Расследование и учёт несчастных случаев на производстве кратко. Расследование и учет несчастных случаев на производстве

Учет и расследование несчастных случаев на производстве регламентирует Трудовой Кодекс Российской Федерации, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимы для разработки осуществления мероприятий по профилактике травматизма и заболеваемости, улучшению состояния условий и охраны труда.

При несчастном случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:

    немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения;

    принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

    сохранить до начала расследования несчастного случая на производстве обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии);

    обеспечить своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учет;

    немедленно проинформировать о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего, а также направить сообщение в органы и организации, определенные Трудовым Кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.

Порядок расследования несчастных случаев на производстве

Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда, представитель работодателя, представитель профсоюзного органа. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

По требованию пострадавшего в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо.

В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель органа санитарно-эпидемиологической службы РФ.

При групповом несчастном случае на производстве с числом погибших пять человек и более в состав комиссии включаются также представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и представители общероссийского объединения профессиональных союзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда.

При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации.

Расследование обстоятельств несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве или несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах по форме Н - 1.

При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно.

В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда.

Акт о несчастном случае на производстве подписывается членами комиссии, утверждается работодателем и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.

Работодатель (уполномоченный им представитель) в трехдневный срок после утверждения акта о несчастном случае на производстве обязан выдать один экземпляр акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – родственникам либо доверенному лицу погибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя).

Акты о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом с документами и материалами расследования в трехдневный срок после их утверждения направляются в прокуратуру. Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора – по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях.

ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Рассмотрены подходы к регистрации, расследованию и учету несчастных случаев, существовавшие в различные периоды. Показано, что современное положение не соответствует требованиям снижения и профилактики травматизма. Предложены мероприятия, которые необходимо учесть при рационализации системы регистрации, учета и расследования обстоятельств и причин несчастных случаев.

История охраны труда в литературе системно не освещена. Отрывочные сведения о гигиене и производственной санитарии, технике безопасности, пожарной профилактике, законодательстве и других разделах охраны труда содержатся в публикациях, рассеянных в различных источниках. По ним невозможно получить достаточно полное представление об основных вехах развития науки о безопасности. Достоверные сведения о зарождении науки об охране труда представляют несомненный исторический интерес и являются актуальными и поучительными для современных специалистов, занимающихся вопросами безопасности.

В деле профилактики травматизма исключительное значение имеет порядок регистрации, расследования и учета несчастных случаев, которому посвящена данная статья.

В работе проф. П. И. Мустеля приводятся сведения о состоянии этого вопроса в горной промышленности России в конце XIX века. В это время стали появляться официальные инструкции, в которых регламентировались обязанности окружных горных инженеров.
Горнозаводчики обязаны были обо всех чрезвычайных несчастных случаях, происшедших на заводах, копях и рудниках, немедленно и одновременно с полицией и судом сообщать окружному инженеру. В одной из Инструкций записано: «Получив извещение о несчастном случае, сопровождавшемся увечьем или смертью, окружной инженер обязан отправиться на место происшествия для исследования причин несчастного случая и принятия м ер по устранению опасности или к спасению пострадавших. Сделав кому надо допрос, составляет протокол со своим заключением.

Подлинный протокол представляется Горному департаменту или Управлению, а копия - судебному следователю».

Вопрос о налаживании учета несчастных случаев некоторое время решался в каждой губернии по-своему или совсем не решался.

В частности, можно сослаться на Владимирское губернское по фабричным делам присутствие, которое только 12 октября 1891 г. вынесло специальное постановление, положившее начало регистрации несчастных случаев. В этом постановлении записано: «Обязать фабрикантов со д ня опубликования настоящих постановлений вести правильную запись всем несчастным случаям с рабочими при производстве ими работ согласно форме, которая предложена Присутствием, и сообщать чинам фабричной инспекции сведения о каждом несчастном случае, происшедшем с рабочим».

Один из членов Горного ученого комитета, врач Л. Бертенсон, описывая состояние санитарно-врачебного дела на горных заводах и промыслах Замосковных и Средне-Волжского горного округа в 1894 г. , констатировал, что правильно велась статистика несчастных случаев только на одном из заводов - Андроновском в Москве, а на всех остальных - несчастные случаи не регистрировались и совершенно не велась регистрация профзаболеваний.

По-видимому, в ряде других губерний, особенно связанных с горными промыслами, регистрация несчастных случаев на фабриках и заводах уже проводилась, однако общее постановление, обязательное для всех промышленных заведений России, было вынесено Министерством финансов только 1 июля 1895 г., причем разработка форм статистической отчетности была возложена на центральное учреждение - Департамент торговли и мануфактур.

Необходимость вести статистику несчастных случаев на каждом промышленном предприятии была встречена промышленниками без особого восторга, так как большинство средних и мелких фабрикантов увидели в ней основание для привлечения их к ответственности за каждый несчастный случай. Крупные промышленники, надо полагать, не испытывали в этом отношении особых опасений. Все это привело к тому, что многие фабриканты или совершенно не представляли окружным инженерам сведения, или представляли неполные. В основном, сведения представлялись лишь о тяжелых увечьях и смертельных случаях, которые нельзя было скрыть, так как о них знала полиция и были составлены полицейские протоколы.

Вот что писал об этом в «Горном журнале» за 1887 г. Ф. Брусницын: «…известно также, сколько неохотно исполняют последние (владельцы предприятий) обязанность сообщать о несчастных случаях и, при малейшей возможности, стараются скрыть от правительственного надзора действительное число таковых». Данный автор считает достоверным лишь сведения по тем случаям, которые попали в полицейские акты и протоколы.

