Как пройдет новая бетонка. Живой журнал московской области

Планы по строительству Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) были давно. Но только в 2014 году начались работы по прокладке новой скоростной магистрали. Дорога пройдет по территории Новой Москвы и Подмосковья в 50-ти километрах от МКАД. По оценкам специалистов, ЦКАД станет толчком экономического роста всего Московского региона. Строительство дороги планируется завершить к 2025 году.

ЦКАД - строительство кольцевой автодороги

Новая скоростная магистраль ляжет в основу целой сети скоростных дорог всей Центральной России. Она протянется на 529,9 километра. ЦКАД разгрузит городские вылетные магистрали (те, что имеют продолжение в Подмосковье) и Московскую кольцевую автодорогу от транзитной перевозки грузов: большегрузные автомобили еще на дальних подъездах к Москве можно будет перенаправлять в пункты их назначения.

Открытие трассы позволит сократить себестоимость грузовых перевозок и транспортных издержек. Вместе с тем благодаря организации скоростного транзитного движения будет снижено негативное воздействие на окружающую среду за счет разгрузки существующих дорог и населенных пунктов, через которые сегодня следуют «караваны» грузовиков.

ЦКАД - подробная карта, схема

Строительство ЦКАД поможет сформировать на территории Московской области ряд крупных международных транспортных коридоров (МТК): «Лондон - Нижний Новгород», «Хельсинки - Юго-Восточная Европа», «Север - Юг» и «Хельсинки - Нижний Новгород». Кроме того, реализация проекта повысит безопасность дорожного движения. На всем протяжении дорога будет оснащена современной автоматической системой управления дорожным движением, станциями метеонаблюдения, вертолетными площадками, стоянками для отдыха водителей и придорожными сервисами.

Проект строительства ЦКАД

Строить Центральную кольцевую автодорогу планируется в пять этапов (пусковых комплексов), по принципу государственно-частного партнерства (ГЧП). Это значит, что в финансировании объекта участвуют и государство, выделяя субсидии из федерального бюджета, и средства Фонда национального благосостояния РФ, и частные инвесторы.

Каждый пусковой комплекс будет строиться в рамках отдельного проекта ГЧП. Оператора, который будет обслуживать дорогу после ее открытия, определят в ходе отдельного конкурса. Это связано с необходимостью выбора единого оператора для всех пусковых комплексов ЦКАД. Разработка проектной документации Центральной кольцевой автодороги велась в течение четырех лет - с 2008 по 2011 год. В подготовке проекта участвовало более 100 специализированных проектных институтов и организаций. Генеральной проектной организацией стало ОАО «Институт по проектированию и изысканиям автомобильных дорог «Союздорпроект».

В апреле 2012 года президент России Владимир Путин подписал поручение о начале строительства дороги. В 2014 году были подведены итоги открытого конкурса на заключение долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству, содержанию и капитальному ремонту первого участка (пускового комплекса) магистрали на территории Москвы и Московской области. Победителем стало ООО «Стройгазконсалтинг». Первый участок ЦКАД планируется открыть в 2018 году. Его длина составляет 49 километров, из них 22,4 километра пройдут по территории «новой Москвы» (Троицкий и Новомосковский округа).

Начало строительства, рязвязки на ЦКАД

Строительство Центральной кольцевой автодороги на присоединенных территориях началось в конце лета текущего года. 26 августа 2014 года памятную капсулу в ознаменование начала работ на ЦКАД заложили мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Алексей Воробьев, министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, а также глава Росавтодора Сергей Кельбах.

«Строительство Центральной кольцевой автодороги - это поистине прорывной проект для Москвы, Подмосковья и для всего Центрального экономического региона России», - заявил на торжественной церемонии мэр столицы С. Собянин. В «новой Москве» планируется построить три крупные транспортные развязки на ЦКАД: с Варшавским и Калужским шоссе, а также в районе дорожной отметки «26-й пикет». По мнению столичных градостроителей, нет необходимости строить большое количество развязок, иначе ЦКАД из скоростной транзитной трассы может превратиться в «городскую улицу» с пробками.

В то же время около 120 тысяч машин, которые ежедневно транзитом следуют по МКАД, после 2018 года будут перенаправлены на Центральную кольцевую автодорогу. Особое внимание при проектировании ЦКАД уделено развитию прилегающих территорий. Уже в ближайшие полгода будет разработан единый проект планировки территории «новой Москвы» в районе Центральной кольцевой автодороги на расстоянии в один километр в каждую сторону от магистрали. Это позволит определить перспективы развития земельных участков, прилегающих к дороге. На них могут появиться логистические центры, инженерная инфраструктура, придорожный сервис и другие объекты, где будут созданы новые рабочие места.
По оценкам экспертов, серьезных технических проблем при строительстве Центральной кольцевой автодороги не ожидается. Трасса проходит по свободной территории, где нет плотной городской застройки и, соответственно, не возникнет проблем с освобождением площадок.

Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор») осуществляется проектирование и строительство Четвертого пускового комплекса (ПК № 4) Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (ЦКАД) протяженностью 96,5 км., проходящего по территории Ногинского, Павлово-Посадского, Воскресенского, Раменского районов Московской области, а также Электростали и Домодедово.

Завершение работ на Раменском участке трассы ПК № 4 планируется в 2018 году. Автодором представлена схема прохождения трассы ЦКАД и развязок в местах ее пересечения с автомобильными и железными дорогами, населенными пунктами, водными акваториями и лесными массивами на территории Раменского района Московской области.

Финансирование проектирования и строительства осуществляется за счет субсидий федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния РФ и внебюджетных источников финансирования.



Общероссийской общественной организацией «Российская академия естественных наук» (РАЕН) в 2012 г. представлено ЗАКЛЮЧЕНИЕ общественной экологической экспертизы проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4».

ЗАКЛЮЧЕНИЕМ РАЕН от 2012 г. общественной экологической экспертизы проекта ПК № 4 ЦКАД отмечены все негативные последствия для окружающей среды, в том числе строительство и последующая эксплуатация дорожного объекта значительно ухудшит экологическую обстановку в населенных пунктах, примыкающих к ЦКАД:

«Общественная экологическая экспертиза проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4» проводится в соответствии с решением Комитета по общественному экологическому контролю Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (протокол №3 от 30 марта 2011 г.) (далее Комитет).

В соответствии с данным решением с привлечением членов Комитета должна быть проведена общественная независимая экологическая экспертиза проекта строительства участков ЦКАД.

Эта необходимость диктуется тем, что сформированная ранее и существовавшая до 2006 года система комплексной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), включая процедуру государственной экологической экспертизы кардинально трансформировалась и упростилась. Для проектов автомобильных дорог это обстоятельство является очень чувствительным и значимым обстоятельством с разных точек зрения: экологической (растет нагрузка на окружающую среду в связи с ростом автомобилизации), экономической (становятся значимыми затраты на реализацию средозащитных мероприятий), социальной (изменяется привычный образ жизни, менталитет населения), ибо автомобильная дорога при своем строительстве и эксплуатации гармонично (или не очень) вписывается в природную среду, потребляет в значительных объемах природные ресурсы, трансформирует социальную среду и качество жизни людей.

