ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ НЕПРЫРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА: «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: «ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Выполнила:
Студентка
заочного отделения
гр.341 1 ПЗА Д.А.Красноперова
Проверил:
Преподаватель М.Р. Галиахметов
Ижевск, 2010
Введение ___________________________________________________ 3
Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов ______________ 5-10
Глава 2. Классификация налогов ____________________________ 11-34
2.1. Федеральные налоги ____________________________________ 14
2.2. Региональные налоги ___________________________________ 27
2.3. Местные налоги _______________________________________ 31
Заключение ________________________________________________ 35
Список использованной литературы ___________________________ 38
Введение
Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Налогообложение появилось вместе с государством, и использовалось государством и властью как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения ими своих функций. Главное назначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, сохранилось и сегодня, хотя и роль налогов стала менее значительной.
На современном этапе
государства для пополнения своей казны
используются и другие виды поступлений
и платежей, но первое место среди них
по своему значению и объему занимают
налоги.
Важнейшей задачей экономики
России на современном этапе является
превращение ее в конкурентоспособное
хозяйство, активно участвующее в мировом
экономическом разделении труда.
На протяжении десятка
последних лет налоговая система России
постоянно подвергалась изменениям, а
законодательные органы Правительства
России и ее субъектов пытались выработать
такую законодательную базу налогообложения,
которая с одной стороны позволила
развиваться экономике и бизнесу, с
другой стороны позволила государству
и органам местного самоуправления
получать в свои бюджеты значительные
суммы. В начале 90-х годов в России бушевала
буря «местных законодательных
суверенитетов», в результате которых
региональные элиты позволяли себе
принятие законов, в том числе и налоговых,
не только не противоречащих федеральному
законодательству, но и ущемляющих
предприятия и бизнес структуры в угоду
собственных интересов. На смену этого
пришел государственный подход к
законотворчеству и налоговой политике.
Но в то же время, до сих пор не может
вступить в силу законодательство о
местном самоуправлении по причине
несогласованности по передачи части
федеральных налогов в местные органы
власти, так как упирается государство
и упираются местные власти. Но решение
этой проблемы все равно будет найдено.
А что касается игорного бизнеса, то со
стороны отдельных муниципальных органов
даже звучали призывы об отмене переноса
игорного бизнеса в резервации. Тут
возникал вопрос, это борьба за налоговые
поступления или же личный интерес.
В
связи с этим изучение в настоящее время
различных видов и характеристик налогов
и сборов приобретает особую актуальность.
Ее изучению и посвящена данная курсовая работа.
Поэтому целью данного исследования является анализ и изучение особенностей и характеристики налогов.
Указанная цель определила следующие задачи исследования :
1. раскрыть историческую сущность налогов;
2. раскрыть функции налогов;
3. подробно рассмотреть и проанализировать виды налогов.
Объектом данного
исследования
выступает сам налог.
Предметом
исследования
является рассмотрение отдельных
вопросов, сформулированных в качестве
задач данного исследования.
Теоритико-методологическую основу данного исследования составляет Налоговый кодекс Российской Федерации.
Поставленные в данной работе задачи исследования объясняют структуру данной курсовой работы, которая включает в себя:
Введение;
Основную часть, состоящую из двух глав (1 глава, раскрывает такие понятия как сущность, функции и принципы налогов. 2 глава дает полную характеристику видов налога: федеральные, региональные и местные);
Заключение;
Список использованной литературы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций, то есть функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.
В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой её части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства.
В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться с помощью экономических методов посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы и т.д. Именно с этих позиций следует рассматривать социально-экономическую природу налогов, их место и роль в воспроизводственном процессе.
Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз.
Сущность налога как объективной экономической категории необходимо определять не только для научной деятельности, но и для практической, так как содержание категории и ее формы должны опираться на объективнее базисные условия развития общества. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога - это единство противоречий базиса и надстройки, которые разрешаются созданием адекватных базису налоговых отношений.