О сокрытии несчастных случаев писал А. В. Ко- ленский в работе, удостоенной Советом Петербургского горного института 26 мая 1904 г. премии проф. Г. Д. Романовского. А. В. Коленский приводит данные французской статистики о несчастных случаях за 1883-1887 гг. и сравнивает их с данными специальных анкет, разосланных по предприятиям за этот же период. Сравнение показало, что по статистике на обследованных предприятиях произошло 1959 несчастных случаев, а по анкетным данным - 48 345, т. е. почти в 24 раза больше.

Вопрос о более полном статистическом учете несчастных случаев был решен в 1900 г., когда, согласно циркуляру № 11447, для регистрации несчастных случаев была принята немецкая систематизация, которая основывалась на следующем.

Несчастные случаи делились на смертельные, вызывающие постоянную нетрудоспособность, полную или частичную, и временную нетрудоспособность продолжительностью не менее недели, от одной до четырех недель, от четырех до тринадцати и свыше тринадцати недель. Кроме несчастных случаев отдельно учитывались профотравления.

Кроме такой классификации, несчастные случаи рекомендовалось подразделять также по виновникам и по тем материальным факторам, которые непосредственно привели к несчастному случаю: работа с двигателями, приводами, элеваторами и т. п. Были предложены специально разработанные формы для учета несчастных случаев, похожие на современные формы Н-1.

До 1903 г. в России не было закона об обязательной регистрации несчастных случаев. Вопросами совершенствования регистрации и учета травматизма на предприятиях активно занимались представители медицинской общественности России .

В 1877 г. было основано Русское общество охранения народного здоровья. После 1905 г. стали возникать отдельные общества фабричных врачей и созываться всероссийские съезды.

Первый Всероссийский съезд фабричных врачей и представителей фабрично-заводской промышленности состоялся 1-6 апреля 1909 г.

Передовые представители м едицины в память о Н. И. Пирогове (1810-1881) основали Общество русских врачей, регулярно созывавшее, примерно 2 раза в год, Пироговские съезды. Всего было 12 регулярных Пироговских съездов (первый - в 1885 г., последний - в 1913 г.).

Кроме регулярных Пироговских съездов проводились чрезвычайные (в 1905 г. - так называемый холерный, в 1917 и 1919 гг.) и внеочередные - в 1916 и 1918 гг.
На Пироговские съезды собирались по 2…2,5 тыс. делегатов, т. е. почти каждый десятый врач России. В работе съездов участвовали С. П. Боткин, И. П. Павлов, Н. В. Склифосовский, В. М. Бехтерев, Ф. Ф. Эрисман и др.

В 1902 г. VIII Пироговский съезд рекомендовал образец карточки для регистрации травм на горных заводах и промыслах, составленный VIII съездом врачей Пермской губернии.
В 1910 г. XI Пироговский съезд предлагал в целях единообразия регистрации травм повсеместно использовать карточку, выработанную обществом фабричных врачей в Москве.

Однако все эти предложения и рекомендации носили необязательный характер. Систематического учета и регистрации несчастных случаев в дореволюционной России не было. Имелись неполные сведения по фабрично-заводскому, горному и железнодорожному травматизму, но совершенно не было данных по травматизму в строительной промышленности, на водном транспорте; имелись лить отрывочные сведения о несчастных случаях в сельском хозяйстве. Статистика травматизма охватывала в дореволюционные годы, главным образом, тяжелые травмы с потерей трудоспособности не менее чем на 10-14 дней, травмы, приведшие к серьезным увечьям, и травмы, окончившиеся смертью.

Фактическое состояние травматизма по отдельным фабрикам и заводам можно частично проследить по отчетам фабричных и земских врачей о деятельности лечебных учреждений. Такие сведения содержатся, например, в работах К. М. Языкова «Деятельность фабричных лечебных заведений» и » Объяснительная записка к годовому отчету по Шибаевской фабричной больнице». К. М. Языков отмечал, что статистика травматизма по данным фабричных врачей является д алеко не полной и отстает от земской регистрации.

На I Всероссийском съезде фабричных врачей в 1909 г. Д. П. Никольский приводил следующие данные о травматизме за 1900-1905 гг.: «…за это время было на 380 тысяч рабочих 263 365 несчастий, в среднем 65 -68 тысяч на 100 тысяч рабочих». Сравнивая количество несчастных случаев на фабриках и заводах с количеством военных ранений, А. В. Погожев писал: «Самые лютые войны, самые отчаянные схватки по процентной убыли из строя раненых являются лишь невинной забавой обеих враждующих сторон сравнительно с той убылью, какая замечается среди фабричных рабочих». Из работы А. Н. Быкова «Промышленный травматизм, его размеры, значение и возможность борьбы с ним» видно, что общее число жертв промышленного травматизма в России ежегодно составляло не менее 325 000 человек, из них около 40 000 с тяжелыми увечьями и 6 000 смертельных. Но и эти данные А. Н. Быков считал далеко не полными. Отмечая относительную неточность и неполноту дореволюционных статистических сведений, Л. К. Хоцянов и В. В. Дмитриев характеризуют травматизм в одной только горной промышленности царской России цифрами, приведенными в табл. 1.

О травматизме рабочих на фабриках и заводах за 1909 г. дает сведения А. Н. Винокуров. Тогда в России было 1470 заведений, подлежащих надзору фабричной инспекции, с числом рабочих 1 831 396, из них травмам подверглось 70 999 рабочих. Рядом авторов было указано, что в 1912 г. коэффициент травматизма в России составлял 46 на 100 рабочих.

Несмотря на неполноту статистического учета, эти данные, однако, дают наглядное представление о наличии чрезвычайно большого количества травм среди промышленных рабочих царской России.

