Государственный бюджет как правило утверждается. Государственный бюджет, структура и порядок его принятия - реферат

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год.

Функции государственного бюджета:

Ввиду особой важности государственного бюджета для всех сфер экономической жизни его составление, утверждение и выполнение происходят на уровне законов. Вместе с тем сам бюджет государства является законом.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Доходная часть – показывает источники денежных сред­ств бюджета;

Расходная часть – показывает, на какие це­ли направляются акку­мулированные государ­ством средства

Структура доходов бюджета

Основными доходами в Российской Федерации, как и в других странах с рыночной экономикой, стали налоги.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг; штрафы, конфискации, компенсации; средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, ее субъектам, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;

    доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней;

    иные налоговые доходы.

Кроме того, в федеральный бюджет поступают доходы целевых бюджетных фондов. К этим фондам прежде всего следует отнести:

    Федеральный бюджетный фонд РФ;

    Фонд развития таможенной системы РФ;

    Межведомственный фонд развития системы и налоговой службы РФ;

    Государственный фонд борьбы с преступностью;

    Федеральный экономический фонд;

    Фонд развития Федеральной пограничной службы и др.

Структура доходов федерального бюджета определяется не только на стадии его формирования, она также зависит от фактического поступления доходов, и прежде всего налогов.

Источники доходной части:

  • государствен­ные займы (ценные бума­ги, казначей­ские векселя и др.);

    эмиссия (до­полнительный выпуск) бу­мажных и кре­дитных денег;

    займы у междуна­родных ор­ганизаций

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Принципы построения госбюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8. Гласность.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения государства денежными средствами для выполнения возложенных на него функций.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В соответствии с намеченными целями, формируются задачи , которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Как правило, это:

· концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

· снижение налоговой нагрузки на экономику;

· упорядочение государственных обязательств;

· создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

    Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

    Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

    Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

    Неэффективность финансовой системы государства.

    Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

    Коррупция в государственном секторе.

    Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности , бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

    Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

    Легально контролирует действия правительства

    Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

    Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики. Экономическое значение бюджета состоит в том, что он формирует значительную часть конечного спроса (за счет его средств формируется большая часть доходов от населения, приобретаются крупные объемы продукции, создаются госрезервы). Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важных экономических показателей (рис. 27):

Рис. 27. Воздействие государственного бюджета на основные экономические показатели:

Доходы государственного бюджета:

Расходы государственного бюджета:

    Промышленность

    Социальная политика

    Сельское хозяйство

    Государственного управление

    Международная деятельность

  • Правоохранительная деятельность

    Согласно действующему законодательству, государственный бюджет - это основополагающий элемент всей финансовой системы страны, связывающий поток доходов в казну и распределение аккумулированных средств по нуждам. В процессе перераспределения средств между населением и государственными органами возникают бюджетные отношения.

    Правительство создает условия для аккумулирования средств, поступающих от физических лиц и отдельных предприятий, затем распределяет собранные ресурсы среди бюджетов других уровней и различных фондов. Иными словами, государственный бюджет - это комплекс отношений, складывающихся при выполнении органами власти своих обязанностей. В первую очередь получаемые ресурсы предназначены для финансирования аппарата управления, военного комплекса, обеспечения важнейших отраслей хозяйствования, а также реализации основных социальных программ. Если рассматривать бюджет с количественной точки зрения, то его размер характеризует финансовое состояние страны, способность правительства повысить населения.

    Таким образом, государственный бюджет - это единый фонд ресурсов, аккумулируемых за счет различных источников с целью претворения в жизнь важнейших задач и целей в стране. Отношения, формирующиеся при этом, можно условно разделить на три группы:

    1. По поводу привлечения средств (между правительством и населением).
    2. По поводу перераспределения финансов (по уровням
    3. По поводу

    При грамотной организации данных отношений можно достичь основополагающей цели - равновесия в масштабе макроэкономики. Государственный представлен в виде трех уровней: республиканский или федеративный и а также бюджет субъектов федерации. Причем последний является промежуточным звеном, связующим республиканский и местный уровни. В конце каждого отчетного периода на рассмотрение специалистам поступает то есть документ, отражающий поступление и использование средств в разрезе отдельных территориальных единиц.