Согласно мировой практике (Всемирный банк, ЕБРР) процедура ОВОС предполагает рассмотрение последствий влияния намечаемого проекта дорожного строительства на все охраняемые ресурсы, т.е. на:

истощение и пригодность природных ресурсов (ресурсо - и энергосбережение, загрязнение воздуха, воды, почвы, биоты);

растительный и животный мир;

продуктивность природной среды;

материальные ценности и культурное наследие;

облик ландшафта, его пригодность и функционирование в качестве зоны отдыха.

Главными задачами общественной экологической экспертизы являются:

Установление наличия, степени влияния и последствий намечаемого проекта дорожного строительства на указанные выше охраняемые ресурсы;

Стимулирование проектировщиков, строителей, работников дорожноэксплуатационных служб на внедрение инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий в дорожном хозяйстве, обеспечивающих минимизацию негативного влияния дорожной деятельности на окружающую природную и социальную среду;

Повышение инвестиционной привлекательности дорожной деятельности для развития разных форм государственно-частного партнерства с отечественными и иностранными инвесторами.

Проектируемый четвертый пусковой комплекс пересекает наиболее освоенные районы Московской области в непосредственной близости от следующих населенных пунктов: Субботино, Криулино, Фрязевский, Степаново, Фрязево, Кошерово, Фенино, Юрово, Петровское, Федино, Вохринка, Меньшово, Панино, Образцово, Артемьево. Залеснность коридора трассы составляет 70%. Проектируемая автодорога пересекает множество рек и мелких водотоков. Это реки Солонога, Ходца, Вохонка, Гжелка, Дорка, Москва, Отра, Гнилуша и их притоки. На данных участках дорога проходит через поймы и надпойменные террасы вышеперечисленных рек.



На стадии обоснования инвестиций предполагалось, что ЦКАД будет строиться, преимущественно опираясь на существующее Московское малое кольцо. При этом в пределах ПК №4 проектируемая трасса ЦКАД должна была проходить по территории ряда городов: Бронницы, Электросталь, Ногинск. Однако увеличение числа полос и интенсивности движения привело бы к: ухудшению экологического состояния окружающей среды населенных пунктов; увеличению сноса жилых домов, а также сноса домов в коттеджных поселках и, как следствие, удорожанию проекта. Наиболее сложная обстановка в г. Ногинске – наблюдалась бы на протяжении 7,8 км, а в г. Электросталь - 7,7 км.

В целях минимизации негативного влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения, а также оптимизации затрат на строительство было принято решение вести строительство трассы в обход этих крупных городов, ряда населенных пунктов и садовых товариществ (варианты по каждому участку трассы приведены в материалах). В результате количество населенных пунктов, попадающих в зону шумового воздействия трассы, сократилось с 74 до 38, а общая протяженность шумозащитных экранов уменьшилась с 70,6 км до 28 км. В зоне акустического влияния ЦКАД в пределах ПК № 4 останется около 40 населенных пунктов, относящихся в основном к дачным участкам и коттеджным поселкам, в которых население не проживает постоянно.

Четвертый пусковой комплекс начинается в Ногинском районе в 2-х км севернее автодороги М-7 «Волга» (Москва-Нижний Новгород). На территории района трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Электросталь (трасса пересекает юго-восточные окраины города); д. Затишье (трасса пересекает деревню); с. Богослово (примыкает к трассе с востока); д. Елизаветино (в 125 м к востоку от трассы); п. Фрязево (примыкает к трассе с запада); д. Всеволодово (примыкает к трассе с востока); д. Степаново (в 100 м к востоку от трассы).

В Павлово-Посадском муниципальном районе в зоне прохождения трассы находятся два сельских населенных пункта: д. Субботино (в 375 м к западу от трассы), д. Криулино (в 500 м к юго-востоку от трассы).

На территории Воскресенского и Раменского районов трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Бронницы (в 1500 м к западу от трассы); д. Григорово (север района - в 450 м к востоку от трассы); д. Захарово (в 750 м к востоку от трассы); д. Обухово (примыкает к трассе с востока); д. Фенино (примыкает к трассе с востока); д. Пласкинино (в 500 м к востоку от трассы); пос. Машиностроитель (в 375 м к северозападу от трассы); д. Петровское (примыкает к трассе с запада и востока); д. Бояркино (в 650 м к западу от трассы); д. Торопово (примыкает к трассе с востока); д. Борщева (в 880 м к северо-западу от трассы); д. Кошерово (примыкает к трассе с востока); с. Гжель (в 750 м к западу от трассы); с. Малышево (в 825 м к западу от трассы); д. Морозово (в 175 м к юговостоку от трассы); д. Рыблово (в 875 м к востоку от трассы); д. Лубнинка (в 700 м к северозападу от трассы); д. Григорово (юг района - примыкает к трассе с юга); д. Заворово (примыкает к трассе с юга); с. Толмачево (примыкает к трассе с севера); д. Коробово (в южном секторе транспортного коридора); пос. Ганусово (примыкает к трассе с севера); д. Юрово (в 950 м к западу от трассы); д. Косякино (в 750 м к югу от трассы); д. Соколово-Хомьяново (в 750 м к югу от трассы); д. Рылеево (трасса пересекает северо-западные окраины деревни).


Пусковой комплекс № 4 ЦКАД в Городском округе Домодедово простирается от границ Раменского района до автодороги М-4 «Дон» (Москва – Кашира). На территории округа трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Домодедово (трасса пересекает город - 9 км2 находится в зоне влияния); д. Скрипино (в 175 м к северу от трассы); д. Мотякино (в 450 м к северу от трассы); д. Базулино (в 200 м к северу от трассы); д. Бурхино (в 375 м к югу от трассы); пос. Красный путь (в 500 м к югу от трассы); д. Кутузово (в 1250 м к северу от трассы); д. Образцово (в 200 м к югу от трассы); д. Житнево (в 200 м к югу от трассы); д. Проводы (примыкает к трассе с севера); д. Артемьево (в 500 м к югу от трассы); д. Михеево (в 500 м к северу от трассы); д. Шубино (в 175 м к северу от трассы).

Так как Малое московское кольцо проходит через ООПТ государственный природный заказник «Широколиственные и хвойно-широколиственные леса правобережья реки Клязьма» (Ногинский район), в первоначальном варианте проектируемая трасса ЦКАД также проходила через вышеуказанную ООПТ, но в марте 2010 года произведена корректировка территории заказника и трасса дороги выведена из нее.

Всего на пусковом комплексе №4 на 1-ой очереди строительства предусмотрено строительство 63 круглых и прямоугольных водопропускных труб в пониженных местах рельефа общим протяжением 3641,67 п.м. С целью уменьшения количества очистных сооружений, устраиваемых для очистки воды с проезжей части, проектом предусмотрено устройство 67 перепускных круглых труб диаметром 1 м и 1,5 м общим протяжением 3222,88 п.м для пропуска воды под проезжей частью из кюветов, расположенных по другую сторону земляного полотна.

На рассматриваемом участке дороги предусмотрено разместить 179 локальных очистных сооружений ливневых стоков: габионных фильтровальных сооружений, накопительного и проточного типов; для защиты ближайших жилых территорий от шума устанавливаются 80 акустических экранов, общей протяженностью 28800 м и высотой от 3 до 6 м, площадь которых составляет - 115250 м2.