Таблица 1
Данные по травматизму в горной промышленности царской России

Еще хуже было состояние учета травматизма в сельском хозяйстве. Фактически этот травматизм не регистрировался и о нем можно судить только по отдельным работам земских врачей. Вся дореволюционная литература, касающаяся несчастных случаев в сельском хозяйстве, рисует необычайно тяжелую картину травматизма (работы Н. И. Тезя- кова, Н. И. Лебедева, И. В. Бертенсона и др.). В. И. Ленин, ссылаясь на работу Н. И. Тезякова, писал, что во время сельскохозяйственных работ земские больницы Херсонской губернии наполняются исключительно пострадавшими от травм и что в связи с этим необходим общественный контроль и регулирование производства.

С 1 января 1904 г. в России были введены в действие утвержденные императором Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности .

Правила распространялись на несчастные случаи, вызвавшие потерю трудоспособности более трех дней. Владелец предприятия освобождался от ответственности, если мог доказать, что причиной несчастного случая были злой умысел или грубая неосторожность самого пострадавшего.

Пострадавшим полагались пособия и пенсии, а также возмещение расходов по лечению.
Далее дословно приводится часть Правил, представляющая особый интерес с точки зрения расследования, регистрации и учета несчастных случаев.

«20. О всяком несчастном случае, подходящем под действие настоящих Правил, лицо, заведывающее предприятием, или владелец онаго обязаны немедленно давать знать ближайшей полицейской власти, а также одновременно сообщать, по установленной Главным по фабричным и горнозаводским делам Присутствием форме, подлежащему Фабричному Инспектору или Окружному Инженеру. Потерпевшие могут требовать извещения полиции и Фабричнаго Инспектора или Окружнаго Инженера о всяком случае телеснаго повреждения, хотя бы и не подходящем под действие настоящих Правил.

21. Немедленно по получении указаннаго в статье 20 извещения полиция составляет на месте происшествия протокол, приглашая к сему лицо, заведывающее предприятием, или владельца онаго, самого потерпевшаго (если он может явиться), врача или, за невозможностью немедленно пригласить его, фельдшера, очевидцев происшествия из рабочих и, если можно, постороннее лицо, сведущее в работе, при которой произошло телесное повреждение. Неприбытие кого-либо из указанных лиц не останавливает составления протокола.

22. В протоколе (ст. 21) обозначаются: а) место и время происшествия; б) имена потерпевших и род их занятий; в) имена свидетелей происшествия, с указанием их местожительства; г) имя владельца предприятия; д) описание обстоятельств несчастнаго случая, по местному осмотру и показаниям свидетелей; е) род телеснаго повреждения, и ж) сведения, указанныя в статье 24, если в составлении протокола участвует врач.

23. Протокол, по прочтении его в присутствии всех бывших при составлении лиц (ст. 21), подписывается ими; за неграмотных подписывают те, кому они сие доверят.

24. Если протокол был составлен без участия врача, то, не позднее четвертаго дня после его составления, а в случае смерти рабочаго - немедленно, лицо, заведывающее предприятием, или владелец онаго приглашают врача для медицинскаго освидетельствования. В свидетельстве врача о телесном повреждении должны быть даны: а) описание телеснаго повреждения и состояния здоровья потерпевшаго и б) заключение о возможной в будущем степени утраты трудоспособности. В свидетельствах, удостоверяющих смерть потерпевшаго, должно быть дано заключение о том, зависела ли она от несчастнаго случая.

25. С протокола (ст. 22) и медицинскаго свидетельства (ст. 24) снимаются в двух экземплярах копии, из коих один вручается лицу, заведывающему предприятием, или владельцу онаго, а другой - потерпевшему или одному из членов его семейства.

26. Восстановление трудоспособности (ст. 6), постоянный характер утраты ея (ст. 6 и 7) и степень ослабления трудоспособности (ст. 7), излечение телеснаго повреждения и своевременность прекращения лечения, а равно зависимость смерти потерпевшаго (ст. 11 и 24) от несчастнаго случая, удостоверяются медицинскими свидетельствами.

27. По требованию каждой из сторон, медицинския свидетельства (ст. 26) могут быть составляемы также с целью удостоверения временной утраты трудоспособности или заключения о вероятной степени постоянной утраты способности к труду.

28. Для составления указанных в статьях 24, 26 и 27 медицинских свидетельств, каждая из сторон имеет право приглашать Уезд наго, Городоваго или Полицейскаго Врача.

29. Всем случаям смерти и телесных повреждений (ст. 1) в каждом предприятии ведется запись в особой книге, с обозначением в ней выполнения обязательств по вознаграждению потерпевших и членов их семейств. При книге этой хранятся все необходимые документы, в том числе подлинные протоколы и медицинския свидетельства (ст. 22, 24 и 25). Указанная книга ведется по форме, установленной Главным по фабричным и горнозаводским делам Присутствием, и предъявляется подлежащему Фабричному Инспектору или Окружному Инженеру, по их требованию. В случае закрытия предприятия книга, со всеми хранящимися при ней документами, препровождается подлежащему Фабричному Инспектору или Окружному Инженеру.

30. Лицо, заведывающее предприятием, или владелец онаго, за неисполнение требований, изложенных в статьях 20, 24 и 29, за неправильное ведение книги, указанной в статье 29, а равно за несообщение Фабричному Инспектору или Окружному Инженеру сведений, требуемых статьями 46 и 47, подвергаются, по постановлениям Присутствий по фабричным и горнозаводским делам или Присутствий по городским делам, денежной пене, в размере от 25 до 100 рублей, с обращением этих пеней в особые капиталы, образуемые согласно статье 155 Устава о промышленности (1895 г.) и статье 736 Устава Горнаго (1902 г.).».

Обращает на себя внимание довольно подробная регламентация в упомянутых выше Правилах всех вопросов, связанных с р егистрацией и р ассле- дованием несчастных случаев, а также состав комиссии, возглавляемой полицией (п. 21).