В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Налог представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, рассматриваемое с различных категориальных позиций. Поэтому налог является комплексной категорией. Так, если рассматривать налог как философскую категорию, то это наше мышление о налоге как общественно необходимом благе или зле, или воспринимать его как необходимые повинности трудоспособной части населения для обеспечения общественных потребностей. Если, как экономико-стоимостная категория, то это система денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средства в централизованный фонд государства. В силу того, что налог является частью финансов, можно определить его как финансово-перераспределительную категорию, связанную с формированием финансовых ресурсов на стадии распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.
С точки зрения правовой природы налог - это система правовых отношений налогоплательщика с государством на основе законности, принуждения, безвозмездности.
Таким образом, налог представляет собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач.
Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.
Функция - это способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории.
В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:
Распределительную (социальную);
Фискальную;
Регулирующую;
Контрольную;
Поощрительную.
Главная функция налогов - это распределительная или социальная функция , которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. C тех пор - как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании и возникли следующие подфункции:
1. стимулирующая;
2. дестимулирующая;
3. воспроизводственная.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д.
Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.
Подфункция воспроизводственного назначения несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.
Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает другая функция налогов - фискальная . Эта функция считается основной, характерной для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства.
Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс.
Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.
Основным видом платежей, формирующих доходы бюджета являются налоги.
Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Пошлины - вид налогов на потребление. Взимаются только с тех юридических и физических лиц, которые вступают в специфические отношения с государством или между собой (сделки, регистрация, заключение договоров об аренде, совершение нотариальных сделок и т.д.).
Основными отличительными признаками налогов, как экономической категории являются:
1. Императивность, т.е. предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа.
2. Смена собственника. Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
3. Безвозвратность. Т.е налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются определенному плательщику.
4. Безвозмездность. Уплата налогов не дает плательщику материальных, хозяйственных или иных прав.
5. Денежная форма. Налоги уплачиваются только в денежной форме.
Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях. Различают следующие функции налогов:
1. Фискальная функция.
Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Эта функция означает изъятие части вновь созданной стоимости у субъектов экономической деятельности в пользу государства для последующего распределения.
2. Стимулирующая или регулирующая функция.
Она используется для стимулирующего воздействия на экономику и означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Регулирующая функция реализуется через различные льготы, в том числе инвестиционные и социальные для стимулирования развития отдельных отраслей экономики.
3. Контрольная функция.
Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
3. Распределительная функция.
Она является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов.
Система налогов - это совокупность налогов и их элементов. К элементам налогов относятся:
Субъект налогообложения (налогоплательщик)- это лицо, которое должно уплачивать налог за счет собственных средств.
Объект налогообложения- это те действия, которые обуславливают обязанность платить налог. Это оборот по реализации товаров, работ, услуг; ввоз товаров на территорию России, владение имуществом, совершение сделки купли- продажи и т.д.
Предмет налогообложения- сами товары, имущество, земля, доходы.
Налоговая льгота- уменьшение ставки налогов из- за специфических условий хозяйствования конкретного налогоплательщика или выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, производителей продуктов детского питания).
Налоговый кредит- это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммы налога.
Налоговые каникулы- полное освобождение от уплаты налога на определенное время.
Единица налогообложения- это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы.
Налоговая ставка- это размер налога на единицу налогообложения.
Метод налогообложения- порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налогооблагаемой базы.
По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное.
Налоги классифицируются по следующим признакам:
1. По способу взимания:
Прямые налоги- непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог с коммерческих банков и др.);
Косвенные налоги - это налоги, включаемые в цену товаров и услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По видам налогоплательщиков (субъекту уплаты):
Налоги с юридических лиц;
Налоги с физических лиц.
3. По объекту обложения- на налоги:
С дохода;
С имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);
Рентные (ресурсные);
За выполнение определенных действий;
На ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).
4. По периодичности взимания- налоги:
Регулярные;
Нерегулярные.