Перспективные размеры движения на ЦКАД определены на основе показателей среднегодового прироста интенсивности движения на сети автомобильных дорог Московской области (3,5…4,5% ежегодного прироста в 50-ти километровой зоне от МКАД); увеличения парка подвижного состава (9,8% ежегодного прироста за последние 10 лет); динамики численности и подвижности населения и прогноза социально-экономического развития региона с учетом создания условий формирования в зоне ЦКАД современной интермодальной инфраструктуры.

Среднегодовой прирост интенсивности движения в коридоре ЦКАД – ММК/МБК за период 2009 – 2030 г.г. составит 6,9%. К расчетному 2030 г. интенсивность движения по платным участкам ЦКАД будет колебаться от 63,3 тыс. авт./сутки до 34,2 тыс. авт./сутки. Средняя интенсивность движения по ЦКАД в расчетном году составит 49,8 тыс. авт./сутки. Средний состав движения: грузовые автомобили – 35%; легковые автомобили – 64-65%; автобусы – 1%.

Проектом предусмотрена автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), которая выполняет управляющие, информационные и вспомогательные функции.

Разработаны необходимые решения по переносу и переустройству коммуникаций (линий связи, линий электропередач, магистральных газопроводов, распределительных газопровода, нефтепродуктопроводов, продуктопроводов, наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации, линейные сети и объекты железных дорог) в 262 местах.

Потребности строительства в земельных ресурсах по 8-му участку строительства составят 924,34 га, из них под постоянное использование планируется приобрести 750,11 га. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 105,66 га под коммуникации, 68,14 га под стройплощадки и 0,44 га под сносимые здания и сооружения.

При этом под временные сооружения 84,51 га земель лесного фонда, 66,56 га земель сельскохозяйственного назначения и 1,14 га садоводческих объединений. По 9-му участку строительства ориентировочные потребности в земельных ресурсах составят 463,37 га, из них под постоянное пользование планируется приобрести 399,63 га, под временное пользование: 11,63 га земель лесного фонда, 34,64 га земель сельскохозяйственного назначения и 0,08 га садоводческих объединений. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 44,27 га под коммуникации, 19,29 га под стройплощадки и 0,18 га под сносимые здания и сооружения.


В ходе проведения инженерно-экологических изысканий выполнены следующие виды работ:

Сбор имеющихся литературных и фондовых материалов об экологическом состоянии природной среды вдоль трассы и прилегающей территории, поиск объектованалогов.

Рекогносцировочное обследование территории вдоль трассы.

Бурение разведочных скважин и геофизические исследования.

Геоэкологическое опробование компонент ОС (атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод).

Оценка радиационной обстановки.

Исследование вредных физических воздействий.

Оценка состояния животного мира и растительного покрова.

Исследование социально-экономической и медико-демографической обстановки, работу с населением.

Исследование памятников истории, культуры, археологии.

Камеральная обработка материалов, составление отчета, серии карт фактического материала и покомпонентных карт (схем) обследованной территории.

Номенклатура и объем выполненных инженерно-экологических изысканий в ряде моментов не совпадают с утвержденным техническим заданием (Программой) инженерноэкологических изысканий.

Однако Заказчик, Главгосэкспертиза эти отклонения от ТЗ сочли допустимыми и обоснованными.

В соответствии с техническим заданием Исполнитель должен был:

Представить акустическую характеристику автотранспортных потоков по существующей трассе А-107 и А-108 и пересекаемых ими транспортных магистралей;

Дать суммарную оценку существующего акустического состояния окружающей среды по материалам натурных наблюдений и расчетным данным;

Определение зоны акустического дискомфорта в соответствии с санитарногигиеническими требованиями от существующих транспортных потоков;

Построить шумовую карту территории влияния трасс А-107 и А-108.

Расчетные оценки уровня шума проводились по известным упрощенным методикам.

Натурные измерения (17 точек) проводились с целью определения уровня транспортного шума, вибраций, электромагнитных полей.

Зона акустического дискомфорта, создаваемая при движении автотранспорта по существующей дорожной сети, изменяется от 360 м (участки окружной дороги с ограничением скорости движения) до 595 м (участки окружной дороги с преобладанием в потоке большегрузного транспорта). В 32 населенных пунктах, расположенных вдоль трассы ММК, уровни шума превышают санитарно-допустимые нормы на 1,0…24,1 дБА . Вдоль трассы существующей ММК уровень вибрации, измеренный в тех же точках, изменяется от 63 дБ до 67 дБ. Зона вибрационного воздействия изменяется от 10 м до 18 м в каждую сторону от оси крайней полосы движения автотранспорта.

Зоны электромагнитного влияния от высоковольтных линий электропередач изменяются от 20 м до 30 м в каждую сторону от проекции крайнего провода ЛЭП на земную поверхность.

Таким образом, результаты оценок показали необходимость разработки комплекса шумозащитных мероприятий при строительстве и эксплуатации дороги.

Характеристика растительности, животного мира, современное состояние ихтиофауны Раздел выполнен профессионально, в полном объеме согласно ТЗ и содержит необходимую и исчерпывающую информацию для обоснования мероприятий по инженерной защите растительного и животного мира. Строгое соблюдение границ землеотвода является основным мероприятием, уменьшающим урон от этого вида воздействия.

В то же время, на правом берегу р. Клязьмы, к югу от Горьковского шоссе линия трассы проходит непосредственно через участки условнокоренных широколиственных и широколиственно-еловых лесов высокой степени сохранности. Такие леса обладают высоким природоохранным значением. Их уничтожение нанесет существенный ущерб растительному покрову региона. Сохранение этих сообществ и приуроченных к ним популяций редких видов растений является приоритетным направлением программы мероприятий по ООС, реализуемой в рамках строительства и эксплуатации ЦКАД.

При строительстве трассы ЦКАД происходит:

  • полное уничтожение растительных сообществ в полосе землеотвода, утрата лесных и пастбищных ресурсов;
  • утрата отдельных экземпляров редких и исчезающих видов растений, в том числе занесенных в Красные Книги РФ и региона;
  • сокращение ресурсов полезных видов растений;
  • повреждение растительности на границе со строительными площадками и подъездными дорогами, временное снижение продуктивности лесных и пастбищных ресурсов;
  • угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
  • изменение гидрорежима в долинах и лощинах водотоков, связанное с подпруживанием последних, приводящим к подтоплению и заболачиванию вышележащих территорий;
  • существенное усиление ветрового воздействия на кромки леса, окружающие открытое пространство трассы, и связанная с ним активизация буреломных и ветровальных нарушений;
  • нарушения растительного покрова как следствие активизации эрозионных процессов в зоне строительства магистрали;
  • повышение пожароопасности территории;
  • трансформация фауны территории, нарушающая нормальное функционирование экосистемы и, следственно, фитоценоза;
  • формирование рудеральных растительных сообществ по обочинам трассы, на техногенных почвенных обнажениях и т.д.

При эксплуатации ЦКАД могут происходить:

  • сукцессионные изменения растительных сообществ в случае активизации экзогенных геологических процессов и изменения гидрологического режима местообитаний, вызванных строительством;
  • снижение ветроустойчивости древостоев вдоль опушек лесных выделов, примыкающих к полосе землеотвода;
  • угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
  • повышение рекреационной нагрузки на растительность;
  • неизбежное замусоривание обочин и прилежащих территорий;
  • повышение пожароопасности территории.

