. Решение данного пара­докса осуществляется за счет разумных компромиссов. Смотрите тему 10.

В экономической теории под государственными расходами понимают затраты государства на приобретение материаль­ных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей.

ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ: позиции экономических школ

Английский экономист А.Пигу предложил следующую классификацию форм реализации государственных расходов: трансформационные (государственным субсидиям противо­стоит услуга) и трансфертные (без встречной услуги).

ВИДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Классификация Характеристика
Дискреционная политика Осознанное, целенаправленное манипулиро­вание системой налогов и расходов с целью воздействия на уровень экономической актив­ности. Реализуется через совокупность зако­нодательных и исполнительных актов.
Недискреционная политика Процесс автоматического воздействия фи­нансовой политики на уровень экономиче­ской активности. Действие встроенных ста­билизаторов.
Сдерживающая политика Вариант политики, проводимой правитель­ством в ходе конъюнктурного спада. Цель - стимулирование (с помощью финансов) конъюнктурного роста, сокращение безра­ботицы
Сдерживающая политика Вариант политики, проводимой правитель­ством в ходе конъюнктурного подъема. Цель - «охлаждение» темпов роста ради снижения инфляции

Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Государственные расходы вызывают рост национального продукта; срабатывает эффект мультипликатора. Кривая С + I сдвигается вверх на величину G (смотрите рисунок ниже).

Мультипликатор государственных расходов рассчитывается по формуле:

M g = DY: DG = 1: (1 - MPC)

где М g - мультипликатор государственных расходов; DY- прирост доходов (прирост национального продукта); DG - прирост государственных расходов; МРС - предельная склонность к потреблению.

Рис. Воздействие государственных расходов на объем национального производства

В дискреционной фискальной политике имеет место понятие «мультипликатор сбалансированного бюджета»: рав­ные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину, т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1. Дело в том, что мультипликатор государственных расходов связан с налоговым мультипликатором (М t) .

Пример: Рост налогов (DT) на 20 ед. вызывает уменьшение располагаемого до­хода на 20 ед. и потребительских расходов на 15 ед. (МРС = 3 / 4). Сово­купный продукт сокращается на 60 ед. (налоговый мультипликатор = 3). Рост государственных расходов (DG) на 20 ед. вызывает рост сово­купного продукта на 80 ед. (мультипликатор государственных расхо­дов равен 4). Чистый прирост совокупного продукта DY = 20. DY = DG = DT = 20.

Дискреционная фискальная политика: 1) при преодолении спа­да должна быть стимулирующей и предполагает движение в направлении бюджетного дефицита за счет увеличения государственных расходов и снижения налогов;

2). при подъеме, инфляции, вызванной избыточным спросом должна быть сдерживающей и предполагает движение в направлении бюджетного профицита за счет снижения государственных расходов и увеличения налогов;

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматиче­ское изменение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды изменения объемов национального производ­ства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автоматически за счет воздействия встроенных стабилизаторов (прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (пособия по безработице), система участия в прибылях). По мере роста объема национального продукта идут пропорцио­нальные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются по­ступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпо­раций, налогов с оборота, с акцизов. В случае падения национального производства эти виды налоговых поступлений уменьшаются. Транс­фертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономиче­ского подъема сокращаются, во время спада возрастают.

Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть эко­номических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объемах национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.



Похожие статьи