К последствиям политики шоковой терапии не относится. Метод «шоковой терапии

«Шоковая терапия», начавшаяся в январе 1992г., была попыткой России совершить переход к рыночной экономике. Соответствующая программа, составленная Егором Гайдаром при поддержке западных экономистов, Всемирного банка и МВФ, начала реализовываться вскоре после распада Советского Союза. Многие из основных «шокотерапевтических» идей остаются в силе и сегодня, несмотря на то, что официально от них отказались.

На практике «шоковая терапия» потерпела шокирующий провал. Это касается и ее последствий для российской экономики, и обнаружившейся пустоты обещаний того, что ее результатом станет переход от социалистического к рыночному хозяйству.

Среди ее прочих последствий американские и другие западные бизнесмены отметили препятствия, возникшие на пути развития российского предпринимательства. К ним относятся: коррупция, запретительный уровень налогообложения, непродуктивный труд рабочих, проблемы со связью, отсутствие финансовых и других институтов рыночной инфраструктуры, стабильной «окружающей среды» для предпринимательской деятельности. В результате часть тех немногих западных фирм, которые решились начать свою деятельность в России, была вынуждена ее прекратить.

В данной статье комплексно анализируются основные элементы «шоковой терапии» и их гибельные последствия для российской экономики. Далее излагается альтернативный подход к переходному периоду и рассматривается возможная роль Запада в преодолении последствий «шоковой терапии» и создании предсказуемых и стабильных условий для предпринимательской деятельности.

2. Основные элементы «шоковой терапии» и их результаты

«Шоковую терапию» Гайдара можно обозначить как «подход СЛП» к переходному периоду, поскольку тремя ее основными элементами являются стабилизация, либерализация и приватизация. Каждый из этих элементов дал результаты, сильно отличающиеся от тех, на которые рассчитывали ее инициаторы, и каждый внес значительный «вклад» в бедствия, выпавшие на долю российской экономики.

Макроэкономическая стабилизация, первая составляющая «подхода СЛП», предполагала установление предельных размеров дефицитов госбюджетов и других переменных макроэкономической политики. Это соответствовало практике макроэкономической политики на Западе, а также опыту МВФ и Всемирного банка по борьбе со структурной инфляцией в Латинской Америке, когда осуществление стабилизационной программы выдвигалось в качестве непременного условия предоставления кредитов. «Шоковая терапия», однако, не стабилизировала экономику, а привела к сочетанию спада и инфляции, по своим негативным параметрам выходящему далеко за рамки «стагфляции», как ее трактуют на Западе. Нынешняя «российская Великая депрессия» является гораздо более тяжелой, чем в США в 30-х годах. С1992 г. по 1996 г. произошел колоссальный спад промышленного производства - на 55% по сравнению со спадом в 35% во время «Великой депрессии» 1929 - 1933 гг. в США. До «шоковой терапии» российская экономика была по величине второй в мире, опережая Японию и Германию и уступая только США. Сейчас она, возможно, занимает 11-е или 12-е место, находясь примерно на одном уровне с Бразилией или Мексикой. Другим аспектом провала стабилизации явился устойчиво высокий уровень инфляции. Хотя она и не достигла параметров гиперинфляции (более 50% в месяц), рост цен длится уже так долго, что рубль фактически ничего не стоит, и происходит долларизация российской экономики. Один нынешний рубль стоит менее 1/2000 рубля 1991г., когда «шоковая терапия» еще не началась. Эта долгосрочная инфляция уничтожила сбережения и не дала возможности подняться среднему классу, являющемуся основой любой нормальной политической и социальной системы.