В первые годы советской власти передовые представители медицинской общественности продолжали работу по совершенствованию регистрации, расследования и учета несчастных случаев путем организации съездов, конференций. Многие ученые обращали внимание на тот факт, что снижение травматизма невозможно без объективных и достоверных данных о несчастных случаях.

В 1926-1929 гг. регистрацией и учетом травматизма занимались различные органы - инспекция труда, страховые кассы, администрация предприятий и лечебные учреждения. Официальный учет проводился Наркоматом труда. Единой системы учета не было, и каждая организация преследовала свои цели.

Органы социального страхования учитывали только случаи травматизма с потерей трудоспособности, и в этом отношении их регистрация совпадала с регистрацией травматизма на предприятиях.

Органы охраны труда, в ведении которых были вопросы охраны труда и техники безопасности, занимались регистрацией и учетом травматизма главным образом под этим углом зрения.

Медицинская регистрация травматизма преследовала, помимо изучения его причин, изучение травматизма по локализации и тяжести повреждений, по виду медицинского пособия, характеру дальнейшего лечения и его продолжительности, а также по исходам повреждения и отдаленным последствиям для здоровья. Хотя вопрос о создании единых форм регистрации и учета травматизма был поставлен еще в декабре 1926 г., однако они были разработаны только к концу 1929 г. Фактически же новые карточки для регистрации несчастных случаев, заполнявшиеся на пунктах первой помощи, вошли в практику с 1930 г.

В 1928 г. на II Всесоюзном съезде по профессиональной гигиене и технике безопасности отмечалось значительное улучшение статистики травматизма органами Наркомтруда и страховыми кассами. На этом съезде было признано необходимым перейти на монографический метод, т. е. на изучение травматизма непосредственно на отдельных предприятиях и цехах и даже по отдельным производственным процессам в различных отраслях промышленности.

Сравнительный анализ практики регистрации, расследования и учета несчастных случаев позволяет сделать следующие выводы:

1. Регистрация, расследование и учет несчастных случаев должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивалось объективное установление причин и на этой основе снижение и предупреждение травматизма.

2. Расследование причин и обстоятельств несчастных случаев д олжны осуществляться адекватной комиссией, независимой от работодателя. Именно такая комиссия была предусмотрена в упоминавшихся выше Правилах… 1904 г.
Недопустимо, чтобы, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ, все вопросы были отданы на откуп работодателю: работодатель образует, возглавляет и утверждает состав комиссии (ст. 229), утверждает акт расследования несчастного случая (ст. 230) и регистрирует несчастный случай (ст. 230.1).

В. А. Федоров аргументированно предлагает обязать в законодательном порядке органы внутренних дел вести расследование несчастных случаев на производстве (Охрана труда и социальное страхование. - 2009. - № 3. - С. 6). Так было более 100 лет назад. Почему нельзя в интересах человека учесть историческую практику?

3. В состав комиссии по расследованию несчастного случая должен входить врач, так как здоровье пострадавшего является прерогативой специалиста - медика. Это требование соблюдалось с 1904 г. до 1950 гг.
В Положении о регистрации и учете несчастных случаев, связанных с производством, утвержденным Президиумом ВЦСПС 8 сентября 1939 г., еще значилось требование об обязательном участии врача здравпункта в расследовании и установлении на месте причин травмы.

Вопросы, касающиеся регистрации, расследования и учета несчастных случаев, должны быть обоснованными и корректными в научном отношении, так как они затрагивают жизнь и здоровье человека.

Приведем несколько примеров… и парадоксальных примеров из прошлого и настоящего.
В Положении о расследовании и учете несчастных случаев, связанных с производством, утвержденном постановлением Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1959 г., сказано, что учету подлежат несчастные случаи, вызвавшие утрату трудоспособности свыше 3 рабочих дней.

Согласно этому положению, групповыми считались несчастные случаи, происшедшие с тремя (!) работниками и более (п. 15а).

Такие парадоксальные приемы были вызваны желанием показать «достижения» в снижении травматизма, выдать желаемое за действительное.

Статья 227 ТК РФ называется » Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету». Значит, есть несчастные случаи, которые, по умолчанию, не подлежат расследованию и учету? Это похоже на узаконенное сокрытие несчастных случаев. Несчастные случаи должны расследоваться все. В некоторых странах регистрируются даже так называемые микротравмы и инциденты. Цель одна - выявить и устранить причины, которые могут стать источником несчастных случаев.

К парадоксам следует отнести применяемый Росстатом метод выборочных наблюдений за травматизмом. Метод в научном отношении несостоятельный. Суть состоит в том, что по выборке, взятой из одной совокупности (госпредприятия) экстраполяцией определяется генеральная совокупность, имеющая другую социальную природу (частные предприятия). Этот метод также содействует сокрытию несчастных случаев.

Теперь посмотрим на травматизм в России через призму цифр и статистики. В современной России есть три » счетчика» несчастных случаев, связанных с производством. Это - Росстат, ФСС, Роструд.

В табл. 2 приведены сведения о ч исле погибших в организациях по данным трех ведомств, как видно расхождения данных о числе погибших на производстве, приводимые Росстатом, ФСС и Ростру- дом, достигают больших величин.
По представленным цифрам трудно, руководствуясь логикой нормального человека, ответить на вопрос: сколько же человек погибло в том или ином году? Ведомственный подсчет погибших и пострадавших в результате несчастных случаев, выборочное наблюдение - это кощунство и блеф.

Таблица 2
Сравнительные данные по травматизму в России - официальные и по оценке МОТ

Еще один пример оценки данных по травматизму. МОТ подвергает оценке данные по травматизму, представляемые странами. Цифры относятся к 2001 г. Сравнительные данные приведены в табл. 3.