    Доходы в государственный бюджет - это поступление денежных средств за счет использования различных источников. Наибольший в структуре доходов, конечно, занимают налоговые платежи и сборы. Нередко странам с временными финансовыми затруднениями предоставляются займы и ссуды от других государств, тогда бюджет пополняется за счет внешних источников. А расходная часть составляется в разрезе основных направлений финансирования тех или иных отраслей.

    Государственный бюджет и его функции

    Самой главной функцией можно назвать грамотное распределение собранных средств среди бюджетов всех уровней с последующим перераспределением по направлениям финансирования хозяйства. Перед государственными органами стоит сложнейшая задача: распорядиться имеющимся объемом ресурсов с максимальной пользой для населения. Для нашей страны сделать это достаточно сложно, особенно в условиях посткризисного периода. Не менее важна и контрольная функция, заключающаяся в мониторинге деятельности тех или иных организаций и сфер, которым была предоставлена помощь в виде дотаций или субвенций. Залогом успешности разработанного плана считается целевое использование средств!

    Исполнение государственного бюджета - ключевая составляющая управления экономикой современной России. Этот процесс содержит множество нюансов. Справится ли правительство РФ с вызовами рынка? Насколько критичен дефицитный бюджет и как его сделать профицитным?

    Что такое государственный бюджет

    Термин «бюджет» происходит от английского budget («кошелек»). Это оформленная в виде особой сметы совокупность доходов и расходов страны в течение конкретного периода времени (как правило, года). При составлении бюджета указываются источники денежных поступлений в казну государства и формируется структура расходов. На кого возложены эти обязанности?

    Бюджет России составляет Правительство страны и утверждает Парламент. По итогам каждого финансового года высший исполнительный орган власти отчитывается об исполнении госбюджета. Результат освоения средств может быть разным. Во-первых, он может оказаться дефицитным (расходы выше доходов). Во-вторых, исполнение главной государственной финансовой сметы может быть профицитным (когда доходы, наоборот, превышают расходы). И в-третьих, бюджет бывает сбалансированным (выручка и траты практически равны).

    Структура доходов

    В основе доходной части госбюджетов большинства стран - налоги (пошлины, взносы), эмиссия валюты и займы. Федеральный бюджет России в 2012 году имел следующую структуру выручки. Наибольший доход государству принесли страховые взносы (17,51 % от поступлений, или почти 4 трлн 102 млрд рублей). Второй по величине статьей выручки стали (17,49 % или порядка 4 трлн 100 млрд рублей). Из числа классифицированных бюджета третье место занял налог на добычу полезных ископаемых (10,49 % выручки, или около 2 трлн 460 млрд рублей). Но надо отметить, что, согласно отчетности правительства, 11,81 % выручки бюджета - это «прочие доходы», им принадлежит фактическое третье место в структуре прибыли.

    Все эти цифры отражают консолидированный бюджет России. Он делится на общефедеральную часть, региональные сметы и статьи расходов, связанные с деятельностью государственных фондов - пенсионного, страхования и медстрахования. Как таковой, федеральный бюджет России в 2012 году формировался в первую очередь за счет таможенных пошлин. Страховые взносы ушли в государственные фонды.

    Структура расходов

    Бюджетные траты государств связаны, как правило, с выполнением социальных обязательств, национальной обороной, вложениями в инфраструктуру (новые дороги, коммуникации и т. д.), а также обслуживанием долгов. Бюджет России в 2012 году включал следующие основные статьи расходов. Во-первых, это те самые социальные обязательства (3 трлн 185,8 млрд рублей). Второй по размеру статьей бюджетных трат стала национальная экономика (1 трлн 712,2 млрд рублей). На третьем месте - национальная безопасность (797,6 млрд рублей). Совсем немного отстали расходы на оборону (783 млрд рублей). Интересно, что расходы бюджета России включают так называемые «секретные статьи», причем в огромном денежном выражении - 1 трлн 841,8 млрд рублей в 2012 году.