Можно отметить множество последствий этого провала стабилизации и связанных с ним спада и инфляции. Одно из них - истощение инвестиций с вытекающей отсюда эрозией основного капитала и масштабным «бегством» накоплений, намного превышающим по своим объемам любую помощь, полученную Россией от международных институтов и западных правительств. Налицо также растущая безработица и огромные масштабы неполной занятости наряду с невыплатой заработной платы. Другое последствие выражено снижением реальной зарплаты и уровня жизни, ведущим к обнищанию значительной части населения. В то время как жизненный уровень падает, мало что осталось от системы социальной безопасности; услуги, обеспечение которых государство ранее либо полностью финансировало (в частности, в области здравоохранения и образования), либо в значительной степени субсидировало (включая обеспечение продовольствием и жильем), ныне обходятся населению гораздо дороже. В результате этих провалов нанесен огромный урон главным активам России - ее человеческому капиталу и природным ресурсам. Кроме того, многие другие системы, являющиеся частью современного государства, также находятся в состоянии коллапса. Это касается здравоохранения (продолжительность жизни мужчин упала с более чем 70 до 54 лет), экологии, науки и технологий. Урок, который можно извлечь из реформ по методу «шоковой терапии», состоит в том, что нельзя стабилизировать экономику, если не дать правительству соответствующих полномочий.

Либерализация цен, вторая составляющая «подхода СЛП», связывалась с допущением того, чтобы цены устанавливались на рынках, а не административными методами. Согласно теории, если цены формируются рыночным способом, они отражают условия спроса и предложения. В российской реальности дело приняло, однако, совсем иной оборот. Цены устанавливаются не столько рынками, сколько монополиями, упрочившимися в результате приватизации, мафиозными группировками, контролирующими важнейшие сектора экономики, а также коррумпированными чиновниками. Урок, который можно из этого извлечь: при либерализации цен до проведения приватизации результатом становится не эффективное производство, а прежде всего создание условий для получения выгоды теми, кто находится у власти.

Приватизация предприятий, третья часть «подхода СЛП», означала превращение предприятий, находящихся в государственной собственности, в частные фирмы, что, согласно замыслу, должно было обеспечить возникновение позитивных стимулов у собственников, управляющих и рабочих. Российская приватизация началась в середине 1992г. и представляет собой одну из наиболее всеобъемлющих перестроек крупномасштабной экономики. Приватизация государственных предприятий, где новыми собственниками обычно оказываются старые менеджеры («приватизация для своих»), обусловила появление частных монополий с соответствующим монополистическим поведением, включающим надувательство при установлении цен. Кроме того, у новых собственников вовсе не возобладали позитивные стимулы, способствующие росту инвестиций, производства, экспорта, повышению производительности и т.д. Наоборот, появились стимулы негативные: поведение менеджеров характеризуется стремлением добиться личных краткосрочных выгод. Результатом явилась ликвидация активов фирм: новые собственники-менеджеры стали продавать не только готовую продукцию, но и сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.п., а полученная от этой деятельности выручка направлялась на их личные оффшорные банковские счета. Следует иметь в виду и то, что новые приватизированные предприятия являются естественными объектами для вымогательства. Наконец, с этими предприятиями связано чрезмерное налогообложение всего, на что только власти могут устанавливать налоги (отсюда и массовые факты выплаты взяток коррумпированным правительственным чиновникам). Существующие же рычаги правового регулирования оказались слишком слабыми, чтобы противостоять этим явлениям. Соответствующий урок: проведение приватизации без должного правового регулирования и действенной юридической системы создает стимулы не к росту эффективности, а к криминализации экономики.