Таблица 3
Количество погибших на производстве

В чем причина столь существенных расхождений?
Показатели производственного травматизма подвергаются сезонным и случайным колебаниям, однако тренды отличаются существенной устойчивостью. По данным многих исследователей (Доклад МОТ «За безопасный труд», www.ilo.org/safework), на один несчастный случай со смертельным исходом приходится порядка 1000 случаев, ведущих к временной потере трудоспособности пострадав- тих на срок более трех дней и около 2000 случаев с утратой трудоспособности на один день и более. Цифры носят ориентировочный характер, но пригодны для приближенных сравнений и оценок.
Посмотрим, как обстоит дело в России. Найдем отношение общего числа несчастных случаев NQ к числу несчастных случаев со смертельным исходом N воспользовавшись опубликованными данными ФСС за 2000-2010 гг. (табл. 4).

Таблица 4

Как видим, результаты несопоставимы. Причина заключается в неудовлетворительном расследовании несчастных случаев. Фактические данные подтверждают этот вывод.
Имеет место сокрытие не только легких, но и смертельных несчастных случаев. По данным Роструда, которые наиболее достоверны, в 2008 г., например, было выявлено 2074 сокрытых несчастных случаев на производстве, что составляет 11,4 % от общего числа расследованных несчастных случаев. Работодателями было скрыто 64 групповых несчастных случаев, 404 случая со смертельным исходом, 1332 тяжелых несчастных случая (Охрана труда и социальное страхование. - 2010. - № 3. - С. 22).

В соответствии с действующим законодательством Росстат не может осуществить проведение сплошных статистических наблюдений за состоянием охраны труда на постоянной основе по всем предприятиям. Выборочное наблюдение за показателями не дает объективных данных.

В заключение напрашивается предложение-вопрос - неужели нельзя создать научно обоснованную законодательную базу для регистрации, расследования и учета несчастных случаев, учтя передовой отечественный и зарубежный опыт?!

Разумная деятельность всегда должна сопровождаться оценкой ее эффективности. В борьбе с травматизмом это положение имеет особое, социальное и гуманное значение.

Существующий порядок противоречит требованиям профилактики производственного травматизма.

Список литературы

1. Мустель П. И. История развития охраны труда в горном деле России. Учеб. пос. - Л., 1974. - 105 с.

2. Бертенсон Л. Санитарно-врачебное дело на горных заводах и промыслах // Горный журнал. - 1895. - Т. II.

3. Логинова Е. А. Очерки по истории борьбы с травматизмом в СССР. - М.: Медгиз, 1958. - 180 с.

4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Том XXIII. Отделение 1. - СПб., 1903, - документ 23060. - С. 595-606.

5. Управление рисками и профилактика в сфере труда в новых условиях. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда - 2010. - М.: МОТ, 2010. - 20 с.

______________________________

О. Н. Русак, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, А. Д. Цветкова,

Ключевые слова: несчастные случаи, травматизм, регистрация, расследование, учет, статистика, законодательство, история, МОТ

Расследование несчастного случая - это прежде всего выявление в установленном порядке причин, которые привели к несчастному случаю на производстве, а учет несчастных случаев - объективная документальная фиксация каждого такого происшествия.

Расследуются и учитываются несчастные случаи на производстве в соответствии с Положением от 11 марта 1999 г. №279, утвержденным Правительством РФ.

Положение устанавливает порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для всех предприятий независимо от их организационно-правовой формы, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и использующих наемный труд (индивидуальные предприниматели). Оно распространяется на всех работников, исполняющих свои трудовые обязанности.

К ним относятся:

работники, выполняющие работу по трудовому договору (контракту);

граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору (подряда, поручения и др.);

студенты учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащиеся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящие производственную практику;

лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации;

другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Расследуются и подлежат учету несчастные случаи на производстве, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:

1) в течение рабочего времени на территории предприятия (включая установленные перерывы), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом или по окончании работы в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

2) при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях;

3) при следовании к месту командировки и обратно;

4) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и т. п.);

5) при работе вахтно-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

6) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера;

7) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

В Положении подробно регламентирован как порядок расследования несчастного случая, так и сроки, в течение которых оно должно быть проведено.

В работе по расследованию несчастного случая можно проследить три основных этапа:

1) фиксация обстоятельств, приведших к несчастному случаю;

2) процесс расследования, включающий выявление обстоятельств несчастного случая, установление его причин и разработку профилактических мероприятий;

3) выявление виновных лиц.

О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая извещает непосредственного руководителя работ.

Руководитель работ обязан:

немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости - доставку его в учреждение здравоохранения;

сообщить работодателю или уполномоченному им лицу о происшедшем несчастном случае;

принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;

сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии. В случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т. п.).

Работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая и его учет.

Для расследования несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда, представители работодателя и профсоюзного органа. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается (мастер, начальники цеха, смены, участка и т. п.).

В расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего у индивидуального предпринимателя, принимают участие сам предприниматель или его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться на договорной основе.

Положение регулирует порядок расследования групповых несчастных случаев (два человека и более), тяжелых несчастных случаев, а также несчастных случаев со смертельным исходом. В этом случае работодатель или уполномоченное им лицо в течение суток обязаны сообщить:

в государственную инспекцию труда по субъекту РФ; прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; орган исполнительной власти субъекта РФ; федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;

организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

территориальное объединение профсоюзов; территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу (Госгортехнадзору РФ, Госэнергонадзору РФ, Госатомнадзору РФ и др.).

О несчастном случае, подлежащем специальному расследованию и происшедшем у индивидуального предпринимателя, необходимо сообщить:

в прокуратуру по месту государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

орган исполнительной власти субъекта РФ;

территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу.