    Бюджет и государственный долг

    Если бюджет страны дефицитный, то одним из основных источников его пополнения становятся государственные займы. Они могут быть внутренними (кредиторами являются граждане и организации, покупающие гособлигации) или внешними, получаемыми у иностранных резидентов. Общий показатель государственного долга страны включает сумму основной части займа и процентов. Эксперты полагают, что величина госдолга должна быть соразмерной с ключевыми макроэкономическими показателями.

    В числе них - размер задолженности на душу населения, его отношение к ВВП страны и объему экспорта, а также расходы государства на обслуживание займа. Некоторые экономисты считают важным соотношение госдолга и Иностранные кредиторы часто оценивают платежеспособность стран исходя из всех этих показателей.

    Почему бюджет может быть дефицитным

    Правительством на период 2014-2016 годов заложен России. По мнению некоторых экспертов, это связано с тем, что экономика страны находится в переходном периоде, и на данном этапе у нее нет возможностей для ответа вызовам рынка. В результате чего правительство вынуждено допускать превышение расходной части бюджета над доходной и приступить к практике заимствований.

    Главная проблема здесь, как считают аналитики, - недостаточная развитость несырьевых отраслей экономики России, низкая динамика внедрения инноваций и создания рабочих мест в сферах, где есть новые технологии. При этом, отмечают эксперты, задача, связанная с повышением качества социальных услуг, государством не ставится. При всей актуальности данного направления бюджетных расходов.

    Факторы профицита бюджета

    Несмотря на то что бюджет России в 2014 году запланирован с дефицитом, в Правительстве РФ не исключают того, что расходная часть окажется все же меньше доходной. Основных причин тому называется две - выгодный курс рубля к ведущим мировым валютам (доходы, которые имеет бюджет России в долларах, увеличиваются в рублевом выражении), а также достаточно высокие расценки на нефть. В числе дополнительных факторов эксперты называют комфортные цены на экспортную продукцию российских производителей. Благодаря хорошей конъюнктуре, бюджет может быть скорректирован осенью. Но, как отмечают аналитики, возможные изменения могут касаться и вероятности перехода к заимствованиям - как при ситуации с дефицитом. Пока в годовой бюджет России правительство заложило дефицит в размере 0,5 % от ВВП. Интересно, что оптимистичен: по версии зарубежных экономистов, бюджет РФ исполнится с профицитом в 0,3 % от ВВП.

    Как утверждается российский бюджет

    Годовой бюджет России формируется в несколько этапов. Сначала с ним работает Правительство, осуществляя подсчеты по статьям доходов и расходов, обосновывая формулировки и анализируя экономическую ситуацию. Составляется полная структура бюджета России. Затем проект вносится в Госдуму на рассмотрение. На следующем этапе депутаты Думы направляют документ в Комитет, занимающийся бюджетной, налоговой, банковской и финансовой политикой.

    Там документы, предоставленные Правительством, изучаются чиновниками, экспертами-экономистами, финансистами, учеными. Затем проект показывается Президенту России, направляется в другие комитеты Госдумы, и, наконец, попадает в Счетную Палату, которая делает заключение. Эта процедура включает проверку бюджетного проекта на предмет законности, обоснованности доходной и расходной частей. После этого Госдума приступает к процессу принятия бюджета в четырех чтениях. Если этот этап проходит успешно, то утвержденный документ передается в Совет Федерации. Если и там бюджет будет принят, то проект идет на подпись Президенту России.

    Динамика расходов бюджета России

    Доходные и особенно расходные статьи бюджета РФ - величины непостоянные. Значения первых могут колебаться из-за рыночной конъюнктуры, качества работы фискальных органов и финансовых институтов. Вторые - корректироваться из года в год самим Правительством в зависимости от целей, которые оно посчитает приоритетными. Яркий пример - расходы по статье «национальная экономика». Если в 2009 году их значение составило около 1 трлн 63 млрд рублей, то в 2010-м цифра увеличилась на 303 млрд, а еще через год выросла еще на 336.