Политический кризис в Российской Федерации 1992-1993 годов - противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны - Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров - Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны - руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3-4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными президенту Б. Н. Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к жертвам, в том числе и среди представителей гражданского населения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Всемирно-прогрессивный подход. Период феодальной раздробленности на руси. Норманнская теория

Главное в истории развитие прогресса по возрастающей приводит к абсолютному господству человека над природой.. марксистское.. отдает приоритет в изучении прогрессу развитию общества общественным отношениям связанным с формами собственности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Разгром шведских захватчиков
Первыми выступили шведы. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот с войском крестоносцев под командованием ярла (герцога) Биргера, зятя короля и фактического правителя страны. Пройдя Невой до усть

Новоогорёвский процесс и распад СССР
Новоогарёвский процесс - процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР. Данный процесс, начавшийся в апреле 1991 года, получил сво

Россия в условиях нового политического режима
Силовая развязка конфликта между Президентом и парламентом определила путь дальнейшего развития России. Б.Н. Ельцин должен был создать демократию, но такую, в которой исключался бы приход

Социально-экономическое развитие РФ в годы президента Путина
Стабилизационный фонд В период президентства Владимира Путина был образован Стабилизационный фонд Российской Федерации, появление которого стало возможным благодаря началу экономического р

Причины и сущность политического кризиса в начале 1921г. Решение по переходу к НЭПу
В первой половине 20-х годов XX столетия наша страна переживала один из самых сложных этапов своего развития. Советская Россия находилась в состоянии социально-экономического и политического кризис

Сущность НЭПа
НЭП вводился с большим опозданием и в большой спешке, поэтому четкого плана и программы реформ у большевиков в марте 1921 года не было. Поиском форм и методов реализации нового курса велись на всем

Противоречия НЭПа
Развитие советского общества в период НЭПа было сложным и неоднозначным. Главное противоречие НЭПа – попытка с помощью ограниченного рыночного механизма построить плановое нерыночное хозяйство.

Индустриализация страны
Задача формирования развитой промышленности, осуществления индустриализации стояла перед Россией еще до революции 1917г. Первые шаги по индустриализации страны были сделаны еще во второй половине X

Коллективизация сельского хозяйства
Декабрь 1927 года XV съезд ВКП (б). Принята резолюция по вопросу о работе в деревне. Задача: переход к коллективной обработке земли. Март 1928 года – ЦК партии в разосланном на места письме потребо

Внешняя политика СССР во 2-ой пол. 1930г
Внешняя политика СССР в Европе, начиная со второй половины 30-х годов В середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешател

Начало ВОВ
Начало войны было для Советского Союза катастрофическим: 1) внезапность нападения 22 июня 1941 г. позволила гитлеровской армии получить значительные преимущества. Многие погранзаставы и со

Перелом в ходе войны и разгром гитлеровской Германии и Милитаристской Японии
С начала 1944г. Советская армия развернула мощное наступление по всем протяжении советско-германского фронта. К осени 1944г. большая часть территории Советского Союза (за исключением Прибалтики) бы

Боевые действия советско-германских фронтов 1944-1945г
Основные военные операции 1944–1945 гг. Войска 1-го и 2-го Украинских фронтов под командованием генералов Н.Ф. Ватутина и И.С. Конева 28.01.1944 г. замкнули в кольцо десять вражеских дивиз

Итоги и последствия ВОВ
Вторая мировая война была самой крупной и тяжелой войной в истории человечества. В войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек, погибло более 50 млн человек. Основной у

Внешняя политика СССР. Первое десятилетие
Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объеди

Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния
В 1940-е гг. было создано атомное оружие, которое стало определяющим фактором международных отношений. На территории США, в Лос-Аламосе, в 1942г. был создан американский ядерный центр. На

Экономическое развитие страны в послевоенное время
После окончания Великой Отечественной войны советский народ получил возможность приступить к мирному труду. Основные проблемы послевоенного времени: 1)демобилизация армии: из 11,5 млн военнослужащи

Положение в стране 1955-1956г. Осуждение культа личности
Сразу же после смерти И.В. Сталина было прекращено "дело врачей". Затем началось освобождение политзаключенных, прежде всего родных и близких высших руководителей страны. В частности в Мо

Реформы 1960г. и их противоречивость
По сути дела в конце 1940-начале 1950-х в СССР стал вводиться ряд элементов югославской ("титовской") экономической системы, официально называемой в СССР "реставрацией капитализма&qu