На пусковом комплексе № 4 находится 5 археологических памятников. Общая площадь выявленных объектов археологического наследия составляет 38 000 м2. Строительные работы на территории объектов археологического наследия, полностью попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, согласно ст.40, п.2 ФЗ-73 от 25 июня 2002 г., необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками).

К таким объектам археологического наследия на пусковом комплексе №4: относится «курганный могильник XI-XIII вв. Морозово» (Раменский район). Площадь выявленного объекта археологического наследия составляет 350 м2.

На участках территории объектов археологического наследия, частично попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, строительные работы также необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками). На пусковом комплексе №4 это:

- «Селище XIV-XVII вв. Петровское» (Раменский район). общая площадь раскопок 3000 м2;

- «Селище XII-XVI вв. Скрипино-1» (Раменский район) общая площадь раскопок 2500 м2.

Общая площадь территории, требующей проведения археологических раскопок, по пусковому комплексу №4 составляет 5850 м2».


«АНТИ ЦКАД» (По материалам ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАЕН от 2012 г.)

Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» («Автодор») осуществляется проектирование и строительство Четвертого пускового комплекса (ПК № 4) Центральной кольцевой автомобильной дороги А-113 (ЦКАД) протяженностью 96,5 км., проходящего по территории Ногинского, Павлово-Посадского, Воскресенского, Раменского районов Московской области, а также Электростали и Домодедово.

Завершение работ на Раменском участке трассы ПК № 4 планируется в 2018 году. Автодором представлена схема прохождения трассы ЦКАД и развязок в местах ее пересечения с автомобильными и железными дорогами, населенными пунктами, водными акваториями и лесными массивами на территории Раменского района Московской области.

Финансирование проектирования и строительства осуществляется за счет субсидий федерального бюджета, средств Фонда национального благосостояния РФ и внебюджетных источников финансирования.



Общероссийской общественной организацией «Российская академия естественных наук» (РАЕН) в 2012 г. представлено ЗАКЛЮЧЕНИЕ общественной экологической экспертизы проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4».

ЗАКЛЮЧЕНИЕМ РАЕН от 2012 г. общественной экологической экспертизы проекта ПК № 4 ЦКАД отмечены все негативные последствия для окружающей среды, в том числе строительство и последующая эксплуатация дорожного объекта значительно ухудшит экологическую обстановку в населенных пунктах, примыкающих к ЦКАД:

«Общественная экологическая экспертиза проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) Московской области (с последующей эксплуатацией на платной основе). Пусковой комплекс № 4» проводится в соответствии с решением Комитета по общественному экологическому контролю Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (протокол №3 от 30 марта 2011 г.) (далее Комитет).

В соответствии с данным решением с привлечением членов Комитета должна быть проведена общественная независимая экологическая экспертиза проекта строительства участков ЦКАД.

Эта необходимость диктуется тем, что сформированная ранее и существовавшая до 2006 года система комплексной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), включая процедуру государственной экологической экспертизы кардинально трансформировалась и упростилась. Для проектов автомобильных дорог это обстоятельство является очень чувствительным и значимым обстоятельством с разных точек зрения: экологической (растет нагрузка на окружающую среду в связи с ростом автомобилизации), экономической (становятся значимыми затраты на реализацию средозащитных мероприятий), социальной (изменяется привычный образ жизни, менталитет населения), ибо автомобильная дорога при своем строительстве и эксплуатации гармонично (или не очень) вписывается в природную среду, потребляет в значительных объемах природные ресурсы, трансформирует социальную среду и качество жизни людей.

Согласно мировой практике (Всемирный банк, ЕБРР) процедура ОВОС предполагает рассмотрение последствий влияния намечаемого проекта дорожного строительства на все охраняемые ресурсы, т.е. на:

истощение и пригодность природных ресурсов (ресурсо - и энергосбережение, загрязнение воздуха, воды, почвы, биоты);

растительный и животный мир;

продуктивность природной среды;

материальные ценности и культурное наследие;

облик ландшафта, его пригодность и функционирование в качестве зоны отдыха.

Главными задачами общественной экологической экспертизы являются:

Установление наличия, степени влияния и последствий намечаемого проекта дорожного строительства на указанные выше охраняемые ресурсы;

Стимулирование проектировщиков, строителей, работников дорожноэксплуатационных служб на внедрение инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий в дорожном хозяйстве, обеспечивающих минимизацию негативного влияния дорожной деятельности на окружающую природную и социальную среду;

Повышение инвестиционной привлекательности дорожной деятельности для развития разных форм государственно-частного партнерства с отечественными и иностранными инвесторами.

Проектируемый четвертый пусковой комплекс пересекает наиболее освоенные районы Московской области в непосредственной близости от следующих населенных пунктов: Субботино, Криулино, Фрязевский, Степаново, Фрязево, Кошерово, Фенино, Юрово, Петровское, Федино, Вохринка, Меньшово, Панино, Образцово, Артемьево. Залеснность коридора трассы составляет 70%. Проектируемая автодорога пересекает множество рек и мелких водотоков. Это реки Солонога, Ходца, Вохонка, Гжелка, Дорка, Москва, Отра, Гнилуша и их притоки. На данных участках дорога проходит через поймы и надпойменные террасы вышеперечисленных рек.



На стадии обоснования инвестиций предполагалось, что ЦКАД будет строиться, преимущественно опираясь на существующее Московское малое кольцо. При этом в пределах ПК №4 проектируемая трасса ЦКАД должна была проходить по территории ряда городов: Бронницы, Электросталь, Ногинск. Однако увеличение числа полос и интенсивности движения привело бы к: ухудшению экологического состояния окружающей среды населенных пунктов; увеличению сноса жилых домов, а также сноса домов в коттеджных поселках и, как следствие, удорожанию проекта. Наиболее сложная обстановка в г. Ногинске – наблюдалась бы на протяжении 7,8 км, а в г. Электросталь - 7,7 км.

В целях минимизации негативного влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения, а также оптимизации затрат на строительство было принято решение вести строительство трассы в обход этих крупных городов, ряда населенных пунктов и садовых товариществ (варианты по каждому участку трассы приведены в материалах). В результате количество населенных пунктов, попадающих в зону шумового воздействия трассы, сократилось с 74 до 38, а общая протяженность шумозащитных экранов уменьшилась с 70,6 км до 28 км. В зоне акустического влияния ЦКАД в пределах ПК № 4 останется около 40 населенных пунктов, относящихся в основном к дачным участкам и коттеджным поселкам, в которых население не проживает постоянно.

Четвертый пусковой комплекс начинается в Ногинском районе в 2-х км севернее автодороги М-7 «Волга» (Москва-Нижний Новгород). На территории района трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Электросталь (трасса пересекает юго-восточные окраины города); д. Затишье (трасса пересекает деревню); с. Богослово (примыкает к трассе с востока); д. Елизаветино (в 125 м к востоку от трассы); п. Фрязево (примыкает к трассе с запада); д. Всеволодово (примыкает к трассе с востока); д. Степаново (в 100 м к востоку от трассы).

В Павлово-Посадском муниципальном районе в зоне прохождения трассы находятся два сельских населенных пункта: д. Субботино (в 375 м к западу от трассы), д. Криулино (в 500 м к юго-востоку от трассы).