    Пример статьи бюджетных расходов, динамика которой неоднозначна, - «национальная оборона». В 2009 году государство потратило на финансирование этой сферы около 712 млрд рублей, через год - ощутимо меньше, 678. Но зато в 2011-м произошло резкое увеличение денежных потоков на оборону - 793 млрд рублей за счет госбюджета. В 2012 году цифра вновь снизилась до 783. Вместе с тем, общий объем федерального бюджета России с 2009 по 2012 годы неуклонно рос.

    Исполнение бюджета России

    После проведения всех законотворческих процедур Государственный бюджет России начинает исполняться. Главные задачи здесь, по мнению аналитиков, - обеспечивать своевременное поступление налогов и контролировать качество трансфера денежных средств получателям. В зоне ответственности Правительства РФ - доходы и расходы бюджета России на федеральном уровне. За освоение средств в субъектах отвечают исполнительные органы власти регионов. Локальные администрации муниципалитетов следят за исполнением предписаний главного финансового документа страны в городах, округах и районах.

    Бывает, что бюджет России в год кризиса или рецессии в мировой экономике может быть подвергнут секвестру. Чаще всего это связано с ухудшением конъюнктуры рынков энергоносителей. Специфика этой отрасли такова, что цены на топливо спрогнозировать, как отмечают эксперты, сложно. обычно связан с сокращением статей расходов в равной пропорции (но могут быть и так называемые «защищенные» направления финансирования).

    Бюджетная политика России на ближайшие годы

    В июне 2013 года в одном из своих Посланий президент нашей страны обозначил новые векторы в государственной бюджетной политике. Во-первых, глава государства отметил, что ситуация в экономике России и мира формирует новые вызовы. Во-вторых, Владимир Путин дал понять, что модель экономического развития РФ, основанная на высоких ценах на нефть, исчерпала ресурсы для дальнейшего динамического роста (как это было, к примеру, в 2000-2008 годах). Объемы экспорта растут медленно, в 2012 году практически не поменялось, а в отношении к ВВП и вовсе снизилось.

    Владимир Путин обозначил период плановой перестройки бюджетной политики - 2014-2016 годы. Он поставил задачу разработать варианты привлечения альтернативных источников доходов, если дефицит будет непрогнозируемым образом увеличиваться. Также глава государства заметил, что нужно внести поправки в законы, которые позволят установить порядок выработки долгосрочных, стратегических прогнозов развития экономики России и выстраивания бюджетной политики.

    В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственного регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в её состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями и организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.

    Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны государственного управления.

    Бюджетная система является одним из наиболее важных институтов любого государства, эффективность функционирования которого оказывает непосредственное влияние на качество экономического роста на уровень общественного благосостояния. Средства, аккумулируемые в рамках бюджетной системы, составляют финансовую основу функционирования органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивающую решение задач и выполнение функций государствам и муниципалитетом. Целью функционирования бюджетной системы является построение социально-ориентированного общества посредством распределения и перераспределения ресурсов.

    Построение современной бюджетной системы началось 1991 году и проходило на фоне серьезных преобразований в российской экономике, которые в значительной степени определили первостепенные задачи, стоящие перед бюджетной системой. Особое место среди них занимают необходимость адаптации российской экономики к рыночным условиям хозяйствования, обеспечение экономической стабильности и стимулирование инвестиционной активности в национальной экономике. Одним из наиболее значительных этапов в развитии российской бюджетной системы было принятие в 1998 году бюджетного кодекса РФ , который установил общие принципы бюджетного законодательства РФ и определил основы функционирования бюджетной системы.


    БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.

    В Российской Федерации сложилась трехуровневая бюджетная система:

    1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    2 уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    3 уровень - местные бюджеты.

    Бюджет рассматривается как самостоятельная экономическая категория. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, но одновременно имеет особенности.

    К числу особенностей относятся следующие:

    Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

    С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями и сферами общественной деятельности;

    Область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.

    Государственный бюджет имеет силу Закона. С позиции законодательного установления финансовой базы государства рассматривается как его финансовый план.