Основные тенденции 1970-1980г. и положение СССР
Важнейшим событием международной жизни 1970-x гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. Крупным шагом в отношениях СССР и ФРГ стал Московский договор 1970 г.:

Кризис командно-административной системы. Формирование механизмов торможения
Рассмотренные выше черты в их наиболее полном выражении были присущи советской экономике образца 30-50-х годов. В условиях начавшейся научно-технической революции неэффективность командного хозяйст

Перестройка экономики СССР. Трудности, успехи, результат
Перестройка в стране началась с подготовки и проведения реформ по всем направлениям общественно-политической, социально-экономической и научно-культурной жизни. Эти реформы готовили сверху, по иниц

ГКЧП и попытка государственного переворота
Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) - самопровозглашённый орган в СССР, состоявший из ряда представителей руководства ЦК КПСС и правительства СССР, осуществивший 18-21 августа

Шоковая терапия - экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют постулаты «шоковой терапии», «…направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращениеденежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий.

Реформы 90-х годов в России проводились командой Е. Гайдара не по классическому сценарию «шоковой терапии»: было провалено одно из её главных условий - резкое снижение инфляции, а 1992 год правительство РФ свело бюджет с дефицитом в 40 % ВВП, что также противоречит требованиям проведения «шоковой терапии».

Причины провала политики

1. Глубокое неравновесие начальной ситуации. Крайняя тяжесть унаследованных проблем предопределила крайнюю сложность быстрой стабилизации.

2. Неспособность сбалансировать бюджет, несмотря на оптимистический бюджет первого квартала, принятый в январе 1992 г., сделала стабилизацию невозможной. Причины скорее на стороне доходов, чем на стороне расходов. Основные факторы - падение производства и дезорганизация налоговой системы.

3. Падение производства усугубило ситуацию: напрямую оно ухудшило фискальное положение; а косвенным образом породило мощное политическое лобби за помощь предприятиям, секторам и регионам, положение которых оказалось катастрофичным, независимо
от того, как скажется такая помощь на финансовой стабилизации.

4. Неспособность правительства контролировать рост зарплаты или проведе­ ние денежной политики - серьезная проблема для политики стабилизации.

5. Институты, унаследованные Россией от СССР, крайне неподходящи для стабилизационной политики. В России отсутствуют политические партии, кото­ рые смогли бы обеспечить парламентскую поддержку правительству, сильные социальные партнеры, которые могли бы вести с правительством переговоры и обеспечить поддержку достигнутого соглашения, значительный частный сектор, который может реагировать «нормальным» путем на рыночные сигналы. А имеется Центральный банк, независимый от правительства и не обязанный принимать его политику.

Принято считать, что первые экономические успехи в России проявились только после дефолта 1998 года. Многие считают их следствием последующего консерватизмаэкономической политики. Однако рыночные реформы начали приносить плоды раньше. Так, дефицит товаров был в какой-то степени преодолён в начале 1992 года при помощиимпортирования, инфляция снизилась до 83 % по итогам 1998 года, а ВВП продемонстрировал первый рост в 1997 году.

В условиях существовавшего товарного дефицита либерализованные цены стали резко расти, вызывая острое социальное недовольство. Поэтому правительство одновременно взяло курс на насыщение рынка товарами народного потребления, чему способствовала политика освобождения внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров и свободной конвертации (обмена рубля на валюту других стран). Последствия проведенных мер оказались очень противоречивыми. Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило власти весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты занятым в государственном секторе экономики. При дефиците товаров и кризисном состоянии экономики в целом начался безудержный рост инфляции (гиперинфляция).