На территории Воскресенского и Раменского районов трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Бронницы (в 1500 м к западу от трассы); д. Григорово (север района - в 450 м к востоку от трассы); д. Захарово (в 750 м к востоку от трассы); д. Обухово (примыкает к трассе с востока); д. Фенино (примыкает к трассе с востока); д. Пласкинино (в 500 м к востоку от трассы); пос. Машиностроитель (в 375 м к северозападу от трассы); д. Петровское (примыкает к трассе с запада и востока); д. Бояркино (в 650 м к западу от трассы); д. Торопово (примыкает к трассе с востока); д. Борщева (в 880 м к северо-западу от трассы); д. Кошерово (примыкает к трассе с востока); с. Гжель (в 750 м к западу от трассы); с. Малышево (в 825 м к западу от трассы); д. Морозово (в 175 м к юговостоку от трассы); д. Рыблово (в 875 м к востоку от трассы); д. Лубнинка (в 700 м к северозападу от трассы); д. Григорово (юг района - примыкает к трассе с юга); д. Заворово (примыкает к трассе с юга); с. Толмачево (примыкает к трассе с севера); д. Коробово (в южном секторе транспортного коридора); пос. Ганусово (примыкает к трассе с севера); д. Юрово (в 950 м к западу от трассы); д. Косякино (в 750 м к югу от трассы); д. Соколово-Хомьяново (в 750 м к югу от трассы); д. Рылеево (трасса пересекает северо-западные окраины деревни).


Пусковой комплекс № 4 ЦКАД в Городском округе Домодедово простирается от границ Раменского района до автодороги М-4 «Дон» (Москва – Кашира). На территории округа трасса пересекает или проходит вблизи следующих населенных пунктов: г. Домодедово (трасса пересекает город - 9 км2 находится в зоне влияния); д. Скрипино (в 175 м к северу от трассы); д. Мотякино (в 450 м к северу от трассы); д. Базулино (в 200 м к северу от трассы); д. Бурхино (в 375 м к югу от трассы); пос. Красный путь (в 500 м к югу от трассы); д. Кутузово (в 1250 м к северу от трассы); д. Образцово (в 200 м к югу от трассы); д. Житнево (в 200 м к югу от трассы); д. Проводы (примыкает к трассе с севера); д. Артемьево (в 500 м к югу от трассы); д. Михеево (в 500 м к северу от трассы); д. Шубино (в 175 м к северу от трассы).

Так как Малое московское кольцо проходит через ООПТ государственный природный заказник «Широколиственные и хвойно-широколиственные леса правобережья реки Клязьма» (Ногинский район), в первоначальном варианте проектируемая трасса ЦКАД также проходила через вышеуказанную ООПТ, но в марте 2010 года произведена корректировка территории заказника и трасса дороги выведена из нее.

Всего на пусковом комплексе №4 на 1-ой очереди строительства предусмотрено строительство 63 круглых и прямоугольных водопропускных труб в пониженных местах рельефа общим протяжением 3641,67 п.м. С целью уменьшения количества очистных сооружений, устраиваемых для очистки воды с проезжей части, проектом предусмотрено устройство 67 перепускных круглых труб диаметром 1 м и 1,5 м общим протяжением 3222,88 п.м для пропуска воды под проезжей частью из кюветов, расположенных по другую сторону земляного полотна.

На рассматриваемом участке дороги предусмотрено разместить 179 локальных очистных сооружений ливневых стоков: габионных фильтровальных сооружений, накопительного и проточного типов; для защиты ближайших жилых территорий от шума устанавливаются 80 акустических экранов, общей протяженностью 28800 м и высотой от 3 до 6 м, площадь которых составляет - 115250 м2.

Перспективные размеры движения на ЦКАД определены на основе показателей среднегодового прироста интенсивности движения на сети автомобильных дорог Московской области (3,5…4,5% ежегодного прироста в 50-ти километровой зоне от МКАД); увеличения парка подвижного состава (9,8% ежегодного прироста за последние 10 лет); динамики численности и подвижности населения и прогноза социально-экономического развития региона с учетом создания условий формирования в зоне ЦКАД современной интермодальной инфраструктуры.

Среднегодовой прирост интенсивности движения в коридоре ЦКАД – ММК/МБК за период 2009 – 2030 г.г. составит 6,9%. К расчетному 2030 г. интенсивность движения по платным участкам ЦКАД будет колебаться от 63,3 тыс. авт./сутки до 34,2 тыс. авт./сутки. Средняя интенсивность движения по ЦКАД в расчетном году составит 49,8 тыс. авт./сутки. Средний состав движения: грузовые автомобили – 35%; легковые автомобили – 64-65%; автобусы – 1%.

Проектом предусмотрена автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), которая выполняет управляющие, информационные и вспомогательные функции.

Разработаны необходимые решения по переносу и переустройству коммуникаций (линий связи, линий электропередач, магистральных газопроводов, распределительных газопровода, нефтепродуктопроводов, продуктопроводов, наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации, линейные сети и объекты железных дорог) в 262 местах.

Потребности строительства в земельных ресурсах по 8-му участку строительства составят 924,34 га, из них под постоянное использование планируется приобрести 750,11 га. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 105,66 га под коммуникации, 68,14 га под стройплощадки и 0,44 га под сносимые здания и сооружения.

При этом под временные сооружения 84,51 га земель лесного фонда, 66,56 га земель сельскохозяйственного назначения и 1,14 га садоводческих объединений. По 9-му участку строительства ориентировочные потребности в земельных ресурсах составят 463,37 га, из них под постоянное пользование планируется приобрести 399,63 га, под временное пользование: 11,63 га земель лесного фонда, 34,64 га земель сельскохозяйственного назначения и 0,08 га садоводческих объединений. В состав отчуждаемых во временное пользование земель войдут: 44,27 га под коммуникации, 19,29 га под стройплощадки и 0,18 га под сносимые здания и сооружения.


В ходе проведения инженерно-экологических изысканий выполнены следующие виды работ:

Сбор имеющихся литературных и фондовых материалов об экологическом состоянии природной среды вдоль трассы и прилегающей территории, поиск объектованалогов.

Рекогносцировочное обследование территории вдоль трассы.

Бурение разведочных скважин и геофизические исследования.

Геоэкологическое опробование компонент ОС (атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод).

Оценка радиационной обстановки.

Исследование вредных физических воздействий.

Оценка состояния животного мира и растительного покрова.

Исследование социально-экономической и медико-демографической обстановки, работу с населением.

Исследование памятников истории, культуры, археологии.

Камеральная обработка материалов, составление отчета, серии карт фактического материала и покомпонентных карт (схем) обследованной территории.

Номенклатура и объем выполненных инженерно-экологических изысканий в ряде моментов не совпадают с утвержденным техническим заданием (Программой) инженерноэкологических изысканий.

Однако Заказчик, Главгосэкспертиза эти отклонения от ТЗ сочли допустимыми и обоснованными.

В соответствии с техническим заданием Исполнитель должен был:

Представить акустическую характеристику автотранспортных потоков по существующей трассе А-107 и А-108 и пересекаемых ими транспортных магистралей;

Дать суммарную оценку существующего акустического состояния окружающей среды по материалам натурных наблюдений и расчетным данным;

Определение зоны акустического дискомфорта в соответствии с санитарногигиеническими требованиями от существующих транспортных потоков;

Построить шумовую карту территории влияния трасс А-107 и А-108.