О случаях острого отравления работодатель или уполномоченное им лицо сообщают также в территориальный орган санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Для специального расследования несчастного случая на производстве в комиссию кроме лиц, указанных выше, включаются государственный инспектор по охране труда, представители исполнительной власти,субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профсоюзов. Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав, возглавляет комиссию государственный инспектор по охране труда.

В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель санитарно-эпидемиологической службы РФ.

По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего -его родственников) в расследовании может принимать участие его доверенное лицо. Если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или председатель комиссии обязаны по его требованию ознакомить его с материалами расследования.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять и более человек в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда при Минтруде РФ, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и общероссийского объединения профсоюзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор по охране труда по субъекту РФ, а на объектах, подконтрольных территориальному органу Федерального горного и промышленного надзора РФ, -руководитель этого территориального органа.

При крупных авариях с человеческими жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначаемой Правительством РФ.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового, тяжелого и со смертельным исходом несчастного случая на производстве проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего лица или его доверенного в течение месяца со дня поступления указанного заявления.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работником на срок не менее одного дня либо его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта РФ.

При групповом несчастном случае на производстве акт по форме Н-1 составляется на каждого пострадавшего отдельно.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником сторонней организации, то акт по форме Н-1 составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с материалами и актом расследования несчастного случая направляются работодателю, работником которого является пострадавший, третий экземпляр акта по форме Н-1 и материалы расследования остаются у работодателя.

У индивидуального предпринимателя акт по форме Н-1 подписывается членами комиссии, утверждается работодателем или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью.

Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта обязан выдать один экземпляр пострадавшему, а при смертельном исходе - родственникам погибшего либо его доверенному лицу. Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования несчастного случая на производстве хранится в течение 45 лет на предприятии.

Акты по форме Н-1 регистрируются работодателем в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме Минтруда РФ.

Каждый несчастный случай на производстве, оформленный актом по форме Н-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.

Акт о расследовании группового или тяжелого несчастного случая на производстве, а также со смертельным исходом и материалы расследования, копии актов по форме Н-1 на каждого пострадавшего председатель комиссии в трехдневный срок после их утверждения направляет в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае на производстве. Копии указанных документов направляются также в Государственную инспекцию труда по субъекту РФ и территориальный орган государственного надзора.

хорошей организации отдыха и питания работников в значительной степени зависит длительность послеобеденной фазы устойчивого рабочего состояния.

Разделом психологии труда является инженерная психология -отрасль науки, которая разрабатывает приемы и методы использования техники с учетом психофизиологических особенностей человека и эргономических исследований.

К важнейшим проблемам инженерной психологии относят разработку методов профессионального отбора, обучения и тренировки человека-оператора, рекомендаций по учету психики человека и требований технической эстетики при проектировании оборудования и технологических процессов. Инженерная психология способствует рациональной организации системы управления и обработки информации, целесообразному распределению функций между человеком и техническими средствами автоматизации, оптимизации процессов информационного обеспечения и принятия решений.

В связи с большим объемом выполняемых операций, связанных с контролем и регулированием технологического процесса, выявлением возникающих неисправностей, корректировкой технологического режима, предупреждением и профилактикой аварий, работник испытывает нервное напряжение, которое приводит к быстрому утомлению, травматизму, снижает производительность труда. Для разрешения проблемы психологического конфликта «человек-техника» необходимо «подогнать» машину к человеку так, чтобы обеспечить ему наиболее благоприятные условия труда.

К основным вопросам, которые решает инженерная психология, относятся: ограничение потока информации, поступающей к оператору; разработка приборов и аппаратуры, облегчающих процесс ее переработки; определение требований к проектированию рабочих мест.

Учитывая, что 85% всей информации человек принимает за счет зрения и только остальные 15% приходится на слуховой анализатор, особое внимание уделяют оценке шкал различных приборов, их рациональному размещению на оборудовании и пультах управления. Разработка аппаратуры, разгружающей зрение или уменьшающей число ошибок оператора, является одной из задач инженерной психологии.

В качестве примера можно привести зависимость числа ошибок оператора от типа шкал приборов (рис.).

Рис. Ошибки при считывании показаний приборов общего считывания для различных типов шкал

Наименьшее число ошибок получено при шкале типа «открытое окно», т. е. шкале, когда в поле зрения одно значение параметра. Точность и скорость чтения показаний прибора зависят от подвижного элемента - стрелки или шкалы.

Наиболее благоприятны для работы приборы, конструктивно выполненные следующим образом:

движение стрелки вверх или вправо соответствует увеличению измеряемой величины;

цифры на шкале возрастают снизу вверх и слева направо;

цифры и надписи на шкале имеют простую конфигурацию и ориентированы вертикально;

число цифровых и буквенных отметок на шкале ограничено, сама шкала выполнена контрастно;

точность прибора не превышает ту, которая реально требуется для работы;

не используются на приборах выпуклые или неравномерные шкалы.

Психология труда способствует разработке специальных методик, позволяющих измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области деятельности человека психология труда тесно связана с физиологией труда.

Физиология труда является отраслью науки, которая изучает закономерности взаимодействия организма человека с окружающей производственной средой, влияние условий труда на процессы жизнедеятельности всего организма и его отдельных органов.

Трудовая деятельность человека определяется социально-экономическим и организационно-техническим факторами, влияющими на психическое состояние человека в производственной обстановке.

Психика человека есть продукт деятельности мозга, заключающийся в отражении реального мира. Это отражение происходит в процессе активной деятельности человека, в частности в процессе труда. К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение, воля, внимание, эмоции и др. Трудовая деятельность предполагает не только физиологические, биохимические процессы, но и психические явления, которые тесно с ней связаны и играют большую роль.