Другим направлением экономической реформы стало осуществление широкой программы приватизации (перевода государственной собственности в частную). Руководителем программы приватизации стал председатель комитета по управлению имуществом А. Б. Чубайс. Приватизация проводилась в два этапа. На первом – 1992–1993 гг. – объявлялось о безвозмездной передаче всем гражданам России части государственной собственности путем выдачи на нее приватизационного чека (ваучера). Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Однако на деле в условиях обнищания и экономической безграмотности населения ваучеризация привела к распродаже за бесценок предприятий и целых отраслей. Приватизация привела по существу к деиндустриализации России. В наибольшей мере спад производства затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные формы. Также произошел глубокий социальный раскол общества. Лишь 5 % населения получили собственность и экономическую власть.

Заслугой нового правительства во главе с В. С. Черномырдиным стало постепенное подавление гиперинфляции. Однако достигнуто это было в значительной мере за счет постоянных задержек выплаты заработной платы трудящимся и военнослужащим

  • 6.Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния
  • 7.Формирование сословной системы организации общества: реформы Петра 1, век Ектерины 2
  • 8.Особенности и основные этапы экономического развития России в 17-18 вв.
  • 11.Российская экономика 1861-1913 гг: создание общенационального рынка; причины успехов и неудач на пути индустриального развития
  • 12.Россия 1861-1913 гг: положение крестьянства (пользование землей, быт, достаток, политические интересы)
  • 13.Россия в 1861-1913 гг: положение рабочего класса (условия труда, заработки, цены в стране, политические интересы)
  • 15.Основные политические партии России в начале 20 в, их социальные программы
  • 16.Царицын 1861-1913 гг: экономика, уровень жизни, политические интересы буржуазии
  • 19.Россия в марте-октябре 1917 г: хроника исторических событий
  • 20.Экономическая политика Временного правительства (государственное управление экономикой, начало создания плановой системы)
  • 21.Социально-экономическое положение классов и их политические интересы в период правления Временного правительства
  • 22.Причины падения Временного правительства
  • 23.Царицын: экономика, политические интересы основных социальных групп, революционные события в 1917-1918 гг.
  • 25.Сущность социалистической идеи. Ленинизм об организации производства и распределения в социалистической России
  • 27.Царицын: становление Советской власти, революционные преобразования
  • 29.Формирование централизованной, плановой системы управления в ссср в 1930-е гг. На основе монополии государственной собственности
  • 30.Коллективизация сельского хозяйства: успехи и просчеты
  • 31.Индустриализация: новые подходы в условиях Советской власти
  • 32.Сталинград: индустриализация (строительство тракторного завода, появление новых вузов, культурная жизнь города)
  • 34.Опыт цивилизаций: 1940-е гг. (Европа в годы войны. Послевоенная экономика Германии – социально-экономические реформы л. Эрхарда. Сша – внутренняя реакция, маккартизм, нато)
  • 35.Мобилизационные действия Советской власти на разгром немецко-фашистских захватчиков. Трудовой и боевой подвиг россиян
  • 36.Сталинград: всемирно-историческое значение разгрома немецко-фашистских войск. Великий подвиг армии и народа
  • 37.Опыт цивилизаций: 1950-е гг. (Реформы в Китае, «функциональный социализм» в Швеции)
  • 38.Россия в 1950-е гг.: реформы н.С. Хрущева (стремление сочетать энтузиазм трудящихся и материальную заинтересованность в производстве и распределении)
  • 39.Россия в 1950-е гг.: жизненный уровень трудящихся (цены, заработки, жилищные условия)
  • 40.Сталинград: послевоенное возрождение города
  • 43.Хрущевская «оттепель»: надежды и реальность
  • 44.Волгоград в 60-е гг.: строительство Волго-Донского судоходного канала, Волжской гэс, создание новых отраслей промышленности, культурное развитие
  • 46.Российская экономика в 1970-е гг.: начало падения темпов развития промышленного и сельскохозяйственного производства
  • 47.Россия в 1970-е гг.: поиски путей повышения жизненного уровня населения
  • 49.Экономика России в 1980-е гг.: попытки совершенствования социализма, реформы м. Горбачева
  • 50.Россия 1980-е гг.: «перестройка» в политической и общественной жизни
  • 51.Волгоград в 1970-80-е гг.: основные проблемы экономического и социального развития. Условия жизни различных социальных групп
  • 52.Опыт цивилизаций: 1990-е гг. (экономический подъем в Европе. Сша, Клинтон – социальные программы. Китай – экономические успехи, рост жизненного уровня населения)
  • 53.Распад ссср: различные точки зрения
  • 54.Шоковая терапия начала 1990-х гг. В России
  • 55.Экономическое положение основных социальных групп России в 1990-е гг. (интеллигенция, рабочие, итр, сельские жители)
  • 54.Шоковая терапия начала 1990-х гг. В России