5. По характеру использования:
Общие, поступающие в бюджеты разных уровней;
Целевые, поступающие во внебюджетные фонды.
6. По уровню бюджетной системы:
Федеральные;
Региональные;
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Основные функции налогов, их виды. Анализ принципов налогообложения. Роль налогов в современном обществе. Современная налоговая система и ее составляющие. Налоги в системе финансовых отношений. Роль налогов в перераспределении национального дохода.
дипломная работа , добавлен 07.12.2013
Определение налогов, их основные функции. Основные положения Налогового Кодекса. Виды налогов и сборов РФ: федеральные, региональные и местные. Формы и методы налогового контрля в Российской Федерации. Основания проведения выездной налоговой проверки.
курсовая работа , добавлен 06.12.2009
Понятие, основные признаки и функции налогов. Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации. Анализ методов построения и нормативного закрепления налогов и сборов, налогового администрирования. Основные направления налоговой политики.
презентация , добавлен 23.07.2015
Нормативно-правовое регулирование системы налогов и сборов, их виды. Бюджетный федерализм и проблемы межбюджетных отношений. Результаты деятельности Государственной Налоговой Инспекции Первомайского района г. Ростов-на-Дону по сбору региональных налогов.
дипломная работа , добавлен 06.12.2009
Этапы и направления развития системы налогообложения в России: ее состояние в 90-х годах, предпосылки реформы и формирование Кодекса. Сущность и функции налогов в рыночной экономике, их классификация и разновидности. Характеристика основных налогов в РФ.
реферат , добавлен 12.05.2013
Понятие и экономическая сущность налогов, их виды и особенности. Основные функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая, контрольная. Формы уплаты налогов, пошлин и сборов. Формирование доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 13.03.2014
Природа и сущность налогов, их классификация. Основные подходы к решению проблемы юридической трактовки налогов. Функции налогов и их проявление в экономике. Структура налоговой системы Российской Федерации, ее основные проблемы и пути совершенствования.
контрольная работа , добавлен 15.07.2011
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
__Понятие, функции, классификация и основные элементы налога __
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», − справедливо подчеркивал К. Маркс . Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.
На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.
И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.
Целью данной работы является – раскрытие социально-экономической сущности налога. Для этого, по моему мнению, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов в формировании финансов государства, выделить элементы налога, выделить функции и классификацию налогов, а также привести основные принципы построения налогового механизма.
1. Понятие и основные элементы налога
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.
Налоги являются теми платежами, которые осуществляются без возмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.
К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).
В отдельных определениях налога указывается, что налоги - это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.
В других определениях можно встретить указание на то, что налоги - это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивается само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством.
Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Понятие налога следует рассмотреть с точки зрения совокупности определенных взаимодействующих составляющих его элементов.
Выделяют следующие десять основных элементов налога.
Налоговая норма - общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке компетентным государственным органом. Зачастую налоговая норма представлена налоговым законом.
Субъекты налогообложения, к которым относятся налогоплательщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущества. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.
Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми и процентными. Твердые ставки представлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложения. Процентные ставки налога означают взимание в форме налога определенной доли стоимости объекта обложения.
Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определенность существования налога. Налоговым периодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Система налоговых льгот имеет разнообразные формы и строится с учетом приоритетов национальной фискальной политики. В налоговых системах различных стран предусмотрены следующие основные виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта, изъятие из обложения определенных объектов, освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), налоговые кредиты (отсрочка взимания платежа).
Налоговый оклад - это подлежащая взиманию сумма налога. Для каждого налога устанавливаются срок и порядок уплаты налога. Срок уплаты налога - это срок, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Порядок уплаты налога представляет собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
Под источником налога подразумевается тот экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. К источникам налога относятся надбавка сверх цены продукции, себестоимость продукции (работ, услуг), финансовый результат деятельности, чистая прибыль.
2. Функции налога
Сущность налогов проявляется через их функции. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов .
Выделяют три основные функции налогов:
1)Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.
С развитием государства расширением его политической экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.