Управление современными машинами и технологическими процессами связано со значительными психическими нагрузками. В целях рационализации производственного процесса возникает задача согласования особенностей конструкций машин и технологических процессов с психологическими и физиологическими характеристиками человека. Эффективное применение даже самой совершенной техники в конечном счете зависит от правильных действий людей, управляющих этой техникой.

Несмотря на присущий каждому человеку инстинкт самосохранения, иногда нарушаются правила охраны труда, в том числе по психофизиологическим причинам. Часто рабочий, чтобы быстрее закончить работу, упрощает ее выполнение, отказывается от использования средств защиты, которые создают иногда неудобства при работе (например, от тяжелых резиновых диэлектрических перчаток), игнорирует некоторые требования техники безопасности. Если неоднократные нарушения не повлекли за собой серьезных последствий (травм, аварий), то это становится нормой поведения, привычкой пренебрегать требованиями охраны труда.

Технические средства безопасности оказывают защитное действие в том случае, если они активно используются работником при своевременном обнаружении ошибки в своих действиях, неисправности машины или нарушений технологического процесса. Внимательность человека в условиях производства обусловлена уравновешенностью его характера, душевным состоянием, способностью преодолевать эмоциональные конфликты. На психическое состояние работающего влияют общая организация труда и культура производства, взаимоотношения с коллективом и домашняя обстановка, работоспособность и утомление, режим труда и отдыха.

Под работоспособностью подразумевают определенные функциональные возможности организма человека выполнять конкретную работу в течение некоторого времени (смена, рабочая неделя). Но работоспособность не безгранична, и раньше или позже появятся утомление и снижение работоспособности. Утомление до некоторых пределов является естественным состоянием. Однако если следующий после работы отдых недостаточен для восстановления сил, то наступает переутомление. Систематическое переутомление вызовет физиологические нарушения в организме, в первую очередь в центральной нервной системе.

С помощью специальных приборов и тестов можно оценить возможности человека, осуществить правильную профессиональную ориентацию, вовремя провести необходимые медико-профилактические мероприятия, предотвратить профессиональные заболевания и сократить случаи травматизма.

Скрытое время двигательной реакции на световой или звуковой сигналы можно определить рефлектором. При появлении сигнала испытуемый человек должен как можно быстрее отключить его. Скорость сенсорной реакции (реакции ощущения) фиксирует электросекундомер. За это время сигнал воспринимается зрительным или слуховым центром мозга, перерабатывается, передается двигательному центру, и рука выполняет команду, нажимая на кнопку выключения сигнала.

Скорость распределения и переключения внимания определяют по продолжительности зрительной реакции на сложный цветовой сигнал и по быстроте принимаемого альтернативного решения. Сделать это можно с помощью ориентациометра. Прибор фиксирует

время, затраченное на установление идентичности расположения цветных пятен на основном и контрольном пультах. Испытуемый обязан нажать кнопку с ответом «Да» или «Нет» в зависимости от совпадения или несовпадения цветовых сигналов.

Исследовать функциональное состояние нервно-мышечного аппарата под влиянием нагрузки можно специальным прибором - координиметром, который регистрирует скорость выполнения задания и число допущенных неточностей в координации движений руки. Испытуемый должен, не отрывая карандаш-электрод, провести его кончиком по токопроводящей извилистой дорожке длиной 100 см. Функциональное состояние кистей рук и гибкость пальцев проверяют на тестере ТГП, с помощью которого определяют максимальное число движений пальцев; тестер регистрирует прикосновение их к металлической пластинке-электроду.

С учетом физиологических особенностей человека оптимальный темп работы составляет примерно 20% от максимально возможной скорости движений отдельных органов, которые определены для пальцев и ладони - 3 движения в секунду, для рук и корпуса - 30 и ног - 45 движений в минуту. В начале и в конце смены нагрузку и темп работы задают на 5 ... 10% меньше, чем в периоды устойчивой работоспособности. Перерыв на обед и отдых устраивают обычно в начальной фазе утомления.

Динамика психфизиологических функций в течение рабочей смены может быть исследована с помощью различных тестов (стандартизированное задание) в виде корректурных таблиц, например таблицы Шульте-Платонова (рис.).

Рис. Таблица Шульте-Платонова

Таблица представляет собой тест для оценки внимания. На ней расположены два набора чисел красного (на рис. показаны контуром) и черного цвета. Испытуемому предлагают найти и показать цифры в возрастающем порядке. Затраченное время будет соответствовать способности сосредоточить внимание и правильной организации системы поиска, а также степени утомления к моменту окончания испытания.

Центральное место в деятельности работника занимает решение текущих задач, связанных с управлением производственными процессами. Он должен по возможности быстро оценить создавшуюся обстановку, определить изменения в производственном процессе, быстро выявить возникающие вопросы, поставить задачу и найти пути для правильного их решения. Поэтому большое значение приобретает так называемое оперативное мышление, которое представляет собой процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Оперативное мышление - это процесс решения практических задач, в результате которого в сознании человека формируется конкретная модель предполагаемого плана действия для выполнения поставленной задачи (например, в процессе управления машиной, изменения режима работы и т. п.).

^ 1. Необходимость расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена Трудовым кодексом в целях защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (членов семьи погибших), выявления лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, а также разработки мер по устранению причин производственного травматизма.

^ 2. Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил травму, острое отравление, тепловой удар, ожог, поражение электрическим током или другое повреждение здоровья, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть. Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. 227-231 ТК.

2.1. В соответствии со ст. 227 ТК расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя в течение рабочего времени на территории организации или вне ее территории, либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды, перед началом или по окончании работы, при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни; при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте; при следовании к месту командировки и обратно; при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая, и др.