    Правительство Российской Федерации, из всех возможных вариантов выбравшее вариант «шоковой терапии», было уверено в успехе, надеясь буквально в течение считанных недель достичь равновесия на потребительском рынке, за несколько недель до­биться финансовой стабилизации в стране, дать простор саморе­гулированию рынка или таким образом сдержать спад производ­ства и заложить импульсы его подъема. Однако попытки искусственно ускорить процессы, перепрыгнуть через неизбежные пере­ходные ступени оказались нереалистичными, граничащими с авантюрой и губительными для общества.

    Ликвидация с 1 декабря 1991 г. ограничений на заработную плату и прирост средств, направляемых на потребление, привела к быстрому повышению заработной платы, как в государственном, так и в альтернативных секторах экономики, при этом прирост средств на оплату труда был в значительной степени отнесен на себестоимость продукции и выразился в росте цен. Это фактически привело к запуску в российской экономике спирали «зарплата - затраты - цены». В последующий период (1991-1993 гг.) характер инфляции существенно изменился. Если до 1991 г. решающим фактором развитие инфляционного процес­са было накопление вынужденно отложенного спроса и значи­тельно меньшую роль играло повышение цен, то в дальнейшем обесценение денежной массы приобрело выражение через стреми­тельное повышение цен.

    Меры, принятые правительством, оказались недостаточными для преодоления инфляции, так как не обеспечивали приостанов­ления дальнейшего спада производства.

    «Шоковая терапия» в 1992г. преследовала не столько цель преодоления экономического кризиса, сколько политические за­дачи: утверждения нового режима и окончательного демонтажа aдминиcтративно-командной системы народного хозяйства. С этой точки зрения такая политика на данный момент в основ­ном была оправданной. Но шоковый монетаризм показал свою ограниченность и неспособность к решению долговременных и глобальных задач, стоящих перед Россией.

    В целом «шоковая терапия» проявилась в виде социально- экономических эффектов: - свертывания инвестиционных процессов, приостановления воспроизводства основных фондов, разрушения строительного и научно-технического комплексов;

    Падения объемов производства и, следовательно, предло­жения потребительских товаров, что привело к нарушению ры­ночного равновесия: товаров производится все меньше, цены растут; - загадочной диспропорции, возникшей между индексом потребительских цен и индексом денежных доходов населения;

    - «российской конкуренции», выразившейся в свертывании производителями производства и поднятии цен.

    «Шоковая терапия» в России не сопровождалась какими-либо положительными результатами, потому что проблема насыще­ния рынков в условиях быстрого и устойчивого спада произ­водства и массового вывоза товаров так и не была решена. Некоторое смягчение дефицита по отдельным группам товаров связано было лишь с достижением по ним такого уровня цен, который превращает эти товары в полностью недоступные для основной массы населения (и тем вызывает резкое сокращение их потребления и производств). Зато либерализация вызвала высо­кий рост цен, достигший уровня гиперинфляции.

    Когда в начале 90-х годов и.о. премьера Гайдар провозгласил курс на ультралиберальные реформы, многие восприняли это как «бери, пока другие не взяли», а государство контролировать процесс оказалось не в состоянии. Шоковая терапия – как прозвали этот период в народе – закончилась фактическим разграблением значительной доли госсобственности, обнищанием населения и другими политическими и экономическими катаклизмами.