2)Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна.
Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.
Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов.
Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, платежи в государственные социальные вне бюджетные фонды (с 1 января 2001 г. взимание единого социального налога) непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке.
Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей природной среды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.
3)Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ государственных внебюджетных фондов.
3. Классификации налогов
Бюджетная Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определённой основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Попытки классификации налогов известны с самого начала формирования науки о налогообложении. Так, Н. И. Тургенев в 1818 году писал: «...налоги могут быть всего приличнее разделены следующим образом: 1) налоги с дохода от земли; 2) налоги с доходов от капитала... 3) налоги с самих капиталов... Некоторые разделяют налоги: 1. На обыкновенные и необыкновенные. 2. На общие и особенные, смотря по тому, платят ли их все или некоторые. 3. На главные и побочные, смотря по тому, более или менее они важны для государства. 4. На вещественные и личные, т. е. с вещей или лиц. 5. На налоги, платимые деньгами или натурою...» .
Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту-налогоплательщику;
3) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
4) по порядку введения налога;
5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
6) по целевой направленности введения налога.
1. По способу взимания налогов
Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Т.е. «к прямым относят подоходно-поимущественные налоги те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога» .
Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иногда рассматривалось как устаревшее . Тем не менее даже в современной экономической литературе это деление еще встречается.
Реальные прямые налоги – налоги на имущество, т.е ими облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налог на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).
Личные прямые налоги – подоходные налоги, т.е. уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.
Косвенные (иначе - адвалорные) налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). «Косвенные налоги фактически - налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком» .
Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (налог с оборота в бывшем СССР), а также таможенные пошлины.
Основное отличие между прямыми и косвенными налогами - по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном - источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).
Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Тяжесть косвенных налогов целиком перекладывается на конечного потребителя продукции и особенно на наименее обеспеченные слои населения. В. И. Ленин даже называл такие налоги налогами на бедных . Косвенные налоги, повышая цены товаров, ограничивают возможности расширения внутреннего рынка и экспорта товаров.
2. По субъекту-налогоплательщику
В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов.
Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций, сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний и др.).
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
3. По органу, который устанавливает и конкретизирует
Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Именно такой принцип был избран законодателем при классификации налоговых платежей в п. 1 ст. 18 Закона об основах налоговой системы.
Федеральные (общегосударственные) налоги. Необходимо отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также порядок зачисления их сумм в бюджеты различных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц (подоходный налог); единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; налог на операции с ценными бумагами; государственная пошлина; таможенные пошлины; плата за недропользование; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей природной среды; плата за пользование объектами животного мира; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация»; федеральные лицензионные сборы; платежи в дорожные фонды; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на игорный бизнес; иные федеральные налоги и сборы.
Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов). Отличительной чертой региональных налогов является то, что конкретные размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления налогов устанавливаются в соответствии с законодательством России законодательными органами субъектов федерации: республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество предприятий; плата за лесопользование; плата за пользование водными объектами; сбор на нужды образовательных учреждений; налог с продаж; транспортный налог; плата за выбросы вредных веществ; лицензионные сборы; иные налоги и сборы субъектов Федерации.
Местные налоги. Местные налоги, механизм их исчисления и взимания вводятся районными и городскими органами в соответствии с законодательством России и республик в составе Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц; курортный сбор; налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы; плата за землю; плата за выбросы вредных веществ; регистрационный сбор за занятие предпринимательской деятельностью; налог на рекламу; сбор за право торговли; целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования; налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники; сбор с владельцев собак; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за выдачу ордера на квартиру; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за участие в бегах на ипподромах; сбор за выигрыш на бегах; сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на бирже; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса; иные местные налоги и сборы.
4. По порядку введения налога
По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.
Общеобязательные налога устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, предусмотренные в ст. 19 Закона об основах налоговой системы, а также налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду (ст. 20 Закона), налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (ст. 21 Закона).
Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории - компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж
В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.
Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд.
Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.
6. По целевой направленности введения налога
В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые. Данное основание находит свое место практически при каждом рассмотрении классификации налогов; так, Л. Окунева называет их общими налогами и специальными .
Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.
В специальной научной литературе можно встретить и иные основания классификации налогов. Так, С. Пепеляев выделяет раскладочные (контингентированные, репартиционные) и количественные налоги. Суть первых заключается в том, что их размер определен исходя из конкретного необходимого расхода. Сумма налога просто распределяется между плательщиками. В то же время количественные (долевые, квотативные) налоги исходят из возможности плательщика заплатить налог и учитывают его имущественное положение. Выделяют также разовые и периодические налоги. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определенной регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строений, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств.
Подавляющее большинство взимаемых в настоящее время российских налогов и сборов относятся к периодическим. К разовым относятся следующие федеральные налоги и сборы: таможенная пошлина; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; местные сборы - курортный сбор; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью .
В зависимости от мотивации экономического поведения хозяйствующего субъекта некоторые авторы выделяют условно-постоянные налоги, фиксированные, т. е. те, которые не зависят напрямую от уровня производства, продаж и иных экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налог на имущество, на пользование природными ресурсами, налоги на отдельные виды деятельности и др.), а также условно-переменные , которые более тесно связаны с экономической деятельностью субъектов (все виды подоходных налогов, акцизы, НДС и т. д.). Эти налоги ориентированы на выравнивание результатов экономического соревнования, т. е. сдерживание явных лидеров и поддержку аутсайдеров как в сфере производства, так и потребления. Условно-переменные налоги являются основным источником бюджетных поступлений .
Американские экономисты Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц, рассматривая типы налогов, устанавливаемые на деятельность фирмы, выделяют налоги на факторы производства (налог на фонд заработной платы, налог на прибыль с корпораций) и налоги на валовый выпуск или валовые затраты (налог на добавленную стоимость, налог с оборота) .
Заканчивая данную курсовую работу, следует сказать, что взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
Налоговый механизм любого государства состоит из совокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначные толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Список литературы:
1. Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.
2. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА – М, 2001.
3. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Перов А.В., Толкушин А.В. – М.: Юрайт-Издат, 2007.
4. Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: «Аналитика – Пресс», 1997.
5. Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28.
6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.
7. К.Г. Pay «Основные начала финансовой науки». Т. II. СПб., 1868. С. 312.
8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.
9. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.
10. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36-38.
11. Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.
12. Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.
13. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2003. – 296 с.
14. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.
15. «Налоговый кодекс РФ» - М.: Эксмо – 2009.
Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.
Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.
Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.: Омега – Л, 2003. – 296 с.
Тургенев Н. И. Опыт теории налогов. М, 1937. С. 28.
Например, в 1868 г. в работе К.Г. Pay «Основные начала финансовой науки» отмечалось, что «деление податей на реальные и личные устарело. Первые соображаются с имущественными, вторые с личными отношениями» (Т. II. СПб., 1868. С. 312).
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в Росси: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2001.
Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 6. С. 262.
«Налоговый кодекс РФ» - М.: Эксмо – 2009
Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 1996. С. 23.
Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. С. 36-38.
Какой быть налоговой реформе в России. Екатеринбург, 1993. С. 114.
Аткинсон Э. Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора / Пер. с англ. под ред. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 178.
Статья 57 Конституции РФ
Не порождает встречной обязанности государства;
Элементы налогообложения . Налог - это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. Согласно НК при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3). Элементы налогообложения делятся на три группы:
- основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;
- факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);
- дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.
Основные элементы налогообложения . К основным (обязательным) элементам налога относятся:
а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода ;
б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара , владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство , получение дохода и др.);
в) налоговая база . Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);
г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства ;
д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.