Обязанность по организации расследования обстоятельств несчастных случаев и профессиональных заболеваний возложена на работодателей (ст. 228 ТК).

В соответствии со ст. 229 ТК для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В ее состав включаются специалист по охране труда, представители работодателя, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комиссию возглавляют работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.

Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом в состав комиссии помимо указанных выше лиц включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов. Возглавляет комиссию, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствующих случаях в состав комиссии включаются представители Ростехнадзора России или представитель органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор.

Пострадавший работник вправе принимать личное (или через представителя) участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая. В случае смерти пострадавшего по требованию его родственников в расследовании несчастного случая может принимать участие их доверенное лицо.

В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя - физического лица принимает участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе из организации, где такие специалисты имеются. ?

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом осуществляется комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления заявления. ?

В ходе расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего и делает соответствующие выводы.

2.2. По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работника (не менее одного дня) либо его смерть, согласно ст. 230 ТК оформляется акт о несчастном случае на производстве по форме H-1 в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно. В этом акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда.

Если комиссия при расследовании несчастного случая на производстве установила, что грубая неосторожность работника способствовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа комиссия определяет степень вины работника в процентах.

Акты о производственном травматизме составляются по определенной форме. Формы этих документов: Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1); Акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом); Заключение государственного инспектора труда утверждены постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.

Несчастные случаи, не связанные с производством (смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденные в установленном порядке медицинской организацией или правоохранительными органами; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, и др.), также подлежат расследованию и оформляются актом установленной формы.

Содержание акта должно соответствовать выводам комиссии, проводившей расследование. При согласии с выводами комиссии акт утверждается работодателем и заверяется его печатью. В трехдневный срок после утверждения акта работодатель обязан один экземпляр указанного акта выдать пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - родственникам погибшего.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия решений, направленных на устранение причин травматизма и предупреждение возможных несчастных случаев на производстве.

Акты по форме Н-1 регистрируются в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, установленной Минтрудом России. Оформленные актами несчастные случаи включаются в статистический отчет организации о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.

Вторые экземпляры актов о несчастных случаях вместе с материалами расследования хранятся по месту работы пострадавшего в течение 45 лет.

2.3. Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляют органы федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК).

Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд (ст.

231 ТК).

При выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего государственный инспектор труда проводит расследование несчастного случая на производстве независимо от срока давности несчастного случая, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителя другого органа государственного надзора.

По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение, а также выдает предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем (уполномоченным им представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (уполномоченного им представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (уполномоченного им представителя) или государственного инспектора труда.

2.4. Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, например несчастных случаев, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах независимо от их отраслевой принадлежности; при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны (организации Вооруженных Сил РФ, органы пограничной службы) и в других организациях предусмотрены Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.

^ 3. Расследование профессиональных заболеваний производится в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967.

В соответствии с названным Положением расследованию профессионального заболевания должно предшествовать установление наличия профессионального заболевания. В этом процессе принимают участие: ?

учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника, устанавливающее предварительный диагноз острого или хронического профессионального заболевания; ?

орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. При получении сообщения о профессиональном заболевании этот орган выясняет обстоятельства возникновения заболевания и составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, необходимую для установления окончательного диагноза заболевания; ?

специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клиника профессиональных заболеваний и др.), устанавливающее на основании обследований, сведений о результатах предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника и других данных заключительный диагноз и дающее соответствующее медицинское заключение.

Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику (под расписку) и направляется в Фонд социального страхования РФ, а также в учреждение здравоохранения, направившее больного на обследование. ?

В течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания и создать для этих целей комиссию. В состав комиссии входят: представитель работодателя, специалист по охране труда, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Возглавляет работу комиссии главный врач органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. В расследовании могут принимать участие и другие специалисты, а также заболевший.

В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение санитарно-эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего, исследует документы, представляемые комиссии в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

Рассмотрев материалы расследования и документы, комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения санитарно-эпидемиологических правил, и предлагает меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.

Если комиссией установлено, что грубая неосторожность заболевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа комиссия, как и при расследовании несчастных случаев, устанавливает степень вины заболевшего (в процентах). ?

По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по форме, установленной названным выше Положением. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом указанного органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью этого органа. В трехдневный срок после утверждения акт должен быть выдан заболевшему работнику.

Формы других документов, используемых при расследовании профессиональных заболеваний, и более детальные правила расследования указанных заболеваний закреплены в Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, введенной в действие приказом Минздрава России от 28.05.2001 № 176.

Профессиональные заболевания учитываются органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводившим расследование. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в архиве данного органа и в организации, где проводилось расследование этого случая профессионального заболевания.

Акты о несчастных случаях и акты о профессиональных заболеваниях подтверждают факты повреждения здоровья, причиненного работникам при исполнении ими трудовых обязанностей, а также гражданам, выполняющим работу по гражданско-правовому договору, и являются основанием для возмещения им вреда в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, устанавливаемой учреждениями медико-социальной экспертизы в процентах.

> 4. Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с Законом о страховании Фондом социального страхования РФ за счет средств, формируемых из страховых взносов работодателей. Этот вред возмещается в виде: ?

пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100% среднего заработка за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности; ?

страховых выплат - единовременной и ежемесячных - застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ?

оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда (работодателем). Моральный вред возмещается в денежной форме.

Непосредственно причинителем вреда (работодателем, а не страховщиком) решаются вопросы возмещения вреда, причиненного гражданам повреждением их здоровья, когда с ними заключался гражданско-правовой договор, в соответствии с которым на работодателя не возлагалась обязанность уплачивать взносы с вознаграждения или авторского гонорара, полагающихся за выполненную работу. В этих случаях вопрос решается в соответствии с гражданским законодательством (гл. 59 ГК).



Похожие статьи