    В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара ». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

    Гайдар вошел в правительство, когда экономическая ситуация в стране была катастрофической . Дефицит бюджета приблизился к 30% валового национального продукта.

    По данным, которые приводит известный экономист Евгений Ясин в своей книге «Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

    Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

    При потребности в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

    В конце ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

    Приступить к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

    Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

    Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

    29 января 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О свободе торговли». В соответствии с этим указом предприятиям независимо от форм собственности и гражданам было предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

    Вместе с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

    В своих выступлениях накануне либерализации Гайдар говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

    В конце февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

    В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов России экономическая политика правительства подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

    13 апреля Гайдар заявил об отставке правительства, мотивируя ее тем, что принятое на Съезде постановление о ходе реформ фактически означает несогласие депутатов с экономическим курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

    В этой ситуации был найден компромисс: съезд принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

    После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

    Фактически, под давлением депутатов и директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

    Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

    В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После утверждения главой правительства Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

    Деятельность Егора Гайдара оценивается неоднозначно. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. Однако при сохранении доходов населения неизменными, это привело к катастрофическому падению уровня жизни.

    Реформаторам удалось сократить дефицит государственного бюджета и перевести советскую плановую экономику на рельсы свободного рынка, но побочным эффектом их действий стали гиперинфляция и экономический кризис.

    Специалисты до сих спорят о том, что послужило причиной крушения российской экономики в начале 1990-х годов реформы Гайдара и его сторонников или предшествующие им десятилетия неэффективного советского правления.

    Материал подготовлен на основе открытых источников

    Дополнительные источники:

    Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991-1997 / Под ред. Е. Т. Гайдара, стр. 91-93.

    Е. Ясин. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

    Russian Economic Reform. Crossing the Threshold of Structural Change. World Bank, 1992.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      История экономических реформ. Командные и протекционистские методы Петра I в отношении экономической жизни России. Идеологизированное реформирование экономики после 1917 г. Экономические реформы и преобразования последних лет, социальные последствия.

      реферат , добавлен 30.11.2009

      Определение Российской экономики. Три сектора экономических реформ. Порок экономических реформ. Перечень достижений российской экономики. Современное состояние экономических реформ России. Ошибки реформирования Российской экономики.

      курсовая работа , добавлен 28.09.2006

      Изучение предпосылок и описание хронологии реформ, которые происходили в России в 1992-1997 гг. Гиперинфляция: сравнение номиналов советских денег 1961 г. и российских денег 1992 г. Особенности приватизации. Результаты реформ, их социальные последствия.

      реферат , добавлен 28.11.2010

      Казахстанский путь развития экономики: основные этапы. Современные тенденции развития основных демографических процессов в казахстанском обществе. Социальные последствия реформ в Республике Казахстан. Развитие государственной демографической политики.

      курсовая работа , добавлен 06.10.2011

      Сущность и виды современной инфляции. Методы проведения и виды денежных реформ. Классические методы борьбы с инфляцией. Особенности денежных реформ в условиях "шоковой терапии". Инфляция в России: особенности протекания и возможности преодоления.

      курсовая работа , добавлен 30.11.2015

      Проводимые в России в 1990-х годах экономические преобразования, которые затронули все без исключения сферы жизни нашего общества. Экономическое развитие России во второй половине 1990-х годов. Сущность экономических реформ, их итоги и последствия.

      контрольная работа , добавлен 18.01.2014

      Сущность современной инфляции и определение ее социально-экономических последствий. Цели и методы денежных реформ, особенности их проведения в условиях "шоковой терапии". Изучение основных мер, принимаемых государством в рамках антиинфляционной политики.

      курсовая работа , добавлен 10.10.2011



    Похожие статьи