Расчетные оценки уровня шума проводились по известным упрощенным методикам.

Натурные измерения (17 точек) проводились с целью определения уровня транспортного шума, вибраций, электромагнитных полей.

Зона акустического дискомфорта, создаваемая при движении автотранспорта по существующей дорожной сети, изменяется от 360 м (участки окружной дороги с ограничением скорости движения) до 595 м (участки окружной дороги с преобладанием в потоке большегрузного транспорта). В 32 населенных пунктах, расположенных вдоль трассы ММК, уровни шума превышают санитарно-допустимые нормы на 1,0…24,1 дБА . Вдоль трассы существующей ММК уровень вибрации, измеренный в тех же точках, изменяется от 63 дБ до 67 дБ. Зона вибрационного воздействия изменяется от 10 м до 18 м в каждую сторону от оси крайней полосы движения автотранспорта.

Зоны электромагнитного влияния от высоковольтных линий электропередач изменяются от 20 м до 30 м в каждую сторону от проекции крайнего провода ЛЭП на земную поверхность.

Таким образом, результаты оценок показали необходимость разработки комплекса шумозащитных мероприятий при строительстве и эксплуатации дороги.

Характеристика растительности, животного мира, современное состояние ихтиофауны Раздел выполнен профессионально, в полном объеме согласно ТЗ и содержит необходимую и исчерпывающую информацию для обоснования мероприятий по инженерной защите растительного и животного мира. Строгое соблюдение границ землеотвода является основным мероприятием, уменьшающим урон от этого вида воздействия.

В то же время, на правом берегу р. Клязьмы, к югу от Горьковского шоссе линия трассы проходит непосредственно через участки условнокоренных широколиственных и широколиственно-еловых лесов высокой степени сохранности. Такие леса обладают высоким природоохранным значением. Их уничтожение нанесет существенный ущерб растительному покрову региона. Сохранение этих сообществ и приуроченных к ним популяций редких видов растений является приоритетным направлением программы мероприятий по ООС, реализуемой в рамках строительства и эксплуатации ЦКАД.

При строительстве трассы ЦКАД происходит:

  • полное уничтожение растительных сообществ в полосе землеотвода, утрата лесных и пастбищных ресурсов;
  • утрата отдельных экземпляров редких и исчезающих видов растений, в том числе занесенных в Красные Книги РФ и региона;
  • сокращение ресурсов полезных видов растений;
  • повреждение растительности на границе со строительными площадками и подъездными дорогами, временное снижение продуктивности лесных и пастбищных ресурсов;
  • угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
  • изменение гидрорежима в долинах и лощинах водотоков, связанное с подпруживанием последних, приводящим к подтоплению и заболачиванию вышележащих территорий;
  • существенное усиление ветрового воздействия на кромки леса, окружающие открытое пространство трассы, и связанная с ним активизация буреломных и ветровальных нарушений;
  • нарушения растительного покрова как следствие активизации эрозионных процессов в зоне строительства магистрали;
  • повышение пожароопасности территории;
  • трансформация фауны территории, нарушающая нормальное функционирование экосистемы и, следственно, фитоценоза;
  • формирование рудеральных растительных сообществ по обочинам трассы, на техногенных почвенных обнажениях и т.д.

При эксплуатации ЦКАД могут происходить:

  • сукцессионные изменения растительных сообществ в случае активизации экзогенных геологических процессов и изменения гидрологического режима местообитаний, вызванных строительством;
  • снижение ветроустойчивости древостоев вдоль опушек лесных выделов, примыкающих к полосе землеотвода;
  • угнетение растений выбросами в атмосферу строительной пыли и вредных загрязняющих веществ;
  • повышение рекреационной нагрузки на растительность;
  • неизбежное замусоривание обочин и прилежащих территорий;
  • повышение пожароопасности территории.

На пусковом комплексе № 4 находится 5 археологических памятников. Общая площадь выявленных объектов археологического наследия составляет 38 000 м2. Строительные работы на территории объектов археологического наследия, полностью попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, согласно ст.40, п.2 ФЗ-73 от 25 июня 2002 г., необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками).

К таким объектам археологического наследия на пусковом комплексе №4: относится «курганный могильник XI-XIII вв. Морозово» (Раменский район). Площадь выявленного объекта археологического наследия составляет 350 м2.

На участках территории объектов археологического наследия, частично попадающих в планируемую полосу постоянного отвода дороги, строительные работы также необходимо предварить спасательными научно-исследовательскими археологическими исследованиями (раскопками). На пусковом комплексе №4 это:

- «Селище XIV-XVII вв. Петровское» (Раменский район). общая площадь раскопок 3000 м2;

- «Селище XII-XVI вв. Скрипино-1» (Раменский район) общая площадь раскопок 2500 м2.

Общая площадь территории, требующей проведения археологических раскопок, по пусковому комплексу №4 составляет 5850 м2».


«АНТИ ЦКАД» (По материалам ЗАКЛЮЧЕНИЯ РАЕН от 2012 г.)

Будет функционировать в полной мере вокруг города Москвы. Строительство ЦКАД было запланировано постановлением Правительства РФ еще в 2001 году, однако началось лишь в 2014 году.

Характеристика ЦКАД

Протяженность ее составит пятьсот двадцать девять километров, а ширина — от четырех до восьми полос движения. Пройдет она от Москвы на расстоянии от двадцати пяти до шестидесяти пяти километров. Дорога будет оборудована новой автоматической системой управления движением, станциями наблюдения по метеорологии, площадками для вертолетов, средствами быстрой связи, зонами отдыха и дорожного сервиса. Ежедневно ЦКАД сможет пропускать до семидесяти — восьмидесяти тысяч автомобилей. составит сто тридцать километров в час.

Бывший губернатор Московской области Б. Громов называл ЦКАД чуть ли не условием экономической революции для региона.

Где и как пройдет ЦКАД? Сколько будет стоить проезд, и что станет с бетонкой? Эти и другие вопросы раскрывает данная статья.

Зачем нужна ЦКАД?

Эта дорога полезна во многих отношениях.

Для Москвы, ранее распределявшей грузоперевозки, она послужит тем, что перетянет какую-то часть большегрузного и транзитного потока. Таким образом, будет освобождена Москва. ЦКАД в Московской области перетянет на себя грузы, предназначенные для других регионов. Благодаря этому пробки в столице значительно ослабятся.

Еще в более выгодном положении окажется Московская область. ЦКАД разгрузит малую бетонку полностью. А в западной части - и большую бетонку тоже, участки автодорог между МКАД и ЦКАД. Благодаря ЦКАД в Московской области появится до двухсот тысяч новых рабочих мест, что значительно облегчит положение жителей Подмосковья, которые ежедневно ездят в Москву на работу.

Для России с помощью этого проекта сформируются хордовые дороги, будущие части МТК — международных транспортных коридоров. Строительство ЦКАД будет сопровождаться реконструкцией нескольких И уже через несколько лет страна сможет в полной мере зарабатывать на транзите. Ведь в настоящее время она получает с транзита всего пять процентов от того, что могла бы иметь на самом деле. Речь идет о ежегодных доходах до двух с половиной триллионов рублей. Это создаст сотни тысяч новых рабочих мест, а также станет благоприятной площадкой для инвестиций в нефтепереработку и логистику.