Так, в зависимости от способа определения суммы налога ставки делятся на равные (для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога); твердые (на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога, например, 70 руб. за 1 кв. м площади); процентные (с каждого рубля предусмотрен определенный процент налогового обязательства). В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают ставки общие; повышенные; пониженные (например, при общей ставке НДС 20% предусмотрена пониженная ставка 10%). В зависимости от содержания ставки могут быть маргинальными (такие ставки непосредственно установлены в нормативном акте о налоге); фактическими (они определяются как отношение уплаченного налога к налоговой базе); экономическими (определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу);
е) порядок исчисления налога . Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);
ж) порядок уплаты налога , т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:
- направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);
- средства уплаты налога (в рублях, валюте);
- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
- особенности контроля уплаты налога.
Подлежащая уплате сумма налога в установленные сроки перечисляется налогоплательщиком или иным обязанным лицом (ст. 58 НК). При этом на обязанное лицо может быть возложено представление в налоговый орган налоговой декларации и других документов (ст. 24 НК). Основными способами уплаты налога являются:
- уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах - налоговую декларацию);
- уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
- кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества ; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа);
з) сроки уплаты налогов и сборов . Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.
Факультативные элементы налогообложения . Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:
а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;
б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;
д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.
Классификация налогов . Группировка налогов по методам их установления и взимания, характеру применяемых ставок и объектов обложения и т.д. представляет собой классификацию налогов. Она может быть проведена по следующим критериям.
1. По способу взимания выделяют:
а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются:
- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг.
Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, работы, услуги. В свою очередь, косвенные налоги подразделяются:
- на косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строю определенные группы товаров (например, акцизы);
- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы, услуги (например, НДС);
- фискальные монополии , распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
- таможенные пошлины , которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, различают:
а) федеральные (общегосударственные) налоги, которые определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории;
б) региональные налоги, которые устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
в) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти.
3. По целевой направленности введения налогов различают:
а) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом;
б) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги подразделяются:
а) на взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
б) взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).
5. В зависимости от метода налогообложения выделяют:
а) равные налоги, характеризующиеся одинаковой суммой налога для каждого налогоплательщика;
б) пропорциональные налоги, взимаемые по единой ставке при любом размере дохода;
в) прогрессивные налоги, характеризующиеся повышением ставки с увеличением базы налогообложения;
г) регрессивные налоги, ставка которых уменьшается с ростом величины объекта налогообложения.
6. В зависимости от налоговой базы налоги можно подразделить:
а) на совокупные налоги, которые взимаются, например, с имущества одного налогоплательщика (налог на имущество предприятия);
б) частичные налоги - они применяются по отношению к отдельному виду имущества (например, к земле);
в) брутто-налоги, т.е. налоги, при исчислении которых исходят из актива баланса предприятия, включая и заемные средства;
г) нетто-налоги (чистые налоги) - они взимаются с разницы между всем имуществом и привлеченными средствами.
7. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, выделяют налоги:
а) закрепленные, которые целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
б) регулирующие, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).
8. По порядку введения налоги делятся:
а) на общеобязательные, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (налог на доходы физических лиц);
б) факультативные, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание находятся в компетенции региональных и местных органов власти (лицензионные сборы).
Налоговая политика и налоговая система . Совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, представляет собой налоговую систему страны. Установленная НК налоговая система России приведена на рис. 18.4. Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой - не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Достижению этой цели во многом способствует налоговая политика, представляющая собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны.
Основными направлениями налоговой политики в современной России являются:
- Создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
- Стимулирование инновационной активности налогоплательщиков, поддержка инноваций и модернизации экономики .
- Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по направлениям налогового стимулирования инновационной деятельности .
- Создание условий для добычи полезных ископаемых на континентальном шельфе и в особых экономических зонах Российской Федерации.
- Регулярное проведение анализа стимулирующих налоговых льгот (корректировка тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование , временное освобождение от уплаты налога на имущество организаций энергоэффективного оборудования, совершенствование налогообложения организаций социально значимых сфер и т.д.).
- Формирование электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, развитие онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками, интеграция соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей.
Похожие статьи