    Российская бюджетная система едина, но при этом все бюджеты, входящие в нее, являются самостоятельными и не включаются друг в друга. Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство - это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

    Бюджет выполняет следующие задачи:

    Перераспределение ВВП;

    Государственное регулирование и стимулирование экономики;

    Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

    Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

    Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50 % ВВП.

    С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

    Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

    1) образование доходов бюджетов;

    2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

    Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

    Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

    Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

    Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

    Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распределителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.

    Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

    Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной функцией и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

    Важное значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

    Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

    При составлении бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах, бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.

    Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

    В доходы федерального бюджета зачисляются:

    Собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетом других уровней бюджетной системы;

    Полностью собственные неналоговые доходы;

    Доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий.

    В процессе исполнения федерального бюджета в его доходах могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

    Средства бюджета образуются в основном за счет налоговых платежей. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

    Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    Таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;

    Государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

    Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

    Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной

    Власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, - в полном объеме;

    Доходов от продаж имущества, находящегося в государственной собственности -

    В порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;

    Части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей,- в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

    В доходах федерального бюджета также учитываются:

    Прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;

    Доходы от внешнеэкономической деятельности;

    Доходы от реализации государственных запасов и резервов.

    Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

    Являясь важной составной частью государственных расходов в целом, расходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием ряда факторов: природой и функциями государства, социально -экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно - территориальным устройством государства.

    Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Одним из важнейших - финансирование выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

    Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:

    Осуществление экономической деятельности РФ;

    Другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.

    За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы:

    На социально - культурные мероприятия и науку;

    Развитие экономики;

    Правоохранительную деятельность;

    Другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете.

    Расходы бюджета подразделяются также на собственно расходы и на предоставление ссуд.

    Ссуды, в свою очередь, могут быть:

    1) внутренние - ссуды бюджетам нижестоящего уровня, зарубежные кредиты;

    2) внешние - относящиеся к компетенции федерального уровня, государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.

    Бюджеты субъектов РФ - это фонды денежных средств, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы государственной власти соответствующих субъектов РФ. В Российской Федерации 89 субъектов, что означает существование 89 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.

    Областной бюджет - это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства. Региональный бюджет по своей структуре зависит от того, чем является регион: республикой, краем, областью или округом. Структуру доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует рассматривать в увязке с их полномочиями в области бюджетных отношений и распределением доходов и расходов между бюджетом регионального органа власти и местными бюджетами.

    Формирование доходной части региональных бюджетов происходит за счет трех групп доходов:

    1. Налоговые доходы - федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы;

    2. Неналоговые доходы - доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности, суммы штрафов, конфискаций и компенсаций;

    3. Безвозмездные перечисления - поступления средств от бюджетов других уровней поступления от нерезидентов, поступления от организаций.

    Целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых создаются и консолидируются в федеральном бюджете это:

    Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

    Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

    Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

    Фонд развития Федеральной пограничной службы РФ;

    Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

    Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

    Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.

    В Бюджетном кодексе предусматривается перечень конкретных расходов, финансируемых исключительно из бюджетов Федерации:

    Обеспечения функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

    Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;

    Проведение референдумов в субъекте РФ;

    Обеспечение реализации региональных программ;

    Прочие цели, связанные с реализацией полномочий субъектов РФ.

    Бюджет развития используется для кредитования, инвестирования и предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты.

    Местные бюджеты играют важную роль в социально - экономическом развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. 28 августа 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Этот закон определил роль местного самоуправления и его экономические и финансовые основы. На основании этого Закона появилось понятие «муниципальное образование».

    Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных обшей территорией, в которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность и местный бюджет.

    Понятия «местный бюджет», «бюджет муниципального образования», «бюджет органов местного самоуправления» следует рассматривать как синонимы.

    Доходы местных бюджетов состоят:

    Из закрепленных доходов, включающих в себя доходы от сдачи в аренду, штрафы, госпошлины, местные налоги и сборы;

    Регулирующих доходов, включающих в себя федеральные налоги, налоги субъекта РФ;

    Финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.

    Размеры муниципальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными органами субъектов РФ.

    Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

    С решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

    Осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

    Обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

    Обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам.



    Похожие статьи