Соседние с Московской областью регионы, где будет проходить ЦКАД, также выиграют, потому что увеличится скорость поездок и безопасность движения. Передвижение грузов в России станет производиться быстрее и дешевле, и конкурентоспособность отечественных товаров возрастет.

Почему не реконструируют малую бетонку?

Существует несколько факторов разного порядка относительно того, как пройдет ЦКАД и почему решено было не реконструировать дороги А-107 и А-108, называющиеся в народе "бетонками". О причинах таких решений расскажем далее.

Социальные причины возведения ЦКАД

Во-первых, обе дороги на многих участках проходят через поселки и города. Малая бетонка проходит через Бронницы, Ногинск, Звенигород, Электросталь и другие города. Застройки на ней находятся на расстоянии от пяти до тридцати метров. При реконструкции дороги нужно было бы строить обходы городов или выкупать собственность застройщиков в непосредственной близости от дороги. Но даже если это сделать, то появилось бы множество недовольных людей, которые живут в близлежащих домах и вынуждены были бы терпеть рядом с собой магистраль.

Однако и при строительстве новой дороги ЦКАД, несмотря на усилия проектировщиков при строительстве объездов, не удалось избежать проблемы изъятия земель, где живут люди. Здесь решили пойти по «сочинскому» пути и использовать ускоренный и упрощенный порядок изъятия на государственные нужды. Компенсации будут проводиться по рыночным ценам.

Технические причины

Для удобства транзита скорость на дороге должна достигать от ста тридцати до ста пятидесяти километров в час и иметь первую техническую категорию. Последнее предполагает серьезные требования, касающиеся продольных уклонов, кривизны, ширины обочин и так далее. Однако ни малая, ни большая бетонка не могут похвастаться соответствиями таким требованиям. Чтобы они отвечали вышеприведенному стандарту, нужно было бы дороги перестраивать полностью.

Дороги ММК и МБК (малая и большая бетонки) имеют лишь третью и четвертую категории, продольные уклоны в отдельных местах превышают сорок процентов. На них имеются множество пересечений, примыканий и смещений. Поэтому реконструкция этих дорог не представляется целесообразной.

Планировочно-градостроительные причины возведения ЦКАД

Так как в Московской области плотность дорог меньше более чем в четыре раза по сравнению с европейскими странами, намного лучше иметь две дороги, одна из которых будет привычной местной, а другая станет транзитной, где можно будет проехать с большой скоростью. В противном случае, на одной дороге оказались бы и местный и транзитный автомобильный транспорт, и местные тракторы делили бы одну дорогу с международными большегрузами. Кроме того, большое количество перекрестков и съездов с бетонок пришлось бы либо реконструировать, либо удалять. Вот почему, например, реконструируемый участок дороги, где будет ЦКАД, получивший название «Звенигородский ход», будет шириной в четыре полосы и иметь лишь вторую техническую категорию.

Что ждет бетонку и железнодорожные переезды на них?

И малая и большая бетонки так и останутся бесплатными дорогами, которые в основном будут загружены местным трафиком. Вместо железнодорожных переездов будут построены путепроводы. Такие путепроводы уже почти построены в Белых Столбах и Алабино на дороге А-107.

Началось строительство других путепроводов в Липитино, Шараповой Охоте и Львовском на той же дороге. Далее на очереди стоят железнодорожные переезды в Голицыно и Юрово на малой бетонке и Дорохово — на большой. Их строительство запланировано до 2020 года.

Финансирование ЦКАД

Первоначально стоимость проекта составляла от трехсот до трехсот пятидесяти миллиардов рублей. Однако эти цифры придется пересмотреть в связи с курсом рубля.

ЦКАД финансируется из трех источников:

  • Субсидий из федерального бюджета.
  • Средств ФНБ (фонда национального благосостояния).
  • Средств концессионеров и инвесторов.

В 2014 и 2015 годах "Автодор" должен получить из ФНБ свыше тридцати восьми миллиардов рублей, которые пойдут на первую и пятую части дороги. Такое решение было принято после заключения контрактов с частными инвесторами. Эти участки соседствуют друг с другом. Они проходят по западной и южной сторонам от Москвы и тянутся на сто тридцать семь километров. Стоимость этих участков составит около сорока девяти и более сорока двух миллиардов рублей соответственно.

Большая часть финансирования этой дороги будет оплачена государством, двадцать пять процентов - "Стройтрансгазом", и от десяти до четырнадцати процентов вложат частные инвестиционные компании.

Средства ФНБ планировалось вложить в строительство дороги еще с конца 2013 года. Однако через год решено было привлекать капитал банков для финансирования этого и других проектов. Этим воспользовался Газпромбанк и приобрел бонды "Автодора" на средства ФНБ. Такая схема уже реализуется с РЖД, где в роли приобретателя выступает банк ВТБ.

Пока не до конца решен вопрос о том, как будут финансироваться третья и четвертая части, протяженность которых составляет почти двести километров, а стоимость - более ста пятидесяти миллиардов рублей. Пока по этим частям проходят конкурсы.

Участки

Чтобы узнать, как пройдет ЦКАД, можно посмотреть на карту проекта. Удобно будет также наложить эту карту на Яндекс-карту.

Весь участок, в Подмосковье, разделен на пять пусковых комплексов или десять участков. Между третьим и пятым ПК проходит участок протяженностью более пяти километров, который за свои средства строит ГК «Автодор». Этот участок не входит в пусковые комплексы.

Планируется возвести в два этапа ЦКАД. Схема ее выглядит следующим образом.

1 этап

Первый этап строительства должен быть закончен к 2018 году. К этому времени должны быть возведены шесть участков из десяти, образующие кольцо общей протяженностью в триста тридцать восемь километров и тридцать пять метров. Кольцо, где пройдет ЦКАД, здесь полностью дублирует малую бетонку или А-107.

2 этап

Второй этап будет проходить с 2020 до 2025 года, в течение которых будут сооружены оставшиеся четыре участка протяженностью в сто девяносто километров шестьдесят семь метров, в шесть полос движения.

Инфраструктура на ЦКАД

Ширина трассы составит максимум восемь полос. Там, где она будет пересекаться с другими федеральными и региональными трассами, будут сооружены многоуровневые развязки, мосты, эстакады и путепроводы. Всего планируется построить тридцать четыре развязки и двести семьдесят восемь мостов.

Дорога такого высокого уровня станет очень притягательной для разных инвесторов, и логистических, и производственных. Тому подтверждением служат уже поступившие губернатору Московской области заявки от инвесторов.

На территории, где пройдет ЦКАД, будут построены тридцать две автозаправочных станции, на которых будут функционировать кафе и минимаркеты, тридцать автозаправочных станций с кафе-ресторанами, восемнадцать станций технического обслуживания и восемнадцать мотелей.

Стоимость проезда

Дорога будет платная везде, кроме пятого пускового комплекса, где она пройдет по участку малой бетонки или трассы А-107. Стоимость проезда по платным участкам, построенным за счет федерального бюджета, планируется зафиксировать для легковых автомобилей в два рубля тридцать две копейки за один километр. В местах, где будут привлечены частные инвестиции, стоимость может быть выше.

Для жителей Московской области Центральная Кольцевая Автомобильная Дорога будет бесплатной.

Экология

Поскольку скорость на ЦКАД возрастет, то и уровень отрицательного воздействия на среду уменьшится. Скорость от пяти до десяти километров в час увеличивает выбросы до десяти раз больше, чем при скорости от шестидесяти до восьмидесяти километров в час.

По тому пути, как пройдет ЦКАД, он не будет касаться заповедников и других особо охраняемых территорий, поэтому специальная экологическая экспертиза не назначалась.

Однако проект прошел общественную экологическую экспертизу, в которой приняли участие главные ученые-экологи.

Известно, что по территории, где пройдет ЦКАД, будет вырублена одна сотая процента деревьев от всей площади Московской области. Взамен планируется компенсационная посадка деревьев и кустарников.

Кроме этого, впервые в отечественном дорожном строительстве предусмотрена стопроцентная очистка дождевых вод, переходы для животных и в местах, где поблизости расположены жилые застройки.

Сегодня ЦКАД — самый крупный автотранспортный проект в стране. Если он не будет доведен до конца, это самым серьезным образом отразится на престиже власти


По мнению экспертов, России не достает 1 млн км шоссейных дорог. Немного уменьшить этот дефицит способна Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД). Ее прокладка происходит в Московской области. Однако недавние события возродили первоначальные опасения, что строительство магистрали может либо затянуться, либо вообще .

Ни денег, ни конкурсантов

Эти опасения связаны с тем, что недавние конкурсы на строительство третьего и четвертого пусковых комплексов не состоялись из-за того, чтобы на каждый из этих тендеров была подана только одна заявка. Хотя, как уверял председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах , третий и четвертый участок ЦКАД планировалось начать строить весной 2016 года.

Привычка чиновников выдавать желаемое за действительное хорошо известна. А вот по мнению старшего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Екатерины Решетовой , этот результат вполне предсказуем и не стоит придавать ему слишком большое значение.

Этапы строительства ЦКАД

Частных денег не хватает, к тому же ЦКАД конкурирует за них с М-11, где тоже используются приватные инвестиции, напоминает эксперт. Поэтому малое число участников конкурсов отнюдь не означает, что стройка непременно остановится. Возможно, придется соглашаться с участием всего одного претендента.

Надо исходить из реальности, сегодня на рынке дорожного строительства мало компаний, способных потянуть коммерческий кредит. На сегодня ЦКАД — один их самых , и его реализация не может обойтись без сложностей.

Бег с препятствиями

Ситуацию с инвестированием в дорожное строительство диктует экономика. Вкладывать деньги в такие дорогостоящие проекты способны те, у кого они имеются. А это преимущественно компании, у которых есть иностранные партнеры. Но при существующем геополитическом раскладе таких немного.

К другому типу компаний, способных осуществлять такие большие инвестиции, относятся те, кто имеет доступ к финансовым источникам, например к пенсионным деньгам. Поэтому одним их участников конкурса является компания «Лидер», которая как раз и обладает такими возможностями. А это, в свою очередь, снижает ее риски.

А что происходит с теми, у кого такого доступа нет, хорошо видно на примере компании «Стройгазконсалтинг». Первоначально она выиграла подряд на строительство первого участка, но быстро сошла с дистанции. Приступить к работам «Стройгазконсалтинг» должен был еще в 2014 году, но со своими обязательствами так не справился.

Произошла замена игрока: в игру вступил «Крокус Интернешнл», принадлежащий строительному магнату Арасу Агалорову . Был подписан контракт на строительство и обслуживание первого пускового комплекса протяженностью 49,5 км (96-й — 146-й километры). Дорога будет проходить по территории городского округа Домодедово, Подольского района Московской области, Троицкого административного округа Москвы и Наро-Фоминского района Подмосковья.

Строить, несмотря на ни что

Нужно или не нужно строить ЦКАД в нынешней экономической ситуации? По мнению заместителя директора группы КПМГ в России Алексея Медникова , это хороший и качественный проект. ГК «Автодор» провел большую подготовительную работу. Были просчитаны основные параметры ЦКАД. Об этом свидетельствует и тот факт, что первоначально на каждый конкурс приходили по 5—6 участников.

Но, увы, на реализации проекта плохо отразилась ухудшившаяся экономическая ситуация, число участников конкурсов снизилось до минимума. Но даже с учетом всех обстоятельств дорогу следует строить. Этого требует дорожная обстановка, да и с экономической точки зрения она принесет пользу.

Надо учитывать, что любой инфраструктурный объект имеет достаточно длинный цикл — не менее 30 лет. Это несколько лет его сооружения, остальное — эксплуатация. Просчитать все риски на такой период невозможно, но в данном случае сделаны максимально возможные расчеты. Проведены маркетинговые исследования, изучен международный опыт, применяются передовые технологии, используются хорошие схемы концессии, резюмирует аналитик Алексей Медников.

Все это позволяет ему сделать вывод, что при подготовке проекта были учтены основные риски. Что касается нынешней экономической турбулентности, то она не вечна, и рано или поздно положение стабилизируется.

Платные участки ЦКАД

А вот директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин полагает, что как раз далеко не все риски проекта были учтены, и сейчас они серьезно осложняют работу по его реализации.

В первую очередь это неурегулированность процесса землеотвода в России, что страшней любых макроэкономических недомоганий. Сегодня в стране нет органа, способного гарантировать, что все необходимые участки будут своевременно освобождены от всех обременений. Это приводит к тому, что многие стройплощадки оказываются не готовыми к ведению строительных работ.

Второй риск — готовность платить за проезд. Расчеты между тарифом и трафиком у нас не сходятся, что наглядно продемонстрировал пример М-11. А то, что в процесс установки тарифов вмешалась прокуратура, это плохой знак для инвестора. Не ее это дело. То, как это ведомство понимает вопрос социальной справедливости и практики строительства, нередко способно загубить любой бизнес-проект.

Транспортное захолустье

Не надо забывать, что саму по себе ЦКАД можно считать масштабным проектом только в условиях России, где до сих пор строится мало дорог, особенно высшей категории. А вот соседний Китай начиная с 1997 года ежегодно (!) прокладывает подобных магистралей от 5 до 6 тыс. км. Понятно, что для китайцев наша ЦКАД — это весьма скромный объект.

К тому же дорожно-транспортная структура России не поспевает за потребностями не только отечественной, но и мировой экономики, которая придает все большее значение рациональной логистике. Если страна будет строить дороги прежними темпами, мы далеко отстанем от остального мира и окончательно превратимся в его транспортное захолустье.

Надо активнее возводить платные трассы, считает Михаил Блинкин. В Европе они составляют 2%, в Китае их больше 10%. У нас до сих пор — на уровне статистической погрешности. И у тех, что строят по схемам ГЧП, потом появляются при эксплуатации.

Государство же вкладывать в эту сферу необходимое количество средств не хочет, а последнее время и не может. ЦКАД в этом плане — один из немногих таких проектов. И этим он особенно интересен.

Мы продолжим следить за ходом его реализации.

Владимир ГУРВИЧ

Фото delruss.ru, livejournal.com, academic.ru



Похожие статьи